Молитва - общение с Богом и подготовка пути Господу. Смысл молитвы — в общении с Богом

Молитва - это живое общение с Богом. Она имеет разные формы и виды: одни спокойные и размеренные, другие похожи на вопль, а иные вообще требуют невероятного труда и усилий.

Молитва не существует отдельно от практической жизни христианина, она просто является частью нашего общего хождения пред Богом, без которой невозможно нормально расти и развиваться в духовной жизни.

В плане приготовления путей Господу молитва играет одну из основных функций, так как способствует работе Божьей в наших сердцах и выражает в своем обращении к Господу волю Отца Небесного, приближая время проявления славы Божьей в нашей реальной жизни!

Наша индивидуальная молитва - это неотъемлемая особенность нашей жизни с Богом, но есть также те виды молитв, которые требуют совместных действий. В совместной молитве важно соблюдать условия и принципы, которые дает нам Господь , иначе она будет вызывать диссонанс, и ответ на нее можетоказаться даже менее действенный, чем при индивидуальной молитве!

Давайте рассмотрим основные виды молитв, которые нам важно возносить к Богу, чтобы приготовить Ему путь для явления Его присутствия в той местости, где мы находимся.

Молитва по Писанию

Прежде всего, Дух Святой стал давать отдельные места из Писания (как темы молитвенных посланий), на основе которых мы молимся, заранее сообщая друг другу о том, на основании каких мест из Библии Господь желает слышать наши молитвы.

Эти стихи из Писания даются на неделю или месяц, чтобы мы могли ими молиться и осуществлять в своей жизни. Для чего это нужно?

Прежде всего, Господь говорит: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного" (Мф.18:19) .


Мы можем все согласиться (совершенно разные люди) только на основании Божьего слова. Еще говорится о молитве с верой, в которой мы получим просимое (Мк.11:24) . А вера откуда берется? От слова Божия!

Еще мы должны просить по воле Его (1 Иоан.5:14,15) , во имя Его (Иоан.14:13,14) , соблюдая заповеди Его и делая благоугодное пред Ним (1 Иоан.3:22) , если слова Господа пребудут в нас и мы в Нем (Иоан.15:7) , тогда получим просимое .


Где открывается Его воля, сущность Его имени, познание заповедей и благоугодного? Как пребыть Его словам в нас? Это придет только через серьезное исследование Писания в молитве и размышлении в Духе истины.

Как молиться по слову Божьему? Прежде исследуй свою жизнь по этим местам Писания. Соответствует ли твое поведение указаниям Божьим? Совершает ли Бог такие дела, какие Он делал через помазанников Своих? Веришь ли ты так, как написано в Писании? На кого ты больше похож или похожа: на положительных лиц в Библии или отрицательных?

Молись, чтобы Господь Духом Своим открыл в тебе все сокрытое, постарайся не выдавать желаемое за действительное. Живешь ли ты так, как жил Иисус? Запомни, у нас всегда есть, в чем раскаиваться, иначе Господь давно бы уже не имел препятствий излить на местность, где ты живешь, Свой Дух, и явить Себя тебе: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Иоан.14:21) .

Итак, когда мы изучаем места Писания, то просим Бога показать в чем еще не соответствует Его слову наша жизнь. Это необходимо делать серьезно и с желанием не оправдывать себя, не спорить с Писанием, не подстраивать его под наши желания, а исполнять написанное.


Прежде всего, необходимо покаяться в неверии или маловерии в Божье слово, если оно в нас не действует, а если осуществилось, тогда мы должны просить прощения за поместную церковь, а также за все церкви мира, не отделяя себя в своей праведности , но ходатайствуя за согрешающих и заблудших.


После покаяния проси, чтобы слово стало действенным в твоей жизни или же явило силу в большей степени, чем есть. Подчеркни в молитве, что просишь не просто по своему желанию (мы ничего не дали Ему наперед, чтобы Он воздал), иначе твоя вера всегда будет слабой, а потому что Он этого хочет , открывая Свои желания в Своем слове.

Молись всегда с правильными мотивами, имея чистую совесть, лишенную эгоизма и самолюбия, чтобы не смешивать свое человеческое с Божьим.

Запомни: твоя позиция всегда должна заключаться в подчинении Божьим желаниям, а не в инициативе своих, пусть даже и по Писанию (не опережай Бога!).


Далее с благодарностью исповедуй то, что Бог уже начинает осуществлять просимое в нашей жизни по Своему желанию, прежде выращивая в нас веру. Молись о том, чтобы когда возникнет испытание веры (а она всегда должна пройти проверку), Господь был бы с вами и брал все под Свой контроль в этих ситуациях.


После этого положись на Того, Кто начал в нас доброе дело и силен соблюсти от падения, поставив пред Собою непорочными в радости (Иуды 1:24) , Который способен завершить начатое, будучи верен (1 Фес.5:23,24) и может сделать даже более просимого или помышляемого (Еф.3:20,21) , и воздайте Ему славу в вере.

Уверенность в ответе на молитвы

Храни в своем сердце эти молитвы, возрастая в вере, как Мария, которая запоминала все слова, сказанные об Иисусе или Им Самим (Лук.1:19,51) , и знай, что ты подготовил путь Господу к тебе в трудностях и испытаниях.

Когда ты приготовишь Ему путь во всем, что Он желает, Господь не замедлит явить Себя во славе. Только вооружись смирением, не ставя Богу условий, и будь верен в малом, терпеливо ожидая воздаяния за послушание.


Ты спросишь, откуда я могу знать, что Бог ответит мне, если вступлю на этот путь, и труд мой не будет напрасным? Ты познаешь это только когда будешь верить(!), ведь на вере в слово Божие основано все в жизни христианина. Когда ты поверишь, Сам Господь засвидетельствует в сердце твоем, что это - истина!


Если в твоем сердце горит огонь Божий, если ты, христианская душа, действительно готова идти за Христом даже с вероятностью, что не увидишь обещанного, как многие описанные в Евр.11:36-39 , лишь имея цель - Самого Господа! - тогда тебе не нужно доказательств, хотя в процессе этого служения ты получишь их предостаточно: Бог не скупится на подтверждения.

К тому же в истории Церкви немало примеров людей, шедших именно этим путем, которые пережили в своей жизни великие пробуждения и действия Духа Божьего, прежде иногда не один год или даже десятилетия ходя в ожидании Господа, готовя свое сердце к встрече с Ним.

Молитвы по стражам

Кроме общих молитвенных служений по Писанию мы призваны на стражу Божью. Это постановление соответствует пророчеству Иезекииля 44:15,16 :
"А священники из колена Левина, сыны Садока, которые во время отступления сынов Израилевых от Меня постоянно стояли на страже святилища Моего , те будут предстоять пред лицом Моим, чтобы приносить Мне тук и кровь, говорит Господь Бог. Они будут входить во святилище Мое и приближаться к трапезе Моей, чтобы служить Мне и соблюдать стражу Мою"
.


Это необходимо для того, чтобы слово Божие не было против нас, как оно было против Израиля, за то, что они не исполняли страж своих (Иез.44:8) . Так на страже стоял пророк Аввакум (Аввак.2:1) , желая услышать ответ Божий, и получил его.

При этом есть, обетования: "Так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими..." (Зах. 3:7) . Поэтому ходатайствуйте в свои стражи за народ Божий и землю (Чисел 3:7) , бодрствуя и ожидая откровений от Бога .

Каждый из молитвенников может быть распределен по библейским стражам, т.е. по 3 часа (Пс.62:7; Лук.12:36-38; Мф.24:43) . В это время каждый стоящий на страже может молиться, заниматься духовным чтением, прославлять Бога и т.д. Когда стражей мало, то просто необходимо в это время предстать пред Богом (желательно в самом начале стражи: см. Пл.Иер.2:19 ) насколько возможно.

Если стражников много (примерно от 24 и более), они распределяются так, чтобы молиться и пребывать в духовном служении все 3 часа. Можно доверить стражу нескольким верующим, распределив между ними время стражи, но тогда желательно иметь ответственного «начальника стражи», который будет начинать молитвенную стражу и заканчивать ее. Такое временное устроение угодно Господу и подтверждено Писанием.

Молитва за страны и народы

Кроме этого мы призваны совершать общие молитвенные служения ходатайства за нашу землю. Мы просим о спасении людей, предназначенных Господом, и о милости к странам и народам, противостоя силам тьмы, господствующим над ними, а также воюем в молитве против духов, стоящих над различными лжерелигиями.

Господь хочет, чтобы Его Дух был излит на всякую плоть, но это произойдет только после мощного последовательного ходатайства за страны и народы мира:
"Ибо Он приникнул с святой высоты Своей; с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу " (Пс. 101:20-23) .


Ожидай в молитве Господа: "Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые , чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно" (Соф. 3:8,9) .


И проси Бога быть сонаследником Его обещания: "Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2:8) , потому что Господь предназначил побеждающим пасти язычников и приводить их к сокрушению, чтобы привести их под власть Господа (см. Откр.2:26,27) .

Псалмопевец возвещает: "Царства земные! Пойте Богу, воспевайте Господа" (Пс.67:33) и утверждает: "...посему народы будут славить Тебя во веки и веки" (Пс.44:18/Б) , прося Господа: "Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они" (Пс.9:20,21) .

Потому что мы имеем тот же дух пророчества, который есть свидетельство Иисуса, к нам относится повеление также как и к Иеремии 1:9,10 :
"И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами , чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать "
.

Через это молитвенное служение может исполнится в широком масштабе слово Господне: "Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, и собрал от стран , от востока и запада, от севера и моря" (Пс.106:2,3) . В Псалме 21:28-30 указано, что Господу поклонятся все концы земли.

Господь утверждает: "Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле " (Пс.45:11) . Мы же просим, чтобы через Божье милосердие и благословение посредством нашего освящения все народы познали спасение Божье и воздали Ему всю славу.

На это есть воля Божья, потому что Господь хочет не только пробудить Церковь по всему миру, но и спасти множество людей:
"И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля: но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли " (Ис.49:6) .


У нас есть повеление соответствовать тому, что говорит Господь, иначе мы будем непослушны Ему, поэтому пора восстать и светиться:
"Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобой . И придут народы к свету Твоему , и цари — к восходящему над тобою сиянию " (Ис.60:1-3) .


Есть ли еще сомнения, чтобы молиться за страны и народы? В Новом Завете Господь говорит, что на имя Его будут уповать народы, потому что перед Его пришествием Евангелие Царствия будет проповедано по всей земле (Мф.12:21; 24:14; Мк.13:10) .

Господь давал благодать Павлу на это дело: "Чрез Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы " (Рим.1:5) , поэтому пусть и в нашем сердце горит огонь молитвы и послушания Богу для достижения целых стран и народов во имя Иисуса Христа!

Духовное воинствование

Кроме глобальных последовательных молитв, мы призваны изучать духовный характер наших населенных пунктов, чтобы различить, какие силы стоят за основными жизненными функциями городов или регионов.

Это способствует более направленно ведению войны против сатанинских сил (Еф.6:12) , твердыни которых мы призваны разрушать (2 Кор.10:3-6) . Нам дается власть наступать на всю силу вражью и при этом оставаться невредимыми:
"Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам" (Лук.10:18,19, см. также Пс.90:13) .


Дух Святой открыл нам, что необходимо противостоять основным укреплениям сил тьмы, которыми являются:

Колдуны, экстрасенсы, оккультисты или сатанисты - это сосуды сатаны, через поклонение которых силы тьмы получают силу и возможность действовать;

Иные религии и атеизм, которые носят скрытый характер почитания сил тьмы, выдающих себя за богов;

Места гордости и бесчинства в населенных пунктах, где люди приветствуют действия демонов и позволяют бесам ввести людей в зависимость от сил тьмы;

Особенно влиятельные сферы жизни окружающих людей, которые подвержены демоническому контролю: через них могут быть введены в зависимость от бесов большие массы людей.

Мы молимся за определение демонов, стоящих за ключевыми позициями в городе и исповедуем разрушение их дел, веря в силу Божьего слова:
"Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола" (1 Иоан.3:8);
"Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь..." (2 Кор.10:4) .

На основании власти Иисуса Христа, силой крови Его (Откр. 12:11), пролитой на кресте, мы связываем их по слову Божию :
"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (здесь, как мы верим и принимаем в виде обетования Божьего, говорится и о видимом небе - сфере обитания демонических сил) и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф.18:18) , развязывая узы , которыми они держали людей и различные сферы жизни.


В Писании говорится, что Господь лишил силы все начальства и власти тьмы (Кол.2:15) , поэтому они обязаны повиноваться, как и ученики свидетельствовали: "Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем" (Лук.10:17-Б) .

Понятие о молитве.

«Во время молитвы, мы беседуем с Богом. Она есть занятие общее человеку с ангелами. Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде. Молитвы - нервы души нашей. Кто не молится Богу и не имеет усердия беседовать с Богом, тот мертв, бездушен, бессмыслен».

Какова должна быть молитва?

«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет пред Ним благоугодное Ему, то отойдет от Него, все получив. Видишь, какое удобство? У людей бывает так, что приступая к кому-либо с прошением, нужно подобрать и особые слова; а здесь ничего такого не нужно; но имей ты трезвенный ум, и ничто не помешает тебе быть близ Бога.

Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча (Иер. 23, 23), так что если мы далеки от Него, то причиною этому мы сами, а Он всегда близ есть. Но что я говорю, что здесь не нужно заботиться об искусстве в слове? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если и в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя. Так Он услышал Моисея, так услышал Анну».

Когда наша молитва будет услышана?

«Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышану, ибо одна молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу. И фарисей молился, но не получил пользы, и иудеи молились, но Бог отвратился от молений их, потому что молились не так, как должно молиться. Что же нужно? Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего. Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога - недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны. Таким образом многие были услышаны: Корнилий был услышан за (благочестивую) жизнь; сирофиникианка - за неотступность в молитве; Соломон - за достойный предмет прошения; мытарь - за смирение, другие - за другое. Не услышаны бываем - когда произносим бесполезное, - также когда, молясь, не оставляем - грехов своих, - и еще когда просим отмщения врагам».

Молитвы ночью.

«Когда святой Петр заключен был в темницу, и приговорен к смерти, в ночь перед тем собрались все верующие воедино и молились о нем (Деян. 12, 5)… Видишь, как бодрственна душа их? с женами и детьми и служанками они воспевали, от скорби сделались чище неба. Нет ничего светлее тогдашней церкви. Будем же подражать ей, будем соревновать. Не для того дана ночь, чтобы мы всю ее спали и бездействовали. Свидетели тому ремесленники, погонщики мулов, торговцы, Церковь Божия, восстающая среди ночи. Встань и ты, посмотри на ход звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, - и удивляйся делам Господа твоего! Тогда душа бывает чище, легче и бодрее, бывает особенно способна воспарять и возноситься горе; самый мрак и совершенное безмолвие много располагают к умилению, Преклони же колена, воздохни и моли Господа твоего быть милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача. Вспомни о царе, который говорит о себе: утрудихся воздыханием моим, измыю на всякую нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). И в другом еще месте: полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (118, 62). Делай то же и ты - муж, и ты - жена.. Пусть дом ваш сделается Церковию. Не считай препятствием к этому того, что и ты муж только один, и что она жена только одна. Идеже бо еста два собрани во имя Мое, ту есмь посреде их, говорит Господь (Мф. 18, 20). А где Христос, там и ангелы, и архангелы и прочие силы. Посему вы не одни, когда с вами Господь всех. Если у тебя есть дети, то подними и детей, и пусть во время ночи весь дом сделается Церковью. Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы».

Место и время молитвы.

«Не говори мне, что для человека, занятого делами, невозможно проводить целый день в молитве. Можно и как легко!.. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль, не воздеяние рук, но возношение ума, не наружный вид, но внутренний смысл… Можно, идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно сидячему в рабочей храмине и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему, и выходящему, и рабу, и купцу, стоящему у очага можно, говорю, творить продолжительную и усердную молитву».

Молитва - виновница всех добродетелей.

«Что может быть святее того, кто беседует с Богом? Что праведнее, что достославнее, что премудрее? Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся, подобно им, мудрыми: то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? какою добродетелию, ведением, добродушием, целомудрием и кротостию должно исполнить их молитвенное о сем их к Богу прошение? Поистине тот не погрешит, кто признает молитву виною всякой дободетели и правды, и кто почтет невозможным, чтобы без молитвы душа сделалась благочестивою».

Св. Иоанн Златоуст

Из слова о молитве

Ника Кравчук

Смысл молитвы - в общении с Богом

Что такое молитва? Это разговор человека с Богом. С Творцом, который создал весь этот мир, в том числе и каждого отдельного человека. Он заботится о каждом, дает все необходимое, не требуя ничего взамен. Это безграничные любовь, терпение, милосердие.

Просить и благодарить

Зная все это, как человек должен обращаться к Богу? С надеждой на спасение и благодарением за каждый момент в его многогранности. В этом и есть смысл молитвы.

Конечно, на словах все кажется несложным. Но нужно понимать что множество нюансов зависит от того, с какой целью вы обращаетесь к Богу. Есть молитва-прошение и благодарение. В нашей жизни чаще всего присутствует именно первый вид.

О чем попросите?

Мы открываем молитвослов и ищем соответствующий жизненной ситуации текст. С его помощью обращаемся к Богу: пусть дети будут здоровы, тоска обойдет стороной, хорошо оплачиваемая работа найдется...

Кроме того, без молитвослова обычный человек знает разве что «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ веры», Иисусову молитву. Забери книгу — и он не будет знать, как обратиться ко Всевышнему.

Должно пройти определенное время, чтобы человек научился просить не только о чем-то бытовом, о здоровье, благополучии, социальном состоянии, но и о духовном. Тогда его молитва дойдет до уровня «Боже, дай мне терпения, смирения, понимания, желания постигать Священное Писание...»

Тяжело найти однозначный ответ по поводу просительной молитвы. С одной стороны, в Нагорной проповеди Христос говорит: «...знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» , а с другой — в молитве «Отче наш», которую сам Бог дал людям, есть просьба не ввести нас во искушение, избавить от лукавого, подать человеку пищу на текущий день и простить грехи (но только в том случае, если так поступает и сам просящий).

Думаю, что каждому из нас надо просить у Господа принимать Его волю, смиряться с тем, что в жизни не всегда получается так, как хочет человек. Но Божий промысел всегда направлен на благо человека, в сторону его спасения.

«Тебя, Бога, хвалим»

Вот только подумайте, как прекрасно все устроил Всевышний, какими талантами Он нас наградил, дал все необходимое, постоянно заботится о нас. Кроме того, Господь никогда не поступает насильственными методами. Только если человек сам обращается к Нему с просьбой укрепить духовно или помочь справиться с искушением, тогда Бог ему отвечает. Как за все это не принести Богу благодарность? Разве не в этом смысл молитвы?

Если вы с кем-то дружите, постоянно просите приятеля вам помочь с жильем, работой, отношениями в семье, он вам помогает, но вы сами не делаете ему ничего приятного, даже ни разу не поблагодарите, то как себя будет чувствовать ваш друг? Мягко говоря, он будет расстроен.

Но ведь с Богом мы очень часто поступаем именно так. Что становится препятствием нашему искреннему общению? Грехи. Именно они отделяют нас от Господа, а потом постоянно удаляют от него, растворяя смысл молитвы в бездне пороков.

Грех — камень преткновения в разговоре с Богом

Перейдя на сторону зла, мы становимся противниками Бога. Кажется, что все, посланное Им, это плохо: болезни, проблемы в отношениях с родными и близкими, непонимание.

Нехватка финансовых средств — это Бог виноват, а не человек, который не готов работать эффективнее; проблемы со здоровьем — это в небесной канцелярии сговорились против человека, а не он сам вредными привычками и отсутствием элементарной самодисциплины себя довел.

Нужно очень много усилий, желания, веры, чтобы избавиться от греха и с чистым сердцем обратиться к Богу, просить у него об еще одном даре — умении общаться с Ним и открыть для себя подлинный смысл молитвы. Конечно, будет тяжело. А разве легко эквилибристу ходить по тоненькой проволоке? А разве Петр сразу пошел по воде и не тонул?

Устоять

Даже тогда, когда кажется, что ничего не получается, Бог не слышит, все валится из рук, молитва, словно ком, застряла в горле, ни одного слова на церковнославянском не понимаешь, надо устоять. Не бросить тот зародыш молитвы, который пытается взойти, необходимо только подрыхлить почву.

Как? Например, каждый день читать молитвенное правило. Это еще не совсем молитва, но уже важный элемент духовной самодисциплины. Оно помогает разогреть сердце для обращения к Богу. Потом можно обращаться так, как подсказывает сердце. У кого-то это будет обращение от себя, у другого — молитва «Отче наш», «Богородице Дево».

Поэтому не стоит останавливаться. Через определенное время вам начнет открываться значение многих строк. Также всегда на помощь придут толкования отцов Церкви. Оказывается, что важным фактором в молитве является именно ее творение. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». То есть, постоянно помните о Боге, обращайтесь к Нему, благодарите.

Святые подвижники настолько упражнялись в Иисусовой молитве , что она словно лилась из их сердца, становилась неотъемлемой частью жизни и никогда не утихала.

С Богом в сердце

Молитва открывается тем, кто пытается ее постигнуть. Мария Египетская 47 лет провела в пустыне, общаясь только с Богом. Преподобный Афанасий, затворник Печерский, 12 лет провел в затворе, вкушая только хлеб и воду. Серафим Саровский 1000 дней провел в молитве на камне.

Эти примеры здесь не для того, чтобы продемонстрировать, как низко духовно пал современный человек и что ему не под силу эти подвиги. Эти святые точно познали смысл молитвы. В них действовал Дух Божий, поэтому скептицизм здесь попросту неуместен. Бог творит, как хочет.

Человек, соединенный с Господом, тоже стоит выше законов мира, увязшего в грехе. Ему уже необязательно шептать слова молитв вслух или проговаривать про себя. Бог живет в их сердце. Поэтому не беседовать с Ним просто невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На вопрос читательницы отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

Почему молитвенное правило (утреннее и вечернее) такое длинное? Также длинны молитвы для подготовки ко Причастию (каноны и проч.) А Господь в Евангелии сказал, что не нужно быть многословным, и привел в пример молитву «Отче наш». Приблизительно такой риторический вопрос задала сегодня мама (она не Православная), а я не знала, что ответить.
И еще: чем жизнь Православного человека отличается от жизни неправославного? Ведь часто посылается одинаковое количество скорбей и милости.
Заранее благодарю Вас за все ответы!
Вера.

Уважаемая Вера!
Утреннее и вечернее правила совсем не длинные. Это вам только кажется от отсутствия опыта молитвы. Для их исполнения требуется всего 15-20 минут (без подробного поминовения о здравии и упокоении). Между тем, человек тратит часы на смотрение телевизора, телефонные разговоры, пустословие, а вот времени на беседу с Богом у него почему-то нет. Если человек любит другого человека, то старается как можно больше общаться с этим человеком, беседовать с ним, это доставляет ему утешение и радость. Если же человек испытывает к кому-то неприязнь, то, наоборот, старается избегать общения с ним и как можно меньше разговаривать. Человек, любящий Бога, не удовлетворяется краткими утренними и вечерними молитвами, включает в свое молитвенное правило чтение Псалтыри, Нового Завета, канонов, акафистов, особых молитв и беседует с Богом по часу и больше. Это доставляет ему духовную радость. Он молится не только за себя, но и за близких. Если же у кого-то не хватает по объективным причинам времени на утренние и вечерние молитвы, он читает Серафимово правило - 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородицу» («Богородице Дево, радуйся…») и Символ веры, а в течение дня в уме творит Иисусову молитву (до обеда) и «Богородицу» (после обеда). То есть старается непрестанно беседовать с Богом.
Господь в Евангелии говорит о многоглаголании во время молитвы совсем в другом смысле. Он говорит о язычниках: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны, не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6; 7-8). Христос имеет в виду то, что язычники молились многим богам и просили у них много ненужного. А у Отца Небесного нужно просить только главное: хлеба насущного, прощения грехов, избавления от искушений и воздействия дьявола. Все это есть в молитве «Отче наш». Это во-первых. Во-вторых, когда Господь давал эту молитву «Отче наш», еще не прославились среди людей Матерь Божия, Апостолы, святые угодники, предстатели за нас перед Богом. После основания Церкви Христовой Христиане стали молиться Пресвятой Троице, отдельно каждому Ее Лицу (Отцу Небесному, Сыну Божию, Святому Духу), Пресвятой Богородице и святым угодникам. Так что вы, к сожалению, пока далеки от Христианского понимания молитвы как разговора с тем, кого любишь.
Правило к Причастию включает в себя самое необходимое: канон и молитвы к Причастию, канон покаянный ко Господу, канон молебный к Божией Матери и канон Ангелу-Хранителю. Что здесь можно сократить? Некоторые, напротив, добавляют еще акафист Иисусу Сладчайшему (кроме постов). Раньше люди готовились к Причастию (это называлось говением) неделю, а сейчас и три дня с трудом выдерживают.
Это свидетельствует об охлаждении веры и любви к Богу. Человек, которого тяготит молитва, много думает о себе (поглощен собой) и мало - о Боге.
В честь Величайшего праздника Пасхи Церковный Устав заменяет на Светлой седмице обычное молитвенное правило на пасхальное: вместо утренних и вечерних молитв мы читаем Пасхальные часы, а при подготовке к Причастию вместо трех канонов - Пасхальный канон.
Жизнь Православного человека отличается от жизни неправославного тем, что неправославный человек, как правило, возмущается посылаемыми ему скорбями и болезнями («за что?») и ропщет на Бога, а подаваемые ему милости считает заслуженными. Православный человек благодарит Бога за всё - и за скорбь, и за радость - благодарит за неприятности, болезни, смиренно и терпеливо их переносит и считает себя недостойным никакой милости Божией. Гордым Бог противится и разрушает их «вавилонские башни», а смиренным помогает и подает благодать. Поэтому гордые рано или поздно приходят к разбитому корыту, а смиренные наследуют Царство Небесное.

Молитва – это путь к Богу, ведущий нас к святости и свободе. Молитва является мощным оружием в борьбе с нашими пороками и невзгодами. Молитва животворит, лелеет и вразумляет. Она нас одухотворяет или рождает Свыше: безумного делает мудрым, лживого правдивым, жадного милосердным, злобного добрым, недовольного смиренным. Молитва творит чудеса. Все мы знаем из Святых писаний, какие чудеса творили : повелевали стихиями, изгоняли бесов, оживляли мертвых, воду превращали в вино, умножали хлеба и рыбу, больных исцеляли, и т. д. Все чудеса святые творили через обращение к Богу, а говорить Всевышнему – это и есть молитва .

Рассмотрим один поучительный случай из жизни святого Серафима Саровского. В одной семье тяжело заболел ребенок. Отец, взяв ребенка на руки, понес его к Серафиму Саровскому за помощью. Дорога была дальней, и когда он шел, ребенок умер. Войдя в избу, отец положил ребенка на пол. В это время Серафим Саровский молился Богу, и он почувствовал чье- то присутствие, что ему кто-то мешает пребывать в уединении. И обернувшись, увидел такую картину, что лежит возле него ребенок, отца он не приметил, и Святой проголосил: «встань и выйди вон». Ребенок воскрес из мертвых, встал и пошел. Отец упал в ноги Святому и начал благодарить его за воскресения из мертвых ребенка. И тут Серафиму Саровскому стало все ясно, что произошло, и он взмолился Богу: «Господи, помилуй меня грешного, что я своею волею и силою воскресил из мертвых дитя». Из этой истории следует вывод: никому, в том числе и святому не позволено своею волею и силою что-либо изменять в судьбе человека без . Иначе б Святой Серафим Саровский не просил бы прощения, даже за свое благое деяние, потому что Он знал, что нарушил закон Божий. В наше время много распространено своеволия. Многие маги, экстрасенсы, целители, не прислушиваются к Воле Бога. Дает ли Господь Свое на наши деяния? Нужно задуматься над этим и исключить из своей жизни вседозволенность.

Молитва — это место встречи, где встречаются человек с Богом . Встретиться с самим Живым Богом, это самое великое событие в нашей жизни. Молитва в нашей жизни должна занимать особое место, и не в коем случае не следует нам относиться к ней как плюс ко всему остальному, обычным житейским вещам. Ведь молитва – это как праздник, который требует особого приготовления, настроения и отношения.

Молитва — это выход человека на беседу с Всевышним. В начале мы говорим Богу, а затем Бог нам отвечает на безмолвном языке вибраций.

И нам нужно быть внимательным, присутствовать там, где мы есть, чтобы уловить, не упустить Его ответ, отклик. В молитве не достаточно будет только нам говорить Богу, но при этом, не услышав ответ, отклик в виде Благодати Божьей, приносящей ясность, спокойствие, утешение и т. д. В такой молитве отсутствует диалог. Многие люди, по неведенью, так и делают, прочитали молитву и на этом конец, а самый важный момент в молитве упускают – слушать ответ Бога. Это все равно, что при беседе с человеком только мы одни будем говорить, тут отсутствует диалог и это выглядит нелепо.

Глубокий разговор происходит тогда, когда людей связывает, что- то общее. А при встрече в молитве с Богом человек тоже должен найти что-то общее, возвышенное – это намерения, соответствующие Его Воле (благие намерения). Благие, искренние намерения являются важным условием для близкого разговора человека с Богом. Это есть ключ, которым мы можем, в полной мере, открывать Небеса.

Между людьми существуют несколько видов отношений, которые нас связывают:

а) формальное отношение – поверхностное, где не затронуто сердце человека;

б) идейное отношение (на уровне ума), где связывает нас в наших отношениях общие идеи, мысли, планы, цели;

в) чувственное отношение (на уровне наших чувств, эмоций), где связывает нас какие-то желания, чувства, эмоции;

г) сердечное отношение (на уровне сердца), где связывает людей слепая, безумная любовь;

д) духовные отношение (на уровне Духа и Божественной Любви), где связывает нас открытость и доверие, искренность и Любовь, милосердие и сострадание, благоразумие и Воля Бога.

Все виды отношений в человеке смешаны, не бывает так, что бы у нас присутствовал только один вид наших отношений с людьми. Но исключение этому – Святость человеческая. Святой человек имеет только духовные отношения со всем окружением. В большей мере мужчина опирается в своих отношениях на идеи, а женщина на чувства. Эгоцентричный человек строит свои отношения только на лживости и ради своей корысти. Какие отношения строит человек с людьми, такие же отношения у него и с Богом. Наши отношения с людьми влияет на качество нашей молитвы, на отклик Бога. Люди часто говорят: «я молюсь, но Бог мне не помогает». Какое же можно ожидать от Бога милосердие, если мы сами не проявляем милости к людям? Какое может быть исцеление, если мы сами отнимаем здоровье у «ближнего», своим невежеством (ссорами, злостью, ненавистью, завистью и ). Вот по этому поводу и говорит Слово Божье – Библия: «Молитва праведника доносится до Небес».

Молитва по своему назначению бывает:

а) прошения – эту молитву мы используем, когда в чем-то нуждаемся;

б) покаянная – эту молитву мы применяем, когда наша душа отягощена грехами и при этом нас мучает совесть;

в) благодарения – эту молитву мы доносим Богу в знак благодарности;

д) прославления – эту молитву мы произносим или воспеваем слова, прославляющие Всевышнего.

Некоторые люди считают, что молитвы прославления выше по значимости, чем молитвы прошения. Но это не так. Для Бога все молитвы важны и Он их все одинаково принимает. Молитва — это встреча, прежде всего, души человеческой с Богом, и у нее есть свои потребности. Душа сама определяет, что ей нужно сказать Богу. И нам необходимо в молитве, предоставить ей право говорить. В голосе души всегда звучит — искренность и нет там никакого лукавства. Душа не будет просить что-то, когда в ней возникла нужда в покаянии. Душа не будет прославлять, когда в ней появилась нужда в благодарении. Если ребенок проголодался, то он всегда скажет: «Мама, дай мне кушать». В этот момент он не будет просить игрушку. А лишь затем, когда поест, он скажет: «Спасибо мама, ты очень вкусно приготовила». Молитвы распределены четко по потребности души и жизненных нужд человека. И что выше, а что ниже рассуждать может только глупец. Если мы читаем молитву прославления, но в этом нет потребности нашей души, то это ничто, лишь пустые слова.

Бог при встрече с человеком всегда нацелен на нашу . На удовлетворение ее вечных потребностей, нужд и освобождения от плена. Исходя из уст эго, наше говоренье, в молитве Богу, запеленяет голос души. Тут возникает: двойственность, конфликт, хаос, и это влияет на качество нашей молитвы. Что бы в молитве не было двойственности, чтобы молитва не исходила из нашего ума и чувств нужно, прежде всего, попросить у Бога благословение на молитву. Если Бог нас благословляет, то на нас снисходит . И нам нужно в этот момент только внимательно созерцать. При нашем внимании начинает открываться Дух человеческий, который помогает Святому Духу проникнуть в глубину нашей души. Святой Дух проявляет наше негодование, и нам становится ясно в нашем разумении, о чем нужно говорить Богу, какая возникла потребность души. В это же время Дух Божий нас успокаивает, утешает, настраивает на молитву. Ведь спокойная, смиренная молитва сильна. А затем в один голос с душой молиться Господу Богу. Это и есть моленье Живою Душою, со всей своей искренностью. И только такая молитва нас приведет к истинной свободе.

В разных течениях христианской религии существует множество молитв, которые собраны за много веков и записаны в молитвословах. Это молитвы Святых отцов, духовных подвижников, настоятелей церквей, которые при своей жизни обрели победу над собой – а это Святость. В этих молитвах заключена их целая жизнь. Каждое слово имеет глубокий смысл, духовную зрелость и Святость. В каждом слове звучит голос их Души. И когда мы произносим слова Святых Отцов с доверием и открытостью, то перед нами проявляется их вся жизнь, которая начинает благостно влиять на нас. Когда благость окутывает нас, то по закону подобия к нам устремляется Святой Дух, который выполняет свою работу по освобождению нашей души. И при соприкосновении этих двух сил мы не только слышим свою душу и что с ней происходит, но и Душу того Святого, которому принадлежат эти слова. Мы начинаем испытывать на себе его , милосердие и сострадание. Ощущаем то, что он чувствовал во время молитвы к Богу. Какую испытывал боль за нас грешных. Мы начинаем понимать его мудрость. Практикуя молитву Святого, наступает момент, когда доверие переходит в молитве в Веру. Вера рождает ясность (осознанность), с ясностью приходит смирение, а смирение открывает третью силу – нашего Духа. И наша душа в один голос с душой Святого доносит молитву Богу. Вера в молитве играет большую роль. Библия по этому поводу говорит: «по вашей вере и будет дано».

В настоящее время многие люди не задумываются над тем, что существуют определенные знания о молитве, влияющие на ее качество. Ведь для этого в мире и существует много Святых писаний о молитве и нужно прислушиваться к ним. Людские молитвы, по не знанию, в основном звучат от ума, поверхностно, формально, без понимания того, что мы говорим Богу. Без понимания всегда молчит наша душа, ибо в этот момент говорит эго, а разум молчит. Без понимания в нашем существе говорит категоричность (узость восприятия и понимания). Ведь функцией разума является открывать двери души, позволять голосу души говорить. Из этого следует вывод:

а) прежде всего, чтобы молиться Богу нужно понимать смысл молитвы;

б) чем больше мы понимаем суть молитвы, тем больше более она звучит;

в) для того чтобы пришло понимание нужно встретиться с молитвой один на один и внимательно созерцать ее, размышлять о ней, пока молитва не станет одно целое с нами;

г) и когда молитва сольется снами воедино, она зазвучит как произнесенная из уст Святого.

Молитва – это путь к Богу длиною в целую жизнь. Мир молитв многообразен и красочен. В каждой религии существуют свои подходы к молитве. Но не имеет разницы, молимся ли мы молитвами Святых Учителей или своими словами, с крещеными ногами или сидя на коленях, воспеваем Имена Бога или просто молчим в безмолвии. Главное, чтобы мы в молитве позволяли говорить голосу нашей Души, а все остальное приложится с избытком.