Ибо вера без дел мертва. Почему вера без дел мертва? Питается благими делами

(Иак. 2, 20)
Освальд Тярк

Источник: Тярк О.А. Избранные труды / Ред. Куликов В.Г. – В 2-х томах, М., 2005.

Иисус Христос оставил нам заповедь веровать в Него всем сердцем: “Веруйте в Бога и в Меня веруйте” – Ин. 14, 1. Но апостол Иаков предостерегает верующих, что можно иметь мертвую веру – Иак. 2, 16-17.
В Слове Божием дается несколько понятий веры. Вера означает личную убежденность в бытии Бога и в том, что Иисус Христос является Спасителем наших бессмертных душ. “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” – Рим. 5, 1. Выражая эту истину, Иисус Христос сказал со всей определенностью: “Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную” – Ин. 3, 36.
В рассматриваемом стихе говорится, что вера должна иметь соответствующее свидетельство, и что исповедание веры не может спасти человека, если образ его жизни не соответствует его исповеданию – Рим. 10, 9-10.
Когда апостол Павел говорил о делах, он обычно подразумевал дела, предписанные законом и заповедями, которые человек исполняет в надежде, что он тем самым удовлетворит Божие правосудие. Такое делание без веры в Христа не даст нам умилостивление в очах Божиих. Иисус Христос подтвердил это в притче о фарисее и мытаре. Фарисей постился два раза в неделю и давал на храм десятую часть из всего, что приобретал. Добродетель его была очевидной. И все же Иисус Христос оценил его благие деяния ниже, чем покаянную молитву мытаря. В делах и словах фарисея явно выступала гордость его старой природы. Он представлял себе спасение как воздаяние по заслугам. Но в таком случае дела без веры остаются мертвыми. Евангелие же говорит о таких делах веры, которые исходят от Бога. В Иисусе Христе Бог сделал нас способными на добрые дела – Еф. 2, 10. Он обновил нас через Духа Святого. Дела возрожденного человека Иисус Христос называет плодами – Мф. 7, 20. Итак, дела веры христианин совершает по внутреннему побуждению, они являются плодами Святого Духа, живущего в нас. Такие дела творили апостолы, к этому призывает нас Господь. Без дел милосердия и любви вера наша мертва.
Апостол Иаков, сожалея о недостатке добродетели в первой церкви, побуждал верующих задуматься о причине этого. Его послание является одним из первых посланий Нового Завета. Оно было написано по прошествии около пятидесяти лет после Рождества Христова и двадцати лет после Его крестной смерти и воскресения. Еще были живы многие очевидцы, которые видели Иисуса Христа своими глазами, переживали благословения Пятидесятницы, но, несмотря на все это, некоторые из них вели неправильный образ жизни. Апостол Иаков говорит, что вера таких людей была мертвой.
Не угрожает ли эта опасность и нам? Образ нашей жизни может не соответствовать вере, которую мы исповедуем. Это весьма распространенная болезнь верующих в наши дни. Слово Божие не дает нам права на послабление, оно призывает нас: “Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” – Гал. 5, 16. Апостол Иаков идет в своем поучении дальше и говорит, что пассивность лишает веру силы. Он с сожалением пишет о тех верующих, которые имели живую веру, но со временем превратились в духовных мертвецов. “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва”.
Мертвый человек не способен действовать, он бесчувствен. Имея глаза, он не видит; у него есть руки, но они не действуют; он имеет сердце, но оно безучастно. Таковым образно представляется верующий, не живущий христианской жизнью. Он становится не способным действовать.
Замечаем ли мы в нашей жизни признаки этой опасности? Мы должны откровенно признать, что наша духовная жизнь очень слаба, что подтверждают многие факты. Даже незначительные неприятности и недоразумения выводят нас из состояния равновесия и отвлекают от дела Божия.
Причиной духовной смерти верующих, по мнению апостола Иакова, может быть несоответствие образа жизни их убеждениям. Если мы произвольно нарушаем заповеди Христа, то Дух Святой отступает от нас, и наступает духовная смерть.
Предостережения апостола весьма важны еще и потому, что без веры нельзя угодить Богу. Мы просим Божьего руководства, но вместо того, чтобы следовать ему, исполняем свою волю. Сколько раз мы просили, чтобы Господь всецело взял нас в Свои руки, и в то же время продолжали жить так, как будто мы не предоставляли себя Ему? Все мы должны в смирении сказать вместе с пророком Даниилом: “У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд” – Дан. 9, 7.
Что же необходимо для того, чтобы наша вера не потеряла жизненную силу? Как ее оживить?
Прежде всего, примем предостережение Слова Божия со всей серьезностью и будем освобождаться от недостатков, которые Дух Святой открывает нам. Проверим нашу веру: сопровождает ли она соответствующие дела, облагораживает ли нашу жизнь? Отнесемся со всей ответственностью к данному Богу обещанию доброй совести. Будем помнить, что мы христиане не только, когда пребываем в доме Божием, но и тогда, когда находимся вне его. Не будем обижаться на тех братьев и сестер, которые указывают на наши ошибки и предостерегают нас.
Испытывая самих себя, обратимся к Господу с молитвой. Только Он может дать жизнь нашей душе. Только Он может оживить нашу веру.
Мы знаем, что надо поступать так, а не иначе, но у нас недостает силы, которая руководила бы нас в делании добра. Непрощающие друг друга сознают, что они должны исправить свои отношения, очистить сердце и искать взаимное прощение. Но вместо этого они жалуются людям и Богу на своих обидчиков и не предпринимают никаких шагов к примирению. Без оживотворяющего действия Духа Божьего – Рим. 18, 25, мы не можем исполнить заповеди Христа. Мы покаялись перед Господом, приняли крещение, изучаем Слово Божие и служим Ему тем даром, какой имеем. Вера наша не была бесплодной. Но Господь призывает нас к большему и предлагает нам Свою помощь. Примем ее, чтобы нам не ослабеть в вере и не изнемочь душами нашими. Только в сочетании веры с добрыми делами мы имеем полную духовную жизнь; “Вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства” – Иак. 2, 22.
Дадим Господу возможность направлять нас к совершенству. Чем меньше различия между исповеданием нашей веры и нашим образом жизни, тем ближе мы к высшей цели, “доколе не изобразится в нас Христос” – Гал. 4, 19.

Вера без дел мертва есть

Вера без дел мертва есть
Первоисточник - Библия. В Новом Завете, в Послании апостола Иакова (гл. 2, ст. 26), сказано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
Иносказательно: вера равнозначна безверию, если человек, которые называет себя верующим, не воплощает свою веру в реальные дела. Из дневника писателя Михаила Пришвина: «Вера без дел мертва, а вера без любви зла и есть, кажется, основа величайших злодейств».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Вера без дел мертва есть" в других словарях:

    Ср. Без масла дел благих гаснет свеча веры. Георгий Кониский, архиеп. Белор. (1718 1795). Собрание соч. 1835. Ср. Ты веруешь, что Бог един, хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, что вера без дел мертва? Иаков. 2, 14 20; 26 …

    Вѣра безъ дѣлъ мертва есть. Ср. Безъ масла дѣлъ благихъ гаснетъ свѣча вѣры. Георгій Конискій, архіеп. Бѣлор. (1718 1795). Собраніе Соч. 1835. Ср. Ты вѣруешь, что Богъ единъ, хорошо дѣлаешь, и бѣсы вѣруютъ и трепещутъ. Но хочешь ли знать, что вѣра …

    Вера и гору с места сдвинет (иноск.) вера сильна Ср. Вы говорите у вас вера, сказал дьякон, какая эта вера? А вот у меня еси дядька поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Вера - одна из трех основных христианских добродетелей. Апостол Павел говорил следующее: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. А без веры угодить Богу невозможно» (Послание к Евреям, 11, 1–6). Однако с верой должны быть… … Православная энциклопедия

    Вѣра горами двигаетъ. Вѣра и гору съ мѣста сдвинетъ (иноск.) вѣра сильна. Ср. Вы говорите у васъ вѣра, сказалъ дьяконъ, какая эта вѣра? А вотъ у меня есть дядька попъ, такъ тотъ такъ вѣритъ, что когда въ засуху идетъ въ поле дождя просить, то… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Вера - одна из главных христианских добродетелей; в философии – модус духовности человека; в психологии – вид духовной потребности, поднимающей человека над земными предметными и потому преходящими потребностями. Вера выражается как способность человека … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр.11:1 , 6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе вера без дел… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; … Толковый словарь Даля

    ВЕРА - один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… … Православная энциклопедия

Спрашивает Юрий
Отвечает Виктор Белоусов, 07.06.2013


Юрий спрашивает: "Я уже много лет получаю Вашу рассылку. Меня в ней смутил один тезиз, что прощение Господа можно заслужить только верой, безотносительно к добрым делам. Как понять тогда древнее изречение, что вера без дел мертва есть? Или ответ Иисуса при суде Божьем: Я был голоден и вы не накормили меня, я жаждал и вы не наполи меня? Поясните это, пожалуйста. С уважением, Юрий."

Здравствуйте, Юрий

Как понял, речь идет о следующем тезисе: "Sola fide - доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Протестанты не обесценивают добрые дела, но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения."

Во-первых, так сформулировал идею о праведности по вере Мартин Лютер, потому для более глубокого понимания имеет смысл обратится к его трудам.

Во-вторых, чем была вызвана эта формулировка? Лютер был священником, который наблюдал странную картину - люди, которые жили нечестивой жизнью (формально все были членами Церкви в Средневековой Европе) могли получить "прощение грехов" от лица "Церкви" за оплату (покупку индульгенции). Также аналогичная ситуация имела место при крестовых походах - жителям деревень и рыцарям обещалось прощение грехов (и богатство), если они пойдут отвоевывать Иерусалим. Сегодня работает похожая схема - люди живут как хотят, потом строят храмы "для искупления грехов" и не меняют своей жизни.

Какая за этим стояла идея? За то что ты сделаешь "хорошее" дело - Бог тебе простит твои плохие дела. В Евангелии мы не видим такой картины.

1) Иисус прощал всех людей, кто к Нему обращался, независимо от их заслуг.

2) Он акцентировал внимание на вере в Него, которую показывали мытари, блудницы, язычники... И на неверии тех, кто формально выполнял требования Божьего Закона - фарисеи, книжники, члены Синедриона.

Формально более "хорошими людьми" были фарисеи. Но грешники из-за веры каялись и становились "еще лучшими людьми". Как, например, мытарь Закхей решил не просто вернуть всем долги и нанесенный ущерб, но решил его покрыть в несколько крат каждому пострадавшему.

Действительно, праведные дела являются индикаторами нашей веры, о чем говорит Иаков. Но иногда человек делает формально красивые дела, в глубине сердца остается гордость, превозношение и другие грехи, которые не так очевидны.

Это парадокс. С одной стороны дел недостаточно, с другой - дела нужны чтобы подтвердить веру. Решение - в цели.

Цель - это возрастание в вере во Христе Иисусе. Именно Христос в нас - Он творит дела. Цель - не прославить себя хорошими делами, а прославить Бога.

Если ставится цель - сделать больше дел чтобы заслужить спасение (компенсировав грехи), то это ложная цель, которая была в основе фарисейства.

Благословений Божьих,
Виктор

Читайте еще по теме "Спасение":

Вера из дел

26.07.2015

(откровение)

Так говорит Дух Святой!

Итак, народ Мой, Я желаю велико предупредить вас в вашем заблуждении, которое будет иметь в последние времена решающую роль в вашем стоянии и спасении! О том, что вы не верно, и довольно поверхностно понимаете данное место Писания:

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

(Иак.2:26)

Ибо как раз на добрых делах благотворительности и воссядет тот, который придет во имя свое! Не о делах милосердия и не о добродетелях здесь речь, как таковых, но о делах веры! Ибо дела веры это нечто совершенно иное, чем ваши добродетели, народ!

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак.2:20)

Ибо ваши добрые дела милосердия есть, только приложение к истинным делам веры. Ибо одной веры, без дел веры не достаточно для того, чтобы идти путем великих побед с Богом!

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак.2:19-20)

Делами веры патриархи и отдельные личности достигали чудес, ибо веровали и поступали по вере. Ибо их вера осуществлялась в ожидаемом ими, и в их уверенности в невидимом!

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; (Евр.11:33-35)

Так Авраам веровал, что Бог силен оживить Исаака, ибо Он обещал в нем будущность.

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". (Иак.2:21-23)

Так Раав блудница делами веры обрела спасение не только себе, но и всей своей семье:

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак.2:25)

И многие другие делами веры сводили с небес чудеса потому, что веровали и поступали по вере. Ибо без веры угодить Богу невозможно!

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. (Иак.2:17-18)

Итак, вот что вам нужно, народ Божий, это показывать вашу веру из дел ваших!

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24)

Не знаете ли и не ведаете ли того, что прикрытием своего черного зла сатана избрал мировую благотворительность? И этим ложным основанием своих добродетелей и ложным милосердием он обольщает все народы! Но вы, дети Мои, почему вы так быстро уклоняетесь в сторону добрых дел дьявола и верите в его добро? Разве не знаете, что он изначально был лукавым лжецом и вором? Так не следует ли вам, народ Мой, искать его истинные цели там, где есть обман, хитрость и лукавство? Ибо фундамент его добродетелей, милосердия и благотворительности стоит на великом зле! И это есть сеть для народа, чтобы поглотить и погубить как можно больше людей земли!

22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Мар.13:22)

Ибо как раз вера бесовская без дел веры и погубит многих из народа Моего! Потому что соблазняться на милосердии и добродетелях дьявольских и человеческих! Но если добродетели не исходят из воли Бога, то они исходят от дьявола!

Подобно тому и вы, народ Мой, часто впадаете в эту же сеть и начинаете строить ваше основание на ваших добрых делах милосердия. Будучи не посланными Мною - идете и не вопросив волю Моя - делаете! Так верны ли вы Мне на самом деле, если выбираете свое, а не Мое?

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, (Евр.11:24)

Итак, берегитесь, народ Мой, чтобы не прельстил вас дьявол тем, что на ваш взгляд, есть добро! Ибо не способен сатана на добро и все его добродетели имеют основания зла!

17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. (Иак.1:17)

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. (Иак.3:17)

Аминь!

Слово из Писания, использованное в этом откровении:

27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули.

30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

(Евр.11:27-40)


Сегодня Церковь читает послание апостола Иакова 2 гл. 14-26 стихи.

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

А кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Из этого отрывка Священного писания мы должны вынести следующее. Вера, которая нас спасает ведёт к делам и делам милосердия к ближним.
Но есть люди, которые и веруют и принимают участие в милосердии, но сами не живут по законам и заповедям писания. Грешат и верят, что за милосердие и за искренность веры в Бога, они будут спасены. И тут апостол Иаков прямо говорит, что такае вера, совсем и не является верой. Только праведное поведение является свидетельством подленной веры . Это правильное поведение должно быть, как в заботе о ближнем, так и пример своей жизнью другим людям.

Если мы не исполняем тех законов которые прописаны в Священном писании и самой Церковью, а говорим, что мы живём, верим в Бога, оказываем добрые дела ближним и ни каму не делаем зла, но в то же самое время не соблюдаем постов, не ходим в храм, не молимся дома и считаем, что мы будем спасены за нашу веру, то конечно, апостол Иаков говорит, что у нас веры тогда нет совсем, ибо мы не верим закону и писанию, где сказано как себя должен вести христианин.

Конечно, если человек говорит о своей глубокой вере в Бога и тут же видит голодных, раздетых, больных и всё имея в достатке, не помогает этим людям, то апостол опять говорит, что это не вера, то, что у человека нет веры. Ибо кто верит в Бога и писание, тот читал, как надо поступать с голодными, замёрзшими и больными. И должны быть не только слова и сожаления, но дела, накормить, одеть, оказать помощь.

Если человек просто говорит "Я верю в Бога!" и делами милосердия и примером своей жизни, исполнением заповедей не доказывает свою веру, то такая вера, она мертва.

Ведь у Матфея евангелиста в 7 главе тоже есть такие слова: "

А всякий кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, подобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке " (имеется ввиду без фундамента, каменной основы).

Надо не только слушать то, что говорит нам Священное писание, но жить по нему и исполнять его.

Порой мы верим в Бога только потому, что мы боимся Бога, а боимся Бога потому, что мы грешные, ответа за грехи свои боимся. Но это ещё не показатель нашей веры. Вера должна быть основана не только на страхе, но и на любви. Как сказано и беси верят в Бога, тоже боятся Бога и трепещат перед Богом. Так чем же порой наша вера в нашем греховном страхе отличается от бесовской веры?

А вот когда будем делать дела милосердия и воздерживаться от грехов, быть примером жизненным другим христианам, вот тогда уже мы будем подтверждать свою веру делами и жизнью.

Именно такой веры и требует от нас Господь.