Материал (психология) на тему: Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога. Должностная инструкция педагога-психолога, должностные обязанности педагога-психолога, образец должностной инструкции педагога-психолога Должностные обязанности ш

Должностная инструкция педагога – психолога школы

Общие положения

Психологическая поддержка экспериментальной деятельности по освоению технологии деятельностного метода в образовательном процессе – необходимое условие его эффективной реализации. Она представляет собой целостную систему деятельности педагогов-психологов, включающую несколько направлений, ориентированных на поддержку эффективной деятельности субъектов образовательного пространства: педагогов, родителей, детей, администрацию. Деятельность психолога носит систематический, целенаправленный характер.

Цели работы психолога ОУ:

1. Создать условия гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.

2. Осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологии деятельностного метода.

Задачи деятельности:

1. Реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого – педагогическое сопровождение программы с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей.

2. Создать условия для реализации возрастных и индивидуально – личностных возможностей и способностей учащихся школы.

3. Оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности; создать условия для оказания психологической помощи всем участникам образовательной среды в реализации задач эксперимента (консультативная и информационная поддержка).

4. Исследовать теоретические и практические аспекты психолого – педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

Организация работы педагога – психолога ОУ.

Система психологической службы по сопровождению обучения, воспитания и развития детей в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО является необходимой частью системы образования в ОУ, в значительной степени отражает его актуальное состояние и формирует запросы на необходимые методы и способы его развития.

Общие положения работы психолога ОУ:

1. Педагог – психолог относится к категории специалистов по экспериментальной деятельности, имеющих высшее психологическое образование и прошедших профессиональную подготовку.

2. Педагог – психолог реализует психологическое сопровождение непосредственно под руководством администрации ОУ.

3. В своей работе педагог-психолог руководствуется нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Педагог – психолог работает по графику и плану, утвержденному руководителем ОУ.

Функциональные обязанности педагога – психолога

1. Педагог – психолог осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода в соответствии с планом школы. Профессиональная деятельность направлена на сохранение и укрепление психического, соматического и социального благополучия детей ОУ, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС НОО.

2. Педагог – психолог содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

3. Педагог – психолог создает благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития детей ОУ на каждом возрастном этапе. Осуществляет помощь в развитии у всех учеников деятельностных качеств, способностей к самоопределению и саморазвитию в соответствии с концепцией «Основной общеобразовательной программы».

4. Педагог – психолог определяет проблемные зоны и факторы, препятствующие развитию личности детей ОУ, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, развивающей, консультативной) всем субъектам учебно - воспитательного процесса.

5. Педагог – психолог проводит экспертизу занятий в технологии деятельностного метода (не реже, чем одно занятие в месяц), выявляет проблемные зоны и их причины, дает рекомендации педагогу и методисту по их устранению.

6. Консультирует педагогов при подготовке открытых занятий в соответствии с планом трансляции.

7. Педагог – психолог проводит экспериментальные исследования в объеме не более шести классов СОШ разных возрастных категорий (на одну ставку), включая мониторинг психического развития, надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

8. По результатам диагностических и исследовательских работ составляет психолого – педагогические заключения с целью ориентирования всех участников УВП и координации работы ОУ в проблемах личностного развития детей. Результаты исследований доводит до сведения администрации, педагогов, воспитателей (соблюдая психологическую этику).

9. Участвует в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС НОО с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения.

10. Проводит работу по социально – психологическому просвещению и повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей по темам эксперимента.

11. Активно участвует в собеседованиях со всеми участниками УВП, в проведении психолого - педагогических консилиумов, педсоветов и других общих мероприятиях в ОУ.

12. Участвует в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС НОО в соответствии с требованиями конкретного мероприятия.

13. Обобщает материалы исследований и подготавливает информацию по результатам деятельности с введением ФГОС НОО.

14. Подготавливает (с предварительным согласованием) для руководителя ОУ и методиста перспективный план работы мероприятий и рефлексивный анализ по итогам года.

15. Педагог – психолог при составлении плана – графика работы на год согласовывает с руководителем ОУ присутственные дни в ОУ, а также день работы вне ОУ для участия в работе методического объединения психологов Томского района.

16. Повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и семинарах.

4. Основные направления деятельности педагога – психолога в ОУ:

· информационно-аналитическое;

· консультационное;

· профилактическое;

· коррекционно – развивающее;

· просветительское;

· организационно – методическое;

· научно – исследовательское.

1. Взаимодействие с администрацией.

Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ, методиста по эксперименту.)

Виды деятельности:

Взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т. ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

Участие в экспертных и творческих группах (округ, район: открытые занятия, уроки, статьи, участие в творческих разработках по темам ФГОС);

Консультирование по вопросам адекватного стиля руководства в конкретном коллективе;

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ДС ДМО.

Виды деятельности:

Формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;

Создание предпосылок к овладению психологическими знаниями;

Психологическое обоснование принципов дидактической системы ДМО при обучении детей в ОУ;

Разработка игр и тренингов по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала личности;

Разработка методического инструментария для изучения особенностей личности;

Формирование у педагогов мотивационной основы творческой работы с детьми;

Осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа;

Создание условий для осознания степени реализованности творческого потенциала педагогами;

Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом по вопросам развития, воспитания и обучения детей в рамках введения ФГОС НОО;

Психодиагностика развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педколлектива;

Профилактика конфликтов в педколлективе.

3. Взаимодействие с детьми.

Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО.

Виды деятельности:

Развитие познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы детей;

Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе непрерывной социализации;

Разработка, апробация и внедрение мониторинга психического развития для детей разного возраста с учетом задач каждого возрастного этапа;

Развивающие индивидуальные и групповые занятия;

Составление индивидуальных коррекционных программ;

Формирование навыков социального развития, коммуникативных способностей;

Элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;

Выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению;

Обеспечение преемственности;

Психокоррекция индивидуальных особенностей личности;

Проведение дифференциальной психодиагностики с целью выявления уровня психического здоровья и отклонений от нормы в развитии ребенка.

4. Взаимодействие с родителями.

Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС НОО.

Виды деятельности:

Психологическое просвещение родителей по теме ООП НОО: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях освоения и реализации ФГОС НОО;

Формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;

Развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

Диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления стиля воспитания, запроса родителей к психологу.

Права психолога

1. Педагог – психолог имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положения об образовательном учреждении.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции, педагог – психолог имеет право вносить на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности ОУ в рамках введения ФГОС НОО и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения проблемных зон, имеющихся в деятельности ОУ недостатков.

3. Привлекать к совместной деятельности специалистов структурных подразделений.

4. Запрашивать необходимую информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение процесса образования требует принципиально новых, современных подходов, пересмотру подлежат и функциональные обязанности .

Работа по адаптации учащихся носит комплексный характер и требует полипрофессионального взаимодействия специалистов образовательной организуции. Это необходимо учитывать при разработке функциональных обязанностей педагога-психолога школы.

Психологическое просвещение педагогов и родителей - традиционная обязанность психолога образовательного учреждения. Учитывая, что в новых ФГОС внимание акцентируется на развитии психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов, штатному психологу образовательной организации необходимо использовать более ориентированные на практику технологии и методики.

Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укре-пление психологического здоровья всех участников образовательного про-цесса, формирование осознания важности здорового образа жиз-ни, - важнейшая обязанность психолога образовательного учреждения. Одной из таких задач является помощь в социально-психологическом тестировании школьнико в на предмет употребления ими наркотических веществ. В рамках решения этой задачи штатный психолог работает с учащимися и родителями, направленными в обязательном порядке на тестирование.

Подготовка заключений в территориальные ПМПК как одна из обязанностей педагога-психолога школы

Ранее уже отмечалось, что все ученики школы имеют право на создание условий, необходимых для обучения с учетом особенностей состояния их здоровья и психофизического развития, в т. ч. и на полу-чение психологической и социально-педагогической помощи.

В первую очередь в помощи психолога нуждаются детишки с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся с девиантным пове-дением, а также отстающие от образовательной программы школьники. Это нужно и важно учесть, разрабатывая функциональные обя-занности педагога-психолога школы.

В функциональные обязанности психо-лога образовательного учреждения может входить не только уча-стие в подготовке и реализации индивидуальных планов развития детей с ОВЗ или школьников с поведением, отклоняющимся от принятых норм в составе школьного ПМПк, но и на выполнение рекомендаций по оказанию психологической помощи ученику, зафикси-рованных в решении территориальной ПМПК.

В соответствии с п. 15 Положения в пакет документов, предо-ставляемых родителями для записи ребенка на ПМПК, включается (при наличии) заключение специалиста (специалистов), осуществля-ющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучаю-щихся в образовательной организации. Поэтому родители или закон-ные представители ребенка имеют полное право обратиться к штатному психологу школы для получения такого заключения.

Следовательно, в перечень функциональных обязанностей педагога-психолога школы наряду с ведением другой рабочей документации, возможно включение подготавливания заключений для предоставления родителя-ми в территориальные ПМПК.

Работа в службе школьной медиации

При реализации такого направления деятельности, как психоло-гическое сопровождение социальной адаптации и развития ком-муникативной компетентности обучающихся, включая психоло-гическую поддержку деятельности детских объединений, учени-ческого самоуправления, необходимо использовать медиацию в школе . В рамках службы школьной медиации психолог обучает навы-кам плодотворного взаимодействия с другими людьми и искусству предотвращать и разрешать конфликты и спорные ситуации.

Минобрнауки России издало письмо от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации». Методические рекомендации, содер-жащиеся в данном письме, опираются на целый ряд российских и международных нормативно-правовых документов, в т. ч. и на Феде-ральный закон от 27072010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процеду-ре урегулирования споров с участием посредника (процедуре ме-диации)». Внедрение служб школьной медиации в деятельность образовательных организаций не случайна. Она имеет большое зна-чение для предотвращения острых конфликтных и спорных ситуаций.

В настоящих методических рекомендациях не даются прямые указания на то, что педагог-психолог в обязательном порядке должен входить в эту служ-бу. Однако важно помнить, что школьная медиация будет реализована наилучшим образом педагогом-психологом. Связано это с тем, что предмет "конфликтология" входит в профессиональную подготовку специалистов области психологии.

Деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации может входить в основной функционал и осуществляться в формате деятельности детских объелинений

В связи с тем, что процедура школьной медиации предполагает осуществление конкретных поэтапных дей-ствий, требующих специальных знаний, педагогу-психологу необходимо пройти специальное обучение, в т. ч. и навыкам трансляции медиативных технологий уча-щихся, родителей и педагогов.

Если психолог проводит большое количество занятий, консультаций, обследований с учащимися, родителями и учителями, мастер-классы педагога-психолога для педагогов, то работа в службе школьной медиации может входить в перечень его дополнительных функциональных обязанностей.

Если руководство школы не испытывает острой потребности в коррекционной работе с учащимися, то деятельность педагога-психолога в службе школьной медиации, на наш взгляд, может осуществляться в рамках основного функционала в формате детских объеди-нений. Это обеспечит безопасность участников образовательного процесса с психологической точки зрения.

Для реализации всех вышеперечисленных обязанностей педагога-психолога в школе необходимо подготовить специально ориентированные планы психологического со-провождения, проведения мастер-классов педагога-психолога для педагогов.

Важно учитывать, что при организации психологического со-провождения и оказания помощи школьникам требуется согласие их родителей либо законных представителей. С каждым родителем в индивидуальном порядке заключается договор. Также он может заключаться и с группой родителей. Ниже представлены примерные формы.

Примерная форма группового договора:

«Согласие на осуществление психологической работы педагогом-психологом ________________________________в___________________________________________

классе___________ ОО в 20__________ /20_________ учебном году.

Функциональные обязанности педагога-психолога школы документально оформляются и утверждаются директором.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности психолога

1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Психолог должен знать

2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации психолога

3) Требования к квалификации.

1. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

  • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
  • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

4. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы;
  • законодательство о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • законодательством РФ,
  • Уставом организации,
  • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

3. Права психолога

Психолог имеет право:

1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция психолога - образец 2019 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

Сегодня нам с вами предстоит узнать должностные обязанности педагога-психолога. На самом деле это очень важный вопрос, ответ на который придется очень тщательно изучать. Дело все в том, что такой сотрудник наделен огромной ответственностью и нагружен обязанностями. Но некоторые работники даже не подозревают об этом. Таким образом, давайте узнаем должностные и функциональные обязанности педагога-психолога, а также подумаем, какие люди идеально подойдут для данной профессии. Стоит сразу отметить, что опасаться не нужно - если вы будете знать свои цели и задачи, а также сможете выполнять их, то карьерный рост и успех вам обеспечены.

Разработка плана

Каждый образец должностных обязанностей педагога-психолога включает в себя в обязательном порядке такой пункт, как разработка учебного плана. Это относится как к школьным учителям, так и к воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях.

Дело все в том, что никто кроме педагога-психолога не сможет правильно составить четкий план работы на год. При этом предварительно психолог должен познакомиться с родителями и будущими учениками. Это поможет ему составить рабочую программу с учетом особенностей своих подопечных. Честно говоря, данный пункт является крайне важным для профессионального роста преподавателя.

Инструктаж рядовых учителей

Каковы должностные обязанности педагога-психолога, помимо составления учебного плана на год? Как уже стало ясно, преподаватели данной категории считаются самыми настоящими профессионалами. Поэтому они в обязательном порядке должны проводить консультации и инструктаж (при надобности) для рядовых учителей.

Все это из-за того, что сейчас мало кто разбирается в детской психологии. Но без учета этой важной вещи нельзя проводить качественное воспитание и обучение. К детям, особенно к маленьким, постоянно приходится искать верный подход. Только вот обычный учитель вряд ли способен на такое действие. По этой самой причине и приходится прибегать к помощи психолога-педагога. Это очень распространенный вариант развития событий.

Предусмотрены такие должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Как правило, там старший воспитатель оказывает необходимое влияние на младшего. Также психолог направляет сотрудников и подсказывает некоторые приемы (психологические), которые помогут справиться даже с самым трудным и несносным ребенком.

Специальные рабочие программы

В должностные обязанности педагога-психолога в учреждении образования также входит еще один очень важный пункт. Это разработка специальных рабочих программ. Их называют коррекционными.

Далеко не каждый ребенок развивается со всеми одинаково. Иногда встречаются инвалиды и детки с какими-то отклонениями. Для их развития приходится придумывать специальные программы. Именно они помогут не отставать в развитии. Только вот обычный преподаватель не может правильно и верно сформировать такую рабочую программу.

Тогда на помощь приходит педагог-психолог. Именно он вместе с учителем или воспитателем (в редких случаях - самостоятельно) разрабатывает коррекционные программы для отстающих в развитии детей. Кстати говоря, такие сотрудники сейчас очень ценятся в элитных школах, где есть специальные классы для детей с замедленным развитием или какими-либо отклонениями.

Только вот на этом должностные обязанности педагога-психолога не заканчиваются. Если честно, то они очень схожи с задачами самого обычного учителя в образовательном учреждении. Но степень ответственности тут значительно выше. Разумеется, имеются отдельные обязанности, присущие только педагогу-психологу. Сейчас мы с вами с ними и познакомимся.

Родительские собрания

Должностные обязанности педагога-психолога в школе, например, включают в себя такой важный факт, как проведение родительских собраний. Конечно же, оказание своевременных консультаций мамам и папам детей относительно развития их ребенка, а также его поведения.

По правде говоря, обычно педагог-психолог в школах просто имеет должность "школьный психолог". Он, как правило, время от времени должен оценивать развитие детей и проводить консультации с родителями. На деле родительские собрания с участием психолога - явление крайне редкое. Обычно оно встречается в коррекционных классах, а также там, где учатся одаренные детки.

Как правило, психолог-педагог вызывает к себе родителей в частном порядке. Исключения также встречаются в детских садах, где такой сотрудник обычно рассказывает всем родителям о развитии их малышей досконально. Но и на этом обязанности подобного работника не заканчиваются. Их еще очень много. Взять, например, должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Обычно в качестве воспитателей нанимают именно тех кандидатов, кто имеет образование психолога. Это очень важно, если вы хотите устроиться работать в детский садик и занимать там более-менее высокую должность.

Мировоззрение и культура

Должностная инструкция педагога-психолога (особенно в дошкольных образовательных учреждениях) включает в себя также формирование культуры и мировоззрения у детей. Как уже было подмечено, это очень важно в детских садах, а также в начальной школе.

Далеко не каждый учитель и воспитатель сможет правильно повлиять на сознание ребенка, чтобы верно донести до него важную информацию о правилах и нормах поведения. Кроме того, мало кто сможет объяснить малышу, каковы истинные моральные ценности в мире. С этой задачей обязан справляться педагог-психолог.

Как правило, именно из-за данной особенности подобному работнику поручено составлять рабочую программу для детей на год. Конечно, обычный воспитатель или учитель также может попытаться правильно донести необходимую для детского развития информацию о ценностях и культуре. Только на практике у таких сотрудников это не так хорошо получается. Никто ведь не хочет потом разрабатывать новый план, чтобы перенаправлять детское сознание в нужное русло. Поэтому ответственность за мировоззрение и культурное развитие возложено на педагога-психолога.

Гармония

Считается, что должностные обязанности педагога-психолога включают в себя такой пункт, как создание гармоничной атмосферы для развития детей, а также поддержания учителей и прочих сотрудников образовательного учреждения в тонусе.

Благоприятная рабочая и учебная обстановка способствует хорошим показателям развития и прогресса в учреждении. И только психолог точно знает, как можно это обеспечить. Но это очень трудная задача. Ведь учитывать придется особенности всех личностей.

Поэтому над гармонией в учебных учреждениях, как правило, работает группа из нескольких педагогов-психологов. В детских садах - совместно с воспитателями. Обычно с данной задачей группа сотрудников справляется очень хорошо. Единственное, что может вызвать затруднение - это реализация плана по созданию гармоничной атмосферы, особенно если некоторые мероприятия должны проводиться во внеурочное время (с детьми), а также непосредственно на уроках в школах.

Диагностика и назначения

Честно говоря, должностные обязанности педагога-психолога включают в себя также диагностику и назначения разного характера, как правило, психологического. Ведь далеко не всегда дети способны справляться со своими эмоциями и проблемами возраста.

Тогда на помощь должен прийти педагог-психолог. Ведь именно он обязан выслушать ученика, провести анализ ситуации, а также высказать свое заключение относительно той или иной проблемы, разумеется, дать соответствующие консультации и рекомендации по поводу того, как исправить ситуацию.

Иными словами, педагог-психолог, как уже было сказано, в школах заменяет самого обычного психолога. То есть в его обязанности входит оказание помощи обратившимся ученикам и некоторым сотрудникам. Но на практике такое явление встречается крайне редко. Ведь зачастую люди просто предпочитают ходить к частным психологам. А подростки и школьники вовсе избегают таких людей.

Поддержка одаренных

Как бы странно это ни звучало, но педагог-психолог обязан оказывать моральную и эмоциональную поддержку одаренным детям. Разумеется, отстающим в развитии такая помощь также должна быть оказана. Только вот на практике, как правило, именно одаренным деткам уделяется больше внимания.

Дело все в том, что преуспевающие малыши и школьники со временем начинают воспринимать мир и все в нем происходящее несколько иначе, чем люди с обычным развитием. И на неудачи такие личности обычно реагируют более ярко и выраженно, нежели самый обычный человек. Особенно это заметно у школьников и детей дошкольного возраста. Тогда приходится прибегнуть к помощи педагога-психолога.

Вообще, основная задача такого сотрудника при работе с одаренными детьми - это показать им, что у всех случаются неудачи, которые придется воспринимать как должное. То есть научить особых малышей реагировать на свои провалы адекватно и сдержанно. Но с такой задачей способен справиться далеко не каждый.

В старшей школе

Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ не столь разнообразны, как у точно такого же сотрудника в школе, особенно в старшей. Ведь на плечи педагога-психолога взваливается задача по профориентации учащихся. Речь идет о построении их карьеры.

Дело все в том, что в школах принято искать свое призвание уже с возраста приблизительно 14 лет. Именно это должно помочь определиться с будущей профессией. Но как правильно сделать выбор, учитывая все свои особенности? В этом помогают специальные тесты, разработанные педагогами-психологами.

Как правило, уже с 8 класса с некоторой периодичностью начинается сбор данных об учащихся посредством специализированного анкетирования. По итогам опроса психологи-педагоги оповещают школьников о подходящих им во всех планах профессиях. Особое внимание данным опросам уделяется в 9 и 11 классах. Как правило, итоги тестирования оказываются достоверными. Кроме того, они учитывают также все индивидуальные особенности личности.

Оценка развития

Есть и еще некоторые должностные обязанности педагога-психолога. Например, оценка степени развития детей. Как правило, данная задача очень важна для детсадовского возраста.

Педагог-психолог обязан следить за развитием малышей, а также оценивать степень их отсталости: психологической, эмоциональной, физической. По итогам своих исследований такой сотрудник в обязательном порядке должен оповестить родителей и других педагогов о разработке новой корректирующей программы для того или иного малыша. Помимо этого, такой сотрудник также оценивает и докладывает о развитии ребенка в социальной сфере. Если у малыша наблюдается, например, агрессия в адрес сверстников, то данное явление придется исправлять. И никто кроме хорошего педагога-психолога не сможет помочь родителям такого ребенка в воспитании.

На самом деле

Но как обстоят дела с этой должностью на самом деле? В действительности должностные обязанности педагога-психолога соблюдаются не так, как должны. К примеру, разработка коррекционных учебных планов, а также рабочей программы на год (как в школе, так и в детском саду). Эти программы не всегда разрабатываются - они скачиваются из интернета и редактируются. Иногда редактуре подлежит только имя разработчика, а также название учебного заведения, где будет реализовываться план.

Не все так радужно с созданием гармонии на рабочем и учебном месте. Современные педагоги-психологи этим не занимаются. Вообще, на практике должностные обязанности подобных сотрудников урезаны. Как правило, они ограничены обычным преподаванием предметов, а также проведением консультаций (с родителями) и тестированием детей для выбора профессии в выпускных классах. Как видите, должностные права и обязанности педагога-психолога очень разнообразны. И справиться с ними может только очень хороший сотрудник.