Коневец: Остров которого не было. Коневец – остров, который стоит посетить

Коневский монастырь расположен на острове Коневец, который находится в 7 км от берега. Остров небольшой – длина ~5км, ширина ~ 3 км, площадь ~ 10кв.км. В 1393 году на остров прибыл прп. Арсений. Родом он был из Новгорода, в юности принял постриг. Познакомился с афонскими монахами и отправился на Афон. Потом вернулся на родину. Он привез с собой икону Божией Матери, известной сейчас как икона Коневской Божией Матери (икона теперь принадлежит Финляндской православной церкви). Из Новгорода Арсений отправился по Волхову на север, чтобы найти уединенное место. Лодку его прибило к Коневцу. Здесь он прожил три года в одиночестве, затем вместе с единомышленниками основал монастырь.

III Новгородская летопись: «В лето 6908 поставлена бысть церковь камена Пресвятой Богородицы на Ладожском озере на Коневом острове и монастырь устроиша при архиепископе Иоанны Великого Новгорода и Пскова».

На монастырь несколько раз нападали шведы. В отличие от южных монастырей, обитель на Коневце не имела никаких укреплений. Это был как бы монашеский поселок на острове. Предполагаю, что так же как и на Валааме здешние монахи соблюдали все заповеди, в том числе «не убий». Так что шведам ничего не стоило захватывать остров. Всякий раз обитель возрождалась, деньги давали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Федорович.
В 1610 году шведы окончательно захватили эти земли. Монахам пришлось уйти, так как православным в то время выжить при шведах было практически невозможно.
Петр Первый в 1718 году издал указ о восстановлении монастыря. В середине XIX – начале ХХ веков монастырь быстро разбогател, имел земли, хозяйство, сдавал в аренду места рыбной ловли. Всё что было построено в это время сохранилось до сих пор. В 1914 году братия насчитывала 321-го насельника.
После революции 1917 года эти земли отошли Финляндии. Остров посещал Маннергейм, были построены северные и южные оборонительные батареи, которые сохранились до сих пор. В 1940 году монахи эвакуировались вглубь Финляндии. Им удалось вывезти кое-что, в том числе икону Коневской Божией Матери.
В советское время на острове находилась военно-морская часть и испытательный полигон. Остров стерли со всех карт, огородили колючей проволокой, гражданским судам запрещалось ходить мимо острова. Здесь разрабатывали и испытывали химическое оружие и ракеты на твердом топливе. На полигоне испытывали торпедное и минное оружие. Что бы там сейчас не говорили о разорении монастыря, но если бы не военные, там погибло бы абсолютно всё. Местные жители растащили бы всё на кирпич, строительные материалы, сняли бы кровельное железо. Военные же ремонтировали, красили, поддерживали порядок. Поэтому все здания, даже деревянные избы XIX века сохранились.
В 1991 году на остров снова пришли монахи.

Часовня Николая Чудотворца (1815)
Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году. Прибывавшие на остров паломники совершали здесь молебен о благополучном прибытии на остров.

Странноприимный дом
К югу от часовни здание, построенное предположительно в 1866 году при архимандрите Израиле. Это странноприимный дом (гостиница для бедных людей), которым монастырь давал приют на несколько дней.

Странноприимный дом и часовня Николая Чудотворца:

У развилки, стоит небольшой пирамидальный обелиск из путиловского камня, поставленный в память о посещении о. Коневец 28 июня 1858 года императором Александром II.

Белая гостиница
Гостиница построена в 1860-х по проекту архитектора И. Б. Слупского. Стены кирпичные, оштукатурены снаружи только с трёх сторон (задняя стена в целях экономии была оставлена кирпичной).
Конец XIX века:

В советское время кельи гостиницы использовались как квартиры для офицеров. Было проведено паровое отопление, а печи переделаны в стенные шкафы. Сейчас в Белой гостинице летом живут трудники монастыря.

Братия у Святых врат. Конец XIX века:

В арке колокольни сохранилась живопись. В советское время изображения были закрыты слоем известки. В отличие от фресковой живописи древних русских храмов, выполнявшейся минеральными красками по сырой штукатурке, эти изображения выполнены обычной масляной краской. В основу сюжета легло посещение Коневского монастыря Новгородским святителем Евфимием, другом и соратником преподобного Арсения.

Монастырское каре
К началу XIX в. все здания, кроме собора, всё ещё оставались деревянными. К 1812 году строительство западной части монастырского каре было завершено, началась постройка северной и южной сторон. В северо-западной башне находился хлебный запас, в юго-западной - кладовая для провизии, квасоварня с погребом. В средней части обеих линий застройки возвышаются 2-х этажные братские келейные корпуса, соединяющиеся с угловыми башнями одноэтажными зданиями, в которых размещались мастерские.

В юго-восточной части монастырского каре располагались братские кельи, монастырская библиотека, аптека и небольшой музей.

В двух угловых башнях монастырского каре были устроены церкви. В северо-восточной башне помещалась храм во имя преп. Арсения Коневского, а в юго-восточной башне - храм во имя свт. Николая Чудотворца.

Ряд захоронений, принадлежащих игуменам, настоятелям монастыря и членам старшей братии, находится за алтарём собора Рождества Пресвятой Богородицы. Одна из могил - место упокоения настоятеля Коневского монастыря о. Израиля. Коневской обителью о. Израиль управлял с 1859 года до самой своей кончины, последовавшей 27 января 1884 года на 92-м году жизни. Над его могилой был установлен металлический, а потом гранитный памятник с надписью: «Доброму пастырю благодарное братство» (сохранился только цоколь)

Библиотека
При о. Израиле монастырская библиотека значительно расширилась, к началу XIX века в ней насчитывалось около 8 тыс. экземпляров. Там находились: список жития преподобного Арсения, Евангелие 1524 года, творения святых отцов - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Паисия Величковского; старопечатные книги от 1626 до 1764 года.
Почти все книги и рукописи бесследно исчезли в 40-е годы XX века.

Монастырская библиотека. Конец XIX века

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809)

Нижний храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение.

Нижний храм. Конец XIX века

До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними - «Тайная Вечеря», во втором ярусе - иконы праздников, а в третьем - св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря - рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.

Верхний храм был устроен как летний. Он прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями.

Верхний храм. Конец XIX века

Верхний храм пострадал в годы советской власти. Здесь был склад боеприпасов, один снаряд взорвался, в результате появилась небольшая трещина:

Часовня Успения Божией Матери (1899)

За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов был из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец - нередко на всю осень. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам.
Рядом с крестом, на месте отдыха преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».

Эта информация написана на сайте монастыря. Что на самом деле написано на могиле князя мне разобрать не удалось. Подойти к могиле о. Израиля невозможно. Но Лесков виделся и разговаривал с о. Израилем, было это в 1872 году. Поэтому когда на самом деле умер князь мне не известно, но понятно, что сведения на сайте ошибочны.

Казанский скит (1796)
Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святой. Как повествует житие преп. Арсения, по прибытии на Коневец в 1393 году он поселился именно здесь, прожив на вершине Святой горы около 3-х лет в уединении, и лишь затем перешёл жить на берег Ладоги.

Казанский скит. Конец XIX века

Иконостас церкви Казанского скита. Конец XIX века:

В настоящий момент в скиту живет иеросхимонах о. Варахиил, прибывший на Коневец с Валаама. Чтобы не беспокоить его уединение, внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён. Кстати, это единственный схимник во всей Ленинградской области.

Часовня явления Божией Матери
Часовня на Святой горе поставлена в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму. Часовня стоит у самого края Святой горы, в юго-западной её части, на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения. Ввиду своей древности, крест уже в XVIII веке пришёл в ветхость и в 1740 году, т.е. сразу по возобновлении монастыря от шведского разорения, на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь часовни и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец частей советской армии. Часовня, таким образом, является самой старой по времени постройкой на Коневце. Впоследствии, во второй половине XIX в., часовня перестраивалась. В годы советской власти она была перенесена со Святой горы к причалу и использовалась как контрольно-пропускной пункт. На крыше бывшей часовни был установлен небольшой маяк.

Чтобы перенести часовню обратно на своё место нужны были деньги. Три финки, Паула Кохо, Ирма Вуокко и Паула Вуорела, несколько лет к рождеству пекли калитки на продажу. Таким образом, в начале 2000-х собрали деньги, теперь часовня снова на Святой горе.

Братское кладбище
На кладбище некогда стояла шестиугольная деревянная часовня высотой 4 метра, уничтоженная, как и большинство надгробий, в советское время (кладбище было снесено, и на его месте первоначально расположился автопарк, а затем оно было переделано под спортивную площадку).

Братия у ограды братского кладбища. Конец XIX века:

Конь-камень
Конь-камень - огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров - бесспорно является одной из самых ярких достопримечательностей острова Коневец. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его - более 750 тонн; на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители.
Можно оценить масштаб и при хорошем воображении увидеть лошадиную морду:

Коневский скит (1876)
Построен по проекту И. Б. Слупского.

Мы не подходили к этому скиту, но его можно рассмотреть с катера

Иконостас церкви Коневского скита. Конец XIX века

Крестный ход на Коневском скиту. Конец XIX века

Хозяйственные постройки

Двухэтажное с мезонинами здание Работного дома, построенное в 1874 году архитектором И. Б. Слупским.

Каменное двухэтажное здание, построенное в 1861 году также для рабочих (сгорело весной 2003 года), каменный скотный двор (построен в 1826 году)

Деревянная конюшня с двором посередине и двумя избами для конюхов

Крестьяне у избы для садового инвентаря. Конец XIX века

У Святого источнка. Конец XIX века

Крестный ход. Конец XIX века

Нашим гидом на острове была Анна, рассказывала она живо и бойко только то, что можно прочитать на

Коневец: Остров которого не было
http://bagira.guru/puteshestviya/ostrov-kotorogo-ne-bylo.html

Ладожское озеро, Валаам — кому не знакомы эти названия? А вот про то, что на Ладоге есть ещё один остров, Коневец, существование которого окутано вековыми легендами, мало кому известно. Раньше Коневец даже не был обозначен на карте, так как на нём располагалась военная база, занявшая всю территорию острова. В зданиях монастыря и в церкви хранились запасы различного оружия, в том числе и химического, что нанесло огромный урон фрескам и прочим историческим ценностям.


Валаамский двойник

Остров Коневец находится в Ладожском озере, в 5 км от западного берега. В этом месте мыс будто бы врезается в воду, образуя бухту. Жившие в этих местах до 9-го века финно-угорские племена, предки нынешних карелов, называли Коневец Рантасаари, что в переводе означает «прибрежный
остров». До 14-го века карелы использовали эту территорию для выпаса лошадей.

Коневец значительно меньше Валаама, он тянется всего на 5 км в длину и на 2 в ширину. Климат здесь суровый: зима длится почти пять месяцев, да и лето не радует тёплом. Температура воздуха редко поднимается выше 20°С. В наше время Коневец прославился благодаря Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.

Большая история маленького острова

Своё название остров получил по огромному валуну — Конь-камню, одной из местных достопримечательностей. По некоторым сведениям, в этих местах до 14-го века проводились тайные языческие обряды, и этот мегалит был местом — жертвоприношений язычников. В определённые дни на остров отправлялись ладьи со жрецами, которые приносили в жертву языческим богам коня.

В 1393 году новгородский монах Арсений возвращался с Афона на землю Русскую, намереваясь поселиться на одном из островов Ладожского озера. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться. На берегу Арсений встретил рыбака, от которого и узнал о жертвоприношениях.


В то время Коневец был почти безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном валуне, названном Конь-камнем, обитали духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные: «Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый». Он взял образ Богородицы, принесённый им с Афона, и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской.


Именно тогда вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор. Впрочем, существует и более реальная версия исчезновения змей на Коневце. На острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества и испытывали действие этих веществ на животных. А потом всё оставшееся от таких экспериментов тут же и закапывали.


Православные монахи, поселившиеся на Коневце, возвели на вершине камня деревянную часовню. Однако точную дату строительства первой часовни учёным установить не удалось. Известно только, что, поскольку остров подвергался неоднократным нападениям и разорениям со стороны шведов, она отстраивалась заново в 1815 и в 1895 годах.


Арсений Коневский основал на острове православный мужской монастырь, в соборе которого хранилась уникальная святыня, привезённая им с горы Афон, — чудотворная икона Божьей Матери, аналогов которой в мире не существует. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту.

К сожалению, первые монастырские строения не сохранились до наших дней: в результате всё тех же вторжений шведской армии они были разграблены и разрушены. Только в конце Северной войны, после того как остров стал владением России, монастырь начал отстраиваться заново. Но длилось это недолго.

После революции, забрав с собой главную святыню собора, монахи бежали в Финляндию, где она и хранится сейчас в Ново-Валаамском монастыре. А после Второй мировой войны Коневец и вовсе исчез с карт, так как на нём воцарилась власть военных.


После распада СССР, в 1991 году, Коневецкая обитель стала одним из первых монастырей, которые было решено вернуть Русской православной церкви. В ноябре 1991 года были обретены мощи преподобного Арсения, скрытые от шведов в 1573 году. Двадцать монахов вернулись на Коневец и начали восстанавливать монастырь.

Кроме доходов от своего натурального хозяйства, в наше время они получают приличную помощь извне. Монахи сами пекут хлеб, изготавливают сыр, у них есть огород и немного домашнего скота. Отопление на острове по-прежнему осуществляется дровами,а передвижение — на санях. Электричество имеется только в доме, оставленном военными, да и то автономное. К 2004 году монастырь в основном восстановили.


В Коневецком монастыре Рождества Богородицы на протяжении 600-летней истории жили много известных иноков. Например, выходец из Монахова рва Адриан, основавший на Коневце Казанский скит, и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце жил и старец Исайя, который потом ушёл восстанавливать Важеозёрскую пустынь. Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Места силы

Самым интересным местом Силы на острове является Конь-камень. Этот ледниковый валун, ровесник Ладожского озера, поражает своими огромными размерами: длиной 9,2 м, шириной 6,4 м, высотой более 4,3 м и весом более 750 тонн. Этот древний дохристианский алтарь, на котором приносились жертвы духам, оберегающим пастбища, считается самым энергетически ярким объектом острова.

Никто не станет спорить, что Конь-камень — место сильное. Оно таковым было бы даже в том случае, если бы на нем никаких жертвоприношений не проводилось вообще, ведь мегалит немало повидал на своём веку. Этому камню тысячи лет. Он старше египетских пирамид.

Есть на острове ещё одно интересное место — Змеиная гора. В христианские времена оно приобрело дурную славу, в основном из-за названия. В древности Змеиная гора служила местом уединения и размышления. Возможно, поэтому она была выбрана для постройки скитов православными старцами Зосимой и Василиском в конце 18-го века.

Удивительно другое: на Змеиной горе не осталось ничего от келий пустынников, только крест, установленный уже в наше время. У Змеиной горы (змей давно нет, а название сохранилось) интересная энергетика — спокойствие, умиротворение, созерцательность.
Остров Коневец поможет тем, кто потерял жизненные ориентиры, запутался в проблемах, устал от суеты. Но, чтобы в полной мере почувствовать энергетику древнего острова, лучше отправиться туда в одиночестве, подойти к Конь-камню, дотронуться до его шершавого бока.


Дорога к храму

Ближайший к Коневцу город Приозерск находится от острова в 40 км, если говорить о водном пути. А вот до Санкт-Петербурга водный путь совсем не близкий, около 170 км. Попасть на остров можно в период летней навигации на туристических теплоходах. Есть ещё один вариант. Сначала надо доехать на пригородной питерской электричке или автобусе до посёлка Сосново (Приозерское направление), затем — на рейсовых автобусах до посёлка Владимировка. Отсюда придётся добираться до острова на частном катере (если ещё не встал лёд), а позже можно дойти по льду пешком, это около 5 км.

Лучше не приезжать на Коневец поздней осенью: навигация уже закончилась, а лёд недостаточно крепок, чтобы можно было по нему безопасно перемещаться. Остановиться на острове на ночлег можно тоже по-разному: в палатке, поставленной вами в лесу, в монастыре или в небольшой монастырской гостинице для паломников.

Галина Минникова

Коневец – это остров в Ладожском озере (Ленинградская область, Приозерский район, вблизи д.Владимировки). На острове находится Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

Остров Коневец и Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь на карте:

Вообще о Коневце ходит множество легенд. О том, что этот остров сначала облюбовали карелы. Будучи язычниками, они приносили богам в жертву лошадей на огромном валуне (сейчас он называется «конь-камень»). На рубеже XIV- X V веков сюда пришел преподобный Арсений. Он христианскими обрядами решил побороть языческие. И давай нечисть всякую поливать святой водой. Свидетели говорят, что все языческие духи вдруг превратились в воронье и улетели прочь с острова. И змеи тоже куда-то уползли. Утверждают, что до сих пор Коневец – единственный остров в Ладожском озере, на котором нету змей. И мы их там тоже не встретили.

А может гадов ползучих там нет по другой причине? Ведь ходят слухи, что на острове в советское время исследовали различные радиоактивные вещества. И не просто изучали их химические формулы, а испытывали действия этих веществ на животных. А потом все результаты таких экспериментов тут же и закапывали. Так что, кто знает, что еще таит в себе этот остров. Может лучше не рисковать, и надолго здесь не задерживаться.

Когда мы были на острове Коневец, то всего этого не знали, т.к. оказались там случайно. Возвращались в Петербург из Приозерска, решили свернуть во Владимирскую бухту и узнать на будущее, как добраться до Коневца. На берегу три местных жительницы торговали черникой и копченой рыбкой. Муж одной из них занимался доставкой желающих на остров. Женщины сразу же организовали нам плавсредство и любезно предоставили мне платок и длинную юбку (монастырь все-таки мужской, а я неподготовленная в коротком сарафанчике с ого-го каким декольте). А еще меня пытались обнадежить, что юбку иногда стирают. В сам монастырь мы в итоге не заходили, так что воспользоваться экипировкой не пришлось:).

Мы прошлись по длинному пирсу, где нас ожидал капитан Сергей на борту своего скоростного судна. Вскоре мы отчалили от берега:

Минут пятнадцать сумасшедших скачек по волнам и нас встречает величавый Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь :

А вот он во всей своей красе:

Причал острова Коневец:

А вот и монастырская лодка:

Пляжи на острове Коневец восхитительные:

Но купаться тут не принято. Святые места как-никак. Да и вспоминая о радиоактивных загрязнениях в этих краях, как-то самому не захочется лезть в воду. Но мы этого не знали, и в этот жаркий день озеро так и манило нас в свои свежие холодные объятья.

Скоро солнце сядет, пора вызывать капитана Сергея.

Еще 15 минут, и мы вернемся на «большую землю»:

Позже мы узнали, что на острове Коневец много чего еще интересного есть, и «Конь-камень», и другие часовни и скиты, и затопленные корабли. Вот что значит отсутствие интернета, когда заранее не подготовились.

Если вы хотите добраться на остров Коневец, то эта информация может вам понадобиться:

Частный извозчик Сергей: +7 921 633-33-16

Коневский монастырь: +7 812 571-71-94

Если кто-то из читателей здесь побывал и может дополнить статью, будем очень рады вашим комментариям, ведь они кому-то могут пригодиться!

Плавали на остров Коневец

Марина и Костя Саморосенко

Полезные статьи:


А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Остров Коневец и Рождество-Богородичный мужской монастырь

1. Остров Коневец лежит в Ладожском озере в удалении пяти километров от берега, напротив бухты Владимировка, которую ранее называли Чертовой бухтой. Именно в эту бухту улетела стая черных воронов, в которых обратились духи, изгнанные Арсением коневским из под Конь-камня. В 1396 году Арсений, получивший пророчество на Афоне об основании монастыря на севере Руси, сошел на остров в Нево-озере. Корабль его дважды прибивало волной к берегу, когда он проходил мимо острова. Арсений понял, что именно на Коневце и надлежит ему обосноваться. Арсений поселился на возвышенности (впоследствие названной Святой горой по явлению на ней Пресвятой Богородицы). У подножья уступа, где была его келья, находится Конь-камень, который почитался издревна язычниками корелами. Корелы летом держали на острове свои табуны и осенью оставляли в дар духам места одного коня в жертву. Преподобный Арсений очистил молитвой конь камень от местных духов и построил на камне часовню. Вариант часовни, который мы видим сегодня, был построен в начале 19 века. В 1398 году преподобный Арсений построил церковь во имя Рождества Богородицы, которую арсений перенес с Афона. (После всех бесовско-советских перепетий теперь икона находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря в Финляндии). Мощи святого Арсения Коневского также были осквернены коммунистами в 1961-62 годах, в результате чего в раке находятся найденные впоследствие фрагменты его мощей, что ни в коем случае не влияет на благотворную целительную и очищающую силу, от них исходящую.

В средние века монастырь играл более важную роль в духовной жизни севера России, чем валаамский монастырь. В 19 веке монастырь был одной из главных колебыелей старчества на Руси. Здесь подвизался старец Зосима (Верховский), василиск (Гаврилов), иеромонах Сильвестр (Петров).

После бесовской революции остров Коневец остался на территроии Финляндии, что спасло его от разорения. В 1944 году монахи покинули остров вместе со святынями, причем многие из них погибли под советскими бомбами. В советское время на острове находился секретный полигон по испытанию боевых отравляющих веществ (зарина, зомана, табуна, адамсита, иприта, люизита) и жидких радоактивных материлов ("грязных" бомб). Данные боевые отравляющие и радиоактивные вещества испытывались на различной "биомассе" (животных). Трупы пораженных животных, остатки радиоактивных и отравляющих веществ захоранивались тут же на острове или в воде близ острова. (Данные с официального сайта экологического правозащитного центра "Беллона" с указанием первоисточников: бывшие военнослужащие с острова Коневец Леонид Петров и Константин Лебедев ). Исходя из данной информации автор, как военный врач, не рекомендует паломникам пребывать на острове длительное время, употреблять в пищу местные продукты, рыбу, пить местную воду, а также сидеть на земле, брать с собой камни или землю, и купаться у берегов острова. Не рекомендуется посещение острова беременными женщинами и лицами с малолетними детьми. Однако, для взрослых паломников несколько часов на острове с соблюдением вышеуказанных предостроженностей будут весьма ценными. Автор нашел остров одним из самых сильных святых мест во всей Ленинградской области.

В 1990 году монастырь был возвращен Санкт Петербургской епархии. В 1991 году под полом храма были обретены мощи преподобного Арсения.

Монастырь имеет подворье на Загородном проспекте дом 7 и храм в Приозерске (Рождественно-Богородичный собор).

Монастырский причал в бухте Владимировка. Берите с собой теплую одежду - переход по Ладоге изрядно прохладен. Причал, где стоит катерок шкипера Сережи.
Шкипер Сергей собственной персоной на своем средстве доставки в монастырь. Не одевайте обувь на каблуках - будет неудобно. Прибывающих на остров на катере встречает часовня св. Николая 1815 года постройки. Судя по запаху, в советское время в ней был склад ГСМ или насосная станция.
Это красивое здание когда то было странноприимным домом для небогатых российских паломников. Военные превратили его в дизель-электростанцию, а затем в развалины. Здание было возведено в 1866 году. Памятный знак из путиловского камня о посещении монастыря императором Александром II (будущим "освободителем" крестяьнства в России от крепостного рабства) в 1858 году.
Вид на Соборный храм во имя рождества Пресвятой Богородицы. Строительство собора было начатов 1800 году и закончили в 1809 году. Деньги на храм пожертвовал император Александр I. Вид от Красной гостиницы 1843 года. Здание следует очень тщательно охранять - оно представляет собой редкий экземпляр распространенных в 19 веке России общественных построек.
Разыщите Ларису Александровну, чтобы услышать подробнейший рассказ о фресках Троицкого собора Свято-Троицкого. Фрески Троицкого собора с райскими кущами.
Роспись врехнего храма Соборной церкви. На фреске изображен Стефан Яворский - митрополит Ростовский. Его же фреска находится в Александро-Свирском монастрыре. Над ним изображен Св. Петр - с намеком на особые отношения Петра I и Стефана Яворского, закончившиеся опалой последнего. Колокольня и Святые врата, ведущие в монастырь.
Вид на монастырь, собор и воротную башню со строны Успенской часовни. Успенская часовня у светского кладбища. На обратной сторон часовни находится очень необычная икона. Часовня построена в 1899 году на месте креста. оборзначавшего место, где любил отдыхать Св. Арсений.
Памятные кирпичи на которые наносятся маркером имена жертвователей. Келейные корпуса.
Белая каменная гостиница 1874 года постройки (помещение для рабочих). Скит во имя Казанской иконы Божией Матери.
Часовня рядом со скитом. Конь-камень и надкаменная часовня. На стороне камня, обращенной к Святой горе вы увидите выбоинки, в которых лежат монетки - это древний языческий обычай откупаться от злых духов в подобных местах поклонений. Свежие монетки говорят о том, что обычай этот жив уже тысячелетие. Кстати, Троицкий собор Ипатьевского монастыря, основанного в 1330 году, также построен поверх конь-камня - сохранившегося в подвле монастыря. И в него до сих пор кладут монетки, те кому дается туда добраться.

Рядом с монастырем есть трапезная и церковная лавка. Лучший выбор и более приятное обслуживание в церковной лавке в Соборе. В трапезной могут прендложить лишь чай и бутерброды по заоблачной цене. Поэтому, имеет смысл на остров Коневец брать еду с собой и привозить чай в термосах. В трапезной продаются очень красивые и вкусные монастрские пряники в виде креста за 55 рублей штука. Также можно перекусить на лавочке на пристани в бухте Владимировка рядом с ларьком шкипера Сережи.

2. Географическое положение о. Коневец:

Как добраться до острова Коневец: Приозерское шоссе А-129 - до поворота на Плодовое (примерно 100 км от кольцевой) - правый поворот - далее 17 км по дороге Н196 (годный для езды асфальт с небольшими ямами местами) до Заостровья - правый поворот нап грунтовку и 4 км до Владимировки - там первый возможный поворот налево с вывеской "Зоомагазин" (???) - на пристани есть бравый шкипер и владелец ларька со столиком и скамьями Сергей. Доставка на 6-8 местном современном и очень быстроходном катерке Silver на остров туда и обратно стоит 750 руб с одного паломника. Сережа не торгуется - конкурентов у него нет. Монастырский корабль стоит столько же, но ходит не каждый день и чаще всего по расписанию (10 утра туда - 16 часов обратно). Теперь монастырь не ограничивает прибытие на остров - испрашивать благословления и покупать тур в паломнической службе не требуется.

Анна Колесникова вс, 08/09/2015 - 19:24

На майские праздники мы традиционно отправляемся в многодневный поход в те «далекие» края, куда обычно за два выходных добираться не успеваем. В этом году была запланирована поездка на остров Коневец! Очень давно собирались – и решились!

– остров, расположенный в западной части Ладожского озера, вытянулся с юго-запада на север. Наибольшая протяженность в длину составляет 5 км, а в ширину 2 км. Коневец – остров наносного типа: песок намыли и продолжают намывать воды Ладожского озера. На острове расположен Коневский мужской монастырь.

Понимая, что остров Коневец относительно небольшой, на знакомство с ним мы выделили два дня, а третий день планировали провести на материке, неподалеку от пос. Владимировка. Соотнося километраж предстоящего пути и выделенное на него время, осознали, что поход получится достаточно пассивным. Впрочем, после зимнего перерыва это даже лучше!

Как добраться до острова Коневец самостоятельно

На самой первой электричке, битком набитой туристами и дачниками, мы отправились до ж/д ст. Отрадное . От Отрадного до Владимирской бухты , откуда идут катера на , можно доехать местным рейсовым автобусом, расписание которого висит тут же, на остановке. Но мы решили не терять времени - и сняли машину (таксисты всегда стоят здесь же, на остановке). И вот уже через 15 минут нашему взору открылся вид на уютную тихую Владимирскую бухту , спрятанную от пронизывающих ладожских ветров.

Здесь по предварительной договоренности нас уже ждал Сергей (телефон +7 921 433 32 22, +7 952 395 73 73), хозяин катера, на котором мы через несколько минут домчимся на остров. Со слов Сергея, до нас туристов в этом сезоне на острове еще не было, и как обстоят дела с пирсом на острове в этом году – неизвестно!

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .

Погрузились в катер, уютно сели в крытой каюте и начали движение по тихой воде Владимирской бухты . А вот открытая Ладога встретила нас сильным порывистым ветром. Катер то и дело подбрасывало на волнах. Казалось, что мы двигаемся не по воде, а по бетону, - настолько жесткими были удары катера о воду. К слову, катер у Сергея очень комфортабельный и современный. Рассекали по Ладоге почти как на «мерседесе», и никакие погодные условия не омрачали нашего водного путешествия!

Через минут 20 подошли к острову и увидели, что из-за малой воды старый пирс целиком стоит на суше. Как я уже писала ранее, – остров наносного типа. Ежегодно глубины вокруг острова уменьшаются из-за подъема дна, отчего кораблям и катерам подходить к острову затруднительно. Оставался вариант с центральным пирсом, но и до него надо было доползти в буквальном смысле слова. Тем не менее, мы справились с этим!

И вот мы на острове!!! Здравствуй-здравствуй, !

На пирсе задувал сильнейший ледяной ветер, и единственным желанием было куда-то спрятаться от него. По совету Сергея, мы двинули на западную часть острова. И действительно, там было тихо и тепло, а главное – очень живописно! Обрывистый берег, песчаный пляж, высокие сосны с витиеватыми корнями, тихая вода и даже редкие лучи солнца. Лес был по-весеннему свеж! На полянах яркими красками светились первоцветы.

На острове везде была перерыта земля. Почему? Версии звучали самые разные, вплоть до того, что это «монахи сучки и коренья собирают»… Впрочем, мы еще вернемся к этому вопросу и его очень простому ответу.

Вскоре мы определились с местом стоянки: выбрали уютное местечко на берегу под соснами, на случай если придется натягивать тент от дождя. Разбили лагерь, перекусили, перевели дыхание и отправились вдоль берега на изучение косы Стрелка.

Песчаная коса Стрелка – юго-западная оконечность острова. Длина косы – около километра.

Как только вышли на косу – сразу завыл сильный восточный ветер. Упаковались в капюшоны, застегнулись на все молнии и двинули вопреки порывам ветра! Коса Стрелка произвела неизгладимое впечатление: с востока на косу бежала волна за волной, а в это время на западной части косы - тишь да гладь. И только на самом остром конце косы эти волны встречаются друг с другом, переливаясь под яркими лучами майского солнца!

На Коневце нас очень впечатлили красивые красно-коричневые полосатые камни. Честно признаться, видим такое впервые здесь, на севере. Впрочем, судите сами:

Вдоволь налюбовавшись видами, мы двинули обратно, в сторону лагеря. Чувствовалась накопившаяся усталость, обилие кислорода – откровенно клонило в сон. Понимая, что в этом походе спешить никуда не нужно – мы в этой радости себе не отказали. После небольшого, но крепкого сна, мы сидели на берегу, слушали, как курлычут лебеди, смотрели на неспешно проплывающую мимо нерпу, любовались видом на озеро, угасающим закатом и уплетали вкусный туристический ужин! А в 9 часов вечера мы мирно засопели в палатке.

Достопримечательности на острове Коневец.

Ночью пошел дождь. Он так мягко-убаюкивающее «касался» палатки, что проснулись мы аж в 9 утра! Пока вставали, натягивали тент – морось прекратилась. И после позднего завтрака, в районе 11 часов дня мы вышли на маршрут. Планировалось за этот день познакомиться с восточным побережьем острова, его достопримечательностями и Коневским мужским монастырем.

Оказалось, наша стоянка находилась совсем неподалеку от Конь-камня и Коневского скита, спрятанного в густых елочках.

Конь - камень – одна из главных достопримечательностей острова . Это самый большой камень на острове, высотой более 4 метров. В древности этот камень был местом языческих ритуалов. Местные жители, использовавшие остров в качестве летнего пастбища для своих лошадей, ежегодно приносили в жертву на этом камне коня, в благодарность местным духам. Кстати, именно поэтому камень и был назван Конь-камнем , а сам остров - Коневцом. «Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце 14 века, нашел это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провел Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня и иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня… Вместе с бесами исчезли и змеи. – единственный остров на Ладоге, где нет змей!”. В честь этого события на валуне была сооружена часовня, которая до наших дней не сохранилась. Нынешняя часовня относится к 1895 году.

Отсюда идет крутая тропинка в гору, куда мы и направились. Вскоре тропа привела к монастырским полям и церковным строениям. Отсюда было слышно, как гудит ветер на восточном побережье, куда мы и двигались далее сквозь лес. К нашему удивлению, возвышенность острова оказалась какой-то заболоченной, и пришлось все-таки почавкать немного в грязюке. А лес меж тем просыпался и преображался прямо на глазах!

Наконец-то вышли к Змеиной горе (29 м) – самой высокой точке острова. По своей форме гора напоминает тело змеи, отсюда и название – Змеиная . Правда, гора заросла буйным еловым лесом, и поэтому увидеть что-то особенное с горы не получилось. На горе стоит поклонный крест.

Недалеко от Змеиной горы есть дорога на восток, по ней и пошли далее. Однако вскоре эта дорога превратилась в сплошное болото. Ну что делать? Не возвращаться же! Нас с Димоном от воды в очередной раз спасли любимые белорусские берцы-вездеходы!

Восточное побережье острова совсем не впечатлило: почти везде камышовые заросли. Плюс ко всему задувал ледяной ветер, и срывалась противная морось.

Вдоль берега идет грунтовая дорога, по которой мы и продолжили движение. И тут по пути нам встретился мужчина с ружьем. Нас это несколько смутило: вроде остров, да и сезон охоты еще закрыт… Тут-то и случилась разгадка тайны перерытой везде земли! На острове развелось очень много кабанов. Даже слишком много. Они перестали бояться людей, спокойно выходят к ним. В общем, настоятельно нам посоветовали быть осторожнее. И с этого момента нам везде стали чудиться хрюканья, топот копыт и сверкающие глазки. Теперь мы держались кучненько, да и я со своими фотографиями более не отставала от группы. Сразу успокою: кабанов мы не встретили. Правда, местность около нашей палатки в последнюю ночь все же была перерыта!..


Но вернемся к нашей дороге. Вскоре мы вышли к территории Коневского скита и рядом расположенного детского лагеря. Коневский скит видно уже, когда подплываешь к острову с материка. Он стоит почти на самом берегу, на месте первого монастыря, основанного преподобным Арсением. Только сперва это была маленькая часовня, а в 19 веке здесь был возведен величественный храм.

Рядом со скитом – детский лагерь. Очень уютный и ухоженный. Но пока здесь тихо, безлюдно. Только местные собаки лениво рявкали.

Совсем недалеко расположен и Коневский мужской монастырь. Иногда этот монастырь называют двойником Валаамского монастыря. Позволю себе совсем вкратце рассказать об истории монастыря, чтобы вы понимали масштабы происходящего.

Монастырь был основан Арсением Коневским в 1393 году. Как я только что писала: первый монастырь был построен на месте Коневского скита, в бухте Владычная лахта. Но после того, как сильное наводнение затопило эту постройку – Арсений принял решение возвести храм на возвышенности. Так в 1421 году был воздвигнут собор Рождества Богородицы, которая является основной святыней Коневского монастыря.

В годы русско-шведских войн в 1614-1617 годах после того, как остров был захвачен шведами, монахов вынудили покинуть остров. Но с возвращением этих территорий России – обитель была восстановлена. Правда, уже в 1812 году, после Финской войны 1808-1809 годов, монастырь административно стал частью Финляндского княжества.

В 19 веке монастырь был широко известен в русской имперской столице. В это время на территории монастыря велись все обширные строительные работы. В 1858 году Коневский монастырь посетил Александр II со своей семьей и видными гостями: Александром Дюма, Федором Тютчевым, Николаем Лесковым.

После 1917 года Коневский монастырь оказался на территории независимой Финляндии и был укреплен финскими военными. В годы Первой Мировой Войны монахи эвакуировались и, примкнув к монахам, бежавшим из Валаамского монастыря, вскоре основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

В советский период монастырь занимали военные. Следы их присутствия, увы, на острове до сих пор повсюду.

В 1990 году монастырь вернули Русской Православной Церкви. И на сегодня Коневский мужской монастырь является популярным местом для паломников и простых туристов.

У монастыря есть очень информативный и полезный сайт. Для более детального знакомства с монастырем и всеми церковными постройками острова рекомендую зайти на их сайт.

А мы вернемся к нашему путешествию… Познакомились с архитектурой монастыря, погуляли в округе. В общем-то, за этот день мы успели обойти почти весь остров. Здесь очень тихо и спокойно, абсолютное умиротворение.

Выполнив всю программу дня и окончательно замерзнув, мы двинули в сторону лагеря. Здесь попытались как-то согреться, укутавшись в спальник и попивая горячий чай. И жизнь вроде как сразу наладилась, и настроение улучшилось! Но вдруг ветер буквально за секунды сменил направление, словно кто-то на небе нажал какую-то кнопку. Теперь наше некогда такое тихое побережье продувалось насквозь холодным ветром с озера. И снова срывалась морось.

Но пока мы были заняты в этих новых погодных условиях приготовлением ужина, ветер потихоньку стих и выглянуло солнышко.

Вечером мы снова сидели и любовались закатом, строили туры в воде, уплетали вкусный ужин и делились впечатлениями за день.

Прощание с Коневцом

Утро встретило нас очередной порцией ветра и мороси. Было очень холодно и промозгло. Но надо было активно собираться, т.к. планировали в это утро покинуть остров Коневец и продолжить поход на материке вдоль Ладожского озера. В районе 11 часов дня за нам и приплыл Сергей. Уплывали уже со старого пирса. Вода в этот раз был тише, и добрались до Владимирской бухты мы еще быстрее.

В бухте, пока мы смачно точили местные пирожки, снова налетели тучи и принесли с собой дождь. Был великий соблазн свернуть в сторону дома. Но победили сила воли и желание продолжения отдыха на природе. Пройдя сквозь поселок Владмировка, мы вышли на лесную дорогу вдоль побережья Ладоги. Вскоре нашли очень уютную бухту, которую заприметили еще с Коневца. Собственно, главный козырь этой бухты – это шикарный вид на Коневец, откуда мы только что приплыли! Судя по большому количеству стоянок, летом здесь очень много людей, но в майские мы были здесь одни. Только иногда мимо по берегу прогуливались редкие дачники.

Радуясь закончившемуся дождю и выглянувшему солнцу, мы поспешили поставить палатку и натянуть тент.

А после как истинные туристы поели, поспали, снова поели… В общем, такой вот полный релакс случился у нас в последний день похода. Много гуляли по бухте и фотографировались. А вечером наблюдали какие-то чудеса: на глазах буквально над Коневцом выросла радуга! Да не просто радуга, а как на картинках, всех цветов! Чудеса эти происходили достаточно долго – так что успели не только запечатлеть на объектив, но и просто посидеть-полюбоваться картиной происходящего!

Дорога домой

Подъем был достаточно ранним - в половину шестого утра. Очень хотелось успеть на утреннюю электричку.

Снова моросил дождик, срывался ветер. Но Коневец был прекрасен во всех этих состояниях. И на прощание мы сделал еще одну дивную фотокартчоку, ну а уже в 9 утра мы ехали в электричке в сторону дома!

Такой вот замечательный получился этот майский выход. В общем-то, как и планировалось, поход был рассчитан больше на созерцание, чем на активное движение. Погода, хоть и не была самой приветливой, все же никак не омрачила наших впечатлений и даже дала вволю выспаться! Экстрима добавили коневецкие кабанчики, которых мы на свое счастье не встретили. Ну а перед глазами до сих пор видится та чудесная радуга над Коневцом! Остров, который оставил после себя очень приятное послевкусие. И почему-то так сильно хочется побывать там вновь! Радужный Коневец!

Видео отчет с посещения острова Коневец: