Когда распался советский союз год. Распад ссср, причины и последствия

Вопрос, почему распался СССР, до сих пор волнует не только старое, но и новое поколение. Будучи великой и сильной державой, союз государств оставил свой след в умах и экономике многих народов. Споры о том, из-за чего распался великий союз, не утихают до сих пор, так как причин для распада было много, и каждый год открываются новые подробности. Большинство исследователей склонны считать, что главный вклад внес влиятельный политик и бывший президент Михаил Горбачев.

Причины почему распался СССР

Советский Союз был крупномасштабным проектом, но ему суждено было потерпеть крах, так как этому способствовала внутренняя и внешняя политика государств. Многие исследователи считают, что судьба СССР была предопределена с приходом власти в 1985 году Михаила Горбачёва. Официальной датой распада Советского Союза стал 1991 год. Возможных причин, почему распался СССР, великое множество и основными принято считать следующие:

  • экономические;
  • идеологические;
  • социальные;
  • политические.

Экономические трудности в странах привели к тому, что союз республик потерпел крах. В 1989 году правительство официально признало экономический кризис. Данный период характеризовался главной проблемой Советского Союза - товарным дефицитом. В свободной продаже не было никаких товаров, кроме хлеба. Население переводят на специальные талоны, по которым можно было получить необходимую еду.

После снижения мировых цен на нефть союз республик столкнулся с большой проблемой. Это привело к тому, что за два года внешнеторговые обороты снизились на 14 млрд. рублей. Начала выпускаться продукция низкого качества, что спровоцировало общий экономический спад страны. Чернобыльская трагедия по убыткам составила 1,5% национального дохода и привела к массовым беспорядкам. Многие были возмущены политикой государства. Население страдало от голода и бедности.

Основным фактором, почему распался СССР, стала необдуманная экономическая политика М. Горбачева. Запуск машиностроения, сокращение зарубежных закупок товаров массового потребления, увеличение зарплат и пенсий и другие причины подорвали экономику страны. Политические реформы опережали экономические процессы и вели к неизбежному расшатыванию устоявшейся системы. В первые годы правления Михаил Горбачев пользовался бешеной популярностью у населения, так как вводил новшества и менял стереотипы. Однако после эры перестройки страна вступила в годы экономического и политического беспросвета. Началась безработица, нехватка еды и товаров первой необходимости, голод, повысилась преступность.

Идеологические причины распада Советского Союза состояли в том, что прежние идеалы менялись на новые, более свободные и демократические. Молодым людям нужны были кардинальные перемены, идеи СССР их уже не привлекали. В этот период советский человек узнает, как живут в западных странах, и стремится к такому же образу жизни. Многие по возможности уезжают из страны.

Политическим фактором развала союза выступило желание руководителей республик избавиться от централизованной власти. Многие регионы хотели развиваться самостоятельно, без указов централизованной власти, у каждого была своя культура и история. Со временем население республик начинает разжигать митинги и восстания на национальной почве, что заставляло руководителей принимать радикальные решения. Демократическая направленность политики М. Горбачева помогла им создать свои внутренние законы и план выхода из Советского Союза.

Историки выделяют еще одну причину, почему распался СССР. Руководство и внешняя политика США сыграло далеко не последнюю роль в окончании деятельности союза. США и Советский Союз всегда вели борьбу за мировое господство. В интересах Америки было на первом месте стереть СССР с карты. Свидетельство этому проводимая политика «холодного занавеса», искусственное занижение цены на нефть. Многие исследователи считают, что именно США способствовали становлению Михаила Горбачева у руля великой державы. Год за годом он планировал и реализовал падение Советского Союза.

В 1998 году из союза вышла республика Эстония. После нее Литва, Латвия и Азербайджан. Российская СФСР провозгласила свою независимость 12 июня 1990 года. Постепенно из Советского Союза вышло 15 независимых государств. В 1991 году 25 декабря Михаил Горбачёв отказался от власти и поста Президента. 26 декабря 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование. Некоторые политические партии и организации не захотели признать распад СССР, считая, что страна подверглась нападению и влиянию со стороны западных держав. Руководители коммунистической партии призывали народ освободить страну от политической и экономической оккупации.

За одиннадцать лет до распада СССР

Утром 20 мая 1980 года Рональд Рейган (Президент США) принял Уильяма Кейси (директор ЦРУ), который представил Рейгану новую информацию о положении дел в СССР, а именно Кейси представил неофициальные секретные материалы о проблемах в экономике СССР. Рейган любил читать подобную информацию по СССР и в своем дневнике 26 марта 1981 года он сделал следующую запись: СССР в очень плохом положении, если мы воздержимся от кредитов, они будут просить помощи у других, потому что в противном случае умрут с голоду. Всю информацию по СССР подбирал лично Кейси, приближая свою давнюю мечту – распад СССР .

26 марта 1981 года У. Кейси прибыл с докладом к Рейгану. Кейси представил новую информацию о положении дел в СССР:
СССР в очень трудном положении, в Польше восстание, СССР застрял в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Кейси настаивал на том, что лучшего времени для развала СССР не существует. Рейган согласился и Кейси начал готовить свои предложения по развалу СССР .

Члены рабочей группы руководищие развалом СССР

Рональд Рейган, Уильям Джозеф Кейси, Джордж Буш старший, Каспар Уиллард Уайнбергер

В начале 1982 года Кейси на закрытом совещании в белом доме предложил план по распаду СССР . Для некоторых высших чиновников Рейгановской администрации предложение по распаду СССР стало шоком. Все 70-е годы Запад и Европа приучали себя к мысли, что с СССР надо не воевать, а договариваться. Большинство считало, что иного пути в эпоху ядерного оружия просто нет. План NSDD был направлен в другую сторону. 30 января 1982 года на собрании рабочей группы был принят план Кейси по развертыванию тайных наступательных операций против СССР, под грифом совершенно секретно он получил название «план NSDD» (директива администрации Рейгана в деле стратегии, целей и устремлений США в отношениях с СССР). План NSDD четко формулировал, что следующей целью США является уже не сосуществование с СССР, а изменение советской системы. Вся рабочая группа признала необходимое достижение одной цели – распада СССР!

Суть плана NSDD по развалу СССР сводился к следующему:

  1. Тайная, финансовая, разведывательная и политическая помощь движению «солидарность Польши». Цель: сохранение оппозиции в центре СССР.
  2. Значительная финансовая и военная помощь афганским моджахедам. Цель: распространение войны на территории СССР.
  3. Тайная дипломатия в станах Западной Европы. Цель: ограничить доступ СССР к западным технологиям.
  4. Психологическая и информационная война. Цель: техническая дезинформация и разрушение экономики СССР.
  5. Рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне. Цель: подрыв экономики СССР и обострение кризиса ресурсов.
  6. Сотрудничество с Саудовской Аравией для снижения мировых цен на нефть. Цель: резкое снижение поступления твердой валюты в СССР.

Директор ЦРУ У. Кейси понял, что воевать с СССР бесполезно, развалить СССР можно только экономически.

Подготовительный этап по распаду СССР

В начале апреля 1981 года директор ЦРУ У. Кейси отправился на ближний восток и в Европу. Кейси должен был решить 2 проблемы: снижение цен на нефть и усиление сопротивления в Афганистане. Поэтому Кейси посетил Египет (поставщик оружия для афганских моджахедов). Тут Кейси заявил президенту Мохаммеду Анвару ас-Садату (другу ЦРУ), что оружие, которое Египет поставляет афганским моджахедам, – это лом! С ним СССР не победить, и предложил финансовую помощь для того, чтобы начались поставки современного оружия. Однако Садату было не суждено выполнить указания шефа ЦРУ, т.к. через 6 месяцев он был застрелен. Но США все же удалось поставить афганским моджахедам оружие на сумму 8 млрд. долларов!!! Так у моджахедов появились первый ЗРК «Стингер». Это самая крупная тайная операция со времен 2-ой мировой войны.

Далее шеф ЦРУ посетил Саудовскую Аравию. Аналитический отдел ЦРУ подсчитал, что если цены на нефть на мировом рынке упадут всего на 1 доллар, то СССР потеряет от 500 млн. до 1 млрд. долларов в год. Взамен Кейси пообещал шейху защиту от возможных революций, защиту членам семьи, поставки вооружения, гарантировал неприкосновенность личных вкладов в банках США. Шейх согласился с предложением, и добыча нефти в Саудовской Аравии резко подскочила вверх. Так в 1986 году потери СССР от падения цен на нефть составили 13 млрд. долларов. Специалисты уже тогда поняли, что никакого рывка и перестройки Горбачеву не удастся выполнить. Для модернизации требовалось 50 млрд. долларов, их-то и отобрал у СССР план NSDD.
Так же Кейси удалось уговорить шейха в тайном участии Саудовской Аравии в афганской войне и усилении саудовцами афганских моджахедов. На деньги шейха был в свое время рекрутирован скромный владелец строительной фирмы – Усама бен Ладен (террорист № 1 в мире).

После Саудовской Аравии шеф ЦРУ посетил Израиль. Первые пункты уже начали работать, следующий этап по распаду СССР – это информационная и психологическая война, без которого развала СССР могло бы и не быть. По замыслу Кейси израильская разведка моссад должна была сыграть решающую роль. Кейси предложил Израилю воспользоваться американскими спутниками шпионами для получения информации об атомных объектах Ирака, а так же материалы по Сирии. В ответ Израиль открыл для ЦРУ часть своей резидентуры в СССР. Каналы были налажены.

Начало реализации плана по распаду СССР

США решили провести против Польши экономическую диверсию. Одним из авторов данного плана был Збигнев Бжезинский. Смысл этого планы был в том, что западные партнеры поставляли в Польшу предприятия заверив, что в виде оплаты будут брать произведенную на этих предприятиях продукцию, а после запуска предприятия отказывались брать продукцию. Таким образом, сбыт продукции был приторможен, а сумма польского валютного долга полезла вверх. После этой диверсии Польша находилась в больших долгах, в Польше начали вводить карточки на товары (карточки вводились даже на пеленки и средства гигиены). После этого начались забастовки рабочих, поляки хотели кушать. Груз польского кризиса лег на экономику СССР, Польше была оказана финансовая помощь в размере 10 млрд. долларов, однако долг Польши оставался в размере 12 млрд. долларов. Так началась революция в одной из социалистических стран.


Администрация США была уверена, что начавшийся революционный пожар в одной из стран СССР потянет за собой дестабилизацию во всем СССР. Руководство Кремля в свою очередь понимало от куда дует ветер перемен, разведка докладывала, что польские революционеры получают финансовую помощь от стран запада (в подполье издавалось 1.7 тыс. газет и журналов, 10 тыс. книг и брошюр, действовали подпольные типографии), по радио «голос Америки» и «свободная Европа» польские революционеры получали скрытые приказы о том когда и где устраивать забастовки. Москва неоднократно указывала на исходящую опасность из-за границы и начала готовиться к вмешательству. Разведка ЦРУ решила противопоставить Москве следующий козырь: Кейси летит в Рим, где находилась ключевая фигура имеющая влияние на поляков, - это был поляк Кароль Юзеф Войтыла, после интронизации - Иоанн Павел II (предстоятель Римско-католической церкви с 1978 по 2005г.). ЦРУ хорошо помнило, как поляки встречали Иоанна Павла II, когда тот вернулся на родину. Тогда миллионы взволнованных поляков встречали своего соотечественника. После встречи с Кейси он начинает активно поддерживать польское сопротивление и лично встречался с лидером сопротивления Лехом Валенса. Католическая церковь начинает материально поддерживать сопротивление (распределяет гуманитарную помощь, полученную от западных благотворительных фондов), предоставляет убежища для оппозиционеров.

Доклад директора ЦРУ о развале СССР

В феврале 1982 года на совещании в овальном кабинете Белого дома директор ЦРУ вновь отчитывался о проделанной работе. Потеря десятков миллионов долларов, напряженная ситуация в Польше, затянувшаяся война в Афганистане, нестабильность в социалистическом лагере, все это привело к тому, что казна СССР опустела. Так же Кейси рассказал, что СССР пытается пополнить казну за счет сибирского газа поставляемого в Европу, - это проект Уренгой-6. Этот проект должен был дать СССР колоссальные средства. Кроме того Европа была сильно заинтересована в строительстве этого газопровода.

Срыв проекта "Уренгой-6" как одна из причин развала СССР

Из Сибири до границ Чехословакии газопровод должен был прокладывать Советский Союз, но для прокладки требовались импортные трубы. Тут-то администрация США и ввела запрет на поставку нефтяного оборудования в СССР. Но Европа, которая была заинтересована в газе, и которая по договоренности с СССР имела значительную 25 летнюю скидку на газ, тайно (правительство негласно поддерживало контрабандных поставщиков) продолжала поставлять необходимое оборудование для СССР. Администрация США послала в Европу своего человека, который агитировал Европу за американский уголь, природный газ из Северного моря, а также за синтетические виды топлива. Но Европа, чувствуя выгоду от сотрудничества с СССР, продолжала тайно помогать СССР строить газопровод. Тогда Рейган вновь поручил ЦРУ заняться этой проблемой. В 1982 году ЦРУ разработало операцию, согласно которой в СССР через длинную цепочку посредников поставлялось газовое оборудование, в программное обеспечение которого умышленно вносились ошибки. Эти ошибки были задействованы после монтажа, что привело к большим взрывам на транспортных магистралях. В результате этих диверсий "Уренгой-6" так и не был достроен, а СССР вновь понес убытки в размере 1 трлн. долларов. Это стало одной из причин банкротства и распада СССР.

Еще одна тайная операция по развалу СССР

Рейган 23 марта 1983 года предложил развернуть систему, которая должна была уничтожать вражеские ядерные ракеты в космосе. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) или «звездные войны» суть программы сводилась к созданию широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Согласно этой программы США должны были вывести на геостационарные орбиты спутники с лазерным оружием, которые постоянно находились бы над местом базирования ядерных ракет и в момент их пуска могли бы их сбивать. Администрация США с помощью этой программы запугивала СССР и продолжала истощать экономику СССР. США внушало, что в один прекрасный день все советские ракеты станут грудой ненужного металла. Советские ученые начали изучать СОИ и пришли к выводу, что для работы лазерного оружия нужна была мощная энергетическая накачка, и для того чтобы поразить летящую ракету диаметр лазерного луча должен быть с булавочную головку, а по подсчету ученых диаметр лазерного луча у ракеты превращался в световой круг диаметром 100 кв. метров. Ученые доказывали, что СОИ это блеф! Но в Советском Союзе продолжали уделять СОИ слишком много сил и времени, а США в переговорах по ПРО с СССР выступали с позиции силы.

Горбачев так же пытался хоть как-то поднять экономику СССР, он рассчитывал на высокие цены на нефть, но цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Вместо улучшения советские граждане почувствовали ухудшение, полки магазинов стали пустыми, а вскоре, как и во время второй мировой войны появились карточки. Распад СССР вошел в свою заключительную стадию .

Дата распада СССР

Дата распада СССР 26 декабря 1991 года. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации и соседних государств, которые являются приемниками бывшего СССР, существует очень много политических, экономических и культурных проблем. Решение их невозможно без основательного анализа событий, связанных с процессом распада Союза Советских Социалистических Республик. Данная статья содержит четкую и структурированную информацию о развале СССР, а также анализ событий и личностей, напрямую связанных с этим процессом.

Краткая предыстория

Годы СССР - это история побед и поражений, экономического взлета и падения. Известно, что Советский Союз как государство образовался в 1922 году. После этого в результате многих политических и военных событий его территория увеличивалась. Народы и республики, входящие в состав СССР, имели право добровольного выхода из него. Неоднократно идеология страны подчеркивала тот факт, что советское государство - это семья дружественных народов.

Касательно руководства такой огромной страны не трудно предугадать, что оно было централизовано. Главным органом государственного управления была партия КПСС. А лидеры республиканских правительств назначались центральным Московским руководством. Основным законодательным актом, регулировавшим правовое положение дел в стране, была Конституция СССР.

Причины развала СССР

Множество могущественных держав переживают сложные времена в своем развитии. Говоря о распаде СССР, следует отметить, что 1991 год в истории нашего государства был очень сложным и противоречивым. Что же этому поспособствовало? Причин, которые обуславливали развал СССР, можно выделить огромное количество. Попробуем остановиться на главных из них:

  • авторитарность власти и общества в государстве, преследование инакомыслящих;
  • националистические тенденции в союзных республиках, наличие в стране межнациональных конфликтов;
  • одна государственная идеология, цензура, запрет на любую политическую альтернативу;
  • экономический кризис советской системы производства (экстенсивный способ);
  • международное падение цены на нефть;
  • ряд неудачных попыток реформирования советского строя;
  • колоссальная централизация органов государственной власти;
  • военная неудача в Афганистане (1989 год).

Это, конечно, далеко не все причины развала СССР, но их по праву можно считать основополагающими.

Распад СССР: общий ход событий

С назначением на пост Генерального секретаря КПСС Михаила Сергеевича Горбачева в 1985 году началась политика перестройки, которая была связана с резкой критикой предыдущего государственного строя, оглашения архивных документов КГБ и либерализацией общественной жизни. Но положение дел в стране не только не изменилось, но и ухудшилось. Народ стал более активным политически, началось формирование множества организаций и движений, подчас националистических и радикальных. М. С. Горбачев, президент СССР, неоднократно вступал в конфликт с будущим руководителем страны Б. Ельциным по поводу выхода РСФСР из состава Союза.

Общегосударственный кризис

Развал СССР происходил постепенно во всех отраслях общества. Кризис наступил как экономический, так и внешнеполитический, и даже демографический. Об этом в 1989 году было официально объявлено.

В год развала СССР стала явной извечная проблема советского общества - товарный дефицит. С магазинных полок пропадают продукты даже первой необходимости.

Мягкость во внешнеполитическом курсе страны оборачивается падением лояльных к СССР режимов Чехословакии, Польши, Румынии. Там образовываются новые национальные государства.

На территории самой страны также было довольно неспокойно. Начинаются массовые демонстрации в союзных республиках (демонстрация в Алма-Ате, Карабахский конфликт, волнения в Ферганской долине).

В Москве и Ленинграде также происходят митинги. Кризис в стране играет на руку радикальным демократам, которых возглавляет Борис Ельцин. Они приобретают популярность у недовольных масс.

Парад суверенитетов

В начале февраля 1990 года Центральный Комитет партии заявил об аннулировании своего господства во власти. В РСФСР и союзных республиках прошли демократические выборы, на которых победили радикальные политические силы в виде либералов и националистов.

В 1990 и начале 1991 года по всему Советскому Союзу прокатилась волна выступлений, которую потом историки назвали «парад суверенитетов». Многие из союзных республик в указанный период приняли Декларации о суверенитете, что означало верховенство республиканского права над общесоюзным.

Первая территория, которая осмелилась покинуть СССР - Нахичеванская Республика. Случилось это еще в январе 1990 года. За ней последовали: Латвия, Эстония, Молдавия, Литва и Армения. Со временем все союзные государства издадут Декларации о своей независимости (после путча ГКЧП), и СССР окончательно рухнет.

Последний президент СССР

Центральную роль в процессе крушения Советского Союза сыграл последний президент этого государства - М. С. Горбачев. Развал СССР происходил на фоне отчаянной деятельности Михаила Сергеевича по реформированию советского общества и строя.

М. С. Горбачев был родом из Ставропольского края (с. Привольное). Родился государственный деятель в 1931 году в самой простой семье. После окончания средней школы продолжил обучение на юридическом факультете МГУ, где возглавлял комсомольскую организацию. Там же он познакомился со своей будущей женой - Раисой Титаренко.

В студенческие годы Горбачев занимался активной политической деятельностью, вступил в ряды КПСС и уже в 1955 году занял должность секретаря Ставропольского комсомола. Горбачев продвигался по карьерной лестнице государственного служащего стремительно и уверенно.

Приход к власти

Михаил Сергеевич пришел к власти в 1985 году, после так называемой «эпохи смертей генсеков» (за три года умерло три руководителя СССР). Следует отметить, что титул «Президент СССР» (был введен в 1990 году) носил только Горбачев, все предыдущие руководители именовались Генеральными секретарями. Правление Михаила Сергеевича характеризовалось основательными политическими реформами, которые часто были не особо продуманы и радикальны.

Попытки реформ

К таким общественно-политическим преобразованиям можно отнести: сухой закон, внедрение хозрасчета, обмен денег, политику гласности, ускорение.

В большинстве своем общество не оценило реформы и относилось к ним отрицательно. Да и пользы государству от таких радикальных действий было мало.

Во внешнеполитическом курсе М. С. Горбачев придерживался так называемой «политики нового мышления», которая способствовала разрядке международных отношений и прекращению «гонки вооружений». За такую позицию Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Но СССР на тот момент находился в ужасном положении.

Августовский путч

Разумеется, попытки реформировать советское общество, а в конце концов и полностью развалить СССР многими не поддерживались. Некоторые сторонники советской власти объединились и решились выступить против тех деструктивных процессов, которые происходили в Союзе.

Путч ГКЧП представлял собой политическое выступление, которое происходило в августе 1991 года. Его цель - реставрации СССР. Путч 1991 года был расценен официальной властью как попытка государственного переворота.

События происходили в Москве с 19 по 21 августа 1991 года. Среди множества уличных столкновений основным ярким событием, которое в конечном счете и привело СССР к развалу, было решение о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Это был новый орган, сформированный должностными лицами государства, который возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев.

Основные причины путча

Основной причиной августовского путча можно считать недовольство политикой Горбачева. Перестройка не приносила ожидаемых результатов, кризис углублялся, росла безработица и преступность.

Последней каплей для будущих путчистов и консерваторов стало желание Президента преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств. После отъезда М. С. Горбачева из Москвы недовольные не упустили возможности вооруженного восстания. Но удержать власть заговорщикам не удалось, путч был подавлен.

Значение путча ГКЧП

Путч 1991 года запустил необратимый процесс по распаду СССР, который и так находился в состоянии непрерывной экономической и политической нестабильности. Несмотря на желание путчистов сохранить государство, они сами поспособствовали его развалу. После этого события Горбачев подал в отставку, структура КПСС распалась, а республики СССР начали постепенно провозглашать свою независимость. Советский Союз сменило новое государство - Российская Федерация. А 1991 год многими понимается как год развала СССР.

Беловежские соглашения

Беловежские соглашения 1991 года были подписаны 8 декабря. Свои подписи под ними поставили должностные лица трех государств - России, Украины и Белоруссии. Соглашения представляли собой документ, который законодательно закреплял развал СССР и образование новой организации взаимопомощи и сотрудничества - Содружества Независимых Государств (СНГ).

Как уже упоминалось ранее, путч ГКЧП только ослабил органы центральной власти и тем самым сопутствовал распаду СССР. В некоторых республиках начали назревать сепаратистские тенденции, которые активно пропагандировались в региональных СМИ. Как пример можно рассмотреть Украину. В стране на общенародном референдуме 1 декабря 1991 года за независимость Украины проголосовало практически 90 % граждан, а президентом страны был избран Л. Кравчук.

В начале декабря лидер выступил с заявлением о том, что Украина отказывается от договора 1922 г. о создании СССР. 1991 год, таким образом, для украинцев стал отправной точкой на пути к собственной государственности.

Украинский референдум послужил своеобразным сигналом для президента Б. Ельцина, который стал более настойчиво укреплять свою власть в России.

Создание СНГ и окончательное разрушение СССР

В свою очередь, в Белоруссии был избран новый председатель Верховного Совета С. Шушкевич. Именно он пригласил лидеров соседних государств Кравчука и Ельцина в Беловежскую пущу для обсуждения сложившийся ситуации и координирования последующих действий. После незначительных дискуссий между делегатами судьба СССР решилась окончательно. Договор о создании Советского Союза от 31 декабря 1922 года был денонсирован, а вместо него был подготовлен план Содружества Независимых Государств. После этого процесса возникло много споров, поскольку договор о создании СССР был подкреплен Конституцией от 1924 года.

Однако следует отметить, что Беловежские соглашения 1991 года принимались не волей трех политиков, а по желанию народов бывших советских республик. Уже через два дня после подписания соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины приняли акт о денонсации союзного договора и ратифицировали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В России 12 декабря 1991 года прошла такая же процедура. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали не только радикально настроенные либералы и демократы, но и коммунисты.

Уже 25 декабря президент СССР М. С. Горбачев сложил полномочия. Так, сравнительно просто, разрушили государственный строй, который просуществовал годы. СССР хоть и был государством авторитарным, но позитивные стороны в его истории, безусловно, были. Среди них можно выделить социальное обеспечение граждан, наличие четких государственных планов в экономике и превосходную военную мощь. Многие люди и по сегодняшний день с ностальгией вспоминают жизнь в Советском Союзе.

Распад Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед СССР, была проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М, Горбачева проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).
Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования (разгон войсками демонстрации в Тбилиси в апреле 1989 года, ввод войск в Баку, захват армией телецентра в Вильнюсе). В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн беженцев.

Новые органы власти в союзных республиках, сформированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемешалась из Центра в республики.

Противостояние Центр — республики выражалось не только в «войне законов», т.е. ситуации, когда республики объявляли одна за другой верховенство республиканских законов над союзными, но и в положении, когда Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик принимали законы, противоречащие друг другу. Отдельные республики срывали воинский призыв; минуя Центр, .заключали между собой двухсторонние соглашения о государственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в Центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М. Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9 + 1», т.е. девяти республик и Центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М. Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М. Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г. Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М. Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей, и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, «идя навстречу требованиям широких слоев населения», на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. В состав ГКЧП вошли: Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Павлов - премьер-министр, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел, О. Бакланов - первый председатель Совета Обороны СССР, A. Тизяков - председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и B. Стародубцев - председатель Крестьянского союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - «Обращение к советскому народу». В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик («растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества, потеряли радость жизни десятки миллионов советских людей… в самом недалеком будущем неизбежен новый виток обнищания.»). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д.
В тот же день было опубликовано постановление №1 ГКЧП, в котором предписывалось считать недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие законам и Конституции СССР, запретить митинги и демонстрации, установить контроль над средствами массовой информации, обещалось снизить цены, выделить желающим 0,15 га земли и повысить зарплату.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП, По свидетельству председателя Гостелерадио СССР Л. Кравченко, Н. Назарбаев подготовил специальный видеоролик со словами признания и поддержки ГКЧП. Телеобращение Н. Назарбаева было отправлено в Москву для трансляции по первому каналу, но показано не было.

Опубликованное 19 августа обращение Н. Назарбаева «К народу Казахстана» никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержке, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится. В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий и движений - «Азат», «Азамат», «Алаш», «Единство», «Невада-Семей», СДПК, профсоюз «Бiрлecy» и др. собрали митинг и выпустили листовку, в которой произошедшее было названо государственным переворотом и содержался призыв к казахстанцам не быть соучастниками преступления и предать суду организаторов переворота.

На второй день путча, 20 августа, Н. Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.

21 августа путч провалился. Горбачев М. вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана.

В тот же день был опубликован Указ Н. Назарбаева от 22 августа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР».

25 августа вышел Указ Президента «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК. Пленум принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года XVIII (чрезвычайного) съезда Компартии Казахстана с повесткой дня «О Компартии Казахстана в связи с политической ситуацией в стране и КПСС».

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях».

29 августа - Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
Кроме того, Н. Назарбаев издал указы «Об образовании Совета Безопасности КазССР», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства КазССР», «О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР».

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР. По предложению М Горбачева, Н. Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

  • — во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;
  • -во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом - большая часть республик не послали в Государственный совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.
В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе, но он не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь ML Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.
Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование. Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и, как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов (по свидетельству Н. Назарбаева) предложил рассмотреть возможность создания Конфедерации Центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской Пуще.

В конечном итоге лидеры «пятерки» дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившиеся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на «нейтральной» территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены, и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки» (Белоруссия, Россия, Украина) и «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан).

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация () о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.
Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов,
согласно которым:

  • — констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;
  • — сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • — создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и»Совет глав правительств»;
  • — объявлялся открытый характер Содружества.

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.