Гофман фотографии. Личный фотограф Гитлера и тайна «агента Вертера

Генрих Гофман (нем. Heinrich Hoffmann; 12 сентября 1885, Фюрт - 16 декабря 1957, деревня Эпфах, Бавария) - немецкий фотограф, получивший известность как личный фотограф Адольфа Гитлера.

Биография

Генрих Гофман был единственным ребёнком в семье фотографа Роберта Гофмана и его супруги Марии, урождённой Каргль. Генрих обучался фотографии у отца в его ателье в Регенсбурге. Мечтам Генриха об обучении живописи и поприще художника противостоял старший Гофман, это обстоятельство в будущем объединило Гофмана с Адольфом Гитлером, который также безуспешно искал себя в живописи. В 1901 году в 16 лет Генрих Гофман отправился в многолетние странствия и работал у нескольких фотографов, в том числе и у известного фотографа Эмиля Отто Хоппе в Лондоне.

В 1906 году Гофман обосновался в Мюнхене и руководил работой двух фотоателье, одно из них - популярное в те времена мюнхенское фотоателье «Эльвира». В 1908 году после того, как Гофману удалось сделать сенсационные снимки катастрофы дирижабля, он решил стать фоторепортёром. Годом позднее в 1909 году 24-летний Гофман открывает в Мюнхене собственное фотоателье. В 1913 году Генрих Гофман основал фотомастерскую «Photobericht Hoffmann», специализировавшуюся на фоторепортажах и портретах. Гофман также занимался сбытом почтовых открыток и сотрудничал помимо газеты «Mnchner Illustrierte Zeitung» с агентствами в Берлине и за рубежом - в Австрии. 2 августа 1914 года вскоре после начала первой мировой войны Гофман вёл фотосъёмки всеобщего ликования на мюнхенской площади Одеонсплац. На чёрно-белом снимке с площади Одеонсплац позднее будет узнан присутствовавший там Адольф Гитлер. Однако война не прошла бесследно для Генриха Гофмана. В августе 1917 года не служивший ландштурмист был призван в батальон авиационного резерва и отправлен на французский фронт. После окончания войны в 1918 году Гофман вернулся к своей работе фоторепортёра.

В 1919 году Гофман вступил в партию «Айнвонервер», стоявшую на правых экстремистских позициях, и опубликовал фотоброшюру правого консервативного толка «Один год баварской революции в фотографии». Одновременно Гофман завязал дружеские отношения с Дитрихом Эккартом, издателем «Vlkischer Beobachter».

В апреле 1920 года 34-летний Гофман вступил в НСДАП и получил монопольные права на сбыт издаваемой Эккартом антисемитской подстрекательской газеты Auf gut deutsch («На правильном немецком»). Гофмана стали привлекать к фотографированию партийных боссов: Германа Геринга, Рудольфа Гесса, а вскоре и Гитлера, который сделал его своим личным фотографом.

После Пивного путча в 1923 году появились первые портреты Гитлера, сделанные Гофманом. На одном из них Гитлер снят в кругу товарищей по заключению в Ландсбергской тюрьме. Все фотографии Гитлера, где он был снят с близкого расстояния, были сделаны Генрихом Гофманом. Гитлера и Гофмана связывали очень близкие и доверительные отношения. В гостях у Гофманов на вилле в Богенхаузене Гитлер чувствовал себя как дома. По воспоминаниям дочери Гофмана Генриетты, Гитлер часто бывал у них, оставался на обед, а после него музицировал за пианино или отдыхал в саду, лёжа на траве, и даже читал вслух пьесу Людвига Томы.

В 1924 году Гофман издал фотоброшюру «Пробуждение Германии в снимке и слове», а в 1926 году принимал деятельное участие в основании печатного органа национал-социалистов Illustrierter Beobachter. В 1929 году Гофман как представитель НСДАП принимал участие в работе съезда депутатов Верхней Баварии и с декабря 1929 года входил в состав мюнхенского городского совета.

Гофман познакомил Гитлера с Евой Браун, которая в 1929 году устроилась ученицей в фотоателье Гофмана. Однажды вечером Гофман появился в ателье вместе с мужчиной, которого он представил как господина Вольфа. После ухода незнакомца Гофман пояснил Еве, что это был фюрер НСДАП Адольф Гитлер.

С 1932 года Гофман преимущественно занимался пропагандистскими фоторепортажами. В его издательстве «Heinrich Hoffmann. Verlag national-sozialistische Bilder» было занято до 300 человек, а обороты его бизнеса по сбыту фотоальбомов по заказам НСДАП вскоре стали измеряться миллионами рейхсмарок. Вследствие своей занятости на этом поприще в 1933 году Гофман был вынужден покинуть пост члена городского совета Мюнхена.

Генрих Гофман - известный немецкий фотограф, получивший известность как личный фотограф Адольфа Гитлера.
Родился в 1885 г. в Фюрте, обучался фотографии у отца в его ателье в Регенсбурге. Как и Гитлер, был неудавшимся художником, ветераном войны (был в 1917 г. в ландштурмистском запасном авиабатальоне на Западном фронте) и крайне правым - членом «Айнвонервер», одновременно знакомым Дитрихом Эккартом, издателем «Фёлькишер Беобахтер».
К тому времени Гофман был уже состоявшимся фотографом: еще в 1914 г. он основал фотомастерскую «Photobericht Hoffmann», специализировавшуюся на фоторепортажах и портретах.
В начале 1920-х он все больше сближается с нацистами, и сам в 1920 г. вступает в партию, начиная заниматься распространением агитационных фотоматериалов. После прихода нацистов к власти он становится, разумеется, "придворным художником" Третьего Рейха, а его фотобизнес насчитывает миллиардные прибыли. Гофман запечатлел множество портретов Гитлера, в том числе и с "семьёй".

В октябре 1945 г. Генрих Гофман был помещен в тюрьму Международного военного трибунала в Нюрнберге, где должен был навести порядок в своём архиве для участия в Нюрнбергском процессе. Процесс денацификации против личного фотографа и друга Гитлера начался в январе 1946 г.
Где-то в это время его и встретил советский журналист и писатель Борис Полевой, который позже написал о Гофмане в своих воспоминаниях. Его свидетельства не во всем достоверны, но представляют несомненный интерес.

«Генрих Гофман был довольно ловкий фотограф, зарабатывавший себе на жизнь, фотографируя голых девиц и распространяя эти снимки из-под полы. Потом он расширил свою деятельность, начав издание порнографических открыток. Моделями в »тих открытках становились танцовщики и танцовщицы второразрядных ночных кабаре. Одной из таких натурщиц стала некая Ева Браун. Она приглянулась Гофману, и он сделал ее... своей постоянной помощницей.
Случилось так, что на одной из съемок сия девица попала на глаза Гитлеру. Он задал ей какой-то вопрос, а она бойко и умно ответила. Так завязалось знакомство всемогущего фюрера Третьего рейха с моделью непристойных открыток. Гитлер приблизил ее к себе.
Ловкая девица знала, что в руках ее бывшего патрона остались негативы фотографий, рисующих ее, мягко говоря, в весьма неблаговидных позах. Это было опасно и для нее, и даже для ее всемогущего покровителя и его международной известности.
В стране уже был широко известен пример, когда Геринг с помощью вот таких же улик смог расправиться со своим конкурентом, старым фельдмаршалом Бломбергом, человеком, пользовавшимся особой благорасположенностью фюрера и занимавшим кресло военного министра. Через третьих лиц Геринг свел старика с коллегой Евы Браун, девицей Эрикой Грюн, и, когда раскисший маршал пришел к нему советоваться - жениться ему на ней или нет, посоветовал проявить демократизм, жениться и даже выступил в роли посаженого отца. Свадьба была пышная, на ней присутствовал сам Гитлер. А на следующий день открытки с изображением Грюн в соблазнительных позах вместе с молодым партнером опять же через третьих лиц были переданы в бульварные французские газеты. Разразился скандал. Фельдмаршал Бломберг был устранен с поста. Кресло военного министра освободилось.
История наделала много шума в Берлине. Ева Браун знала это. Конечно, при ее новых возможностях ей не представляло труда физически устранить Гофмана. Мало ли людей исчезало тогда в Германии - вот так, без всякого шума. Но она знала, что ее бывший шеф дальновиден и лучшие негативы хранит где-то за границей. И еще она знала, что при аресте Гофман все расскажет в гестапо, а вероломный Гиммлер давно уже следил за ней. И, хитрая от природы, она нашла третий путь, оказавшийся верным.

С ее помощью ее "учитель" Генрих Гофман был приближен фюрером. Он стал лейб-фотографом Гитлера и сделал блистательную карьеру. Основал большое издательство, монопольно выпускавшее портреты гитлеровских бонз, правительственные альбомы и проспекты. Издательство делало миллионные обороты. Молодой человек - партнер Евы по открыткам попытался было отломить и свой кусочек от жирного пирога, но однажды исчез с глаз людей и из жизни. Его партнерша уже открыто жила под одной крышей с "первым наци" Германии.
Генриху Гофману, лейб-фотографу, было присвоено звание профессора и доктора. Его наградили золотым значком нацистской партии, хотя, по его уверениям, он никогда не был ее членом. Это, кажется, правда.
Итак, мы пошли в таинственную комнату № 158. Нас встретил пожилой приземистый немец в сером пиджаке тирольского покроя с пуговицами из оленьего рога и дубовыми листьями на зеленых лацканах. У него полное лицо, бычья апоплексическая шея - по виду типичнейший баварец с плаката, рекламирующего пиво. И серебряный бобрик на голове, и толстые улыбчивые губы, маленькие свиные глазки, настороженные и хитрые.
Держался довольно уверенно. С достоинством отрекомендовался, прибавив к своему имени звание "доктор", сказал, что у него очень мало времени, что герр судья только что прислал ему на экспертизу паку фотографий, как раз представленных советским обвинением. Поэтому он может уделить "герру оберсту" всего несколько минут. Свои коллекции он покажет в другой раз, а пока - вот, пожалуйста, эти снимки, которые всегда интересуют иностранцев, в особенности американцев. Большие деньги платят Можно заказать комплект.
Он бросил на стол целый веер открыток - Гитлер в быту. Бросил тем же жестом, каким, вероятно, бросал перед оптовым покупателем свежую серию порнографической продукции. Гитлер и Ева на веранде дома в горах, по-видимому, в Бертехсгадене... Нюхают цветы... Ласкают собак... Они же в охотничьих костюмах, в шляпах с тетеревиными перьями... Гитлер и какие-то генералы на той же веранде, и Ева в скромном фартучке потчует их чаем... Она же в купальном костюме на берегу озера. Любопытно, что на всех этих, так сказать, семейных снимках Гитлер тоже ни на минуту не остается самим собой, позирует, что-то изображает. По-видимому, он ни в каких условиях самим собой и не был. Все время играл, играл. И не какую-то, а какие-то роли.

А вот портрет несчастной Евы.
Ну что ж, она была недурна, отлично сложена, по-спортивному подтянута, но лицо грубоватое и слишком уж правильное. Какая-то Брунгильда из "Нибелунгов" в провинциальном исполнении.

Полевой Б. В конце концов. Нюрнбергские дневники. - М.: Советская Россия, 1969.

Сначала Гофмана причислили к главным обвиняемым (группа I), однако ему удавалось вновь и вновь обжаловать решение суда, приговорившего Гофмана к 10 годам лишения свободы. В конце концов Гофман был приговорён к четырём годам заключения с полной конфискацией имущества. После своего освобождения в 1950 г. Гофман вновь поселился в Мюнхене, где умер через семь лет в возрасте 72 лет.

Генрих Гофман

Гитлер был моим другом. Воспоминания личного фотографа фюрера

МОЙ ФОТОАППАРАТ И КАЙЗЕР

«Фотограф Гитлера». Наверно, этих двух слов хватит, чтобы напомнить обо мне тем, кто заинтересуется и спросит себя: кто такой этот Генрих Гофман?

По роду занятий я всегда был фотографом, а по склонности горячим поклонником искусства, издателем художественных журналов и страстным художником-любителем, хотя и скромных способностей. Свой путь в профессии я начал в солидной фотостудии отца и, когда пришел черед, стал опытным мастером своего дела. За много лет короли и князья, великие художники, певцы, писатели, политики и прочие люди, прославившиеся в какой-то области, замирали перед моим объективом на те несколько секунд, которые только и требовались мне, чтобы увековечить человека и событие.

Именно так, благодаря своей профессиональной деятельности, я и соприкоснулся впервые с Адольфом Гитлером – это было случайное задание, из которого выросла глубокая и долгая дружба, дружба, не имевшая ничего общего ни с политикой, в которой я мало разбирался и которая еще меньше заботила меня, ни с корыстью, ибо в то время из нас двоих я занимал куда более прочное положение. Эта дружба возникла из столкновения двух импульсивных натур, и в основе ее лежало отчасти общее увлечение искусством, а отчасти, быть может, притяжение противоположностей – некурящего трезвенника и аскета Гитлера, с одной стороны, и бесшабашного бонвивана Генриха Гофмана – с другой.

Но эта же дружба удерживала меня на протяжении самых неистовых, самых бурных и хаотичных лет мировой истории рядом с человеком, сыгравшим в них ключевую роль. До Гитлера – фюрера и канцлера Третьего рейха мне не было дела; но Адольф Гитлер – человек оставался моим другом с первой встречи до самого дня его смерти. Он отвечал мне такой же дружбой, я пользовался полным его доверием. В моей жизни его фигура занимает значительное место.

В 1897 году я занялся семейным делом в качестве ученика и помощника. Над студией на площади Иезуитов в Регенсбурге, которую мы делили с отцом и дядей, важно красовалась помпезная вывеска с гордой надписью:

ГЕНРИХ ГОФМАН, ПРИДВОРНЫЙ ФОТОГРАФ

его величестеа короля Баварского

его высочества эрцгерцога Гессенского

его высочества герцога Томазо Генуэзского,

принца Савойского

Эта вывеска обошлась владельцам довольно дорого, ибо, чтобы получить разрешение на использование такого титула, пришлось заплатить кругленькую сумму в канцелярии обер-церемониймейстера. Но отец и дядя не упускали возможности подчеркнуть, что это звание они заработали честным трудом, а не купили взяткой. Они действительно фотографировали не одну королевскую особу из династии Виттельсбахов, а также эрцгерцога Гессенского и Рейнского, герцога Генуэзского и многих других высокопоставленных лиц. В признание их похвальных достижений в искусстве фотографии и в знак особой благодарности принц-регент Люитпольд Баварский презентовал им золотую галстучную булавку с большой, выложенной бриллиантами буквой L, и каждое воскресенье партнеры-фотографы спорили о том, чья очередь закалывать галстук королевским подарком!

Когда я начал работать, главной моей задачей было следить за состоянием подголовников и подлокотников, которые мы использовали в то время из-за долгой экспозиции, чтобы наши блистательные клиенты не слишком утомились и не заработали себе прострел. Кроме того, в мои обязанности входило вытирать пыль со всех остальных принадлежностей, обязательных для любого уважающего себя фотоателье. Например, у нас были лодка с поднятыми парусами, скорлупа гигантского яйца, куда сажали младенцев, как будто аист не просто принес новорожденного, а высидел его из яйца как положено, и всякие прочие глупости.

Сама наша фотостудия была обставлена а-ля дом Макарта – в стиле когда-то знаменитого венского художника Ганса Макарта, славу которому принесла его грандиозная картина «Вход Карла V в Антверпен». Когда эту картину впервые выставили в Вене, она вызвала всеобщий ажиотаж. В изображенных на ней нагих куртизанках многие женатые мужчины венского общества узнали своих супруг, явно позировавших художнику, который в самой добросовестной и исчерпывающей манере увековечил их на полотне. За выставкой последовала череда самоубийств и разводов.

В то время я прямо-таки ненавидел Макарта, потому что копии его букетов, обильно развешанные по стенам студии, его позолоченные вазы с лепными украшениями и картинные рамы собирали на себе неимоверное количество пыли.

Однажды в воскресенье, когда я уже собирался закрывать фотостудию, вошел неизвестный человек.

– Я хочу сфотографироваться! – отрезал он.

Приличествующим образом выразив свое сожаление, я сказал, что тут нет никого, кто мог бы выполнить его желание.

– Вы же здесь! Вы меня и сфотографируйте!

Я отказался.

– Простите, – сказал я, – боюсь, мне не хватит опыта.

Однако незнакомец не принял отказа и начал вести себя угрожающе. Тогда я решился с оговорками, что не гарантирую качество снимка. Человек, не обращая на меня никакого внимания, прошел в гардеробную и вынул из чемодана новый костюм. Уложив снятую одежду в чемодан, он замер перед фотокамерой. Я накинул черную ткань, навел объектив и пролепетал обычное: «Пожалуйста, улыбайтесь и смотрите в объектив!» Сердце у меня едва не выпрыгивало из груди.

Человек продолжал стоять без всякого выражения, как памятник. Отстояв положенное время, мой упрямый клиент удалился, оставив чемодан и заявив, что заберет его потом вместе с фотографиями. Снимок вышел как нельзя лучше. Я гордо продемонстрировал его отцу и дяде. Но заказчик так и не вернулся ни за фотографией, ни за своими пожитками.

Через несколько недель мы решили открыть чемодан, и там, кроме старого костюма, оказались кошелек, набитый золотыми монетами, и духовое ружье. Полиция установила, что деньги и чемодан принадлежали крестьянке, которую нашли убитой в окрестностях Регенсбурга. Позднее также выяснилось, что убийца выманил жертву из дома, подражая кудахтанью перепуганных кур! Однако сделанная мною фотография представляла для полиции больший интерес, чем находка. Ее разместили во всех полицейских участках на досках под заголовком «Разыскивается», и таким образом мой первый снимок стал настоящей сенсацией.

В 1900 году я закончил свое ученичество, но мне пришлось оставаться в семейном деле до совершеннолетия. В 16 лет я оказался в Дармштадте, где меня взял к себе Хуго Тьеле, придворный фотограф эрцгерцога Гессенского. Самым интересным для меня было, когда мне разрешали ассистировать на съемке членов семейства эрцгерцога, которые частенько заглядывали к моему патрону.

Примерно в то же время на Матильденхёхе открылась так называемая «Художественная колония» при поддержке эрцгерцога. Эта выставка показала новые перспективы в архитектуре и изобразительном искусстве, имела большой успех во всей Германии и заметно повлияла не только на немецкую живопись, но и на фотографию, которая стала освобождаться от старых баронских драпировок, пальм, зубчатых стен и прочих уродливых и напыщенных аксессуаров, загромождавших фотографические студии. Их место заняли естественное освещение и простая обстановка, придававшие портретной фотографии совершенно иной вид. Выдающийся дармштадский фотограф Веймер первым отбросил все эти атрибуты прошлого и попробовал сменить искусственность портрета в неподвижной позе на легкость и натуральность. Если только была такая возможность, он всегда предпочитал фотографировать заказчиков в их собственных домах, в непринужденной, знакомой атмосфере, а не приглашать их к себе в фотоателье.

Когда нас вызывали в эрцгерцогский дворец, чтобы сделать несколько снимков, как это часто случалось, наш визит всегда сопровождался большим волнением. Двор эрцгерцога, благодаря тесным семейным связям, породнившим его со всеми могущественными королевскими домами Европы, в то время занимал важное место, совершенно несоразмерное величине государства. Из трех сестер тогдашнего эрцгерцога Эрнста-Людвига, а я видел их всех, когда они позировали для фотографии во время визитов к брату, одна вышла замуж за князя Генриха Прусского, вторая обвенчалась с членом российского императорского дома, а третья, принцесса Виктория-Елизавета, стала женой принца Людовика Баттенбергского, который позднее стал маркизом Милфорд-Хайвен.

В то время на меня сильно действовала аура трагической грусти, окружавшая российских аристократок как предзнаменование ужасной участи, которая постигла их в будущем. Царица всегда держалась робко и отстранение в присутствии незнакомых людей, казалось, она испытывала облегчение, когда заканчивался фотографический сеанс. Ее гораздо более красивая сестра, жена великого князя Сергея, была изящней и естественней. Позднее я узнал, что, когда ее мужа убили, она посетила убийцу в камере московской тюрьмы и с поистине ангельским терпением расспрашивала его, почему он это сделал, и что в конце концов она простила его, словно истинный ангел милосердия.

Вальтер Френц (Walter Frentz) — немецкий фотограф, кинооператор, режиссёр. Личный фотограф Адольфа Гитлера. Одна из ключевых фигур в системе визуальной пропаганды Третьего рейха.


Получил специальность электротехника. Во время учёбы познакомился с Альбертом Шпеером, который позже представил и порекомендовал его Лени Рифеншталь. До начала Второй мировой войны работал оператором на студии Universum Film AG, в частности, был оператором у Лени Рифеншталь на съемках документальных кинофильмов «Триумф воли» (1935) и «Олимпия» (о Летних Олимпийских играх 1936 года в Берлине). В 1939 году Френц делал цветную фотосъёмку Москвы. В 1938 году вступил в люфтваффе и, сопровождая Гитлера, снимал аншлюс Австрии. В. Френц не был членом НСДАП, однако в 1941 году был принят в ряды СС. Произошло это во время визита В. Френца в Минск вместе с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером летом 1941 года. 15 августа 1941 года Вальтер Френц записал в своем дневнике:

"Завтрак с рейхсфюрером СС в Минске, лагерь для заключенных, казнь, обед в Доме Правительства, психбольница, колхоз. Рейхсфюрер СС взял с собой двух белорусских мальчиков (для отправки в Берлин). Принят в ряды СС генерал-лейтенантом Вольфом".

Был свидетелем массовых казней в Минске.

В качестве оператора кинохроники (UFA-Wochenschau) был направлен Главной штаб-квартирой фюрера (Führerhauptquartier) для съёмок вторжения оккупантов в Варшаву и Париж. Кроме своих официальных обязанностей Френц исполнял роль приватного фотографа Гитлера и его близкого окружения. Наряду с Генрихом Гофманом был единственным фотографом, имевшим доступ к Адольфу Гитлеру, специализировавшимся на цветной фотографии. С 1939 по 1945 год являлся постоянным корреспондентом пропагандистского киножурнала «Немецкое еженедельное обозрение».

Среди выполненного им цветного фотографирования:

Многочисленные портреты высокопоставленных лиц Третьего рейха;
. оккупированные Минск (1941) и Севастополь (1942);
. спецобъекты: Атлантический вал (1943), фабрика по производству оружие возмездия Фау-2 и Фау-4, орудия «Дора»;
. разрушения городов Дрезден, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и др. (1945).

Был интернирован американцами и несколько месяцев находился в лагере в Хаммельбурге.

Бывший кинооператор и фотограф при Главной ставке Гитлера Вальтер Френц (Walter Frentz, 1907—2004) в тюремной камере во Франкфурте-на-Майне. 1945 — 1946 гг. После ареста (22.05.1945 г.) Френц был направлен в американский лагерь для интернированных немцев в Хаммельбурге (Нижняя Франкония) и находился там до 1946 г.

Мартин Борман (справа) - "тень Гитлера". Личный секретарь Гитлера, руководитель канцелярии фюрера. К концу Второй мировой войны приобрёл значительное влияние, как личный секретарь, контролируя потоки информации и доступ к Гитлеру.

Адольф Гитлер и представители Верховного главнокомандования вермахта на военном полигоне в Рюгенвальде (Rügenwalde) в Померании.

А. Гитлер и рейхсфюрер СС Г. Гиммлер в сопровождении генералов и офицеров CC на прогулке у резиденции «Бергхоф».

Подготовка к запуску немецкой баллистической ракеты «Фау-2» (V 2) на военном полигоне «Хайделагер» (Heidelager) в районе Близны (Blizna) в Польше.

Разрушенное британскимии авиабомбами здание Министерства народного просвещения и пропаганды на площади Вильгельмплатц (Wilhelmplatz) в Берлине. На заднем плане находится уцелевшее здание, построенное для министерства в 1938 г. Снимок сделан предположительно из окна старой «Имперской канцелярии».

Разуршенное в результате налета союзников здание старой Имперской канцелярии" на улице Вильгельмштрассе 77 в Берлине. Предположительно, 14 марта 1945 г.

Адольф Гитлер в подвале «Имперской канцелярии» перед макетом перестройки города Линца. Макет был доставлен из мастерской архитектора Германа Гислера (Hermann Giesler, 1898—1987) в Мюнхене в Берлин в феврале 1945 г. и размещен в подвале «Имперской канцелярии», где для имитации различного времени суток были установлены осветительные приборы. В это время Гитлер часто спускался к макету, чтобы отвлечься от безвыходного положения на фронтах.

19 марта 1943 года Адольф Гитлер (в центре), Альберт Шпеер (справа) и другие высокопоставленные лица прибыли на полигон в Рюгенвальде (ныне Дарлово, Польша), где им было представлено сверхтяжелое 800-мм железнодорожное орудие «Дора» (80-cm-Kanone (E) и опытный образец САУ Sd.Kfz.184 «Фердинанд».

В такие игрушки играл шеф Люфтваффе Геринг

Лейтенант вермахта и немецкий инженер-чертежник работают на светокопировальном столе в Главной ставке Гитлера «Вольфшанце» (Wolfsschanze).

Адольф Гитлер и немецкие офицеры выгуливают собак в ставке Растенбург (Rastenburg). Зима 1942—1943 годов.

Портрет Блонди

Личный секретарь А. Гитлера Гертрауд (Траудль) Хумпс (Gertraud «Traudl» Humps, 1920—2002) на террасе резиденции «Бергхоф» в Оберзальцберге. В июне 1943 г. Г. Хумпс вышла замуж за камердинера Гитлера Ганса Германа Юнге.

Адольф Гитлер и генерал Йодль (Alfred Jodl) у карты военных действий в ставке «Вольфшанце».

Адольф Гитлер и министр авиации Герман Геринг в окружении офицеров. Снимок сделан во время деонстрации САУ «Хетцер» ко дню рождения Гитлера.

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, бригадефюрер СС и личный зубной врач Гитлера Хуго Блашке, бригадефюрер СС и представитель МИДа Германии при главной ставке Гитлера Вальтер Хевель и начальник партийной канцелярии НСДАП рейхсляйтер Мартин Борман на террасе резиденции Гитлера «Бергхоф». Весна 1943 г.

Адольф Гитлер в резиденции Бергхоф в начале апреля 1944 г.

Итальянский диктатор Бенито Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini, 1883—1945) и генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель (Wilhelm Bodewin Johann Gustav Keitel, 1882—1946) на аэродроме Фельтре.

Немецкие авиаконструкторы Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel, 1888 — 1958) и Клод Дорнье (Claude Honoré Desiré Dornier, 1884 — 1969) в резиденции Гитлера «Бергхоф».

Портрет Адольфа Гитлера в салоне самолета во время перелета. 1942 — 1943 гг.

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер разговаривает с мальчиком из местных жителей во время инспекционной поездки по Белоруссии. Этот и еще один мальчик были отправлены в детский дом в Германию. Рядом с Гиммлером — начальник личного штаба рейхсфюрера СС Карл Вольф и начальник «сопровождения рейхсфюрера СС» и телохранитель Йозеф Кирмайер, справа — скорей всего, переводчик из «полиции порядка».

Советские дети из деревни Новинки под Минском. Снимок сделан во время инспекции рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером г. Минска и его окрестностей.

Немецкие артиллеристы у прицелов наводчиков в башенной береговой установке 105-мм пушки (10.5 cm S.K.C/32) Атлантического вала.

Цоколь снесенного памятника Ленину перед Домом правительства в оккупированном Минске.

Разрушенный взрывом, произошедшим 03.11.1941 г., Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Барак (Lagebaracke), в котором проходили совещания о положении на фронтах в ставке Гитлера «Вольфшанце». 20.07.1944 г. в нем состоялось покушение на Гитлера.

Немецкие артиллеристы у 75-мм полевой пушки образца 1897 года (Canon de 75 mle 1897 Schneider) на батарее Атлантического вала. Немецкое обозначение орудия - 75-мм FK 231(f).

Топливные баки ракет Фау-2 (V-2) на сборочном конвейере в туннеле «Б» подземного завода Дора-Миттельбау.

Обломки немецкой ракеты Фау-2 (V 2) в районе Близны (Blizna) после неудачного запуска с полигона Хайделагер (Heidelager) в Польше.

Портрет командира-артиллериста РККА в немецком плену.

Портрет красноармейца в лагере для военнопленных в Белоруссии.

Оберштурмбаннфюрер СС, уполномоченный по проведению программы эвтаназии и личный врач А. Гитлера Карл Брандт (Karl Brandt, 1904—1948) осматривает челюсть пленного красноармейца в лагере для военнопленных в Белоруссии.

Портрет повара в Главной ставке Гитлера Отто Гюнтера (Otto Günther), который получил в ставке прозвище Krümel («Крошка»).

А. Гитлер перед макетом перестройки города Линца в мастерской архитектора Г. Гислера (Hermann Giesler, 1898—1987) в Мюнхене.

Начальник штаба оперативного руководства Верховного главнокомандования вермахта генерал-майор Альфред Йодль (Alfred Jodl, на первом плане), Адольф Гитлер и начальник штаба Верховного командования вермахта генерал-полковник В. Кейтель (Wilhelm Bodewin Johann Gustav Keitel) обсуждают ход войны с Францией у карты в главной ставке «Фельзеннест» (Felsennest) вблизи г. Бад Мюнстерэйфель (Bad Münstereifel). За ними стоит адъютант А. Йодля майор Вилли Дейле (Willy Deyhle).

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер инспектирует психиатрическую больницу в деревне Новинки под Минском.

Гауляйтер Данцига-Западной Пруссии Альберт Форстер (Albert Forster, 1902—1952) играет на гитаре на свадьбе личного секретаря Гитлера Герды Дарановски (Gerda Daranovski, 1913—1997) и подполковника люфтваффе при главной ставке Экхарда Кристиана (Eckhard Christian, 1907—1985).

Адольф Гитлер (Adolf Hitler) и генеральный инспектор Берлина по строительству Альберт Шпеер (Albert Speer) выбирают образцы камня для строительства нового здания в Берлине. Фотография сделана во дворе новой имперской канцелярии.

Генеральный инспектор Берлина по строительству Альберт Шпеер (Albert Speer, 1905—1981) в пилотке войск СС во время поездки на автомобиле по Бельгии. Шпеер не был членом СС, и пилотка не входила в его повседневную одежду и форму.