Георгий Щедровицкий - Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Георгий петрович щедровицкий путеводитель по методологии организации, руководства и управления Cтатьи и главы в книгах

Георгий Петрович Щедровицкий (23 февраля 1929, Москва — 3 февраля 1994, Болшево, Московская область) — советский и российский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения». Кандидат философских наук.

Родился в Москве в семье инженера и организатора советской авиационной промышленности Петра Георгиевича Щедровицкого (1899-1972) и врача-микробиолога Капитолины Николаевны Щедровицкой (урождённой Баюковой, 1904-1994).

В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в г. Куйбышев. Там, параллельно с учёбой в местной школе, работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г. П. Щедровицкий продолжил учёбу в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью.

С 1946 года учился на физическом, а с 1949 года — на философском факультете Московского государственного университета (МГУ), который окончил с отличием в 1953 году. Во время учёбы подружился с А.А. Зиновьевым, в лице которого обрёл единомышленника.

В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году опубликовал свою первую научную статью.

Являлся членом КПСС с 1956 года по 1968 год, был исключён из партии после того, как подписал т. н. «письмо 170-ти» в защиту А.И. Гинзбурга и Ю.Т. Галанскова.

Работал в различных научно-исследовательских организациях и учреждениях образования.

1988-1992 годах — заведующим лабораторией организации проектно-строительного дела Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ).

В 1990-1994 годах являлся главным редактором журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года — председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР (Союза НИО СССР).

В последние годы жизни работал в Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД, ныне — Тольяттинская академия управления).

Книги (15)

Психология и методология. Том 2. Часть 1

Второй том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» формируется из текстов, так или иначе связанных с психологией, и по замыслу будет включать по меньшей мере два выпуска.

В первый выпуск этого тома вошли тексты девяти докладов-обсуждений на «Комиссии по логике и методологии мышления» в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (январь-апрель 1980). Название серии докладов Г.П.Щедровицкого, вокруг которых организовано обсуждение - «Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий», - точно отражает их содержание. Эти девять докладов-обсуждений - первая часть большого проекта; в этой части обсуждаются работы Л.С.Славиной.

Организация. Руководство. Управление. Том 4

Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций.

Г.П. Щедровицкий (1929-1994) - выдающийся мыслитель XX века, организатор и идейный лидер ММК (Московского Методологического Кружка) и развившегося на его основе широкого методологического движения, создатель мощнейшей интеллектуальной культуры - СМД-методологии.

В серии «Из архива Г.П. Щедровицкого» - фрагменты обширного и многообразного текстового наследия ММК, осуществившего уникальный прорыв в области философии и методологии.

Серия адресована тем, кто заинтересован в совершенствовании своих мыслительных средств и действительно нацелен на профессиональный и личностный рост.

Организация. Руководство. Управление. Том 5

Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы.

Культовая книга отечественного гуру методологии Г. П. Щедровицкого. Дает взгляд на организацию и управление с общенаучных, общеметодологических позиций: в частности, взгляд Щедровицкого на стратегическое управление, его понимание системного подхода (два понятия системы: структурный и процессуальный) и ряд других полезных моделей.

Процессы и структуры в мышлении. Том 6

Этот текст - изложение последних семи лекций, прочитанных для студентов Московского инженерно-физического института на семинаре по логике науки и инженерии в феврале-марте 1965 года.

Задачей этого цикла лекций было ввести их в систему исходных средств и современных проблем теории мышления. Изложение носило исторический характер - оно соответствовало этапам и направлениям развития взглядов в Московском логическом кружке, разрабатывавшем так называемую содержательно-генетическую логику.

Вместе с тем это не история взглядов и разработок, проведенных в рамках содержательно-генетической логики. Изложение носило скорее проблемный и резонерский характер и не содержало никаких попыток проследить механизм и последовательность развертывания различных представлений.

Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. Том 7

Тема седьмого тома серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» - развитие идей содержательно-генетической логики и теории мышления в Московском Методологическом Кружке (ММК).

Это цикл докладов, сделанных Г.П.Щедровицким на семинарах ММК в 1965 году и являющихся непосредственным продолжением обсуждения этой темы на лекциях в МИФИ, опубликованных в шестом томе.

Московский методологический кружок. Развитие идей и подходов. Том 8

Восьмой том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» издатели решили посвятить истории Московского Методологического Кружка (ММК) - формам организации его работы, появлению новых программ и направлений исследований и разработок, постановке и обсуждению общих проблем и задач и т.п.

Выпуск содержит разновременные тексты - полные и в извлечениях - докладов и лекций Г.П.Щедровицкого, содержащих ретроспективное обсуждение опыта работы ММК.

Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов. Том 9. Часть 2

Тексты обращены к разным аудиториям, их проблемно-тематическое содержание и форма подачи этого содержания ситуационно обусловлены и весьма разнообразны, но они дополняют друг друга и в целом дают достаточно полное представление об ОДИ как действительности особого рода.

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого.

Составитель: Зинченко А.П.

Путеводитель-хрестоматия содержит фрагменты работ советского российского методолога Г.П.Щедровицкого (1929-1994), представляющих основные средства и инструменты управленческого мышления.

Книга предназначена для использования в качестве учебного пособия в циклах тренировок и практических занятий в рамках элементарной, начальной, обшей и высшей управленческой подготовки.

Я вырос в архиве ММК

В сборнике опубликованы пять интервью (первое 1991 года, пятое — 2005 года) с известным философом, методологом, культурологом П.Г. Щедровицким, который предъявляет свое видение уже полувековой истории Московского методологического кружка, раскрывает смысл и содержание методологии в версии ММК, а также рассказывает о своей в этой рамке жизни и деятельности.

Расспрашивали П.Г. Щедровицкого коллеги, подготовленные ими тексты (четыре первых) были опубликованы в альманахе «Кентавр» и журнале «Вопросы методологии» (пятое интервью публикуется впервые), их первыми читателями были члены методологического сообщества и участники методологического и игрового движения.

Избранные труды

Издание преследует цель — лишь в самых общих чертах отобразить размах творчества автора, представив работы разных лет и разной проблемно-тематической направленности.

Книга адресована широкому кругу читателей — всем тем, кто рефлексивно относится к своей деятельности и придает значение собственным мыслительным средствам.

Георгий Щедровицкий

Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология

Курс лекций 3-е издание, исправленное и дополненное

Издательство Студии Артемия Лебедева


Ответственный редактор П. Г. Щедровицкий

Редакторы Г. А. Давыдова, А. В. Русаков

Эта книга – третье издание курса лекций по управлению Г. П. Щедровицкого (1929–1994) – отечественного мыслителя, философа, методолога и общественного деятеля. Автор считает, что деятельность организации и управления является ведущей для развития любых практических сфер. Источник принципов методологической школы управления – глубокая теоретическая и онтологическая проработка оргуправленческого мышления. Знания и представления, которыми оперирует методология, имеют характер предписаний к действию или проектов организации деятельности (или мышления). Особое внимание в лекциях уделено системному подходу, разработанному в Московском методологическом кружке.

Книга предназначена для специалистов по организации, управлению и руководству, для студентов и аспирантов всех специализаций в области менеджмента.


© ННФ «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», основной текст, 2005

© П. Г. Щедровицкий, предисловие, 2014

© Г. А. Давыдова, А. В. Русаков, предисловие редакторов, примечания, указатель имен, 2014

© А. В. Русаков, литература, 2014

© Студия Артемия Лебедева, оформление, 2014

П. Г. Щедровицкий. Предисловие

Я поднимаюсь по эскалатору станции метро «Павелецкая», выскакиваю на улицу и, щурясь от солнца, бегу к переходу через Садовое кольцо. На противоположной стороне Садового, у моста через Москву-реку стоит типичная советская постройка – на вид 1930-х годов, из кирпича, покрашенная желтоватой краской. Тут расположен Институт повышения квалификации Министерства энергетики СССР. Именно здесь сегодня начнутся лекции моего отца, Георгия Петровича Щедровицкого, и организационно-деятельностная игра, посвященные проблемам управления. На дворе – май 1981 года.


Обстановка

В Советском Союзе с конца 1960-х годов стали существенно расширяться планы строительства атомных электростанций (АЭС). Партийные и правительственные документы, включая постановление 1980 года, предусматривали в период с 1980 по 1991 год ввод в эксплуатацию 66,9 миллионов кВт, а также создание необходимой инфраструктуры гражданской атомной энергетики для обеспечения АЭС совокупной мощностью в 100 ГВт. Продолжается активное продвижение отечественных атомных технологий на рынки стран Восточной и Северной Европы.

В периоды непосредственно предшествующий и последующий за чтением в ИПК Минэнерго лекций Георгия Петровича Щедровицкого в атомной отрасли происходит целый ряд значимых событий .

8 апреля 1980 года состоялся пуск третьего блока Белоярской АЭС, строительство которого продолжалось почти 13 лет. В июне 1981 года досрочно завершается эксплуатация первого блока Белоярской АЭС. После аварии в декабре 1978 года активно обсуждается судьба первого и второго блоков и разрабатываются сценарии развития площадки в целом. К этим обсуждениям в дальнейшем был привлечен Георгий Петрович и члены его команды .

По мере увеличения масштабов сооружения новых энергоблоков все более и более остро обозначились многочисленные проблемы серийного строительства АЭС. Несмотря на идущую в этот период разработку и дальнейшее принятие в 1982 году на базе накопленного опыта «обязательных технологических правил сооружения энергоблока» (так называемых ОТП-82), которые были ориентированы на серийное строительство АЭС , эти сроки повсеместно нарушались и фактически темпы и качество строительства зависели во многом от качества руководства конкретным объектом.

В седьмой лекции Георгий Петрович, потеряв терпение, зачитывает выдержку из отчета правительственной комиссии по итогам проверки хода строительства на Калининской АЭС .

«…У нас на строительстве, – цитирует Георгий Петрович, – уже много лет не выполняется план ввода мощностей… Основными недостатками строительства энергетических объектов являются недостаточная концентрация и распыленность капитальных вложений, увеличение против нормативной продолжительности строительства, неравномерность ввода мощностей в течение года, неравномерность загрузки рабочих и техники, медленный рост производительности труда. На результатах строительства отрицательно сказывается отставание собственной индустриальной базы Министерства, хроническое несоблюдение принципа опережающего строительства жилых домов, объектов социального и культурно-бытового назначения».

Таким образом, вопрос об управлении строительством в этот момент стоял чрезвычайно остро, что и задавало прикладную направленность работы, которую проводил ИПК Минэнерго с резервом кадров.

Следует сказать, что с 30 марта по 4 апреля 1981 года по просьбе директора Белоярской атомной электростанции Вадима Михайловича Малышева Георгий Петрович Щедровицкий проводит в городке Заречный Свердловской области организационно-деятельностную игру «Обеспечение нормального функционирования и развития технологий и деятельности на АЭС». Одним из следствий игры стало привлечение Георгия Петровича к обсуждению ситуации в отрасли и приглашение его в качестве лектора в ИПК Минэнерго для работы с кадровым резервом.


Ситуация

Лекции Георгий Петрович читает параллельно с проведением игры . Игра называется «Вступление в должность начальника управления строительством АЭС». Чуть позже Георгий Петрович проведет с резервом кадров ИПК Минэнерго еще одну игру – «Программирование социального развития коллектива строительства АЭС».

Резерв кадров Минэнерго представлял собой достаточно разнородный и разновозрастный коллектив. Реальных начальников управлений строительства, как я помню, в составе слушателей летнего потока 1981 года было всего двое. Большинство резервистов – заместители, как линейные, так и функциональные. Но было и несколько специалистов, находящихся на более низких уровнях пресловутой советской вертикали управления, которых, как это часто бывает в практике повышения квалификации и переподготовки, прислали в последний момент взамен заместителей с тех площадок строительства, где, как всегда в летние месяцы, образовался «аврал».

Молодые специалисты чувствуют себя неуютно – особенно поначалу, сидя за одной партой с начальством, пусть и не их непосредственным, но слой узкий, все, конечно, друг друга знают. В коридорах работники ИПК шушукаются: давно не было такого представительного состава. Аж два настоящих руководителя строек приехали; такого в последнее время никто не помнит. Неспроста.

На игре состав слушателей разбит на группы по пять человек. С ними работает команда психологов во главе с Виктором Андреевичем Заргаровым , социологом и психологом из Новосибирска. В моде тогда были разговоры о командах и командообразовании, о ролевых структурах, о более эффективном использовании индивидуальных качеств и способностей каждого управленца. Атомная отрасль и здесь хочет быть передовой и максимально использовать как отечественный, так и мировой опыт подготовки управленческих кадров, в том числе в командном режиме. Это отдельная линия обучения.

Вступление в должность – типовая ситуация, с которой неоднократно в своей карьере сталкивается любой руководитель. Георгий Петрович экспериментирует с игровой формой. Игра строится как имитационная: вас назначили руководителем управления строительством АЭС; сроки строительства сорваны; партия и правительство ждут от отрасли своевременного ввода в эксплуатацию новых энергетических объектов; экономика страны нуждается в дешевой электроэнергии; вы приехали на площадку; ваши первые действия.

Действительно, а с чего вновь назначенный руководитель должен начать свое знакомство с ситуацией на площадке – с коллектива? Как ему быстро выявить причины отставания от утвержденного графика?

Вот вы, например, заместитель начальника управления строительством на Нововоронежской АЭС по транспорту? Вас назначили начальником строительства на Калининскую АЭС. Именно материалы по анализу ситуации на этой станции раздаются всем участникам игры как «кейс» для разработки программы действий. Ваши действия? Проблема

Каждый из читателей может мысленно поставить себя на место «резервистов» или вспомнить аналогичные ситуации из своей управленческой практики. «Георгий Петрович, надо собрать совещание», – то ли вопросительно, то ли утвердительно после достаточно длинной паузы произносит «новоиспеченный» начальник строительства. «Ну, так собирайте! Проводите». – «Что, прямо здесь? Сейчас?!» – «Да, здесь и сейчас. Товарищи, давайте поможем, переставим столы, чтобы получился стол для совещаний. Перед вами типовая организационная структура управления строительством. Материалы о реальной ситуации на одной из строек. Давайте быстро распределим позиции и роли между собой и приступим».

Георгий Петрович Щедровицкий

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Болшево Московской области

Научная сфера:

СМД-методология, философия, логика, языкознание

Альма-матер:

Московский государственный университет

Научный руководитель:

А. А. Зиновьев, П. А. Шеварев

Известные ученики:

Н. Г. Алексеев, О. И. Генисаретский, Н. И. Кузнецова, В. А. Лефевр, В. П. Литвинов, С. В. Наумов, С. В. Попов, Ю. В. Громыко, А. П. Зинченко, А. Г. Реус, А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов, В. С. Швырёв, П. Г. Щедровицкий

http://www.fondgp.ru

Биография

Георгий Петрович Щедровицкий родился в семьеинженераи хозяйственного руководителяП. Г. Щедровицкого (старшего)иврача-микробиологаК. Н. Щедровицкой(урождённойБаюковой;1904-1994).

В 1937 годуон поступил во второй класс 2-й средней школы и учился в ней до эвакуации семьи в г.Куйбышев. В Куйбышеве параллельно с учёбой в школе работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В1943 годувместе семьёй возвратился в Москву и продолжил учёбу в 150-й школе. В 1946 году закончил эту школу с серебряной медалью.

С 1946по1949 годучился нафизическом, а с 1949 года - нафилософском факультете МГУ, который закончил с отличием в1953 году. В1964 годузащитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Член КПССс1956по1968 год(исключён за подписание так называемого «Письма 170-ти» в защитуАлександра ГинзбургаиЮрия Галанскова ).

В 1951-1958 годахработал школьным учителем; в 1958-1960 годах-редакторомиздательстваАПН РСФСР. В 1960-1965 годы-научный сотрудникНИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР; в 1965-1974 годы- научный сотрудник научно-исследовательских и проектных организаций; в 1974-1980 годы- преподавательМОГИФК; в 1980-1983 годы- научный сотрудникНИИОПАПН. С 1983 по1992 год- заведующий лабораториями в проектно-исследовательских организациях.

В период 1990-1994 годов- главный редакторжурнала«Вопросы методологии»; с1988 года- председатель Комитета по системомыследеятельностной методологии и ОДИ ПравленияСоюза научных и инженерных обществ СССР.

Последние годы Щедровицкий прожил и провёл в кругу молодых «банкиров» в Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела(МАБиБД, г.Тольятти, Ягодинский лес). С 2000 года проект МАБиБД был переименован вТольяттинскую Академию Управления(ТАУ, «Русская школа управления»), ректором которой с2008 годаявляется ученик Щедровицкого Н.Ф. Андрейченко. Предыдущий ректорА. Е. Волковзанимается проектомМШУ «Сколково».

Был трижды женат: на Н. П. Мостовенко, И. А. Щедровицкой (Кривоконевой) иГ. А. Давыдовой. От первого брака родилась дочь, от второго - сынПётр.

Скончался в посёлке БолшевоМосковской областизимой1994 года .

Деятельность

Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка(с1952 года; в Кружок также входилиБ. А. Грушин,А. А. ЗиновьевиМ. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения -Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии«как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

    деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971),

    системомыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойстваучебно-деловых игри интеллектуального методологическогодискурса(с1979по1993 годыорганизовал и провел 93 игры).

Круг интересов и размах научного творчества Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогикаилогика, общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок,философия наукиитехники, проектирования и организации,психологияисоциология,языкознаниеисемиотика- везде он оставил свой оригинальный след.

СССР → Россия Россия Научная сфера СМД-методология , философия , логика , языкознание Место работы
Международная академия бизнеса и банковского дела
Альма-матер философский факультет МГУ Учёная степень кандидат философских наук (1964) Научный руководитель А. А. Зиновьев , П. А. Шеварёв Известные ученики Н. Г. Алексеев , О. С. Анисимов , О. И. Генисаретский , А. Н. Горбань , Ю. В. Громыко , В. С. Дудченко , А. П. Зинченко, Н. И. Кузнецова , В. А. Лефевр , В. П. Литвинов, В. В. Мацкевич , С. В. Наумов, В. А. Никитин , А.А. Пископпель , С. В. Попов , А. Г. Реус , А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов , В. С. Швырёв , П. Г. Щедровицкий Сайт fondgp.ru

Биография

Родился в Москве в семье инженера и организатора советской авиационной промышленности Петра Георгиевича Щедровицкого (1899-1972) и врача-микробиолога Капитолины Николаевны Щедровицкой (урождённой Баюковой, 1904-1994).

В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в г. Куйбышев . Там, параллельно с учёбой в местной школе, работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г. П. Щедровицкий продолжил учёбу в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью .

В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году опубликовал свою первую научную статью.

Работал в различных научно-исследовательских организациях и учреждениях образования:

  • в 1958-1960 годах - редактором издательства Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР);
  • в 1960-1965 годах - младшим научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН РСФСР;
  • в 1965-1969 годах - старшим научным сотрудником (ВНИИТЭ) при Государственном комитете по науке и технике (ГКНТ СССР);
  • в 1969-1974 годах - вначале методистом, затем руководителем учебно-методической лаборатории Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР ;
  • в 1974-1980 годах - старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин (МОГИФК);
  • в 1980-1983 годах - старшим научным сотрудником в отделе психологии Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (АПН СССР);
  • в 1983-1988 годах - старшим научным сотрудником в отделе методологии и теории инженерных изысканий Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования и инженерных изысканий (ЦНИИпроект) при Госстрое СССР , который в 1986 году был передан в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству при Госстрое СССР;
  • 1988-1992 годах - заведующим лабораторией организации проектно-строительного дела (ВНИИТАГ) .

В 1990-1994 годах являлся главным редактором журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года - председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР (Союза НИО СССР).

В последние годы жизни работал в Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД, ныне - Тольяттинская академия управления).

Скончался 3 февраля 1994 года в п. Болшево (Московская обл.) . Похоронен на Донском кладбище .

Семья

Был трижды женат:

Деятельность

Г. П. Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года ; в Кружок также входили: Б. А. Грушин , А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения - Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом, так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

  • содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952-1960);
  • деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971);
  • системо-мыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971 года).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса (с 1979 года по 1993 год организовал и провёл 93 ОД-игры).

Круг интересов и размах научного творчества Г. П. Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогика и логика , общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок, философия науки и техники , проектирования и организации, психология и социология , языкознание и семиотика - везде он оставил свой оригинальный след.

Наследие

Все без исключения труды Г. П. Щедровицкого (как опубликованные, так и остающиеся в архивах) тематически и методически лежат в русле работ ММК. При жизни им было опубликовано лишь его две брошюры, две коллективные монографии с его участием и порядка полутора сотен отдельных статей, написанных единолично или в соавторстве.

В регламент методологических семинаров ММК (по крайней мере, с 1957 года) входили: правило отсутствия «собственности на идеи» и ориентация на фиксацию результатов в форме коллективных монографий .

Коллективные монографии готовились, однако часто не допускались к печати либо издавались малыми тиражами: так, был арестован тираж сборника «Проблемы исследования систем и структур» (1965) , рассыпан набор монографии «Педагогика и логика» (1968) ; монография «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании» (1975) вышла в отраслевом издательстве небольшим тиражом и повлекла репрессии против издателей . Г. П. Щедровицкому не удалось опубликовать и свою раннюю книгу, содержащую расширенный вариант кандидатской диссертации (её частичная реконструкция увидела свет лишь посмертно под названием «О методе исследования мышления»).

После смерти Г. П. Щедровицкого его архив оказался рассредоточен, по крайней мере, по двум местам: у вдовы и у сына. Также не разрешён вопрос, что является личным рабочим архивом Г. П. Щедровицкого, а что архивом («библиотекой») ММК.

При том, что многие труды Г. П. Щедровицкого касались вопросов психологии, в современной российской психологии его идеи остаются маргинальными, его имя цитируется редко. Школа психологов-последователей Щедровицкого существует в Белорусском государственном педагогическом университете (БГПУ). С другой стороны, идеи Г. П. Щедровицкого имеют много сторонников в отечественной педагогике.

Тем не менее, в течение 1995-2007 годов было подготовлено и опубликовано около двадцати книг, отчасти содержащих прижизненные публикации, но, в основном (особенно это относится к серии «Из архива Г. П. Щедровицкого»), представляющие ранее неизвестные широкому кругу читателей тексты, а также стенограммы докладов, лекций и выступлений Г. П. Щедровицкого. Большая часть этих книг подготовлена коллективом, включавшим брата покойного философа - Л. П. Щедровицкого, и его вдову Г. А. Давыдову, учредивших в 2004 году издательство «Наследие ММК».

Память о Г. П. Щедровицком

Коллеги, друзья и ученики называли Г. П. Щедровицкого (в том числе, и в глаза) по инициалам: «ГПЩ» или, чаще, «ГП» [гэ-пэ ].

Г. П. Щедровицкий фигурирует под псевдонимом «и. о. Главного Методолога» в философской переписке Д. Б. Зильбермана и О. И. Генисаретского .

Г. П. Щедровицкий фигурирует (под собственным именем) в повести А. М. Пятигорского «Философия одного переулка».

О Г. П. Щедровицком повествуется в документальном сериале А. Н. Архангельского «Отдел» (2010), посвященном сообществу интеллектуалов-шестидесятников .

Труды

Прижизненные издания

Книги

Статьи, депонированные работы, титульное и научное редактирование

Посмертные издания

Серия «Из архива Г. П. Щедровицкого»

  • Программирование научных исследований и разработок / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 1. - М., 1999. - 286 с.
  • Щедровицкий Г. П. и др. Психология и методология. Обсуждение «ситуации и условий возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий» (работа Л. С. Славиной и П. Я. Гальперина). Доклады на Комиссии по логике и методологии мышления в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, январь-апрель 1980 г. / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 2. Вып. 1. - М., 2004. - 368 с. (idem ; idem )
  • Щедровицкий Г. П. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 3. - М., 1999. - 351 с.
  • ОРУ (1): Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 4. - М., 2000. - 382 с.
  • ОРУ (2): Методология и философия оргуправленческой деятельности: основные понятия и принципы (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 5. - М., 2003. - 288 с.
  • Процессы и структуры в мышлении (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 6. - М., 2003. - 320 с.
  • Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 7. - М., 2004. - 400 с.
  • Московский методологический кружок: развитие идей и подходов / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 8. - Вып. 1. - М., 2004. - 352 с.
  • Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 9 (1). - М., 2004. - 288 с.
  • Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 9 (2). - М., 2005. - 320 с.
  • Культура. Культуротехника. Культурология / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 10. - М., 2007. - 416 с. - ISBN 5-98808-007-3 .
  • Лекции по педагогике / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 11. - М., 2007. - 400 с. - ISBN 5-98808-008-1 .

Автобиографические материалы

Соавторы по публикациям

Соавторами ряда публикаций Г. П. Щедровицкого в разные годы были (в хронологическом порядке): Н. Г. Алексеев , И. С. Ладенко , В. А. Костеловский, А. А. Уварова, С. Г. Якобсон, В. Н. Садовский , Э. Г. Юдин , В. А. Лефевр , Р. Г. Надежина, В. Я. Дубровский, В. М. Розин, Н. И. Кузнецова , П. Г. Щедровицкий (мл.) , С. Б. Поливанова, С. И. Котельников, М. Т. Ойзерман, М. В. Рац , Е. Я. Наградова, Л. М. Карнозова, О. И. Генисаретский , М. В. Фёдоров, В. Л. Глазычев , И. Б. Даунис, Е. Л. Зенкевич, Л. В. Марц, А. С. Москаева, Н. С. Пантина, Л. Б. Переверзев и В. Ф. Сидоренко.

Псевдоним

Литература

Книги

  • Ладенко И. С. (отв. ред.). Интеллектуальные торпеды. Материалы науч. конф. памяти Г. П. Щедровицкого «Георгиевские чтения» 21-22 февраля 1995 г. - Новосибирск , . - 191 с.
  • Кузнецова Н. И. (ред.) . Познающее мышление и социальное действие (наследие Г. П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли). - М.: ФАС, 2004. - 544 с. - ISBN 5-8125-0415-6 .
  • Хромченко М. С. Диалектические станковисты (главы из книги о Г. П. Щедровицком). - М., 2004. - 160 с ISBN 5-98530-003-X
  • ММК в лицах. - М. : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. - 436 с. - ISBN 5-903065-05-8 .
  • Хромченко М. С. (составитель). ММК в лицах. - М. : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. - Т. 2. - 384 с. - ISBN 978-5-903065-09-7 .
  • Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. - М. : ИНФ «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», . - 408, ил. с. - (Московский методологический кружок: идеи и люди). - ISBN 978-5-903065-15-8 .
  • Данилова В. Л., Щедровицкий П. Г. (ред.). Георгий Петрович Щедровицкий. - М. : РОССПЭН , . - 600 с. - (Философия России второй половины XX в.). - ISBN 978-5-8243-1387-1 .

Cтатьи и главы в книгах

  • Литвинов В. П. Мышление по поводу языка в традиции Г. П. Щедровицкого .
  • Пинский А. А. Воспоминания о Щедровицком (рус.) // Пайдейя: сборник. - М., 1996.
  • Рокитянский В., Соболев А., Пинский А. Переписка из трех углов // История философии. № 2. - М. , 1998. - С. 100-140. - 189 с. - ISBN 5-201-01962-5 .
  • Розов М. А. Рождённый мыслить // Вопросы философии, 2004, № 3.
  • Розин В. М. Эволюция взглядов и особенности философии Г. П. Щедровицкого // Вопросы философии, 2004, № 3.
  • Морозов Ф. М. Три проблемы в творчестве Г. П. Щедровицкого // Вопросы философии, 2004, № 3.
  • Никитаев В. В. Философия и власть: Георгий Щедровицкий: (Последний проект модерна) // Методология науки: статус и программы. М., 2005.- С. 125-176.
  • Багина Е. О времени, ГП и ММК (рус.) // Проект Байкал: журнал. - 2016. - № 47-48 . - С. 110-115 . - ISSN 2307-4485 .
  • Давыдова Г. А. Г. П. Щедровицкий. Биография .
  • Пископпель А. А. К творческой биографии Г. П. Щедровицкого .
  • Розов М. А. Проблема способа бытия в гуманитарных науках .
  • Копылов Г. Г. Сила парадокса: Г. П. Щедровицкий .
  • Раппапорт А. Г. Ахилессова пята .
  • Прусс, Ирина . Мышление как дар и окаянство // Знание - сила, 2004, № 2.
  • «Г. П. Щедровицкий » // Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. - М., 1999, с.910-911.
  • Розин, В. М. К истории Московского логического кружка: эволюция идей, личность руководителя // Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. XX век. 1960-80-е годы. - М., 1998 - Кн. 2. - С. 547-563
  • Ладенко, И. С. Г. П. Щедровицкий в развитии генетической логики и методологического движения // Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. XX век. 1960-80-е годы. - М., 1998 - Кн. 2. - С. 564-595
  • Гиздатов, Г. Г. Когнитивная лингвистика в контексте теории Г. П. Щедровицкого // Fылыми енбектері еділеттін = Науч. тр. «Еділет». - Алматы, 1999 - № 2. - С. 86-90
  • Розин В. М. Эволюция представлений Г. П. Щедровицкого о науке // Методология науки: статус и программы / Отв. ред. А. П. Огурцов, В. М. Розин. - М. : ИФ РАН, 2005. - С. 94-124.
  • Кукулин И. Альтернативное социальное проектирование в советском обществе 1960-1970-х годов, или Почему в современной России не прижились левые политические практики (рус.) // Новое литературное обозрение : журнал. - 2007. - № 88 . -

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинского института работала врачом.

В 1946 г. Г.П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность теоретическая физика). Область научных интересов Георгия Петровича сформировалась уже на первых курсах физфака - строение научных теорий с интенцией на разработку проекта теории мышления. Это предопределило его переход на философский факультет (1949 г.), где он занимается философскими проблемами естествознания, а затем логикой и методологией науки. Еще будучи студентом четвертого курса, стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 г. заканчивает с отличием факультет; дипломная работа посвящена механизмам развития научных понятий.

Сразу же после окончания университета Г.П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа», пытаясь особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук (1964 г.).

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датированы 1957 г. Тогда же в журнале «Доклады АПН РСФСР» была опубликована разработанная им совместно с Н.Г.Алексеевым и И.С.Ладенко программа комплексных исследований мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.

В научной (одновременно и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную молодежь, С 1955 г. он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 г. в рамках Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В.В.Давыдовым и при поддержке профессора П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельность которой он обеспечивал до конца жизни. Наконец, в 1962 г. при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике, которым руководит до 1976 г. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник «Проблемы исследования систем и структур» (1965 г.) и брошюра Г.П. Щедровицкого «Проблемы методологии системного исследования» (1964 г.).

С апреля 1958 г. Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует труды Н.К. Крупской, П.П. Блонского, книги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории (редактор) журнала «Вопросы психологии».

Основной круг научных интересов в эти годы - структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

С октября 1960 г. по август 1965 г. в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР Г.П. Щедровицкий занимается проблемами умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в развитии «детского общества», развития дошкольников и школьников в условиях обучении, а также анализом и типологией ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: «Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач» (публикации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), «Методология педагогического исследования игры» (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), «Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения» (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с Б.В.Сазоновым, В.М. Розиным, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Алексеевым и А. С. Москаевой) подготовил к изданию фундаментальный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г.П. Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: «О методе семиотического исследования знаковых систем» (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), «Естественное и искусственное в знаковых системах» (1965, 1966, 1967 гг.), «Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем» (1964, 1965, 1966, 1967 гг.).

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. - март 1969 г.) Г.П. Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологией дизайна. Основными становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах «Дизайн в системе обособляющегося проектирования» (1965-1967 гг.) и «Мышление дизайнера» (1966-1969 гг.). Одновременно делается попытка перенести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: «Система педагогических исследований» (публикации 1966 и 1970 гг.) и «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий» (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений - дизайнерского, системного, организационно-управленческого и др.

В феврале 1968 г. в Москве проходит судебный процесс по делу А.Гинзбурга и Ю.Галанскова, который учился в той же школе, где в свое время преподавал Георгий Петрович. По этой причине или по каким-то другим соображениям он подписал коллективное письмо деятелей культуры и науки руководителям КПСС и правительства в защиту обвиняемых. В июле-августе того же года решениями РК и МГК КПСС Г.П. Щедровицкий был исключен из рядов КПСС (вступил в 1956 г.) «за действия, использованные во вред партии и страны». В след за этим был рассыпан набор «Педагогики и логики», которая полноценным тиражом вышла лишь в 1993 году.

Тем не менее до марта 1969 г. Георгий Петрович продолжал работать в отделе теории и методики дизайна ВНИИТЭ, руководил подготовкой коллективной монографии «Методологические проблемы теории дизайна» - до внезапного увольнения из института по причине сокращения штатов. Непосредственным поводом послужила «Реплика» газеты «Правда», подписанная тогдашним главным редактором В. Афанасьевым, по поводу статьи Г.П. Щедровицкого «Данные науки или самообман» в «Литературной газете». В статье (заголовок был дан газетой) утверждалось, что до сформирования социологией своего научного предмета проводимые конкретные социологические исследования нельзя рассматривать как научно обоснованные.

В итоге Георгий Петрович остался без работы и - в перспективе - без средств к существованию, поскольку в те годы мало кто мог решиться взять на работу исключенного из партии кандидата философских наук. Однако такие люди нашлись: в апреле 1969 г. Г.П. Щедровицкого принимают в штат Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР - вначале на должность методиста, затем руководителя учебно-методической лаборатории.

В этот период, не обращая внимания на «обстоятельства», Георгий Петрович продолжает разработку проблем семиотики и теории понимания (герменевтики), исследования особенностей проектного, планирующего и программирующего мышления, занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, используя любые возможности для публикации результатов своих (и коллективных) исследований.

Основные работы этого периода: «Смысл и значение в структуре знака» (публикации 1969, 1970, 1971 и 1974 гг.), «Проблемы исторического развития мышления» (1973, 1974 и 1975 гг.), «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии» (1974, 1979, 1981 и 1985 гг.). Тогда же осуществляются интенсивные разработки основ общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в развитии деятельности, начинается более детализированный анализ процессов коммуникации. Основные публикации в рамках этого направления: «Значения и знания» (1971 г.), «Деятельность, коммуникация, рефлексия» (1974 г.), «Смысл и понимание» (1977 г.).

В 1975 г. выходит коллективная (А.Раппопорт, О. Генисаретский, Б. Сазонов и др.) монография «Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. Теория и методология». В разделе «Исходные представления и категориальные» средства теории деятельности«, который написал Георгий Петрович, осуществлена сборка основных представлений теории деятельности и системного подхода.

В октябре 1974 г. Г.П. Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведет курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки, а также спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных коллективов и команд. С 1977 г. он организует исследования по теме «Методические рекомендации по проектированию годичного цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с тренерами олимпийского резерва)».

Интерес, проявленный к методологии со стороны спортивных руководителей, вполне понятен: приближается Московская Олимпиада. С 1974 г. Георгий Петрович становится членом Научного совета Спорткомитета СССР и руководителем Комиссии структуросистемных исследований и разработок в сфере физкультуры и спорта. За три года Комиссия провела пять всесоюзных совещаний по проблемам системодеятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы Г.П. Щедровицкий руководит (совместно с Л.Н.Ждановым) научно-методологическим семинаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе (с 1976 г.) и реализацией комплексной научно-методологической программы исследований производственной практики и практической подготовки студентов (с 1979 г.), организованной Минвузом СССР.

В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организационная и социально-психологическая структура коллективов, коммуникация в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. Основные тексты: «Об основных аспектах социологического исследования физкультуры и спорта как сферы деятельности» (1977 г.), «Об основных проблемах и направлениях научно-методологических исследований в сфере спорта» (1977 г.), «Комплексная организация научно-исследовательских работ как социотехническая система» (1979 г.) и др.

В 1979 г. Георгий Петрович начинает исследования по теме «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия». На их основе им была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производственных, научно-технических и оргуправленческих проблем, которая получила название организационно-деятельностные игры (ОДИ). За период 1979-1991 гг. Г.П. Щедровицкий провел свыше 90 ОД-игр, при том, что сами они послужили материалом и средством дальнейших разработок в области мышления, деятельности, понимания и рефлексии. Так, в 1983 г. Георгий Петрович с группой соавторов в рамках темы «Перспективы и пути автоматизации систем мыследеятельности» подготовил следующие работы: «Ситуационный анализ и анализ ситуаций», «Схемы и знаки в мышлении и деятельности», «Схемы в мышлении и знаки в коммуникации», «Работа со схемами в организационно-деятельностных играх».

1980-1983 гг. - Г.П. Щедровицкий работает (старший научный сотрудник) в отделе психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В декабре 1983 г. в связи с изменениями в руководстве НИИОПП и решением президиума АПН о закрытии всех исследований, связанных с психологией оргуправленческой деятельности, он переходит в ЦНИИпроект Госстроя СССР - в отдел методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 г. был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР.

Основные темы исследований этого периода: «Категория сложности производства проектно-изыскательских работ» и «Типология ситуаций проектно-изыскательских работ». Одновременно Георгий Петрович ведет межвузовский семинар по системному подходу в геологии в МИНХ и ГП им. И.М. Губкина.

Следующим местом работы Г.П. Щедровицкого стал Всесоюзный НИИ теории архитектуры и градостроительства, где Георгий Петрович заведывал лабораторией организации проектно-строительного дела (декабрь 1988 г. - апрель 1992 г.), восстанавливая прежнюю линию проектных и программных разработок.

Последним местом работы Георгия Петровича была Международная академии бизнеса и банковского дела (в настоящее время - Тольяттинская Академия управления) (апрель 1992 года - 1994 год). Здесь он руководил группой своих учеников, создавших Сеть методологических лабораторий для проектирования современной системы образования и методологической подготовки и приступавших к реализации этого проекта.

В общей сложности Георгий Петрович имеет около 150 опубликованных работ, в том числе в США, Англии, Германии, Болгарии и др. странах. Но это лишь часть того, что написано им за 40 лет активного труда, непрекращающихся размышлений, дискуссий, обсуждений и бесед с коллегами, друзьями и учениками.

Последние годы его жизни, совпавшие с периодом перестройки, способствовали социализации методологии. В структуре Союза научных и инженерных обществ СССР Г.П. Щедровицкий создает Комитет по СМД-методологии и ОД-играм, организует и проводит пять всесоюзных съездов методологов (Киев, Самара, Москва), последний из которых (1993 год) был посвящен 40-летию Московского методологического кружка.

Текст подготовлен Г.А. Давыдовой на основе автобиографических материалов.