Немецкая девушка одержимая бесами. Да что она о себе возомнила, эта Аннелиз Михель? Видео: тайна раскрыта! «демоны внутри аннелизы михель»

АННЕЛИЗА МИХЕЛЬ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла сорок лет назад, но не перестаёт вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задаётся каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе Михель – действительно ли она была одержима или же её смерть стала результатом тяжёлой болезни. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию. Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом. В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, её вес составлял всего 31 килограмм. «Мама, – сказала она перед самым концом, – я боюсь». Вряд ли мы сейчас ответим на вопрос, действительно ли она была одержима, или же это был всего лишь плод её воображения? Но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизы Михель из Германии.

События, о которых пойдёт речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой девушки Аннелизы Михель.

Анна-Элизабет Михель родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке Лайбльфинг в Баварии - Германия, в католической семье. Её имя – сочетание двух имён, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативным и, если не сказать ортодоксальными. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь Марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинных священников спала на голом полу в середине зимы. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. Аннелиза любила играть на лесопилке отца, брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне, хорошо училась и мечтала стать учительницей начальной школы. Помимо Марты, у неё были ещё три сестры: Гертруд (род.1954), Барбара (род.1956), и Росвита (род.1957). В 1959 году Аннелиза поступила в начальную школу в Клингенберге, затем в шестом классе перешла в гимназию имени Карла Теодора Дальберга в Ашаффенбурге. В 1968 году произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии – утраты способности говорить, не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой измотанной и опустошённой, что не нашла в себе сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.

В 1969 году девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 года электроэнцефалограмма (ЭЭГ) Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда, позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 года она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28 августа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако, доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. (Фенитоин - противоэпилептическое лекарственное средство из группы производных гидантоина, оказывает противосудорожное действие без выраженного снотворного эффекта, также используется как антиаритмическое средство и мышечный релаксант). Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт «лицо Дьявола». В том же месяце ей был назначен аолепт, схожий по составу с аминазином и использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Несмотря на это, она продолжала пребывать в депрессивном состоянии. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 года и 4 июня 1973 года. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя направил девушку к отологу, но тот ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки. В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет «гнить в аду».

По словам самой Аннелизы, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Лечение Аннелизы Михель в психиатрической больнице не помогало, и она всё больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала

жертвой одержимости.Первой, или, по крайней мере, одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так была Теа Хайн, друг семьи, сопровождавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан Джорджио-Пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Аннелиза одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 года на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: «…присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние ­­– там, где…ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (…) Легко задаться… вопросом “какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?”, однако на практике всё сложнее». Летом 1973 года родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости (лат. infestatio ), экзорцизм не может быть проведён.


В период между приступами Аннелиза Михель не подавала признаков психического расстройства и вела обычную жизнь. В 1973 году она окончила Вюрцбургский университет. Позднее однокурсники описали её как: «замкнутую и крайне религиозную». В ноябре 1975 года она успешно прошла экзамены для получения Missio canonica – специального разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви. Первым священником откликнувшемся на просьбы Аннелизы, был Эрнст Альт. В 1974 году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, на что получил отказ. Он сказал, что девушка не похожа на страдающую эпилепсией и посчитал, что она в действительности одержима.

Аннелиза Михель надеялась на его помощь. В письме ему от 1975 года она писала: “Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня ”. Состояние Аннелизы ухудшалось всё сильнее: она отказалась есть, начала ломать в доме распятие и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, слизывать собственную мочу с пола, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь, ежедневно до 400 раз в час преклоняла колени, отчего они у неё посинели. Однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелиза вышла из-под стола как ни в чём не бывало. Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству.


16 сентября 1975 года епископ Йозеф Штангль проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма, но велел держать обряды в тайне. Его основой тогда был так называемый Римский ритуал (« Rituale Romanum »), разработанный ещё в 1614 году и расширенный в 1954 году.

Первый обряд был проведён 24 сентября 1975 года в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, она кричала: “Убери свою лапу, она жжёт как огонь ”. После этого Аннелиза прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью, она говорила разными языками. Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франксонским священником в 1552-1575 годах, позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. По сообщениям окружения Аннелизы Михель, иногда демоны даже вступали в пререкания друг с другом, и казалось, что она говорит двумя разными голосами. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.

30 мая 1976 года побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: “Против дьявола нет инъекции ”. 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: “ Mutter bleib da, ich habe Angst ” (“Мама, останься, я боюсь ”). Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 часов утра была констатирована смерть Анны. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов. Предлагалась ещё одна гипотеза, согласно которой смерть была вызвана побочным действием препарата карбамазепина, который она предпринимала в течение нескольких лет. Точный диагноз Аннелизы так и не был установлен. Хотя психиатрия того времени была не в состоянии излечить девушку, но в какой-то степени контролировала заболевание. Аннелиза умерла после того как отказалась от лечения. Католический священник и исследователь паранормальных явлений Джон Даффи опубликовал в 2011 году книгу о Аннелизе. Он написал, что на основе имеющихся данных можно с уверенностью сказать, что Аннелиза не была одержима. Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман сказал по поводу инцидента следующее: «Как врач я говорю, что не существует такого явления, как “одержимость”. На мой взгляд, эти пациенты душевнобольны. Я молюсь за них, но само по себе это не поможет. Вы должны работать с ними как психиатр. Но в то же время, когда пациент поступает из Восточной Европы и считает, что он одержим дьяволом, было бы ошибкой игнорировать его систему взглядов».

Тем не менее, некоторые исследователи придерживались мнения, что Аннелиза в действительности была одержима. Эту точку зрения отстаивала антрополог и протестантка по вероисповеданию Ф. Гудман, опубликовавшая об Аннелизе Михель книгу «Аннелиза Михель и её демоны». Там же она подвергла критике судебный процесс.

Когда Альту сообщили о смерти Аннелизы, он сказал её родителям: “Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего ”. Как показало вскрытие, гибель Аннелизы не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. На момент смерти Аннелиза весила всего 31 килограмм.

21 апреля 1978 года окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и двух священников проводивших обряд экзорцизма – отца Эрнста Альта и священника Арнольда Ренца. Позже родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 года признал, что верит в существование демонов. Впрочем, в 1974 году исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66 процентов католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

По словам судьи Эймара Болендера, который вёл дело Аннелизы, её смерть можно было предотвратить лечением даже за 10 дней до случившегося.

В 1976 году немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причём все находились в Баварии – в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 году кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

История Аннелизы Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз» .

Габриэль Аморт – традиционалист, говорит в противовес модернизаторской ветви церкви: «Иисус хотел, чтобы мы практиковали экзорцизм, он даже призывал нас к этому. Святое Благовествование от Марка, глава 16, стих 17: “Уверовавшие именем Моим будут изгонять бесов”. Человеку достаточно иметь веру во Христа, чтобы иметь силу изгонять демонов во имя Его».

Петер Хайн «Всё длилось часа полтора. Помню, когда мы закончили отец Арнольд сказал: “ Хватит. А теперь давайте сделаем перерыв, чтобы Аннелиза могла немного отдохнуть”, и в этот самый момент она вдруг закричала: “Отдохнуть?! Нет мне покоя! Это никогда не кончится!” . Меня пробрал такой холод, что аж мурашки пошли по всему телу» .

Через два года после смерти девушки немецкая монахиня заявила что видела удивительный сон, она сказала, что труп Аннелизы Михель до сих пор находится в идеальном состоянии, а значит она правда умерла за грехи мира. Родители пожелавшие убедиться что их дочь умерла не напрасно, попросили провести эксгумацию. Это жуткое событие вызвало огромный интерес как среди верующих так и среди скептиков. Толпа жаждала чуда. Но внимания официальных кругов случай не привлёк.

Теа Хайн говорит: «Собралось много людей – мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали» .

Родители так и не увидели тело дочери. Полиция заявила, что труп разложился и его лучше никому не видеть.

Позже Йозеф Михель – отец Аннелизы показал адвокату Карлу Штенгеру фотографию, на которой можно усмотреть руку дьявола, что, по его мнению, свидетельствует о роли участия дьявола в деле Аннелизы.

Священник Габриэль Аморт говорит: «Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие» .

Тридцать лет назад Анна так вспоминала о дочери: «Наша дочь даже в детстве… она была очень набожной, мы так её воспитали, из-за болезни она была очень близка к Богу и часто говорила: “Господь в моей жизни всегда будет на первом месте” . Да, всегда» .

Победа Архангела Михаила над дьяволом подтверждала, что девушка оказалась в западне длительной битвы Добра и Зла. Однажды ей явилась Дева Мария и объяснила, что её болезнь пришла от Бога с высшей целью – искупить грехи всех пропащих душ на Земле. Поверив в эти Божественные наставления Аннелиза бросила принимать лекарства и позволила болезни развиваться.

Священники решили, что это редкий случай одержимости во искупление. Аннелиза говорила голосами дьяволов, но дьяволов посланных Богом, который таким образом проявлял свой гнев в отношении Ватиканского Собора и неугодной либерализации церкви. Если бы они смогли это доказать, это стало бы триумфом для них и серьёзным препятствием для римских модернизаторов.

Из звуковой записи обряда экзорцизма: говорит Аннелиза – “Эта дыра там внизу настоящая!”

Аннелиза: “Не скажу!”

В периодах между обрядами она говорила нормально. Записи разошлись по всему миру. Страдания Аннелизы стали веским доказательством ущерба наносимыми Ватиканскими Реформами Германии и Церкви. Отец Ренц пропагандировал эту идею.

Говорит священник Арнольд Ренц при демонстрации звуковой записи: «Появляются Люцифер, Иуда, изредка Нерон, несколько раз появлялся даже Гитлер» .

Вопрос из-за кадра: «Гитлер принадлежит демонам? Это демон во плоти?»

Арнольд Ренц: «Да. Гитлер сказал, что представлял как кричит “Спасение, спасение, спасение”. Больше он ничего не говорил. Другие демоны сказали о нём, что он делает много шума, но не может рассказать ничего интересного».

Арнольд Ренц: «Это случилось 31 октября 1975 года. Шесть демонов давших себе имена вышли, весь этот процесс занял у шести демонов около сорока минут. Они защищались и начали заикаться, особенно когда говорили “Радуйся Мария, благодати полная”. У них получалось: “Р…ра…радуйся Мария…”, им с большим трудом давались эти слова. Но затем шесть демонов вышли из неё, и на короткое время она освободилась».

Петер Хайн , свидетель обряда экзорцизма: «Мы все были так счастливы, что начали, что начали петь хвалу Господу, но на последнем четверостишии это началось (рычит), Аннелиза снова начала кричать» .

Теа Хайн: «Дьявол очень сильно её избивал. У Аннелизы были замечательные зубы, но он выбил их все до единого. Дьявол брал её за голову и стучал ею о стену пока её лицо не опухало» .

Потом дьявол запретил ей пить и есть.

Теа Хайн: «Аннелизе уже не разрешалось есть то, что она хочет, потому что, когда она была голодна, ей запрещалось есть. Так ей сказал дьявол “не ешь, голодай!”. И она не ела и теряла сознание от голода» .

1 июля Аннелиза Михель умерла. Измождение и недоедание сыграли свою роль. Ей было всего 23 года. Экзорцисты восприняли это как святую смерть, искупление за ошибки современной церкви. Душа девушки была спасена.

Март 1978 года. Родители Аннелизы, а также отца Ренца и отца Альта обвинили в пренебрежении и содействии суициду. Почему они отказались пустить врачей к умиравшей девушке?

Анетта Орлова, психолог (мужчина): «Родители открыто заявили – привлечение врачей, в особенности психиатра, привело бы к тому, что Аннелизу определили бы в психиатрическую лечебницу, и тогда она наверняка лишилась бы возможности стать учителем. Это и была одна из причин их запрета на медицинское вмешательство» .

Судьба Аннелизы шокировала весь мир и церковь. Через два года после её смерти немецкие епископы учредили комиссию по вопросу экзорцизма. Они послали в Ватикан срочный запрос об изменении обряда. Епископы не ожидали, что он будет отменён вообще, но понимали, подобные случаи вредят современной церкви. В 1999 году, почти через 400 лет после создания был издан новый римский ритуал: одержимость бесами рекомендовалось лечить современным путём – церкви предписывалось обращаться за помощью к психиатрам. Но консерваторы не сдавались. Дон Габриэль Аморт - ветеран многих ватиканских сражений, никогда не менял своего мнения об экзорцизме. Он считает, что сейчас церковь снова с ним.

Габриэль Аморт, священник: «Папа провёл два обряда экзорцизма, о которых впоследствии стало широко известно в общественных кругах. Я думаю, он хотел назначить новых экзорцистов и призвал священников встать на этот путь» .

Папа Иоанн Павел II придерживался традиционных воззрений католических догматов и жизни. Когда он был приходским священником в Польше, он провёл два обряда изгнания бесов. Такие люди как Дон Аморт считают, что он понимает реальность зла и опасность игнорирования его проявлений.

Габриэль Аморт: «Это не моё высказывание, а папы Иоанна Павла II . Когда я сообщил ему, что буду встречаться с епископами, которые не верят в дьявола, он резко ответил : “Тот, кто не верит в дьявола, не верит в Слово Божие” ».

Родители построили усыпальницу для своей дочери в Клингенберге, городе, где она провела свою короткую жизнь. Возможно её смерть действительно стала жертвой во благо других. После её смерти ни один католик в Германии не подвергался ужасам, которые испытала она. Никто больше не умер в таких мучениях.


«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что это был знак Христа. Ее страдания были знаком Бога, указывающим, что мы должны изгнать демонов. Она умерла, чтобы спасти другие потерянные души и искупить их грехи»
Анна Михель - мать Аннелизе, 2005 г.

Сегодня мы покинем наш бар и отправимся в путешествие на родину шабаша ведьм, духов и демонов - в Германию.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелизе указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 г., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своем приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизе было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизе, она кричала: «Убери свою лапу, она жжет как огонь!» Приступы были такими сильными, что девушку держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами она чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: «Против дьявола нет инъекции». 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь». Это были ее последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелизе весила лишь 31 кг.

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения.

В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose),

2006 - фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида «Реквием», также посвященный Аннелизе

Нечасто в реальном судебном процессе по обвинению в убийстве, обвинение и защита всерьез спорят на тему: «Если девушка-католичка часами гавкает из-под стола, кусает членов семьи, ест пауков, слизывает собственную мочу с пола и говорит голосом Адольфа Гитлера - то это в неё демоны вселились или просто "крыша поехала"?».
И нечасто премию «Лучший фильм ужасов года» «Сатурн» присуждают фильму, в титрах которого значится «Основан на реальных событиях».

2006 год. Премия «Сатурн» «Лучший фильм ужасов» присуждена фильму «Шесть демонов Эмили Роуз»

Этот фильм был основан на судебном процессе 1978 года, по обвинению двух священников Эрнста Альта и Арнольда Ренца, и двух супругов Анны и Йозефа Михель - в непреднамеренном убийстве 23-летней немецкой девушки Аннелизы Михель.

Девочка из тихого провинциального городка Клингенберг-на-Майне Аннелиза Михель, была воспитана в строгой католической вере, граничащей с религиозным фанатизмом - во время зимнего поста могла спать на голом полу. Родители не возражали.
Неудивительно, что от такого детства в 1968 году, у 16-летней Аннелизы внезапно случился сильный припадок с судорогами, который был диагностирован как эпилепсия. Одновременно с девочкой стали происходить удивительные атеистические вещи: периодически она стала отказываться пить святую воду, целовать распятие, а также извиваться в корчах и крыть матом всех, кто предлагал ей это сделать.

Если бы Аннелиза жила в ГДР, то такое поведение окружающие посчитали бы нормальным, но в ФРГ её католики-родители отправили дочь на лечение в психиатрическую клинику. Как известно, для медицины не составляет труда сделать из любого даже нормального человека законченного психа, и после медикаментозного лечения Аннелиза начала еще и слышать демонов.
Девушку трижды помещали в психиатрическую лечебницу (последний раз она провела в клинике почти год), и после каждого курса лечения, Михель чувствовала себя всё хуже и хуже: во время припадков она рвала на себе одежду, ела насекомых, слизывала собственную мочу, завывала не своим голосом, крыла матом не только окружающих, но и всех святых угодников, а когда приходила в себя, то всё валила на демонов.

Это, впрочем, не помешало Аннелизе успешно закончить школу, и в 1973 году поступить в Вюрцбургский университет. В том же 1973 году на экраны мира вышел фильм «Изгоняющий дьявола» (два Оскара и восемь оскаровских номинаций) - и совпадение это или причина, но Аннелиза и её родители пришли к выводу, что девушка одержима дьяволом, и помочь ей может только его изгнание.

С лета 1973 года родители Аннелизы стали настойчиво обращались к католической церкви за проведением обряда экзорцизма, получали постоянные отказы, пока епископу Вюрцбурга Йозефу Штанглю это не надоело, и 16 сентября 1975 года, он поручил пастору Эрнсту Альту и монаху-сальваторианину Арнольду Ренцу изгнать из Аннелизы Михель всех, кого там встретят.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 было отправлено 67 сеансов экзорцизма продолжительностью до четырех часов, по одному или два еженедельно, 42 обряда были записаны на магнитофонную ленту. С началом обряда, Аннелиза прекратила приём медицинских средств, и стала добровольно отказываться от еды и питья.

Это вполне естественно привело к тому, что в 8 утра 1 июля 1976 года, Аннелиз нашли мёртвой в своей постели. Вскрытие показало, что основной причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание (девушка весила около 30 кг). Предлагалась ещё одна гипотеза, согласно которой смерть была вызвана побочным действием препарата карбамазепина, который она принимала в течение нескольких лет по совету психиатров.

30 марта 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга посадил на скамью подсудимых обоих священников и родителей девушки. Суд тогда посчитал, что родители девушки и так наказаны, а священники получили по 6 месяцев тюрьмы с отсрочкой исполнения наказания на три года.

Аннелиза утверждала, что ею одновременно повелевали шесть обитателей пекла: Люцифер, Гитлер, Иуда, Нерон, Каин, и Флейшман (никому вне Баварии неизвестный немецкий монах - убийца, развратник и расстрига XVI века).
Завывали они из Аннелиз шестью разными голосами, в основном на немецком языке с австрийским диалектом (хотя Нерон иногда переходил на родную латынь, а Иуда на родной арамейский, которые Аннелиза изучала в школе и воскресной школе). Как и подозревают славянофилы, Люцифер по национальности оказался немцем, а Каин не евреем, поскольку ни идиш, ни ивритом он не владел.

Что и говорить, в теле Аннелиз Михель собралась вместе солидная, но довольно разношерстная компания: главный противник небесных сил и враг рода человеческого Люцифер и поп-расстрига Валентин Флейшман, который ему даже копыта чистить не достоин. Язычник и тиран Нерон, который не верил ни в Бога, ни в дьявола, и Гитлер, который может и был оккультистом, но уж точно не сатанистом. И Каин с Иудой - злодеи еще те, но явно не гопники, и в мелких пакостях ранее не замеченные.


Да кто она такая, вообще, эта Аннелиз Михель, чтобы шестеро далеко не последних фигур преисподней, в неё вселялись! И с какой целью? Попить в своей тёплой компании девичью мочу, закусить пауками, поизвиваться в корчах, погавкать из-под стола и покрыть матом добропорядочных немецких бюргеров?
Ни ума, ни фантазии у этих демонов пошалить от души, которой у них нет.

История погибшей в результате экзорцизма Аннелизы Михель — одна из самых известных и загадочных среди случаев так называемой «одержимости дьяволом». После выхода картины «Шесть демонов Эмили Роуз» , снятой на основе реальных событий, интерес к этому мистическому сюжету 40-летней давности вновь возрос.

Несмотря на то, что скептики не верят в подобную чепуху (мол, этот ваш экзорцизм можно объяснить научно), все еще остается масса людей, которым случившееся не дает покоя. Уж слишком много необъяснимых нестыковок. Так кто же такая эта Аннелиза Михель? Почему многие до сих пор обсуждают произошедшее с ней, а некоторые и вовсе считают святой?

Аннелиза Михель родилась в Германии 21 сентября 1952 года в ортодоксальной католической семье. Не пропуская ни одного религиозного праздника, по нескольку раз в неделю посещая мессы и почти ежечасно читая молитвы, семейство Михель прослыло в округе чуть ли не фанатиками. Их это, однако, ничуть не смущало.

Аннелиза, как нетрудно догадаться, росла истовой католичкой. Девочка добровольно спала на холодном полу зимой — для того, чтобы искупить грехи матери. Дело в том, что за 4 года до ее рождения Анна, еще не будучи в браке, родила дочь, что для семьи стало сущим позором.

Через 8 лет малышка умерла, и для ее сестры это стало таким шоком, что она решила во что бы то ни стало вымолить прощение у Бога. Для этого, как она полагала, необходимо было систематически себя наказывать: каясь за грехи своей родительницы, девочка, стоя на коленях, читала розарии (молитвы по четкам), а затем засыпала прямо на полу.

Аннелиза Михель в возрасте 16 лет

Разумеется, подобных случаев мир знает немало, но кому охота разбираться в «религиозных странностях» обычной семьи, если остальным они не мешают? Так было и с семьей Михелей. До 1968 года, когда 16-летняя Аннелиза, простудившись после сна на холодном полу, попала в санаторий для больных туберкулезом, где все и началось.

Там девочка стала молиться еще яростнее и делилась с другими пациентами своими планами на будущее: она хотела стать миссионером и учить детей малоразвитых стран закону Божьему.

А затем случилось то, что и стало отправной точкой всей мистической истории: у Аннелизы произошел припадок, во время которого она прикусила язык. К слову, от туберкулеза девочку вылечили, на приступ махнули рукой и отпустили домой.

С тех пор все пошло наперекосяк, и здоровье Аннелизы резко ухудшилось. Из-за этого она с трудом окончила школу, но все же поступила в университет, чтобы выучиться на преподавателя: уж очень сильным было желание учить детей основам христианской религии. При этом с каждым месяцем Михель становилось все хуже: сперва возникли проблемы с речью, а затем девушке стало трудно ходить. Причины этого никому не были понятны.

В 1969 году произошел второй приступ: однажды ночью тело Аннелизы внезапно стало жестким, ее разбил паралич, и она не могла сказать ни слова. Семейный врач только развел руками и посоветовал обратиться к психиатру, но электроэнцефалограмма не выявила никаких изменений в мозге. По сути, это значило, что девочка здорова: никаких медицинских показаний к лечению не было.

Аннелиза (слева) с родителями и сестрами

Тем не менее родители (и это был, пожалуй, единственный раз, когда они во всей этой истории поступили разумно) решили оставить ее в психиатрической клинике, где она провела около года: они не понимали, что с ней происходит.

В 1970 году произошел третий приступ, после чего Аннелизе диагностировали эпилепсию и назначили сильные препараты, которые тем не менее не помогли. Все это было сделано в обход закона, ведь повторные ЭЭГ вновь не выявили ничего подозрительного, а значит, Михель фактически была здорова.

Спустя некоторое время, проведенное в больнице, Аннелизе, на первый взгляд, стало легче: медики посчитали, что приступы больше не повторятся, и отпустили ее домой, строго-настрого приказав не бросать прием лекарств. Девушка пыталась вести жизнь «как все»: прилежно училась в университете, посещала церковь и молилась, молилась, молилась…

Вскоре у нее начались галлюцинации, и она стала слышать голоса, которые утверждали, что она проклята и будет гореть в Аду. По словам девушки, она видела лицо дьявола на стенах, полу и потолке, а иногда и на месте материнского лица.

Родители все это время лишь разводили руками: ну что можно сделать, раз таблетки не помогают? Только надеяться на чудо. Это длилось около трех лет, в результате чего в 1973 году Михель вновь попала в психиатрическую клинику (по настоянию врачей), где у нее выявили тяжелую депрессию.

Аннелиза в свою очередь все больше разочаровывалась в медицине, поскольку улучшения от приема лекарств не было. Врачи же постепенно усиливали дозировку препаратов, не понимая, что происходит с их пациенткой. А вот сама девушка, похоже, все прекрасно осознавала: свое состояние она объясняла тем, что, скорее всего, одержима дьяволом. Иначе как трактовать то, что с каждым днем ей становилось все хуже, несмотря на сильные антидепрессанты, а загадочные видения появлялись все чаще?

Дальше — больше: ортодоксальная католичка, она стала всячески избегать распятий. Диагноз (если, конечно, так можно выразиться) «одержимая дьяволом» впервые Аннелизе поставила подруга семьи Теа Хайн, которая сопровождала ее в паломничество.

Женщина заметила, что девушка не могла заставить себя прикоснуться к кресту, боялась смотреть на иконы, отказалась пить из священного источника, а еще от нее дурно пахло. Хайн посоветовала друзьям вместе с дочерью посетить священника, чтобы он изгнал демона, который, по ее мнению, точно «сидел» в девочке.

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

Однако ни один из служителей церкви не согласился провести такой обряд: все они порекомендовали продолжить лечение, потому как не совсем были уверены в одержимости Аннелизы. К тому же для экзорцизма было необходимо получить разрешение епископа, а беспокоить Его Святейшество по такому «пустяку» им не хотелось.

Тем временем поведение Михель во время приступов (а они случались все чаще) становилось все более странным. Если раньше она слышала лишь голоса и видела изображения дьявола, то теперь срывала с себя одежду, ела уголь, пауков, мух, пила собственную мочу.

Остановить ее было невозможно: в такие моменты в нее будто вселялась какая-то мощная сила, неподвластная контролю извне. При этом если не брать приступы в расчет, Аннелиза ничем не отличалась от остальных: в 1973 году она успешно окончила университет, а сокурсники позже описывали ее как «обычную, но крайне набожную».

Следующим этапом болезни стали припадки, во время которых Михель начала разговаривать на разных языках и даже разными голосами, а также называть себя Адольфом Гитлером, Каином, Иудой и Люцифером. Она кричала, оскорбляла членов семьи, нападала на них.

Однажды она убила птицу, откусив ей голову, а в другой раз на протяжении двух дней сидела под столом и лаяла, подражая собаке.

Невозможно при всем при этом не задаться массой вопросов. Где все это время были родители Аннелизы? Куда они смотрели? Почему все это время девушка находилась дома, а не в психиатрической клинике? Ведь она могла причинить вред не только родным, но и, в первую очередь, себе.

Складывается впечатление, что истовые католики ждали какого-то чуда. За ним семья вновь обратилась к священникам. Правда, после двух лет просьб дочери, в 1975 году. На тот момент девушка была больна уже около 6 лет и давно умоляла старших снова просить церковь провести обряд экзорцизма, но те почему-то медлили.

В итоге девочка сама написала письмо священнику по имени Эрнст Альт. Он-то и стал первым, кто согласился рассмотреть случай Аннелизы. По его словам, она совсем не была похожа на больную эпилепсией, а действительно была одержима. В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль дал разрешение Альту и еще одному священнику Арнольду Ренцу на обряд экзорцизма. Правда, велел держать все в тайне. Но тайное, как мы знаем, всегда становится явным…

Михель во время изгнания дьявола

С сентября 1975 по июль 1976 год 1-2 раза в неделю из Аннелизы пытались изгнать дьявола. При этом приступы были настолько сильными, что девушку приходилось держать троим мужчинам, а иногда даже приковывать ее цепью.

В самом начале «терапии» она решила отказаться от приема лекарств, при этом родители всячески поддержали решение дочери, ведь выходило так, что таблетки не помогали, так зачем их пить? Михель стало немного лучше, и она даже смогла успешно сдать экзамен для того, чтобы ей разрешили учить детей закону Божьему.

Аннелиза во время обряда экзорцизма

Родители чуть ли не хлопали в ладоши: еще бы, то, во что они так верили, подействовало!

Однако в мае 1976 года Аннелизе внезапно стало хуже: она практически все время находилась в бреду из-за усталости в результате постоянных обрядов: к тому моменту их было проведено более 60, при этом каждый длился около 4 часов. Все это время она должна была преклонять колени, чтобы вымолить спасение у Бога. 42 обряда были записаны на камеру.

За несколько недель до смерти девушка отказалась от пищи и воды: так она якобы искупала грехи других людей. Последний обряд экзорцизма был проведен 30 июня. Из-за истощения Аннелиза заболела пневмонией.

Обессиленная, с высокой температурой, она была не в состоянии выполнять действия, которые требовали от ее священники: в ролике, который позже транслировался в суде, видно, что преклонять колени дочери помогают родители, держа ее под руки. На следующий день, 1 июля 1976 года, Аннелиза Михель скончалась во сне.

В отчете о вскрытии говорилось, что девушка погибла в результате истощения (на момент смерти она весила всего 30 кг) и обезвоживания. К слову, коленные связки Аннелизы были порваны в результате примерно 600 коленопреклонений…

Гибель Аннелизы вызвала широкий резонанс в Германии: людям было непонятно, как в современном мире могут происходить подобные вещи. После расследования генеральный прокурор заявил, что смерть девушки можно было бы предотвратить даже за 10 дней до трагедии, если бы родители заставили ее вновь принимать лекарства.

Обвинение было выдвинуто Эрнсту Альту, Арнольду Ренцу, а также обоим родителям по статье «непредумышленное убийство», ведь на протяжении последних 10 месяцев жизни девочки за ней не наблюдал ни один врач. Защита транслировала записи обрядов, чтобы доказать, что Аннелиза действительно была одержима, а также напирала на то, что Конституция Германии гарантирует свободу вероисповедания, а значит, экзорцизм никто не запрещал.

Могила Аннелизы Михель расположена рядом с могилой ее умершей маленькой сестры

Козырями же обвинения были показания врачей, которые ранее лечили девочку, говорившие о том, что она не была одержима, а страдала психиатрическими проблемами, усугубленными эпилепсией и религиозной истерией. В конечном итоге обвиняемые были признаны виновными в непредумышленном убийстве в результате халатности и были приговорены к 6 месяцам тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года.

С тех пор прошло больше сорока лет, но история Аннелизы Михель до сих пор не дает покоя любителям мистики. Голливуд, конечно, не остался в стороне: в 2005 году по мотивам истории был снят фильм ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз».

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

А через год в немецкий прокат вышла картина «Реквием», в основе которой также лежит история изгнания демонов из Аннелизы Михель. Мать девушки была против создания фильмов, а в одном интервью и вовсе заявила, что не жалеет о том, что произошло.

Анна Михель искренне считала, что многочисленные обряды экзорцизма были необходимы, а Аннелиза умерла, искупая чужие грехи. К слову, даже у небольшой группы католиков девушка почитается как неофициальная святая, а ее могила является местом паломничества.

Множество вопросов, которые порождает эта загадочная история, не дают возможности однозначно ответить, что же в действительности стало причиной смерти Михель. Так что на чью сторону встать: врачей, священников или любителей паранормальных явлений — личный выбор каждого.

Анна-Элизабет Михель (нем. Anna Elisabeth Michel, более известная как Аннелиза Михель, нем. Anneliese Michel [ˈanəˌliːzə ˈmɪçl̩]; 21 сентября 1952, Лайбльфинг, Бавария, ФРГ — 1 июля 1976, Клингенберг-на-Майне, там же) — немка, погибшая после проведённой над ней серии обрядов экзорцизма. В 17-летнем возрасте Михель пережила первый припадок, после чего у неё была диагностирована височная эпилепсия. Несмотря на проводимое лечение, состояние девушки ухудшалось, и она начала проявлять симптомы психического расстройства. Михель и её семья решили, что она одержима, и обратились к католическому священнику с просьбой произвести изгнание демонов. Обряды продолжались в течение 10 месяцев. В июле 1976 года Михель умерла от истощения и обезвоживания, вызванных её длительным отказом от потребления пищи и воды.

Биография, история и факты

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе — действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя — сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить — девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелизе указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 г., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своем приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизе было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизе, она кричала: «Убери свою лапу, она жжет как огонь!» Приступы были такими сильными, что девушку держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами она чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: «Против дьявола нет инъекции». 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь». Это были ее последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелизе весила лишь 31 кг.

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии — в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения.

В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose),

Шесть демонов Эмили Роуз

Эта история легла в основу сюжета фильма "Шесть демонов Эмили Роуз”. Фильм режиссера Скотта Дерриксона вышел осенью 2005 года и стал самой заметной его картиной. Литературным источником фильма в свою очередь стала документальная книга антрополога Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михаэль». Кстати, по итогам 2006 года фильм был признан как лучший фильм ужасов и удостоин премии «Сатурн», ежегодно вручаемый Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. История Аннелизы Михель до сегодняшнего дня порождает множество вопросов. Кто-то продолжает верить, что девушка по всем признакам была одержима легионом демонов, а кто-то - что она страдала психическим заболеванием, на которое наложила свой отпечаток религиозность семьи. Но в любом случае - это предупреждение всем, кто привык легкомысленно относиться к тому, с чем шутить не стоит. Ведь дьяволу не всегда обязательно приходить на зов, чтобы заключить контракт на душу - самых страшных демонов мы носим у себя внутри...