Картины на тему батальный жанр. Исторический и батальный жанр в живописи и графике

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от итальянского battaglia - битва), изображение битвы, войны, военного быта в искусстве. Батальный жанр при воссоздании военных эпизодов прошлых или мифологических событий смыкается с историческим жанром и с мифологическим жанром; иногда сближается с бытовым жанром и портретом (образ полководца на фоне сражения), нередко содержит элементы пейзажа (в том числе марины), анималистического жанра (конница, боевые слоны и т.п.) и натюрморта (доспехи, трофеи и др.).

Самые ранние изображения сражений - в наскальных росписях эпохи неолита. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. В древнеегипетских храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и так далее. Подобные сюжеты культивируются и в искусстве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, середина 7 века до нашей эры, Британский музей, Лондон). В древнегреческом искусстве воспевается воинская доблесть мифологических персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (смотри описания батальных картин у Плиния Старшего; «Битва Александра с Дарием», римская мозаичная копия 2 века до нашей эры с эллинистического образца 4-3 веков до нашей эры, Национальный музей, Неаполь). Специфическая разновидность батального жанра в искусстве Древнего Рима - батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 год нашей эры; колонна Траяна, начало 2 века; обе - в Риме).

В средневековом искусстве батальный жанр представлен в европейской книжной миниатюре и ковроткачестве (так называемый Ковёр из Байё со сценами битвы при Гастингсе, около 1080 года), скульптуре погребальных сооружений Китая, японской графике, индийской живописи, иранской миниатюре. В живописи итальянского Возрождения батальный жанр развивается с середины 15 века в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид); Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа; П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо).

В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год; обе — в Прадо). П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен; аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты, играющие в карты или кости, - аллегория превратностей судьбы). Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы).

Наполеоновские войны питали батальный жанр 1-й половины 19 века: патетические картины А. Гро и Ж. Л. Давида, посвящённые Наполеону; романтичные образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, немецких художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Матейко). Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 веков привело к усилению жанровых мотивов в батальном жанре (А. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Франко-прусская война 1870-71 годов получила реалистическое отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля; события мексиканской истории - в творчестве Э. Мане. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).

В конце 19 - начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). Батальный жанр в нацистской Германии был ориентирован на стилистику позднего романтизма, культивировал пафосную героику. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика.

В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре, иконописи. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж, и др.). В батальном жанре работали мастера гравюры (А. Ф. Зубов) и мозаики (М. В. Ломоносов). С основанием петербургской Академии Художеств батальный жанр преподаётся в двух классах - батальном и историческом. Исторические живописцы создают портреты полководцев (Г. И. Угрюмов), изображают подвиги героев (А. И. Иванов). К документальной точности тяготеют А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу; аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года - в рельефах Ф. П. Толстого. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий - И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Вне академической традиции - работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Бытовой элемент привнёс в батальный жанр П. О. Ковалевский, в реалистическом духе трактовались исторические темы у В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко. Большую роль в развитии батального жанра в русском искусстве сыграли обличительные произведения В. В. Верещагина. С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь; «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.

В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Великая Отечественная война стала главной темой батального жанра 1940-х годов и 2-й половины 20 века. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова; серии фронтовых зарисовок и графические циклы создали Н. И. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Я. Д. Ромаса, Ф. С. Богородского, В. Н. Яковлева и др. В русском искусстве с середины 20 века возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. П. Ульянов).

С батальным жанром связаны памятники героям и полководцам, военные мемориалы и тому подобное — произведения архитектуры и скульптуры, содержащие военную атрибутику (смотри Арматура), украшенные рельефами со сценами сражений и побед.

Лит.: Тугендхольд Я. Проблема войны в мировом искусстве. М., 1916; Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-ХIХ века М., 1955; Hodgson Р. The war illustrators. L., 1977; Зайцев Е. В. Художественная летопись Великой Отечественной. М., 1986; Мир и война глазами художников. (Кат. выставки). Б. м., 1988; Hale J.R. Artists and warfare in the Renaissance. New Haven, 1990.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Из истории….. Формирование батального жанра началось в XVI в. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII в. - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее.

Что главное в батальном жанре?

В.Суриков "Переход Суворова через Альпы».1899 « Главное в картине - движение, - говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут.» Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском - позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Б.Греков. «Трубачи первой конной»

А. Дейнека. « Оборона Севастополя»

В.Верещагин. Конец Бородинского сражения

Информация " на земле. в небе. на море"

Боевой танк Средний танк Т-62 создавался как дальнейшее развитие танка Т-55. На танке установлена новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС) с боекомплектом 40 выстрелов и 7,62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом 2500 патронов. Танк оснащался дизельным двигателем В-55В мощностью 580 л.с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения "Метеор" ("Метеор-М"), гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123). Серийно производился в 1961-1972 годах. С 1972 года на доработанной башне стали устанавливать зенитный 12,7-мм мулемет ДШК-М, с 1975 года разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2).

Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей. РЛС построена на современных компонентах, обладает высоким потенциалом и низким потреблением энергии. РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД).

Военно-транспортный самолет Ан-22 Самолет оснащен четырьмя экономичными турбовинтовыми двигателями НК-12МА мощностью по 15 000 э.л.с. конструкции Н.Д.Кузнецова. Он имеет двухкилевое оперение, наклонную трап-рампу, устанавливаемую на разных уровнях и позволяющую осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля с использованием двух мостовых кранов грузоподъемностью по 10 т. Многостоечное шасси с изменяемым давлением в пневматиках обеспечивает посадку на грунтовые и заснеженные аэродромы. Взлетная масса 225 т, максимальная грузоподъемность - 60 т, нормальная - 40 т, дальность полета с нормальной нагрузкой - 5250 км, крейсерская скорость полета - 560 км/ч. Обладая грузовой кабиной больших размеров, Антей способен перевозить до 290 солдат, средние танки, до четырех БМД или БМП, практически все типы самолетов и вертолетов фронтовой авиации

Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор.

Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д.

Значение термина

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков.
Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру.
Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым.
Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

История батального жанра

Возрождение

В эпоху Возрождения изображения битв мы видим на полотнах Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Тициана, Тинторетто, на фресках Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)
Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Д. Вазари так писал об этой картине: «...выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя...».

Формирование батального жанра

В XVI в. начинает формироваться батальный жанр в живописи. Вообще, что такое жанр? Это исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. И хотя само понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, жанровые различия существовали с тех пор, как человек начал рисовать. Формирование жанра как системы началось именно в XVI в.

Тинторетто «Битва при Заре» (около 1585). Венеция, дворец Дожей
Тинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву.
Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес .

Д. Веласкес «Сдача Бреды» (1634)
Эту картину можно отнести и к батальному, и к историческому жанру, а также назвать её психологической, потому что на ней психологически точно показаны чувства победителей и побеждённых.
Сюжет картины: губернатор Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле 5 июня 625 г., это всего лишь сцена передачи ключа от крепости Бреда. Почему же картина относится к батальному жанру? Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Амброзио Спинола, использовав паузу в войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям.
Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Но он старается принять случившееся с достоинством. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

Русский батальный жанр

В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия», хотя она принадлежит к мозаичной живописи.

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)
Полта́вская би́тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.
10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы России.
Русский батальный жанр всегда проникнут особым духом патриотизма и стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.
Война с Наполеоном отразилась в творчестве многих художников, т.к. в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.

Ф. Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Панораму «Бородинская битва» художник написал к 100-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу императора Николая II. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова.

Франц Алексе́евич Рубо́ (1856-1928) – русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.

Ф. Рубо «Осада ереванской крепости русскими войсками в 1827 г.»
Наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников. Вот ещё одна картина, изображающая сцену войны.

Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году» (1884). Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Богда́н (Го́тфрид) Па́влович Виллева́льде (1818-1903) – русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.

Б. Виллевальде «Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов»
Виллевальде был руководителем баталического класса Академии художеств до реформы её в 90-х годах XIX в., его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.

Никола́й Дми́триевич Дми́триев-Оренбу́ргский (1837-1898) – русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).

Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года» (1883)
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) – русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»

В. Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897)

В. Верещагин «Конец Бородинского боя»
Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны».

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло, 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. По другой версии, эта картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Почему эту картину относят к батальному жанру, хотя на ней не изображены сцены битв, даже люди не присутствуют на полотне?
Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Война – это всегда смерть и опустошение. Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Всё уничтожено, остались одни во́роны, но и им уже нечем поживиться здесь. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Известный русский художественный критик В. Стасов считал, что этой картиной Верещагин выступает в роли историка и судьи человечества.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – советский художник-баталист русского казачьего происхождения.
«Трубачи Первой конной» – самое известное его произведение.

М. Греков «Трубачи Первой конной»

По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. Студия военных художников им. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Их объединяет идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. В основе их деятельности – метод реализма.
Вот картина члена этой студии.

Андрей Вениаминович Сибирский «После задания. Ханкала. Чечня» (1998). Холст, масло. 130 х 200 см
Пётр Александрович Кривоно́гов (1910-1967) – советский живописец-баталист. В 1939 г. он был призван в армию. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Наиболее известные его произведения – о Великой Отечественной войне.

П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (1951)
В батальном жанре работали и непрофессиональные художники. Например, русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью, брал уроки живописи у П. Е. Заболотского, который написал маслом два портрета Лермонтова (в 1837 и 1840 гг.).

М.Ю. Лермонтов «Автопортрет» (1837-1838). Бумага, акварель. Литературный музей (Москва)
Одной из любимых тем Лермонтова-художника была военная тема. Лучшие его работы связаны с Кавказом и исполнены в духе романтической живописи.

М.Ю. Лермонтов «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 г.». Картон, масло. 65,8 × 79,3 см

Василий Васильевич Верещагин является тем примером редкого типа русских художников, кто посвятил свою жизнь батальному живописному жанру. Это неудивительно, поскольку вся жизнь Верещагина неразрывно связана с русской армией.

Простым людям Верещагин известен прежде всего как автор поразительной, заставляющей задуматься о смысле жизни картины «Апофеоз войны», и только любители и знатоки этого одарённого русского художника знают, что его кисти также принадлежат картины множества других военных серий, не менее интересных и по своему раскрывающих личность этого замечательного русского художника.

Василий Верещагин родился в 1842 году в Череповце, в семье простого помещика. С детства ему, как и его родным братьям, была предопределена родителями военная карьера: девятилетним мальчиком он поступает в морской кадетский корпус в Петербурге, заканчивает который Верещагин в чине гардемарина.

С раннего детства Верещагин трепетал душой перед любыми образцами живописи: лубочные картинки, портреты полководцев Суворова, Багратиона, Кутузова, литографии и гравюры волшебным образом действовали на юного Василия, и он мечтал быть художником.

Поэтому неудивительно, что после короткого срока службы в российской армии, Василий Васильевич выходит в отставку, чтобы поступить в Академию художеств (учится в ней в период с 1860 по 1863 год). Учёба в Академии не удовлетворяет его мятущуюся душу, и, прервав обучение, он уезжает на Кавказ, затем перебирается в Париж, где учится рисованию в мастерской Жана Леона Жерома, одного из преподавателей парижской Школы изящных искусств. Таким образом, в разъездах (а путешественником Верещагин был заядлым, буквально не мог усидеть на месте и года) между Парижем, Кавказом и Петербургом Василий Васильевич получал практический опыт рисунка, стремясь, как он сам говорил, «учиться на живой летописи истории мира».
Официально обучение живописному ремеслу в Парижской академии Верещагин закончил весной 1866, вернулся на Родину, в Петербург, и вскоре принял предложение генерала К. П. Кауфмана (состоявшего в то время в должности Туркестанского генерал-губернатора) пойти к нему в армейские художники. Так, Верещагин в 1868 году оказывается в Средней Азии.

Здесь он получает боевое крещение - участвует в обороне Самаркандской крепости, которую время от времени атаковали войска бухарского эмира. За героическую оборону Самарканда Верещагин получил Орден Святого Георгия 4-го класса. К слову, это была единственная награда, которую Верещагин, принципиально отвергавший все чины и звания (о чём говорит, например, яркий случай отказа Василием Васильевичем звания профессора Академии художеств), принял и с гордостью носил на парадной одежде.

В поездке по Средней Азии у Верещагина родилась так называемая «туркестанская серия», включающая в себя тринадцать самостоятельных картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - все созданные по мотивам его путешествий не только в Туркестан, но и по южной Сибири, западному Китаю, горным районам Тянь-Шаня. «Туркестанская серия» была показана на персональной выставке Василия Васильевича в Лондоне в 1873 году, позже он приехал с картинами на выставки в Москву и Санкт-Петербург.

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

Высматривают

Раненный солдат

Стиль картин этой серии был достаточно необычен для остальных представителей русской реалистической художественной школы, не все живописцы смогли адекватно воспринять манеру рисования молодого художника. Сюжетно эти картины имеют примесь имперского налёта, какого-то словно отстранённого взгляда на сущность и жестокость восточных деспотий и реалий жизни, немного пугающих непривычного к таким картинам русского человека. Венчает серия знаменитая картина "Апофеоз войны" (1870-1871 гг., хранится в Третьяковской галерее), на которой изображена груда черепов в пустыне; на раме написано: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». И эта надпись звучит словно безусловный приговор самой сущности войны.

Едва узнав о начавшейся Русско-турецкой войне, Верещагин едет в действующую русскую армию, оставив на время свою парижскую мастерскую, в которой он работал с середины 70-х годов. Здесь Василия Васильевича причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией, при этом дав право свободного перемещения по войскам, и он это право вовсю использует для раскрытия своих новых творческих замыслов - так под его кистью постепенно рождается то, что позднее будет названо «балканской серией».

Во время русско-турецкой кампании многие знакомые Верещагину офицеры не раз упрекали его за то, что, рискуя жизнью, он под огнём врага фиксировал необходимые ему сцены На это Василий Верещагин отвечал: "Гнало то, что я захотел видеть большую войну и представить ее потом на полотне не такою, какою она по традициям представляется, а такою, какая она есть и действительности...".

Побежденные. Панихида по павшим воинам


После атаки. Перевязочный пункт под Плевной


Победители

Во время Балканского похода Верещагин участвует и в военных сражениях. В начале боевых действий он был тяжело ранен, и едва не скончался от ран в госпитале. Позже Василий Васильевич участвует в третьем штурме Плевны, зимой 1877 года вместе с отрядом Михаила Скобелева переходит через Балканы и участвует в решающем сражении на Шипке у деревни Шейново.

После возвращения в Париж Верещагин начинает работу над новой серией, посвящённой только что отгремевшей войне, и работает с еще большей, чем обычно, одержимостью, в состоянии огромного нервного напряжения, практически не отдыхая и не отлучаясь из мастерской. "Балканскую серию" составляет около 30 картин, и в них Верещагин словно бросает вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о просчётах командования и той серьёзной цене, которую заплатили русские войска за освобождение болгар от османского ига. Наиболее впечатляюще художественное полотно "Побежденные. Панихида" (1878-1879, картина хранится в Третьяковской галерее): под пасмурным хмурым небом расстилается большое поле с трупами солдат, присыпанных тонким слоем земли. От картины веет тоской и бесприютностью…

В 90-х годах XIX века Василий Верещагин обосновывается в Москве, где строит для себя и своей семьи дом. Однако жажда странствий вновь овладевает им, и он отправляется в путешествие, на этот раз на север России: по Северной Двине, к Белому морю, на Соловки. Результатом этого путешествия для Верещагина стало появление серии этюдов, на которых изображены деревянные церкви русского Севера. В русской серии художника насчитывается более сотни живописных этюдов, но при этом нет ни одной крупной картины. Объяснить это, наверное, можно тем, что параллельно Василий Васильевич продолжает работать над делом всей своей жизни - серией полотен о войне 1812 года, которую он начал ещё в Париже.

Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове


Северная Двина


Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди

Несмотря на активность в творческой жизни, Верещагин очень остро чувствует свою отстранённость от общей художественной жизни России: он не принадлежит ни к одному из живописных обществ и направлений, у него нет учеников и последователей, и всё это, наверное, воспринимается им нелегко.
Чтобы как-то развеяться, Верещагин прибегает к излюбленному способу - он отправляется в путешествие на Филиппины (в 1901 году), по следам недавней испанско-американской войны, в 1902 - дважды бывает на Кубе, позже едет в Америку, где пишет большое полотно "Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот". Для этой картины Верещагину позирует сам президент США.

В то же время Василий Верещагин работает и на литературном поприще: пишет автобиографические заметки, путевые очерки, воспоминания, статьи об искусстве, активно выступает в прессе, и множество его статей носит яркую антимилитаристскую окраску. Мало кто знает о таком факте, но в 1901 году Василий Верещагин даже выдвигался кандидатом на соискание первой Нобелевской премии мира.

Верещагин с большой тревогой встречает начало Русско-японской войны, остаться в стороне от событий которой он, конечно же, не мог - такова уж была его беспокойная натура. Сблизившись с главнокомандующим Тихоокеанского флота адмиралом С. О. Макаровым, он 13 апреля 1904 года вышел в море на флагмане-броненосце "Петропавловск", чтобы запечатлеть для истории боевое сражение, и этот выход был для него финальным аккордом всей жизни - в ходе боя «Петропавловск» был взорван на внешнем рейде Порт-Артура…

Таким и запомнился нам Василий Васильевич Верещагин - художник, всегда следовавший в авангарде русских войск, человек, ратовавший за мирное разрешение всех конфликтов, и по иронии судьбы сам погибший во время боя.

Нападают врасплох

Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

Развалины

Туркестанский солдат в зимней форме

Перед атакой. Под Плевной

Два ястреба. Башибузуки, 1883

Торжествуют - окончательный вариант

Прогулка в лодке

В штыки! Ура! Ура! (Атака). 1887-1895

Конец Бородинской битвы, 1900

Великая армия. Ночной привал

Пушка. Орудие

Парламентеры - Сдавайся! - Убирайся к черту!

На этапе. Дурные вести из Франции..

Наполен на Бородинском поле

Не замай! Дай подойти.

Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало!)

У крепостной стены. Пусть войдут.

Осада Троице-Сергиевой лавры

Поджигатели или Расстрел в Кремле

Маршал Даву в Чудовом монастыре.

В Успенском соборе.

Перед Москвой, ожидание депутации бояр

В госпитале. 1901

Письмо матери

Письмо прервано.

Неоконченное письмо

Верещагин. Японка. 1903

В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены войны. На полотне отображены люди в динамике, отмечается высокий уровень внимания к деталям. Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские.

Цели

Задачи и цели художников, работающих в этом жанре:

  • Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
  • Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
  • Демонстрация героики солдат;
  • Развитие чувства патриотизма, долга.

Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим. Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

История формирования

Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен:


Художники

Известные художники представители батальной живописи:

Александр Зауервейд

Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей. Работы: «Битва у Лейпцига», «Осада Варны». Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.

Богдан Виллевальде

Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм», «Перед Парижем», «Лейпциг», «Фершампенуаз».

Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже», «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо».

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

Николай Каразин

Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».

Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».

Митрофан Греков

Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Штурм Перекопа». Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.

Михаил Авилов

Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа». Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

Рудольф Френц

Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака», «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. 2 февраля 1943 года».

Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.

Характерные черты

Батальные картины характеризует:

  1. Масштабность.
  2. Особое внимание уделяется деталям.
  3. Реалистичность передачи объектов.
  4. Напряженность, эмоциональность, динамичность.
  5. Историческая достоверность.
  6. Идейная направленность.

Значение


Батальный жанр называют разновидностью исторической живописи. Это одновременно и правда, и ложь. Правда в том, что батальные полотна отображают реальные события истории, отличия – разная идейная наполненность. Рассматриваемое направление тяготеет к пропаганде патриотизма, геройства, чем к развитию моральных и религиозных норм.