История персонажа. История и этнология

В журнале «Техника молодёжи» № 1 за 2010 год, была опубликована интересная статья «Ахидор и Олоферн» . Фундаментом статьи послужила ветхозаветная история «Юдифи и Олоферна». «Техника молодёжи» приводит краткий пересказ этой истории и сообщает, что согласно последним изследованиям, красавица Юдифь была лишь средством усыпления бдительности ассирийского полководца, а непосредственно план его убийства разработал и привёл в исполнение египтянин Ахиодор, бывший подчинённый Олоферна.
Ниже приводим полный текст статьи. Считаем, что этот материал будет интересен большинству посетителей сайта, как знакомых с ветхозаветной историей «Юдифи и Олоферна», так и не знакомых с ней.
Комментарий приведен в конце текста статьи.

ИАС КПЕ


АХИОДОР И ОЛОФЕРН

«Техника молодёжи», №1, 2010 г.

Так в действительности следовало бы называть библейскую легенду, которую мы знаем как «Юдифь и Олоферн»,- убеждён наш автор. В ходе своих исследований он пришёл к необычному выводу - красавица была лишь средством усыпления бдительности ассирийского полководца, а непосредственно план его убийства разработал и привёл в исполнение египтянин Ахиодор.

Образ Юдифи, умертвившей согласно библейской легенде, ассирийского полководца Олоферна, мы, как правило, представляем по работам австрийского художника Густава Климта (1862 - 1918). У него есть две картины на эту тему. Всё творчество Климта это попытка раскрыть тайные стороны женской души в художественных образах. И его полотна, посвященные Юдифи, не исключение. На них она предстаёт перед нами в образе роковой женщины, музы и вампира, сексуальной приманки и символа упоения, несущего смерть.

Картина Густава Климта «Юдифь» (1901)

Если в первой работе «Юдифь» (1901) она молодая соблазнительная женщина, которой можно любоваться и наслаждаться, а смерть мужчины это его плата за полученное удовольствие, то во второй работе «Юдифь II» (1909) эта уже зрелая женщина вамп, своего рода сказочное божество, нацеленное на убийство. Она требует дани и использует свою сексуальность, чтобы нести смерть.

Картина Густава Климта «Юдифь II» (1909)

А как Юдифь описана в первоисточнике - в Библии? Вкратце её история такова. В VII в. до н.э. ассирийский царь Навуходоносор решил наказать иудейский народ за непокорность. Он собрал многотысячную армию, состоявшую из 170 тыс. пеших бойцов и 12 тыс. конников, и направил его в Иудею. Во главе войска Навуходоносор поставил полководца Олоферна, наделив его исключительной властью. Покорив на своём пути несколько государств, эта несметная рать, наконец, подошла к Иудее.
Так как Олоферн практически ничего не знал об этой стране, он собрал военный совет и попросил всех присутствующих высказать своё мнение о иудейском народе, его войске и способах ведения боевых действий в горной местности. Первым взял слово командир египетской части ассирийского войска Ахиодор. Он рассказал об особенностях веры иудеев и пояснил, что если они соблюдают все предписанные правила, то непобедимы, но если они нарушают божественные принципы, то становятся уязвимы. Сейчас они крепки духом, и Олоферну с войском лучше удалиться в свою страну.
За эти слова ассириец разгневался на Ахиодора, но не казнил его, а отправил в иудейский город Ветилуя, который он собирался захватить первым, дабы египтянин смог своими глазами увидеть, как эта твердыня падёт, и разделить участь её жителей.

Для таких радужных ожиданий у Олоферна были все основания, ведь у иудейского царства не было ни сильной армии, ни обученного народного ополчения.
Войска ассирийцев прошли узким проходом в горах в долину перед Ветилуей и блокировали её. По сути, судьба города была предрешена, он мог выдержать осаду не более 40 дней. И вот прошли 34 дня. Запасы продуктов и воды подходили к концу. Жители обратились к своим вождям и старейшинам с великим плачем. Они требовали открыть ворота врагам. Отцы города просили подождать пять дней, в течение которых надлежало молиться о божественном спасении.
Услышав об этом, одна молодая вдова по имени Юдифь попросила придти к ней вождей и старейшин. И когда они явились, женщина сообщила, что за те самые пять дней, что отведены на молитвы о спасении города, она собирается спасти не только его, но и всё Иудейское царство. Получив благословение отцов города, Юдифь занялась подготовкой к осуществлению своего плана, который заключался в том, что вдовушка решила хитростью втереться в доверие к предводителю ассирийцев Олоферну и умертвить его. Она привела себя в порядок - вымылась и натёрлась благовониями, надела свои лучшие одежды и накрасилась. В таком виде и в сопровождении одной лишь служанки Юдифь вышла из города и отправилась в стан врага. На первой же заставе её остановили. Тогда вдова разразилась пламенной речью, сказалось её прирождённое ораторское дарование. Воины слушали её с открытыми ртами. Она сообщила, что пришла, чтобы указать путь Олоферну и помочь ассирийцам овладеть Иудеей, да так что не погибнет ни один воин. Враги подивились её красоте и посчитали женщину предвестницей своей победы.

Юдифи выделили сто воинов для охраны, и этот внушительный кортеж отправился кратчайшей дорогой к шатру полководца. Юдифь ещё не добралась до него, а весь лагерь уже гудел, как улей,- по нему в мгновение ока пронеслась весть о ней. Олоферн в это время спал. Охрана разбудила его, и он принял Юдифь в своём шатре. Женщина поклонилась, повторила то, что говорила воинам, при этом добавила, что победить иудеев можно, когда жители города совершат святотатство. Город голодает, но соблюдает все установления веры, однако суровая нужда заставит преступить их, и через некоторое время они станут питаться тем, что запрещено. Но для этого надо получить разрешение из Иерусалима, туда уже послан гонец. Как только жители города нарушат закон, их главное божество отвернётся от Ветилуи. Вот тогда-то ассирийцы без труда и захватят город.
Юдифь обещала сообщить Олоферну, когда наступит этот день, но для этого ей нужно каждую ночь выходить из лагеря, совершать омовение, молиться, и тогда Бог подаст ей знак. Олоферн сможет взять город, и никто не будет сопротивляться. Кроме того, красавица обещала провести ассирийцев до самого Иерусалима и помочь захватить его. А чтобы он не сомневался, женщина сообщила, что ей было откровение, и она - посланник высших сил. Очарованный красотой Юдифи, Олоферн согласился. Он разрешил ей пользо­ваться лучшими яствами со своего стола, но она отказалась, просила не гневаться и разрешить питаться ей и её служанке тем, к чему они привыкли. Просьба была удовлетворена. Женщине выделили шатёр, разрешили ей свободно перемещаться по лагерю и выходить из него на ночную молитву.

Прошло три дня, и Олоферн решил устроить пир. Он послал управляющего евнуха Вагоя к Юдифи с приглашением и сказал, чтобы она была одета «как одна из дочерей сынов Асура». Надо сказать, что у полководца не было недостатка в женщинах, но красавица Юдифь затмевала их всех. И «подвиглось сердце Олоферна к ней, и душа его взволновалась. Он сильно желал сой­тись с ней и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её», - написано в Библии.
Когда вдова явилась, полководец предложил ей пировать и веселиться, а сам в это время от страсти к красавице пил вино без меры, «сколько не пил никогда, ни в один день от рождения».
Наступила ночь. Приглашённые и слуги удалились. Юдифь осталась одна с Олоферном, «переполненным вином». Охране сообщили, что вдова поздно ночью как обычно выйдет на молитву, а Вагою, что она останется до утра с Оло­ферном. Всё стихло, только пьяный храп полководца нарушал тишину.
Юдифь тихо помолилась, взяла меч Олоферна и приблизилась к спящему ассирийцу. Схватив его за волосы, она сказала: «Господи Боже укрепи меня в этот день» и изо всей силы ударила мечом по шее ассирийца, однако удар был слаб и понадобился второй, чтобы отсечь голову. Женщина сбросила с постели мёртвое тело, сняла со столбов занавес и завернула в него голову врага. Этот страшный свёрток её служанка спрятала в мешке с продуктами.
Всё было сделано быстро и тихо, а потому не вызвало подозрения у охраны. Женщины, как обычно, вышли из лагеря, якобы для молитвы, и ничего не подозревающая стража молча пропустила их. В темноте они спокойно подошли к родному городу, подали услов­ный сигнал, и его ворота открылись перед ними.

Вскоре на городской площади собралась толпа горожан. Юдифь, представ перед ней, вынула из мешка голову Олоферна и показала её всем. При этом она сказала, что Бог поразил его рукою женщины, «лицо моё прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха». Народ при этом был настолько изумлён, что пал перед ней на колени, а старейшины воздали ей почти царские почести. Утром голову Олоферна повесили на городскую стену, а жители Ветилуи взяли в руки оружие и направились к лагерю ассирийцев.
В стане врага, увидев это, забили тревогу. Охрана бросилась к шатру полко­водца. Управляющий Вагой вошёл в спальню Олоферна и увидел мёртвое обезглавленное тело. Ассирийские воины, оставшись без предводителя, побросали оружие и разбежались. Жители Ветилуи целый месяц грабили стан Олоферна. Юдифи отдали шатёр и всю утварь полководца, включая серебряные сосуды и чаши. Но вдова была бескорыстным человеком и всё подаренное ей жителями города отдала в Иерусалимский храм, чем заслужила ещё большую славу. Она так и не вышла замуж, хотя многие к ней сватались. Прожила она 105 лет. И всё это время никто не посмел напасть на её Родину.

Многие, казалось бы, малоправдоподобные эпизоды Библии сегодня уже подтверждены археологическими раскопками. Это заставляет относиться к истории Юдифи не как к красивой легенде, а как к реальному событию. Однако и полностью поверить в неё тоже весьма сложно. Судите сами! В Библии Юдифь описывается как пусть и красивая, но спокойная, скромная и благодетельная женщина. Потому-то она и не показалась подозрительной Олоферну и он допустил её в свой лагерь. Едва ли в мозгу такой тихой вдовушки мог зародиться столь изощрённый план убийства.
Кроме того, Юдифь даже чисто физически не смогла бы осуществить убийство указанным в Библии способом. В те времена женщинам Иудеи под страхом смерти запрещено было не то что брать в руки, а даже просто прикасаться к такому чисто мужскому оружию, как меч. А значит, Юдифь не умела им пользоваться. То есть она просто не смогла бы отрубить Олоферну голову даже и с двух ударов. Для отсечения головы нужна немалая (мужская) сила и навык. Даже профессиональные палачи не всегда удачно справлялись с этой задачей. Что уж говорить о хрупкой женщине! Иными словами, во всех деталях этой истории чувствуется мужской ум и мужская же рука! Даже способ умерщвления чисто мужской, женщина скорее отравила бы Олоферна.

Как это ни удивительно, в Библии есть косвенные доказательства, указывающие на участие мужчины в истории убийства ассирийского полководца. В частности, там есть указание на то, что в стан врага Юдифь сопровождала очень крупная и сильная (несла огромный мешок с припасами) служанка. По-видимому, на самом деле, это был переодетый в женщину мужчина. Но кто этот человек? Анализ всех обстоятельств убийства Олоферна позволяет утверждать, что организовать и осуществить его мог только один человек - Ахиодор!
Во-первых, у него был для этого мотив. Олоферн изгнал его из своего лагеря и отправил в осаждённый город, обрекая тем самым на верную смерть. Чем же это не повод для того, чтобы отомстить своему обидчику и спасти собственную жизнь?
Во-вторых, только Ахиодор мог придумать такой план, поскольку в нём учтены индивидуальные свойства характера Олоферна, которые мог знать только лично с ним знакомый человек, а таковым из всех находящихся в Ветилуи был только египтянин. Ну и наконец, он, будучи профессиональным военным, конечно же, прекрасно владел любыми видами оружия, в том числе и мечом.


Ахиодор, отсекающий голову Олоферну. Видимо, примерно так в действительности выглядело убийство ассирийского полководца.

Если принять версию о том, что организатором убийства ассирийского полководца стал Ахиодор, то библейская история Юдифи приобретает очень достоверный вид. Вот как примерно выглядела операция по устранению Олоферна.
Изгнанный из ассирийского войска Ахиодор явился в Ветилую и предложил его жителям свои услуги в деле отражения вражеской агрессии. Поскольку прилично подготовленных войск в городе не было, египтянин предложил простой и весьма эффективный план. Он решил умертвить Олоферна, «убивая» тем самым сразу «двух зайцев»: отомстить своему обидчику и спасти собственную жизнь. Помощь иудейскому городу едва ли была первостепенной задачей Ахиодора, но так уж получилось, что цели египтянина и жителей Ветилуи совпали.
Единственное, что требовалось Ахиодору для убийства Олоферна - это попасть в ближнее его окружение, не будучи узнанным. Надо отдать должное египтянину - он нашёл для этого самый верный способ: использовать женщину, ведь ничто так не усыпляет бдительность мужчины, как женская красота! Он решил появиться в ассирийском лагере загримированным под служанку, сопровождающую очень красивую женщину. Причём при подборе такой особы выбор пал на Юдифь совсем не случайно. Ахиодор, похоже, учёл вкус Олоферна и подобрал «хозяйку» таким образом, чтобы она обязательно понравилась полководцу. Явиться к своему врагу под видом служанки было выгодно ещё и потому, что всё внимание досталось бы хозяйке и никто не стал бы интересоваться прислугой.

События развивались точно по плану Ахиодора. Юдифь и он, загримированный под служанку, явились в стан ассирийцев. Олоферну женщина очень понравилась, он не только разрешил ей свободно перемещаться по лагерю, но и стал добиваться близости с ней. Юдифь сделала вид, что принимает ухаживания полководца и после пира осталась в его шатре. Вместе с ней осталась там и «служанка». Когда Олоферн уснул, Ахиодор отсёк спящему врагу голову. Причём египтянин даже не брал с собой оружия, ведь будь оно обнаружено у женщин, их план бы провалился. Зная порядки ассирийцев, Ахиодор был уверен, что найдёт меч самого Олоферна у изголовья его кровати.
Обезглавив полководца, египтянин и Юдифь беспрепятственно покинули ассирийский лагерь. Добравшись до Ветилуи, они известили жителей о своей удаче. А наутро вражеское войско, лишённое руководства, погрузилось в хаос и отступило из Иудеи. Таким образом, Ахиодор сумел отомстить своему обидчику, спасти свою жизнь, а заодно избавить от вражеского нашествия Ветилую, да и всю Иудею.

Но почему же тогда в Библии история убийства настолько искажена? Почему главным героем этой легенды стала Юдифь, а Ахиодор удостоился лишь мимолётного упоминания? Ответ очень прост. Библия это книга, проповедующая величие богоизбранного народа, а Ахиодор был египтянином. Описывать его подвиги в Библии просто не имело смысла. Потому-то её творцы вложили карающий меч в руки слабой иудейской женщины - Юдифи.
Её образ, нарисованный в Библии, явно не соответствует масштабу описанных там её же деяний. А какой же она была в действительности? Уж явно не такой, как её изобразил на своих полотнах Густав Климт. Она не была ни женщиной вамп, ни соблазнительной обольстительницей, скорее всего библейская героиня не более чем хорошенькая пустышка.
Михаил Дмитриев

Кристофано Аллори, Юдифь с головой Олоферна. 1613 г.

После победы над мидийским царем Арфаксадом, ассирийский царь Навуходоносор, правивший в Ниневии, послал военачальника Олоферна завоевывать страны от Персии на востоке до Сидона и Тира на западе, покарать обитавшие к западу от Ассирии народы за неповиновение; в их число попали и израильтяне. Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к «приморской стране» (Финикии) и Иудее. Узнав о приближении ассирийцев, израильтяне принялись возводить укрепления, вызвав гнев Олоферна. Когда Олоферн достиг Ездрелонской (Изреельской) долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укрепленных городов Ветулия и Бетоместаим. Вождь аммонитян Ахиор отговаривал его от карательного похода в Иудею, обещая ему поражение, если израильтяне по-прежнему будут верны единому Богу - пока евреи хранят верность Богу, они непобедимы. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля»; его отвели в горный город Ветилую, где он был освобождён от пут местными жителями и рассказал о своей встрече с ассирийцами.


Олоферн по совету идумеев и моавитян осадил город и перекрыл жителям Ветилуи доступ к воде, обрекая их на медленную смерть. Жители горной крепости требуют от старейшин передачи её ассирийцам, если в течение 5 дней не придет помощь от Бога. Юдифь обвиняет старейшин в том, что они хотят подвергнуть Бога испытанию, и говорит: «Я совершу дело, которое пронесется сынам рода нашего в роды родов» (Иудифь.8:32).

Тем временем молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, надела красивые одежды и отправилась вместе со служанкой (которая несет большой мешок кошерной пищи) в стан ассирийцев. Она молится Богу, просит Его помочь осуществить свой замысел, умывается, умащается благовониями, надевает праздничное платье, украшает себя, «чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» (Иудифь.10:4).


Артемизия Джентилески, Юдифь и служанка. 1613 г.

Остановившим её воинам в лагере противника Юдифь объявляет себя пророчицей и говорит, что собирается указать их полководцу лёгкий путь к захвату Ветилуи. Придя в шатёр Олоферна, она рассказала ему, что израильтяне будто бы нарушили заповеди Бога, а значит, лишили себя Его защиты и обречены на поражение. Подчёркивая своё благочестие, она пообещала Олоферну помочь наказать отступников и провести его войско к Иерусалиму. За это Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Там она проводит 3 дня, ночью идет со служанкой в долину Ветилуи, купается там в источнике, и чистой возвращается в лагерь.


На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, - и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха » (Иудифь.13:15-16).


Голову вывешивают на крепостной стене. Юдифь повелела воинам Ветилуи выступить против ассирийского войска; подчинённые Олоферна отправились за своим военачальником, и, найдя его убитым, пришли в ужас. Ассирийцы были обращены в бегство и по частям разбиты войсками израильтян, отступив за Дамаск.


Сандро Боттичелли, Обнаружение тела Олоферна, 1472 г.

Юдифь вернулась в Ветилую, где поселилась в своём имении. Многие желали видеть её своей женой, но она отказалась вступать во второй брак. Она прожила 105 лет, пользуясь всеобщим уважением. Юдифь погребли в пещере в Ветилуи, где было захоронение её мужа Манассии.


"Юдифь" или "Иудифь" - женский вариант имени "Иуда". Иуда - довольно распространенное в древности палестинское имя; даже целое племя ("колено"), весьма многочисленное, носило и до сих пор носит его - иудеи, в честь прародителя. В нашем же сознании "Иуда" и "предательство" - синонимы; для этого было достаточно одного единственного неосмотрительного поступка одного единственного Иуды, христопродавца. К Юдифи это ни имеет никакого отношения, просто женщина-тезка, но все же, если задуматься, где в ее случае проходит граница между отвагой и коварством?

Сандро Боттичелли (1472 (слева) и 1490гг)

Давайте вспомним, что это был за случай.
"В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление — совершить, как он сказал, отмщение всей земле. Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его".
Иудифь 1:12


Микеланджело Буонаротти, часть росписи Сикстинской капеллы, прим. 1480.

Полководца Олоферна отправили с важной миссией в подвластные Ассирии земли - покарать непокорных и донести новую идеологию. Навудохоносора все покоренные народы должны были признать богом, а от своих старых богов отказаться. Огненной саранчой пронеслись по городам и деревням войска Олоферна, истребляя идолов, разоряя святилища, вырубая священные рощи и безжалостно убивая сопротивлявшихся. Пришел черед и Иудеи, войска подступили к городу Ветулуе.

"И в тот же день поднялись все сильные мужи их: войско их состояло из ста семидесяти тысяч ратников, воинов пеших, и из двенадцати тысяч конных, кроме обоза и пеших людей, бывших при них, — а и этих было многое множество. Остановившись на долине близ Ветилуи при источнике, они протянулись в ширину от Дофаима до Велфема, а в длину от Ветилуи до Киамона, лежащего против Ездрилона. Сыны же Израиля, увидев множество их, очень смутились, и каждый говорил ближнему своему: теперь они опустошат всю землю, и ни высокие горы, ни долины, ни холмы не выдержат их тяжести. И, взяв каждый свое боевое оружие и зажегши огни на башнях своих, они всю эту ночь провели на страже. На другой день Олоферн вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, осмотрел восходы города их, обошел и занял источники вод их и, оцепив их ратными мужами, возвратился к своему народу".


Лоренцо Лотто, 1512

Источники воды были захвачены врагом, городу угрожала жажда и голод. В городе жила Юдифь, молодая вдова иудея Манассии, умершего незадолго до этого от теплового удара во время жатвы ячменя. Она несколько дней молилась единому богу Иегове вместе со своими земляками, но войска врага окружили город и не собирались уходить, и молодая прекрасная женщина решила, что жертвенный поступок может быть действеннее молитв. Она облачилась в роскошные наряды, одела лучшие свои украшения и двинулась в путь, к стану Олоферна, прихватив с собой служанку, несущую мешок с кошерной едой.


Андреа Мантенья, 1495

Полководец принял ее, как важную гостью - ведь Юдифь была хороша собой и сразу приглянулась Олоферну. Три дня пробыла она в гостях у него, присутствуя на пирах и делая все, чтобы соблазнить главного своего врага и втереться в доверие. История стыдливо скрывает подробности, нам предлагается целомудренная версия: Олоферн отважился на решительные действия только на третий день, но слишком перебрал спиртного и уснул, оставшись наедине с красавицей. Что там было на самом деле, скрыто за завесой тайны, судя по всему, не все художники, прибегнувшие к популярному сюжету, верили в то, что между Юдифью и Олоферном ничего не было. А что, такая недосказанность только придает пикантности всей этой истории.


Джорджоне, 1505. Его Юдифь такая женственная и мягкая, как этот облик не вяжется с тем, что она сделала!

Да это и не важно, важно то, чем все закончилось - Юдифь обезглавила спящего Олоферна его же мечом, голову служанка положила тот самый мешок для кошерной еды, и обе украдкой улизнули в темноте из лагеря врага, вернувшись в родной город. Наутро ассирийцы обнаружили обезглавленное тело своего полководца и в ужасе бежали восвояси. Юдифь принесла голову кровожадного врага в родной город и, торжествуя, достала ее из мешка и показала всем. Ликованию израильтян не было предела!

Юдифь больше не выходила замуж и прожила в почете 105 лет. Сидела потом на пенсии и думала где-то на восьмом десятке: "А может, и не надо было тогда тому парню отказывать. Ну, в такой жесткой форме".

Юдифь почитается в христианской и иудейской религиях, как ветхозаветнаяя праматерь. Живописцы всех времен ее просто обожают - такой многослойный и противоречивый образ.
Ох, и затаскали сюжет художники! Еще бы: такая убийственная женственнось, такая неженская жестокость!

Пошли смотреть.


Тициан, 1515


Тициан, 1570.
Между двумя шедеврами Тициана 55 лет, ведь сам художник прожил невероятно долгую жизнь - 88 лет. На первой картине Юдифь юная и трепетная, похожая на Юдифь Джорджоне. На второй - более зрелая и искушенная, такое себе рыжеволосое воплощение вероломства.


Винченцо Катена, 1520-25

Юдифь на картине венецианца выглядит вполне прозаично. Изображение можно было бы принять за светский портрет молодой девушки на фоне безмятежного итальянского пейзажа, если бы не ужасный трофей, лежащий прямо перед ней. Если внимательно присмотреться, есть еще некоторые нюансы. Интимный характер изображению придает нижняя сорочка, в которую облачена девушка, верхнее платье небрежно наброшено на плечо. И такое мягкое, невинное лицо!


Бенвенуто Тизио де Гарофало, 1525

Художник принадлежал к Феррарской школе, поэтому ощущается некоторое влияние Северного ренессанса. Юдифь на многих картинах итальянцев изображалась белокурой красоткой - именно такие дамы были в моде в то время. Черноволосых итальянок не так много, и всем известнет их старинный секрет - красавицы Возрождения смачивали волосы лимонным соком и часами сидели под палящим солнцем.


Ян Корнелис Вермейн, 1525

На многочисленных светских портретах Вермейна мы видим обычных людей - приземленных и не идеальных, Юдифь же у него получилась высшим существом - возвышенным, утонченным; она словно светится изнутри через полупрозрачную кожу. Здесь нет никакого эротического подтекста - просто карающий меч правосудия. В женском обиличии.


Джованни Антонио Парденоне, 1530
Юдифь на этой картине прекрасна потому, что выглядит удивительно живой (в отличие от ее жертвы). Ее поза и выражение лица демонстрируют кротость, контрастируя со страстным и решительным взглядом черных глаз. Ужасно, но мертвую голову она держит в руках без всякого страха и отвращения.


Лукас Кранах старший , 1530.
Сохранилось более десятка изображений Юдифи в его исполнении. И у всех - лицо Сибиллы Клевской, супруги покровителя немецкого художника, Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского. Кранах рисовал ее без устали - как минимум, он был восхищен красивой и начитанной дамой, возможно - тайно влюблен в нее.


Амброзиус Бенсон 1533
Художник был итальянцем по национальности, но всю жизнь жил и работал в Нидерландах, поэтому стиль такой необычный, смешанный. Его Юдифь практически обнажена - видимо, у них с Олеферном... ну, совсем почти дошло до дела. Но в последний момент он, разумеется, заснул.


Ламберт Сустрис, 1550
Здесь все наоборот - Сустрис родился в Северных Нидерландах, но учился и работал в Италии. У него такая забавная немного Юдифь, "купеческая". В ее руках более уместен был бы качан капусты. Не верится, что это пухлое создание с робким взглядом могло безжалостно отсечь голову у старого воина.


Джорджо Вазари, 1554
А здесь уже никаких сомнений - убила без всякой жалости! Даже платье у нее смахивает на одеяние римского солдата.


Лоренцо Сабатини, 1562
Еще одна купчиха в мясной лавке, прости господи.


1579 Тинторето
Венецианский художник был удивительно популярен и плодовит. Юдифь он изображал несколько раз, это - наиболее удачная работа (признаться, из-под кисти художника, спешившего удовлетоврить побольше заказчиков, не всегда выходили шедевры). Это уже самое позднее Возрождение, уже почти маньеризм.


Лавиния Фонтана, 1595
Женщины-художники эпохи Возрождения - редкость, и тем более они удивительны, как явление. Это, кажется, автопортрет. Во всяком случае, Юдифь очень похожа на знаменитый автопортрет Лавинии. Обратите внимание на голову Олоферна - такое впечатление, что он уже мертв с неделю.


Лавиния Фонтана, 1596
...И эта тоже.


Галиция Феде, 1596
Еще одна женщина-художник и еще один автопортрет. Очень талантлива была, известна изящными натюрмортами. Ну, и такое проскакивало.


1598. Веронезе
Как часто стали писать Юдифь в 16-17 веках! Для католической Италии этот сюжет стал символичным - в эпоху Религиозных войн Юдифь стала символом крепости и верности старой вере.


Караваджо.1599
Потрясающая работа! На мой взгляд, это самая выразительная Юдифь всех времен и народов! Где-то читала, что Караваджо в наше время стал бы гениальным режиссером, таким драматизмом иполнены его работы. Отсечение головы (и убийство вообще) в его творчестве занимает заметное место. Не часто встречается в живописи и этот ужасный сюжет - Юдифь "в процессе". Юное и прекрасное лицо женщины поражает своей отрешенностью и... брезгливостью.


Агостино Карраччи, 1600

Еще одна отрешенная Юдифь. И даже будто бы сонная.


Джузеппе Чезари. 1605-10.

Она - совсем юный цветочек, он - противный старикашка. Даже этого повода достаточно!


Маттео Роселли, 1610
Как вы думаете, что привлекло мое внимание в первую очередь? Правильно, босоножки!


1610-15. Паоло Сарачени

Явное влияние Караваджо - вот эта контрастная светотень особо подчеркивает драматизм сцены.


Орацио Джентилески, 1608

Бытовая повседневнось происходящего поражает воображение и подчеркивает угрюмый криминальный характер сцены. Если не смотреть на корзину, можно подумать, что сообщницы просто стащили курицу на кухне хозяйки.


Орацио Джентилески, 1621-24
Здесь уже больше пафоса и драмы - видимо, повлияли семейные неурядицы, которые пришлось пережить семье Джентилески, я расскажу о них позже. Интересные у него были работы - бесспортно влияние Караваджо, характерная светотень, и при этом яркая тосканская колористика.


1612-20. Артемизия Джентилески
Автор - дочь Орацио Джентилески, еще одна караваджистка. Девушка перенесла личную трагедию - ее изнасиловал знакомый отца, часто бывавший в их доме художник Агостино Тасси. Последовал суд, публичный позор, унизительные допросы. Насильнику дали всего год тюрьмы - судьи не исключали, что Артемизия добровольно вступила с ним в связь, но затем донесла на него после того, как узнала, что он уже женат. Так или иначе, пережитая драма и жажда мести нашли отражение в творчестве художницы. Кровищи-то больше, чем у самого Караваджо!


Артемизия Джентилески
Всем своим Юдифям художница придавала собственные черты. Еще она рисовала себя в образе христианских мучениц, поруганной Лукреции, Сусанны, оболганной старцами, Иаили и прочих дам, пытавшихся постоять за свою честь.


Еще Артемизия Джентилески


...И еще.


Две очень похожие работы Кристофано Аллори, 1613
Не знаю, кто был моделью художника, но хороша она неимоверно! Бесстрастность и красота, торжество чести и правосудия.


Джованни Франческо Геррери, 1615
Тетка такая базарная, и так ужасно деловито она все это проделывает!


Симон Вуэ, 1615-20
Француз, учившийся в Италии, очень талантливый и мало известный. Здесь Юдифь выглядит немного вульгарной и высокомерной - она явно торжествует.


Симон Вуэ, 1615-27
Уже немного другая - открытое благородное лицо, изящная поза и ни тени раскаяния.


Симон Вуэ, 1640
"Седина в бороду": чем старше художник, тем обнаженнее героиня.


Рубенс, 1616
Юдифь с лицом Елены Фурмен, второй жены художника, и с ее мясистой грудью. Очевидно, уязвимая женственность может стать мощным оружием! Смотрите-ка, сарушка-служанка очень довольна.


Рубенс, 1620
Даже странно - совсем другая трактовка всего через 4 года.


Леонелло Спада, 1618-19
Единственная Юдифь из представленных, которая хотя бы отдаленно напоминает иудейскую женщину.


Антиведутто Грамматика, 1620
...А эта совсем не напоминает.


Вирджиния да Веццо, 1624-26
Картину написала ученица, а затем и жена художника Симона Вуэ (он здесь представлен). Ее Юдифь, кажется, даже слегка веселится.


1628 Валентин де Булонь
Жаль, не смогла найти репродукцию получше, хорошая работа. Булонь был французским караваджистом, даже композиция позаимствована у Караваджо, но все равно довольно своеобразно. Юдифь такая молоденькая и миловидная.


1629 Валентин де Булонь

Красавица! Иудейская Фемида. "Кто с мечом к нам придет,...", ну, или что-то в этом роде.


Массимо Станцоне, 1630
Нелепый "сарацинский" наряд и фотографическая точность изображения лица. И немножко религиозного пафоса.


Алессандро Варотари, 1636

"Ой, такая я вся романтичная и задумчивая..."


Саломон де Брей, 1636
Голландский живописец "Золотого века" редко прибегал к религиозным сюжетам, он, в основном, писал портреты и жанровые сцены. Так что, если бы не голова доверчивого и похотливого дурака, вполне себе бытовая ситуация. И девушка явно не еврейская.


Трофим Биго, 1640
Еще один караваджист, француз. У него такая утрировано контрастная светотень, что его его нередко называли "мастером огонька свечи". И Юдифь у него эдакая рыжая бестия.


Элизабетта Сирани, 1658
Дочь художника Гвидо Рени вынуждена была ремеслом художника кормить семью, когда отец не смог работать из-за артрита. Умерла очень рано, в 27 лет.


Ян де Брей, 1659
У голландцев есть такая особенность - даже пафосных библейских героев они изображают до смешного обыденно. Это, например, напоминает кровавую ссору подвыпивших любовников.


Антонио Дзанки, 1670

От картины исходит аура неудержимого эротизма - просто таки Эрос и Танатос.
Она ему такая: "Ну что ж ты, дурачок, повёлся?).


Григорио Лаццарини, 1700
Жутко так, а она даже улыбается еле заметно.


Джованни Батиста Пьяцетта, 1720


Джованни Батиста Пьяцетта, 1745


Филип ван Дейк, 1726

Так что, мужчины, не стоит напиваться и засыпать в компании малознакомых женщин, особенно если собираетесь захватить их страну. А то проснетесь однажды, а голова на тумбочке!

Из библейских сюжетов традиционно выбирались наиболее драматические и ужасные. И вот один из них – Юдифь и Олоферн. История явно не однозначная: с одной стороны патриотический порыв героини, благодаря которой удалось победить жестокого врага, а с другой – неприемлемая для средневекового общества (да и для позднейших эпох также) активная роль женщины в этом процессе. Юдифь, конечно, героиня, но какая-то неправильная: мало того, что безо всяких колебаний и комплексов соблазнила мужчину (конечно, он был врагом, ну а вдруг ей придет в голову соблазнить еще кого-то из собственных соплеменников), так еще и обезглавила его, не отравила, подсыпав зелье в напитки, не просто сходила в разведку, а затем провела во вражеский лагерь карательный отряд. Нет, она все решила сама. Конечно, убийство вражеского полководца мобилизовало ее соплеменников, победа была одержана, но осадок, све равно остался.


Изначально наиболее распространенным был сюжет, именуемый «Юдифь с головой Олоферна». Он появился еще в средние века, но особое распространение получил в эпоху Возрождения. Очевидно, художники пытались постичь сущность женской природы, изображая, одновременно убийцу и патриотку. Впрочем, в более ранние эпохи Юдифь символизировала Добродетель, побеждающую порок (в принципе, такое толкование не противоречит логике), либо Смирение (что совершенно не подходит ко всей этой истории).


Но наиболее типичной была все-таки другая версия толкования этой истории: Юдифь символизировала Коварство женщин, приводящее к несчастьям мужчин. Иногда художники даже делали парные сюжеты: «Юдифь и Олоферн» и «Самсон и Далила».


Вариант, когда молодая женщина держит голову поверженного мужчины вместо сумочки, постепенно к середине 16 века, то есть к эпохе маньеризма и раннего барокко, сменился наиболее драматическим эпизодом собственно отрезания головы усыпленному врагу. Иногда в сцене присутствует и служанка, возможно, для того, чтобы усилить эффект от женского присутствия.


В эпоху контрреформации, то есть во второй половине 16 века история Юдифи неожиданно начинает символизировать Кару либо Победу над грехом. Очевидно, к такому толкованию истории богословов подтолкнул меч в ругах у героини, которым она умело пользуется.

И как бы ни была прекрасна Юдифь на этих полотнах, отрезанная голова Олоферна не дает зрителю забыть, что одна женщина может быть не менее опасна, чем целая вражеская армия.

Лукас Кранах Старший (1472 — 1553) — великий немецкий художник, живописец эпохи Ренессанса. Явился основателем Дунайской школы живописи, а также активным художником, который непосредственно повлиял на стремительное развитие искусств в эпоху Возрождения. За свою жизнь создал немало всемирно известных картин и полотен, которые в настоящее время считаются бесценными шедеврами мировой живописи. Его работы находятся в самых известных музеях мира, включая такие, как: Эрмитаж, музей им. А. С. Пушкина в Москве, Дрезденская картинная галерея и другие. Продолжая повествование о шедеврах , стоит отметить одну из его картин, которая называется «Юдифь с головой Олоферна».

Юдифь с головой Олоферна — картина мифологического характера, которая была написана приблизительно в 1530 году маслом по дереву. Размеры картины: 89,5 х 61,9 см. В настоящее время является экспонатом Государственной галереи Штуттгарта. Данный сюжет стал очень известен в Европе около 1000 г. н. э., когда о ней написал англо-саксонский аббат. Стоит сказать, что данный сюжет был настолько популярен, среди художников, что к нему обращались многие известные живописцы: Джорджоне, Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Сандро Боттичелли, Андреа Мантенья, Донателло, Микеланджело, Джорджо Вазари, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Артемизия Джентилески, Тинторетто, Франсиско Гойя, Гюстав Доре, Густав Климт и многие-многие другие.

Легенду об иудейской героине Юдифь относят к 589 году до н. э. Именно эта дата считается временем совершения подвига смелой женщиной, которая спасла свой город от врагов. Исторические события и сама легенда рассказывают о том, что ассирийский царь Навуходоносор послал своего военачальника Олоферна завоёвывать страны Ближнего Востока и народы, которые жили к западу от Персии. Иудеи, узнав о приближении Олоферна с войском, стали возводить укрепления. Олоферн окружил город и решил взять его измором, отрезав все пути горожан и требуя немедленной сдачи. Юдифь вместе со своей служанкой проникла в лагерь военачальника и пообещала ему лёгкий способ захвата крепости. Олоферн поверил женщине и позволил жить в своём лагере. На четвёртый день пребывания среди врагов, Юдифь пригласили на пир. Здесь Олоферн опился вином и заснул. Юдифь взяла его собственный меч и отрезала Олоферну голову, которую спрятала в мешок служанки. Вместе с головой они вернулись в город. Голову вывесили на крепостной стене, после чего оставшиеся без командующего войска стали отступать и были разбиты войсками израильтян. Именно этот героический миф и послужил основой для создания десятков замечательных полотен, проникнутых отчаянной смелостью и решительностью Юдифь.