Когда отмечают день ввс в. Военная авиация россии отмечает день ввс в условиях технического обновления

Свои истоки она находит еще в Российской империи, которая стала ее прародительницей, закупив воздушные суда у Франции. Это стало предпосылкой к основанию летных школ, а затем и к созданию военной авиации. До сих пор Россия отдает дань уважения летчикам, не вернувшимся с поле боя, ценой своей жизни добившихся победы, чествует военных, проходивших учения и достигших успехов в службе. Однако не каждый знает, какого числа праздник ВВС, несмотря на его государственный статус. Чтобы внести ясности, следует обратиться к истории.

Зарождение празднования

Изначально, можно считать 12 августа. Именно этого числа 1912 года Николай II подписал указ о создании первой авиационной части, находившейся в составе Главного Управления Генерального Штаба. До этого авиация была частью И только с подписанием Указа стала выполнять самостоятельные функции разведки.

Почему же тогда возникает вопрос о том, какого числа праздник ВВС?

Необходимо помнить, что когда-то в России было советское и постсоветское пространство.

Первой предпосылкой к изменению даты празднования стало создание рабоче-крестьянского Красного флота в 1918 году.

Уже тогда большевики избавлялись от всех символов и пережитков, напоминавших о существовавшей когда-то Российской империи.

Начнем исследование темы. Праздник ВВС, какого числа утвержден со времен СССР?

В 1933 году, под стать новому флоту, избирается новая дата празднования - 18 августа. Основным мотивом в выборе дня стало совмещение торжества с окончанием летнего периода боевой подготовки и демонстрацией заслуг авиационного производства. Теперь праздник включает в себя обязательные состязания по воздухоплавательной технике, представление в области мастерства пилотажа, а также огневых учений.

Целью создания Дня Военно-воздушного флота стала пропаганда развития социализма за счет роста авиационного строительства и укрепления воздушной обороны. Однако было бы справедливо отметить, что флот СССР состоял из нескольких авиаций, а это значит, что вскоре они стали отделяться, требуя собственного дня почести. Так, к примеру, появился День Гражданской авиации.

Итак, вопрос, когда праздник его отмечать, остается по-прежнему открытым.

Неизбежной становится ситуация, когда Военно-воздушные силы присоединяются к общей тенденции и ходатайствуют об отдельном проявлении уважения.

В 1997 году Президент Российской Федерации, внимая просьбам военных авиаторов и учитывая их заслуги, как в сухопутных, так и в морских военных действиях, издает указ, о признании Дня Военно-воздушных сил и возвращает историческую дату - 12 августа.

Теперь-то вопрос о том, какого числа праздник ВВС, кажется, решен. Но, нет.

Запутав окончательно народ, было принято решение утвердить третье воскресенье августа официальным Днем Военно-воздушных сил. Основанием для этого стала необходимость совмещения Дня основания российской авиации с выходным днем. Таким образом, правительство смогло найти консенсус, не забывая об исторических корнях.

Небольшая путаница

Некоторые не просто задаются вопросом даты празднования, а спрашивают: «Какого числа праздник ВВС, ПВО?»

Не стоит совмещать эти два великих события в одно. Несмотря на некую схожесть в датах, День ВВС, как мы выяснили, отмечается третьего воскресенья августа, а День Противовоздушной обороны - второго воскресенья апреля - праздники являются разными.

Ко всему прочему, торжество по случаю Дня ПВО более молодое. Первое участие в бою этих войск было ознаменовано началом Великой Отечественной войны. Именно за заслуги во время этого тяжелого для страны периода, войско было награждено своим собственным памятным днем.

Правда, и здесь не обошлось без смены дат. Изначально, отмечался 11 апреля, но уже в 1980 году был перенесен на второе воскресенье этого же месяца.

И все же различия между этими памятными датами сильнее, чем их сходство.

Заключение

Великие даты нашей Родины следует помнить, ведь этого история, борьба предков за ту жизнь, которую мы сейчас имеем.

Какого числа праздник ВВС, необходимо знать всем, этот праздник нужно отмечать, отдавая дань всем тем, кто боролся за наше мирное небо.

Несмотря на то, что с прошлого (2015) года ВВС РФ были объединены с войсками Воздушно-космической обороны для создания Воздушно-космических войск (ВКС), день Военно-воздушных сил России в качестве профессионального праздника всех военных лётчиков с большим размахом отмечается в нашей стране. 12 августа – повод поздравить всех представителей различных военных авиаструктур: дальней, армейской, оперативно-тактической и военно-транспортной авиации.


Сегодня ВВС России отмечают 104-ю годовщину со дня своего рождения. Официальной датой появления военной авиации в нашей стране считается 12 августа 1912 года, когда был издан указ, согласно которому в структуру военного ведомства Российской империи был введён штат воздухоплавательной части Главного управлении Генштаба. И за 104 года своего существования российская авиация прошла колоссальный путь от самолётов, скорость которых легко может превзойти современный автомобиль, до по-настоящему уникальных многоцелевых машин, способных покорять воздух не только силой наличествующего вооружения, но и красотой динамики полёта.

Значение военной авиации в условиях практически любого современного вооружённого конфликта трудно переоценить. Да и явно большие проблемы будут наблюдаться у того, кто позволит себе недооценку возможностей Военно-воздушных сил России.

Буквально на первом этапе начала участия российской военной авиации в операции против боевиков в Сирии появлялись возгласы отдельных «специалистов», выступавших в том духе, что российская авиация «давно дышит на ладан», и что все боевые самолёты России на авиабазе «Хмеймим» в Латакии – «летающий металлолом». Когда этот «авиаметаллолом» начал утилизировать террористов разных мастей вместе с их инфраструктурой в самых разных провинциях Сирийской Арабской Республики, и когда сирийская правительственная армия благодаря российской поддержке с воздуха отбила у боевиков существенные территории, включая древнюю Пальмиру, возгласы, наполненные иронией по поводу возможностей России в воздухе, начали редеть, а потом сошли на нет и вовсе. Сегодня уже редкий по своей технической грамотности «эксперт» позволит себе высказаться о военной авиации России как о чём-то, неспособном решать боевые задачи в самых разных условиях. И свой вклад в такую переоценку положения вещей даже либеральными «экспертами» внесли как разработчики боевых машин, технари, обслуживающие самолёты и вертолёты на аэродромах базирования, так и непосредственно экипажи истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, ударных и военно-транспортных вертолётов.

В наши дни Военно-воздушные силы, находящиеся в составе ВКС РФ, активно перевооружаются, проходя по пути модернизации. На вооружение поступают новейшие многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С, истребители-бомбардировщики Су-34, модернизированные штурмовики Су-25СМ3, истребители-перехватчики МиГ-31БМ. Обкатку, в том числе и в составе пилотажной группы «Крылья Тавриды», проходят учебно-боевые самолёты Як-130. «Вертолёты России» выполняют контракты по оснащению частей и соединений винтокрылыми машинами Ми-28Н, Ка-52 и др. Продолжаются испытания сверхманевренных истребителей МиГ-35С, а также перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, относящегося к полноценному пятому поколению военных самолётов.

Военная авиация России выполняет колоссальный объём работ по обеспечению безопасности рубежей России и по патрулированию отдалённых регионов планеты в интересах РФ. С каждым годом увеличивается число вылетов самолётов дальней и стратегической авиации. В течение нескольких последних недель дальние бомбардировщики Ту-22М3 активно наносят удары по позициям террористической группировки ИГИЛ (запрещена на территории РФ) в Сирии. Буквально накануне были нанесены удары осколочно-фугасными авиабомбами по предместьям «столицы» ИГИЛ – города Ракка в одноимённой провинции в Сирии. В числе уничтоженных объектов – завод по производству химических веществ для начинки боеприпасов.

В то же время проводятся учебно-боевые состязания в рамках конкурса «Авиадартс», привлекающего к себе всё большее внимание не только со стороны профессиональных лётчиков, но и со стороны российской и мировой общественности.

На рязанском полигоне Дубровичи в состязаниях военных лётчиков и штурманов приняли участие команды из четырёх стран: России, Белоруссии, Казахстана и Китая. Российские лётчики выступили на самолётах Су-25СМ, МиГ-29СМТ, Су-30СМ, Су-35, Су-24М, Су-34, Ту-22М3, Ил-76, а также на вертолётах Ми-8, Ми-8АМТШ, Ми-24П и Ка-52. Наибольшее число баллов (555,25) как среди экипажей истребительной авиации, так и в целом, набрал экипаж Су-30СМ в составе капитана Ильи Сизова и капитана Юрия Балашова. Они же получили наибольшую оценку жюри за пилотирование – 253 балла. По итогам конкурса «Авиадартс-2016» сборная команда России заняла первое общекомандное место, получив 1-е места во всех четырёх международных номинациях.

Несмотря на свой профессиональный праздник многие представители военной авиации России и сегодня несут боевое дежурство как по охране воздушных границ России, так и по уничтожению террористических группировок в Сирии.

«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих военной авиации России с праздником!

С незапамятных времен человек стремился в небо. И когда благодаря достижениям научно-технического прогресса это желание воплотилось в реальность, то покорять небесную лазурь отправились самые отважные и смелые люди — пилоты. День Воздушно-военных сил — это праздник самых храбрых и героических представителей этой профессии. Их ежедневная работа связана с постоянными опасностями, но несмотря на это каждый из военных летчиков готов рисковать снова и снова ради мирного неба над нашими с вами головами. Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете, какого числа День ВВС празднуют в России и странах бывшего СССР, а также найдете красивые поздравления с этим праздником в стихах и прозе.

Какого числа День ВВС отмечают в 2016 году в России?

Впервые указ о создании нового рода войск — воздушно-военного флота, был подписан в далеком 1912 году в тогда еще царской России. С тех пор российская военная авиация прошла длинный эволюционный путь от фанерных поршневых самолетов до современных сверхзвуковых машин, став настоящим «воздушным щитом» нашей Родины. Какого числа День ВВС отмечают в 2016 году в России? Согласно официальному указу президента Российской Федерации от 2006 года День ВВС отмечают 12 августа. Эта дата была выбрана неслучайно, так как именно в этот день в 1912 году был подписан указ о создании воздушно-военного флота.

Какого числа день ВВС

Какого числа празднуют День ВВС на Украине и Беларуси?

Традиция праздновать День ВВС на Украине, в Беларуси и других республиках бывшего Союза сохранилась несмотря на распад СССР. Правда, в отличие от России этот праздник не имеет определенной даты и отмечается в разные числа. Так какого числа празднуют День ВВС на Украине и Беларуси? На Украине его отмечают в первое воскресенье августа (7 августа в 2016 г.), а в Беларуси — третьего воскресенья августа (21 числа в этом году).

Красивые поздравления в День ВВС

Смелые и отважные летчики достойны самых красивых и трогательных поздравлений в свой профессиональный праздник. Ведь День ВВС для них это не просто дата, а своеобразный ориентир, напоминающий о том, какое огромное значение имеет их работа для всех нас. Обязательно выберете самые красивые поздравления в День ВВС для своих знакомых летчиков, выразив тем самым свою глубокую признательность за их опасный труд.

Вы ежедневно совершаете полёты,

И ждут родные ваши самолёты.

Вы в небо поднимаетесь мгновенно ввысь,

На курс ты только правильный ложись.

Страну родную с воздуха вы охраняете

Ей чистого безоблачного неба вы желаете.

А мы желаем вам служить, как можно дольше,

В небе крылья распустили

Самолеты всех мастей,

Показать желая силы,

Удивить своих гостей,

Доказать, что ВВС-у

Непогода нипочем,

Что воздушное пространство

Под надежнейшим ключом.

Всех, кто к празднику имеет

Отношения любые,

С днем российских ВВС-ов

Поздравляю от души я!

С днем ВВС вас поздравляем от души,

В прекрасный праздничный денек сегодня,

Пусть ваше небо вам дарить спешит,

Погоды летной, чтоб парить свободно.

Взметнется в небе голубой стрелою ввысь

Стальная птица крыльями сверкая,

Смотри вокруг, пилот, и за штурвал держись,

Твоя работа лучшая, мы знаем.

Пусть небо будет миллион на миллион,

Пускай вам светят в спину все три солнца,

Пусть только мир царит над вашей головой

Удача пусть красиво улыбнется.

Поздравления с Днем ВВС в стихах

Поздравления — день ВВС

Поздравления в стихах звучат торжественно и трогательно одновременно. Есть что-то такое в этих рифмованных строчках, что заставляет воспринимать каждое слово с особым трепетом и прислушиваться к каждому пожеланию. На наш взгляд, поздравления с Днем ВВС в стихах понравятся абсолютно каждому представителю военной авиации. Особенно если выберете один из тех универсальных вариантов, которые мы подготовили для вас далее.

Тех, кто мужественно, смело,

Небо ловко бороздил.

От души я поздравляю,

С Днем Военно-воздушных сил.

Быть здоровыми желаю,

Верно Родине служить.

И в согласии с собою,

Мирно и спокойно жить.

Наше небо под защитой

Доблестных воздушных сил,

Мы военных поздравляем,

Тех, кто в ВВС служил!

И в бою, и на ученье

Не страшна им высота,

Мира и любви желаем,

Жизнь их будет пусть проста.

День ВВС страны родной,

Гордитесь вы, друзья, собой.

Ведь ваше мужество и силы

Всегда на благо нам, России.

Пусть все сбываются мечты,

Вам света, счастья, доброты.

Здоровья будет только больше,

Удачи миг продлится дольше!

Трогательные поздравления с Днем ВВС в прозе

Стихи — день ВВС

В День ВВС поздравления звучат не только в кругу близких, но и на высшем государственном уровне. Различные праздничные мероприятия не обходятся без торжественных речей, в которых основное место занимают многочисленные пожелания в прозе. Трогательные поздравления с Днем ВВС в прозе, которые вы найдете далее, отлично подойдут как для торжественных концертов, так и для личных пожеланий.

Легко ходить по земле, зная, что в небе тебя защищают надежные парни из ВВС. Так пусть в ваш день и всегда небо будет мирным, полеты — учебными, а погода — летной. Пусть на земле вас ждут верные подруги, а техника не подводит над облаками.

Вы покорили высоту. Вашей смелости могут позавидовать многие. Вас уважают и на вас равняются, потому что вы — летчики. В день ВВС желаем вам удачных полетов, исправных самолетов и безоблачного неба.

В этот погожий день мы хотим поздравить тех, кто носит погоны небесно-голубого цвета и чьё сердце и ум полностью отданы небу и воздуху. Ребята, с Днём военно-воздушных сил мы поздравляем вас от всей души и выражаем свою бесконечную благодарность за ваш бесценный труд. Вы те, на кого мы можем положиться, будучи твёрдо уверенными в вашей крепости духа, кристально-чистой совести и любви к родному Отечеству!

Поздравления с Днем ВВС для любимого мужчины

Считается, что мужчины военных профессий не склонны к сантиментам. Но мы уверены, что когда красивое поздравление с профессиональным праздником звучит из уст любимой женщины, даже у самых серьезных и непоколебимых мужчин могут появиться непроизвольные слезы на глазах. Именно такие трогательные и нежные поздравления с Днем ВВС для любимого мужчины вы найдете далее.

ВВС-ник — парень бравый,

С облаков ведёт дозор:

Верх и низ и лево-право —

У него такой обзор.

Светит небо или плачет,

Или вражеский налёт —

ВВС-ник глаз не прячет

И позиций не сдаёт.

В твой отрадный гордый праздник

Я желаю, дорогой,

От несчастий и напастей

Чтоб Господь тебя берёг,

Чтоб любимая любила,

Чтобы была спокойна мать,

Чтобы сил тебе хватило

Наше небо защищать.

Спасибо за небо чистое,

Спасибо за солнце лучистое.

Спасибо за жизнь спокойную.

За твою службу достойную.

Чтоб мужество, честь

Текли по твоим жилам.

Виват, военно —

Воздушные силы!

Днем покорителя бескрайнейших небес,

Хочу поздравить я тебя в День ВВС!

Тебе, любимый, пожелать хочу сейчас,

Чтоб взор твой пылкий вечно не погас!

Чтоб мог ты совершить побольше дел!

Чтоб счастье было истинным удел!

Чтоб мог со мною вечно только быть

И смог о долге ратном не забыть!

Пусть небеса хранят тебя безмерно!

Пусть радость будет в жизни безразмерной!

Пусть сможешь все и все всегда сумеешь!

Пусть все, что ты задумал, то успеешь!

Памятные даты

ЕЛИСЕЕВ Сергей Павлович - полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: [email protected])

О двух датах празднования Дня Военно-воздушных сил Вооружённых Сил РФ и Дня Воздушного Флота СССР

К 100-летию создания отечественной авиации

12 августа 2012 года в России будет отмечаться столетие Военно-воздушных сил Вооружённых сил РФ. Какие исторические события столетней давности послужили этому причиной? Ведь известно, что первые военные лётчики в России появились уже в 1910 году, а годом позже и первые авиационные подразделения. Почему День Военно-воздушных сил ВС РФ приходится на последний месяц лета, почему выбрана именно эта дата? Ответы на эти вопросы связаны с историей развития авиации в нашей стране.

В советские времена с 1933 по 1972 год 18 августа1 отмечался День Воздушного флота СССР. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:

«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.

По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа.

Праздник приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военных воздушных сил, что позволяет совместить праздник с целым рядом состязаний и соревнований по авиационной технике, по технике пилотажа, огневой и тактической подготовке.

День Воздушного флота также может быть использован для широкой популяризации военной и гражданской авиации среди трудящихся масс Советского Союза. На массовом празднике авиации, в котором должны принимать участие ВВС РККА, Гражданский воздушный флот, советская авиационная промышленность и Осоавиахим, будут демонстрироваться достижения в области авиационной техники и авиационного строительства как могучего средства социалистической стройки, развития техники и укрепления воздушной обороны Советского Союза»2.

Само постановление удалось обнаружить в одном из фондов Российской государственной библиотеки3. Обращают на себя внимание лаконичность текста и отсутствие каких-либо ссылок на документы, послужившие поводом для издания данного постановления от 28 апреля 1933 года за № 859.

После обнародования этого сообщения Военно-воздушные силы РККА, Гражданский воздушный флот СССР, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, предприятия авиационной промышленности и другие учреждения и заведения страны стали готовиться к первому празднованию Дня Воздушного флота. Самым торжественным и ответственным мероприятием, намеченным на 18 августа, было проведение авиационного праздника в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году. Первый показ возможностей авиационной техники в столице - «первая авиационная неделя» - состоялся в Петербурге в апреле 1910 года, а уже в мае началось обучение полётам русских офицеров-воздухоплавателей в только что созданном Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Авиаотдел с 1914 года стал Гатчинской военной авиационной школой.

В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.

В 1911 году Главное инженерное управление (с 1913 г. - Главное военно-техническое управление - ГВТУ) создало два первых авиаотряда при воздухоплавательных частях. Правда, полёты в них начались только в 1912 году. Таким образом, первые ростки авиации зародились в Воздухоплавательной службе, которая относилась к инженерным войскам.

Однако 30 июля (по новому стилю - 12 августа) 1912 года приказом военного министра (при одобрении Николая II) за № 397 авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ)4. Это было знаменательное событие, так как авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, причём независимо от Воздухоплавательной службы.

В результате из экспериментальных авиаотрядов, приданных некоторым воздухоплавательным частям, авиация стала самостоятельным структурным образованием с соответствующим положением и штатами. Для управления авиационными и воздухоплавательными частями осенью 1912 года в ГУ ГШ был сформирован Воздухоплавательный отдел, который имел авиационное и воздухоплавательное отделения. Общее название отдела - «воздухоплавательный» не должно дезориентировать читателей, так как под понятием «воздухоплавание» подразумевали (примерно до 1920 г.) «летание по воздуху» вообще, независимо от того, на каком летательном аппарате, тяжелее или легче воздуха, оно осуществлялось.

Вскоре, в конце 1913 года, произошла децентрализация управления авиационными отрядами: их подчинили в техническом отношении ГВТУ, а в организационном (прежде всего, в плане комплектования и боевого использования) - Главному управлению Генерального штаба. В связи с этой реорганизацией у некоторых авиаторов (и у некоторых авиационных историков, в том числе и современных) сложилось мнение, что авиация снова оказалась в инженерных войсках. В действительности согласно планам русского Генштаба в случае войны авиационные отряды должны были выступить на фронт и выполнять там боевые задачи по разведке и связи, находясь в оперативном подчинении штабов корпусов и армий. С началом Первой мировой войны всё так и произошло. Поэтому авиация де-факто стала родом сухопутных войск.

Но, несмотря на это, статус Военного воздушного флота России всё-таки строго не был определён, что было одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем общего, с участием офицеров.

На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.

Поэтому в двадцатые годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля.

После первого большого показа авиационной техники И.В. Сталину, а случилось это 21 мая 1931 года, вновь назначенный начальник ВВС Я.И. Алкснис поблагодарил лётчиков за отличные полёты перед вождями партии, страны и армии и впервые назвал лётчиков «сталинскими соколами». И в самом деле, с этого времени И.В. Сталин лично взял на себя шефство над советской авиацией, что и стало поводом к определению её как «сталинской».

И.В. Сталин, понимая, что могущественный Воздушный флот - это и престиж страны, и воспитание молодого поколения, поручил Я.И. Алкснису изучить вопрос о написании новой истории авиации, в которой должна была быть показана руководящая и направляющая роль партии большевиков в деле её создания. Само собой разумеется, что в этой истории не должны были упоминаться бывший председатель РВСР Л.Д. Троцкий и его роль в создании советской военной авиации. Выполняя указания И.В. Сталина, Я.И. Алкснис создал специальную историческую группу во главе с одним из организаторов Красного Воздушного флота М.П. Строевым. В эту группу вошли бывший председатель Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания А.В. Можаев, бывший член Коллегии по управлению ВФ Республики Н.Д. Анощенко и другие участники создания РККВВФ в 1917-1920 гг.

В результате работы названной комиссии в конце 1932 - начале 1933 года в «Вестнике воздушного флота» появились несколько публикаций о создании советской военной авиации в 1917-1918 гг. Кроме того, в июньском номере журнала 1933 года в разделе «Хроника СССР» было напечатано сообщение, содержание которого приведено в начале данной статьи.

В некоторых исторических документах говорится, что Реввоенсовет СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и руководство ВВС, объясняя выбор этой даты, исходили из того, что вторая половина августа - наиболее подходящее время для празднования Дня Воздушного флота, так как примерно в это время Военно-воздушные силы заканчивают летний период обучения в лагерях на полевых аэродромах и после совместных учений с сухопутными войсками возвращаются на постоянное место дислокации, где и проводится праздник с участием не только военных, но и гражданских властей и общественности. <…>

Законодательная база современного российского государства предусматривает празднование всех профессиональных торжеств, приуроченных к той или иной дате, являющейся исторической вехой данной сферы деятельности человека. Прошлое нашей Родины достаточно бурное и неоднозначное, на протяжении веков и десятилетий многочисленные захватчики и завоеватели стремились покорить наш свободолюбивый народ.

Именно это сформировало особый взгляд на роль защитников Отечества, которые всегда пользовались любовью и искренним уважением:

  • Многочисленные летописи, хроники.
  • Былины, традиционные сказания и легенды.
  • Позднее – литературные документальные и художественные произведения,
  • Творения изобразительного и монументального искусства.
  • Шедевры кино и многочисленные массовые празднества по случаю чествования героизма народа.

Все это и любимый всеми взрослыми и детьми, даже теми, кто совершенно далек от военной авиации, ежегодный День ВВС посвящен нашим героическим авиаторам прошлого и настоящего. Какого числа он состоится в этом, 2016 году и в ближайшие несколько лет? Это и другие подробности интересуют большинство наших земляков и гостей страны.

Немного об истории авиации

Указ о Дне ВВС был подписан Президентом РФ в 1997 году, 29 августа. Документ за регистрационным номером 949 установил ежегодную календарную дату, регламент торжественной и развлекательной частей. В России он приходится на 12 августа, то есть вторые выходные последнего летнего месяца. Прошлое праздника началось в далеком начале прошлого века. Военное министерство Российской империи получило указ № 397 от 12. 08. 1912 года, который вводил в служебное дежурство воздухоплавательную часть, подчиняющуюся Главному управлению Генерального штаба.

История воздушного флота России совсем невелика. Но именно за эти короткие семь лет – между началом 1910 года и разрушившей империю революцией в 1917 году была заложена основа сегодняшних ВВС. Уже тогда императорская авиация России заняла лидирующие позиции в мире и обрела значительный вес в становлении воздушных войск мирового значения. Хронология такова:

  • 1904 год – выдающийся инженер Жуковский создает Кашинский институт аэродинамики.
  • 1910 год – в Подмосковье открыта первая школа военных летчиков на базе французских бипланов.
  • 1913 год. Сикорским были построены «Русский витязь» и «Илья Муромец» — первые действующие образцы четырехмоторного биплана и бомбардировщика.
  • 1914 год – русскими пилотами были осуществлены вылеты на поиски полярной экспедиции Г. Седова.
  • 1917 год. Легендарным российским пилотом П. Нестеровым применен таран в воздухе. К осени этого года военное ведомство России обладало всего только 700 боевыми летными единицами.

Роль ВВС в современных условиях

Авиация и аэрокосмические части являются одним их видов ВС России и на сегодняшний день выполняют следующие тактические и стратегические задачи:

  1. Ведение разведывательных мероприятий и слежение за группировками предполагаемого или фактического противника.
  2. Обеспечение получения господства в воздушном пространстве.
  3. Проводят мероприятия по защите от удара с воздуха по важным районам государства и группировкам войск.
  4. Аргумент по силовому предупреждению воздушного нападения.
  5. Производят поражение регионов и имущества, являющегося основой военного экономического потенциала врага.
  6. Осуществляют поддержку с воздуха войск сухопутного назначения и флота.
  7. Проводят десантирование воздушных частей.
  8. Перевозят войска и материальные средства по воздуху.
  9. Помощь медицинской службе армии в транспортировке специалистов, оборудования, раненных в тыл боевых действий. Хорошо известна роль воздушных госпиталей в спасении тысяч жизней военнослужащих и гражданских лиц, детей.

Празднуют все!

Как уже было сказано выше, в создании, обслуживании и боевой эксплуатации воздушного флота задействованы сотни тысяч наших соотечественников. Поэтому авиационные заводы, конструкторские бюро, испытательные полигоны базы, аэродромы расположены в различных регионах. Челябинск и Магнитогорск, Новосибирск и Воронеж проводят чествование тружеников, создающих современные мощные машины с исключительными возможностями и военнослужащих, которые эксплуатируют и обслуживают воздушную технику. Город – герой Москва проводит масштабный парад и показательные полеты. Поистине, это зрелище завораживает всех. Здесь порадуют детей и взрослых, авиаторов и простых людей.