Какой критерий прогресса можно считать универсальным. Какой критерий прогресса можно признать универсальным в чем его преимущества

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качест­ве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые.соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека. Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодо­леть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности челове­ка. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Свобода, как вы уже знаете, характеризуется не только знанием (отсутствие которого делает человека субъективно несвободным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Смысл жизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравствен­ности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Вопросы для проверки знаний

1. Что такое прогресс и регресс?

2. В чем проявляется противоречивость прогресса?

3. Охарактеризуйте критерии прогресса.

Большинство философов и историков считают прогресс ведущей тенденцией, главным направлением развития общества.

Цель общественного прогресса - всестороннее развитие сущностных сил каждого человека.

В этих формулировках отражена гуманистическая направленность прогресса; т.е. человек является главной целью и смыслом истории.

Развитие техники, рост производства, научные открытия сами по себе не могут служить показателем прогресса, они прогрессивны лишь в том случае, если улучшают жизнь человека, способствуют его развитию.

Критерии прогресса . По каким же признакам, критериям можно определить уровень развития общества; какое общество более прогрессивно, какое-менее? И можно ли найти единый критерий прогресса? На последний вопрос существует два противоположных ответа.

Одни обществоведы считают, что нельзя (или трудно) говорить об общем, едином критерии прогресса. В каждой сфере общественной жизни действуют специфические закономерности, которые и определяют особенный критерий: экономический, технический, научный, социальный, политический, нравственный, эстетический и другие. Трудно по одному и тому же критерию, считают они, определять уровень развития, например, техники и нравственности.

Другие считают, что поскольку существует единый исторический процесс, должен быть и комплексный критерий его оценки. Высказываются самые разные точки зрения по проблеме главного критерия прогресса:

ü - уровень развития производительных сил, прежде всего техники и технологии – (технократические концепции);

ü - тип производственных отношений (марксизм);

ü - уровень производительности общественного труда (ВНП на душу населения в год - используется в международной экономической статистике);

ü - уровень потребления (уровень жизни, качество жизни);

ü - способ распределения готового продукта (насколько реализованы при этом принципы справедливости и равноправия);

ü - степень свободы личности;

ü - количество и структура использования свободного времени;

ü - степень сознательности и использования общественных законов;

ü - счастье человека как универсальный нравственный критерий прогресса (степень реализации сущностных сил человека).

Первые в этом списке - технические и экономические критерии имеют преимущество в том, что они выражаются в достаточно точных, конкретных количественных показателях, а это необходимый элемент в любой процедуре сравнения. Минус их в том, что они лишь косвенно затрагивают главную фигуру прогресса - человека. Такие комплексные, гуманистические критерии, как свобода и счастье, отражают суть, смысл человеческого бытия, но с трудом поддаются идентификации. Любой из названных критериев можно взять в качестве главного звена в цепи и затем вытащить всю цепь (попытайтесь сделать это как логическое упражнение).

Закономерности прогресса . Из идеи единства мировой истории вытекает положение об общих закономерностях прогресса. Назовем некоторые из них:

1. Общественный прогресс всегда противоречив , осуществляется посредством борьбы старого и нового (консервативных и революционных сил) и поэтому имеет непрямолинейный характер. История никогда не шла гладко, равномерно; внутри ведущей прогрессивной тенденции всегда есть элементы регресса, застоя.

2. Взаимосвязь поступательности и цикличности . В обществе, поскольку в нем есть такой элемент как историческая память, закон отрицания осуществляется быстрее (гораздо больше примеров того, что "новое это хорошо забытое старое").

Урок 36-37

Обществознание, профильный уровень

/ Проблема общественного прогресса /

Д.З: § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156)

© А.И. Колмаков


  • способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.

  • общественный прогресс;
  • регресс;
  • критерии прогресса ;
  • многовариантность общественного развития;
  • историческая альтернатива;
  • критерий прогресса

Изучение нового материала

  • Прогресс и регресс.
  • Противоречивость прогресса.
  • Критерии прогресса.
  • .
  • Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?


«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресс а характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».


Пути общественного развития

ПРОГРЕСС

революция

эволюция

Эволюция:

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
  • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Революция

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
  • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Плакат времён Великой октябрьской

Социалистической революции


Реформы

это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.


Основные противоречия прогресса:

  • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады , периоды позитивных сдвигов и попятные движения .
  • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой .
  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными , также и отрицательные последствия для общества.
  • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой , когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей .

Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. " width="640"

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА

= Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.


КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.


А. Кондорсе (критерий прогресса - развитие разума).

А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).

Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).

Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).

Критерии прогресса. Философы


Критерии общественного прогресса.

  • До XVII XVIII вв. - рост науки и разума.
  • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
  • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
  • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
  • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.


МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор


Проверь себя

1) Что означает слово «прогресс»?

2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?

3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?

4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?

5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?

6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?

7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Критерии определения глобальных проблем современности:
глобальный (всемирный) масштаб
возникновение в современную эпоху
возможность решения лишь на основе международного сотрудничества
связь с космическими явлениями
невозможность решения на современном этапе технологического развития

2. Соответствие фамилии философа и основного понятия его философско-исторической концепции
Н. Я. Данилевский — культурно-исторический тип
О. Шпенглер — высокая культура
А. Дж. Тойнби — цивилизация

3. Модернизация – это …
совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа
чередование общественно-экономических формаций, при котором каждая новая формация представляет более высокую ступень в сравнении с предшествующей
переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе которого лежит развитие производительных сил
интеграция общества через «органическую солидарность», которая основана на взаимовыгодном и взаимодополняющем вкладе всех членов общества

4. В начале ХХ века немецкий социолог М. Вебер основное содержание прогресса свел к …
процессу рационализации в управлении общественными процессами
универсализации религиозно-этических ценностей протестантизма
демократизации общественной жизни
максимизации прибыли хозяйствующими субъектами

5. Современные концепции, отрицающие идею общественного прогресса:
теория модернизации
теория пределов роста
религиозный провиденциализм
постмодернизм
концепция информационного общества

6. Концепция «нулевого роста» предполагает …
«замораживание» экономического и демографического роста на планете на уровне начала 1970-х годов
необходимость возвращения к доиндустриальным формам технологической и социальной организации
ускоренное развитие науки и техники для решения назревающих глобальных проблем

7. Основная причина возникновения глобальных проблем современности
военно-политическая конфронтация в мире
нерациональное использование природных ресурсов
природные экологические катастрофы
ускорение научно-технического прогресса и нерациональное использование его достижений

8. Наиболее универсальный критерий прогресса
переход от низших форм к высшим
соответствие универсальным этическим нормам
стремление к вечным и неизменным идеалам
повышение уровня организации материи
совершенствование производительных сил

9. Концепция конвергенции предполагает …
рост системной организации всех сфер общественной жизни
грядущее слияние всех религий в одну единую мировую религию
становление единого мирового государства и правительства
сближение и в перспективе слияние в единую социально-экономическую систему капитализма и социализма

10. Стадии развития человечества в концепции «трех стадий» французских ученых А. Сен-Симоном и О.Контом:
религиозного, метафизического (философского) и позитивного (научного) мышления
традиционного, индустриального и постиндустриального общества
доклассового, классового и бесклассового общества
первичной, вторичной и третичной формации

11. Основная единица исторического процесса в концепции Н. Я. Данилевского
мировая цивилизация
этнос
культурно-исторический тип
общественно-экономическая формация
тип социальной интеграции

12. Систематическое изучение проблем глобального развития началось по инициативе …
Организации объединенных наций
Римского клуба
Европейского Союза
Всемирного совета Церквей

13. В социальной философии марксизма социальный прогресс человечества на протяжении тысячелетий его истории представляет собой …
чередование общественно-экономических формаций, причем каждая новая формация представляет более высокую ступень в сравнении с предшествующей
последовательную смену господствующих локальных цивилизаций
прогрессивное развитие типов мышления
развитие технологических способов производства

14. Французский социолог Э. Дюркгейм отождествлял идею социального прогресса с …
триумфом этой идеи в политической жизни развитых стран
интеграцией общества через «органическую солидарность», которая основана на взаимовыгодном и взаимодополняющем вкладе всех членов общества
формированием рационально организованных структур управления во всех сферах общества
падением авторитета религии и ростом атеистических настроений

15. Глобальные проблемы современности возникли в … века
начале ХХ
середине ХХ
последнее десятилетие ХХ
конце ХХ

16. Общая тенденция исторического развития
совершенствование нравственных барьеров для разрушительной агрессии человека
совершенствование религии
экономический рост
переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе которого лежит развитие производительных сил

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.