Легендарный меч короля Артура (8 фото). Легендарный меч короля Артура Экска́либур

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги , из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

Легендарный меч короля Артура. Под именем Калибурн (Caliburnus в латинском оригинале) он впервые появляется в «Деяниях королей Британии» Гальфрида Монмутского, причем создатель официальной биографии короля Артура утверждает, что Калибурн был откован на Аваллоне.
В ранних французских рыцарских романах этот меч некоторое время находился в пользовании Гавейна, но уже ко времени формирования цикла «Вульгата» он стал собственностью исключительно Артура. В некоторых текстах Экскалибур называется также Мечом в Камне, что противоречит общему руслу традиции, согласно которой он появился из озера.


The Lady of Lake Telleth Arthur of The Sword Excalibur. Illustration by Aubrey Beardsley, 1894.



Есть все основания утверждать, что меч Экскалибур – не выдумка Гальфрида или авторов рыцарских романов, причем первоначальное название этого меча было все же «Калибурн», а «Экс-» является усилительной частицей. Существует две теории происхождения имени меча: одна из них – кельтская – считается практически общепринятой, а вторая – сармато-латинская – несколько сомнительной.
Первая теория опирается на то, что под именем Каледфолх (Caledvwich) волшебный меч появляется уже в самых ранних сказаниях о короле Артуре – в валлийской повести «Килох и Олвен». История Каледфолха в общих чертах сходна с историей Экскалибура. Каледфолху существует также параллель в ирландских сагах – Каладболг (Caladbolg), меч ирландского героя Фергуса мак Ройга, имя которого, в свою очередь, связано с мечом-молнией языческого бога-громовержца. Поскольку в бретонском языке звук «v» легко переходит в «b», а буквой «w» обозначается иногда звук «о», то сходство между названиями меча в разных традициях даже большее, чем кажется на первый взгляд. Была предпринята попытка подкрепить эту параллель (и связь на уровне мифа Калибурна с молнией) за счет лингвистического анализа. Ирландский филолог О"Рейли проследил связь корня bolg/vwich в названии меча – через индоевропейский корень «bhel» (со значением «молния, вспышка») – с именем валлийского божества грома и молнии Бели.
Сторонники второй теории исходят из того, что в «Калибурн» превратилось в бретонском (валлийском) заимствованное из латыни «chalybs» (сталь), последнее же происходит от Kalybes, сарматского племени кузнецов на Кавказе.
Что касается судьбы меча, чудесным образом появившегося из озера и в озеро же вернувшегося, то она связана скорее всего с ритуальной символикой оружия Северной Европы. Римский историк Страбон описывает ритуал затопления оружия у кельтов в окрестностях Тулузы. Однако подобные ритуалы не были исключительно кельтскими. На протяжении всего прошлого столетия в озерах на территории Северной Германии и Ютландии находили оружие, датируемое III–IV вв., причем, по мнению В. Краузе, оно попало туда не случайно, а было намеренно затоплено. Среди извлеченного из воды оружия на удивление мало пришедших в негодность или случайно поврежденных клинков. Более того, характер повреждений говорит о том, что нанесены они были в процессе неких ритуалов. Известны сходные находки и на территории Ирландии. Клады с оружием были найдены в озерах Длин Фаор (Морганног) (среди прочего – боевые топоры, датируемые VI в.) и Длин Керриг Бах в Энглесси (оружие этого клада датируется промежутком от II в. до н.э. до I в. н.э.).
Озера, в которых находили особенно богато украшенные клинки, еще в прошлом столетии были окружены различными поверьями, что дает основание предположить, что в первые века нашей эры они считались священными. Так что мотив «меча в озере», возможно, имеет историческую или ритуальную подоплеку – в особых случаях жрица, в ведении которой находилось данное озеро, могла извлечь меч для воина при условии, чтобы после его смерти клинок был возвращен в священный водоем.

Сюжеты артуровской легенды с мечом
Столкнувшись с Пелинором, преследующим Зверя Рыкающего, Артур в поединке с этим рыцарем лишился меча. Сопровождающий юного короля чародей Мерлин привез Артура к зачарованному озеру, из самой середины которого поднялась сжимавшая чудесный меч рука в рукаве белого шелка. В обмен на некий дар Владычица Озера, которая пришла по воде к юному королю и его чародею, позволила Артуру забрать волшебный меч и ножны к нему. Несмотря на восхищение Артура прекрасным и искусно украшенным клинком, Мерлин предупредил короля, что ножны много ценнее самого меча, поскольку они защитят владельца от любых ран.


How Sir Bedivere Cast the Sword Excalibur into the Water. Illustration by Aubrey Beardsley, 1894.



Ножны от меча были утеряны в результате предательства Морганы Ле Фей. Не зная о ненависти к нему Морганы и о ее желании избавиться от своего мужа, короля Уриенса, Артур однажды оставил у сводной сестры меч, с помощью которого она попыталась лишить короля жизни.
Моргана уговорила своего возлюбленного Акколона Галльского выступить с Экскалибуром в поединке против Артура. Перед поединком посланница Морганы подала королю похожий на Экскалибур меч в ножнах со словами, что его посылает брату сама Моргана Ле Фей. На самом деле Артуру были прислан поддельный клинок и поддельные же ножны – точная копия тех, в которые был вложен волшебный меч. В ходе поединка Артур ослабел от ран. Когда меч Артура переломился у рукояти, присутствовавшая при поединке ученица Мерлина, чародейка Нимуэ, навела чары на Экскалибур, так что он выпал из руки Акколона, а Артур немедленно подхватил принадлежащий ему меч.
Позднее Моргана Ле Фей вновь по пыталась выкрасть у Артура Экскалибур, когда король залечивал свои раны в монастыре. Монахини не осмелились перечить сестре короля и пустили ее в покой, где спал Артур. Моргана надеялась забрать у брата Экскалибур тайком, но обнаружила, что Артур спит, крепко сжимая рукоять обнаженного меча, поэтому она забрала с собой только ножны. Проснувшись, Артур хватился ножен и отправился в погоню за Морганой. Видя, что от погони ей не уйти, чародейка закинула ножны – чтобы они не достались брату – далеко в озеро, мимо которого как раз случилось ей проезжать. Ножны тотчас же пошли на дно, поскольку были богато украшены золотом и драгоценными камнями.
В третий и последний раз Экскалибур появляется в повествовании о последних часах земной жизни короля. С этим мечом Артур сражался с Мордредом и смертельно ранил своего противника. Зная, что умирает от полученных ран, Артур приказывает Гирфлету бросить меч в зачарованное озеро с тем, чтобы тот не попал в недостойные руки. Дважды Гирфлет ослушивается его приказа: в первый – выбросив собственный меч вместо Экскалибура, и во второй – выбросив в воду ножны от собственного меча. Дважды пристыженный королем, он наконец бросает меч в озеро, где над самой водой его подхватывает появившаяся из воды рука, чтобы с ним исчезнуть. В некоторых редакциях этого эпизода место Гирфлета занимает Бедивер. Существует также версия этого эпизода, согласно которой Экскалибур был положен подле короля в барку, которая увезла Артура на Аваллон. Меч короля Артура. Экскалибур.

Этот меч король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина - его держала над водами таинственная рука (рука Владычицы озера), после того, как потерял свой меч в поединке с сэром Пелинором.
Согласно легенде, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд. Согласно другой, его выковали на Авалоне.
В некоторых ранних текстах прежде чем попасть в руки Артура, он принадлежал Гавейну.

Меч Экскалибур, наравне с самим святым Граалем, является символом легенд о короле Артуре. До недавнего времени считалось, что это чудесное оружие было выдумано средневековыми авторами романов о круглом столе, но недавно было доказано, что упоминания о волшебном мече великого короля появлялось и в самых ранних легендах об Артуре, тогда, меч назывался Калибурн, а «экс»-всего лишь усилительная частица, приставленная много позднее.
Первоначальному названию меча было найдено два объяснения. Во-первых, оно могло произойти от названия другого легендарного меча Каледфольха, упрямо встречающегося во множестве древних кельтских легенд. В таком случае оно переводится как «молния, вспышка». Сходное название имел и меч-молния языческого бога-громовержца.
Вторая версия говорит о том, что слово «Калибурн» произошло от латинского слова «chalybs», означающего «сталь».
Но, так или иначе, Экскалибур, великий меч короля Артура, - символ храбрости и чести, меч, который нельзя сломать даже в самом страшном бою.
В некоторых источниках Экскалибур называют Мечом в Камне, тем самым, который по пророчеству Мерлина должен был освободить из-под каменной плиты будущий король Англии. Но эту версию принято считать ошибочной. Меч, с помощью которого Артур доказал свое право на престол, был сломан в одной из первых битв рыцарей круглого стола и никакими волшебными свойствами не обладал.
Экскалибур же был выкован руками бессмертных в кузницах прекрасного Аваллона и передан Артуру владычицей озера, наказавшей в срок вернуть меч туда, откуда он пришел. Артур не мог налюбоваться сияющим клинком с украшенной драгоценными каменьями рукоятью, и не внял предостережениям Мерлина о том, что не так важен меч, как его неприглядные ножны, ибо носящий, их неуязвим в бою.
Ножны вскоре были утеряны, меч же до конца жизни верно служил своему господину. И именно его лезвие смертельно ранило Мордреда, последнего противника Артура. Ослабев от ран и чувствуя близкую смерть, король позвал к себе единственного рыцаря оставшегося в живых. И, отдав ему Экскалибур, повелел бросить его в зачарованное озеро. Но, видя, как прекрасен этот меч, рыцарь решил оставить его себе, спрятал, и вернулся к своему умирающему господину. Тот же, чуя неладное, спросил, что случилось, когда драгоценный меч коснулся глади воды. Рыцарь не нашел, что ответить, признался в обмане и пристыженный вернулся к озеру, долго еще не мог он расстаться с прекрасным клинком, а когда, наконец, бросил его, увидел женскую руку, поймавшую меч над самой водой и тут же исчезнувшую. Рыцарь рассказал об этом Артуру, и тот бесстрашно покинул мир, выполнив свой последний долг, вернув волшебный меч в озеро, как и обещал.
Странная судьба меча, появившегося из озера и вернувшегося туда же, скорее всего, происходит от древнего кельтского обычая затопления оружия. Точного объяснения этому обычаю до сих пор не найдено, но в водоемах Европы по сей день находят оружие. Причем доказано было, что попало оно туда не случайно, не сломанное, даже не поврежденное, оно имеет на себе лишь следы ритуальных, постановочных битв. Озера же, в которых находили особенно богато украшенные клинки, по сей день окружены легендами и поверьями. Ученые предполагают, что в первые века нашей эры они считались священными. Также считалось, что жрица, в ведении которой находилось озеро, могла достать из его недр меч и отдать его самому достойному с одним только условием: отслужив своему хозяину, клинок должен вернуться в священный водоем.

Ответы на другие вопросы "Золотое руно" можно найти

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

Меч Экскалибур является одним из самых загадочных мифов связанных с королем Артуром. Сегодня мы поговорим о короле Артуре и его славном мече Экскалибур.

Величайшая западноевропейская Легенда, Historia Regum Britanniae, написанная около 1135 года Жоффруа де Монмутом на латыни и через двадцать лет переведенная на старофранцузский нормандцем Робертом Вайсом, впервые упоминает о волшебном мече короля Артура под именем Калибурн.

Повествуя об исторической битве при Бадоне, во время которой король Артур успешно отбил саксонское нашествие, автор рассказывает, как Артур, осенив себя драгоценным мечом, сделанным на священном острове кельтов Авалоне, ринулся в гущу битвы, поражая врагов с первого удара. Легенда свидетельствует, что король убил четыреста семьдесят воинов своим единственным оружием – мечом Калибурном. Этому мечу приписываются волшебные свойства рассекать клинки других мечей, оставаясь при этом невредимым и сохраняя своего владельца, у которого при этом должно быть чистое сердце.

Меч Экскалибур.

Происхождение меча имеет две версии, которые несколько противоречат друг другу.

Согласно первой версии, был изготовлен волшебником Мерлином, который силой волшебства заключил его в большой камень и написал на нем, что тот, кто сможет извлечь из камня меч станет королем всей Британии по праву своего рождения.

Как же достался этот меч Артуру?

Его отец, Утер Пендрагон, фамилия которого переводится как «победитель дракона», был справедливым и мудрым королем. Стараясь ладить с богами и выражать их волю на земле, король держал при себе советника Мерлина, мудрого человека, который прославился умением общаться с Духами природы. Никто не знал, откуда появился этот Мерлин при короле. Говорили, будто родился он на загадочном острове Авалон, откуда и пришел однажды, но никто не знал, где этот остров находится.

Мерлин появлялся неожиданно в трудные для королевства времена, и также неожиданно исчезал, когда все становилось на свои места. В ночь, когда у короля Утера родился сын Артур, он внезапно пришел в сполохах молний и попросил отдать ему мальчика. Король беспрекословно выполнил пожелание Мерлина, тем более что мудрец заявил, что так будет лучше для королевства. Никто во всем королевстве не знал, что у короля родился наследник. Он исчез вместе с Мерлином.

О последующей судьбе юного Артура различные предания говорят по-разному. Одна часть преданий утверждает, что Артур воспитывался у рыцаря Эктора под постоянным присмотром Мерлина, а вторая часть говорит о том, что Артур семнадцать лет жил с самим мудрецом Мерлином на острове Авалоне.

Король Утер так и не увидел больше своего наследника, а перед смертью решил доверить судьбу Британии Мерлину, единственному человеку, которому он доверял. В силу своей дальновидности, Мерлин отдает решение о судьбе будущего королевства на волю богов, потому как считал, что в королевстве Британии должно восстановиться справедливое правление и ни один человек не может решить, кто справедлив, а кто нет.

Мерлин указывает на камень, в котором спрятан меч и ждет знамения свыше, которое укажет, на того кто этот меч достанет. Многие рыцари пробовали свою силу, пытаясь извлечь из камня . Но Мерлин прекрасно понимал, что дело не в физической силе, а в силе духа, в способности жить не для себя, а для других.

Самые разные рыцари пытались добыть для себя место короля. Артур тоже был среди них, но не в качестве рыцаря, а в качестве пажа у своего названного брата Кея, который потерял свой меч по беспечности и попросил Артура раздобыть ему новый. Недолго думая, Артур достал из волшебного камня и принес его Кею взамен потерянного.

Кей сразу понял, какую возможность судьба ему дает, потому что этот меч нельзя было не узнать. Не долго думая он пошел с ним к Мерлину. Но Мерлина нельзя было провести, и он приказал Кею обратно в камень вставить меч и показать всему народу, как он его оттуда вытащил. Кею ничего не оставалось, как рассказать правду.

Таким образом, ничего не ведавший и не подозревавший паж в одно мгновение становится королем Британии, который правил справедливо и мудро, заботясь об униженных, бедных, оскорбленных и продолжая традиции своего отца Утера.

Вторая версия происхождения меча Экскалибур рассказывает о том, что король Артур получил его однажды от феи лесного озера, когда проезжал мимо него. Он увидел, что из середины озера поднялась рука в рукаве из шикарного шелка, сжимающая чудесный меч, блистающий как сотни факелов в ночи. К Артуру по воде подошла Владычица озера и объяснила королю Артуру, что это волшебный , который ждет достойного рыцаря. Артур изъявил очень страстное желание овладеть этим мечом и Владычица озера позволила Артуру взять меч и приказала вынимать его из ножен только в правом бою. Так же она сказала, что бы и меч и ножны находились всегда при Артуре ибо меч и ножны волшебны и способны уберечь короля от ран.

Разные предания связывают с мечом Экскалибур. Согласно одним, этот меч у короля выкрали и им же его убили. Согласно другим, меч всегда был при Артуре и он вернул его Деве озера перед смертью, когда он потерпел свое первое и единственное поражение. И якобы Дева озера увезла умирающего короля на мифический остров Авалон, символизирующий потусторонний мир, где Артур и по сей день ждет своего возвращения в Британию.