Мэр выборная должность или нет. Крайние мэры

Статья 37. Глава муниципального образования - мэр города и его полномочия

1. Глава муниципального образования - мэр города является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет местную администрацию - мэрию города на принципах единоначалия и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Мэром города может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, достигший возраста 21 года.

3. Мэр города избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством

4. Одно и то же лицо не может быть избрано мэром города более трех сроков подряд.

5. Вступление в должность мэра города осуществляется не позднее 14 дней со дня его избрания.

Вступая в должность, мэр города приносит присягу: "Вступая в должность главы муниципального образования "Город Биробиджан" - мэр города, клянусь своей честью и совестью соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав и законы Еврейской автономной области, Устав муниципального образования "Город Биробиджан" и муниципальные правовые акты муниципального образования "Город Биробиджан", уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей муниципального образования "Город Биробиджан", добросовестно выполнять возложенные избирателями на меня обязанности мэра города".

6. Мэр города принимает постановление о своем вступлении в должность как главы муниципального образования, так и главы мэрии города с указанием даты вступления в должность.

7. Мэр города имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия.

Удостоверение является документом, подтверждающим право мэра города осуществлять свои полномочия беспрепятственно и в полном объеме на территории муниципального образования.

Удостоверение мэру города, избранному в результате муниципальных выборов, выдается избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с законом Еврейской автономной области.

8. В течение срока своих полномочий мэр города не может занимать и сохранять за собой другие должности, за исключением занятия должности главы мэрии города, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

9. Мэр города может участвовать в заседаниях городской Думы с правом совещательного голоса.

10. На мэра города распространяются гарантии выборного должностного лица, замещающего муниципальную должность категории "А", установленные федеральным законодательством, законодательством Еврейской автономной области и настоящим Уставом.

11. Мэр города подконтролен и подотчетен непосредственно населению муниципального образования и городской Думе.

12. Мэр города как глава муниципального образования обладает всей полнотой полномочий, установленных федеральным законодательством , законодательством Еврейской автономной области, настоящим Уставом, по решению следующих вопросов местного значения:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

3) издает постановления и распоряжения;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;

5) в случае досрочного прекращения полномочий городской Думы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Еврейской автономной области назначает муниципальные выборы в городскую Думу.

13. Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии с федеральным законом;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

1. Мэр Москвы является высшим должностным лицом города Москвы.

2. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Мэра Москвы на пять лет в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Уставом.

3. Полномочиями Мэра Москвы может быть наделен гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.

4 — 5. Исключены.

6. При вступлении в должность Мэр Москвы приносит присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Мэра Москвы соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей».

7. С момента принесения присяги Мэр Москвы считается вступившим в должность.

8. Государственные гарантии деятельности Мэра Москвы определяются законом города Москвы.

9. Мэр Москвы не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также обязан соблюдать иные ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.

10 — 11. Исключены.

Статья 41. Полномочия Мэра Москвы

1. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.

2. Мэр Москвы:

1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;

2) выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;

3) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;

4) заключает договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы;

5) формирует Правительство Москвы и принимает решение о его отставке; определяет структуру органов исполнительной власти города Москвы;

5.1) представляет в Московскую городскую Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;

6) в порядке, установленном законом города Москвы, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение Прокурора города Москвы, руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации;

7) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

8) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и нормативными правовыми актами города Москвы;

9) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти;

10) вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы;

11) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами, законами города Москвы.

3. В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.

4. По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.

5. Указы Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы.

6. Распоряжения Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые им по вопросам оперативно-распорядительного характера.

7. Взаимодействие Мэра Москвы с органами исполнительной власти и должностными лицами других субъектов Российской Федерации может осуществляться путем заключения договоров и соглашений.

8. Правовые акты, издаваемые Мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы.

9. Мэр Москвы отменяет распоряжения Правительства Москвы, правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами.

10. Правовые акты Мэра Москвы вступают в силу в порядке, установленном законом города Москвы.

11. Правовые акты Мэра Москвы направляются в Московскую городскую Думу в двухнедельный срок со дня их подписания.

12. Правовые акты Мэра Москвы считаются официально опубликованными при опубликовании их в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.

13. Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.

14. Исключена.

Статья 42. Досрочное прекращение полномочий Мэра Москвы

1. Полномочия Мэра Москвы прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) исключен.

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Московской городской Думой, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Московская городская Дума вправе выразить недоверие Мэру Москвы в случае:

1) издания Мэром Москвы актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу и иным законам города Москвы, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Мэр Москвы не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и иных законов города Москвы, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Мэром Москвы своих обязанностей.

3. Решение Московской городской Думы о недоверии Мэру Москвы принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

4. Досрочное прекращение полномочий Мэра Москвы в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, влечет за собой отставку Правительства Москвы. При этом Правительство Москвы в полном составе продолжает действовать до формирования нового Правительства Москвы в порядке, установленном настоящим Уставом и иными законами города Москвы.

5. Исключена.

Статья 43. Временное исполнение обязанностей Мэра Москвы

1. В случае временного отсутствия Мэра Москвы его полномочия передаются указом Мэра Москвы одному из заместителей Мэра Москвы.

2. В случаях, когда Мэр Москвы временно не может исполнять свои обязанности, их исполнение возлагается на одного из заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, определяемого постановлением Правительства Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. В этих случаях заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы издает указы Мэра Москвы и распоряжения Мэра Москвы, подписывая их как исполняющий обязанности Мэра Москвы.

3. Лица, осуществляющие полномочия Мэра Москвы, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не вправе принимать решение об отставке Правительства Москвы, вносить изменения в состав Правительства Москвы и принимать решения об изменении собственного статуса.

4. В случаях, установленных федеральным законом, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности Мэра Москвы. Временно исполняющий обязанности Мэра Москвы не вправе распускать Московскую городскую Думу, вносить предложения об изменении Устава города Москвы, принимать решение об отставке Правительства Москвы, вносить изменения в состав Правительства Москвы, определять структуру органов исполнительной власти города Москвы, изменять распределение обязанностей между членами Правительства Москвы, назначать представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вносить в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы, осуществлять без одобрения Правительства Москвы законодательную инициативу по вопросам принятия и изменения бюджета города Москвы.

Статья 44. Правительство Москвы

1. Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

2. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы.

3. В Правительство Москвы входят Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), министры Правительства Москвы.

4. Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые) и министры Правительства Москвы назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.

5. Распределение обязанностей между членами Правительства Москвы устанавливается Мэром Москвы.

6. Правительство Москвы принимает постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие — лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии с указом Мэра Москвы. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Правительства Москвы.

7. Правительство Москвы обладает правами юридического лица.

8. Порядок организации и деятельности Правительства Москвы устанавливается законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

Статья 45. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы

1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.

2. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.

3. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.

Статья 46. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы

1. В административных округах и районах города Москвы образуются территориальные органы исполнительной власти — префектуры административных округов и управы районов (далее — префектуры, управы).

2. Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы.

3. Управы, возглавляемые главами управ, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы.

4. Префекты административных округов и главы управ назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.

5. Положения о префектурах, управах утверждаются Правительством Москвы.

Статья 47. Должностные лица исполнительной власти города Москвы и организация государственной гражданской службы города Москвы

1. Должностными лицами исполнительной власти города Москвы являются Мэр Москвы, члены Правительства Москвы, руководители органов исполнительной власти города Москвы и их заместители, а также государственные гражданские служащие города Москвы, в установленном порядке наделенные административно-распорядительными полномочиями.

2. В органах исполнительной власти города Москвы не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Вопросы организации государственной гражданской службы города Москвы регулируются законами города Москвы.

Статья 48. Правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы

1. К правовым актам органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы относятся постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

2. Правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам города Москвы.

3. Правовой акт органа или должностного лица исполнительной власти города Москвы может быть признан недействительным в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 49. Взаимодействие Мэра Москвы и органов исполнительной власти города Москвы с Московской городской Думой

1. Органы исполнительной власти города Москвы и Московская городская Дума взаимодействуют в интересах населения на основе разграничения функций и полномочий, руководствуясь общностью решаемых задач, принципами народовластия, законности и гласности.

2. Московская городская Дума и органы исполнительной власти города Москвы направляют друг другу планы работ, принятые акты и другую информацию в установленном порядке.

3. Мэр Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу отчет о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой. Порядок подготовки, представления и заслушивания отчета о результатах деятельности Правительства Москвы устанавливается правовыми актами города Москвы.

4. Мэр Москвы вправе в порядке, установленном настоящим Уставом, другими законами города Москвы:

1) вносить в Московскую городскую Думу проекты законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы и поправки к проектам на любой стадии их рассмотрения, а также заключения по проектам законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы и поданным к ним поправкам, делегировать право внесения поправок и заключений своему полномочному представителю;

2) требовать созыва внеочередного заседания Московской городской Думы;

3) назначать своих полномочных представителей в Думе по общим вопросам или по отдельным проектам законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы;

4) предлагать вопросы в повестку дня заседания Московской городской Думы;

5) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Московской городской Думы;

6) в течение 14 дней с момента поступления использовать право вето в отношении принятых Московской городской Думой законов города Москвы, направляя их на повторное рассмотрение с поправками или без таковых;

7) обращаться в Московскую городскую Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Московской городской Думы или об их отмене либо обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

8) выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседания Московской городской Думы;

9) выступать вне очереди на заседаниях Московской городской Думы.

5. Закон города Москвы, в отношении которого Мэр Москвы использовал право вето, может быть принят Московской городской Думой в прежней редакции, если за это проголосуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

6. Закон города Москвы, одобренный Московской городской Думой в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Мэром Москвы, подписывается им и подлежит обнародованию в четырнадцатидневный срок.

7. Должностные лица исполнительной власти города Москвы вправе присутствовать и выступать на заседаниях Московской городской Думы по обсуждаемым вопросам.

8. Депутаты Московской городской Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исполнительной власти города Москвы в срок не более двух недель (не считая отпуска, болезни, командировки), вправе присутствовать и выступать на заседаниях Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы.

9. Московская городская Дума вправе обращаться к Мэру Москвы, Правительству Москвы, иным органам исполнительной власти города Москвы и их руководителям с предложениями отмены, изменения или дополнения принятых ими правовых актов, или обжаловать указанные правовые акты в судебном порядке, или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом об их соответствии Конституции Российской Федерации.

  • Глава 1. (Статьи 1—10 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
  • Глава 2. (Статьи 11—13 )
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
  • Глава 3. (Статьи 14—19 )
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18. Исключена
    • Статья 19.
  • Глава 4. (Статьи 20—27 )
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
    • Статья 25.
    • Статьи 26 — 27. Исключены
  • Глава 5. (Статьи 28—32 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32. Исключена
  • Глава 6. (Статьи 33—39 )
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
  • Глава 7. (Статьи 40—49 )
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.

Какой правовой статус мэра? Мэр имеет право на решение и наделен соответствующими полномочиями для решения социальных и бытовых вопросов, в том числе связанных с управлением вверенного ему, муниципалитета.

Это может быть, как и городской округ, так и районный и областной центр.

Указанные полномочия прописываются в уставе муниципального образования, утвержденным собранием депутатов местного созыва.

В этой статье:

Правовой статус мэра

Мэр города или района занимает пост главы муниципалитета. Мэром может быть гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года. Законом не предусмотрены требования к образованию кандидата.

Находясь во главе города, мэр определяет основные пути развития территории города, представляет его интересы во взаимоотношениях с государством, регионом и другими муниципалитетами.

В большинстве случаев мэр является народным избранником, поэтому он реализует свои полномочия в интересах населения.

Мэр обычно возглавляет либо местную администрацию, либо городскую думу. Его место в системе органов местного самоуправления зависит от реализуемой уставом города или района модели местного самоуправления. Срок полномочий мэра обычно составляет пять лет.

Порядок формирования должности мэра

Формирование кандидатуры главы регламентируется региональным законом и уставом муниципалитета.

Предусмотрено несколько вариантов формирования должности мэра:

  • путем избрания на местных выборах населением соответствующего муниципалитета;
  • избрание в составе представительного органа из числа его членов, в результате чего занимает одновременно пост председателя городской думы;
  • при отсутствии представительного органа, где населения менее 300 человек, мэр избирается населением путем проведения схода граждан, в результате чего одновременно занимает пост главы администрации местного значения.

Для мэра законом предусмотрен запрет одновременно занимать посты в городской думе или местной администрации, за исключением муниципалитета имеющего форму сельского поселения или внутригородского образования Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с уставом.

В настоящее время принято в большинстве регионов страны закон, согласно которому пост мэра формируется депутатами из своего состава, как правило, в городском округе.

Права и обязанности мэра

В компетенцию мэра входит решение следующих вопросов местного уровня:

  • представление интересов муниципалитета во взаимоотношениях с другими местными органами, регионом и государством, а также гражданами и организациями всех типов;
  • одобряет принятие на местном уровне нормативных актов по вопросам муниципалитета путем их подписания и обнародования;
  • вправе издавать собственные нормативные акты в целях реализации должностных полномочий;
  • может созывать внеочередное собрание депутатов;
  • в случае наделения местных органов государственными полномочиями обеспечивает их осуществление;
  • ежегодно формирует отчеты о деятельности, предоставляемые представительному органу.

На мэра распространяются те же ограничения и запреты, что и для депутатов, в том числе в рамках антикоррупционной политики.

Случаи прекращения полномочий мэра

Прекращение деятельности мэра может быть связано с рядом причин, в том числе и досрочно:

  • в результате смерти;
  • ухода в отставку по собственному волеизъявлению, в том числе по состоянию здоровья;
  • удаление с должности по решению представительного органа;
  • при отрешении от должности за потерю доверия перед населением;
  • если по суду признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • в результате вынесения судом обвинительного приговора за совершенные общественно опасные деяния;
  • при переезде на постоянное жительство за пределы страны;
  • утрата гражданства, за исключение случаев предусмотренных международными договорами или соглашениями;
  • проведения процедуры голосования избирателей по отзыву мэра с должности;
  • за утрату доверия перед Президентом России;
  • в результате преобразования или изменения формы муниципалитета.

Исходя из сказанного и при наличии желания, у граждан есть возможность сменить мэра своего муниципального образования.

Статья 38.1. Устава Череповца. Мэр города

1. Мэр города назначается городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности мэра города на срок полномочий городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность мэра города (до дня начала работы городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.

2. Решение городской Думы о назначении лица на должность мэра города принимается тайным голосованием. Назначенным на должность мэра города считается кандидат, получивший большинство голосов от установленной численности депутатов городской Думы.

3. Условия контракта для мэра города утверждаются городской Думой в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Вологодской области — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.

Контракт с мэром города заключается Главой города.

4. Мэр города:

1) подконтролен и подотчетен городской Думе;

2) представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности мэрии города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;

3) обеспечивает осуществление мэрией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области;

4) от имени города Череповца приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности;

5) представляет на утверждение городской Думы положения об органах мэрии города, наделенных правами юридического лица;

6) от имени города Череповца вправе выступать в суде без доверенности;

7) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы структуру мэрии города;

8) представляет в городскую Думу проекты городского бюджета, Стратегии социально-экономического развития города Череповца;

8.1) представляет в городскую Думу сводный отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития города Череповца;

9) ежегодно представляет в городскую Думу отчеты об исполнении городского бюджета;

10) ежеквартально представляет в городскую Думу сведения об исполнении городского бюджета;

11) информирует городскую Думу об исполнении ее решений;

12) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, а также дает заключения на такие проекты решений городской Думы;

13) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя мэрии города как юридического лица;

14) является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих мэрии города;

15) назначает на должности и увольняет с занимаемых должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений, определяет размер и условия оплаты труда руководителей муниципальных предприятий;

16) вносит в городскую Думу предложения об изменении Устава города Череповца;

17) заключает от имени мэрии города договоры и соглашения;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городской Думы.

5. Мэр города не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мэр города не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Мэр города должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

6. Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования и упразднения городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

12) увеличения численности избирателей городского округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ городского округа или объединения поселения с городским округом;

13) вступления в должность Главы города, исполняющего полномочия мэра города.

7. Контракт с мэром города может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) городской Думы или Главы города — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) Губернатора Вологодской области — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) мэра города — в связи с нарушениями условий контракта органами городского самоуправления городского округа и (или) органами государственной власти Вологодской области.

8. Мэр города имеет заместителей. Распределение обязанностей между ними устанавливается постановлением мэрии города.

9. Мэр города может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным подпунктами 1 — 12, 15, 16 пункта 4 настоящей статьи, заместителям мэра города.

10. В случае досрочного прекращения полномочий мэра города либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель мэра города.

В случае временного отсутствия мэра города его обязанности исполняет один из заместителей, определяемых мэром города.

11. Должностное лицо, исполняющее обязанности мэра города в случаях его временного отсутствия, не вправе разрабатывать и представлять в городскую Думу для утверждения структуры мэрии города.

Слово "мэр" произошло от французского слова maire, в переводе обозначает "старшина". Сегодня это — глава исполнительной власти населенного пункта, города. В некоторых странах мэр возглавляет небольшие регионы самоуправления, в частности, в Литве.

С 1990-х годов определение "мэр" применяется в России как альтернатива "главе администрации города", должность мэра приобрела официальный статус в Москве. Но мэры есть не во всех регионах, например, в Санкт-Петербурге город возглавляет губернатор.

Собянин - чиновник с 30-летним стажем

С 2010 года по настоящее время главой города Москвы является Собянин Сергей Семенович. С 12 сентября 2013 года выбран на очередной пятилетний срок. Он занимает лидерские позиции в партии "Единая Россия", входя в ее Высший совет.

Собянин неоднократно отмечал, что работа главы города для него — самая интересная и дающая возможность, чувствовать себя нужным. "Это конкретная работа, на тебе лежит огромная ответственность, ты задумываешь что-то сам, и проходит долгий путь, пока твой план реализуется. И когда виден конечный результат твоих трудов — это ни с чем не сравнимое удовольствие", - так характеризует Сергей Семенович свою деятельность.

На президентских выборах 2008 года С. С. Собянин возглавлял предвыборный штаб Дмитрия Анатольевича Медведева.

Собянин премирован наградой в номинации "Политик года".

В 2010 году доходы градоначальника составили порядка 4,8 миллиона рублей. В 2011 году он задекларировал около 5 миллионов рублей, примерно такую же сумму показал и в 2012 году. Годовой доход-2017 главы города Москвы составил 6,5 миллионов рублей.

Команда

Вступив на пост мэра, Собянин реализовал масштабные кадровые изменения в правительстве нашей столицы, реорганизовал префектуры, оптимизировал работу подразделений власти города. В этом ему помогала его команда.

Сергей Семенович неоднократно подчеркивал, что при подборе кадров опирался на порядочность, работоспособность и умение людей работать. "Неважно, какое у него образование. Если человек хочет и может делать больше, чем написано в его должностной инструкции, это "мой" человек", - откровенничает политик. Сам Собянин — чиновник с 30-летним стажем, и другой работы для себя не мыслит.

Заместители главы города - это команда, люди на местах, его помощники, формирующие Аппарат мэра. Руководитель этого органа и московского Правительства сегодня - Анастасия Ракова. В обширный кабинет также входят министры различных структурных подразделений, отвечающие каждый за свою сферу - жилищно-коммунальное хозяйство, информационную политику, социальное развитие, строительство, спорт и туризм, конкурентную политику и прочие подразделения.

В аппарате мэра также присутствуют префекты всех московских округов.

Функции

В ведении главы администрации города - полное управление городским хозяйством, административная политика, решение вопросов социально-экономического характера.

Он принимает меры по предотвращению возникновения экстремальных ситуаций, рассматривает вопросы относительно проведения различных митингов и собраний - разрешить или запретить демонстрацию - решает градоначальник. Важные задачи, специфические для города также лежат в ведении мэра, например, в Венеции мэр принимает меры по истреблению городских голубей.

Срок пребывания мэра на должности в Москве составляет сегодня 5 лет, но это не жесткое правило. Период пребывания на должности может варьироваться, в частности, в ирландском Дублине срок полномочий мэра определен одним годом.

Должностные обязанности

Что же обязан делать мэр на правах хозяина города? Глава муниципального образования является официальным представителем Москвы.

  1. Лично или органами исполнительной власти решает вопросы социально-экономического развития, управляет городским хозяйством.
  2. Формирует состав Правительства Москвы, также как и отправляет его в отставку. Помимо этого, мэр определяет структуру органов исполнительной власти.
  3. Действуя по Уставу, лично выступает от имени города Москвы или поручает это органам исполнительной власти, либо иным должностным лицам, гражданам, фирмам.
  4. Подписывает или отклоняет принятые Московской городской Думой законы.
  5. Заключает договора и подписывает соглашения.
  6. Ежегодно отчитывается перед Московской городской Думой о результатах деятельности Правительства города.
  7. Распоряжениями главы города назначаются представитель от Москвы в Совете Федерации, прокурор, полномочные представители мэра в органах власти, в том числе в городской Думе.
  8. В случаях возникновения экстремальных ситуаций и угрозы жизни и здоровью людей градоначальник имеет право на принятие срочных мер по предупреждению обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации последствий, а затем он обязан уведомить компетентные органы, которые решают эти вопросы.

Как стать мэром

Нет такого института и факультета, на которых обучают на градоначальника. Неважно, какого вы пола, образования и опыта работы, любой гражданин России, достигший 30 лет, может стать главой города.

У мэра имеются привилегии. Солидная зарплата, пенсия, неприкосновенность с момента избрания, без согласия прокурора мэр не может быть подвергнут обыску, не привлекается к уголовной ответственности, и уж, тем более, не может быть арестован.

Третий мэр

Сергей Собянин стал третьим мэром главного города России, до него на этой должности пребывали Юрий Лужков с 1992 по 2010 год и Гавриил Попов в течение одного года - с 1991-го по 1992-й.

Семья

Собянин родился 21 июня в 1958 году в Тюменской области в селе Няксимволь. В 1980 году он получил диплом в Костромском технологическом институте, но это только первое образование, в 1989 году он закончил московскую юридическую академию (МГЮА) и имеет степень юридических наук.

Его отец был председателем сельсовета села и, по данным СМИ, очень любил охоту. Мама Сергея Семеновича всю жизнь трудилась бухгалтером. Собянин женат, его супруга Ирина Собянина (Рубинчик) подарила ему двух дочерей, Ольгу и Анну.

Тихий и скромный

Однокурсники Собянина вспоминают, что будучи студентом, Сергей вел себя скромно, тихо и совсем не походил на политика, не проявлял никакого интереса к участию в общественной деятельности, не был активистом. Поэтому предсказать то, что Сергей Собянин возглавит столицу российского государства, не мог никто.

Старт карьеры

Первым местом работы главы города был трубопрокатный завод в Челябинске, там он прошел путь от слесаря до мастера. Он знает и понимает сущность производственных процессов.

Свободное время

Глава города обожает чтение, особенно его привлекают исторические книги о Москве, увлекается также и классикой, и историческими детективами. Среди всех писателей предпочитает Хэмингуэя.

Сергей Семенович - патриот, любит отдыхать в России, лучше - в неосвоенных, малоизведанных местах, очень ценит рыбалку и охоту.

День рождения для него - святой праздник, и ежегодно 21 июня он берет выходной, отмечая праздник в кругу друзей где-нибудь в тихом таежном месте.

Еще в детстве отец привил ему любовь к лыжам. По словам градоначальника, он не знает, что начал делать раньше - ходить на лыжах или на ногах. У него до сих пор хранятся подаренные папой самодельные сосновые лыжи.

Мэр предпочитает классическую музыку, но не отказывается слушать современных исполнителей. Вместе с группой "Мурзилки International" он однажды спел песню про выборы мэра, прозвучавшую в эфире радиостанции "Авторадио". Песня была агитационной - чтобы люди пришли на выборы градоначальника.

Глава города не отличается от других политиков. И ему, да и всей правящей верхушке России, зарплата в 2018 году будет выдаваться "со скидкой 10 %". Эта мера предпринимается с 2015 года как антикризисная. Распоряжение идет от самого Президента, Владимир Владимирович также получает урезанную на 10 % заработную плату.

Соответственно, в рамках этого Постановления работникам всей Московской городской думы, а также счетной палаты, избирательной комиссии, уполномоченным по правам человека и по защите прав предпринимателей денежное вознаграждение должно быть уменьшено.