Основные жанры (житие, летопись, поучение, воинская повесть). Презентация на тему: Летописи Былины Жития

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

14.09.2017г.


Тема

Машина времени

Цена вопроса

Богатыри

Живая картинка

Колесо истории

Памятники культуры


Тема «Машина времени»

Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одаренный человек.

В лето 6415 (907).

Из летописей.


Откуда эти строки?

Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть!

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!


Тема «Богатыри»

Из былины «Ильины три поездочки»

Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец - герои русских былин.

Русский народ.


Тема «Богатыри»

В 822 г. большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так воз­никло Древнерусское государство.)


Тема «Живая картинка»

Сергий Радонежский

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и сто­ять

будет земля Русская!»

Это был Сергий Радонежский. Он благословил на этот подвиг и отправи

С князем двух монахов-богатырей - Пересвета и Ослябю.


Тема «Колесо истории»

Былина - один из видов уст­ного народного

творчества, где рассказывается о подвигах богаты­рей - бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, богатырской удивительной силе, мужестве и доброте.


Тема «Колесо истории»

Ту дороженьку расчистил я,

Богатырь....

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

- Чьи это слова и где были записаны?


Тема «Колесо истории»

Илья Муромец сделал новую надпись на камне.

Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.


Тема «Колесо истории»

Стоял такой великий сто

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

Н. Кончаловская

- Как прозвали князя Дмитрия ?


Тема «Памятники культуры»

Стены храма покрывались фресками.

Сергий Радонежский основал Свя­то - Троицкую Сергиеву лавру.

Её создал ученик Сергия Радонежского

великий иконописец Андрей Рублев.


Цели: обобщить знания учащихся по разделу; учить прислу­шиваться к мнению товарищей, принимать правильное реше­ние в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Комментарии для учителя. Урок основан на телевизионной игре «Своя игра». Отличие в том, что ребята играют не инди­видуально, а коллективно. Класс делится на 2 команды или 3 команды (по рядам).

Оборудование: на доске табло.

Летописи, былины, сказания, жития

1. Машина времени 10 20 30 40 50

2. Богатыри 10 20 30 40 50

3. Живая картинка 10 20 © 40 50

4. Колесо истории 10 20 30 40 50

5. Памятники культуры 10 20 30 40 50

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла орга­низованно, выберите капитана команды. Он будет назы­вать тему, в которую играет команда, а затем озвучивать ответ.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда-победитель.

II. Проведение игры

1. Машина времени.

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать све­дения о происходивших событиях? (В XI веке.)

20 Одним из первых русских летописцев был... . (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одаренный человек.)

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на слови земли? (В 1224 году.)

40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И пове­сил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите ее. (Влето 6415(907) и в лето 6420 (912).)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От­куда мы это узнали? (Из летописей.)

2. Богатыри.

10 Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать -г- богатому быть! Все судьбой сие предписано! Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)

20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих кар­тин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Вас­нецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муро­мец - герои русских былин.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.) Как называется такой прием в литературе? (Ал­легорией или иносказанием.)

40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племен объеди­нил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древ­нерусское государство.)



50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшеб­ных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?

3. Живая картинка.

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца мона­ха, который помог ему выбраться из леса. И этот маль­чик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонеж­ский.)

40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий де­ревянный помост поднялся сам князь в железных дос­пехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал... . Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»)

50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмит­рий за советом. К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил Дмитрия Ивано­вича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей - Пересвета и Ослабю.)

4. Колесо истории.

10 Объясните, что такое былина. (Былина - один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей - бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их уди­вительной силе, мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Отку­да появилось это название? Зачем создавались лето­писи?

30 Ту дороженьку расчистил я

Богатырь..........

Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезживаю, И судьбина для меня - за коня!»

Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец вы­долбил новую надпись на камне.)



40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу уме­реть от любимого коня. Предсказние сбылось даже после смерти коня.)

50 Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья. А князя Дмитрия... С тех пор прозвал народ, И слава добрая за ним До наших пор живет.

Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.) 5. Памятники культуры.

10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)

20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30 Ими покрывались стены храма. Так называют изобра­жения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фрес­ками.)

40 Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

III. Подведение итогов

На табло остается карточка со значком © (см. табло в нача­ле урока). Это подарок участникам игры. Можно включить «Бо­гатырскую симфонию» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ

Летопись как жанр

Согласно Словарю литературоведческих терминов «Летопись» - это жанр русской литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий, мифологических представлений и проч. Летописи создавались, чтобы сохранить память о событиях прошлого: о том, чему свидетелем был сам летописец (составитель летописи) или о чем он услышал, или прочел в других летописях. Яркий пример летописи – «Повесть временных лет». [Шк.литведч. словарь, с.26].

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т. к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была своего рода политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Летописи были двух типов: собственно погодные записи – сообщения о событиях, и летописные рассказы – описания событий, с конкретными деталями, диалогами. Вторые, в свою очередь представлены двумя типами: одни рассказы повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более реалистичны; другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности.

Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Летописи относятся к числу «объединяющих жанров» (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно, воинской повести, жития святого, поучения, похвального слова, различных документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: «Поучения» Владимира Мономаха, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим установкам.[ Д.С.Лихачев].

Последним русским летописцем можно по праву назвать Н.М Карамзина, русского историка, писателя, поэта. Для Оптиной пустыни дорого другое имя летописца -о.В.Рослякова, который исполнял послушание летописца.

Летопись как жанр отличается от жанра жития

Согласно Словарю литературоведческих терминов «Житие» - в русской средневековой литературе художественная биография легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых; например, «Житие Александра невского» [Шк.литведч. словарь, с.18].

Житие как жанр близко к жанру современного романа: образ святого - в его развитии, с самого момента его рождения и до самой смерти, то есть перехода в Вечность. Житие характеризуется ярко выраженной рефлексией как показатель анализа собственного состояния святого: его поступков, чувств, мировосприятия, и этому подвижник подвергает себя добровольно и сознательно. Прекрасным примером рефлексии являются горячие молитвы подвижника, его внутренние монологи, обращения к братии и проповеди. Лексика повествования включает в себя старославянизмы, устаревшие и специальные слова, употребляемые во время молитвы или во время богослужения. Житие включает сведения исторического, географического, био- и библиографического характера. Помогает читателю посмотреть на мир другими глазами, учит жить с пользой не только для себя, но и для других, способствует патриотическому настрою, духовному росту и внутренней гармонии, впечатляет пропитанностью православного духа. Единственным недостатком является краткость, вследствие чего многие подробности из жизни святого опущены.

Вывод: летопись отличается от жития.

Летопись

Да, «…не житие, но летопись событий…»

В летописи проглядывают живые человеческие отношения!

Книга Нины Павловой «Пасха красная» есть яркий пример

не жития…, но летописи событий.

Жизнь трех Оптинских новомучеников была краткой и по-монашески тайной. «Подвиг их сокрыт от людей, - писал нам один из прозорливых отцов, - но они предстательствуют за нас пред Престолом Господа». И чтобы хотя бы отчасти понять этот подвиг, надо снова, как ни больно, вернуться в ту залитую кровью Оптину, где на Пасху умолкли колокола. Но начать лучше с событий перед Пасхой.

Три креста, как три родные брата,

Тишиной овеяны стоят.

Во гробах, за Господа распяты,

Три монаха Оптинских лежат .

Вот что пишет автор книги «Пасха красная» Н. Павлова, член Союза писателей России о том, как она работала над книгой: «…Пиши, как писала прежде», - так благословил меня на труд архимандрит Кирилл (Павлов), подсказав тем самым жанр этой книги: не житие - я никогда не писала их, но летописъ событий. А складывалась летописъ так - в 1998 году Господъ привел меня паломницей в Оптину пустынъ, и с тех пор я живу здесъ, став очевидцем тех событий, о которых и попыталасъ рассказатъ на основе дневников этих лет. Такую Оптинскую летопись вел век назад православный писателъ Сергей Нилус, и жанр этот достаточно традиционен. Еще одно пояснение. В православной литературе принято по смирению скрыватъ свое имя, но в маргтирологии особый чин свидетеля. В первые века христианстпва, мучеников пострадавших за Христа, причисляли к лику свяпгых без канонизации - по свидетельским показаниям. очевидцев, позже нередко становившихся мучениками. В мартирологии отсутствует свидетель аноним или свидетелъ боязливый. Вот почему в книге присутствуют имена очевидцев жизни и подвига трех Оптинских новомучеников. По благословению духовного отца я тоже поставила под рукописъю свое имя, хотя все это не мое, и я лишъ собиратель воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них. Помню, какую радость пережила я вместе с оптинской братией, когда удалосъ найти и вернутъ в монастыръ дневник убиенного иеромонаха Василия. К сожалению, рукописи новомучеников разошлисъ после убийства по рукам, и до сих пор не найден дневник инока Ферапонта…»

Итак, в течение XI в. на Руси складываются основные литературные жанры и появляются первые оригинальные произведения. Жанровая система древнерусской литературы иерархична. К наиболее высоким жанрам принадлежит церковная литература _ Евангелия, тексты Священного писания, творения отцов церкви; затем следуют жития , торжественные слова, поучения , хождения. Светские исторические повести, предания и сказания в сознании древнерусского книжника были не столь "полезны", следовательно, представляли меньшую ценность по сравнению с жанрами церковной и поучительной литературы. Особое место среди светских жанров занимала летопись , включавшая в свой состав самые различные жанры _ сказание, воинскую повесть, поучение и просто погодную документальную запись.

Жанр летописи _ один из первых, важнейших жанров возникающей древнерусской литературы и, быть может, самый оригинальный из них. Византийским аналогом летописи являются хроники _ сочинения, знакомящие читателя со всемирной историей в ее средневековом понимании _ от библейского мифа о сотворении мира до правления византийских императоров. Летопись _ не только жанр древнерусской словесности, она одновременно является памятником исторической мысли. Название "летопись" отражает форму повествования: оно ведется по годам, в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинается словами "в лето…" - т.е. "в год"). Подобной формы летописания не было ни в византийской, ни в южнославянской литературах. Летопись обязана своим происхождением не только византийским хроникам, но и устному народному творчеству языческих времен _ слишком много в ней отголосков старинных преданий, сказок, легенд, пословиц и поговорок, заговоров и заклинаний. Из всех жанров древнерусской литературы текст летописи является наименее устойчивым. Летописи дошли до нас в составе многочисленных сводов: летописцы соединяли в текстах труды своих предшественников, давали им новую интерпретацию, свое истолкование исторических событий, а оно было далеко не беспристрастным и зависело от политической конъюнктуры времени.

Отсюда такое большое количество редакций и списков летописей, поэтому -то летописи и представляют собой своды весьма разнородных в жанровом и стилистическом отношении материалов. Однако летопись не является аморфным жанровым образованием. Сложные и противоречивые исторические события, сражения, явление природы _ все это рассматривается летописцем под одним углом _ с точки зрения вечности, как осуществление единой божьей воли. Сам хронологический принцип изложения материала в летописи создавал представление об истории как о непрерывной последовательности событий и позволял автору включать в свой труд разнообразный по характеру и жанровым особенностям материал. Благодаря этому в летописи сглаживались стилистические особенности различных жанров, вырабатывался некий усредненный стиль. Летописи недаром имеют первостепенное значение для исследователей истории древнерусского литературного языка.

Первые начальные своды русской летописи до нас не дошли. Известный русский ученый А.А. Шахматов предполагал, что они были составлены в 1039 г. в Киеве и в 1050 г. в Новгороде. Это только гипотеза. А реально дошедший до нас свод, который впоследствии включали почти все летописные своды XIV _ XVII вв., относится к 1111-1118 г. и носит название "Повесть временных лет". По мнению большинства исследователей, он составлен иноком Киево-Печерского монастыря Нестором на основе не дошедших до нас начальных сводов XI в. "Повесть временных лет", как полагают ученые, существовала в трех редакциях, до нас дошли из них только вторая _ в составе Лаврентьевской летописи (XIV в.) и третья _ в составе Ипатьевской летописи (XV в.). В Лаврентьевской летописи труд Нестора озаглавлен так: "Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть". Нестор начинает свой рассказ с библейской легенды о всемирном потопе и о разделении земли между сыновьями Ноя, перечисляя земли, доставшиеся каждому из них. Этот рассказ наш летописец заимствовал из переводной византийской хроники Георгия Амартола. Разумеется, там не упоминалась Русская земля, но Нестор искусно ввел славянские народы в контекст мировой истории. Славяне и Русь утверждаются как равные среди равных народов, и история Руси включается в общемировой исторический поток. Такова высокая точка зрения древнерусского летописца. "Повесть временных лет" - это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о началах русской государственности и культуры.

Но "Повесть временных лет" - это не только памятник историографии, но и выдающийся литературный памятник, в котором простая информация о рождении и смерти князей, о солнечном затмении и т.д. сосуществует с развернутыми сюжетными рассказами. И здесь летописец на информирует читателя, а подробно повествует, рассказывает, рисует картины происходящих событий. Особое место в "Повести временных лет" занимают рассказы, восходящие к устным историческим преданиям. Это рассказы о первых князьях _ о вещем Олеге, о походе Игоря к древлянам за данью, о жестокой мести за его смерть княгини Ольги, о храбром князе-язычнике Святославе, который сражался "аки барс" и предупреждал своих врагов: "иду на вы". Но чем ближе летописец к современности, тем конкретнее и жестче становится его рассказ. Лаконичное повествование сменяется подробным, диалогизированным _ летописец хочет максимального приблизить читателя к описываемым событиям, заставить его задуматься над происходящим. Таков рассказ об ослеплении князя Василька Требовольского, ставшего жертвой княжеских междусобиц. Здесь летописец отступает от канона, от обычного бесстрастного эпического повествования _ ему важно показать, что история хоть и предопределена свыше, но человек свободен в выборе своих поступков, свободен в выборе добра и зла.

Многие летописи включали в свой состав воинские повести _ исторические повести, изображающие военные сражения и подвиги князей. В основе воинской повести, как правило, лежало реальное военно-историческое событие, его центральный герой являлся реальной исторической личностью. Он изображался в виде идеального воина, во всем подобного персонажам русских былин. Поэтический стиль воинских повестей сочетал книжные традиции и черты народного эпоса. Сюжет и композиция воинской повести следовали традиционной схеме: сбор войска, выступление в поход, подготовка к бою, бой и его развязка. Ситуации воинской повести описывались с помощью традиционных стилистических формул: поле боя "покрыто множеством воинов", "быть сеча зла, яка же не была в Руси" и т.д. Поэтика воинской повести впервые стала складываться в летописном рассказе о мести Ярослава Мудрого Святополку Окаянному, входящем в состав "Повести временных лет". Расцвет этого жанра приходится на более позднее время, когда возникли произведения, непосредственно отражающие события татаро-монгольского нашествия _ летописные повести конца XIII в. "Повесть о битве на реке Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем". Последняя повесть близка по своей поэтике к "Слову о полку Игореве" и является шедевром этого жанра в древнерусской литературе.

Необходимо отметить, что термин "повесть" в древнерусской литературе имел совсем иное значение, чем в наше время. В новой литературе "повесть" - это эпический жанр среднего размера. В литературе древнерусской слово "повесть" применялось к произведениям самого различного рода. Повесть _ это произведение, которое повествует, рассказывает о чем-то. С этой точки зрения "повестью" может быть летопись ("Повесть временных лет") и новелла (какой являются "Повесть о бражнике" и "Повесть о Фроле Скобееве", произведения XVII в.). "Слово о полку Игореве" его безымянный автор тоже именует "повестью", но только "трудной" - т.е. горестной, печальной.

Одним из самых популярных жанров в древнерусской литературе церковного характера является агиографический жанр. Он включал в себя две разновидности _ житие и патерик. Патерик _ это сборник коротких назидательных рассказов из жизни монахов, обычно он формировался в течение нескольких веков, постоянно пополняясь новыми рассказами и легендами. Самый популярный на Руси Киево-Печерский патерик начал формироваться в XIII в. Жития святых представляли собой жизнеописание людей, канонизированных церковью. Следует отличать подобные жизнеописания от биографического жанра, распространенного в новой литературе, где так важна документальная точность. В житии требуется совсем другое _ здесь важно нарисовать идеал _ то, каким должен быть человек; житийный герой является объектом для подражания, дает нравственный урок читателю. Жанр агиографии занимает в средневековой литературе такое же место, какое занимает икона в изобразительном искусстве средневековья. Агиограф, как и иконописец, в описании жизни святого должен точно следовать жанровому канону, традиции, выработанной в течение многих столетий в христианской литературе. Каноническая структура жития и основные принципы изображения житийного героя выработались в Византии еще в VIII _ IX вв. и были полностью перенесены на древнерусскую почву. Агиограф в начале повествования о жизни своего героя непременно сообщает, что он произошел от "благочестивых родителей", что в детстве он выделялся среди сверстников смирением, послушанием, любовью к книгам; в юности начинается его подвижнеческая жизнь (в монастыре или пустынном уединении), при этом автор обязательно расскажет о борьбе святого с бесами, которые преследуют его, о чудесах, которые творит святой. Завершается житие картиной благочестивой смерти святого, а за ней обязательно следует краткая похвала.

Одним из первых оригинальных древнерусских житий является "Житие Феодосия Печерского", составленное иноком Киево-Печерского монастыря Нестором в XI в. Внешне Нестор следует канонической житийной схеме, произведение имеет трехчастную композицию: детство святого _ жизнь в монастыре _ похвала. В то же самое время это произведение очень характерно для того понимания святости, которое сложилось в Киевской Руси на самой заре ее существования. Феодосий Печерский подает пример не только своей добродетельной жизнью. В первую очередь он выступает как подвижник и строитель русской культуры.

В качестве идеального героя Нестор выбирает незаурядного писателя, основоположника Киево-Печерского монастыря, ставшего в XI -_XIII вв. настоящим оплотом книжной культуры Киевской Руси. Нестор даже сообщает о попытках Феодосия вмешаться в политическую жизнь Киева: Феодосий выступает с гневным обличением киевского князя Святослава Ярославича, осуждая политику раздоров и распрей. Так в этом, казалось бы, столь далеком от реальной жизни церковном жанре проступает главная тема литературы Киевской Руси: Русская земля и ее судьбы. Нестор воплотил в своем произведении идеал общественного и нравственного служения инока людям.

В XI в. возник и другой тип жития _ жития княжеского. Его первыми героями стали братья Ярослава Мудрого Борис и Глеб, убитые в междоусобице их старшим братом Святополком, впоследствии прозванным Окаянным. Добиваясь от византийской церкви канонизации своих братьев, Ярослав преследовал тройную цель: увенчать ореолом святости княжескую власть, усилить позицию русской церковной самостоятельности и резко осудить братоубийственные раздоры. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми; это было торжество национальной политики Ярослава, добивающегося религиозной и политической самостоятельности Руси.

С культом Бориса и Глеба связаны два памятника житийной литературы. Одно из них _ "Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба", составленное Нестором, следует традиционному житийному канону. Видимо, именно по этой причине оно не удовлетворило Ярослава. Необходимо было создать памятник, который резко отличался бы от обычной византийской формы. По такому пути пошел анонимный автор "Сказания о Борисе и Глебе". Он представил в своем произведении всего лишь один эпизод из жизни братьев _ их злодейское убийство. Описывая его, автор старался передать психологическое состояние своих героев. Конечно, этот психологизм очень условен: ведь ни один человек перед смертью не способен произнести столь длительные и красноречивые монологи. Но именно подобное красноречие, использующее и риторические фигуры ораторской прозы, и поэтические формулы народной причети, придавало произведению лирическую проникновенность. "Не дейте мене, не дейте!" - совсем по-детски просит юный Глеб своих убийц _ "Не порежьте лозы, не до конца возросшей, плода не имеющей".

Об очень высокой культуре книжного слова в Киевской Руси говорит расцвет в древнерусской литературе этого периода ораторской прозы. Здесь, несомненно, сказалось благотворное влияние утонченной византийской книжности, унаследовавшей неиссякаемое богатство эллинской риторической прозы.

В ораторской прозе Древней Руси традиционно выделяют два стиля: красноречие дидактическое, или учительское, и красноречие панегерическое, или торжественное. Стиль дидактического красноречия обычно реализовался в жанре поучения . Они были невелики по объему, часто лишены каких-либо риторических украшений, писались или произносились на живом разговорном древнерусском языке. Преследуя цели морального наставления, поучение сроилось просто и безыскусно, содержало требования скромности, заботы о родителях, детях, семье и т.д. Поучения такого рода представлены в творчестве Феодосия Печерского. К этой же традиции примыкает и знаменитое "Поучение" Владимира Мономаха, но о нем речь будет идти ниже.

Торжественное красноречие было приурочено к знаменательным датам церковной и светской истории. Оно было обращено к образованным людям, искушенным в книжной премудрости, и реализовывалось в многочисленных "словах", отличавшихся живописным и витийственным стилем. Самым ранним из них и самым совершенным является "Слово о Законе и Благодати" Иллариона. Оно заслуживает внимания уже потому, что это произведение _ первый дошедший до нас текст древнерусской литературы. По преданию, "Слово" было произнесено в Киевском Софийском соборе в присутствии князя Ярослава Мудрого между 1037 и 1050 гг. Несмотря на его возвышенный, богословский характер "Слово" будущего митрополита политически злободневно _ оно полностью вписывается в ту борьбу Ярослава за культурную, гражданскую и церковную самостоятельность Руси, которую он вел с Византийской империей.

"Слово" имеет четкое деление на три части. Первая часть посвящена истолкованию Библии, Ветхого Завета (Закона) как предшественницы христианства _ Нового Завета, Евангелия (Благодати). В том и заключается превосходство Благодати над Законом, по мысли Иллариона, что Новый Завет утверждает равноправие всех христианских народов. Этот вывод Иллариона полемически направлен против притязаний византийской церкви на руководящую роль среди тех народов, которые получили от нее христианство. Во второй части Илларион сужает тему: от утверждения всемирного значения христианства от переходит к крещению русского народа. Третья часть, написанная с исключительным эмоциональным подъемом, посвящена заслуге князя Владимира, крестившего Русь. Восхваляя Владимира, Илларион гордится тем, что его подвиг совершен в такой стране, которая "ведома и слышима есть всеми конци земля". Он говорит, что Владимир был "внук старого Игоря, сын же славного Святослава". Он восхищается победами древнерусских князей-язычников над греками _ христианами; патриотическое воодушевление Иллариона побеждает его христианскую экзальтированность. Последняя часть "Слова" завершается очень популярной в то время молитвой за Русскую землю и св. Владимира.

Илларион считается создателем русской ораторской прозы "высокого стиля", в чем-то предшествующего стилю "Слова о полку Игореве". При помощи риторических вопросов и восклицаний, иносказаний _ символов Илларион достигает большой эмоциональности речи. Ритмическая организация "Слова" (повторы синтаксических конструкций, глагольные рифмы) особенно подчеркивают стройность, ясность и завершенность композиции.

Ярослав Мудрый в 1051 г. поставил Иллариона митрополитом всея Руси без санкции константинопольского патриарха (в ту пору византийский патриарх посылал своего наместника _ митрополита, который управлял русской церковью, а по существу и страной). После смерти Ярослава в 1054 г. судьба Иллариона неизвестна. Предполагают, что он принял схиму под именем Никона и стал одним из составителей свода Киевской летописи, не дошедшей до нас.

Жанр торжественного красноречия был впоследствии представлен в творчестве Кирилла Туровского (XII в.) и Серапиона Владимирского (2 пол. XIII в.). Однако произведения этих авторов, при всей эмоциональной выразительности слова, были лишены интеллектуальной мощи, универсализма, широты кругозора, свойственных знаменитому "Слову" киевского митрополита.

Особое место в литературе XI _ XII вв. занимает "Поучение" Владимира Мономаха, дошедшее до нас в единственном списке (в Лаврентьевской летописи оно помещено под 1096 г.). Поучение состоит из трех частей _ собственно наставление, обращенное к детям, автобиография Мономаха и его письмо к черниговскому князю Олегу Святославичу _ зачинщику междоусобных распрей, вошедших в историю Киева как распря между Мономаховичами и Ольговичами.

Жанр поучения детям довольно распространен в средние века. Но "Поучение" Мономаха адресовано не просто детям, а детям _ наследникам государственной власти. "Седя на сенях" (т.е. будучи в преклонных летах), князь обращается к сыновьям с призывом объединить свои усилия в защите Русской земли, не допустить распри между отдельными княжескими уделами. Мономах мыслит образно: он указывает сыновьям на птиц как на образец подражания: ведь ни одна из них, "худая" (т.е. слабая) или сильная, не пытается согнать другую, не посягает на место лучшее, но не принадлежащее ей. Мысль о пагубности феодальных раздоров для Руси звучит и в письме Мономаха к черниговскому князю Олегу: для блага Руси Мономах готов помириться с ним, хотя в недавней междоусобице погиб юный сын Мономаха, Изяслав. Мономах только просит Олега прислать к нему вдову Изяслава: "Да с нею кончав слезы, посажю на месте, и сядеть аки горлица на сусе (сухом) древе желеючи, а яз утешаюся о бозе" (боге). Так, в письмо сурового и закаленного воина проникают лирические мотивы народного причитания, придающие ему особую проникновенность.

В целом "Поучение" выпадает из строгой системы средневековых жанров: слишком ярко отражаются в нем черты такой сильной и творчески одаренной личности, какой был князь Владимир Всеволодович Мономах. Уникальной для древнерусской литературы такого раннего периода является автобиография Мономаха _ первая автобиография частного лица в истории русской литературы в целом.

Не менее уникальным явлением в истории древнерусской литературы является памятник совсем другого рода, возникший во Владимиро-Суздальском княжестве в конце XII _ начале XIII вв. Он существует Под двумя названиями _ "Слово" Даниила Заточника и "Моление" Даниила Заточника.

Являются ли эти два текста двумя редакциями одного и того же сочинения или перед нами два самостоятельных произведения? Кто такой Даниил Заточник и существовал ли он на самом деле? На эти вопросы нет достаточно убедительных ответов. По своей форме и "Слово", и "Моление" написаны в форме послания к князю ("Слово" адресовано новгородскому князю Ярославу Владимировичу; "Моление" - Ярославу Всеволодовичу, князю Переяславля Суздальского). Автор превозносит силу и могущество князя и просит у него защиты и покровительства. Даниил перебирает возможные варианты устройства судьбы своего героя без участия князя _ и это дает ему возможность едко и остроумно высмеять почти все социальные слои общества _ достается и боярам, и монахам, и "злым женам". Даниил признается, что в своей надежде заслужить благорасположение князя он может рассчитывать только на свой ум и мудрость. При этом он подчеркивает, что эта мудрость _ его личная заслуга, результат его собственных усилий. Он не учился у философов, но как пчела собирает мед с разных цветов, так и он собирал отовсюду "сладость словесную". Это совершенно новый взгляд на вещи: впервые в истории русской культуры не сила, не военная доблесть, а разум _ личное достояние человека _ становится мерилом его достоинства. И словно чувствуя, насколько она расходится с общепринятой точкой зрения, Даниил начинает иронизировать над собой, подчеркивать свое ничтожество. Но такое уничижение недаром называли "уничижением паче гордости". И не случайно современный исследователь провел аналогию между личностью автора "Моления" и героем из "Записок из подполья" Ф.М. Достоевского. (См.: Башкиров Д.Л. Феномен "подпольного" сознания в древнерусской литературе и у Достоевского // Достоевский и современность. Старая Русса, 1986. С. 20-28). Удивителен стиль произведения Даниила Заточника. "Слово" и "Моления" используют афоризмы книжного и фольклорного происхождения. Даниил словно стремится поразить князя своей начитанностью. Он затевает интеллектуальную словесную игру, блещет остроумием, каламбурами, меткими сравнениями и уподоблениями. "Вострубим, братие, аки в златокованную трубу, в разум ума своего и начнем бити в серебряные органы во известие мудрости".

Книжные афоризмы для древнерусской литературы не новость, афористическое слово на Руси издавна ценили и любили. Но фольклорные афоризмы, пословицы, поговорки игра слов у Даниила явно восходят к скоморошеским традициям. Такого проникновения в книжный текст скоморошьего балагурства, да еще в сочетании с афоризмами "высокого" происхождения русская древняя литература не знала вплоть до XVII в.

Вот уже несколько раз мы вынуждены констатировать факт: в традиционной, канонической жанровой системе древнерусской литературы то и дело появляются произведения, которые выпадают из общей жанровой традиции, являются уникальными по своим художественным достоинствам. Здесь возможно два объяснения. Во-первых, мы далеко не в полном объеме знаем древнерусскую литературу того времени, мы не знаем, сколько художественных текстов не дошло до нас, погибло в пожарищах монголо-татарского нашествия. А во-вторых, древнерусская литература была еще очень молода, она находилась в процессе брожения, жанрообразования. К сожалению, этот процесс был прерван _ в литературе XIV _ XVI вв. мы не встретим уникальных и своеобразных произведений, они станут больше тяготеть к традиционным жанрам.

Викторина «Летописи, былины, сказания, жития»

Цели: учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мышление и творческие способности.

Планируемые результаты:

предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;

метапредметные: П - анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: на доске табло.

Ход викторины:

1 Организационный момент

Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру», соревнуясь командами. Прежде чем капитан ответит, вы должны обсудить вопрос в команде. Выберите капитанов. Капитан будет называть тему и цену вопроса, выбирая их на табло.

Тема

Цена вопроса

Машина времени

Богатыри

Живая картинка

Колесо истории

Памятники культуры

Проведение игры

    Машина времени

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI в.)

20 Один из первых русских летописцев. (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)

30 В каком году Русь впервые услышала о набегах монголов на свои земли? (В 1224 г.)

40 «Любите книгу - источник знания». Чьи это слова? (М. Горького.)

50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

2. Богатыри

10 Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть!

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!

Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)

20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Художник Виктор Михайлович Васнецов. На его картинах герои русских былин - Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.)

30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле в плену ? (Русский народ.) Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией, или иносказанием.)

40 Назовите вашего любимого былинного героя. Обоснуйте свой ответ.

50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?

3. Живая картинка

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

20 Расскажите, почему погибла Троя.

40 Назовите известных вам героев Древней Эллады.

50 Назовите основные качества греческого героя и русско! богатыря.

4. Колесо истории

10 Объясните, что такое былина. (Былина - один из видов устного народного творчества, повествует о подвигах богатырей бескорыстных защитников своей Родины, об их удивительной cuле, мужестве и доброте.)

20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Вырыл клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

А судьбу я за гриву ловлю,

Норовистую объезживаю,

И судьбина для меня - за коня!

Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец написал эти слова на камне.)

40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу смерть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)

50 Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

А князя Дмитрия...

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших пор живет.

Какое прозвание получил князь Дмитрий? (Донской.)

5. Памятники культуры

10 Первая печатная книга. (Библия.)

20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)

30 Так называют изображения в храме, сделанные красками по сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни

Иисуса Христа и святых. О чем речь? (О фресках.)

40 Он основал монастырь во славу Святой Троицы. Кто этот человек? Назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято- Троицкую лавру.)

50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал великий иконописец Андрей Рублев.)

III Подведение итогов

На табло остается карточка со значком

Это подарок участникам игры. Можно включить «Богатырскую симфонию» А.П. Бородина и вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывают количество очков у каждой команды, награждают игроков.