Исповедальные ведомости (духовные росписи). Исповедная роспись

Исповедные ведомости или росписи, являясь некоторым подобием диптихов или списков кающихся древней христианской церкви, по своему историческому началу в церкви русской восходят к 1718 г., когда именным указом Петра I (февр. 17) приказано было священникам ежегодно подавать «ведомость о неисповедавшихся» для взыскания с таковых штрафа (Полн. Собр. Зак. № 3169); то же распоряжение было подтверждено и в указе от 28 февр. 1722 г., которым предписывалось: «во всех епархиях, во всяких градских и уездных приходах священником учинить прихожанам своим всякая звания мужеска и женска полу книги, записав в них именно православных и раскольников, означа ясно по домам, в которых книгах под написанием всякого дому оставлять место впредь, на приписку прибылых в тот дом, а убылых подписывать кто куда отбыл в тех книгах именно». Первоначальная форма этих ведомостей была самая простая; каждый причт церковный обязан был вести у себя три именных списка: в 1-й вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во 2-й - не бывшие, в 3-й - раскольники. Списки эти представлялись приходскими священниками поповским старостам, заказчикам или десятильникам, а этими последними в архиерейские дома, откуда посылались в Св. Синод только общие извлечения из списков, с показанием общего количества бывших и не бывших у исповеди по каждой епархии. Но в 1737 г., на конференции Сената с Синодом, была установлена более сложная форма этих списков из 49 граф с 22 заголовками, а указом 16 апр. того же года повелено: «во всех епархиях градским и уездным всех приходских церквей священникам, каждому со своим причтом, сочинить прихожанам своим всякая чина мужеска и женска пола, от престарелых до сущаго младенца, именныя, по чинам и домам, верныя с показанием комуждо лет от рождения, росписи». Нынешняя форма исповедных ведомостей или росписей утверждена Св. Синодом 15 окт. 1846 г. и тогда же введена в употребление по церквам. По действующему Уставу духовной консистории (ст. 16) исповедные росписи должны вестись во всех приходских церквах в двух экземплярах, из которых один чрез благочинного ежегодно к 1-му октября представляется в консисторию, где составляется особая перечневая ведомость, представляемая в Синод при отчёте архиерея о состоянии епархии. Исповедные росписи имеют весьма важное значение как в церковном, так и в гражданском отношении. Так событие брака, в случае сомнений, удостоверяется, между прочим, справкою с исповедными росписями (Уст. дух. конс. ст. 260, 266 и Зак. гражд. ст. 35 Свод. зак. т. X, ч. 1-я, изд. 1900 г.); за невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метр. книг, или при сомнительности обстоятельств, которые в них записаны, могут быть в доказательство рождения от законного брака принимаемы и исповедные росписи (Уст. дух. конс. ст. 265; Уст. гражд. суд. ст. 1356); при сомнении в законном возрасте брачующихся справки делаются и с исповедными росписями (Инстр. благоч. ст. 18, примеч. 2-е). Вследствие такого значения испов. росписей на благочинного возлагается обязанность наблюдать за своевременным и верным составлением их приходскими священниками (там же, ст. 40) и, в частности, за тем, чтобы последние с особенною осторожностью показывали супругами таких лиц, которые хотя и поступают на всегдашнее жительство в их приходы, но не ими венчаны, и в подтверждение супружества своего не представляют никаких доказательств (там же, ст. 42). За неисправное ведение росписей священнослужители и причетники наказываются выговором или денежною пенею, а за явное нерадение или неблагонамеренность в ведении этого дела священники могут быть подвергнуты отрешению от места с низведением в причетники (Уст. дух. конс. ст. 192 и 193).

* Николай Федорович Марков,
кандидат кан. права Спб. университета,
помощник управляющего канцелярией Св. Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1119. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Семенихин А.В.

Введение

Метрические и исповедальные (исповедные) ведомости различных Духовных Консисторий Российской империи – важный источник по истории России. Они дают объёмную, разностороннюю информацию о жизни городов, сёл и деревень, храмов и приходов. Ведомости так же являются единственным источником для изучения генеалогии крестьян и мещан и создания статистики, изучения локальной истории, микроистории, краеведения, социологии и исторической географии.

Данная работа исследует метрические и исповедальные (исповедные) ведомости Московской губернии сер. XIX – нач. XX в.в., как источник по изучению её истории, но это отнюдь не означает, что ведомости в этой губернии отличны от тех, которые велись в других, и носят свою уникальную информацию, которая вполне аналогичная, но своя; и это так же не означает, что во всех остальных регионах ведомости различны, нет, наоборот, по всей стране на протяжении практически всей истории этих документов с XVII века по 1917 г., бланки ведомостей были одинаковы, и информация, вносившаяся в них, идентична. Выбор пал на Московскую губернию вполне закономерно, исходя из ряда важных причин: автору близки по местонахождению архивы, в которых хранятся документы, касающиеся Московской губернии; автор имеет опыт работы с данными документами; автор является студентом факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета, т.е. учреждения образования Московской области.

В работе проводится внешний и внутренний анализ источника, а так же исследуются и описываются другие данные, относящиеся к этим документам, даётся общая характеристика источника, включающая его историю и периодизацию.

Данная тема поднимается и исследуется впервые в рамках Московской губернии, хотя имеет аналогичные исследования по алтайскому краю (изучение метрических и исповедальных ведомостей – Сарафанов Д.Е. Материалы церковно – приходского населения как источник для изучения численности и демографического развития населения Барнаула в XIX в. Барнаул, 2006), по тульской губернии (изучение метрических книг – Антонова И.А., Антонов Д.Н. Метрические книги: История. Делопроизводство. Источники комплектования и научно – техническая обработка. Историко – архивоведческое исследование. Тула, 1997) и по России в целом (так же изучение метрических книг – Антонова И.А. Метрические книги XVIII – начала XX в. в России: источниковедческое исследование. М., 1998), которые обработаны и главным образом их данные учитываются в написании этой работы. Существует и другая немногая историография, однако, просмотрев её, автор предпочёл взять лишь три вышеназванных фундаментальных источника, ибо рамки работы локальны: краеведческо – источниковедческое исследование по Московской губернии на конкретном примере. Так или иначе, метрические ведомости всё-таки изучались и по стране в целом, и в отдельных областях, однако, исповедальные (исповедные) ведомости мало изучены, несмотря на то, что они дают довольно весомую информацию для исторического знания.

Исследование проводится на примере ведомостей церкви Знамения Пресвятой Богородица с. Захарьино Сухановской волости Подольского уезда Московской губернии и храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Покров Добрятинской волости Подольского уезда, хранящихся в Центральном Историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) ф. 203, оп. 780, Государственном архиве Подольского района (ГАПР) ф. 1, оп. 2, Захарьинском Церковно – Краеведческом Музее (ЗЦКМ), так же для сравнения берутся ведомости из других губерний: храма св. Николая Чудотворца с. Большие Мочилы Петелинского уезда Тамбовской губернии (ныне территория Рязанской области), хранящиеся в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО) ф. 627, оп. 266; храма св. Николая Чудотворца с. Нижняя Любовша Ливенского уезда Орловской губернии, хранящиеся в Государственном архиве Орловской области ф. 136.

Общая характеристика источника

Регистрация демографических и религиозных событий и учёт всего населения на определённом этапе развития общества становятся необходимы сначала для культовых и государственных нужд, затем и для регулирования частноправовых отношений. Такие документы несут огромный информационный потенциал для изучения многих фундаментальных проблем истории человечества. Их ведение началось в Европе в XIV-XVI в.в., при этом совмещалась регистрация культового события (крещение, венчание, отпевание) и демографического (рождение, брак, смерть). Франция стала первой страной, где на основание декрета Национальной ассамблеи от 20 сентября 1792 г. ведение приходских регистров было прекращено, а регистрация заменивших их актов гражданского состояния перешла к чиновникам государства (мэрам коммун). В том же году ведение актов гражданского состояния стало функцией государства в Бельгии и Голландии, в Греции в 1856 г., в Италии – 1865 г., в Германии – в 1875г., в Венгрии – в 1894 г.

Изучать отечественные ведомости начали ещё до революции, этим периодом по сути их изучение и закончилось, однако эти труды посвящены главным образом вопросам культа и права, изданию и комментированию законоположений, и соответственно они малоактуальны для данной работы. Первая серьёзная источниковедческая оценка ведомостей была дана Д.П. Журавским. Современные исследователи лишь с середины XX в. стали изучать отдельные сюжеты, связанные с метрическими книгами. Первым обратил внимание на источник Кабузан. В 70-х годах православные метрики стали объектом документоведческого исследования А.В. Елпатьевского. Лютеранские метрические книги Эстонии изучал Х.Э. Палли. А.И. Аксёнов отметил возможность использования сведений метрических книг в сочетании с исповедными росписями для реконструкции утраченных ревизских сказок; И.А. Троицкая осуществила общее сравнение ревизских сказок и метрических книг для историко-демографических исследований. Следует отметить труды Б.Н. Миронова, использующего в изучение статистических данных источника математические методы, работы Н.И. Миненко, посвященные источникам изучения истории народонаселения Сибири.

Несмотря на огромное значение информации исповедальных (исповедных) книг, информации метрических книг, их не утраченной правовой силы, в советское время они не стали объектом всестороннего источниковедческого изучения. Монографий, докторских и кандидатских диссертаций, посвящённых данным документам не появлялось. А это, на взгляд автора, вполне закономерно в связи с плохим отношением в СССР со стороны государства к буржуазной науке генеалогии и низким статусом правового источника в малоправовом государстве.

Первые православные метрические и исповедальные книги появились на территории Украины, в условиях борьбы с униатской церковью. Самая ранняя российская метрическая книга 1703 г. обнаружена в фонде Донского монастыря. Повсеместно на территории России их ведение началось благодаря реформам и указам Петра I, после ликвидации независимого института патриаршества и учреждения Синода. Указ синода от 20 февраля 1724 г. говорит о необходимости метрик для того, чтобы «ведать о количестве всего Российского государства людей рождающихся и в брачное супружество совокупляющихся и умирающих».

Исследователь Антонова И.А. в своей работе Метрические книги XVIII – начала XX в. в России: источниковедческое исследование. М., 1998. даёт следующую периодизацию метрическим ведомостям, в основу которой положено законодательное (церковное и светское) оформление вопросов, связанных с ведением ведомостей и развитием норм делопроизводства:

  1. 1666-1722 г.г. «Пустынный» период; характеризуется тем, что нормы ведения метрик есть, а самих метрик практически нет.
  2. 1722-1779 г.г. Период метрикации – распространение повсеместного ведения метрик и складывание системы их учёта; потребление государством информации статистического раздела.
  3. 1779-1837 г.г. Период упрочнения правового статуса источника; завершение развития формуляра.
  4. 1837-1917 г.г. Период устойчивого формуляра; активизация потребления информации из метрик частными лицами.
  5. 1917- начало1920-х г.г. Переходный период – смена метрических книг актами гражданского состояния.
  6. с 1920-х г. – по сей день. Период хранения и пассивного документирования.
  1. 1703-1724 г.г. Период появление первых ведомостей на территории России (считаю, что не совсем правильно определять некий «пустынный» период, т.к. необходимо давать периодизацию на тот период, когда они действительно существовали, а когда имеются правила для их ведения, а они не ведутся, а это не значит, что они существуют).
  2. 1724-1837 г.г. Период распространения системы ведения ведомостей на территории России.
  3. 1837-1918 г.г. Период устоявшейся повсеместной системы ведения ведомостей (формуляр устойчив).

Переходный период, я считаю, выделять не стоит, тем более в рамках Московской губернии, ибо переход на ведение актов гражданского состояния произошёл сразу. В 1919 году все демографические события регистрировались в ЗАГС.

  1. 1918- начало1990-х г.г. Период отсутствия ведения ведомостей в связи с переходом на акты гражданского состояния. Период хранения в архивах.
  2. С начала 1990-х г.г. Продолжение периода хранения и период начала бурного их изучения в связи с возросшим интересом к микро и локальной истории, краеведению и генеалогии.

Естественно любая периодизация условна, но эта, на взгляд автора, исправляет неточности периодизации Антоновой и отражает реальность конкретно для Московской губернии.

Метрические и исповедальные (исповедные) ведомости Московской губернии, как уже сказано, являются единственными источниками по изучению генеалогии крестьянства и мещанства Московского края, а так же единственными источниками для создания дореволюционной статистики по Московскому краю. Это весьма устоявшиеся документальные системы, имеющие длительный период правовой активности (данные метрических ведомостей запрашиваются и по сей день). Данные ведомости велись в Московской губернии священниками и дьяконами при каждом православном храме, имеющем приход, соответственно в приписных храмах и часовнях они не велись. Именно с Петра Великого они приобретают большое распространение. В виду реформ и появление обязательного рекрутского набора необходимо было контролировать население в количестве. С Петра функции ведомостей ни сколько религиозные, сколько юридические, хотя в сущности своей они должны носить лишь культовую функцию.

Внешний анализ источника

Внешний анализ данного источника представляет собой внешнее описание ведомостей, размер, места хранения и другие данные, касающиеся визуального восприятия этого документа. Следующие данные выведены после работы в архивах, с самими источниками (-список всех архивных источников, при разборке конкретного примера будет указан конкретный источник).

Внешний анализ метрических ведомостей

Метрические ведомости велись в 2 экземплярах консисторском и приходском. Консисторский экземпляр ведомости подшивался и ежегодно сдавался в Московскую Духовную Консисторию. Приходской экземпляр так же подшивался, но хранился при храме. Стандартный чистый (не заполненный) образец метрической ведомости - это большой лист размером 46х72 см с разлинованными озаглавленными колонками и строками, в центре 2 раза увенчанными гербом Российской империи с надписью «Московская синодальная типография». При подшивке он сгибался, согнутые ведомости имеют соответственно размер 23х36 см. В консистории подшитые ведомости за год, подшивались к прежним годам и образовывали книгу, высота которой могла достигать 50 см. Каждая годовая подшивка в конце скреплялась сургучной печатью с двуглавым орлом. Приходской экземпляр мог не скрепляться печатью.

Приходские экземпляры метрических ведомостей после 1917 года продолжали храниться в храмах, при закрытии храма и уничтожение церковной утвари, они чаще всего погибали. Иногда продолжали храниться у местных жителей или в заброшенных помещениях храма (случаи в селе Захарьино – ныне продолжают сохраняться в местном музее). Ну а иногда (что крайне редко), они передавались в местные ЗАГСы и продолжали храниться при них (случаи в селе Покров и г. Подольске – ныне они хранятся в Подольском районном архиве, где хранится большинство документов по этому муниципальному образованию до 1937 года). Известны так же случаи когда документы были сданы как 2 экземпляры в архив Московской Духовной консистории, где хранились ещё консисторские копии. Однако и архив консистории ныне не имеет всех ведомостей, а лишь частично по некоторым годам, остальные ведомости утрачены. Сегодня архив Московской духовной консистории находится в составе Центрального Исторического архива Москвы и составляет там всего 1 фонд - № 203, где в 780-ти описях и хранятся изучаемые документы со всей губернии. Пробелы в годах огромны. За одно десятилетие ведение ведомостей выпадает по 2-3 года, то есть отсутствуют ведомости за 2-3 года. К сожалению если и приходские экземпляры утрачены, то информацию, которую могли дать ведомости восстановить ныне не возможно. В этом и заключаются основные проблемы крестьянской генеалогии, в утрате документов. Во Франции, например, в архивах хранится до 10 экземпляров метрик, в то время как у нас 1, и то, если не утрачен. А те, которые оставшиеся в наличие, порой не могут быть выданы исследователю на руки в читальный зал из-за плохой сохранности. Не малую роль в этом и сыграло советское время – данные документы были отброшены, как второсортные и ненужные, соответственно к ним было адекватное отношение, они использовались лишь для повторной выдачи свидетельств о рождение, браке, смерти (до 1918 года выдавались небольшие метрики). С 1989 года к документам отношение более серьёзное. Каждое дело, то есть каждая единица хранения подкреплена листом исследователя, листом обязательной проверки сохранности единицы хранения (кол-во листов, отсутствия надрывов, помятости, надписей и т.д.) после каждого раза выдачи на руки исследователю. Читальные залы оборудованы охраной и камерами наблюдения. К сожалению, и сохранность, и наличие ведомостей, оставляло бы желать лучшего. Так, например, в Государственном архиве Орловской области, хранятся документы Орловской духовной консистории, среди которых и метрические ведомости храма Николая Чудотворца села Нижняя Любовша Ливенского уезда Орловской губернии, в ф. 136 вообще существуют пробелы по документам ни то что за 2-3 года, а пробелами идут целые десятилетия, так например, полностью отсутствуют документы с 1902 по 1914 годы, что совсем печально по сравнению с Московской губернией.

Внешний анализ исповедальных (исповедных) ведомостей

Исповедальные (исповедные) ведомости так же велись в 2 экземплярах консисторском и приходском. Консисторский экземпляр ведомости подшивался и ежегодно сдавался в Московскую Духовную Консисторию. Приходской экземпляр так же подшивался, но хранился при храме. Стандартный чистый (не заполненный) образец исповедальной (исповедной) ведомости - это большой лист размером 46х72 см с разлинованными озаглавленными колонками и строками, в центре 2 раза увенчанными гербом Российской империи с надписью «Московская синодальная типография». При подшивке он сгибался, согнутые ведомости имеют соответственно размер 23х36 см. В консистории подшитые ведомости за год, подшивались к прежним годам и образовывали книгу, высота которой могла достигать 50 см. Каждая годовая подшивка в конце скреплялась сургучной печатью с двуглавым орлом. Приходской экземпляр мог не скрепляться печатью.

Приходские экземпляры исповедальных (исповедных) ведомостей после 1917 года продолжали храниться в храмах, при закрытии храма и уничтожение церковной утвари, они чаще всего погибали. Иногда продолжали храниться у местных жителей или в заброшенных помещениях храма (случаи в селе Захарьино – ныне продолжают сохраняться в местном музее). В отличие от метрических ведомостей они носили в основном религиозный характер и абсолютно не нужны были советской власти, так что в органы ЗАГСа, в архивы они никогда после закрытия храмов не передавались. Важно и то, что консисторский экземпляр этой ведомости так же не нужен был советским архивам, и к нему было отношение ни то, что второстепенное, а вообще они порой даже выбрасывались, не смотря на ценнейшую информацию для исторического знания, особо актуальную в наше время. Сегодня исповедальные (исповедные ведомости) это очень редкий документ, ввиду практически его отсутствия в архивах.

Внутренний анализ источника

Внутренний анализ источника представляет собой переработанную извлечённую информацию из самого документа, описание того что он содержит. А так же проверку на достоверность данной информации. Исследователь Антонова делит метрические ведомости по информационному содержанию на две части: номинативную и статистическую. Так же можно разделить и исповедные (исповедальные) ведомости. Номинативная часть представляет собой информацию, содержащуюся в источнике относительно конкретной персоны и лиц, участвовавших в том или ином демографическом или религиозном событие. Статистическая часть представляет собой информацию, содержащуюся в источнике относительно статистики, нумерации, счета тех или иных демографических или религиозных событий. Следующие данные выведены после работы в архивах, с самими источниками (-список всех архивных источников, при разборке конкретного примера будет указан конкретный источник).

Внутренний анализ метрических ведомостей

Метрические ведомости обладают большой юридической силой. Прежде всего, они вводились Петром как юридический документ для контроля населения с помощью Церкви. Они имеют две функции: демографическую и религиозную. Основная их задача зафиксировав, описать и учесть все демографические события (рождение, бракосочетание, смерть) и все религиозные (крещение, венчание, отпевание). Все метрические ведомости делятся на три части, озаглавленные:

1. «О родившихся».

2. «О бракосочетавшихся».

3. «Об умерших».

Как говорилось выше, ведомости по информационному содержанию так же делят на статистическую и номинативную части.

Статистическая часть метрической ведомости делится так же на две части «Счёт родившихся» и «Месяц и день рождения». «Счёт родившихся» так же делился на части «Мужского пола» и «Женского пола». «Месяц и день рождения» делится на части «Рождения» и «Крещения» в части «О родившихся», соответственно «Бракосочетание» и «Венчание» в части «О бракосочетавшихся», и «Смерти» и «Отпевание» в части «Об умерших». Информация, внесённая в эту часть ведомости весьма интересна для статистики Московской губернии, при проработке нескольких метрических книг из разных сёл конкретного уезда, а потом и всех уездов можно установить количество родившихся, бракосочетавшихся и умерших на конкретный период времени по губернии, превышала ли рождаемость смертность, а так же количество православных и не православных, которых не крестили, но в ведомость вносили, путём вычета из всех родившихся количества крестившихся. Данная информация абсолютно достоверна, ибо её проверить не составляет особой трудности. Дело в том, что нумерация шла в течение года и с наступлением нового обнулялась, если и существует ошибка в документе её легко исправить быстро пересчитав заново, то или иное количество персон из описываемого демографического события, исключением лишь могут являться документы из больших приходов, в том числе городских, где количество персон, принявших участие в демографическом событие может быть очень большим, и пересчёт займёт много времени. Что касается ошибок вероисповедания, то есть кол-ва людей не крещённых, а значит не православных, его на конец XIX века можно проверить путём изучения изданных статистических данных Переписи населения 1897 года.

Номинативная часть метрических ведомостей особо информативна. Она делилась на части: «Имена родившихся», «Звание имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания», «Звание имя, отчество и фамилия восприемников (крёстных) и какого вероисповедания», «Совершивший обряд крещения». Соответственно туда вносилась информации о имени родившегося, звание имени отчества и фамилии родителей, их вероисповедания и места жительства, там же ставились подписи священника, дьякона и псаломщика, звание имени отчества и фамилии крёстных, их места жительства и фамилии имени отчества священника или другого священнослужителя, совершившего обряд крещения.

Номинативная часть в разделе «О бракосочетавшихся» мало чем отличалась от части «О родившихся» за исключением различия демографического события, а вот часть «Об умерших» дополнялась сведениями о месте погребения, что позволяет восстановить историю московских некрополей, и интересными сведениями о причинах смерти, в виду неграмотности священника, имевшими порой в некоторых документах следующую формулировку: «умер от поноса», «умер от сильно кашля», «умер от замерзания», «умер от насморка»; однако, ставились и нормальные диагнозы, например, чахотка, холера, оспа. Данная информация очень важна для исторического знания. Во-первых можно определить особо распространённые заболевания в той или иной части Московской губернии, уезда, прихода, просто знать болезни, от которых умирали, а во-вторых это снова интересная статистика.

Далее для примера будет воспроизведена метрическая запись из части «О родившихся» метрической книги за 1894 год села Захарьино-Знаменского Подольского уезда Московской губернии храма Знамения Пресвятой Богородицы:

Статистическая часть: «Счет родившихся – мужского пола - №39; Месяц и день рождения - 15 октября, крещения – 17 октября».

Номинативная часть: «Имена родившихся – Андрей; Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания – Деревни Быковки крестьянин Михаил Иванович Константинов и жена Татьяна Петровна, православные, Священник Николай Сироткин, Диакон Алексей Кравлёв, Псаломщик Владимир Бухарин; Звание, имя, отчество и фамилия восприемников и какого вероисповедания – Деревни Быковки крестьянин Василий Иванович Константинов, православный и деревни Быковки крестьянка Мария Ивановна Королёва, православная; Совершивший обряд крещения – Священник Николай Евграфович Сироткин руку приложил».

Достоверность этих сведений проверяется с помощью исповедальных (исповедных) ведомостей, если ребёнок действительно родился в этой семье, то он уже должен появиться в исповедных (исповедальных) ведомостях этого, 1894 года.

Если для сравнения взять ведомость из другой губернии – Тамбовской, она абсолютна аналогична.

Для сравнения метрических ведомостей с документами ЗАГСа, пришедшим им на смену в 1918 году ниже приводится аналогичная запись «О рождение», но уже как акт гражданского состояния 1924 года:

«Отдел записей актов гражданского состояния при Добрятинском ВИК 1924 года.

Запись о рождение.

  1. № записи: общий - 32 мужского пола – 22.
  2. Число и месяц совершения записи - 25 января с./г.
  3. Пол ребёнка – мужской.
  4. Фамилия и имя ребёнка – Веселов Виктор.
  5. Число, месяц и год рождения – 24 января 1924 г.
  6. Место рождения (губерния, уезд, город, волость, село) – Московск. о. Подольск. у. Добрятинская в. с. Стрелково.
  7. Фамилия и имя отца – Веселов Алексей, матери – Веселова Агриппина.
  8. Возраст (число, месяц, и год рождения), отца – 24 г., матери 24 г.
  9. Постоянное место жительства (указать подробный адрес) - с. Стрелково Добрятинской вол.
  10. Род занятий – сельское хоз.
  11. Который ребёнок у данных родителей по числу родившихся – 2, по числу оставшихся в живых – 2.
  12. Кем сделано заявление о рождение ребёнка (указать подробный адрес) – отцом в с. Стрелково
  13. Особые примечания.
  14. Подписи лиц, сделавших заявления.
  15. Подписи должностных лиц, совершивших запись.

Как видно документ (бывшая метрика) в новом контексте приобретает большую юридическую силу и существенно изменяется, эволюционировав в важную бюрократическую бумагу.

Внутренний анализ исповедальных (исповедных) ведомостей

Исповедальные (исповедные) ведомости естественно не обладали такой огромной юридической силой, какой обладают метрические, они имели большую религиозную функцию, записывать и регистрировать одно из важных церковных таинств – исповедь. Однако, не всё так просто. Казалось бы, насколько это таинство не считалось и не считается интимным делом, всё рано оно получало отражение на бумаге. Исповедальные ведомости тоже, по сути, являлись документом, способным контролировать не только людей, но и их жизнь, поступки, дела, как только человек не являлся на исповедь, его записывали в уклонисты, либо описывали в ведомостях причину не явки. Конечно, сама суть его исповеди в ведомости не излагалась, ведь это были типичные бытовые проблемы, однако, если человек в исповеди признавался в чём-либо греховным, именно для государства, информация могла быть занесена в ведомость и передана в соответствующие органы. Здесь мы видим опять-таки институт Русской Православной Церкви используется государством как рычаг для управления обществом, и если в метрических ведомостях Церковь выполняла роль постоянного ЗАГСа и переписчика населения, то здесь в исповедальных (исповедных) ведомостях Церковь является чуть ли не прокуратурой… Однако для данной работы нам важны эти ведомости как источник по истории Московского края, и источник этот весьма информативный и уникальный в своём роде для исторического знания.

Эти ведомости так же можно разделить на две части статистическую и номинативную части.

Статистическая часть озаглавлена «Число» и делится на части «Домов или дворов» и «Людей», которая в свою очередь делится на «Мужского пола» и «Женского Пола». Соответственно в неё вносились данные, касающиеся количества людей женского и мужского пола, а так же касающиеся количества домов или дворов. Опять же видна огромная важность этих сведений для статистики, необходимо только в руках иметь исповедальную (исповедную) ведомость нужного года, и сразу возможно составить статистику по приходу, дело в том, что ведомости за 1 год охватывали весь приход, и если открыть последнюю страницу ведомостей и посмотреть на последние цифры, они дадут важную информацию по количеству населения и по количеству дворов в данном приходе, прибавив другие приходы по уезду, а затем и уезды, возможно и оперативно подсчитать количество населения и дворов во всей Московской губернии.

Номинативная часть делится на части, одна из которых отведена под фамилии и имена исповедовавшихся, а две другие озаглавлены «Лета от рождения» и «Показания действа». «Лета от рождения» делятся на части «Мужского пола» и «Женского Пола». «Показания действа» делится на «Кто были у исповеди и святого причастия», «Кто исповедался и не причастился и за каким винословием», «Которые у исповеди не были».

Данные начинали вноситься с центра прихода – населённого пункта где стоял храм, и далее с разных других населённых пунктов сёл, селец, деревень, выселок, двориков. В ведомость вносится каждая семья, начиная с грудных детей и заканчивая стариками. Таким образом, можно составлять родословные целых семейств в конкретных населённых пунктах или приходов, выводить год рождения человека, путём элементарного подсчёта, пользуясь тем, что известен год ведомости и его возраст в ведомости. Естественно один священник заполнял ведомости на целый приход и мог ошибиться, так что достоверность внесённой информации не мешало бы проверять ведомостями другого года для полного подтверждения. Так, например, используя исповедальные (исповедные) ведомости храма Знамения Пресвятой Богородицы села Захарьино Сухановской волости Подольского уезда были составлены целые списки жителей некоторых населённых пунктов Подольского уезда.

Так в ведомостях начала XX века из этого же храма местный протоиерей Сироткин, помимо необходимых сведений, определённых вышеописанным формуляром вносил и некоторые другие сведения, касающиеся рода занятий жителей, их профессий. Учитывая, что этот приход находился близко к Москве и к Подольску многие жители помимо сельскохозяйственной деятельности работали, и протоиерей записывал их профессии. Просмотрев их, автор составил список профессий с количеством человек, владевших ими, жителей д. Быковка – приходской деревни этого храма:

Кондитер – 1

Токарь по металлу – 1

Служанка – 2

Пастух – 2

Кузнец – 2

Работник лавки – 5

Торгаш – 2

Смазчик-кузнец – 1

Рабочий – 2

Швейцар – 3

Официант 2

Конторщик – 1

Портниха – 2

Машинист на железной дороге – 1

Трактирный служащий – 2

Мебельный столяр – 1

Столяр – 4

Сапожник – 2

Механик – 1

Обойщик – 2

Футлярщик – чемоданник – 1.

Кроме того в ведомостях, заполненных Н.Е. Сироткиным имеются данные касающиеся, сумм, пожертвованных прихожанами храму.

Заключение

Метрические и исповедальные (исповедные) ведомости Московской губернии фундаментальный источник для многих отраслей исторического знания. Содержание ведомостей – это микроистория, которая позволяет локализировать большую проблему и изучать её на конкретном примере, характерном для того или иного региона. Ведомости по Московской губернии дают возможность создать интересную статистику для этого края и в тоже время исследовать население по одному человеку, по одной семье, по одному населённому пункту, по одному приходу, т.е. не только изучать те или иные процессы в цифрах и общих фразах.

Метрические и исповедальные (исповедные) ведомости стали распространяться в России с Петра Великого и являлись, не только документом религиозного характера, но и главным юридическим документом дореволюционной России, сменившимся на акты гражданского состояния в 1918 году. Бесспорно, государство использовало институт Церкви для контроля населения через документы по сути носящие религиозный характер, ведь и сейчас ведутся в храмах подобные ведомости, но государству они уже не нужны.

Советский период, к сожалению, пагубно повлиял на сохранность ведомостей – столь важного источника для исторического знания. Сейчас необходимо продолжать принятие мер по защите источника, ибо утрата нанесёт невосполнимый вред самопознанию человеческого общества.

Литература, источники

Антонова И.А. Метрические книги XVIII – начала XX в. в России: источниковедческое исследование. М., 1998.

Антонова И.А., Антонов Д.Н. Метрические книги: История. Делопроизводство. Источники комплектования и научно – техническая обработка. Историко – архивоведческое исследование. Тула, 1997

Новый энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. т.26

Сарафанов Д.Е. Материалы церковно – приходского населения как источник для изучения численности и демографического развития населения Барнаула в XIX в. Барнаул, 2006. с24.

Семенихин А.В. Захарьино, Быковка. М., 2005.

ГАРО ф.627, оп. 266, д. 22;

Антонова И.А. Метрические книги XVIII– начала XXв. в России: источниковедческое исследование. М., 1998. с. 1.

Гойхбарг А. Г. Метрические книги // Новый энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. т. 26, с. 413.

Антонова И.А. Метрические книги XVIII– начала XXв. в России: источниковедческое исследование. М., 1998. с. 3.

Сарафанов Д.Е. Материалы церковно – приходского населения как источник для изучения численности и демографического развития населения Барнаула в XIXв. Барнаул, 2006. с24.

ПСЗ Российской Империи т.7. № 4480.

ЦИАМ ф. 203, оп. 780, д. 2801, 2805, 2810, 2915, 3035;

ГАПР ф. 1, оп. 2, д. 150, 151, 152; оп. 5, д. 114

ГАРО ф.627, оп. 266, д. 22;

ГАОО ф.136 (выписка о наличие дел);

ЗЦКМ все исповедальные (исповедные) ведомости, хранящиеся в данном музее.

Антонова И.А. Метрические книги XVIII– начала XXв. в России: источниковедческое исследование. М., 1998. с. 10.

ГАОО ф.136 (выписка о наличие дел).

Антонова И.А. Метрические книги XVIII– начала XXв. в России: источниковедческое исследование. М., 1998. с. 3.

ЦИАМ ф. 203, оп. 780, д. 2801, 2805, 2810, 2915, 3035;

ГАПР ф. 1, оп. 2, д. 150, 151, 152; оп. 5. д. 114

ГАРО ф.627, оп. 266, д. 22;

ГАОО ф.136 (выписка о наличие дел);

ЗЦКМ все исповедальные (исповедные) ведомости, хранящиеся в данном музее.

ЦИАМ ф. 203, оп. 780, д. 2801, л. 92 об.

ГАРО ф. 627, оп. 266, д. 22, л. 37 об.

ГАПР ф.1, оп. 5, д. 114.

Семенихин А.В. Захарьино, Быковка. М., 2005. с.72-91.

ЗЦКМ все хранящиеся исповедальные (исповедные) ведомости Знаменско-Захарьинского храма.

  • Русское краеведение

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

(Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.


История

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.

Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.

В начале документа шло его название примерно такого содержания .

В столбцах , , записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.

В столбцах и — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).

В столбце как раз и размещался список прихожан .

В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто — поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником.
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.

, и столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия.

В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в .

По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: (л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил. Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.

После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или табель. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.

В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.

Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.

Нецерковный учёт исповедований и причащений

Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам. В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.

«Приказ.
По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.
Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.
И. Д. Начальника округа /Подпись./

Делопроизводитель /Подпись./»

При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.

Фрагмент исповедной росписи церкви Николая Чудотворца селаСлавного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии1755 года

Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) - ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII - начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории людей (за исключением младенцев), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет - то по какой причине (например, за малолетством ).
Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА - в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».
Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительство, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.

Из истории

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором - не ходившие на исповедь, в третьем - раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности, (Данные из Википедии)

О справках для причащении в Российской империи June 5th, 2017

Из чего состоит метрическая книга

Первое, что стоит уяснить читателям, – в метрические книги заносились записи не о фактах рождения, брака или смерти, а о регистрации церковных обрядов. Изначально приходским священникам вручались незаполненные тетради (сшитые листы бумаги) с графическим распределением блоков, и только после их заполнения тетради становились метрическими книгами.

Законами тогдашнего времени было установлено, что ведение метрик должно происходить в двух экземплярах. Подлинная версия, как правило, хранилась в церкви, дубликат (копия, заверенная церковным причтом) перенаправлялся в архив консистории – в те времена это было учреждение с судебными, а также церковно-административными функциями. В связи с тем что в 1918 году был принят «Кодекс законов об актах гражданского состояния», метрические тетради заменили на реестровые (также встречается название «актовые»), которые можно найти в местных органах ЗАГС. Однако, видимо по инерции, в некоторых районах России церковные метрические книги велись до 1921 года.

Исповедальные росписи

Государственный документ периода XVIII – начала XX века, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на три основополагающие части:

1. «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определенные выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2. «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в нее вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трех лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшимся нетрадиционного вероисповедания).

3. «Которые у исповеди не были».

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к исповеди.

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за все время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ государства от ведения исповедных росписей произошел после революции 1917 года , но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.

Пример (образец) исповедальной ведомости:

«Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людей, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

В отсутствие метрических книг исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шел непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но, так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в государственных архивах определенного региона. Нелишним будет отметить, что в редких случаях росписи по исповеди и причастии можно найти в архивах отдельных церквей.
...Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один из которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской империи, обычным делом был дополнительный не церковный учет причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от настоятеля храма о пребывании на исповеди и Святом причастии.