Календари природы серия «Окружающий мир. Тест "Вселенная, время, календарь" по окружающему миру Окружающий мир календарь

Детский календарь природы – это пособие для ознакомления ребенка с природными явлениями и циклами, растительным и животным миром. Игра в метеоролога позволяет ребенку внимательнее наблюдать за окружающим миром, замечать детали, помогает полюбить природу.

Календарь природы «Окружающий мир» от издательства «Страна Фантазий» предназначен для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и нацелен на изучение не только погодных явлений. На многочисленных карточках изображены разные животные и растения, играющие дети; есть даже карточки, посвященные значимым праздникам: например, Новый год.

Что входит в набор

  • настенный плакат «Календарь природы» (ламинированный картон, 700х490 мм)
  • 200 тематических карточек
  • магнитные и картонные детали для сборки
  • книга с методическими рекомендациями
  • инструкция по сборке календаря

Как заниматься с детским календарем природы

Игровые поля

На календаре есть несколько зон:

1. Шкала «Температура»
2. Шкала «Дни недели»
3. Шкала «Даты»
4. Поле «Времена года»
5. Поле «Год»
6. Три прозрачных кармашка «Явления неживой природы»
7. Три кармашка «Живая природа»
8. Кармашек «Праздник»
9. Кармашек «Период времени года»

Занятия с каждым полем составят комплексное наблюдение за окружающим миром и дадут ответы на множество детских вопросов.

Несколько полей календаря требуют дополнительной сборки. Для этого в комплекте идут стрелочки, картонные «кнопки» и магниты, а также два шнурочка.

Шнуры красного и белого цвета скрепляем особым способом (схема дана в инструкции) и продеваем в специальные металлические кольца на концах нарисованного термометра. Теперь ваш ребенок сможет выставить правильную температуру, лишь потянув за веревочку.

Поле «Времена года» представляет собой круг, разделенный на 4 сектора. В центре круга есть магнит, к нему нужно прикрепить стрелку (тоже на магните). Эта стрелка укажет не только время года, но и конкретный месяц, обеспечивая полную наглядность при занятии.

По нижнему краю календаря идут шкалы дат и дней недели. Они также оборудованы магнитом – длинной полосой, к которому крепится указатель. Указатель – это яркий кружок с магнитом на обратной стороне. С помощью него ребенок отмечает необходимое число в календаре.

Карточки

Но самое интересное – это, конечно, карточки. Разнообразие картинок в достаточной мере отражает то количество природных явлений и изменений, которое может увидеть ребенок.

Карточки находятся на больших листах, места отреза обозначены пунктиром. С обратной стороны каждой карточки – слово или словосочетание, называющие то, что изображено с лицевой стороны. Например: «стрекоза», «высаживаем рассаду цветов».

Карточки разноформатные, соответствующие своим «окошкам» на календаре.

Каждый день вы вместе с ребенком наблюдаете за окружающим миром, отмечая все привычные и необычные явления. Превратить это в игру можно совершенно по-разному. Например, можно фиксировать на календаре события прошедшего дня. Или провести викторину, вспоминая вчерашний день.

Среди карточек – различные виды растений и животных. Они помогут ребенку узнать много нового.

И, конечно, вы всегда можете дополнить предложенный комплект карточек. Предложите ребенку нарисовать самому то, что его поразило и заинтересовало в процессе наблюдения.

В календаре есть самое «приятное» окошечко – «Праздник». Кроме предложенных карточек («Новый год, «День космонавтики»), в него можно вставлять символы любого праздника, значимого для вашей семьи или для ребенка. Отмечайте на календаре дни рождения, именины, первый день в школе или первый день лета – все, что захочется. Чем больше личного будет отмечать ребенок в календаре, тем охотнее он станет заниматься им.

Благодаря съемным элементам календарь – универсален и прослужит долго, не надоедая ребенку.

Что развивает детский календарь природы

Календарь природы Светланы Вохринцевой – это и результат, и проверка наблюдений ребенка. Раскладывая карточки по окошкам, он учится систематизировать полученную информацию, выделять из нее основные факты. Разнообразные поля на календаре наглядно показывают связь природных явлений и времени года, времени года – и встречающихся животных, растений, а также связь погоды с действиями человека.

Ребенок станет более наблюдательным, любознательным и внимательным. Составляя рассказы о прошедшем дне, он разовьет связную речь, выучит и запомнит новые слова.

Также у вашего юного натуралиста улучшатся память, логическое и образное мышление.

Вспомним

  1. Какими календарями пользуются в твоей семье?
  2. Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?
  3. Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели. Стоит только заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах. Да ещё сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о наступающих памятных датах. В дневнике мы записываем; что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представь, что мы очутились в далёком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов... Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе. Они наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день, и надолго вперёд. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

Вот некоторые народные приметы. Вы можете проверить их собственными наблюдениями.

  • Красное небо на закате - к ветру или дождю.
  • Если солнце садится в облака - жди дождя.
  • Ясная луна - к морозу.
  • Шишки хвойных деревьев раскрываются - к сухой погоде.
  • Ласточки низко летают - к дождю.
  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев - к морозу, на нижние ветви - к ветру, на снег - к оттепели.

Дни народного календаря

Вместе с верой вошёл в народную жизнь православный календарь. Каждый день его посвящён памяти важного для верующих людей события или святого человека. Образы святых на иконах были в каждой крестьянской избе. А их имена отразились в названиях дней народного календаря. Эти дни, словно добрые друзья, напоминали земледельцу о делах в будни и о веселье в праздники. Например:

1 сентября - Фёкла-свекольница . В народе говорили про этот день так: «На Фёклу копай свёклу». С этого дня начинали убирать с огородов свёклу.

5 сентября - Луппа-брусничник . К этому времени поспевают клюква и брусника, пора за ними в лес идти. Овёс и лён тоже дозрели, спеши убирать. Отлёт журавлей с Фёклы-свекольницы до Луппы-брусничника предвещает раннюю зиму. Внимательно глядели люди в небо: «Если журавли летят низко, то зима тёплая, если высоко - холодная»; «Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья».

Дни, по которым раньше угадывали погоду на будущее, называются погодоуказателями. Мы будем их отмечать и проверять народные наблюдения, сделанные в Подмосковье и близких к нему землях. Ребята нашей большой страны могут проверять приметы на погоду своего края.

  • Рассмотрите рисунки. К каким приметам они т* относятся? Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

Подумаем!

  • Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему?

Проверим себя

  1. Почему в народе внимательно наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе?
  2. Какие народные приметы погоды ты знаешь?
  3. Как сложился народный календарь?
  4. Какие дни называются погодоуказателями?

Сделаем вывод

Народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы наследники этого богатства. Оно учит нас быть внимательными, чуткими, добрыми и мудрыми. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

1 слайд

Названный в честь римского императора Юлия Цезаря. «юлианский» год имеет среднюю длину 365 суток. Однако между истинным солнечным годом и юлианским годом существует заметное расхождение. Истинный солнечный год длится 365 дней 5 часов и 49 минут, так что юлианский год оказался немного длиннее. Вначале на эту неточность не обращали внимания, но постепенно начало весны в календаре все больше смещалось к февралю. В XVI веке астрономическая весна началась не 21, а 11 марта. Необходимо было задуматься о новой реформе календаря! Созиген показывает Юлию Цезарю новый календарь

2 слайд

Было бы несложно привести египетский календарь в соответствие с разливами Нила. Уже в 238 году до Р.Х. фараон Птолемей Ш Эвергет попытался реформировать календарь. Он издал декрет Канопуса, в котором приказывал, чтобы короткий год через каждые 3 года удлинялся на 1 день, т.е. составлял 366 дней, как это теперь делаем мы. К сожалению, тогда эта гениальная идея не привилась. И только римский полководец Цезарь вновь вернулся в 48 году к этой мысли и повелел, когда стал римским императором, к каждому 4-му году добавлять по 1 дню. Такие годы стали называть високосными. Юлий Цезарь

3 слайд

Для древних египтян самой важной из всех дат был ежегодный разлив Нила. Именно это событие определяло их жизнь и составляло основу существования. Разливы, время посева и сбора урожая зависели исключительно от Солнца и никак не были связаны с Луной. Поэтому египтяне создали солнечный календарь. В нем было три больших периода по 4 месяца – время разлива Нила, время посева и время сбора урожая. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Таким образом, получаем 12*30=360 дней. Чтобы получить 365, к ним добавляем еще 5 дней, их называют эпагоменами. К сожалению год с его 365 днями был слишком коротким.

4 слайд

Главное назначение календаря – соотносить события с чередой дней. Слово календарь пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга». По первым числам каждого месяца было принято уплачивать проценты по долгам.

5 слайд

Вероятно, первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад. Найдены древние обломки костей с зарубками, которые многие ученые считают обозначением дней или каких-то более продолжительных отрезков времени. Древние жители Вавилона также имели свои календари, основанные на астрономических наблюдениях. Они могли точно рассчитывать затмения и расположение планет относительно друг друга. Гигантский календарь представляет собой также каменные кольца Стоунхенджа в Южной Англии. Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и луны.

6 слайд

Проект подготовлен учеником 6 класса б Тимохиным Иваном. Руководитель: учитель математики Калугина Ольга Омаровна. МОУ СОШ №1 г. Пугачева 2011год.

7 слайд

8 слайд

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь»

9 слайд

В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии, Италии, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать. Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц. Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появится на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 году папским астрономом Клавиусом. Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 году, а в 1875 году он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.

10 слайд

В древней Руси, до принятия христианства, счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, важным сезоном считалось лето. В 988 г. Русь приняла христианство и юлианское летоисчисление, но с отклонением.

12 слайд

В 1572-1585 гг. папский престол занимал папа Григорий XIII. Его очень интересовали проблемы календаря. В 1576 году он созвал комиссию астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 году работа была завершена. Чтобы вновь привести календарь в соответствие с истинным временем, 10 дней опускались. После октября 1582 года сразу следовало 15 октября. Правила включения високосного года изменились так, что годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и 2300 стали считать обычными, т.е. насчитывающими по 365 дней, хотя они должны были быть високосными. В то же время високосными остаются годы 2000 и 2400. И впредь годы, которые делятся на 400, считаются високосными. Введением этого правила средняя длина года несколько сокращалась, ведь за 400 лет 3 високосных года выпадают. Теперь у нас принято такое исчисление длины года: средний юлианский год -365,2500 дня средний григорианский год -365,2425 дня солнечный год -365,2422 дня. Так что григорианский год лишь ненамного отличается от подлинного. Лишь в 3300 году разница составит 1 день, но календарное начало весны потихонечку все-таки сдвигается назад и следует призадуматься над усовершенствованием календаря.

БЛИЦ-ОПРОС ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА КАЖДЫЙ УРОК

(УМК «Перспектива» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Раздел «ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ»

Тема: «Мы – союз народов России»

1.Как называется наша страна?

2. Что обозначает слово «федерация»?

3. Самый многочисленный народ в РФ?

4. Какое количество народов живет в России?

5. Государственный язык в России?

ОТВЕТЫ: 1- Россия, Российская Федерация; 2 – «объединение», «союз»; 3 – русские; 4 – более 180; 5- русский

Тема: «Мы- жители вселенной»

1. Как называются огромные раскаленные небесные тела, излучающие свет?

2. Как называется самая близкая к Земле звезда?

3. Как называются холодные небесные тела, не излучающие собственного света?

4.Какой естественный спутник движется вокруг Земли?

5.Сколько планет вращается вокруг Солнца?

ОТВЕТЫ: 1 – звёзды; 2 – Солнце; 3 – планеты; 4 – Луна; 5 – 8 планет

Тема: «Наш «Космический корабль»- Земля»

1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией. Как она называется?

2. Перечисли основные стороны горизонта.

3. Что такое глобус?

4. Как называются огромные водные пространства?

5. Огромные участки суши.

6. Прибор для определения сторон света.

ОТВЕТЫ: 1 – линия горизонта, горизонт; 2- север, юг, восток, запад; 3 – модель Земли; 4 – океаны; 5 – материки; 6 – компас.

Тема: «Время»

1. Что такое прошлое, настоящее, будущее?

2. Перечисли единицы измерения времени?

3. Что такое часы?

4. Приведи примеры старинных и современных часов.

5. Как называются главные часы нашей страны?

6. Сколько секунд содержится в минуте?

ОТВЕТЫ: 1 – то что было, сейчас, будет; 2- секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год; 3- прибор для измерения времени; 4 – солнечные, песочные, водяные; механические, электронные; 5 – Куранты; 6 – 60 секунд.

Тема: «Сутки и неделя»

1. Сколько часов в сутках?

2. Что такое сутки?

3. Сколько дней в неделе?

4. Перечисли все дни недели, начиная с понедельника.

5. Почему происходит смена дня и ночи?

ОТВЕТЫ: 1- 24 часа; 2- время полного оборота Земли вокруг своей оси; 3 – 7 дней; 4 – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; 5 – из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Тема: «Месяц и год»

1. Какая единица времени появилась в результате наблюдений за Луной?

2. Что такое год?

3. Сколько месяцев в году?

4. Сколько дней в обычном году и високосном году?

5. Какой месяц в году самый короткий?

ОТВЕТЫ: 1 – месяц; 2- время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца; 3- 12 месяцев; 4 – 365 дней, 366 дней; 5 – февраль.

Тема: «Времена года»

1. Какие времена годы вы знаете?

2. Чем объясняется смена дня и ночи?

3. С чем связана смена времён года?

4. Как расположена земная ось?

5.Как называются изменения, происходящие в природе?

6. Приведи пример 1 сезонного явления.

ОТВЕТЫ: 1- весна, лето, осень, зима; 2 – вращением Земли вокруг своей оси; 3 – с движением Земли вокруг Солнца; 4 – наклонно; 5 – природные явления (явления природы); 6 - ответы детей (листопад, смена дня и ночи, гроза, снегопад, ледостав и др.)

Тема: «Погода»

1. Что такое погода?

2. Как называется наука о погоде?

3. Что относится к осадкам?

4.Как называется прибор для измерения температуры?

5. Какие приборы используют на метеостанциях для наблюдения за погодой?

ОТВЕТЫ: 1 – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; 2 – метеорология; 3 – дождь, снег, град; 4 – термометр; 5 – осадкомер, ветромер, флюгер.

Тема: «Календарь-хранитель времени, страж памяти»

1.Что создали давным-давно мудрые астрономы, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд?

2. Какие бывают календари?

3. Для чего служит календарь?

4. Когда начинался на Руси год в старину?

5.Когда мы отмечаем начало нового года?

ОТВЕТЫ: 1 – календари; 2 – настольные, настенные, карманные; 3 – хранитель времени, помогает планировать работу и отдых; 4 – 1 марта; 5 – 1 января.

Тема: «Праздники для всех»

1. Когда мы отмечаем День России?

2.В какой день мы отмечаем День народного единства?

3. Когда мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?

4.В какой день мы празднуем День государственного флага России?

5.Когда мы поздравляем наших любимых бабушек, мам и сестер?

ОТВЕТЫ: 1 – 12 июня; 2 – 4 ноября; 3 – 9 мая; 4 – 22 августа; 5 – 8 марта.

Тема: «Народный календарь»

1. Как а старину назывались дни, по которым угадывали погоду на будущее?

2. Если ласточки низко летаю, о чём это говорит?

4. Если зимой вороны и галки садятся на нижние ветви деревьев, о чем это говорит?

5. Какие народные приметы погоды ты знаешь? Приведи 1 пример.

ОТВЕТЫ: 1 – дни погодоуказатели; 2- скоро будет дождь; 3 – свёклу; 4 – к ветру; 5 – (примеры детей)

Тема: «Экологический календарь»

1. Что такое экология?

2. Какой любимы цвет у учёных- экологов?

3.Когда отмечается День Земли?

5. Когда мы отмечаем Всемирный день воды?

ОТВЕТЫ: 1 наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком; 2 –зелёный; 3 – 22 апреля; 4 – Международный день птиц; 5 – 22 марта.