Как в домашних условиях тренировать голос. Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой? Чтобы открыть голос

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Большинство людей ошибочно предполагают, что если у них от природы нет певческого таланта — значит не нужно и пытаться научиться. Но, к счастью, есть люди, которые вопреки всем, поняли, что тренировками и практикой можно добиться больших результатов. Они не только поняли это, но и делятся открытиями. Поэтому сейчас есть много действенных методов поставить довольно неплохой голос практически из ничего. Вопрос о том, как научится петь в домашних условиях, если нет голоса, получает все больше хороших ответов. Итак, что же делать для улучшения вокальных навыков? Как победить медведя, который наступил на ухо?

Постановка голоса при помощи упражнений

В какой позе лучше спать

О чем больше всего сожалеют люди в конце жизни

Как вести себя если вас окружают хамы

Самое первое и главное – это постановка голоса. Потому что, если природа не наградила певческой красотой, то ее необходимо создать, отточить хотя бы на начальной стадии. Мы говорим о специальных упражнениях, которые делают многие вокалисты и малоизвестные и очень известные. Ведь многие понимают, что даже звезды мирового шоу-бизнеса иногда далеко не талантом проложили себе дорогу в музыкальный мир. Целая толпа современных певиц и певцов пришли на эстраду совершенно без голоса, но путем правильного подхода к голосу и постоянными стараниями таки научились хорошо петь.

Итак, упражнения – это самые простой способ научиться петь в домашних условиях, если нет голоса. Многие могут помнить, как в школе на уроках физкультуры ставали в позу, когда ноги расставляли на ширину плеч, а руки держали вдоль туловища. Если из такого положения плавно наклониться вперед, направив прямые руки вниз, практически дотягиваясь к полу кончиками пальцев – можно отлично развить дыхательную систему. А это в постановке голоса является главным критерием. Только помните, что когда наклоняетесь нужно обязательно делать носом активный вдох, а когда выпрямляетесь – бесшумный, пассивный выдох ртом. Данное упражнения не только помогает поставит голос, но и победить боль в печени и сердце, а также приступы астмы. Многие вокалисты делают такие упражнения даже, когда у них врожденный талант к пению. Скорость наклонов и выпрямлений должна быть такой же, как скорость строевого шага. Необходимо делать 12 подходов по 8 наклонов.

Существует еще одно классное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы обнимать свои же плечи. Только руки должны быть находиться параллельно друг другу, их ни в коем случае нельзя перекрещивать. А при каждом резком объятии, Вы должны делать такой же резкий вдох носом. Выдох, конечно же, делается вместе с разбрасыванием рук в стороны. Если Вы будете правильно делать эти упражнения, при этом не будете менять очередность рук, то сможете добиться восхитительного тонуса всех органов, которые берут участие в образовании звуков. Конечно, у каждого занятия есть свои ограничения, и если Вам трудно его делать, или это вызывает боль – лучше найдите альтернативу.

Что произойдет если прекратить часто мыть волосы

В какой позе лучше спать

13 признаков, что вы тратите жизнь впустую, но не хотите признавать этого

После того, как Вы подготовили свой организм к пению, можете приступить к распевкам. Сейчас есть много разных советов, но лучше заниматься по старому «дедовскому» методу, который можно попробовать узнать у стареньких преподавателей музыки. Ну или можете попытаться вспомнить из школьных начальных классов. Вообщем, чтобы научиться петь в домашних условиях, если нет голоса – напевайте звуки О, Э, У, И, комбинируя их с разными гласными.

Самые лучшие варианты, которые помогают очистить и максимально развить голос:

  • ри-ру-рэ-ро;
  • ги-гу-гэ-го;
  • кри-кру-крэ-кро;
  • ши-шу-шэ-шо;
  • ли-лу-лэ-ло.

Но останавливаться лишь на этих вариантах не стоит. Парочка занятий и эти распевку войдут в привычку. Старайтесь делать какие-нибудь изменения в звучании и подаче голоса, менять тембр, и тогда упражнения пойдут на пользу.

Правильный выбор метода занятий - это залог успеха

После Ваших шагов в разработке и постановки голоса, которые Вы можете делать самостоятельно, советуем обратиться к различным методикам. Конечно не обязательно заниматься с преподавателем или посещать музыкальные курсы, ведь все что вам может понадобиться есть в Интернете. В большинстве методик, которые разработали именитые специалисты в области вокала и музыки, существует упражнения под названием «восьмерки». Суть его в том, что нужно 10-15 раз считать вслух до восьми, а перед тем задержать дыхание. Если вы найдете это упражнение в курсе обучения пению – то этот курс, скорее всего, адекватный и действенный. А значит, по нему вы сможете научиться петь.

Естественно, лучше заниматься с профессионалом. Уж он ничего не упустит, он сможет вытащить из человека хоть некое подобие вокальных данных. А особенно если ученик и вправду хочет петь. Но так как большинство людей стесняются – им нужно учиться в одиночку. И при должных усилиях это практически всегда получается. А если вы хотите узнать больше информации по этой теме, можете прочитать статью: . Также в домашних условиях можно делать много другого, например, или

Видео уроки

Говорят, что голос – это лучший музыкальный инструмент. Любому кто сомневается в этом утверждении, достаточно хотя бы раз услышать акапельное пение и оценить всю его красоту. Но что делать тем, кому на ухо наступил медведь или качество голоса оставляет желать лучшего? Для них существует масса решений, как развить слух и голос. Рассмотрим самые действенные из них.

Как развить красивый голос?

С помощью голоса можно не только передавать информацию, но и раскрывать свои чувства и выражать эмоции, убедить собеседника или растрогать его. Одним словом, голос – это главный инструмент убеждения. Он может быть приятным, мелодичным, сильным, а может быть еле слышным, резким или раздражающим. Стоит помнить, что наши голосовые связки – это тоже мышцы, и неправильное дыхание, напряжение или зажатость мышц может привести к искажению голоса. Для того чтобы восстановить голос или сделать его красивым и приятным достаточно нескольких упражнений.

Старайтесь медленно ходить и контролировать свое дыхание. При первых попытках вдох и выдох должны быть продолжительностью в два шага. Постепенно увеличивайте интервал до 10 шагов. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки сомкните в замок над головой. Слегка прогнувшись назад, вдохните через нос и медленно выдыхайте, наклоняясь вперед. При этом каждый раз произносите разные главные звуки: «и», «э», «у», «а», «о».

Эти упражнения помогут снять лишнее напряжение голосовых связок и развить его природный потенциал.

Красивый голос в большинстве случаев должен быть сильным. Чтобы понять, как развить силу голоса, представьте себе, что вы тренируете голосовые мышцы подобно занятиям физической культурой. Причем лучше всего это делать по утрам, это придаст бодрости и уверенности в себе. Находясь в ванной, встаньте перед зеркалом. Делайте вдох, затем выдох до тех пор пока хватает дыхания. И на каждом выходе протяжно произносите в четкой последовательности гласные: «иии», «эээ», «ааа», «ооо», «ууу». Кстати тот же набор звуков и их последовательность музыканты используют при распевках. Но если музыкантам почти с детства объясняют, как развить сильный голос, то многим желающим не всегда понятно как развивать голос для пения.

Как развить певческий голос?

Можно ли развить голос, не обладая слухом? Как правило, и голос и слух развиваются одинаково хорошо. Однако для пения музыкальный слух является крайне важной составляющей. Чаще всего начинающие певцы сталкиваются с проблемой, когда имея хороший музыкальный слух, они не могут менять интонацию голоса, т.е. не умеют управлять своими связками. Однако и в этом случае связки можно натренировать. Все занятия начинайте с дыхательной гимнастики: 6-7 раз сделайте глубокий, короткий вдох через нос и незаметно и быстро выдыхайте через рот. Также сделайте разминку рта в виде покусываний губ, языка и внутренней стороны щек. Когда вы почувствуете, что вы расслаблены и готовы, приступайте к упражнениям.

  1. Развитие певческого голоса стоит начинать с произношения слогов, которые содержат звонкие и глухие согласные в сочетании с гласной. Например, используйте такие варианты: пкти, пктэ, пкта, пкто, пкты. Сочетания могут быть иными и лучше всего их записывать и читать с листа.
  2. Читайте скороговорки. Сначала медленно, проговаривая каждую букву, постепенно ускоряя темп но не теряя четкости произношения. Желательно выбрать несколько основных скороговорок с использованием разных букв и слогов.
  3. Читайте вслух литературные произведения - как стихи, так и прозу. При этом четко произносите каждую букву и постепенно увеличивайте объем читаемой литературы до двух часов в день.
  4. Напевайте слоги. При этом на восходящих движениях выпячивайте живот. Сначала напевайте монотонно, затем начинайте делать интервалы и скачки между слогами.

Желательно, чтобы за развитием вашего певческого голоса следил профессиональный музыкальный педагог. Он поможет вам не только подобрать нужный диапазон вашего голоса, но и будет следить, чтобы вы не перестарались и не посадили голос.

Кстати говоря, вопросом «Как развить диапазон голоса?» музыканты задаются чаще всего. Бывает так, что с возрастом голос меняется, становится ниже и бывший певец сопрано становится альтом. Чтобы сохранить вокальные данные или развить диапазон голоса до желаемого уровня, определите, на каких нотах заканчивается ваш нормальный голос, и вы начинаете хрипеть или голос переходит в писк. Это позволит определить границу, с которой нужно начинать работать. Используйте те же упражнения что и для развития певческого голоса, но при этом постепенно берите по одной более высокой или низкой ноте, в зависимости от того в какой степени вы хотите расширить ваш диапазон. Желающим повысить диапазон голоса, необходимо усвоить основную ошибку: если вы хотите взять высокую ноту – не задирайте голову. Это лишь усилит растяжение гортани. Лучше всего помогать себе жестами.

Тем же, кто не знает, как развить низкий голос, помимо банального хирургического вмешательства, стоит запомнить два простых приема:

  1. Всегда дышите через нос. В это мало верится, но носовое дыхание быстрее понизит голос, чем дыхание ртом.
  2. В положении стоя или сидя прижмите подбородок к груди и начинайте жужжать. Чем выше вы поднимаете голову, тем выше становится тональность жужжания. Ежедневно повторяя упражнение, вы уже скоро заметите результаты.

Часто вместе с низким голосом многие мужчины желают иметь грудной голос, развить который можно только почувствовав, что это такое. Грудной голос потому так и называется, что чувствуется не в горле, а в груди. Проверить уровень его развития можно положив руку на грудь и своим обычным тоном произнося на выдохе «аааа». Если вы чувствуете вибрацию, то у вас нет проблем. Если вибрации нет, голос нужно развивать.

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка"

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Существует несколько вещей, которые помогут улучшить ваш голос, независимо от того, в каком стиле вы поете. Вопреки популярному высказыванию, практика не всегда ведет к совершенству, хоть и помогает стать лучше! Существует множество практических способов улучшить качество своего голоса. Для этого вы должны научиться правильно дышать, избегать некоторых продуктов, а также выполнять специальные разогревающие упражнения, до того как начнете петь или произносить речь. За ночь успеха не добиться, но приложив максимум усилий и потратив на это некоторое время, вы несомненно сможете улучшить качество своего голоса.

Шаги

Часть 1

Как правильно дышать и стоять

    Научитесь правильно дышать. Чтобы иметь сильный голос, вы просто обязаны уметь правильно дышать. Суть состоит в том, чтобы дышать глубоко:

    Используйте мышцы пресса. При правильном дыхании нижние мышцы (диафрагма) над вашим желудком должны двигаться вперед, освобождая место для еще большего объема воздуха. Во время пения (речи или просто для выдоха) используйте эти мышцы, чтобы выдавить воздух.

    • Используйте мышцы над поясницей (вокруг почек) точно таким же способом, чтобы контролировать свои вдохи и выдохи.
  1. Научитесь правильно стоять. Следите за положением своих ног, коленей, бедер, живота, груди, плеч, рук и головы:

    Расслабьтесь. Когда вы встанете в правильную позу, убедитесь, что вы больше не напряжены. Вы не должны ощущать напряжения от того, что выпячиваете грудь или держите спину ровно. Не забудьте расслабить мышцы лица и шеи.

    • Если ваше тело или лицо будут напряжены, то во время пения или речи вам будет трудно издать звук высокого качества.
  2. Ешьте здоровую пищу. Употребление цельных злаков, фруктов и овощей помогает слизистой оболочке вашего горла оставаться здоровой, а значит, здоровым будет и ваш голос.

    Расслабляйтесь. Стресс на все влияет негативно. Ежедневно уделяйте время, чтобы заняться чем-то, что поможет вам расслабиться. Можете заняться йогой, медитацией, сходить на прогулку, посмотреть любимый сериал, почитать хорошую книгу или поиграть на музыкальном инструменте.

    Старайтесь не кричать. Это особенно важно, если у вас скоро выступление. Крик может навредит вашему голосу и ухудшить его качество на следующие несколько дней.

    Обратитесь за помощью. Если качество вашего голоса недавно ухудшилось, например, голос стал более скрипучий, глубокий или натянутый, это может указывать на наличие проблемы со здоровьем. На всякий случай обратитесь к врачу, чтобы исключить вероятность заболевания.

  3. Будьте терпеливы. На то, чтобы улучшить качество своего голоса, может потребоваться некоторое время. Вы не получите значительного улучшения за ночь, но после того, как разогреетесь и научитесь правильно дышать и держать осанку, вы сразу почувствуете, как в вас что-то изменилось.

    • Нет ничего плохого в том, чтобы делать все постепенно. Сперва научитесь глубоко дышать и правильно стоять. Когда вы это усвоите, поработайте над положением рта и выполните несколько разминочных упражнений.