1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с
2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.
3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.
4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.
5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.
6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.
7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.
8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.
9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.
10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.
11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.
12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.
13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.
14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.
15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.
16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.
17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.
18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.
19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.
20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.
Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНИК
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки
«Социально-культурная деятельность» и специальности
«Социально-культурная деятельность»
Москва 2004
Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор
педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор
Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)
Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.
В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.
ISBN - 594778 - 058 - 5
© Т.Г. Киселева, 2004
© Ю.Д. Красильников, 2004
© Московский государственный
университет культуры и искусств, 2004
Оглавление
ОГЛ АВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Вводная часть. Становление социально-культурной
деятельности: исторический обзор 17
1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси
в догосударственный период 17
Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19
Просвещение и возникновение социально-культурных
общностей в XVIII века 21
Общественно-просветительное движение и досуг в России
5. Характеристика социально-культурных процессов
советского и постсоветского периодов 27
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
деятельности 43
Социально-культурная деятельность как фундаментальное
научно-образовательное направление в системе знаний 43
Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95
Психолого-педагогические основы социально-культурной
деятельности 109
Содержание социально-культурной деятельности:
проблемное поле и тенденции развития 122
Социально-культурная политика: сущность и
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной
деятельности 143
Досуг и досуговая деятельность 145
Образование и карьера 174
Художественная культура и искусство 199
Физическая культура и спорт 216
Социально-культурная реабилитация и поддержка 227
Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
деятельности 281
Система субъектов и межсубъектных отношений 281
Человек как субъект социально-культурной деятельности 284
Социально-культурные институты 291
4. Семья как социокультурный институт 299
5 Средства массовой информации и коммуникации 310
Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315
Социально-культурные общности и формирования 330
Понятие ресурсной базы 368
Нормативно-правовой ресурс 375
Финансовый ресурс 391
Материально-технический ресурс 395
Информационно-методический ресурс 396
Морально-этический ресурс 398
Технологические основы социально-культурной
деятельности 404
Педагогические основы технологий 421
Сущность и классификация социально-культурных
технологий 426
Культуротворческие и культуроохранные технологии 428
Рекреативные технологии 438
Образовательные технологии 446
Социально-защитные и реабилитационные технологии 452
Управленческие технологии (социокультурный
менеджмент) 470
Исследовательские технологии 481
Проектные технологии 487
Альтернативные инновационные технологии 491
Технологии коммуникации и общественных связей 497
Информационно-просветительные и рекламные
технологии 504
Технологии межнационального и межкультурного обмена
Список литературы 533
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической , политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира
В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.
Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране,
Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.
Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.
Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.
Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.
Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить , сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существующих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и рекомендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-
Предисловие
ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.
Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социшшной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями.
Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе данного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность» 1 и создании в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и технологий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворение потребностей современной социально-культурной сферы, новая научно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколения профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.
Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших научных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в начале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за высказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию
Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена приказом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий р Ф от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Предмет, задачи и источники курса
Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.
Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и прилагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной , экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.
Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирование и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в социальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды
для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.
Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специалистов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновременно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного художественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки специалистов с преподаванием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями современной культурологии, с идеей национально-культурного возрождения России.
Актуальность решения названных проблем определяется рядом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в формировании новых специализаций, устранения консерватизма, затрудняющего плавность переходов на новые учебные технологии. Другая связана с требованиями расширения границ профессионального обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчивости, духовного развития.
В известном смысле социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность
аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.
Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.
Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления , дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.
Основные задачи курса:
знакомство с историческим опытом возникновения и развития со
циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про
свещения, искусства;
знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци
ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-
ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономерностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соответствии с современными условиями;
характеристика важнейших сфер общественной социально-куль
турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис
ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон
фессиональных групп населения, а также система характерных для со
временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше
ний;
выявление и изучение реально существующей системы со
циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга
низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
культурной политики на федеральном, региональном и местном
(муниципальном) уровнях;
формирование представлений о содержании ресурсной базы
социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
эффективного использования нормативно-законодательных доку
ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
демографического контингента, морально-психологического фактора,
раскрытие многообразия и многозначности технологической ба
зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
деятельности, выработка практических навыков использования техноло
гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
культурных проектов и программ в области образования, искусства, до
суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.
Источники курса, их краткая характеристика
Качественная определенность курса заключается и в его направленности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общественно полезной социально-культурной деятельности, организацию полноценного духовного и физического развития , досуга и творчества.
Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Социально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федерации «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Национальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским коллективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фундаментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-методическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового поколения учебных специальностей и специализаций. Учебники, монографии, научная литература в области истории, теории методики и организации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реабилитации, других направлений обеспечивают высокое качество образования.
Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отечественной и зарубежной теории и практики социально-культурной деятельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: педагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накопленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и искусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.
Предисловие
Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.
Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержание учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тенденций в изучении исторического опыта, методологических и теоретических основ, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим необходимо выделить гуманистическую направленность этого курса, способствующую духовно-нравственному становлению будущего специалиста как личности толерантной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сегодняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благородном деле «воспитания активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концепции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной поддержки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.
Как одна из областей современного педагогического и культурологического знания, социально-культурная деятельность рассматривает в качестве своего основного объекта и предмета социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.
Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной, профессиональной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования
Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта , теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
Теоретические основы курса подчинены выявлению социально-культурного содержания различных видов жизнедеятельности человека, между которыми распределяются его жизненно важные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, умений и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),
Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социальных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возможностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.
В связи с тем, что предметная область социально-культурной деятельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:
а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-
Предисловие
турной среды и задачам социально-культурной деятельности общенаучные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследовательские, развивающие, стабилизирующие и др.),
б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и другими видами социально-культурной деятельности.
Специальные методы и технологии, с помощью которых формируется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусматривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - экономических, правовых, организационных, педагогических, психологических и других. В более развернутом виде методика (технология) социально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде широкой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обучающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.
В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей , индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями
Опираясь на необходимую социологическую информацию и обширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информационно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотношении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семинарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам социально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учебному плану).
Изложенный в программе материал по своему содержанию и формам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практическим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначения, состава студентов, количества часов и других особенностей образовательного процесса.
Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразовательную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (вузовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; профессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бакалавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
- В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
- После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
- Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.
Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.
Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать
Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.
6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.
Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.
«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.
Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.
Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.
1. Киселёва Т.
Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.
2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.
3. Дуликов В.
Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.
4. Стрельцов Ю.
Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.
– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.
УДК 304.44
Л. А. Беляева, М. А. Беляева
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Авторы, опираясь на труды целого ряда известных отечественных ученых и следуя методологии системного и деятельностного подходов, предлагают свое видение универсальной структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности, включающей субъектов, цели, средства, результаты, функции и условия социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: культура, педагогическая деятельность, социально-культурная деятельность, структурно-функциональная модель
The authors construct the universal structural content and functional model of socio-cultural activity that includes actors, goal, means, results, functions and conditions of socio-cultural activities. The authors draw on works offamous Russian scientists and follow a systematic methodology, activity and functional approaches.
Keywords: culture, pedagogical activity, socio-cultural activity, structural and functional model
Исследование социально-культурной деятельности (СКД) как особого, относительно самостоятельного предмета научного интереса в нашей стране началось сравнительно недавно, в силу чего теория СКД находится в стадии активного поиска своих методологических оснований, адекватных научных подходов, разработки понятийного аппарата и решения других проблем роста научного знания в данной области.
Важной проблемой, затрудняющей конструирование теории СКД, является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу, что подводит к выводу о необходимости осуществить методологический синтез в понимании сущности СКД, поскольку с разных позиций она в силу своей сложности предстает перед исследователями разными гранями.
На это обратил внимание Н. Н. Ярошенко в «Истории и методологии теории социальнокультурной деятельности». Им были зафиксированы и описаны достижения в области изучения СКД с позиций социологического, культурологического, педагогического, технологического, экономического подходов и ряда парадигм: частной (гражданской) инициативы, педагогического воздействия, социальной активности .
Большой вклад в разработку проблем СКД, обоснование ее как нового учебного и
научного направления, внесли Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, опубликовавшие один из первых учебников по истории, теории и технологиям рассматриваемой области деятельности. В нем СКД показана как относительно самостоятельная и специализированная область общественной практики, выполняющая гуманистические функции, способствующая творческому развитию личности, повышению качества общественного взаимодействия; как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .
В данном определении уже содержится синтез некоторых подходов к анализу СКД. Однако не в полной мере устраивает то, что само понятие социально-культурная деятельность подводится под более общее - процесс, которое не несет конкретную смысловую нагрузку и означает лишь последовательную смену состояний или последовательность действий. На наш взгляд, в методологическом отношении более важным является понимание СКД не как процесса, а как вида деятельности. С точки зрения соблюдения логических правил определения понятий, выяснение ро-
довидового отношения гораздо более продуктивно, если родовое понятие богато содержанием и имеет хорошую научную разработку. Последнее как раз характерно для категории деятельность, тогда как категория процесс менее адекватна решению проблемы построения структурно-функциональной модели СКД.
Категория деятельность имеет важное методологическое значение для всех наук об обществе, в том числе и для теории СКД. Вместе с тем следует отметить, что хотя эта категория и используется в теории СКД, однако методологическое значение ее для понимания сущности, содержания, структуры и функций рассматриваемой области деятельности раскрывается, на наш взгляд, недостаточно. Возможно, это связано с неоднозначным отношением к деятельностному подходу, сложившемуся в отечественной науке. Однако мы поддерживаем идею обсуждения перспектив деятельностной методологии, проведенную журналом «Вопросы философии» и разделяем аргументированную позицию В. А. Лекторского о том, что «деятельностный подход в современных условиях не только имеет смысл, но и обладает интересными перспективами» .
С точки зрения философии, деятельность понимается как способ бытия социальной действительности, способ существования человека, человеческий способ отношения к миру (Г. С. Батищев, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. В. Маргулис) и более конкретно - как активность субъекта, направленная на объект или на других субъектов с определенной целью.
С этой позиции СКД также представляет собой активность разнообразных субъектов (индивидуальных, групповых, институциональных), преследующих определенные цели и использующих определенные средства. Вследствие этого СКД воспроизводит в своей структуре конституирующие элементы всякой деятельности, связанные между собой определенным образом, благодаря чему деятельность превращается в систему. К ним относятся субъект, объект, цель, средства, результат, а также условия, в которых осуществляется деятельность. То есть определить сущность,
структуру и функции СКД означает раскрыть и показать специфику каждого ее структурного элемента и дать по возможности целостную характеристику субъектов, объектов, цели, средств, результатов, функций и условий СКД. Таким образом, ее структура не произвольна, а задается структурой человеческой деятельности как таковой и раскрывается в контексте диалектики общего, особенного и единичного.
Следующий шаг в восхождении от абстрактного к конкретному в разработке понятийного аппарата теории СКД предполагает прояснение ее соотношения с педагогической деятельностью. Если рассматривать СКД как разновидность педагогической деятельности, то тогда следует предположить, что она несет на себе не только печать деятельности как таковой (общее), но и специфические черты педагогической деятельности (особенное). Поэтому далее, опираясь на характеристику педагогической деятельности, можно экстраполировать ее черты на СКД.
Этот шаг был предпринят Н. Н. Ярошенко. В своих рассуждениях о характере СКД, опираясь на идеи М. С. Кагана о том, что культура - форма, социальное взаимодействие -содержание , он сделал вывод о том, что философ не указывает на механизм, обеспечивающий качественное преобразование общественных отношений под воздействием культуры. Для нас особенно важна мысль
Н. Н. Ярошенко, что таким механизмом является педагогический характер деятельности, а СКД «может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений...» .
На основе проведенного нами социальнофилософского исследования педагогической деятельности мы обосновали ее коммуникативную природу, выделив ее социокультурные функции. Исходя из этого, определили педагогическую деятельность как организованную форму межличностной коммуникации, в которой процессы социального наследования и социокультурного воспроизводства человека
приобретают целесообразный характер . Поэтому СКД как вид педагогической деятельности обладает теми же характеристиками, что и педагогическая деятельность, являясь организованной формой межличностной коммуникации, в рамках которой целенаправленно осуществляется социальное наследование и социокультурное воспроизводство и развитие человека.
Рассматривая педагогическую деятельность и, следовательно, социально-культурную деятельность как способ социального наследования и социокультурного воспроизводства человека, мы неизбежно обращаемся к культуре как средству этих видов деятельности. Представление о культуре, ее сущности, структуре дает возможность обнаружить и обосновать внутреннее строение педагогической деятельности, ее содержание, принципы осуществления и экстраполировать эти черты на СКД.
На основе имеющихся трактовок культуры можно выделить несколько наиболее важных подходов к ее изучению: аксиологический (культура как ценность), деятельностный (культура как технология и продукт деятельности), гуманистический (культура как способ очеловечивания человека). Они указывают на тесную связь культуры и деятельности, поэтому не случайно целый ряд исследователей определяет культуру через деятельность, выделяя техникотехнологическую и продуктивную грани культуры (М. С. Каган, Э. С. Маркарян и др.).
Признание деятельностной природы культуры выводит на идею изоморфизма структуры человеческой деятельности и структуры культуры. На этой идее основано, например, представление о внутреннем строении культуры как «тройной спирали» у М. С. Кагана. Содержанием первой спирали, по его мнению, является культура, порожденная предметной деятельностью, второй - культура общения, третьей -художественная культура .
В данной модели культуры отражается ее связь с деятельностью, однако, на наш взгляд, в ней не проявляется в полной мере человекотворческая функция культуры. Нам представляется, что для понимания человека как тво-
рения культуры было бы более продуктивным определить культуру как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией, в структуре которой воспроизводится структура человеческого деятельностного отношения к миру. В силу этого культура действительно имеет три слоя, но они не в полной мере совпадают с теми слоями культуры, которые выделяет М. С. Каган. Более оправданным, с нашей точки зрения, является выделение в культуре практического (технико-технологического), теоретического (познавательно-информационного) и ценностно-нормативного слоев.
Указанная структура человекотворческой функции культуры помогает структурно представить процесс вхождения человека в культуру, т. е. его инкультурации. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру. При этом культура личности выражает меру соответствия ее деятельности высшим образцам, достигнутым человечеством в его практическом, теоретическом и ценностном отношении к миру. Являясь видом педагогической деятельности, СКД выполняет эту функцию свойственным ей образом. Специфика кроется в особенностях структурных компонентов СКД (субъектах, объектах, целях, средствах, результатах), технологиях и условиях их реализации.
Рассмотрев соотношение педагогической деятельности и СКД как родовидовое отношение, необходимо выяснить соотношение социально-культурной и социально-педагогической деятельности, поскольку ряд авторов считает это весьма существенной проблемой (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, М. А. Гала-гузова, И. А. Липский).
Социально-педагогическая деятельность имеет много общего с педагогической, но в то же время отличается от нее. Во-первых, она не является программно-нормативной, а носит ситуативный характер. Во-вторых, не обладает статусом всеобщности, т. е. в качестве предмета социально-педагогической деятельности выступают не все люди (профессио-
нальная и непрофессиональная педагогическая деятельность), а лишь определенные их категории. И, в-третьих, она может осуществляться не только в рамках учебно-воспитательных учреждений, но и в гораздо более широком социокультурном пространстве , что роднит ее с СКД. СКД охватывает широкое пространство социума, представленное разнообразными институтами и организациями, занимающимися трансляцией культуры от поколения к поколению, ее сохранением, воспроизведением и преумножением.
Важным методологическим принципом определения сущности той или иной деятельности является указание на ее связь с потребностями, обусловливающими ее существование. В случае с социально-педагогической деятельностью полагаем, что она призвана служить удовлетворению потребностей индивида или группы в социокультурной адаптации и самореализации. Социально-педагогическая деятельность является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды. Отсюда социально-педагогическая деятельность - это такой вид деятельности общества, который связан с созданием условий и оказанием помощи и поддержки людям в максимально эффективном удовлетворении потребностей в социокультурной адаптации и самореализации. Та же самая функция характерна и для СКД, поэтому в данном определении еще не прослеживается в достаточной мере указание на ее специфику.
Отметим, что потребность в социальнопедагогической деятельности возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому, если предметом педагогической деятельности является каждый человек, то предметом социальнопедагогической деятельности - человек, оказавшийся в проблемной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть данной проблемной ситуации состоит в противоречии, которое имеет в своей основе несоответствие либо ме-
жду потребностями личности и возможностями среды для их реализации, либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. В этом отношении СКД существенно отличается, поскольку имеет дело с индивидом, который движим интересом к определенной культурной деятельности и реализует свой интерес в свое свободное время.
Таким образом, социально-культурную и социально-педагогическую деятельность роднит то, что они являются способом гармонизации отношений человека, группы со средой на основе удовлетворения потребностей в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой посредством развития личности, с одной стороны, и изменения качественных характеристик социокультурной среды -с другой. Принципиальные различия в их функционировании заключаются в тех условиях, при которых эти виды педагогической деятельности оказываются востребованными индивидом и обществом.
В современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субъекта становится недостаточным или непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять либо себя, либо среду, либо то и другое вместе.
Проблемы социальной адаптации особенно актуализируются в периоды нестабильности общества, проявляющейся в резком, динамичном изменении социокультурных условий жизни людей. В результате у личности возникает адаптивная потребность. Неудовлетворенная адаптивная потребность личности приводит к ухудшению ее социального самочувствия и в конечном счете - к кризису, дезадаптации. При этом задача и социально-культурной, и социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы повысить уровень адаптированности субъекта, главным образом за счет изменения, развития или коррекции его личности. Эту функцию социальнопедагогической и социально-культурной деятельности можно назвать функцией оптимизации
процессов социализации, социальной адаптации и самореализации личности. Оборотной стороной этой функции является повышение качества социального взаимодействия.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что сущность СКД состоит в том, что это есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства и развития человека как субъекта культуры и общественных отношений в социокультурном пространстве учреждений культуры, образования и свободного времени личности.
Механизмом осуществления СКД является межсубъектная коммуникация в пространственно-временном континууме социокультурных полей, нацеленная на оптимизацию процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия.
Структура СКД задается: во-первых,
структурой самой деятельности; во-вторых, социокультурными полями как относительно самостоятельными областями социального пространства; в-третьих, видами культуры, которые требуют для своего сохранения, трансляции и воспроизведения разработки особых форм, методов и технологий.
Обратимся к вопросу о функциях СКД, как он рассматривается в современной теории этой деятельности. Решение его несет на себе печать полипарадигмальности, в силу чего нет четкого представления о количестве функций СКД и о том, можно ли функции одних направлений этой деятельности (клубная работа, библиотечная работа, деятельность музеев, досуговых центов, учреждений дополнительного образования) переносить на деятельность других институтов. О наличие такой проблемы свидетельствует также обстоятельный обзор педагогической литературы второй половины ХХ -начала ХХ1 в., посвященный анализу разработки в ней функций культурно-просветительной и социально-культурной деятельности, проведенный В. М. Рябковым. Им было отмечено большое многообразие подходов и выделяемых авторами функций СКД и входящих в нее культурно-просветительной и культурно-
досуговой деятельности .
Наиболее интересные примеры классификаций функций СКД мы находим у Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова. Они отмечают, что «многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социальнокультурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные (основные, присущие большинству социально-культурных институтов) и вспомогательные (временные), которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках» . Авторы выделяют основные функции: коммуникативную, ин-формационно-просветитель-скую, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную. Кроме того, в ряду постоянных функций СКД названа развивающая функция, которая рассматривается в качестве основания для классификации функций социально-культурной деятельности. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают, что «каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей» .
В приведенном отрывке по сути содержится указание еще на целый ряд функций СКД, поэтому вопрос об их упорядочении остается открытым.
Для создания интересующей нас структурно-функциональной модели СКД необходимо исходить из особенностей функционального подхода и прежде всего из характеристики его основного понятия - функция. Функция представляет собой одну из наиболее существенных характеристик, особенно тех явлений и объектов, которые имеют сложное строение, представляя собой систему. Ни одна система
не может быть правильно понята, если не понята природа ее действий, способ поведения системы и ее элементов как определенной совокупности функций. Это обстоятельство объясняет широкое распространение функционального подхода как одного из важнейших методов научного исследования и неоднозначность самого понятия функция.
Существенная особенность функции состоит в том, что она является динамической характеристикой, которая понимается как деятельность или результат деятельности. При этом функция рассматривается как проявление объекта вовне, по отношению к другим объектам или системе в целом, как поведение части в целом, непосредственно в социологии - как указание на ту роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет по отношению к целому. Поэтому важной методологической проблемой является выделение того целого, по отношению к которому выполняется данная функция, так как ее характер определяется природой целого.
Следуя методологии деятельностного и системно-функционального подходов, мы предлагаем отобразить СКД в виде универсальной (предельно общей) структурнофункциональной модели (см. табл.).
Таким образом, универсальная структурно-функциональная модель СКД включает субъектов, цель, средства, результаты, функции и условия СКД. Она может быть использована как основание систематизации определений исследуемого направления деятельности.
Анализ на основе предложенной модели определений понятия СКД, имеющихся в научной литературе, позволяет разделить их на группы. В первую мы включаем определения, в которых речь идет о СКД как способе социального наследования культуры от поколения к поколению, от субъекта к субъекту, например: «деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей» ; «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятель-
ность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры» .
Универсальная структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности
Во вторую группу определений СКД следует отнести те, в которых акцент ставится на интересах и потребностях личности, социальных групп в развитии своих способностей, приобщении к культуре средствами СКД: «совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время» ; «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный
Субъек- ты Институциональные и индивидуальные субъекты
Цель Приобщение индивида к культуре
Средства Культура как позитивный опыт человечества, формы и методы ее трансляции
Резуль- тат Формирование и развитие человека как субъекта культуры и общественных отношений (социального взаимодействия)
1. Социокультурное пространство Библиотеки, музеи, клубы, дворцы, театры, филармонии, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, социально-культурный сервис и туризм, семейно-бытовая сфера, пространство физической культуры и спорта
2. Индивидуальное пространство Пространство свободного времени личности
3. Потребности личности Потребности в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации
1. Общие функции Социокультурное воспроизводство и развитие человека. Сохранение, преумножение и трансляция культуры (социальное наследование). Оптимизация процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия
2. Специфические функции Функции, производные: от видов культуры; социально-культурного пространства; потребностей индивида
процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .
В третью группу следует включить такие определения СКД, в которых раскрывается ее роль в социальных процессах: «совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в ре-гулятивы социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» ; «суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социальнокультурных процессах» .
Четвертую группу могут составить комплексные определения социально-культурной деятельности, стремящиеся более полно охватить ее характерные черты. Например, социально-культурная деятельность рассматрива-
ется как «культурная деятельность социальных субъектов: а) по созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т. е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей» .
Оценивая перспективы СКД на основе предложенной структурно-функциональной
модели, следует сказать, что ее развитие обусловлено, с одной стороны, фундаментальными потребностями общества в социокультурном воспроизводстве и развитии человека как субъекта культуры и субъекта общественных отношений и в социальном наследовании культуры, т. е. сохранении, преумножении и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.С другой - индивидуальноличностной востребованностью культуры, в основе которой лежат прежде всего экзистенциальные потребности человека в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации.
1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЭГО, 2001. - 256 с.
2. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Л. А. Беляева; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1994. - 45 с.
3. Беляева, М. А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Беляева; Урал. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. - 22 с.
4. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. - С. 49-50.
5. Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры / М. С. Каган // Философские науки. - 1989. - № 5. - С. 78-81.
6. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - 136 с.
7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -
М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
8. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. - Орел: ОГИИК, 1997. - 172 с.
9. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопр. философии. - 2001. - № 2. - С. 56-65.
10. Рябков, В. М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI в.) / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 61-66.
11. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.
12. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология. теория: моногр. / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.
13. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.
В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики, Нравственность и трудолюбие определяли ее суть Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.
Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.
В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.
В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.
Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».
Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.
Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и
Вводная часть.
педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.
Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения , страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.
2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках
XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Сметного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.
Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужсство», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.
Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.
Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а , вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».
Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.
Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».
Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Разви-
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
вались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.
Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.
В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России и Киевская
академия.
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.
Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.
В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение
Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к исто-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
рии русской школы.
Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональн нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропйю-it ш- циальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно» .
"Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII - XVII вв. - СПб., 1894
T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.
Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.
4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обогащала просветительные идеи первой половины XIX века.
Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию.
Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительные идеи и деятельность декабристов,
В последующий исторический период возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: литераторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях. Просвещению народа и распространению культуры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А.И. Герцен.
Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые формы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. В дело социального призрения и благотворительности большой вклад внесла императрица Мария Федоровна.
Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частного призрения в России. Одной из объективных причин этого явле-
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
Н ия стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огромной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.
В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства.
Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характеризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства , казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки.
Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.
Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.
Представители разночинной^ интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли^ Культурно-просветительную деятельность вели многие выдаю-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
щиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.
Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.
Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Вес эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.
Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России , причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У.Зеленко, С.Т.Шацким.
Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движе-
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
ния появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.
Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.
Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России