Экскурсия осенний наряд природы цель. Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшей логопедической группы доу

Тема урока: В гости к осени.

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

  • провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;
  • учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;
  • конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;
  • продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,
  • продолжить развитие эстетического восприятия природы;
  • формировать правильное отношение к природным объектам.

Практическая значимость урока:

Изготовлена I часть сборника “Времена года” (“Осенние приметы и обычаи”) с описанными признаками и приметами осени (см. Приложение 1).

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У. Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ

(экскурсия в природу)

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1.Вызов (в классе)

Воспитатель. Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

  1. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)

Воспитатель. Объясните приметы.

  1. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  2. Осень идет, дождь за собой ведет.
  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Знакомство с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

Воспитатель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

3.Остановка «Парк – младший брат леса».

Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

Как называется это явление? (Листопад)

Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

У какого дерева листва желтеет первой? (У березы)

Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

4. Игра «Верю – не верю»

Воспитатель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное.

Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники (« не верю »), а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), сушатся грибы (« не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю» ). Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при этом он испугал жаворонка (« не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), а зайчик прыгнул в воду (« не верю»), нырнул в свой домик («не верю»), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»).

5.ГРУППОВАЯ РАБОТА.

1-я группа – сбор семян, шишек, желудей.

2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

3-я группа – наблюдение за поведением насекомых и его описание.

4-я группа – наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание

6.Подведение итогов экскурсии.

Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки об осени.


Осеннее развлечение в начальной школе, 1-2 класс


Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Описание материала: Предлагаю вам конспект экскурсии в природу для обучающихся 1 - 2 классов школы-интерната для слабовидящих детей. Данную разработку можно использовать в общеобразовательной школе во внеклассной работе и на уроке «Окружающий мир», она может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям школ-интернатов и групп продлённого дня. Это познавательное занятие по экологии о природе родного края. Оно расширяет у обучающихся представление о листопаде, о пользе опавшей листвы, знакомит с таким деревом как лиственница. Ребята получают наслаждение от общения с природой. Занятие способствует сплочению коллектива, развивает умение работать в группе, прививает любовь к природе родного края.
Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев.
Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы - листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Ход занятия.

Вводная часть. Целеполагание.
Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- О чём это стихотворение?. Правильно, о листопаде. И сейчас на улице тоже осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
- Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники. Особенно красив листопад.

Беседа об осенних листьях.
Вот и осень наступила,
Листья стали опадать…
То ли чудо, то ли диво –
Не могу никак понять.
Нет прекраснее на свете
Этой красочной поры!
Осень ходит по планете
И несёт свои дары.
- Почему листья осенью начинают менять цвет? (Ответы детей)
Солнышко светит меньше, день становится короче, поэтому зелёное вещество в листьях не успевает вырабатываться. Самый частый наряд у деревьев – жёлтый. Есть деревья, которые осенью полностью желтеют, а есть, которые только краснеют. А вот у клёна, например, листочки сначала становятся жёлтыми, а потом красными. Так получаются красивые разноцветные деревья.
- Зачем деревья сбрасывают листву осенью? (Ответы детей)
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны? (Ответы детей)
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.

Игра «Да и нет». (Дайте правильный ответ).
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
- Послушаем: ш-ш-ш… Что это такое?. Это шуршат под ногами опавшие листья. Целый ковёр разноцветных листьев.
- О чём же они шепчутся?

Чтение стихотворения «Листопад» .
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осины…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов

Игра «Узнай дерево»
Дети берут из коробки листья и веточки хвойных деревьев, закрыв глаза. По команде воспитателя дети открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.

Знакомство с лиственницей.
Некоторые деревья не сбрасывают листья на зиму, а так и стоят зелёными, как весной. Это – многие хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
- Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную, скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
- Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? (Да. Дерево имеет хвоинки)
- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами. Пучками)
- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои ели, сосны? (Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают)
- Кто знает название этого дерева? (Лиственница)
Хвоинки лиственницы опадают осенью, как и листья у лиственных деревьев.
- Обратите внимание, как много у лиственницы листьев-хвоинок уже упало на землю.
Лиственница может прожить до 500 лет. Древесина у неё тяжёлая., тонет в воде. Тем не менее при Петре I из неё строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниёт. В Венеции, в Польше строились из неё дома, которые прекрасно сохранились и до наших дней. Именно из-за прочной и долговечной древесины лиственницу беспощадно вырубали. В наших краях лиственницу можно встретить редко.

Конкурс «Кто лучше составит осенний букет».
А сейчас я вам прочитаю стих О. Высотской
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво.
Скажет мама нам – Спасибо!
(Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты).

Игра «Озвучь картину».
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш). другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (ку-ку, фью-фью). Кто-то из ребят передаст жужжание насекомых. Если ученики произнесут все звуки враз, то мы «услышим» звуки леса!

Тренинг.
А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Работа в классе.
Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес».

Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на экскурсии?
- Понравилось или нет?
- Что понравилось больше? Почему?
- Кто себя может сегодня похвалить за работу?
- Кто недоволен собой? Почему?

Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

Занятие по ознакомлению с природой

«Экскурсия в парк Золотая осень»

Составитель: Попова Е.А.

Цель – познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых и птиц.

План экскурсии:

    Наблюдение и беседа по вопросам: Какие деревья растут в нашем парке? Как они изменились осенью? У всех ли деревьев одинаковые листья? Нравиться ли вам осенний парк? Чем он вам нравится?

    Предложить детям собрать листья для гербария (брать лишь те листья, которые лежат на земле).

    Понаблюдать за насекомыми и птицами. Беседа по вопросам: Каких птиц вы увидели в парке? Куда спрятались насекомые? Рассказать, что перелет птиц связан с наступлением холодов и с исчезновение корма: сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем – питающиеся зерном, ягодами, последними – водоплавающие.

    Чтение педагогом и детьми стихотворений о лесе, осени.

    Игра «Отгадай с какого дерева этот листок?»

Экскурсия в парк «Поздняя осень»

Цель – уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать их наблюдательность. Дать представление о семенах различных растений.

План экскурсии:

    Наблюдение и беседа по вопросам: Что произошло с деревьями, их листьями? Чем хороша осень?

    Обратить внимание детей на небо (осенью оно обычно вверху темно-голубое, а по краям светлее). Предложить рассмотреть сухие листья (они покоробились, порывы ветра носят их по дорожкам) и побегать по ним (послушать, как они шуршать).

    Наклонить ветку и рассмотреть с детьми почки, объяснить, что деревья не погибли, они только сбросили отмершие листики и готовятся к зиме.

    Предложить детям поискать насекомых. (Их нет: все жуки, мухи, бабочки попрятались в трещинах стволов деревьев и заснули). Найти свернутые листья на ветках. (Они опутаны паутиной. Внутри «пакета» белые коконы – это зимует гусеница бабочки-боярышницы. Весной она проснется и будет наносить вред почкам и молодым побегам). Помочь детям снять их с деревьев и уничтожить.

    Выполнить посильную работу по уборке парка.

    Собирать плоды и изучать их внешний вид. Научить детей заготавливать семена трав для зимней подкормки птиц (например лопаточки ясеня, которые пригодятся для подкормки снегирей).

Для закрепления знаний детей о семенах в группе рекомендуется провести дидактически игры:

- «Детки на ветке» - педагог раскладывает сосновые, еловые шишки, семена клена, сережки березы, затем по очереди показывает засушенные ветки деревьев и спрашивает: «Где детки этой ветки?».

- «Путаница» - педагог кладет плоды дерева к листьям другого и предлагает ребенку распутать «путаницу».