Киселева Т.Г Красильников Ю.Д Социально-Культурная Деятельность. Киселева, Татьяна Григорьевна - Социально-культурная деятельность: учеб

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с

2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.

3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.

4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.

5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.

6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.

7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.

8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.

9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.

10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.

11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.

12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.

13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.

14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.

15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.

16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.

17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.

18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.

19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.

20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.

Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНИК

Допущено Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки

«Социально-культурная деятельность» и специальности

«Социально-культурная деятельность»
Москва 2004

Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор

педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор

Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)

Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподава­телей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

ISBN - 594778 - 058 - 5

© Т.Г. Киселева, 2004

© Ю.Д. Красильников, 2004

© Московский государственный

университет культуры и искусств, 2004

Оглавление

ОГЛ АВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Вводная часть. Становление социально-культурной

деятельности: исторический обзор 17

1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси

в догосударственный период 17


  1. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19

  2. Просвещение и возникновение социально-культурных
    общностей в XVIII века 21

  3. Общественно-просветительное движение и досуг в России
в XIX- начале XX веков 24

5. Характеристика социально-культурных процессов

советского и постсоветского периодов 27

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной

деятельности 43


  1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное
    научно-образовательное направление в системе знаний 43

  2. Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95

  3. Психолого-педагогические основы социально-культурной
    деятельности 109

  4. Содержание социально-культурной деятельности:
    проблемное поле и тенденции развития 122

  5. Социально-культурная политика: сущность и
концептуальная основа 130

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной

деятельности 143


  1. Досуг и досуговая деятельность 145

  2. Образование и карьера 174

  3. Художественная культура и искусство 199

  4. Физическая культура и спорт 216

  5. Социально-культурная реабилитация и поддержка 227

  6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
Раздел III. Субъекты социально-культурной

деятельности 281


  1. Система субъектов и межсубъектных отношений 281

  2. Человек как субъект социально-культурной деятельности 284

  3. Социально-культурные институты 291

4. Семья как социокультурный институт 299

5 Средства массовой информации и коммуникации 310


  1. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315

  2. Социально-культурные общности и формирования 330
Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368

  1. Понятие ресурсной базы 368

  2. Нормативно-правовой ресурс 375
3 Кадровый (интеллектуальный) ресурс 379

  1. Финансовый ресурс 391

  2. Материально-технический ресурс 395

  3. Информационно-методический ресурс 396

  4. Морально-этический ресурс 398
Раздел V. Социально-культурные технологии 404

  1. Технологические основы социально-культурной
    деятельности 404

  2. Педагогические основы технологий 421

  3. Сущность и классификация социально-культурных
    технологий 426

  4. Культуротворческие и культуроохранные технологии 428

  5. Рекреативные технологии 438

  6. Образовательные технологии 446

  7. Социально-защитные и реабилитационные технологии 452

  8. Управленческие технологии (социокультурный
    менеджмент) 470

  9. Исследовательские технологии 481

  1. Проектные технологии 487

  2. Альтернативные инновационные технологии 491

  3. Технологии коммуникации и общественных связей 497

  4. Информационно-просветительные и рекламные
    технологии 504

  5. Технологии межнационального и межкультурного обмена
и сотрудничества 519

Список литературы 533

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в эконо­мической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происхо­дят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и раз­витие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической , политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в Рос­сии должны оцениваться по единому критерию: насколько они способст­вуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхож­дению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гумани­тарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных ус­ловиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых об­ществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социаль­ными отношениями в стране,

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно ут­верждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинте­грацию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфлик­ты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, об­разования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодей­ствия и сотрудничества различных возрастных, этнических, про­фессиональных и других социально-культурных групп и общно­стей. Активизация этих процессов в российском обществе во мно­гом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действи­тельно открытому и честному культурному плюрализму, форми­рованию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, техно­логий социально-культурной деятельности. В каждой из нацио­нально-культурных общностей востребован особый, специфиче­ский тип специалиста социально-культурной сферы. Именно по­этому освоение зарубежного опыта требует не только избиратель­ности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пы­таясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от ве­кового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в миро­вом сообществе.

Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключи­тельную научно-документальную ценность, но и содержит бога­тейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.

Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить , сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существую­щих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и ре­комендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной зна­чимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-

Предисловие

ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.

Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную сущест­вующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной соци­ально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повы­шению качества подготовки и коэффициента социшшной востребован­ности специалистов, владеющих современными технологиями.

Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе дан­ного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность» 1 и созда­нии в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и техноло­гий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворе­ние потребностей современной социально-культурной сферы, новая на­учно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколе­ния профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.

Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших на­учных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в на­чале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за вы­сказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию

Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена при­казом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий р Ф от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Предмет, задачи и источники курса

Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характе­ристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объ­ектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой зако­номерностей, принципов и правил. В отличие от других направле­ний культурологии, социально-культурная деятельность представ­ляет собой широкую область современного педагогического зна­ния, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культур­ной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.

Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и при­лагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной , экологической, социально-пси­хологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.

Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирова­ние и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в со­циальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды

для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.

Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоя­тельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специа­листов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складываю­щимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразуме­вает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновре­менно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного худо­жественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культуроло­гической и педагогической подготовки специалистов с преподава­нием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дис­циплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями со­временной культурологии, с идеей национально-культурного воз­рождения России.

Актуальность решения названных проблем определяется ря­дом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в форми­ровании новых специализаций, устранения консерватизма, затруд­няющего плавность переходов на новые учебные технологии. Дру­гая связана с требованиями расширения границ профессиональ­ного обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчиво­сти, духовного развития.

В известном смысле социально-культурная деятельность явля­ется социально и педагогически организованным гарантом сохра­нения, развития и освоения культурных ценностей, создания благо­приятной основы для социально-культурных инноваций и инициа­тив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, обра­зования и досуга в России.

Социальное значение данной учебной дисциплины заключа­ется в обеспечении условий для дальнейшего развития современ­ной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.

Предмет «Социально-культурная деятельность (история, тео­ретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, техно­логии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и раз­вивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социоло­гии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.

Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реа­лизации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий соци­ально-культурной деятельности.

Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специаль­ными знаниями, умениями и навыками в области организации педагоги­чески направленной социально-культурной деятельности, помочь осоз­нать ее роль как важного общественного явления , дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем соци­ально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными ис­точниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, уме­ния, навыки, специальные профессиональные качества, сформирован­ные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демо­графическим характеристикам социальными и культурными общно­стями и группами.

Основные задачи курса:


  1. знакомство с историческим опытом возникновения и развития со­
    циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
    обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про­
    свещения, искусства;

  2. знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци­
    ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-
Предисловие

ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономер­ностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соот­ветствии с современными условиями;


  1. характеристика важнейших сфер общественной социально-куль­
    турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис­
    ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон­
    фессиональных групп населения, а также система характерных для со­
    временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше­
    ний;

  2. выявление и изучение реально существующей системы со­
    циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга­
    низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
    культурной политики на федеральном, региональном и местном
    (муниципальном) уровнях;

  3. формирование представлений о содержании ресурсной базы
    социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
    эффективного использования нормативно-законодательных доку­
    ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
    потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
    демографического контингента, морально-психологического фактора,

  4. раскрытие многообразия и многозначности технологической ба­
    зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
    деятельности, выработка практических навыков использования техноло­
    гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
    культурных проектов и программ в области образования, искусства, до­
    суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.
В соответствии с перечисленными задачами сгруппированы и темы учебника в вводной части учебника представлен краткий исторический обзор возникновения и развития социально-культурных процессов в России, общественных движений и инициатив в области просвещения, культуры, искусства, массового досуга, охватывающий догосударст-венный, государственный и послереволюционный периоды в жизни страны, включая этапы развития советского и постсоветского общества вплоть до наших дней. Первый раздел посвящен теоретическим осно­вам социально-культурной деятельности, ее закономерностям, второй -Д^ представление об основных сферах ее реализации. В третьем раз-Деле содержится характеристика основных субъектов социально-куль-турной деятельности, четвертый - знакомит с ее ресурсной базой,

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.

Источники курса, их краткая характеристика

Качественная определенность курса заключается и в его направлен­ности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общест­венно полезной социально-культурной деятельности, организацию пол­ноценного духовного и физического развития , досуга и творчества.

Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Соци­ально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федера­ции «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Нацио­нальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским кол­лективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фунда­ментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-мето­дическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового по­коления учебных специальностей и специализаций. Учебники, моногра­фии, научная литература в области истории, теории методики и органи­зации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реа­билитации, других направлений обеспечивают высокое качество образо­вания.

Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отече­ственной и зарубежной теории и практики социально-культурной дея­тельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: пе­дагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накоп­ленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и ис­кусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.

Предисловие

Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном харак­тере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.

Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержа­ние учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тен­денций в изучении исторического опыта, методологических и теоретиче­ских основ, ресурсной базы и современных технологий социально-куль­турной деятельности.

В связи с этим необходимо выделить гуманистическую на­правленность этого курса, способствующую духовно-нравствен­ному становлению будущего специалиста как личности толерант­ной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональ­ный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сего­дняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благо­родном деле «воспитания активного, инициативного, самостоя­тельного гражданина, просвещенного, культурного человека, за­ботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концеп­ции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной под­держки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.

Как одна из областей современного педагогического и культу­рологического знания, социально-культурная деятельность рас­сматривает в качестве своего основного объекта и предмета соци­ально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам дея­тельности, объединенным общей информационной, профессиональ­ной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования

Социально-культурная деятельность как крупный блок родст­венных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта , теорети­ческих основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.

Теоретические основы курса подчинены выявлению соци­ально-культурного содержания различных видов жизнедеятельно­сти человека, между которыми распределяются его жизненно важ­ные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социали­зация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, уме­ний и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),

Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социаль­ных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возмож­ностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия пред­ставителей различных возрастных, социальных, этнических, профессио­нальных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информаци­онное, профессиональное, общекультурное пространство.

В связи с тем, что предметная область социально-культурной дея­тельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:

а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-

Предисловие

турной среды и задачам социально-культурной деятельности общена­учные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследова­тельские, развивающие, стабилизирующие и др.),

б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и дру­гими видами социально-культурной деятельности.

Специальные методы и технологии, с помощью которых формиру­ется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусмат­ривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - эко­номических, правовых, организационных, педагогических, психологиче­ских и других. В более развернутом виде методика (технология) соци­ально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде ши­рокой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обу­чающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере куль­туры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.

В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семи­нар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме дело­вой игры, клуба альтернативных идей , индивидуальной защиты со­циально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руково­дителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной за­щиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями

Опираясь на необходимую социологическую информацию и об­ширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информа­ционно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотно­шении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семи­нарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам соци­ально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учеб­ному плану).

Изложенный в программе материал по своему содержанию и фор­мам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практи­ческим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначе­ния, состава студентов, количества часов и других особенностей образо­вательного процесса.

Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразова­тельную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (ву­зовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; про­фессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бака­лавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

  1. В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
  2. После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
  3. Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.

Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.

Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.

Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004

Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать

Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.

6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.

Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.

«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.

Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.

Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.

1. Киселёва Т.

Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.

2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.

3. Дуликов В.

Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.

4. Стрельцов Ю.

Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.

– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.

УДК 304.44

Л. А. Беляева, М. А. Беляева

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Авторы, опираясь на труды целого ряда известных отечественных ученых и следуя методологии системного и деятельностного подходов, предлагают свое видение универсальной структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности, включающей субъектов, цели, средства, результаты, функции и условия социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: культура, педагогическая деятельность, социально-культурная деятельность, структурно-функциональная модель

The authors construct the universal structural content and functional model of socio-cultural activity that includes actors, goal, means, results, functions and conditions of socio-cultural activities. The authors draw on works offamous Russian scientists and follow a systematic methodology, activity and functional approaches.

Keywords: culture, pedagogical activity, socio-cultural activity, structural and functional model

Исследование социально-культурной деятельности (СКД) как особого, относительно самостоятельного предмета научного интереса в нашей стране началось сравнительно недавно, в силу чего теория СКД находится в стадии активного поиска своих методологических оснований, адекватных научных подходов, разработки понятийного аппарата и решения других проблем роста научного знания в данной области.

Важной проблемой, затрудняющей конструирование теории СКД, является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу, что подводит к выводу о необходимости осуществить методологический синтез в понимании сущности СКД, поскольку с разных позиций она в силу своей сложности предстает перед исследователями разными гранями.

На это обратил внимание Н. Н. Ярошенко в «Истории и методологии теории социальнокультурной деятельности». Им были зафиксированы и описаны достижения в области изучения СКД с позиций социологического, культурологического, педагогического, технологического, экономического подходов и ряда парадигм: частной (гражданской) инициативы, педагогического воздействия, социальной активности .

Большой вклад в разработку проблем СКД, обоснование ее как нового учебного и

научного направления, внесли Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, опубликовавшие один из первых учебников по истории, теории и технологиям рассматриваемой области деятельности. В нем СКД показана как относительно самостоятельная и специализированная область общественной практики, выполняющая гуманистические функции, способствующая творческому развитию личности, повышению качества общественного взаимодействия; как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .

В данном определении уже содержится синтез некоторых подходов к анализу СКД. Однако не в полной мере устраивает то, что само понятие социально-культурная деятельность подводится под более общее - процесс, которое не несет конкретную смысловую нагрузку и означает лишь последовательную смену состояний или последовательность действий. На наш взгляд, в методологическом отношении более важным является понимание СКД не как процесса, а как вида деятельности. С точки зрения соблюдения логических правил определения понятий, выяснение ро-

довидового отношения гораздо более продуктивно, если родовое понятие богато содержанием и имеет хорошую научную разработку. Последнее как раз характерно для категории деятельность, тогда как категория процесс менее адекватна решению проблемы построения структурно-функциональной модели СКД.

Категория деятельность имеет важное методологическое значение для всех наук об обществе, в том числе и для теории СКД. Вместе с тем следует отметить, что хотя эта категория и используется в теории СКД, однако методологическое значение ее для понимания сущности, содержания, структуры и функций рассматриваемой области деятельности раскрывается, на наш взгляд, недостаточно. Возможно, это связано с неоднозначным отношением к деятельностному подходу, сложившемуся в отечественной науке. Однако мы поддерживаем идею обсуждения перспектив деятельностной методологии, проведенную журналом «Вопросы философии» и разделяем аргументированную позицию В. А. Лекторского о том, что «деятельностный подход в современных условиях не только имеет смысл, но и обладает интересными перспективами» .

С точки зрения философии, деятельность понимается как способ бытия социальной действительности, способ существования человека, человеческий способ отношения к миру (Г. С. Батищев, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. В. Маргулис) и более конкретно - как активность субъекта, направленная на объект или на других субъектов с определенной целью.

С этой позиции СКД также представляет собой активность разнообразных субъектов (индивидуальных, групповых, институциональных), преследующих определенные цели и использующих определенные средства. Вследствие этого СКД воспроизводит в своей структуре конституирующие элементы всякой деятельности, связанные между собой определенным образом, благодаря чему деятельность превращается в систему. К ним относятся субъект, объект, цель, средства, результат, а также условия, в которых осуществляется деятельность. То есть определить сущность,

структуру и функции СКД означает раскрыть и показать специфику каждого ее структурного элемента и дать по возможности целостную характеристику субъектов, объектов, цели, средств, результатов, функций и условий СКД. Таким образом, ее структура не произвольна, а задается структурой человеческой деятельности как таковой и раскрывается в контексте диалектики общего, особенного и единичного.

Следующий шаг в восхождении от абстрактного к конкретному в разработке понятийного аппарата теории СКД предполагает прояснение ее соотношения с педагогической деятельностью. Если рассматривать СКД как разновидность педагогической деятельности, то тогда следует предположить, что она несет на себе не только печать деятельности как таковой (общее), но и специфические черты педагогической деятельности (особенное). Поэтому далее, опираясь на характеристику педагогической деятельности, можно экстраполировать ее черты на СКД.

Этот шаг был предпринят Н. Н. Ярошенко. В своих рассуждениях о характере СКД, опираясь на идеи М. С. Кагана о том, что культура - форма, социальное взаимодействие -содержание , он сделал вывод о том, что философ не указывает на механизм, обеспечивающий качественное преобразование общественных отношений под воздействием культуры. Для нас особенно важна мысль

Н. Н. Ярошенко, что таким механизмом является педагогический характер деятельности, а СКД «может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений...» .

На основе проведенного нами социальнофилософского исследования педагогической деятельности мы обосновали ее коммуникативную природу, выделив ее социокультурные функции. Исходя из этого, определили педагогическую деятельность как организованную форму межличностной коммуникации, в которой процессы социального наследования и социокультурного воспроизводства человека

приобретают целесообразный характер . Поэтому СКД как вид педагогической деятельности обладает теми же характеристиками, что и педагогическая деятельность, являясь организованной формой межличностной коммуникации, в рамках которой целенаправленно осуществляется социальное наследование и социокультурное воспроизводство и развитие человека.

Рассматривая педагогическую деятельность и, следовательно, социально-культурную деятельность как способ социального наследования и социокультурного воспроизводства человека, мы неизбежно обращаемся к культуре как средству этих видов деятельности. Представление о культуре, ее сущности, структуре дает возможность обнаружить и обосновать внутреннее строение педагогической деятельности, ее содержание, принципы осуществления и экстраполировать эти черты на СКД.

На основе имеющихся трактовок культуры можно выделить несколько наиболее важных подходов к ее изучению: аксиологический (культура как ценность), деятельностный (культура как технология и продукт деятельности), гуманистический (культура как способ очеловечивания человека). Они указывают на тесную связь культуры и деятельности, поэтому не случайно целый ряд исследователей определяет культуру через деятельность, выделяя техникотехнологическую и продуктивную грани культуры (М. С. Каган, Э. С. Маркарян и др.).

Признание деятельностной природы культуры выводит на идею изоморфизма структуры человеческой деятельности и структуры культуры. На этой идее основано, например, представление о внутреннем строении культуры как «тройной спирали» у М. С. Кагана. Содержанием первой спирали, по его мнению, является культура, порожденная предметной деятельностью, второй - культура общения, третьей -художественная культура .

В данной модели культуры отражается ее связь с деятельностью, однако, на наш взгляд, в ней не проявляется в полной мере человекотворческая функция культуры. Нам представляется, что для понимания человека как тво-

рения культуры было бы более продуктивным определить культуру как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией, в структуре которой воспроизводится структура человеческого деятельностного отношения к миру. В силу этого культура действительно имеет три слоя, но они не в полной мере совпадают с теми слоями культуры, которые выделяет М. С. Каган. Более оправданным, с нашей точки зрения, является выделение в культуре практического (технико-технологического), теоретического (познавательно-информационного) и ценностно-нормативного слоев.

Указанная структура человекотворческой функции культуры помогает структурно представить процесс вхождения человека в культуру, т. е. его инкультурации. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру. При этом культура личности выражает меру соответствия ее деятельности высшим образцам, достигнутым человечеством в его практическом, теоретическом и ценностном отношении к миру. Являясь видом педагогической деятельности, СКД выполняет эту функцию свойственным ей образом. Специфика кроется в особенностях структурных компонентов СКД (субъектах, объектах, целях, средствах, результатах), технологиях и условиях их реализации.

Рассмотрев соотношение педагогической деятельности и СКД как родовидовое отношение, необходимо выяснить соотношение социально-культурной и социально-педагогической деятельности, поскольку ряд авторов считает это весьма существенной проблемой (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, М. А. Гала-гузова, И. А. Липский).

Социально-педагогическая деятельность имеет много общего с педагогической, но в то же время отличается от нее. Во-первых, она не является программно-нормативной, а носит ситуативный характер. Во-вторых, не обладает статусом всеобщности, т. е. в качестве предмета социально-педагогической деятельности выступают не все люди (профессио-

нальная и непрофессиональная педагогическая деятельность), а лишь определенные их категории. И, в-третьих, она может осуществляться не только в рамках учебно-воспитательных учреждений, но и в гораздо более широком социокультурном пространстве , что роднит ее с СКД. СКД охватывает широкое пространство социума, представленное разнообразными институтами и организациями, занимающимися трансляцией культуры от поколения к поколению, ее сохранением, воспроизведением и преумножением.

Важным методологическим принципом определения сущности той или иной деятельности является указание на ее связь с потребностями, обусловливающими ее существование. В случае с социально-педагогической деятельностью полагаем, что она призвана служить удовлетворению потребностей индивида или группы в социокультурной адаптации и самореализации. Социально-педагогическая деятельность является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды. Отсюда социально-педагогическая деятельность - это такой вид деятельности общества, который связан с созданием условий и оказанием помощи и поддержки людям в максимально эффективном удовлетворении потребностей в социокультурной адаптации и самореализации. Та же самая функция характерна и для СКД, поэтому в данном определении еще не прослеживается в достаточной мере указание на ее специфику.

Отметим, что потребность в социальнопедагогической деятельности возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому, если предметом педагогической деятельности является каждый человек, то предметом социальнопедагогической деятельности - человек, оказавшийся в проблемной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть данной проблемной ситуации состоит в противоречии, которое имеет в своей основе несоответствие либо ме-

жду потребностями личности и возможностями среды для их реализации, либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. В этом отношении СКД существенно отличается, поскольку имеет дело с индивидом, который движим интересом к определенной культурной деятельности и реализует свой интерес в свое свободное время.

Таким образом, социально-культурную и социально-педагогическую деятельность роднит то, что они являются способом гармонизации отношений человека, группы со средой на основе удовлетворения потребностей в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой посредством развития личности, с одной стороны, и изменения качественных характеристик социокультурной среды -с другой. Принципиальные различия в их функционировании заключаются в тех условиях, при которых эти виды педагогической деятельности оказываются востребованными индивидом и обществом.

В современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субъекта становится недостаточным или непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять либо себя, либо среду, либо то и другое вместе.

Проблемы социальной адаптации особенно актуализируются в периоды нестабильности общества, проявляющейся в резком, динамичном изменении социокультурных условий жизни людей. В результате у личности возникает адаптивная потребность. Неудовлетворенная адаптивная потребность личности приводит к ухудшению ее социального самочувствия и в конечном счете - к кризису, дезадаптации. При этом задача и социально-культурной, и социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы повысить уровень адаптированности субъекта, главным образом за счет изменения, развития или коррекции его личности. Эту функцию социальнопедагогической и социально-культурной деятельности можно назвать функцией оптимизации

процессов социализации, социальной адаптации и самореализации личности. Оборотной стороной этой функции является повышение качества социального взаимодействия.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что сущность СКД состоит в том, что это есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства и развития человека как субъекта культуры и общественных отношений в социокультурном пространстве учреждений культуры, образования и свободного времени личности.

Механизмом осуществления СКД является межсубъектная коммуникация в пространственно-временном континууме социокультурных полей, нацеленная на оптимизацию процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия.

Структура СКД задается: во-первых,

структурой самой деятельности; во-вторых, социокультурными полями как относительно самостоятельными областями социального пространства; в-третьих, видами культуры, которые требуют для своего сохранения, трансляции и воспроизведения разработки особых форм, методов и технологий.

Обратимся к вопросу о функциях СКД, как он рассматривается в современной теории этой деятельности. Решение его несет на себе печать полипарадигмальности, в силу чего нет четкого представления о количестве функций СКД и о том, можно ли функции одних направлений этой деятельности (клубная работа, библиотечная работа, деятельность музеев, досуговых центов, учреждений дополнительного образования) переносить на деятельность других институтов. О наличие такой проблемы свидетельствует также обстоятельный обзор педагогической литературы второй половины ХХ -начала ХХ1 в., посвященный анализу разработки в ней функций культурно-просветительной и социально-культурной деятельности, проведенный В. М. Рябковым. Им было отмечено большое многообразие подходов и выделяемых авторами функций СКД и входящих в нее культурно-просветительной и культурно-

досуговой деятельности .

Наиболее интересные примеры классификаций функций СКД мы находим у Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова. Они отмечают, что «многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социальнокультурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные (основные, присущие большинству социально-культурных институтов) и вспомогательные (временные), которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках» . Авторы выделяют основные функции: коммуникативную, ин-формационно-просветитель-скую, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную. Кроме того, в ряду постоянных функций СКД названа развивающая функция, которая рассматривается в качестве основания для классификации функций социально-культурной деятельности. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают, что «каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей» .

В приведенном отрывке по сути содержится указание еще на целый ряд функций СКД, поэтому вопрос об их упорядочении остается открытым.

Для создания интересующей нас структурно-функциональной модели СКД необходимо исходить из особенностей функционального подхода и прежде всего из характеристики его основного понятия - функция. Функция представляет собой одну из наиболее существенных характеристик, особенно тех явлений и объектов, которые имеют сложное строение, представляя собой систему. Ни одна система

не может быть правильно понята, если не понята природа ее действий, способ поведения системы и ее элементов как определенной совокупности функций. Это обстоятельство объясняет широкое распространение функционального подхода как одного из важнейших методов научного исследования и неоднозначность самого понятия функция.

Существенная особенность функции состоит в том, что она является динамической характеристикой, которая понимается как деятельность или результат деятельности. При этом функция рассматривается как проявление объекта вовне, по отношению к другим объектам или системе в целом, как поведение части в целом, непосредственно в социологии - как указание на ту роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет по отношению к целому. Поэтому важной методологической проблемой является выделение того целого, по отношению к которому выполняется данная функция, так как ее характер определяется природой целого.

Следуя методологии деятельностного и системно-функционального подходов, мы предлагаем отобразить СКД в виде универсальной (предельно общей) структурнофункциональной модели (см. табл.).

Таким образом, универсальная структурно-функциональная модель СКД включает субъектов, цель, средства, результаты, функции и условия СКД. Она может быть использована как основание систематизации определений исследуемого направления деятельности.

Анализ на основе предложенной модели определений понятия СКД, имеющихся в научной литературе, позволяет разделить их на группы. В первую мы включаем определения, в которых речь идет о СКД как способе социального наследования культуры от поколения к поколению, от субъекта к субъекту, например: «деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей» ; «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятель-

ность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры» .

Универсальная структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности

Во вторую группу определений СКД следует отнести те, в которых акцент ставится на интересах и потребностях личности, социальных групп в развитии своих способностей, приобщении к культуре средствами СКД: «совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время» ; «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный

Субъек- ты Институциональные и индивидуальные субъекты

Цель Приобщение индивида к культуре

Средства Культура как позитивный опыт человечества, формы и методы ее трансляции

Резуль- тат Формирование и развитие человека как субъекта культуры и общественных отношений (социального взаимодействия)

1. Социокультурное пространство Библиотеки, музеи, клубы, дворцы, театры, филармонии, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, социально-культурный сервис и туризм, семейно-бытовая сфера, пространство физической культуры и спорта

2. Индивидуальное пространство Пространство свободного времени личности

3. Потребности личности Потребности в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации

1. Общие функции Социокультурное воспроизводство и развитие человека. Сохранение, преумножение и трансляция культуры (социальное наследование). Оптимизация процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия

2. Специфические функции Функции, производные: от видов культуры; социально-культурного пространства; потребностей индивида

процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .

В третью группу следует включить такие определения СКД, в которых раскрывается ее роль в социальных процессах: «совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в ре-гулятивы социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» ; «суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социальнокультурных процессах» .

Четвертую группу могут составить комплексные определения социально-культурной деятельности, стремящиеся более полно охватить ее характерные черты. Например, социально-культурная деятельность рассматрива-

ется как «культурная деятельность социальных субъектов: а) по созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т. е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей» .

Оценивая перспективы СКД на основе предложенной структурно-функциональной

модели, следует сказать, что ее развитие обусловлено, с одной стороны, фундаментальными потребностями общества в социокультурном воспроизводстве и развитии человека как субъекта культуры и субъекта общественных отношений и в социальном наследовании культуры, т. е. сохранении, преумножении и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.С другой - индивидуальноличностной востребованностью культуры, в основе которой лежат прежде всего экзистенциальные потребности человека в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации.

1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЭГО, 2001. - 256 с.

2. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Л. А. Беляева; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1994. - 45 с.

3. Беляева, М. А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Беляева; Урал. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. - 22 с.

4. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. - С. 49-50.

5. Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры / М. С. Каган // Философские науки. - 1989. - № 5. - С. 78-81.

6. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - 136 с.

7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -

М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

8. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. - Орел: ОГИИК, 1997. - 172 с.

9. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопр. философии. - 2001. - № 2. - С. 56-65.

10. Рябков, В. М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI в.) / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 61-66.

11. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.

12. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология. теория: моногр. / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

13. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, переда­ча навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почита­нию предков. Материалы многочисленных этнографических ис­следований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формиро­вания и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики, Нравственность и трудолюбие определяли ее суть Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельно­сти накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педа­гогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, при­вычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции игра­ли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формиро­вание обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутство­вавших повседневной жизни людей.

В X-XIV веках происходит образование экономически само­стоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным от­ношениям; обогащаются и средства воспитания.

В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием хри­стианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом ду­ховного развития общества.

Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внима­ние к проблемам познания и обучения, нравственного совершен­ствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необхо­димости связи образования и просвещения с жизненными интере­сами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

Церковь в этот период становится оплотом нравственного вос­питания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведе­ние его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и со­держание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах при­роды; народные педагогические воззрения формировались на ос­нове христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умствен­ное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и

Вводная часть.

педагогического наследия античности, обогащению педагогиче­ской мысли Древней Руси.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и на­ступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы вос­питания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения , стра­ха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то об­щее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преоблада­ло на Руси в то время.

2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развива­ются феодальные отношения. В то же время на развитие просве­щения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев об­щества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Сметно­го времени. Неграмотность была присуща большей части населе­ния, распространялись темные суеверия, происходило «огрубле­ние» семейных нравов.

Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном ра­венстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается матери­альная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло ко­лоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последую­щих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В исторических хрониках того времени находим первые упо­минания о досуге. Понятия «досуг», «досужсство», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад раз­личных сословий и социальных групп.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной сто­роны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздни­ки весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанав­ливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, со­чинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домо­строй» XVI века представлял собой типичный образец свода жи­тейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а , вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое по­ложение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вво­дом новых его видов представителями дворянства, ориентирован­ными на Запад.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая ак­тивно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Церковная община развернула активную деятельность в облас­ти развития народного просвещения, устройства училищ. Из Ви­зантии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Разви-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

вались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период яв­лялось просветителем народа, его нравственной опорой, а благо­творительность рассматривалась как необходимое условие лично­го нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерус­ской школы. В то же время анализ разного рода документов (чело­битных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Жи­тий» русских святых дает возможность сделать выводы о характе­ре развития просвещения.

Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.

В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Та­ким же «рассадником просвещения» в России и Киевская

академия.
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в Рос­сии первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в со­держание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образова­ния, организованного досуга народных масс. Реформируется первая сла­вянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народ­ного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просве­тителей находят свое развитие и применение

Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к исто-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

рии русской школы.

Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональн нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропйю-it ш- циальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования со­циальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост обра­зованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвы­сившись качественно, понизилась количественно» .

"Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII - XVII вв. - СПб., 1894

T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сто­рон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их дея­тельности.

Развернулась деятельность Вольного экономического общест­ва (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, меди­цинских и других знаний.

4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обо­гащала просветительные идеи первой половины XIX века.

Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с ин­тенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспита­нии и образовании: было положено начало женскому образованию.

Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультур­ные, просветительные идеи и деятельность декабристов,

В последующий исторический период возрастает роль литера­туры в воспитательной, культурно-просветительской работе: лите­раторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональ­ные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в сво­их произведениях. Просвещению народа и распространению куль­туры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А.И. Герцен.

Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые фор­мы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; уч­реждаются первые благотворительные общества. В дело социаль­ного призрения и благотворительности большой вклад внесла им­ператрица Мария Федоровна.

Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частно­го призрения в России. Одной из объективных причин этого явле-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

Н ия стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огром­ной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изу­ченной была заслуга земства.

Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характе­ризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специ­альные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства , казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредо­точенных по стране. Основные принципы их деятельности состоя­ли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах сущест­вовали общедоступные библиотеки.

Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстети­ческих качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.

Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие из­вестные деятели русской культуры.

Представители разночинной^ интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художе­ственной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли^ Культурно-просветительную деятельность вели многие выдаю-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

щиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарище­ства передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинемато­граф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные ви­ды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клу­бов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества вра­чей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, по­этому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельст­вует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общест­венные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции обществен­ного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения об­разования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Вес эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благо­творителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения по­лучили широкое распространение в дореволюционной России , причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главны­ми, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У.Зеленко, С.Т.Шацким.

Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; по­всюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообра­зования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревен­ским и школьным театрам. На волне массового клубного движе-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

ния появляются первые легальные и подпольные рабочие и соци­ал-демократические клубы.

Традиционное воздействие церкви на содержание и формы до­суга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нрав­ственное влияние церкви постепенно слабеет.

Множество источников указывает на расширение рекреатив­ной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сло­жившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России