Как правильно обращаться к богу за помощью. Как молиться, чтобы Бог услышал нас? Просить у святых

Когда люди обращаются к Богу? В сложных жизненных ситуациях, когда надежда постепенно уступает отчаянию. Вот тогда-то люди вспоминают, что есть Бог. Не все, разумеется, но многие люди - верующие "в душе". До определенного момента.

Как правильно обратиться к Богу и попросить помощи у него?

Игра в одни ворота?

Прежде чем узнать, как попросить помощи у Бога, чтобы Он услышал просителя, стоит ответить на вопрос: помогает ли людям Бог по жизни? Глупо спрашивать, конечно, помогает. А люди часто благодарят Его за помощь, прежде чем вновь обратиться? И здесь наступает неловкий момент, потому что обычно просьба о помощи выглядит так: попросили (порой слезно), получили желаемое, забыли про Бога до следующего нужного момента. Благодарности места не нашлось. А это неправильно.

Людей с детства учат говорить "спасибо" родителям. Бог - это Отец, как же не поблагодарить Его за то, что он исполнил просьбу?

Как благодарить?

Как правильно попросить у Бога помощи? И как поблагодарить Спасителя за помощь? Это очень просто. Можно сходить в церковь и заказать , поставить свечку перед иконой Иисуса Христа.

Если нет возможности посетить церковь (именно по немощи, а не по лени и вечной суетливости), можно прочесть дома благодарственный акафист. Или поблагодарить Бога своими словами, стоя перед домашним иконостасом.

Люди не умеют просить

Как попросить у Бога помощи в любви, например? Не стесняясь, в первую очередь. Люди почему-то стыдятся просить о помощи своих ближних. Хорошо, если они не стыдятся обращаться к Спасителю со своими просьбами.

Не нужно этого бояться. Ведь это Отец ваш. Разве когда человек любит своего папу, он стесняется обращаться к нему? Разумеется, нет. Так же и здесь. Бог любит каждого и откликается на все просьбы.

Сложная ситуация

Оказавшись в сложной ситуации, часто человек сомневается: так ли нужно поступать. Люди нервничают, входят в состояние стресса, пытаются советоваться с близкими или принимают решение самостоятельно. Взвешивая все за и против, они начинают нервничать еще больше. И что делать? Как решить вопрос? Попросить Бога о помощи? Да, без всякого стеснения. Помолиться Спасителю, доверить Ему решение сложного вопроса. Кто, кроме Бога, знает, что для вашего блага лучше? Только Он ведет людей по жизни, помогая во всем и оберегая.

Никогда не стесняйтесь попросить помощи у Бога в сложной ситуации, как и вообще обращаться к Богу.

Ученики и студенты

Студенты и ученики - это отдельная тема. Много ли среди них тех, кто обращается к Богу за помощью? Вряд ли. Чаще всего за своих учеников молятся мамы и бабушки. Сами учащиеся или не хотят, или не верят, или не понимают, зачем это надо.

Как попросить у Бога помощи в учебе для сына или дочери? Молиться за своего ученика и просить, чтобы Бог помогал ему на пути к приобретению знаний. А еще лучше - самому школьнику или студенту просить Создателя о помощи.

Когда попросишь помощи у Бога, как-то не очень и страшно идти на сложный экзамен или выходить отвечать перед многочисленной аудиторией и строгим профессором.

Проблемы на работе

Бывает и так: человек работает, старается. А начальство недовольно и даже не пытается ответить на вопрос, что же в работе не так.

Или начальник дает подчиненным задачу. Они выполняют ее из ряда вон плохо, с треском проваливая ее. Как тут не разозлиться? Как не накричать на подчиненных? Как подчиненному терпеть придирки начальника на пустом месте?

Обратиться к Богу за помощью. Как попросить у Бога помощи в работе? Молиться о смягчении сердца начальника и о помощи для себя. Полезно будет молиться так: "Господи, помяни царя Давида и всю кротость его". Эта коротенькая молитва помогает в том случае, если начальник уж очень суров. Кстати, это относится и к студентам. Профессор лютует и отправляет всех на переэкзаменовку? Произносите почаще эти простые слова.

Ах, любовь, любовь

Как попросить у Бога помощи в любви? Молиться о том, чтобы Господь дал вторую половинку, если речь идет об одиноком молящемся.

Если же просящий состоит в браке, и тот по каким-то причинам дает трещину, то молиться о сохранении брака. Не один раз встать перед иконами, а регулярно просить, настойчиво. Не зря же сказано: "просите, и дано вам будет". Так что просите и стучитесь к Господу.

Почему не дается?

Бывает так: человек просит, просит, а не дается. Тут уже и роптать начинает - почему? Просьба вроде хорошая, не что-то дурное выпрашивает.

Как попросить помощи у Бога, чтобы эта помощь пришла? Точнее, как еще просить? Почему Он не всегда помогает? По нескольким причинам:

    Пример первый. Мать просит, чтобы Бог отвел сына ее от греха пьянства. Молится, молится, а сын продолжает пить. Почему так? Потому что он не заинтересован в том, чтобы завязать с алкоголем. И разумеется, не просит Господа помочь ему прекратить пьянствовать. Когда человек просит за кого-то, важно, чтобы и проситель, и тот, за кого просят, были заинтересованы в едином конечном результате.

    Человеку его просьба не во благо. Как так? Например, человек давно хочет купить машину, откладывает деньги. И постоянно эти деньги уходят на более значимые нужды: например, соседи сверху залили, ремонт нужно делать. Или пожилая мама заболела, нужны лекарства и качественное медицинское обследование. Приходится лезть в заначку. Может, эта машина просто не нужна? Кто знает, от чего Бог бережет просящего, не давая ему скопить деньги на собственный автомобиль? Возможно, Он спасает человека от смертельной аварии? Пути Господни, как говорится, неисповедимы.

    Просьба исполнится чуть позже. Бывает так, что просит человек чего-то, но то не исполняется. Только стоит смириться, и вдруг просьба услышана. Это потому, что только Бог знает, нужно ли человеку то, о чем он просит, и в какой момент это лучше дать просящему.

    Как человек просит?

    Выбрав минутку среди повседневной суеты, смиренно встав перед домашним иконостасом и мысленно озвучив свою просьбу - или вслух. Один раз, как правило. А потом просящий ждет, когда же его просьба исполнится. Когда Господь не откликается, человек опять просит - на этот раз настойчивее. И опять нет ответа. Тогда он вовсе перестает просить, посчитав, что это бессмысленно.

    Это неверно в корне. Как же тогда попросить помощи у Бога правильно?

    Как нужно просить?

    Это нужно делать, в первую очередь, с открытым сердцем, не стесняясь прибегнуть к помощи Божьей. Просить не единожды, а каждый день, когда молитесь (если молитесь). Буквально вопить внутренне к Богу. Как ребенок просит что-то у родителей? Настойчиво и явно не один раз, особенно тогда, когда чего-то очень уж желает. Вот и каждый человек должен просить так же, как просят дети - настойчиво и постоянно.

    Где просить?

    Обращаться к Спасителю за помощью можно дома или же в церкви. Вообще, не стыдно прибегать к Нему везде: по пути на работу, гуляя с ребенком, ходя по магазинам. Этого никто не запрещает.

    Наиболее часто люди просят помощи или в храме, или перед домашним иконостасом. Те, кто регулярно ходит в храм, знают, что можно вопить о помощи и там, и там.

    Просить дома

    Как попросить помощи у Бога дома? Если нет возможности добраться до храма - по болезни, например, не стоит стесняться молиться дома.

    Когда человек, пробудившись ото сна, идет к иконам, чтобы помолиться, не лишним будет после утреннего правила присовокупить к молитвам и свою просьбу. Только прежде чем это делать, не забывайте благодарить Бога за то, что Он разбудил вас и даровал вам новый день.

    По дороге на работу, вместо того чтобы слушать музыку, можно обратиться мысленно к Спасителю, снова потревожить Его своей просьбой.

    Вечером, после молитв на сон грядущий благодарите Бога за прожитый день и опять просите.

    Просить в храме

    Часто бывает так: заходит человек в церковь, ставит свечки, просит о чем-то и выходит, пребывая в уверенности, что его просьба незамедлительно исполнится. Так не бывает.

    Чтобы что-то получить в жизни, нужно усердно трудиться. Так же и перед Богом нужно потрудиться. Походить в храм по воскресеньям, отстоять литургию, в идеале - исповедоваться и причаститься. Но сделать это не для того, чтобы "подкупить" Бога, делать нужно от души. И просить, просить, просить снова. Стучитесь и откроется вам.

    Просить у святых

    Святые - помощники человека перед Богом. Сейчас, пока люди проходят земной путь и молятся им, они помогают. Как просить помощи у святого?

    Например, есть желание молитвенно обратиться к Матроне Московской. Не ленитесь прочесть акафист святой, затем - попросите своими словами. Почитайте акафист некоторое время, а после того, как получили желаемое, закажите молебен в храме и почитайте акафист в благодарность Матроне.

    Если есть возможность съездить к мощам святой, воспользуйтесь ей. Поклонитесь честным останкам угодницы Божьей, попросите ее о помощи. Святые имеют дерзновение перед Богом и просят за людей, живущих на земле.

    Немного о причастии и исповеди

    Как сказано выше, идеально - когда человек причастился и исповедался. Как же достичь идеала? Это не так сложно на самом деле.

    Исповедь - это покаяние о своих грехах. Искреннее, а не для "галочки". Люди должны не только понять, что согрешили, но и избавиться от этого греха в дальнейшем. Например, какой смысл каяться в курении, если вы не думаете исправляться. Понятно, что от этого греха так сразу не избавиться, особенно курильщикам со стажем. Все делается постепенно. Сначала выкуривали пачку сигарет в день. После первой исповеди стали курить на пять меньше. И потихоньку дойдете до полной победы над грехом с Божьей помощью.

    Есть каждодневные грехи, в которых люди каятся, вычитывая правило на сон грядущий. Последняя его молитва - каждодневная покаянная. Более сильные грехи люди "несут" в церковь.

    Какая она - молитва, чтобы попросить у Бога помощи? Можно молиться своими словами, они искренние и идут от сердца.

    Что насчет исповеди? Какие грехи особенно тревожат душу? Те и надо исповедовать первыми. По мере очищения души грехи будут всплывать из памяти самостоятельно. Только не надо стесняться рассказывать их батюшке, он еще и не такое слышал.

    Нужно сходить в храм (желательно в субботу вечером или в воскресенье утром) и исповедаться священнику.

    Что касается причастия, к нему приступают в случае должной подготовки. Это пост в течение трех дней (минимум). Он телесный, что касается поста душевного - это воздержание от различных увеселительных мероприятий, компьютерных игр, просмотров фильмов, прослушивания музыки. Для супругов это воздержание от близости на протяжении трех дней перед причастием.

    В субботу вечером нужно прочесть три канона: Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю. Также нужно вычитать акафист Иисусу Сладчайшему и последование ко святому причащению. Все эти молитвы есть в молитвословах, на худой конец, если дома нет молитвослова и нет возможности в данный момент купить, можно найти в интернете и распечатать.

    Если человек прошел три дня телесного и душевного поста, исповедь пройдена. Затем нужно взять у священника благословение на причастие. Как это сделать? Просто сказать: "батюшка, благословите причаститься". И если он спросит, готовы ли, перечислить, как готовились: постились и читали все, что положено.

    Заключение

    Так как же все-таки попросить помощи у Бога? Вот основные аспекты, про которые нужно знать:

      Просить можно дома и в храме.

      Дома, после прочтения утреннего и вечернего правила, сначала следует поблагодарить Бога за то, что он позволил вам увидеть новый день, и за то, что сподобил прожить еще один день. Затем присовокупите свою просьбу.

      Можно обратиться к святым с просьбой. Для этого стоит прочесть акафист выбранному святому и надоедать просьбой.

      В храме нужно просить не единожды, а ходить на службы и возносить молитвы вместе с просьбой о помощи.

    1. И самое главное - не забыть поблагодарить за то, что получите.

Молитва - это способ беседы человека с высшими силами. Обращаясь к Богу, Богородице, святым или ангелу-хранителю, человек кается в грехах, просит о содействии или благодарит за помощь. Каждое из таких обращений-молитв имеет свои особенности и правила.

Покаянная молитва освобождает от переживаний

Покаянная молитва - та, в которой человек признает свою вину, раскаивается в поступках, за которые стыдно перед Богом и людьми. По православным канонам, если человек не осознал свои ошибки, другие его обращения высшие силы могут оставить без внимания. Поэтому прежде всего важно покаяться в совершенных грехах. При этом признание вины должно быть искренним и действенным, иначе покаянная молитва не будет иметь никакого смысла. Такая молитва освобождает душу человека от груза переживаний, помогает обрести душевный покой и силы.

Молиться можно и своими словами, но хорошо бы знать хотя бы одну покаянную молитву, написанную подвижниками или святыми, так как их слова имеют особые вибрации. Одна из самых известных покаянных молитв - «Боже, будь милостив ко мне, грешному!». К покаянным также можно отнести некоторые разновидности канонов - молитв, посвященных какому-либо святому.

Хвалебную молитву произносите первой

Хвалебная молитва существует для того, чтобы человек мог прославлять Бога и святых, выразить им свою любовь. Во время таких молитв просьбы и другие обращения к высшим силам неуместны. Согласно православным традициям, хвалебную молитву следует всегда читать первой, даже раньше покаянной. Одну из них - «Слава Богу» - мы произносим очень часто, и делаем это в большинстве случаев машинально, даже не задумываясь над ее смыслом. Также хвалебную молитву принято произносить по окончании какого-либо дела. К хвалебным обращениям относятся каноны и акафисты - молитвы, посвященные Богу, Богородице или святому. Хвалебными молитвами обычно начинаются и заканчиваются все церковные богослужения.

Просительная молитва поможет в трудные минуты

Просительная молитва позволяет человеку обратиться за помощью или высказать свои желания. Просительные молитвы помогают человеку смирить свой эгоизм и гордыню. Ведь для многих очень непросто попросить о помощи. Да и просительная молитва - не совсем обычная просьба. Чтобы быть услышанной, она должна быть чистосердечной. Самые известные короткие просительные молитвы - это «Господи, благослови», которая произносится в начале любого дела, и «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Они являются универсальным обращением к высшим силам при опасности или в трудные минуты. К просительным молитвам относится также ектения - особое обращение к Богу, которое читают во время службы в церкви.

Благодарите высшие силы за все

Благодарственная молитва дает человеку возможность вознести благодарность Богу или святым за помощь. Ее принято читать независимо от того, получил ли человек то, что просил у высших сил. Даже если его просьба осталась без внимания, все равно нужно произнести благодарственную молитву - возможно, то что человек не получил, принесло бы ему только неприятности. В православии принято даже в трудные минуты жизни возносить благодарность Богу, так как любые испытания делают нас сильнее и мудрее. Самая распространенная короткая благодарственная молитва - «Спасибо, Господи, за все».

Молитвы лечат

Сравнительно недавно ученые стали изучать феномен молитвы и установили, что слова, обращенные к высшим силам, нормализуют все процессы в организме, снижают уровень холестерина в крови, помогают при депрессиях. Кроме того, молитвы «лечат» наше биополе и благотворно влияют на электрические импульсы мозга.

Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, обратиться к Богу — это ведь совсем не то, что к человеку? Когда мы обращаемся к человеку, у нас этой проблемы нет — мы видим перед собой человека, знаем цель своего обращения и обращаемся, и это представляется совершенно естественным. А вот к Богу — это всегда проблема, всегда та или иная трудность.

— Я не согласен с таким сравнением: к человеку обратиться — без проблем, а к Богу — проблема. Огромное количество людей, обращаясь к другим людям, делают это так, как на самом деле делать не стоит. И результаты такого обращения бывают достаточно плачевными. Иной человек, читая молитвы, полагает, что он молится, а на самом деле, как вы говорите, к Богу не обращается. Но бывает ведь и так, что человек обращается к человеку и говорит ему: мне от тебя нужно то-то и то-то. Но сердечного контакта между обратившимся и тем, к кому он обратился, не возникает. Человек, которого таким образом о чем-то просят, может это сделать только в силу своего христианского милосердия, добросердечия. А если он нашей просьбы не выполнил, то это в силу нашего жестокосердия. Нам нужно в равной мере учиться — и тому, как обращаться к Богу, и тому, как обращаться к человеку.

Прежде чем ответить на вопрос, как научиться обращаться к Богу и к людям, нужно сказать: человек может научиться только тому, чему он хочет научиться. Если желание есть, то особых сложностей не возникнет. Почему? Потому что если человек ощущает потребность в Боге, потребность в Его помощи, он будет искать способ эту помощь получить, милости Божией сподобиться. Каждый человек, который верит в Бога, знает, что у Бога можно просить помощи в молитве и что просить нужно так, чтобы собственное сердце откликалось. Так и происходит научение — человек сам, сердцем откликается на слова молитв. Вся суть в желании.

— В желании обратиться к Богу и обрести Его помощь?

— Конечно. Иногда происходит странная вещь: человек вроде бы верующий, православный, но, когда в его жизни что-то случается, не молится Богу, помощи Его не просит. Почему? Не по скромности, не по смирению. А потому, что ему как-то страшно вмешивать Бога в свои дела. Он хочет сам со своими делами разобраться. Худо-бедно, плохо, но — сам. Потому что вдруг Господь вмешается в его дела и сделает все совсем не так, как он сам хочет. Вот такой человек никогда не научится обращаться к Богу. Потому что для того, чтобы по-настоящему к Нему обратиться, нужно быть готовым принять Его волю о себе, какой бы она ни была. Любая молитва должна заканчиваться словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Но вот это-то и не хочется говорить человеку, и он предпочитает подчас ничего не говорить.

Если же у человека есть желание исполнять волю Божию, если он нуждается в исполнении этой воли — что можно ему подсказать, как ему учиться обращаться к Богу, чтоб это было не формально, а от сердца? Наша жизнь состоит из ситуаций, в которых мы чувствуем свою человеческую недостаточность, неразумие, немощность, греховность. И каждая такая ситуация должна становиться поводом для обращения к Богу. Как говорил преподобный Никодим Святогорец: ты встал вечером молиться Богу, и ты должен вытеснить из своего сердца все, что тебя занимало в течение дня. Но если ты не смог все это вытеснить, не в силах оказался забыть все это ради молитвы, то преврати это все в повод для молитвы. Потому что если для тебя это важно, то это нельзя мимо Него пронести.

Сколько у нас случается всякого, в том числе и того, что нас ранит! Непредвиденные обстоятельства ломают наши планы, разрушают то дело, которым мы занимаемся, дело вроде бы хорошее и богоугодное; от этого страдают люди. Как с этим быть? Нужно сказать: Господи, то, что от меня зависит, я постараюсь сделать, а остальное в Твоих руках, как Тебе угодно, так и будет. И примириться с этим. Как говорил старец Паисий: прежде чем что-то сделать, я зажигаю лампадку и воздеваю руки к Богу, а потом делаю то, что в моих человеческих силах. Это очень хороший урок нам. Нужно делать все, от нас зависящее, но прежде, чем делать, обращаться к Богу. И предавать все Его воле и о прочем не беспокоиться. Когда у нас преобладает такое отношение ко всему происходящему с нами и к Богу — это означает, что ниточка (тоже выражение Паисия Святогорца) доверия связала нас с Ним. Но доверие приходит именно через молитву.

— Но чтобы в час скорби сказать «…не моя воля, но Твоя» — нужно подумать, что эта скорбь, эта боль на самом деле нам зачем-то нужна. Так я Вас понимаю?

— Как говорил преподобный Исаак Сирин, нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как через скорби. В ровной, беспечальной, бесскорбной жизни не было бы тех моментов, которые заставят нас к Богу воззвать. Когда с нами что-то случается, это мобилизует нас, это все наши силы собирает. Святитель Феофан Затворник говорил: если ты молишься Богу, ты должен чувствовать в сердце своем некую «болячку», которая заставляет тебя свое сердце чувствовать, из его глубины взывать. А когда с нами что-то случается, эта болячка образуется сама собой. Боль наше внимание в сердце собирает, и мы молимся уже из сердца, а не откуда-то — невесть откуда.

Скорбь может приблизить нас к Богу, а может и оттолкнуть. Чтобы приблизиться, нужно сказать: Господи, мне плохо, мне больно, но если Ты мне это попустил, значит, мне это нужно, я благодарю Тебя. Если человек нашел в себе силы на это, он сделал огромный шаг вперед. Если же человек скажет иначе: «Да что же это такое, Господи, почему Ты так ко мне несправедлив!» — он сделает огромный шаг назад. По большому счету, нужно радоваться тем ранящим нас ситуациям, которые Господь нам Сам посылает и в которых мы можем Ему довериться. Нужно радоваться, что разыгралась буря и мы можем ступить за борт лодки и пойти по бурной воде — к Нему. Не было бы этой бури, мы не узнали бы, что это возможно. Хотя, конечно, любому из нас свойственно желать, чтоб погода на нашем море была хорошая.

— Значит, Гефсиманская молитва — это для нас для всех вечный образец?

— Да, и, следуя этому как образцу, нужно принять во внимание вот что: если Спаситель в Гефсиманском саду взывал к Богу трижды, борясь и орошая землю кровавым потом, то нам нужно взывать — не трижды, а триста, может быть, раз. Потому что наша борьба — это борьба с собственным нашим грехом, малодушием, леностью. Из этой борьбы нам нелегко выходить победителями. Но, выйдя, мы всегда становимся сильнее, потому что возрастаем в доверии к Богу. Один из древних святых говорил: если и небо приклонится к земле, мой ум не поколеблется. Таково было его доверие к Богу. Нам до такой меры далеко, но, шаг за шагом к этой мере приближаясь, можно стать очень сильным и счастливым человеком.

— Говорят, однако, что путь духовного возрастания — это бег вверх по эскалатору, идущему вниз. Стоит остановиться…

— Стоит человеку, навыкшему уже в покаянии и доверии к Богу, расслабиться, позволить себе жалобы и ропот — и вот, он стал слабее и неразумнее, чем был. Расслабился раз, другой, третий — и стал уже совершенно неразумным человеком, не понимающим путей Божиих и неспособным с ними примириться.

— Когда мы во власти какого-то острого переживания, когда мы в слезах, в состоянии крайнего эмоционального стресса, мы именно расслабляемся и зачастую совершенно не помним о Боге. Если мы способны-таки оглянуться на себя — хотя бы в силу того, что к вечерней молитве себя приучили и даже в этом состоянии не можем ее опустить, — мы осознаем, что все это время Бога для нас словно и не было. И очень трудно вновь собраться и к Нему вернуться.

— А на самом деле эта мучительная для нас ситуация имеет своей целью о Боге нам напомнить. В подобных случаях действительно бывает трудно справиться с возбужденными нервами. Но как оно возникает, нервное возбуждение? Оно имеет причину во множестве помыслов, которые у нас в голове толкаются и нас дергают туда-сюда. О том, какова бывает брань с помыслами даже у святых, говорит нам эпизод из жизни Макария Александрийского: его так измучил помысл куда-то непременно пойти, что он лег на пороге своей кельи и сказал: кто хочет, может понести меня, а сам я никуда не пойду. И лежал так до тех пор, пока не ушел помысл. Помыслы расшатывают нервную систему, а борьба с ними — это, во-первых, вопрос веры, а во-вторых, дисциплины. Дисциплина ведь во всем нужна. Если человек привык вставать вовремя, он будет вставать вовремя. Привык позволять себе полежать «пять минут», будет лежать час. Привык при любой приключившейся скорби говорить: Господи, да будет воля Твоя, благая прияхом, злых ли не стерпим (ср.: Иов 2, 10) , значит, так и будет говорить. А если человек сначала позволяет себе помалодушествовать, предается жалости к себе и лишь потом пытается взяться за себя, то, конечно, ему трудно будет справиться с собой.

— Стащило вниз, попробуй выберись теперь наверх…

— Да, я знаю это по собственному опыту, потому что меня тоже постоянно туда стаскивает. Эскалатор не просто вниз идет, он еще и очень быстро движется. Но бывают случаи, когда все же не даешь себя стащить.

— В течение всей нашей жизни, изо дня в день нашим вниманием владеет наша же собственная ситуация со всеми ее проблемами, радостями, надеждами, страхами… Мы обращены к себе, внутрь себя, может быть, а к Богу — лишь постольку, поскольку это имеет отношение к той же нашей ситуации. Когда нам плохо и страшно, мы готовы вскричать «Господи, помилуй!», когда нам что-то до зарезу надо, мы готовы это у Него просить, вымаливать, но постоянной обращенности ко Творцу у нас нет. Потому и не можем толком молиться… Как развернуть себя на некое количество градусов?

— Это верная мысль, к Богу нужно не просто обращаться время от времени, к Нему нужно постоянно самого себя разворачивать. Почему это так трудно? Трудно оставить все то, к чему обращен человек, за что он держится, что владеет его душой и вниманием. С чего начать? У Антония Великого есть хороший совет: прежде чем отходить ко сну, обязательно поблагодари Бога за все, что было в этот день. Даже если в этот день, по рассуждению человеческому, не было хорошего вообще ничего, а было только плохое. Все равно нужно поблагодарить Бога — сначала лишь устами, а следом за этой устной благодарностью — может быть, даже через силу произнесенной — появится осознание того, за что мы Бога благодарим. За то, что Он дал нам прожить еще этот день. За то, что, хотя мы и впадали в грехи, от многих иных грехов нас Господь сохранил. За то, что Он как-то меняет, образовывает, учит нашу душу. Только начни благодарить — и сердце подскажет за что. И с такой же благодарности Богу важно свой день начинать. Тогда не будет этого мгновенного погружения в собственные обстоятельства, проблемы, скорби — сразу после пробуждения. Тогда — открыл глаза, и первая твоя мысль не о будильнике, не о работе, не о деньгах, не о службе даже — потому что ведь мы умудряемся и в храм бежать, совершенно о Боге не думая, — а именно о Нем. Если человек навыкает, едва открыв глаза, сразу говорить: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты даешь мне еще один день», тогда со временем эти слова очень глубоко в сердце проникнут.

— И так возможно научиться все время видеть Бога, иначе говоря, реагировать на Него как на постоянно присутствующее в нашей жизни обстоятельство?

— Для того чтобы все время Его видеть, просто не надо от Него отворачиваться. Ведь в этом мире, в нашей жизни нет ничего такого, что не напоминало бы нам о Боге. Им мы живем, дышим и существуем. Если в какой-то момент Его воля, поддерживающая наше бытие, станет иной, мы перестанем существовать. Поэтому нет такого момента, в который у нас не было бы повода о Нем вспомнить.

Но сила памятования человека о Боге может быть различной. Это как отношения с человеком: когда-то они бывают ровными и привычными, а когда-то захватывают нас целиком. Очень важно, чтобы это чувство — что всё вокруг, всё, что с нами происходит, есть дело рук Божиих и Промысла Его о нас — присутствовало в нас постоянно. В нашей жизни нет ничего, что не имело бы отношения к Богу!

— Вы говорите: «Если есть желание, особых трудностей не будет», но как все же трудно, практически невозможно себя перестроить! У кого это получается? У Вас получается, например?

— Каждого из нас на пути духовном ждут маленькие открытия. И эти открытия свидетельствуют — не о преуспеянии, нет, но о том, что человек каким-то образом все же нащупывает для себя некий путь. Мы очень разные, и Господь, когда хочет чего-то от нас добиться, употребляет разные способы воздействия на наши души. Разные способы призвания. Каков был, например, способ призвания апостола Петра? Неожиданно богатый улов рыбы (см.: Лк. 5 , 4-7). А с апостолом Матфеем это произошло иначе (см.: Мф. 9 , 9). И с апостолом Павлом (см.: Деян. 9 , 3-9). К каждому сердцу Господь подбирает свой ключ. Вот и мы — каждый к своему сердцу — должны какие-то ключи подбирать. Потому что сердце каждого из нас — оно, с одной стороны, человеку принадлежит, а с другой — будто и не его, настолько не управляемо им.

Я, например, нашел для себя такой ключик: когда я оказываюсь в ситуации, которая для меня тяжела, которая может разрушить меня — и не только мою нервную систему, не только мою жизнь, но и — самое страшное — мои отношения с Богом, — я стараюсь представить себе последствия. Каким я стану, если я позволю этой ситуации себя преодолеть, если не найду в себе сил смириться с волей Божией и благодарить Его за все, что Он мне послал? Я останусь ни с чем. С истрепанными нервами, с разрушенной жизнью, с явными признаками моральной и интеллектуальной деградации. А главное — я окажусь в удалении от Бога. И как мне такому жить? Вот эта мысль об ужасе, в который я могу сам себя ввергнуть, — она помогает мне преодолеть мучительную ситуацию и жить, хотя не всегда помогает сразу.

— Скажите, в чем еще должен состоять наш труд? Мне кажется, что перестраивать нужно очень многое, например отношение к людям.

— С внешней стороны, все постигающие нас испытания приходят от людей. Господь устраивает нашу жизнь, но непосредственно создают наши жизненные обстоятельства все же люди. Иногда мы говорим себе так: «Да, конечно, я смиряюсь с тем, что мне Бог посылает, но вот именно с этим человеком я мира найти не могу, потому что он — орудие неправды». Но мы не должны так говорить на самом деле; в этом случае мы, по слову аввы Дорофея, становимся похожими на собаку, в которую бросили палку, а она, вместо того чтобы разобраться, откуда и почему эта палка прилетела, хватает ее и грызет как причину своей беды. А причина нашей беды — не человек и не Бог. Причина — это, с одной стороны, наша испорченность, с другой — испорченность окружающего нас мира. И это надо принимать — не как что-то, имеющее к нам лишь косвенное отношение, а как то, в чем мы непосредственно живем. Когда нас обвиняют, притесняют, как нам кажется, несправедливо, вспоминать заповедь о левой щеке (см.: Мф. 5 , 39), вспоминать те наши неправды, за которые нас никто не обличил и не наказал, которых, кроме нас и Бога, никто не знает. Да, можно сказать: это очень трудно, это сложно — жить так, как вы предлагаете сейчас. Но опыт показывает, что жить иначе, не делать всего этого — гораздо труднее.

— Молитвы, оставленные нам святыми отцами Церкви, — они как бы сшиты не по нашей мерке. Мы не испытываем того, что испытывали они, мы до этих переживаний просто не доросли. Знакомство с их наследием нам, безусловно, полезно, более того, необходимо: без этого маяка мы найти верный курс не сможем; но как нам молиться их словами? Как быть, если та или иная молитва не становится своей?

— Ребенок учит стихи Пушкина, или Тютчева, или Блока, не понимая их глубинного смысла; но, если он читает стихи с интересом и вниманием, душа его понемногу преображается, и постепенно он может прийти к пониманию поэзии. И со временем, может быть, поймет больше, чем Пушкин или Тютчев, бывает и такое. Нечто сродное можно сказать и о чтении молитв. Человек, читающий их внимательно, всегда найдет в них что-то, отвечающее его собственным внутренним запросам. Молясь по молитвослову, мы просим у Бога прощения, милости, и это вполне соответствует нашей мере. Но там же, действительно, есть вещи, которые нашу меру превосходят. Например: святые гораздо лучше нас видят собственную греховность, свое недостоинство и облекают это в такую словесную форму, что нам кажется — мы лучше их. Или: мы понимаем, что мы намного хуже, но скорбим оттого, что, в отличие от них, никак по-настоящему почувствовать это не можем. Но если человек молится внимательно и усердно, если он сообразует свою жизнь с молитвой, изменения в нем происходят. Человек вырастает — если не в меру святых, то, во всяком случае, в меру понимания, внутреннего принятия тех слов, с которыми они к Богу обращались. Молитва воспитывает человека.

Мы нередко исходим в своих рассуждениях из того, что святые — совсем не такие люди, как мы, куда нам до них. Это, с одной стороны, так; но душа человека, душа любого из нас изначально создана удивительно хорошей, чистой, светлой. И в ней — поскольку человек создан по образу и подобию Божию — все лучшее уже заключено. Да, она испорчена, искажена грехом. Но лучшее в ней все равно есть, и это лучшее, безусловно, способно откликаться на слова святых, жить этими словами и воспринимать их как свои. Наша душа похожа на измученного, забитого узника, а когда мы молимся, мы выпускаем ее на свободу. У нее есть крылья, и когда мы молимся, мы даем ей их расправить, и она снова получает возможность летать.

— Значит, нужно ждать и надеяться, что слова молитв, сложенных святыми отцами, станут когда-нибудь нашими?

— Ждать не надо. К этому надо идти каждый день. Это ведь как искорки — сегодня одна искорка блеснет и осветит нашу жизнь, завтра другая. Сегодня одно слово молитвы вдруг переживется сердцем как наше собственное, завтра другое. Просто нужно это помнить, не забывать случившихся уже озарений. Складывать этот опыт в своем сердце и дальше им жить. А еще важно — не бояться переживать то, что переживали святые. Человек нередко этого боится, потому что переживать это больно; сердце приходится глубоко раскрывать и обнажаться перед Богом и перед самим собой. Здесь необходим отказ от самозащиты, ощущение собственной беззащитности. Потому что только тогда, когда мы не защищаем себя сами, нас защищает наш Защитник.

— Но в повседневной своей жизни мы так привыкли защищаться, что расстаться с этой привычкой кажется невозможным.

— Да, человек — существо, зависимое от своих привычек, но привычки можно менять. Вредную привычку курить человек может сменить на полезную привычку — бегать по утрам. Привычки должны зависеть от человека, а не человек от привычек. Мы привыкли обижаться и страдать, если нам говорят какую-то неприятную правду о нас; а почему? Почему первично страдание, а не радость от того, что нам указали на что-то дурное в нас и тем самым помогли измениться? Молитва призвана изменить наше сердце, а защищая себя, мы сердце свое защищаем от нее. Здесь нужно выбирать и нужно знать, что зависит это не от возможности или невозможности, а от желания или нежелания. Есть, к примеру, такая вещь, как балет: можем мы с вами сделать то, что делают артисты балета на сцене? Вряд ли. А они ведь такие же люди, как и мы, просто они годами упражняли свое тело — потому, что хотели в балете танцевать. Мы призваны не тело упражнять, а душу, и если у нас это плохо получается, то только потому, что мы плохо хотим.

И еще один важный момент: не бояться правды окружающей нас жизни. Не прятаться, не бежать от нее, не приукрашивать, а иметь смелость встречать ее лицом к лицу — со всей ее болью, ужасом, тяжестью. И не ужасаться от этого, не изнемогать от этой боли, а принимать жизнь такой, как она есть. Только так относясь к жизни, можно увидеть человеческую боль и попытаться уврачевать ее. Только видя жизнь такой, как она есть, можно кому-то помочь и не пройти в конечном итоге мимо Христа. Нередко человек отказывается видеть жизнь такой, как она есть, и пытается формализовать ее. И тогда все становится формальностью, в том числе и отношение к Богу. В начале нашей беседы вы сравнивали отношение к Богу с отношением к человеку: а всегда ли мы к людям относимся не формально? Всегда ли мы готовы человека принять таким, каков он есть, принять в свое сердце, а не отвернуться от него? Как часто мы отворачиваемся от человека, потому что он боль какую-то нам причиняет — самим фактом своего существования! А закрывшись от человека, мы почти всегда закрываемся от Бога. А если мы однажды свое сердце для Него закрыли, оно не раскроется потом автоматически. Для того чтобы оно раскрылось, нужны будут особые усилия, труд покаяния. Почему преподобный Силуан Афонский говорил, что молиться за мир — это кровь проливать? Потому что для молитвы за мир надо такое сердце иметь — любящее, чувствующее, милующее. Вот почему старец Силуан плакал над змеей разрубленной, над летучей мышью, которую кипятком обварил случайно. Это трудно — так жить. Жить и плакать над чужою болью. С точки зрения современного человека такие слезы — признак расшатанной нервной системы, истеричности и т. п. А с точки зрения христианства это норма — такое отношение ко всему живому. Обнаженное.

Есть еще одно хорошее правило, правда, его не так легко соблюдать. Когда что-то случается такое, ранящее нас, когда мы вдруг о чем-то узнаем, не реагировать на это сразу, а сделать как бы шаг назад и дождаться, дать произошедшему отозваться в сердце, откликнуться — и реагировать уже после этого сердечного отклика. Ведь мы очень часто лишь по поверхности событий, явлений скользим, и это тоже мешает нам подлинной сердечной жизнью жить. А если человек не живет подлинной жизнью, то и молитва его не может быть подлинной.

Журнал «Православие и современность», № 29 (45)

Марина Бирюкова

Вопрос, на самом деле очень важный! Его задала Татьяна: Подскажите пожалуйста, как правильно просить и своего , ведь многие люди простят, и всю жизнь просят, но далеко не все их просьбы и молитвы исполняются. Почему одни молитвы Бог слышит и помогает исполнить, причём бывает, что почти мгновенно, а к другим молящимся небеса остаются равнодушны? И если есть какие-то правила – как правильно просить, чтобы тебя услышали?

Очень и очень правильные вопросы! Действительно, далеко не все молитвы исполняются именно так, как просят люди, и на это есть свои причины. Действительно, есть правила, которые нужно обязательно учитывать, когда вы о чём-то просите Высшие Силы. Постараюсь ответить развёрнуто, хотя о многом мы уже говорили в других статьях. Ссылки буду приводить в тексте.

Как правильно просить Бога, чтобы он услышал вас и помогал

Ещё раз повторюсь – Бог и Высшие Силы это не золотая рыбка и не джин из бутылки, и служить людям не является их задачей, исполняя все желания просящих (это было бы ужасно и губительно для человечества)! Высшие Силы реализуют Замыслы Творца, Волю Бога, хотите об этом знать больше – . Лучше всех, на мой взгляд, об этом сказала :

Я просила силы – и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости – и Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову.
Я просила мужества – и Бог послал мне опасности.
Я просила любви – и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи.
Я просила благ – и Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что хотела, но я получила все, что мне было нужно!
Бог услышал мои молитвы…

Но это не значит, что Бог и Высшие силы не будут помогать людям в достижении их целей и мечтаний. Конечно будут!

Нужно также отметить, что не всегда человеку, в исполнении его желаний помогают именно , Бог. Всё зависит от желаний (целей) и мотивов человека. Если цели достойны и мотивы чисты – помогать будут Силы Света. Если цели тёмные, разрушающие, или мотивы негативные, злые, корыстные (месть, обман, причинение вреда) – человек может получить помощь, но только от . И рассчитываться за такую помощь он будет своей душой и судьбой (рабством), и плюс за грехи ещё придётся ответить (испытываемые страдания).

Когда и почему Бог не станет помогать человеку в его просьбах?

1. Когда человек обращается к Богу и просит о чём-то недостойном: зла для кого-то, не заслуженных благ для себя, др.

2. Если человек не искренен в своих помыслах и молитвах. Например , человек прося о чём-то Бога, что-то обещает Ему в своих молитвах. Бог помогает ему, но человек свои обещания данные Богу выполнять не собирается.

3. Если человек торгуется с Богом, как на базаре и ставит Ему условия. Например: “Если ты Бог мне сделаешь то-то, или подаришь то-то – я тогда, так уж и быть, буду хорошей девочкой или мальчиком” . С Богом торговаться бесполезно, это гадкий подход использования Бога в своих мелких корыстных интересах. Все просьбы должны быть искренними и чистыми, и идти из самой глубины вашего .

4. Если человек нагло врёт – обещает и не делает, и так много раз. Например , приходит человек в церковь, просит что-то у Бога и обещает, что не будет злословить, будет работать, и т.д. А как только выходит из церкви сразу забывает о своих обещаниях, тут же обкладывает матом идущих на встречу, льёт грязь, и работать даже не собирается. Таких примеров хоть отбавляй.

5. Когда, например, вы просите за другого человека, а он этой помощи от Бога не заслуживает. Это не значит, что не нужно за него молиться, но это значит, что решение помогать или не помогать этому человеку – всегда остаётся за Богом, Ему виднее.

6. Если человек не то просит, т.е. его просьбы направлены не туда, вразрез Воле Бога. Например , вы просите Бога помочь вам поступить на юридический факультет, а у вас кармические задачи в сфере образования, и вам нужно поступать на педагогику. Или вы хотите уехать в Японию и просите об этом Высшие Силы, а Они для вас приготовили судьбу с переездом в Германию, например. В этом случае, сколько бы вы не просили чего-то “своего” – вы будете встречать препятствия, пока не поймёте, что пытаетесь идти не в ту сторону. Здесь, конечно, желательно получить помощь , в работе с которым можно узнать свои , и откорректировать свои планы в соответствие с Волей Высших Сил.

7. Когда вы чего-то хотите, просите об этом Бога, но предварительные условия для этого не выполнили. Например, человек просит исцелить его от какой-то болезни, а сам меняться не собирается. Как был озлобленный и обиженный на весь мир, так и продолжает злиться и обижаться, но при этом просит исцеления от рака, причина которого – накопленные им обиды. Пока он не осознает причину болезни и не начнёт работать над собой, выполняя все условия – особой помощи он не получит.

8. Самый наглый вариант. Когда человек чего-то просит, а сам для этого делать вообще ничего не собирается. Его “Дай” направленное к Богу – никому не интересно: дай принца (а сама замухрышка не ухоженная), дай денег (но работать не буду), дай красивое тело (но спортом заниматься не хочу) и т.д. Таких “Дай” каждый день к Богу направлено миллиарды, но таких наглецов и лентяев трудолюбивое Небо слушать никогда не будет.

Есть и другие причины, почему Бог не реагирует на просьбы, например неблагодарность, когда человек вечно недоволен тем, что получает и совершенно не ценит то, что уже имеет по жизни. Основные причины перечислены, хотя есть и другие.

Как правильно просить Бога чтобы Он помогал вам! Практические рекомендации

1. Просить только о достойном! Желать блага себе (прежде всего своей Душе), другим людям и этому миру. Злым – нужно желать справедливости (справедливого наказания Свыше), а не зла.

2. Мотивы, ваши помыслы – должны быть чистыми! Будьте искренними перед собой, ибо ни у кого не получиться обхитрить Бога. Спрашивайте себя – ради чего и ради кого вы просите что-либо у Бога? И честно отвечайте себе на этот вопрос. Дальше, находите для себя чистые бескорыстные мотивы.

3. Не торгуйтесь с Богом и будьте готовы принять любую Его Волю! Будьте готовы принять любой ответ Бога с благодарностью, это повысит ваши шансы в получении желаемого. Просите активно, но с внутренним перед Всемогуществом и Мудростью Бога.

4. Действуйте сами! “На Бога надейся, но сам не плошай” . Помните, Бог – помогает, но не делает вместо вас. Просите и делайте со своей стороны всё, что зависит от вас. Закон работает так – чем больше вы сами взяли ответственность за свою цель, тем большую помощь Свыше вы получаете. Бездельникам Бог не помогает. Они сначала должны захотеть победить свою лень и доказать, что достойны Его помощи.

5. Выполняйте данные Богу обещания! Если вы что-то пообещали Высшим Силам в своих молитвах – старайтесь всеми силами этому следовать! А лучше всегда записывайте то, что вы обещаете, чтобы не стать пустословом перед Богом. вам будет помогать максимально, если вы выполняете свои обязательства. Наивысшее покровительство Бога имеет всегда Человек Чести, а не обманщик!

6. Самые любимые просьбы Бога, которые нужно знать! Лучшее, что вы можете просить (что больше всего поощряется Высшими Силами): А) Наиболее эффективное Развитие для Своей души В) Понять и реализовать С) Познать Истину, узнать Правду D) Осознать и искупить свои Грехи Е) Воспитать в себе достойные личные качества (стать ответственным, сильным, достойным) F) Понять и реализовать свои и своё Предназначение G) Служить Богу и Обществу – принести наибольшее благо для этого мира. Другие.

Это те просьбы, в воплощении которых Бог максимально будет помогать человеку!

7. Будьте благодарны за всё, что вы уже имеете в жизни! За всё хорошее – благодарите! За все испытания и уроки в которых стали сильнее, мудрее – благодарите! В первую очередь Бог помогает благодарным! А у не благодарных и вечно недовольных – забирает то, что они не ценят.

Если у вас возникнут вопросы – !

И на самом деле, когда? Из Писания мы знаем: просите, и дастся вам. Посему просим, и просим, как нам кажется, нужного не получаем. Может быть, мы действительно не понимаем, что нам нужно. Ведь не зря апостол говорит: «О чесом бо помолимся, не вемы». Если уж великий Апостол не знал, что просить у Господа, то что можем знать мы, приземленные и окутанные непрестанной и часто пустой суетной жизнью?

Однако каждый верующий из личной жизни знает, как милостивый Господь не оставляет его в просьбах. Сколько изливается у человека ко Господу просьб, столько же и много больше следует от Него счастливых и утешительных ответов.

Да, бывают просьбы, которые остаются без ответов. Когда? Разве несчастная мать не знает, что нужно для ее непутевого сына: наркомана, пьяницы, разгульного дебошира? Знает и просит. А сын остается, к ее слезам и горю, прежним, если не хуже. Часто матери утверждают, что сын хочет оставить свои проступки и не может. «Я, батюшка и молюсь, а Господь не помогает. Может, неправильно молюсь?» Что в утешение скажешь разочарованной во всем матери? В своем отчаянии у нее уже слышен ропот на Господа: «молюсь, а Господь не помогает».

– Знаю, мать, что молишься. Но сын льстит тебе, жалобит тебя своим притворством, но оставить прежней жизни не хочет. Поэтому скажу тебе: продолжай, мать, молиться. Молитва матери не может быть не услышана, и она сделает свое дело, пусть это будет, может быть, даже после твоей смерти. Прошение матери, любящей свое дитя даже до смерти, умолит Господа, и Он вразумит заблудшее чадо. Приведи-ка его на службу, после службы мы с ним побеседуем.

– Не могу уговорить, батюшка, не хочет.

Вот весь ответ на слезный вопрос. Ах, если бы молитва была обоюдная!

Знаем из Ветхого Завета, как согрешили два израильских царя, Саул и Давид. И оба просили пророков помолиться о них. Но первому пророк повелел сдавать царские дела, так как он, согрешив, больше не может быть царем Израиля, а другому, гораздо более согрешившему, на первое же прошение о молитве, пророк ответил: «Отъят грех твой!»

На первый взгляд просматривается как бы несправедливость. Ведь оба просят, и просят пророка, человека, имеющего, если можно так выразиться, прямой выход к Богу. А ответ различен: Давид помилован, а Саул отвержен в своей просьбе. Почему? Потому что один из согрешивших, посыпав пеплом голову, стенал и молился о помиловании, а другой продолжал богопротивный образ жизни, желал, чтобы кто-то иной за него просил и молился.

Но в жизни встречаются и буквально дикие случаи. Врачи из прихожан заметили за мной, что их старенький батюшка слабеет здоровьем и отправили меня в местные Уральские санаторные здравницы отдохнуть, подкрепить силы. Так получилось, что рядом, на базе отдыха «Медик» находилась на каникулах студентка Челябинского мединститута Машенька Шмакова со своей мамой. Семья верующая. Было это 4 августа, в день памяти Марии Магдалины. И мы по-походному, отметили день Ангела Машеньки. Пропели, как и полагается, «многая лета». Мелькнула мысль: наверное, в этом месте первый раз в жизни прозвучала молитва многолетия. А когда шли в свою здравницу «Утес», попали на водосвятный молебен в часовне в честь иконы Божией Матери «Целительница». После молебна пошли отдохнуть на квартиру, которую предоставили нам добрые люди. Проходя мимо продуктового павильона, матушка зашла в него купить чего-нибудь к ужину, а я присел на стульчик у столика павильона. Из павильона вышел высокий молодой парень, бесцеремонно подсел рядом и неожиданно довольно грубо заговорил:

– Откуда ты взял, что Бог есть?

– А откуда ты взял, что он есть?

– А откуда ты взял, что Его нет?

– Я тебе глаз выбью, я два года отсидел, вот видишь, – и показывает рогатый кулак с оттопыренными кривыми пальцами.

– От этого ничего не изменится. В моей тюрьме, которую я духовно окормляю, где более трех тысяч таких же ребят, никто мне подобного не обещал, а теперь у моих ребяток появится новичок для веселой тренировки и развлечений. Но вся беда в том, что ты никогда не слушал свою мать, потому что не любил ее.

– Я бы вас всех перестрелял! – в злобе выкрикнул и ушел пьяной походкой.

– Матерь Божия, исцели, удали из этого мальчика духа злобы, как они скоро чувствуют противоположный им Дух Божий в людях!

Кто помолится о таком? Что его ожидает? Один Господь знает.

Но отрадно и, можно сказать, наградно то, что чувствует верующий человек, просящий у Господа помощи. Просьбы таковых исполняются тут же.

С позволения терпеливого читателя моих записок приведу одно-другое Божие воспоможение моим просьбам, которые ясно показывают, какие наши просьбы приличны Богу для исполнения. Желаю прежде пояснить, что помощь Божия, оказанная мне, была не за мое достоинство, а за то, что просьба моя оказалась угодной Богу, о чем я уразумел, к моему стыду, спустя много лет, будучи уже священником.

Я подрос, и меня взяли в армию. Мама осталась одна жить в бараке, в который нас привез мой папочка в 1939 году в шахтерский поселок Роза Коркинского района. За мое пребывание в армии барак попал под снос, и маме в двухэтажном доме дали комнатку на подселение в 12 кв. метров.

Когда я вернулся из армии, меня отказались прописывать, поскольку норма жилплощади на человека была в 9 кв. метров. У нас площади явно не хватало. Парадокс был решен пропиской. Подошло время создания семьи. Жену не хотели прописывать по этой же причине, но все-таки прописали.

Заканчиваю горный техникум, работаю в шахте механиком на добычном участке. Родился ребеночек, затем второй. Резко чувствуется нехватка жилья, но шахта жилье не дает. Горисполком информировал шахту о крещении моих детей, и я попал в число неблагонадежных. Меня много раз внаглую тасовали из первоочередных в последние. В бригаде слесарей-ремонтников ко мне было очень хорошее отношение. Люди старше меня, опытные в работе и жизни, видя мое безвыходное положение, однажды поздненько вечерком делегацией пришли ко мне домой с бутылочкой водки и положили на стол 1200 руб. денег. По тому времени это были очень большие деньги. Они все жили в своих домах.

Оказывается, они сторговали недалеко от шахты для меня дом. Я был в испуге и недоумении. Вначале было отказывался, но строгий разговор шахтеров меня остановил: «Не возьмешь, заберем назад, второй раз не предложим, и дружба наша поломается. Работаем вместе, отдашь со временем». Так я стал обладателем собственного дома, в котором прожил много лет. Было очень удобно – работа рядом.

По годам дом был старый, засыпной. Площадь достаточная, но в хороший мороз стены промерзали, и дом приходилось топить без остановки. Благо уголь был. Трудностей перенесли предостаточно и самая главная в том, что когда зимой мы с женой бывали на работе, мама часто по своей немощи пребывала в нетопленном дому.

И вот как-то я пришел из ночной смены домой. Дети в садике, Мария на работе, печь, затопленная ей, почти прогорела, мама лежит в своей комнате под толстым одеялом, рядом с ней Мария поставила термос. Стена, где лежит мама, покрыта снежным инеем. Растопил печку, напоил маму чайком и присел рядышком на краешек кровати.

Милые наши мамочки, забывая о себе, переживают о детях.

– Сынок, как у тебя дела на работе?

– Мамочка, все хорошо.

– Слава Богу. Пока ты на работе, я непрестанно молюсь о тебе.

Я взял в руки газету, и на глаза попалась заметка о том, что в этом году для благосостояния советского человека сдано в эксплуатацию столько-то миллионов квадратных метров жилья. В душе невольно вырвалось: «Господи! Мне бы из этих миллионов полуторку, для мамы. Я день и ночь в шахте, Мария на работе, мама одна в холоде. Был бы папка, вопрос был бы решен еще в моем младенчестве. На работе боюсь и голос подать о жилье. Господи, Ты наш Отец, помоги мне маму содержать в тепле, она этого заслужила».

Мама и жена мне часто говорили, чтобы я оставил работу в шахте. Но я не видел, куда себя можно было с горным дипломом приложить. Тянул, как говорят, резину, отодвигал в сторону на эту тему домашний разговор. И, как теперь я это понимаю, в этом была моя большая ошибка: непослушание маме и воле Божией. И тогда Господь ставит меня в иное положение.

В Союзе радовались открытию в Тольятти нового автомобильного завода ВАЗ. «Жигули» давались передовикам производства. У меня были блестящие производственные показатели. В то время у меня был «горбатенький» Запорожец, но хотелось «жигули». Но мое положение на получение автомобиля оказалось таким же плачевным, как на квартиру. Терпению бывает предел, и я вышел на разговор с директором шахты, считая себя обделенным.

К этому времени мой рейтинг вырос: меня перевели механиком на участок «Вентиляция». Иначе говоря, на мне лежала газовая защита шахты. Это высоко и очень ответственно. Но все мои успехи были не в счет, первым противником моих просьб был парторг шахты. Аргументы были налицо: посещение Церкви, сводки о крещении детей, морально неустойчив. И я решил уйти с шахты. Домой пришел расстроенный, мама заметила и спросила причину. Я рассказал и добавил, что если бы сейчас меня стали уговаривать остаться на шахте и предлагали «Жигули» бесплатно, я бы не согласился, считая, что променял веру на гроб с колесами. Конечно, на душе было очень плохо и болезненно, но надо было раньше слушать маму, ушел бы тихо и мирно, безболезненно. Куда пойти? Мария предлагает на строительство «Челябинской птицефабрики», где она работала на стройке, с тем, чтобы впоследствии перейти ветврачом. Решили. Решение принимали втроем: я, мама и Мария. Ни дети, ни родня ничего не знали. Договорились, что пока не устроюсь на работу, никому не скажу ни слова, куда иду. Так внушил Господь.

– Авва, мы с тобой в глубокой пустыне, в твоей пещерке находимся одни, нас никто не слышит, для чего же нужно было писать записку, да еще сжигать ее?

– Наш разговор слышит лукавый.

– Нет, не мог. Он не обучен этому. К тому же читать записку написанную человеком Божиим, ему не позволит его первобытная гордость.

Вспомнив совет дивного старца, мы решили иметь свою семейную тайну.

Итак, я подал заявление на увольнение. После подписи директора, заявление должен был подписать мой начальник участка «Вентиляция». Ярый коммуняка. Меня терпел только в силу того, что у меня была чудная дружба с РГТИ (горнотехническая инспекция), перед которой трепетали все. В этом была воля Божия, которая держала меня перед ненавистниками на плаву. И вот, мой дорогой начальник, подписывая заявление, спрашивает:

– Куда идешь?

– Мне дадут квартиру.

– Будешь механиком?

– Нет. Сантехником.

– Почему?

– Я же говорю, что мне дадут квартиру. Вы же не даете!

– Ты не получишь квартиру.

– Получу. Иначе я бы не ушел с шахты.

– Ты не получишь квартиру.

– Почему?

– Пока я депутат Горсовета, ты квартиру не получишь.

– Получу. И заранее приглашаю тебя на новоселье.

– Я не пойду к тебе.

– Почему же? Я приглашаю.

– Мы с тобой идеологические враги.

– Ну, мое дело пригласить.

Первый раз в жизни я сказал неправду. Должно быть – ложь во спасение. Получив полный расчет, в этот же день я устроился на строящуюся птицефабрику инженером КИПиА. Отработав смену, при разговоре с шахтерскими друзьями, сказал, что устроился на птицефабрику. Фабрика от нас была в 15-ти километрах, связи не было никакой. Был 1974 год. Выхожу на третий день на работу, объясняю своим электрикам фронт и цель работы, и вдруг меня отзывает в сторону мой главный энергетик птицефабрики и взволнованно спрашивает:

– Сергей Иванович, меня прислал директор фабрики спросить – ты баптист?

– А в чем дело?

– Сейчас к нему приезжали с шахты, где ты работал, и сказали, «к вам устраивается Гулько Сергей Иванович. Не берите его. Он баптист и разлагает дисциплину у людей, мы с ним намучились». Сергей Иванович, скажи честно, ты баптист?

– Ты спрашиваешь, я честно отвечаю: нет. Никогда им не был, и никогда не буду.

– Спасибо. Я все понял.

И ушел докладывать директору.

Вот характерный почерк совдепии: потратить рабочее время, приехать на незнакомую стройку, зайти к незнакомому директору и предупредить, чтобы верующего человека, как врага, не брали на работу. Оболгать его, воткнуть голодный нож в спину семье того, кто и словом никого не обидел, у кого отец геройски погиб за Родину и семью. Погиб за то, чтобы его семья не умерла без кормильца-воина с голоду. Погиб за этого же бездарного и бессовестного лжеца и иже с ним.

Удивительно, но мой новый директор оказался верующим человеком и носил меня, можно сказать, на руках. Вот как Господь поддерживает своих! И если на шахте меня даже из списков на жилье вычеркивали, то на новом месте меня выбрали председателем жилищно-бытовой комиссии по распределению жилья трудящимся фабрики. За хорошую работу жилищной комиссии директор предложил мне выбрать квартиру самому. Я скромно отказался, но вопрос остался таковым.

Параллельно строительству фабрики строилось и жилье рабочим. Чтобы ускорить заселение нового дома, руководством фабрики было предложено пойти всем будущим жильцам и очистить дом от строительного мусора, чтобы строители быстрее приступили к покраске полов. Пошли и мы с детьми. Детей было трое, но ходить могли уже двое. Зашли на второй этаж в первую попавшуюся квартиру, и меньшая дочка воскликнула: «Мама, эта квартира будет нашей!» На том и остановились, квартира была четырехкомнатная и соответствовала нашей семье из шести человек.

Господь всегда дает больше, чем просишь. Просил для мамы хотя бы полуторку – получил четырехкомнатную, в которой мы прожили 5 лет. Дети стали вырастать и понадобились комнаты пообъемнее. Написали заявление на рассмотрение и забыли об этом. Меня директор упросил перейти в очень важный для птицефабрики цех – инкубатор. Я согласился. Дорогой директор внезапно умер. Другой нас совершенно не знал, да ему и не до всех нас было, своих дел много. Так мы прожили еще два года.

В нашем поселке строились двухквартирные дома для руководящего состава. Однажды, после окончания смены, выходим через проходную к автобусам, чтобы ехать домой, в это же время выходят люди из Административного управления, где заседал профсоюзный Фабком и распределял эти самые коттеджи. Знакомые ребята подошли ко мне с поздравлениями о выделении мне коттеджа. Принимал за шутку, но это оказалось правдой. Мы переехали в новый двухквартирный домик с приусадебным участком. Дом имел три комнаты и громадную веранду, которую мы переделали в хорошую четвертую комнату. Дом получил по воле Божией для того, чтобы в нем я научился читать славянский язык в голос. Прожили в нем 15 лет и переехали в Коркино уже будучи священником.

Почему такой долгий и далеко не такой уж легкий пройден путь в получении жилья? Потому что нужно было сразу услышать волю Божию в маминых словах и подчиниться: «Сынок, я все время прошу Господа, чтобы ты оставил шахту». Воля Божия была высказана словами. Я слышал это и не решался. Думал не тем местом: уйду с шахты, уйду с работы, что же со мной будет? А Господь готовил меня быть Его служителем. Какова милость Божия к нам, колеблющимся и самонадеянным!

Потом, когда немного поумнел, понял, почему мне дал Господь такое дивное жилье. Он не мне дал, Он для мамы дал. Я просил у Него из многих миллионов квадратных метров жилья теплую полуторку для мамы. А, поскольку мама жила со мной, а я с ней, в этот дар попал и я со своей семьей. Дивны дела Твои, Господи!

Может быть это сложный пример, вот пример попроще.

Итак, на 23 февраля, ко дню Советской Армии, мы получили в пятиэтажке четырехкомнатную квартиру. Идет Великий Пост, ждем радостную Пасху.

Великий Четверток. Мария с мамой выставили на стол, покрытый чистой красивой скатертью свежие пасхальные куличи и тарелку с разноцветными яичками. Перед всеми нами встал очень сложный вопрос: как освятить пасхальную трапезу? Пасхальный воскресный день в этот год объявлен рабочим днем. До Коркино не добраться, живем в глухомани. До Челябинска еще дальше, на работу явно опоздаем. «Запорожца» моего больше нет, по совету директора шахты я его должен был продать рабочему со своей шахты, чтобы меня не отнесли к спекулянтам, так как я стоял в очереди на «Жигули». Я выполнил совет, и совсем остался без колес.

Сидим дома всей семьей, любуемся красотой праздничного стола и горюем. Придется разговляться не освященным яичком. Каждый из нас друг друга успокаивает: «Ну что поделаешь, Господь видит наше положение. Разговеемся тем, что есть».

«Господи, – вырывается у меня почти со слезами, – была бы машинка, мы бы и службу отстояли, и пасочки бы освятили, и разговелись бы по-человечески, и на работу бы успели!»

Утром в Великую Пятницу, как обычно, вышли на работу. Вдруг меня вызывает директор фабрики. Оказывается, он потерял ключи от сейфа. Запасной внутри. Кто сможет открыть? Конечно, киповец. Пришел, поковырял где шилом, где изогнутым пинцетом. Бог знает как, но сейф открылся.

Директор доволен. Выхожу из управления, на крыльце стоит очень пожилой и всеми уважаемый парторг фабрики, Николай Иванович Клименко. В прошлом заслуженный председатель колхоза. Вежливо поздоровались. Он спрашивает:

– Сергей Иванович, как жизнь молодая?

Неожиданно для себя соврал второй раз в жизни.

– В прошлое воскресенье ездил в Челябинск на «барахолку», посмотрел машины, все старенькие, полугнилые, побоялся брать. Хотелось бы в выходные дни детей на природу вывезти, да и самим отдохнуть где-нибудь у воды.

– Что вы, что вы, не берите! Я видел в районе разнарядку на сельское хозяйство, у нас будут машины, возьмете новую.

С тем и расстались. Ближе к обеду по громкой селекторной связи диспетчер фабрики срочно вызывает меня к директору. Тут подбежал ко мне старший снабженец и торопит зайти к директору.

– Коля, – спрашиваю его, – что случилось? Может что-нибудь из инструмента взять с собой?

– Сергей Иванович, ничего не надо, сейчас все будет зависеть от тебя.

– Коленька, в чем дело, ну скажи по секрету.

– Как сейчас скажешь, так и будет.

Послушно иду, серчаю – тоже, друг называется. Захожу к директору, а он меня с порога спрашивает:

– Сергей Иванович, тебе что, машина нужна?

– А что же молчал? На проводе Николай Иванович, он в районе на совещании, говорит, что тебе нужна машина. Нам дают «Москвич-2125». Он дороже жигулей. Возьмешь, или лучше подождать?

– Возьму.

– Дорого. «Жигули» -5500, а «Москвич»- 7200.

– Буду брать.

Звонит парторгу Николаю Ивановичу о согласии. Отписывают нам машину. Новенький, шикарный «Москвич» комби 2125 к обеду в Великую Субботу уже стоял под нашим окном. Вечером, без номеров, с великой радостью поехали в Коркино встречать радостнейшую Пасху. Вот велия радость! Вот милость Господня к просящим у Него помощи! А каково чудо: на шахте парторг «зарубил» мою просьбу, а на селе парторг помог ей!

Почему так быстро была исполнена просьба? Потому что просьба была для славы Божией, для молитвы, для посещения в воскресные дни храма.

Вот это, нам, просящим помощи Божией, нужно обязательно помнить: что просим у Бога и для чего. Воля же Божия – любовно помочь всем.

Примером же для наших просьб пусть будет прошение Святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны, которые имея безукоризненную и благочестивую жизнь, молили Бога, чтобы Он благословил их рождением ребеночка, Которого они решили отдать на службу Богу. В их слезные и горячие прошения было вложено все упование на Господа, жертвенная любовь к Нему и вся надежда: «Сними с нас, Господи, поношение неплодства, дай нам Дитя, а мы Его отдадим Тебе для Твоей славы». Думали, что Бог даст сыночка, чтобы его определить для службы Богу в храм Господень, а родилась Девочка. Но обещание свое они с радостью выполнили. Великая и неизреченная радость и для нас, что Господь дал им Девочку, Пречистую и Преблагословенную Марию, ставшую Матерью Бога и Матерью всего человеческого рода, Первой Помощницей всех плачущих и скорбящих матерей.