Мастер и маргарита анализ казни. Анализ эпизода Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри — сочинение

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы переносимся из события двадцатых годов XX века в библейские времена и видим, что нравственные проблемы на протяжении веков не изменились. Они изображены автором с такой психологической точностью, что читатель ярко воспринимает оба периода - и период появления в Москве Воланда и период казни Иешуа. Герои и времена разные, но сущность одна.
Сцена допроса Иешуа во дворце Ирода Великого в Ершалаиме находится почти в самом начале романа, но мы уже чувствуем этих людей, их мысли и внутренний мир. Слова настолько точно подобраны, что они читаются, как стихи: « В белом плаще с кровавым подбоем, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца писана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». У прокуратора страшная головная боль, и его преследует запах розового масла, который он ненавидит - день явно будет неудачный. Однако дела не могут ждать, прокуратору нужно решить, кого казнят на Лысой горе. Для допроса к нему проводят обвиняемого. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был" большой синяк, а в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Так мы впервые встречаемся с Иешуа. Он, якобы, подговаривал народ разрушить ершалаимс-кий храм. Несмотря на всю напряженность обстановки, Иешуа называет прокуратора «добрым человеком», за что подвергается жестокому наказанию. Конечно, прокуратора еще никто и никогда не называл добрым человеком, его следует называть «игемон», и все считают его свирепым чудовищем. Трудно не согласиться с этим определением. Понтий Пилат живет по своим законам, он знает, что мир разделен на людей, обладающих властью и подчиняющихся. Формула «раб подчиняется господину» неизменна.
И вот Иешуа вновь стоит перед креслом, в котором сидит измученный головной болью прокуратор. Он называет себя, свое место рождения, отвечает на вопросы Понтия Пилата. Уже с самого начала допроса у нас возникает поразительное ощущение правдоподобности происходящего, мы видим дворец, палящее солнце, чувствуем запах розового масла. Прокуратор напряжен и расстроен, а Иешуа поразительно спокоен и обстоятелен. Он говорит, что он никого не подговаривал разрушать храм и утверждал, что « рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины», что эта путаница происходит из-за того, что Левий Матвей неправильно за ним записывает.
История Левия Матвея, сборщика податей, который бросил деньги на землю и пошел за Иешуа путешествовать вызывает недоверие прокуратора. Он уверен, что такого произойти не могло, ведь Иешуа, по его мнению, обычный бродяга и преступник, достойный презрения. Но этот бродяга вдруг прочитывает мысли прокуратора - и про головную боль, и про любимую собаку, и про чашу с ядом. Мало того, головная боль Понтия Пилата проходит. Иешуа обладает огромной силой влияния на людей. И вот уже секретарь, записывающий ход допроса, бросает перо и «вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова». Более того, бродяга смеет предлагать: « Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». И еще: «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Твоя жизнь скудна, игемон». Что это - сумасшествие или нечто необъяснимое? Прокуратор этого не понимает, речи Иешуа приводят его в полное замешательство. Никто и никогда не решался говорить ему это. И реакция прокуратора необычна, - Пилат пытается спасти Иешуа, объявить его сумасшедшим и не утверждать ему смертный приговор. Конечно, Иешуа чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но он чудесным образом умеет снимать головную боль. Так прокуратор объясняет себе сам свое решение, но думается, что влияние Иешуа возымело свое действие и даже непоколебимый и злобный прокуратор не устоял перед ним.
Спасение Иешуа было почти решенным делом, и Пилат уже хотел диктовать свое решение секретарю, но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такой донос на Иешуа, что не казнить его было невозможно. «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будут власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царствие истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Услышав это, прокуратор теряет самообладание. Он вынужден вопреки своему желанию утвердить смертный приговор. «Преступник!» Это кричит прокуратор для того, чтобы его слышали в саду. Он не хочет казнить Иешуа, но идет против своих убеждений, у него нет другого выхода, он сам боится доноса, боится погубить собственную карьеру - вполне понятные человеческие чувства. Но если бы он знал, кому подписал смертный приговор!
В результате этого допроса Иешуа казнен. Но почему прокуратор продолжает мучиться? Почему ему снится, будто он не убил бедного Иешуа, а они вместе идут по лунной дорожке и мирно беседуют? Почему в этом сне прокуратор смеется и плачет от радости? Его могущество, в которое он сам так верил, оказалось хрупким, как стекло. Теперь его мучает совесть, ему никогда не будет покоя. Никто не может безнаказанно убить сына Бога!

Анализ библейских глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Вишенская средняя школа»

Белогорского района

Республики Крым

Медведева Наталья Антоновна

Цель урока : 1.Проанализировать библейские главы романа.

2. Осмыслить глубинные нравственнее проблемы.

3. Показать детям воспитательное значение романа.

Оборудование : портрет писателя, розы – символ христианства, плакат в центре доски, закрытый белой и черной материей, магнитофон.

Плакат 1:

«Власть – право и возможность распоряжаться кем-нибудь, подчинять своей воле»

Плакат 2:

«Совесть – чувство нравственности за свое поведение перед окружающими любви, обществом»

смотреть сквозь себя на Христа,

а другим – на современную свою повседневную жизнь.

М.Пришвин

Погубивши единую душу, губит весь мир,

а спасший невинного

спасает все человечество.

Библия

На свете нет злых людей, есть люди, которые

не знают, как делать добро.

Сократ

Ребята, сегодня мы познакомимся с романом в романе М.Булгакова, постараемся проанализировать библейские главы. Мы должны увидеть, что роман М.Булгакова о любви, о нравственном долге, о цельности мира, неразрывности света и тьмы. Наша задача – стать на сторону добра.

/ Звучит колокольный звон /

На партах перед вами лежат отрывки из поэтических произведений различных авторов. Будьте добры, прочитайте их.

/Дети читают высказывания поэтов/

И вот… Без музыки, за серой пеленой

Ряды задвигались… надежда унывает.

И над ее поникшей головой

Свой черный флаг мученье развевает.

Ш.Бодлер

И просыпается, когда в одеждах черных

Приходят матери в смятенье и тоске

Вручить ему медяк, завязанный в платке,

Над грудою зловонной.

А.Рембо

Весною деревья рисуют девушек

И своей белоснежной невинностью

Наделяют их образы.

Э.Мелитонян

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной.

В белом венчике из роз

Впереди Иисус Христос.

А.Блок

Вы давно замечтались о горной весне,

Ваша мысль в голубом, ваша жизнь – в белизне.

Дева белых снегов, голубых ледников,

Как идет к тебе Роза Ветров.

К.Бальмонт

Мы – источник веселья и скорби рудник

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик.

О.Хайям

Ход урока

|. Организационный момент

||. Актуализация знаний. Постановка целей урока

1.Вступительное слово учителя

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникли с белым и черным цветом?

Белый цвет- символ чистоты, нежности, преданности, надежности, верности. Черный цвет олицетворяет горе, печаль, смерть, тоску, траур. Это символ зла.

Учитель:

Сегодня мы наблюдаем повышенное внимание писателей и поэтов к личности Христа, чем оно вызвано?

В мире хаоса, переоценке духовных ценностей, образ Иисуса вновь становится высшим нравственным идеалом для человека и человечества, указывающим путь к добру, любви и милосердию.

А сейчас обратимся к анализу библейских глав романа.

2.Беседа

2 глава

Время действия 1 сутки. День недели – пятница. Это день накануне великого праздника иудеев – Пасхи и пасхальная ночь. События 2 главы воспроизводятся в воображении Ивана Бездомного силою Воланда, а затем в его сне, который он видит в сумасшедшем доме.

Прочтите, пожалуйста, сцену допроса Иешуа.

/Звучит выразительное чтение отрывка/

Кто, по вашему мнению, является воплощением идеального, нравственного человека в романе?

Иешуа Га-Ноцри, исповедующий добро как высшую ценность. Он утверждает, что злых людей на свете нет. Разбойников и предателей называет несчастными, и верит, что настанет царство истины и справедливости, где не надобно будет никакой власти.

Какое чувство вызывает у вас бродячий философ?

/Ответы детей/

Вы правы, ребята, Иешуа – обыкновенный человек, он, так же страдает от боли и радуется освобождению от нее, как и все люди. Простота его убедительна и всесильна. Но что же происходит в душе Понтия Пилата?

Прокуратор жесток, но и он начинает внутренне подчиняться его влиянию, сам себе удивляется и мучается сознанием, что он упускает что-то важное для будущего бессмертия. Войдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает запах розового масла, который примешивается к запаху кожи. Как он ненавидел этот запах.

Как вы расцениваете поведение этих героев?

/Ответы учащихся/

Создается впечатление, что Иешуа – обычный смертный человек, по-детски доверчивый, простодушный, наивный, но вместе с тем мудрый и проницательный. Он слаб физически, но силен духовно, является воплощением лучших человеческих качеств. Поражает милосердие Иешуа. Понтий Пилат наделен тоталитарной властью, им владеет недоверие, подозрительность, страх, двуличие. Он олицетворяет силу власти, а Иешуа – истину.

Как вы понимаете истину Иешуа?

/Ответы детей/

А в чем суть учения странствующего философа?

Га-Ноцри уверен, что Марк Крысобой – добрый человек, и если бы ему удалось поговорить с ним, он бы изменился, перестал быть злым.

Найдите в тексте эпизод, где прокуратор старается спасти Иешуа, заставив его солгать. Поддается ли соблазну бродячий философ?

Иешуа понимает, что от его слов зависит его судьба, и все же ради истины он не произносит ни слова неправды. Если бы он покривил душой, то весь смысл его учения исчез бы, ибо добро – это правда! «А правду говорить легко и приятно».

Удалось ли Иешуа Га-Ноцри растопить сердце Понтия Пилата, разбудить в нем доброе начало?

Пилат проникся учением Иешуа. Он знает, что можно спасти его жизнь, однако его практический ум сопротивляется этому. Он не может руководствоваться интуицией. Понтий Пилат отправляет философа на казнь и одновременно чувствует вину за содеянное. В нем проснулась совесть! Поэтому он таким страшным голосом кричит, что царство истины никогда не наступит, а сам он ничего не сделал, чтобы оно наступило!

16 глава

Сейчас мы с вами обратимся к 16 главе. Прочитать сцену казни. Чем своему учителю хочет помочь Левий Матвей? Как он ведет себя?

/Ответы детей/

«Страдание осужденных».

/Чтение этого отрывка учителем наизусть/

/Ученик читает наизусть стихотворение Н.Гумилева/

Неужто ль тьмы крылатых легионов

Отец не снарядил бы мне сюда?

И волоска тогда на мне не тронув,

Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,

Которая, дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетия поплывут из темноты.

Это стихотворение Н.Гумилева еще раз подтверждает, что тема казни Иисуса Христа до сих пор будоражит умы писателей и поэтов. А мы с вами переходим к анализу 25 главы.

25 глава

/Задания по группам/

1 группа: анализ эпизода обеда.

2 группа: анализ разговора Понтия с первосвященником.

3 группа: анализ разговора Понтия с Афранием.

/Выступления групп/

26 глава

При анализе 26 главы, что вы можете сказать о Понтии Пилате?

3.Дискуссия с чтением и анализом фрагментов романа.

/Ответы детей/

Понтий Пилат овладел искусством политической игры, научился хитрить и лицемерить. Он служит верой и правдой императору Тиверии, но император не вызывает у него чувство поклонения. Он боится его, боится за свою карьеру. И все-таки совесть в душе Пилата побеждает. Он организует убийство осведомителя Каифы Иуду.

Раскройте сцену убийства Иуды.

/Вступление ученика/

Прочитайте сон Понтия Пилата и сделайте вывод.

Совесть победила власть, мы видим раскаяние. И в конце романа мы видим Понтия молящимся на горе за свои грехи.

А сейчас, ребята, я хотела бы спросить вас, как вы оцениваете наш урок и свое участие в нем?

/Ответы детей/

|||.Итоги урока:

Молодцы, ребята, вы правильно поняли цели и задачи урока, вы умеете различать добро и зло, а в будущем вы будете не объектами, а субъектами жизни. Вы будете активными, самостоятельными людьми, научитесь творчески подходить к решению проблем. Будете всегда ответственны за свои действия. На уроке мы с вами столкнулись с величайшими истинами, которые выдерживают проверку временем.

Сергей Шмелев, оказавшись за границей, потерял сына, Родину. К нему, голодному и холодному, в незнакомой стране подошел татарин, предложил картошки и немного махорки. «А знаешь, - сказал писатель, - наша горящая свеча похожа на ваш минарет. И не все ли равно, в какого Бога мы верим, ты протянул мне руку помощи, значит, мы братья…»

Давайте сейчас возьмемся за руки и взойдем на то место, откуда станем совершать паломничество все время, каждый день.

/Дети выходят к доске, берутся за руки, а учитель открывает на доске закрытый плакат/

Да, это Голгофа нашей совести.

Домашнее задание.

Постарайтесь ответить на вопросы:

    Говорят: «Добро должно быть с кулаками». Добро требует, чтобы за него боролись, но не теми средствами, которые использует зло.

    Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время?

    Какие пороки на ваш взгляд, являются особо опасными? Почему?

    Что в нашей сегодняшней нравственной жизни выступает прообразом, предвестником будущего?

    С какой моральной проблемой, на ваш взгляд, чаще всего сталкивается человек сегодня?

Удивительна, оригинальна, многопланова компо-зиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргари-та». Внутри одного произведения сложно переплета-ются два романа — повествование о судьбе Мастера и сотворенный им роман о Понтии Пилате. «Ершалаим-ские» главы рассредоточены в основном повествова-нии о жизни главного героя и окружающих его лю-дей. Литературоведом Г. А. Лесскис сказано об этом: «Ершалаим и Москва — две сценические площадки двух актов всечеловеческой трагедии или мистерии — описаны в одном лирическом ключе».

Важную роль для понимания смысловых глубин «Мастера и Маргариты» играет эпизод допроса Иешуа во дворце Ирода Великого.

В образе прокуратора Иудеи писатель рисует чело-века сильного, наделенного огромной властью. Величественно отдает он свои приказания и жестоко нака-зывает за их неисполнение. По его повелению на до-прос приводят очередного обвиняемого. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ре-мешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под ле-вым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Опасаясь быть снова избитым, арестант глядит на прокуратора с тре-вожным любопытством.

Глубокий резонанс на допросе вызывает утвержде-ние Га-Ноцри о том, что все люди добрые. Добрым че-ловеком для Иешуа является Понтий Пилат, которого все в Ершалаиме считают свирепым чудовищем, добр для него Марк Крысобой, одним только своим видом вызывающий ужас, добр Левий Матвей, добр Иуда. «Злых людей нет на свете»,— утверждает Иешуа, и это его основная заповедь.

Понтий Пилат, несмотря ни на что, не лишен чело-веческих слабостей. Он проявляет интерес к личности Га-Ноцри, к его философии. Пилат желал бы услы-шать от Иешуа отречение от собственных слов, чтобы не наказывать его. Прокуратор, допрашивая арестан-та, «протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить аре-станту» , чуть позже он посылает ему «какой-то наме-кающий взор». Однако Га-Ноцри не отрекается от сво-ей правды. Он высказывает крамольные мысли о вла-сти: «Всякая власть является насилием над людьми» — и смело говорит прокуратору о том, что тот не властен перерезать волосок, удерживающий его, Иешуа жизнь.

Пилат не находит в себе сил отступить от закона. Он наказывает Га-Ноцри, проповедующего ненуж-ность государственной власти. При этом прокуратора раздирают внутренние противоречия. Он ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, до-верие к нему. Понтий Пилат осознает невиновность арестанта. Однако он находится в подчинении Кеса-рю, чью власть фактически отрицает Га-Ноцри. Бул-гаков ставит своего героя перед выбором: пойти по пути добра и спасти ни в чем не повинного человека, лишившись за это власти и, возможно, жизни или же отдать приказ о казни Иешуа, поступив таким обра-зом бесчестно. Перед выбором стоит и сам арестант: он может отказаться от своих слов и тем самым сохра-нить жизнь. Пилат делает выбор между физической и духовной смертью в пользу последнего, а Иешуа — на-оборот. Для него невозможен компромисс. Ради своей правды, истины он готов проститься с жизнью. Он ли-шен трусости, которая помешала Пилату сделать пра-вильный нравственный выбор.

В итоге Пилат наказан бессмертием, и это бессмер-тие предателя, обреченного влачить существование в муках совести.

Булгаков ставит перед своим читателем вечные во-просы, поднимает самые острые проблемы: добра и зла, жизни и смерти, выбора, ответственности за по-ступки.

Знаменитый роман Михаила Булгакова, бесспорно, завоевал множество сердец среди читателей. В этом произведении автору удалось раскрыть множество проблем, что актуальны и по сей день. Изобразить внутренний мир добра и зла, и конечно, рассказать нам о волшебной любви.

Стоит отметить, что свое произведение Булгаков построил на основе двух историй, вплетенных друг в друга. Мы видим, что с одной стороны истории развиваются сами по себе, параллельно друг другу, ведь персонажи не пересекаются, сюжеты не связаны между собой. Однако с другой стороны нам известно, что две истории – одно целое, не смотря на то, что можно смело разделить их, не навредив художественной канве романа.

Вы спросите, в чем же особенность сплетения двух сюжетов? Во-первых, потому, что история Иешуа Га-Ноцри и прокуратора - это тот самый роман, который сначала написал, а потом сжёг Мастер, главный герой романа «Мастер и Маргарита». Именно поэтому образы Мастера и Иешуа Га-Ноцри имеют много общего, как Мастер и сам Булгаков.

Мне бы хотелось особое внимание уделить сюжету, связанному с такими героями, как Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, которые неоднократно появляются в романе «Мастер и Маргарита». Глава 2 («Понтий Пилат») представляет собой завязку и развитие действия. 16 («Казнь») – кульминация. 25 глава («Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа») – завязка действия. И, наконец, глава 26 («Погребение») – это развязка. Роман по объёму получился не очень большим, поэтому автор быстро чётко вырисовывает характера персонажей, не отвлекаясь на частности.

Если подробно рассматривать эпизод допроса Иешуа прокурором во дворце, то четко видно, что главную роль здесь играет позиция самого автора. При этом рассказчик не вмешивается в описание действий, природу описывает очень отстраненно, как бы лишь с целью показать время суток («солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома»).

Стоит уделить внимание описанием портретов, которые также даны отстранено. Изображая страдальческое лицо, рассказчик хотел лишь передать читателю мысли прокурора: «Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой». Однако сам автор никаких выводов не делает, давая волю сделать это нам, читателям: «…в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: «Повесить его».

Важно подчеркнуть, что в то время как внутренний мир прокуратора раскрывается с помощью внутренних монологов и ремарок рассказчика, то мысли Иешуа Га-Ноцри остаются для читателя тайной. Но тайной ли? Не является ли такой способ обрисовки героя самой точной из характеристик? Вспомним, что прокуратор постоянно отводит глаза от обвиняемого. То слишком сильная головная боль мешает ему сосредоточить взгляд, то он смотрит на ласточку, влетевшую под коллонады дворца, то на солнце, всё выше и выше поднимающееся над горизонтом, то на воду в фонтане. Лишь когда Пилат пытается спасти Га-Ноцри, излечившего его от страшной головной боли, он прямо направляет взгляд: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту». А Иешуа не прячет глаз, потому что когда бы прокуратор не посмотрел на него, он неприменно натыкался на глаза Га-Ноцри. Это противопоставление прокуратора и обвиняемого в поведении ясно даёт понять, что Иешуа говорит то, что думает, Пилат же постоянно находится в противоречии.

Бесспорно, сам суд на Иешуа – интересное зрелище. Мы видим, что лишь в начале допроса обвиняемым является Иешуа. После того, как он «исцелил» Пилата, подсудимым становится последний. Но суд Га-Ноцри не так суров и окончателен, как суд прокуратора, Иешуа даёт «рецепт» от головной боли, наставляет и отпускает Пилата благославляя…

«Беда в том… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон», - такие слова произносит Иешуа в адрес прокуратора Иудеи, самого богатого, после Великого Ирода, человека. Еще раз мы сталкиваемся с демонстрацией духовной бедности Пилата, когда испугавшись, что его может постигнуть участь Иешуа, он выносит смертный приговор.

Безусловно, будущее подсудимого он видел, причём очень хорошо: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой голове сидел редкозубый золотой венец… Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», а потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии». Да, потом прокуратор изгнал видения, но этого должно было быть достаточно, чтобы понять, что истину нельзя подчинить никаким законам, никаким Иродам.

А гораздо позже Пилат, так отзывается о дворце, который был сооружен по проекту царя: «Верите ли, это бредовое сооружение Ирода,- прокуратор махнул рукой вдоль колоннады, так, что стало ясно, что он говорит о дворце,- положительно сводит меня с ума. Я не могу ночевать в нём. Мир не знал более странной архитектуры».

Стоит отметить, что, несмотря на весь свой ум, прокуратор боится перемен. Он предоставляет системе покарать Иешуа, а сам умывает руки. Именно поэтому перед смертью Иешуа Га-Ноцри сказал: «Трусость – самый страшный порок».

В своем удивительном романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует интересную конструкцию его строения. Данное произведение можно назвать романом в романе. Главы творческой работы посвящены двум темам – бытовой и библейской. В нескольких главах, которые имели библейское направление, автор размышляет над борьбой добра и зла.

Особую роль играет эпизод допроса Иешуа, с которым мы знакомимся в главе «Понтий Пилат». Эпизод допроса М. Булгаков начинает с описания внешности Пилата. Он одет в плащ, который имеет кровавые подбои. Это говорит о жестокости, злобности прокуратора. При всем этом, говорит он уверенно, правильно. Пилат достаточно образованный и умный человек. Но, ежедневно его мучает страшная головная боль, от которой нет избавления.

В один из дней своего правления, он встречается с Иешуа и между ними затевается беседа. На допросе Иешуа общается с прокуратором тихо и спокойно. Он обращается к нему со словами: «Добрый человек! …». Герой ведет себя естественно, и старается общаться с Понтием Пилатом, как обычный человек с человеком. Сначала, их разговор был достаточно напряженным. Угрюмый прокуратор, угнетенный страшной головной болью и невыносимым солнцепеком общается тяжело, ему трудно смотреть на бродягу. Но, углубляясь в беседу, Понтий Пилат заинтересовывается общением с Иешуа. Он задает вопросы, которые далеки от стандартного допроса. Во время их общения, бродяга выносит истину для прокуратора. Ни о чем не спрашивая, он знает, что у правителя страшная головная боль и снимает ее.

Именно в этот момент, понимает, что перед ним стоит не совсем обычный человек. Пилат просто поражен, насколько Иешуа верит в окружающих. Сам прокуратор давно уже потерял всякую надежду в настоящих людях. Понтий Пилат всеми усилиями старается спасти Иешуа от казни. Но, у него ничего не получается. Бродяга был политическим преступником, и прощения ему не было по законам того времени.

Данный эпизод открывает перед читателем истину. Иешуа видит добрую сущность во всех людях, не зависимо от их поступков. Бродяга знает ценность жизни. Он говорит о гармонии, которая когда-то наступит. И люди перестанут быть жестокими, они не будут нуждаться в армии и в злобных правителях.

После казни Иешуа, Понтий Пилат мучительно страдает от угрызений совести. Он чувствует свою вину в случившемся. Он сделал слишком мало для того, чтоб освободить бродягу.

Проблема совести и вины является одной из главных проблемных линий, которые пытался раскрыть М. Булгаков. Два героя, которые встретились в данном эпизоде, совершенно противоположны. Но, в конечном итоге, они прогуливаются вместе, по лунной дороге и увлеченно беседуют друг с другом.