Эдита пьеха сколько ей. Эдита Пьеха: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Происхождение любимой миллионами советских граждан певицы всегда интриговало и вызывало много вопросов и пересудов. Эдита Пьеха родилась во Франции, в семье польских иммигрантов в 1937 году. Родной город певицы - Нуайель-су-Ланс - расположен на севере Франции, в Нор-Па-де-Кале.

Детство
Отец будущей звезды советской эстрады, Станислав Пьеха, был простым шахтером. Долгие годы работы в шахте пагубно сказались на его здоровье. Когда Эдите Станиславовне было 4 года, отец умер от силикоза, профессиональной болезни, вызванной вдыханием пыли горных пород.

Из-за работы в шахте и тяжелых условий жизни умер и старший брат Эдиты, Павел. Юноша угас от туберкулеза 17-ти лет от роду. Семья вообще жила довольно бедно. В зрелые годы ЭдитаСтаниславовна вспоминала, что питались очень плохо. Коровьим молоком она впервые «полакомилась» в 10 лет. Такой тяжелый старт жизни сказался на теперешнем здоровье Эдиты Станиславовны. У нее часто случаются переломы из-за дефицита кальция.

Мать певицы - тоже полька, Фелиция Королевская. После смерти первого мужа она вторично вышла замуж. И снова за шахтера, поляка Яна Голомба. Первые годы жизни во Франции стали причиной того, что Эдита Станиславовна превосходно говорила на французском и выучила язык соседней страны - немецкий. В 1946 году семейство переехало в Польшу, так и не достигнув достойного уровня жизни во Франции.

Дальнейшая судьба
о приезду в Польшу родители Пьехи поселились в Богушове, городе шахтеров. Здесь ЭдитаСтаниславовна начала углубленно изучать родной язык, которым до этого владела лишь на разговорном уровне. В юности будущая звезда эстрады мечтала стать учительницей и даже получила направление в Ленинградский пединститут. Но Пьехе так и не удалось в него поступить, поскольку прием был уже окончен.

Девушка-иностранка не растерялась и подала документы в институт имени Жданова на отделение психологии. Во время обучения в этом заведении и началась ее певческая карьера. Сначала Пьеха пела в польском хоре. Затем ее пригласили в ансамбль местной консерватории. Приглашение прислал руководитель ВИА «Дружба» Александр Броневицкий, будущий супруг и отец ее единственной дочери Илоны.

Первое же выступление молодой певицы с польской песенкой «Красный автобус» так сильно понравилось публике что исполнительницу 4 раза вызывали на бис. Этот момент и стал решающим в ее судьбе и карьере. Мечты о педагогической деятельности были забыты. Эдиту Пьеху ожидал длинный путь звезды сцены и любимицы публики.

За Броневицкого Эдита Станиславовна вышла замуж в 1956-ом. Вместе супруги прожили 20 лет. Дочь Илона тоже пошла по стопам родителей, стала артисткой и телеведущей. Сын Илоны, Стас Пьеха, поет и пишет стихи. Его сестра Эрика является известным дизайнером.

После развода с Броневицким Эдита Станиславовна вышла замуж за спортсмена Геннадия Шестакова. Их брак длился 7 лет. Затем певица вышла замуж за сотрудника администрации президента Владимира Полякова. Этот брак распался в 2006-ом. Сейчас Эдита Станиславовна полностью посвятила себя родным. У нее подрастают правнуки Петр и Василиса. Также Пьеха не перестает периодически давать концерты, радуя поклонников своим приятным контральто с легким, хорошо узнаваемым акцентом.

Эдита Пьеха (Edith-Marie Pierha , Edyta Piecha) родилась в шахтёрском посёлке Нуайель-су-Лан (Noyelles-sous-Lens) на севере Франции в 300 км от Парижа (департамент Па-де-Кале). Родители: отец - Станислав Пьеха, шахтёр; мать - Фелиция Королевска - поляки, жили во Франции, куда приехали в поисках работы.

В 1946 году вместе с матерью, отчимом и младшим братом уехала в Польшу. Обучаясь в школе, пела в хоре; училась в педагогическом лицее в Валбжихе (закончила с отличием) и на курсах русского языка.

В 1955 году по путёвке польского комсомола приехала в Ленинград. Учась на отделении психологии философского факультета Ленинградского университета, принимала участие в студенческих концертах; в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 по приглашению А. Броневицкого выступила с вокальным ансамблем студентов Ленинградской консерватории с песенкой на польском языке «Красный автобус (Autobus czerwony)». Первое её выступление стало триумфом польской студентки - о ней и о студенческом коллективе узнал весь Ленинград. Стала солисткой этого ансамбля, который в 1956 году получил название «Дружба». В 1957 с программой «Песни народов мира» ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха завоевали золотую медаль и звание лауреатов VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Вместе с «Дружбой» Э. Пьеха выступала во десятках стран мира, в том числе в Польше, Чехословакии, ФРГ, Финляндии, ГДР, Венгрии, Австрии, на Кубе, в Гондурасе, Боливии, Перу. Э. Пьеха пела на сцене парижской «Олимпии» по приглашению Бруно Кокатрикса, выступала в Монголии, США, Афганистане.

В 1976 году организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Первое выступление ансамбля было на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 и принесло победу - коллектив был удостоен почётного диплома.

Стала первой исполнительницей многих песен лучших советских авторов: работала с композиторами А. Флярковским, О. Фельцманом, М. Фрадкиным, А. Петровым, Г. Портновым, Я. Френкелем, А. Пахмутовой, поэтами Р. Рождественским, Е. Долматовским, Н. Добронравовым, Л. Ошаниным и др.

Более 10 дисков-гигантов записано на фирме «Мелодия», песни из которых вошли в золотой фонд советской и российской эстрады. Многие песни были выпущены фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше. Гастролировала более чем в 35 странах мира. На Кубе была удостоена титула «Госпожа песня», дважды выступала на сцене парижского зала «Олимпия» (в том числе 47 концертов подряд), стала первой из советских эстрадных артистов, выступивших в Боливии, Гондурасе, Афганистане.

В 1968 году на IX Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Софии на конкурсе политической песни за песню «Огромное небо» певица получила три золотых медали; одна из песен композитора В. Успенского («Следующий!») получила первую премию на конкурсе, организованном фестивальным Комитетом борьбы с фашизмом.

На международной музыкальной ярмарке в Каннах Э. Пьеха завоевала для фирмы «Мелодия» за рекордные, миллионные тиражи грампластинок с записями певицы главную награду - «Нефритовый диск».

Э. С. Пьеха была членом жюри многих Всесоюзных и международных песенных конкурсов и фестивалей.

Первой в СССР стала исполнять твисты и шейки; первой сняла микрофон со стойки, стала двигаться на сцене и разговаривать с публикой. Первой стала отмечать на сцене юбилеи творческой деятельности и свой день рождения. В 1997 г. своё 60-летие отметила концертом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - впервые в истории города. В 2007 г. своё 70-летие и 50 лет на эстраде отметила в Санкт-Петербурге грандиозными концертами в БКЗ «Октябрьский» и на Дворцовой площади.

Многие десятилетия является одним из символов Ленинграда-Петербурга - наряду с Белыми ночами, Эрмитажем, «Медным всадником», крейсером «Аврора».

* Первый муж - Броневицкий, Александр Александрович (1931 г. рожд., руководитель ВИА «Дружба»)
* Дочь - Илона Броневицкая (17.02.1961 г. рожд., артистка).
* Внук - Пьеха, Станислав Пятрасович (13.08.1981 г. рожд., участник «Фабрики звёзд-4», певец).
* Внучка - Быстрова, Эрика Юрьевна (20.05.1986 г. рожд., студентка МАРХИ).

Эдита Станиславовна Пьеха (при рождении Эдит-Мари Пьеха) – легендарная певица, любимица зрителей нескольких поколений. В ее коллекции достижений более 400 музыкальных наград и титулов, включая звание народной артистки СССР.

Многолетнее творчество звезды отечественной эстрады ассоциируется с Санкт-Петербургом, где началась ее блистательная музыкальная карьера. Она не раз отмечала в интервью, что родилась дважды: первый раз во Франции, а второй – в Ленинграде.

Обладательница лучших черт жителей города на Неве – искренности, благородства, элегантности – внесла весомый вклад в музыкальное искусство. Для нее писали песни самые талантливые поэты и композиторы советской эпохи, а на Западе её называли «Русской Эдит Пиаф». Среди огромного репертуара Пьехи, насчитывающего сотни музыкальных произведений, одними из самых знаковых считают «Огромное небо», «Балладу о хлебе», «Венок Дунаю».

Детство и семья

Будущая «Королева песни Петербурга», отдавшая сцене более полувека, появилась на свет 31 июля 1937 года во Франции, в рабочем городке Нуайель-су-Ланс. Ее родители, Станислав Пьеха и Фелиция Королевска, приехали туда из Польши в поисках лучшей доли. Мама была домохозяйкой, отец трудился на шахте, как и большинство мужчин в округе.


Когда дочери исполнилось всего 4 годика, Станислав умер от силикоза, профессионального заболевания шахтеров, вызванного постоянным вдыханием диоксида кремния. К тому времени Вторая мировая война была разгаре, и население Франции разделилось на два лагеря: одни сотрудничали с нацистами и не знали нужды, вторые жили в нищете и оказывали помощь Сопротивлению. Семья Эдиты принадлежала ко второй категории, и однажды девочка даже побила сверстницу, чьи родители сотрудничали с немцами.


Мать и маленькую сестренку пришлось содержать брату Павлу. В 14 лет парнишка пошел работать на шахту, иначе семью выселили бы из выделенной предприятием жилплощади. Спустя 3 года он также ушел из жизни из-за тяжелых условий работы и туберкулеза.

Единственным светлым воспоминанием о том времени у певицы остались посещения костела, где она впервые начала петь в хоре, и красивый розовый куст, посаженный отцом. С шести лет она посещала французскую школу.

Овдовев, мать девочки вновь вышла замуж за соотечественника Яна. После окончания войны в 1946 их семья, в которой появилось прибавление – сын Юзеф, перебралась на родину, в Польшу. Поселились они в шахтерском городке Богушеве в Судетах.


Отчим был очень строг с приемной дочерью – запрещал читать книги, мог побить за малейшую провинность. В новой школе она освоила польский язык и прослыла отличницей, активной участницей хора и спортивных мероприятий.


Из-за сложных отношений с отчимом Эдита мечтала поскорее уехать и начать взрослую самостоятельную жизнь. В 1951 году она поступила в педагогический лицей в городе Валбжих, расположенном в Нижнесилезском воеводстве. По его окончании девушка получила специальность учителя начальных классов. Затем она победила в конкурсе на право учиться в СССР, проходившем в Гданьске, и в 1955 отправилась в город на Неве.

Переезд в Ленинград

Изначально Пьеха хотела окончить Ленинградский пединститут им. Герцена и стать психологом. Но, приехав в культурную столицу, она узнала, что набор абитуриентов в этот вуз уже завершен. Поэтому девушка поступила в ЛГУ на отделение психологии философского факультета.


По воспоминаниям артистки, постоянно недоедавшей в детские годы, в течение первого семестра она наслаждалась свободой и едой. Худенькая полька, удивляя подруг, могла съесть в столовой за один присест банку сгущенки, двойные порции первого и второго блюд, налегала на пирожные. В итоге за 3 месяца она поправилась на 15 килограммов (к ужасу своей мамы, посадившей ее на каникулах на овощные супчики).

С первых дней учебы Пьеха также успешно занималась легкой атлетикой, с удовольствием посещала занятия хора польского землячества, где можно было не только петь, но и общаться на родном языке. Ведь она скучала по дому и не раз корила себя за решение уехать в другую страну, особенно когда приходилось зубрить политэкономию, писать конспекты трактатов Ленина и Маркса или мерзнуть до костей в морозную зиму по пути в университет. Изучение же русского языка ей давалось легко. Способность к языкам она унаследовала от матери.


В хоре привлекательную польку с необыкновенным тембром голоса заметил студент консерватории Александр Броневицкий. Он пригласил ее в созданный им самодеятельный вокальный ансамбль. В его состав входили музыканты, приехавшие учиться в Советский Союз из стран Восточной Европы. В репертуаре коллектива, включавшего вокальную мужскую группу из восьми человек, были болгарские, венгерские, чешские композиции. А название «Дружба» предложила впоследствии юная солистка, которая стала исполнять французские и польские песни.

Знаете, кто-то сказал - они как Галатея и Пигмалион. Он меня лепил, он меня строгал, он отсеивал все.

ВИА «Дружба»

Дебютное выступление певицы состоялось в консерватории на вечере, посвященном встрече нового 1956 года. На родном языке она спела шуточную композицию «Автобус червонный» Владислава Шпильмана (автора мемуаров, по которым был снят знаменитый фильм Романа Полански «Пианист»). Европейский шарм, приятный голос и легкий акцент исполнительницы покорили публику. Ее вызывали «на бис» четыре раза, а на следующий день она «проснулась знаменитой».


После этого ансамбль начал регулярно выступать. Их приглашали на студенческие вечера, в филармонию, на съемки в фильме-концерте ленинградских артистов. Тогда же были записаны первые пластинки популярной вокалистки, впоследствии издавшей более десяти дисков-гигантов. Совмещать учебу с концертной деятельностью ей стало сложно, и она перешла на заочную форму обучения. Причем разрешение на перевод она получила в Москве, обратившись к министру образования лично.

Эдита Пьеха и Дружба – Ничего не вижу

Но противников творчества молодой исполнительницы также было немало. Ругали ее за то, что она поет «безыдейные», легкомысленные песенки о дружбе и о любви, называли «кабацкой певичкой», обвиняли в пропаганде «буржуазной идеологии». Критиков возмущало и ее поведение на сцене – она пела, не стоя строго у микрофона, как было принято, а снимала его со стойки и перемещалась по сцене или спускалась к зрителям в зал.


Летом 1957 года ансамбль и певица выступили на московском фестивале молодежи и студентов, подготовив программу «Песни народов мира». В итоге они получили всесоюзную известность, завоевали звание лауреатов фестиваля и золотую медаль. После этого коллектив обрел профессиональный статус и был принят на работу в «Ленконцерт». Потом начались гастроли ВИА за рубежом. Певицу тепло принимали в странах Восточного блока, в Боливии, Перу. На Кубе она получила символический титул «Ля сеньора кансоне» («Госпожа песня»).


В 1959 в рамках «беспощадной войны против всех типов стиляг» ансамбль был запрещен из-за обвинений в пропаганде джаза, в коверкании вокалисткой великого и могучего русского языка. Чтобы научиться говорить без акцента, Эдита ходила к логопеду. Спустя год стараниям Броневицкого ВИА «Дружба» возобновил творческую деятельность в обновленном составе и в 1962 стал победителем Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Эдита Пьеха – Дождик

В 1964 ансамбль был повторно расформирован и вновь сменил состав. Его участниками теперь стали музыканты из разных республик, но солистка и руководитель остались прежними. В тот же период певица начала записывать сольные диски, композиции из которых вошли впоследствии в золотой фонд отечественной эстрады. Кроме этого, она стала активно сниматься в кино – в лентах «Весеннее настроение», «Когда песня не кончается».


Спустя год Пьеха выступила на сцене парижского концертного зала «Олимпия» вместе с Московским мюзик-холлом и в 1969 вместе с Ленинградским. Она объявляла и комментировала на французском языке все номера программ, а в завершении представлений сама исполняла несколько песен.


В 1965 году звезду эстрады можно было увидеть в документальном фильме «Семь советских песен». Через год – в музыкальном телефильме «Сказки русского леса», где прозвучали ее песни «Это здорово» и «Манджерок».

Эдита Пьеха – Манжерок

В 1968 на фестивале молодежи и студентов в столице Болгарии в рамках конкурса политической песни Пьеха спела «Огромное небо» Оскара Фельцмана и получила три золотые медали. В Софии певица была удостоена также особой премии Комитета борьбы с фашизмом за композицию Владислава Успенского «Следующий». Тогда же она получила советское гражданство.

Эдита Пьеха – Огромное небо

В 1970 вместе с Муслимом Магомаевым певица и актриса представляла страну на престижной MIDEM-ярмарке фирм грамзаписи в Каннах. Жюри высоко оценило их профессионализм. Азербайджанский певец и композитор получил награду «Золотой Диск MIDEM», а Пьеха, как абсолютный обладатель рекордных тиражей, завоевала главный приз – «Нефритовый Диск MIDEM». При этом ей удалось обойти таких вокально сильных претендентов, как Джо Кокер , Ширли Бэсси, Миро Унгар.


В том же году Эдита сыграла роль агента западной разведки Жозефины в популярной ленте «Судьба резидента», где главных персонажей играли Георгий Жженов , Михаил Ножкин, Андрей Вертоградов. Среди киноработ артистки был также известный детектив «Бриллианты для диктатуры пролетариата», выпущенный на экраны в 1975, и более поздние проекты: «Голубые города», «Да здравствует бал!», «Нам рано жить воспоминаниями».


Сольная карьера

Популярной певице претила активная театрализация песенных номеров в «Дружбе». Она тяготела к тонкой и задушевной манере исполнения. Летом 1976 звезда ушла из ансамбля и организовала собственный коллектив, пригласив в него руководителем и пианистом Григория Клеймица. Уже первое выступление их группы оказалось победным – осенью в Сочи на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни она стала обладателем почетного диплома. В тот период ими были созданы такие шлягеры, как «Старый рояль», «Придет и к вам любовь», «А жизнь продолжается».


Обладательница роскошного контральто очень требовательно относилась к своему творчеству – выбирала для исполнения композиции лучших авторов и много работала над каждой из них. Она представляла советскую песню в более двух десятков стран мира. Ей доводилось петь в Карнеги-холле в Нью-Йорке, в госпиталях Афганистана (получив за эти выступления медаль «Воин-интернационалист»), на Мюнхенских Олимпийских играх (вместе с русским, французским и польским она свободно владеет и немецким языком). Она пела даже для космонавтов во время сеансов орбитальной связи.


Певица стала инициатором целого ряда прогрессивных начинаний. К примеру, она первой в стране перепела на русском языке иностранную композицию. Это была песня «Only You» Блэка Рама («Только ты», авторство которой часто приписывают Элвису Пресли) из репертуара американской группы The Platters.

Ее также считают родоначальницей традиции отмечать свой день рождения сольным выступлением. В 1997 впервые в истории Северной столицы она отпраздновала свой 60-летний юбилей концертом на Дворцовой площади. Спустя год в Москве на Площади звезд у ГЦКЗ «Россия» и в 2013 в Витебске на Аллее славы у Летнего амфитеатра прошли церемонии открытия именных звезд артистки.


Не менее запомнился поклонникам певицы и концерт, состоявшийся в 2007 в БКЗ «Октябрьский» и на той же главной площади города на Неве, посвященный двум знаменательным датам: полувековому пребыванию на эстраде и 70-летию со дня рождения. К этим событиям было приурочено и вручение Эдите Станиславовне ордена «За заслуги перед Отечеством».

Эдита Пьеха – В нашем доме поселился замечательный сосед

В 2017 к двойному юбилею – 60 лет на сцене и 80 со дня рождения – звезды эстрады, известной далеко за пределами нашей страны, в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства была открыта выставка, названная ее крылатой фразой «Я родилась дважды». А в «Октябрьском» она представила концертную программу «Помню только хорошее...». Ведущими концерта были ее дочь, певица и киноактриса Илона Броневицкая и конферансье Николай Поздеев.


Личная жизнь Эдиты Пьехи

Легенда советской эстрады была замужем трижды. Но первого мужа, талантливого музыканта Александра Броневицкого, который был старше ее на 6 лет, она называла единственной и главной своей любовью.


Они были парой 20 лет, с 1956 по 1976 год. Мама Эдита была недовольна выбором дочери – у коренной польки было предвзятое отношение к русским. Позже она сменила гнев на милость и признала что Александр – хороший человек и достойная партия. Эдита Пьеха с дочкой

В 1980 году Илона подарила Эдите внука. Мальчик был назван в честь прадеда Станиславом, для продолжения рода взял фамилию бабушки и тоже стал эстрадным артистом. В 2014 у него родился сын Петр, правнук народной артистки.


После развода, причиной которого называли чрезмерную ревность и измены Сан Саныча (домашнее прозвище Броневицкого), певица вышла замуж за капитана КГБ Геннадия Шестакова, их куратора из органов и бывшего чемпиона Хабаровского края по бегу.

Эдита Пьеха: Я отпустила свое счастье. Документальный фильм

Он был женат и имел детей. Но ни это обстоятельство, ни разница в возрасте (певица старше его на 7 лет), ни угроза краха карьеры из-за развода его не остановили. Со службы он ушел, стал директором ансамбля новой жены, прекрасно ладил с дочерью певицы, но был слишком неравнодушен к алкоголю.


Семейного счастья не получилось. Из-за слухов о романтических отношениях Эдиты с одним из участников ансамбля он завел себе любовницу, некую балерину, и в 1983 брак распался.


Третьим избранником артистки являлся Владимир Поляков, чиновник высокого ранга, сотрудник администрации президента. Они познакомились в 1992 на одном из закрытых выступлений певицы для политической элиты, стали общаться на расстоянии, вести долгие разговоры по телефону.


Так продолжалось два года. Затем они поженились и по-прежнему жили в разных городах: она – в Санкт-Петербурге, он – в Москве. Такой гостевой брак продлился 12 лет, но в 2006 они расстались.


Прославленная исполнительница, ставшая иконой стиля и эталоном культуры сценического поведения, несмотря на солидный возраст, полна творческой энергии и продолжает выступать. Живет она за городом и, по ее словам, общение с природой дарит ей радость, позволяет укрепить здоровье, зарядиться позитивом.


В январе 2020 года звезда эпохи была героиней передачи «Пусть говорят», где пела, делилась воспоминаниями и подробностями частной жизни. В конце телешоу она пожелала всем зрителям здоровья, оптимизма и веры в себя.

Edyta Piecha

Édith-Marie Piecha

Родилась 31 июля 1937 г. в Нуаэль-су-Ланс, шахтерском поселке на севере Франции в 300 км от Парижа (департамент Па-де-Кале). Отец - Станислав Пьеха, шахтер. Мать - Фелиция Королевска.

Эстрадная певица (контральто).

Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (23.08.1978).
Народная артистка СССР (13.10.1988).

В 1955 г. по путевке польского комсомола приехала в Ленинград, где училась на отделении психологии философского факультета Ленинградского государственного университета. Будучи студенткой, она начала принимать участие в концертах студенческого землячества.

Впервые в новогодний вечер 1955-1956 г. по приглашению Александра Броневицкого выступила с первым в СССР вокально-инструментальным ансамблем «Дружба» с шуточной песней на польском языке «Автобус червоный», четырежды вызвана на "бис". На следующий день о прекрасной талантливой незнакомке заговорил весь артистический Ленинград, и Эдита стала солисткой ансамбля, в котором проработала до 1976 года.

В 1976 году организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц.

Первой из эстрадных артистов нашей страны Эдита Пьеха пела в Карнеги-холле в Нью-Йорке, дважды она выступала на сцене парижского зала «Олимпия»(по приглашению лично самого Бруно Кокатрикса), неоднократно в самых престижных концертных залах европейских столиц. Ей доводилось петь и на сцене Государственного Академического Большого театра, и для космонавтов в сеансах прямой орбитальной связи, и на заводах, и для оленеводов Чукотки, и в госпиталях Афганистана.
Первая в СССР стала исполнять на эстраде твисты и шейки, первая на эстраде сняла микрофон со стойки и вступила в диалог со зрителями.

Открытие именной звезды на Площади звёзд у ГЦКЗ «Россия» в Москве (1998).
Присвоение одной из малых планет имени «Ehdita» (свидетельство № 15231 Российской Академии наук и Международного астрономического союза, США (2003).

Первый муж - Александр Броневицкий (1931 - 1988) - основатель и руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля (ВИА) «Дружба», композитор.
Дочь - Илона Броневицкая (род. 17 февраля 1961 года) - артистка и ведущая концертов, в прошлом телеведущая.
Внук - Стас Пьеха (род. 13 августа 1981 год) - певец.

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2017) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007) - за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997) - за большой вклад в развитие музыкального искусства
Орден Дружбы (2013) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Орден Трудового Красного Знамени (1987)
Орден Дружбы народов (1980) - за участие в культурной программе «Олимпиады-80» в Москве
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970)
Медаль «За трудовую доблесть» (1988)
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
Орден «Дружба народов» (Афганистан) (1988)
Медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» (Афганистан) - за концертные выступления в Афганистане перед солдатами в госпиталях в 1979-1988 гг. (1988)
Медаль «10 лет Афганской революции» (1988)
«Золотой Крест Заслуги» (Республика Польша) (2012)
Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2012)
Премия Ленинградского комсомола (1957)
Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957)
Первая премия и звание лауреата II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве (1962)
Почётный знак «За укрепление дружбы между ЧССР и СССР» (Чехословакия, 1967)
Три золотые медали IX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968)
Орден «За укрепление искусством дружбы между народами» (Франция, 1969)
«Нефритовая пластинка» (главная награда международной музыкальной ярмарки MIDEM в Каннах за рекордные тиражи грампластинок с записями Э. Пьехи, получена артисткой для фирмы «Мелодия») (1970)
Золотая медаль на Всемирном фестивале эстрадной песни «Варадеро-70» (Куба, 1970)
Почётный диплом Всероссийского конкурса исполнителей советской песни в Сочи (1976)
Орден чехословацко-советской дружбы (Чехословакия, 1978)
Титул «Королева песни Санкт-Петербурга» (мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак, 1994)
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (1996)
Памятный приз им. К. И. Шульженко «За выдающийся вклад в развитие отечественной эстрадной песни» (1997)
Открытие именной звезды на Площади звёзд у ГЦКЗ «Россия» в Москве (1998)
Орден России и Белоруссии «Высшее национальное признание за волю нести крест народной любви к вершинам мира и согласия» (2001)
Титул «Созидатель Санкт-Петербурга» за творческое развитие и поддержку лучших традиций эстрадного искусства, теплоту и душевную открытость таланта (2003)
Присвоение одной из малых планет имени «Ehdita» (свидетельство № 15231 Российской Академии наук и Международного астрономического союза (США, 2003)
Почётный приз «Легенда музыки» телевизионного фестиваля «Песня года» (2006)
Специальная музыкальная премия «Русского радио» - «Бриллиантовый граммофон» (2007)
Российская национальная премия «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Мэтры» (2008)
Музыкальная премия в области радиовещания «Бог Эфира» в номинации «Радиорекорд» как исполнительница, чьи песни звучат в радиоэфире более 50 лет (2009)
Орден «Ключ дружбы» (Кемерово) (2010)
Орден «Честь и мужество» Фонда ветеранов МВД России (2010)
Диплом «За заслуги в развитии эстрадного искусства и бережное отношение к творческому наследию Народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко» (2011)
Медаль «К юбилею К. И. Шульженко» (2011)
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2012)
Медаль «За веру и добро» (Кемеровская область, 2011)
Лауреат Международного эстрадного конкурса в Берлине
Титул «Госпожа песня» (Куба)
Почётный гражданин Кемеровской области (2012).

Эдита ПЬЕХА

Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 года в шахтерском городке Нуаэль-су-Ланс в 300 километрах от Парижа (провинция Па-де-Кале). Ее отец - Станислав Пьеха, - и мать - Фелиция Каролевская были поляками. Они встретились и поженились во Франции, куда приехали, чтобы найти себе работу. Девочку назвали Эдит Мари в честь ее бабушки по отцовской линии Марии. Когда Эдите было два года, началась война.

Вот как вспоминает Эдита Пьеха свое военное детство: «Мне исполнилось два года, когда во Франции началась война: эвакуация, оккупация, бомбежки, мы выкапывали соседей из-под развалин домов… Нищета, расстрелы шахтеров, работавших в Сопротивлении против оккупантов… Все помню. Однажды я нечаянно, во время игры, совком ударила девочку, чьи родители, наши соседи, работали на фашистов. Мой папочка был болен, умирал - в 37 лет у него окаменели легкие, четырнадцатилетний брат работал в шахте, чтобы зарабатывать на жизнь, а те жили припеваючи, получая хорошую еду от оккупантов. Меня хотели наказать. И мой папонька сказал: она слишком маленькая, чтобы творить зло сознательно…

В 1941 году мой папа умер, а через три года и старший брат Павел - у него был туберкулез… После этого мама вышла замуж второй раз. Мы жили в шахтерской колонии и были собственностью хозяина шахты. Жилье казенное. Если в шахту не спускался член семьи, требовали освободить жилье. А женщине было немыслимо найти работу во Франции во время войны. И мама, похоронив семнадцатилетнего сына, вынужденно вышла замуж за нелюбимого человека, который нас кормил. С отчимом у меня дружбы не получилось. Он сказал: ты будешь носить мою фамилию. А я ответила: нет, я буду носить фамилию моего папы.

Вообще-то я папина дочка. От мамы у меня доброта, терпеливость. Их было три сестры. Две прекрасно устроились в жизни. А мама никогда не жила роскошно, всегда самая бедная, невезучая, наверно, оттого, что была такая открытая для всех… У нее все было строго. Она не делала маникюра, у нее не было на это времени, но всегда были чистые ноготочки. Мама никогда не копала огород, это делал отчим, не таскала тяжести, она вела дом, могла сварганить за ночь из двух старых платьев мне наряд…

В детстве я много бегала, поэтому у меня были очень крепкие ноги. Я чувствовала себя сильной… А что касается внешности… Я с детства была убеждена, что некрасива. Только это и слышала. Врачи как-то спросили меня, почему у меня искривлены пальцы на ногах. Потому что в детстве я донашивала туфли своей двоюродной сестры, которые были на полтора размера мне малы…

Как гласит семейное предание, свой первый публичный концерт Пьеха исполнила в 7-летнем возрасте: в честь окончания войны она прямо на улице спела знаменитую «Марсельезу». Публика была в восторге. В том же году отчим нашей героини перевез свою семью в Польшу - в поселок Боже Гура.

По словам Эдиты Пьехи: «Я пошла там в школу, практически не зная языка, и оказалась в числе двоечников, хотя из Франции уехала хорошей ученицей. Меня посадили на последнюю парту, это убивало, я мечтала сидеть на первой и добилась этого к третьему классу. Я не хотела быть хуже других. Всю жизнь к этому стремилась. В седьмом классе я была уже нормальной ученицей…

Между тем, еще обучаясь в школе, Пьеха увлекалась пением и пела в хоре. Одноклассники за это дали ей прозвище - «девочка, которая поет». Однако о профессии певицы наша героиня тогда еще не задумывалась. После школы она поступила в педагогический лицей.

Стоит отметить, что именно там она впервые по-настоящему влюбилась. Ее избранника звали Рышардом - он был красавец, умница и учился в техникуме, с которым лицей поддерживал дружеские отношения. Но судьба обошлась с нашей героиней неласково. В один из дней она поделилась своей тайной с лучшей подругой Евгенией Цыбульской, та посочувствовала ей и вскоре… увела Рышарда.

Самое удивительное, что в 1964 году, когда Пьеха была уже знаменита и выступала с гастролями во Вроцлаве, сквозь толпу поклонников к ней вдруг пробился лысоватый мужчина, который вручил ей игрушку с запиской. Как оказалось, это был одноклассник Рышарда, тихоня Богдан, который все эти годы тайно любил нашу героиню. Она же про это не знала, как и не знал Рышард про ее страдания по нему. Однако зададим себе вопрос: если бы судьба не развела их в стороны, стала бы Эдита Пьеха тем, кем она стала позже?

Лицей наша героиня закончила с золотой медалью. Одновременно с этим она окончила курсы русского языка в Гданьске. В 1955 году по путевке польского комсомола Пьеху отправили на учебу в Советский Союз. О том, как это произошло, она рассказывает: «Отчим очень ревновал маму ко мне и меня к своему сыну, я была пятым колесом в телеге и мечтала удрать из дома…

Я прошла три конкурса отборочной комиссии благодаря, видимо, артистичности, потому что знаний у меня было значительно меньше, чем требовалось, чтобы победить, но я здорово играла. Про битву под Грюнвальдом знала только то, что она состоялась в 1410 году, но я такой спектакль разыграла перед комиссией, даже спела им, чтобы они мне поставили «хорошо». На третьем туре мы месяц готовились, и уже лучшие из лучших должны были попасть в СССР. Я выступала в самодеятельных вечерах, и в меня буквально влюбилась учительница по русскому языку, хотя я была абсолютный ноль в русском языке, она с трудом натянула мне тройку. Меня пропустили в Советский Союз условно».

Пьеха приехала в Ленинград в 1955 году и с ходу поступила на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. Жила в общежитии, о котором у нее остались не совсем приятные воспоминания. Дело в том, что многие из советских девушек, проживавших вместе с Пьехой, считали ее «буржуем» и всячески подтрунивали над ней. Одна из таких девушек, например, снимала с веревки ее выстиранное белье, надевала на себя и в таком виде ходила по общежитию. Когда наша героиня выражала ей свое возмущение, та отвечала: «Ты богатая, купишь себе новое белье!» Но была ли наша героиня действительно богатой в то время? Вот что она сама вспоминает: «Когда я получила первую стипендию в университете, то пошла в буфет и купила: а) банку сгущенки и б) две пачки печенья. И все это умяла за милую душу. Я же до 17 лет была попросту голодной. Я как вобла, была: рост - 174, вес - 59 кило…

Не забывала наша героиня и о сценической деятельности - она с большим успехом выступала в хоре польского землячества, которым руководил 24-летний студент дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории Александр Броневицкий. Этого взрывного и темпераментного молодого человека многие считали евреем, хотя на самом деле его отец был белорус (его фамилия была Бороновицкий), мама - латышка. Все его предки были морскими офицерами.

Осенью 1955 года Броневицкий создал из нескольких участников хора ансамбль «Дружба». В качестве солистки он пригласил к себе Пьеху. Ее первое публичное выступление с новым коллективом произошло в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год: она четыре раза на «бис» исполнила шуточную песенку на польском языке «Червоный автобус». Вскоре отношения между Пьехой и Броневицким стали более близкими. По этому поводу она вспоминает: «Броневицкий приходил к нам в общагу на Мытнинской набережной - нас в комнате восемь девчонок жили - и, постучавшись (редкость!), доставал восемь шоколадных конфет (редкость в квадрате). И каждой девушке протягивал с поклоном. Это по тем временам воспринималось как великосветское поведение. «Ах, Диточка, какая ты счастливая!» - говорили девчонки…

Я солировала в «Дружбе» уже год с лишним, когда появилась еще и кубинка, которая ему тоже нравилась как певица. Но потом наши с ним отношения переросли в более близкие, и кубинки не стало, я ее «выжила». Все мы так устроены, что хотим держать пальму первенства. Я изначально была единственной девушкой в мужском молодежном ансамбле, и мне никак не хотелось, чтобы появилась вторая».

Первый настоящий успех к Пьехе и ансамблю «Дружба» пришел летом 1957 года на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Выступив на нем с программой «Песни народов мира», ансамбль завоевал золотую медаль и звание лауреатов. Наша героиня произвела на фестивале настоящий фурор, причем не столько своими «безыдейными» песенками («Человек идет и улыбается…), сколько «европейским» имиджем, фирменным знаком которого был акцент. Иностранка, которая поет в советском ансамбле - по тем временам это было круто!

В 1958 году Пьеха и Броневицкий поженились. По словам нашей героини: «Для провинциальной девчонки внимание и уважение человека на шесть лет старше, с двумя факультетами консерватории, неординарного, конечно, было лестно. Если бы он не предложил выйти за него замуж, мы бы много-много лет сотрудничали…

А вот мама восприняла мое замужество с очень большой грустью и даже целый год не писала мне письма…

Первые годы их семейной жизни прошли в коммунальной квартире на улице Ленина в Ленинграде (там жили родители Броневицкого). Несколько позднее им выделили двухкомнатную квартиру в Купчино. В 1961 году в «звездном» семействе появилась девочка, которую назвали Илоной.

Эдита Пьеха вспоминает: «Я мечтала, что рожу сына и назову Станислав Пьеха. Родила дочку. Не могла назвать ее в честь мамы Фелицей - не разрешили бы родственники со стороны мужа…

К началу 60-х годов Пьеха и ансамбль «Дружба» были одними из самых известных эстрадных исполнителей в Советском Союзе. Творческая жизнь коллектива была тогда насыщена до предела: гастроли на родине и за рубежом, записи на телевидении и в студии грамзаписи. И везде, где бы они ни выступали, были аншлаги. Однако были у них и недоброжелатели.

Эдита Пьеха рассказывает: «Однажды нас пригласили выступить в Кремле перед руководителями страны. Мы репетировали целую неделю, а накануне концерта ко мне подошли некие ответственные люди и заявили: «Ваше выступление нежелательно. Вдруг Никите Сергеевичу не понравится, что вы поете с акцентом!» Это было для меня пощечиной. Наши правители могли позволить себе любое косноязычие, не выговаривали половину алфавита, вместо «г» - «х». Дался им мой акцент!»…

Иногда мне домой присылали открытки типа: «Сколько можно тебя слушать? Ты - никто». Я очень расстраивалась. Однажды показала несколько таких посланий режиссеру Полячеку, а он сказал: «Радуйся! Если бы была никто, таких писем не присылали бы…

В 1963 году с Пьехой произошел инцидент, о котором она до сих пор вспоминает с чувством вины. Послушаем ее собственный рассказ: «Тогда я очень обидела Лиду Клемент, была в Ленинграде такая певица, роскошно стартовала и молниеносно стала любимой. В 26 лет она умерла, а накануне ее смерти… Платья у нас были казенные, они хранились на складе Театра эстрады. Я уехала на гастроли, и кто-то из злопыхателей позвонил мне и сказал: а в твоих платьях поет Лида Клемент. У нее не было собственных. У меня тоже было всего три-четыре, но по тем временам мы считали это большим богатством. Я пришла в Театр эстрады на ее концерт и потребовала вернуть мне мое платье. Такой низкой я оказалась, так некрасиво себя повела, при том, что знала о ее болезни. Я католичка, и после ее смерти молилась каждый вечер в течение года, чтобы она меня простила».

В начале 60-х годов Пьеха была хорошо известна слушателям не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Правда, в основном это были страны социалистического лагеря: ГДР, Чехословакия, Болгария, Венгрия. На Западе ее практически не знали. Даже ее коллеги-певцы пребывали в неведении, что в СССР есть певица, которая родилась во Франции, образование получила в Польше, а поет в Советском Союзе.

Эдита Пьеха рассказывает: «В начале 60-х в Союз приехал из Франции певец Энрико Массиас. Он был хорош собой - алжирец или марокканец, пел по-французски, очень темпераментно, экспрессивно. Мне это страшно нравилось! Самой было неудобно выходить на сцену, и я дарила ему цветы через билетеров. Сначала смотрела на него именно как на мужчину, но потом захотелось иметь его пластинки, которых у нас, естественно, не продавали. Я осмелилась прийти к певцу в гримерную, на плохом французском объяснила ему, что тоже пою и хотела бы исполнять его песни. Массиас сказал, что сейчас у него нет с собой пластинок, и дал свой телефон в Париже. Потом я еще раз пришла к нему в гримуборную, принесла цветы - вот какая дурочка! - и говорю: «Запомните, пожалуйста, что меня зовут, как и вашу великую певицу, - Эдит». Он отвечает: «Хорошо, хорошо». И вот, представьте себе, недели через две звоню в Париж. Подходит к телефону какой-то дядька. Я представляюсь, говорю, что Энрико разрешил мне позвонить. Слышу: «Подождите у телефона - сейчас спрошу». Потом дядька возвращается и говорит: «Он такую не знает». И тогда я подумала: «Боже мой! Как плохо быть поклонницей!»

Прошло всего несколько лет после этого случая, и Пьеха все-таки покорила Париж. Произошло это в 1965 году, когда ее, первую из советских певиц, владелец концертного зала «Олимпия» Бруно Кокатрикс (это он открыл миру Шарля Азнавура, Мирей Матье и других звезд эстрады) пригласил выступить на сцене своего заведения. Взяв с собой мужа и 4-летнюю дочь, наша героиня отправилась в столицу Франции.

В аэропорту Орли ее встречал сам Бруно Кокатрикс. Многие тогда догадывались о том, что русская звезда очень нравится директору «Олимпии», причем больше как женщина, чем певица. Поэтому прямо в аэропорту он решил сделать ей подарок. «Какие духи вы больше всего предпочитаете?» - спросил он нашу героиню, когда они вошли в здание аэропорта. Пьеха расстерялась, так как в Советском Союзе ей приходилось пользоваться только отечественной продукцией. Но она все-таки вспомнила название самых знаменитых духов и назвала их - «Мадам Роша». Кокатрикс тут же подошел к торговому павильону и купил ей самый большой флакон.

Нечто подобное произошло с Пьехой день спустя, только теперь камнем преткновения стали колготки. Дело в том, что в те годы советские женщины (в том числе и звезды эстрады) о колготках только слышали, предпочитая им чулки. Но носить с чулками короткую юбку было нонсенсом, тем более в Париже. А у нашей героини всегда были шикарные ноги! Поэтому она пошла на хитрость: перед выходом в люди стала смазывать ноги кремом, чтобы те блестели. Но супруга Кокатрикса сразу просекла это дело и тактично заметила: «На сцене «Олимпии» нельзя выступать без колготок». И в тот же день она купила несколько пар роскошных колготок и преподнесла их в подарок нашей героине.

Еще об одном случае, произошедшем с нею в Париже, Пьеха рассказывает сама: «Я впервые в жизни попала на банкет в советском посольстве в Париже! Слева огромное количество приборов, справа - столько же. Я растерялась. А дипломат, сидевший рядом, тихо мне сказал: «Начинайте брать приборы с края, все совпадает с меню».

Меня все время бросали, как котенка в море. Я плавать не умела, но быстро училась уже в воде, лишь бы не уронить достоинство, которым всегда дорожила. На банкете не стала бы есть вообще, прикинулась, что не голодна, только бы не опозориться…

Однако, обнаружив всю свою беспомощность в повседневной заграничной жизни, Пьеха с лихвой отыграла очки в свою пользу на сцене «Олимпии». Ее выступление можно смело назвать триумфальным. Бруно Кокатрикс после него делал недвусмысленные намеки на то, чтобы певица заключила с ним контракт на совместную работу, однако сделать это было невозможно. Во-первых, певице не позволило бы это совершить ее концертное руководство, во-вторых - муж Александр Броневицкий. Причем его она боялась больше, чем кого-либо другого. Супруг ее был очень ревнив. Но были ли у него поводы для этого?

Эдита Пьеха рассказывает: «Однажды мы выступали в большой программе вместе с молодым композитором Станиславом Пожлаковым. Он очень хорошо играл на саксофоне и еще пел. И я в него так же, как в Энрико Массиаса, влюбилась. С той лишь разницей, что вздыхала по нему тайком и только писала в записной книжке: «Слава, ну почему ты не подойдешь ко мне, ну почему не скажешь: «Здравствуй, я так переживаю». А эту книжечку я прятала где-то под кроватью. Сан Саныч Броневицкий был очень ревнивым - могу десять раз это повторить. Он подглядел, что я веду тайные записи, и нашел книжечку. Мы стали бороться, я хотела выкинуть ее на улицу, а она упала на балкон ниже этажом. Броневицкий побежал туда, схватил ее и все прочитал. Я говорю: «Как тебе не стыдно, это же не тебя касается!» Он: «Ну ты ж мне изменяешь!» Я: «Я не изменяю, а только вздыхаю… Расплакалась, выбежала на улицу, схватила такси. А это было в Ялте. Кричу водителю: «Везите меня в Симферополь, в аэропорт!» Тот на меня смотрит: двенадцать часов ночи, девушка одна, вся в слезах. «Хорошо», - говорит. Но я ему все рассказала, и на полпути этот человек повернул обратно: «Пусть ваш муж и ревнивый, но разбирайтесь с ним сами». Конечно, вернулась я как побитая. С Броневицким мы долгое время не разговаривали…

Стоит отметить, что в этих своих воспоминаниях наша героиня кое-что утаивает. В частности, ее отношения с Пожлаковым обошлись не только одной запиской. Вот что вспоминает сам композитор: «Первый раз я встретился с ней на гастролях в Черновцах, нам было лет по 25. Я тогда из областной филармонии перешел в Ленконцерт, у меня был ансамблик. А Пьеха выступала с ансамблем «Дружба», который гремел со страшной силой. Я ее боялся и думать не смел, что когда-нибудь приближусь к ней. И вдруг там, в Черновцах, получаю от нее записочку…

Потом идем мы с Эдитой в обнимку - с реки, в шесть утра. А на балконе гостиницы стоит Броня и смотрит на нас… Так я с ним познакомился. Он грозился застрелить меня. Но я пришел к нему и сказал: «Саша, мне Эдита нравится во как, но я тебя слишком уважаю». Саша был талантливейшим музыкантом. Что, впрочем, не мешало ему быть очень грубым человеком. Он Эдиту иногда даже, скажем так… обижал…

Потом мы с ней еще встречались, и я осмелился предложить ей несколько своих песен: «Причал», «Зачем снятся сны»…

Помню, отмечали старый Новый год в Союзе композиторов. Пьеха с Броневицким, я со своей женой, с которой уже разводился. Танцуем мы с Эдитой, вокруг элита стоит - Андрей Петров, Эшпай из Москвы приехал, и все восхищаются: «Вот это пара!» Эдита мне и говорит: «Давай вместе уйдем отсюда!» Но мы не ушли. Если честно, я ее боялся. Двум разным полюсам рядом находиться невозможно. Ей надо будет, чтобы я ей уступал, мне - чтобы она…

Между тем в конце 60-х, когда Пьеха и Броневицкий уже въехали в свою новую квартиру в Купчино, их впервые серьезно обокрали.

Рассказывает Эдита Пьеха: «Нас обчистили на пять тысяч рублей. Огромная сумма по тем временам. Только мебель оставили. Пару японских магнитофонов (я на них работала над песнями), шубы… Но вора все-таки поймали. Он на Гражданке пытался шубу сбыть кассирше в универсаме. Та пошла как бы за деньгами, а сама в милицию позвонила. Его и арестовали. Фамилия у моего вора была такая - Рудомазин. И перевод от него из тюрьмы пришел - 4 рубля. Потом в Иркутске меня некто Сопля обчистил - вытащил из сумочки всю месячную зарплату. Я, помнится, за красящим шампунем «Лондаколор» встала в очередь. Ну в давке и прозевала зарплату…

Стоит отметить, что подобные истории будут происходить с нашей героиней и в будущем. По словам В. Жуковского, криминальное досье Пьехи таково: в конце 60-х - во время гастролей в Венгрии - у нее украдут любимое концертное платье, в Коста-Рике, на пляже, - золотые часы «Чайка» с золотым же браслетом, в Перу, во время благотворительных концертов в пользу жертв землетрясения, из гостиничного номера - 100 долларов, в Ленинграде, в магазине, из сумочки-чемоданчика вынут кошелек, на Кубе стянут самое красивое концертное платье, на Камчатке, из гримуборной - более трех тысяч рублей, отложенных на кольцо с бриллиантом… Вот такая печальная статистика.

Однако вернемся к творчеству нашей героини. В 1968 году Пьеху ждал успех на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии - «на конкурсе политической песни она завоевала золотую медаль, а одна из ее песен - «Следующий» композитора В. Успенского - получила первую премию на конкурсе, организованном Комитетом борьбы с фашизмом. На этом же конкурсе певица исполнила и песню «Огромное небо» О. Фельцмана и Р. Рождественского. Она была написана по горячим следам события, которое произошло в марте 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако советские летчики сумели увести самолет за черту города и упали на другом берегу Шпрее. Оба летчика посмертно были представлены к орденам Красной Звезды.

Кстати, песня «Огромное небо» была любимой песней Юрия Гагарина. Да и сама Пьеха ему очень нравилась. Однажды был такой случай. В Переделкине она играла в волейбол с космонавтами, и кто-то из игроков в азарте борьбы наступил ей на ногу. Ушиб оказался сильным, и наша героиня после него не смогла даже шага ступить. И тогда на помощь пришел Ю. Гагарин: он взвалил ее, как мешок, себе на плечи (взять ее на руки он не мог, так как был меньше ростом) и отнес в медпункт.

Другой случай произошел в гостинице «Юность». Рассказывает Эдита Пьеха: «В гостинице после какого-то концерта было застолье. Мы с Сан Санычем Броневицким уже уходили, в фойе Гагарин играл в бильярд, и кто-то из комсомольских деятелей спросил меня: «А слабо сыграть с Гагариным?» Я никогда не играла, но Сан Саныч сказал: «Сыграй, раз предлагают». Он любил что-нибудь сделать ради рекламы. Ну, я взяла кий и давай забивать шары - один, второй… Забила ему три шарика, которые оказались решающими. Гагарин сел на пол и захохотал: «Я же первоклассный игрок, меня впервые обыграла артистка, этого не пережить!» Он был навеселе, поэтому, может, и играл хуже».

В 1969 году в народе пронесся очередной слух о том, что Пьеха… умерла. Стоит отметить, что и до этого нашу героиню (как и всякую знаменитость) уже несколько раз хоронили злые языки, приписывая ей то самоубийство, то смерть от рук любовника. Однако на этот раз слухи оказались самыми живучими. Дело дошло до того, что толпы людей стали собираться возле подъезда певицы, к дверям ее квартиры принесли несколько венков. Что же породило эти слухи? Как оказалось, почвой для них стало то, что Пьеха легла на обследование в онкологический институт. Видимо, кто-то из посетителей или персонала увидел ее там и сделал соответствующие выводы. Ситуацию накалило и то, что сразу после посещения института певица уехала на гастроли и появиться живой и невредимой перед толпой встревоженных почитателей, собравшихся у ее подъезда, не имела возможности.

В том же (1969) году на Пьеху впервые обратили внимание кинематографисты: режиссер Вениамин Дорман предложил ей сыграть роль немецкой разведчицы в фильме «Судьба резидента». Вот что Эдита Пьеха вспоминает об этом: «По сценарию у моей героини с персонажем актера Вертоградова должна была быть, говоря современным языком, эротическая сцена! Так я три дня ходила за режиссером Дорманом и стонала: «Ну как же я буду лежать в постели с человеком, которого даже не знаю?!» Эта сцена казалась мне абсолютно невозможной, и в конце концов я уговорила режиссера. Он сжалился: «Ладно, ограничимся поцелуем»…

Стоит отметить, что это была не последняя роль в кино нашей героини. В 1972 году режиссер Вилен Азаров снял ее в роли… Эдиты Пьехи в фильме «Неисправимый лгун» (в нем она появляется за рулем автомобиля, хотя на самом деле водить машину не умеет), а два года спустя режиссер Григорий Кроманов доверил ей роль французской шпионки в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (там она пела прекрасный романс на музыку Арво Пярта и стихи Роберта Рождественского).

В семье Пьехи и Броневицкого был всего один ребенок - дочь Илона. О том, каким было ее детство, рассказывает она сама: «По-моему, когда я родилась, родители не очень этого хотели. Мама выступала до самого последнего момента, а после родов быстро вернулась на сцену, перепоручив меня бабушке, своей свекрови… Я вспоминаю свое детство как сплошное замечательное лето - Латвия, бабушкин хутор… Мы с бабушкой были такие подруги, такие спевшиеся. Мама с папой приезжали, уезжали. Я скучала без них, но понимала, что иначе нельзя. И даже не принимала это как событие. Я с этим родилась. Ничего другого не знала. Я не знала, что есть родители, которые дома постоянно. Так что нельзя сказать, чтобы я страдала в детстве из-за отсутствия родителей…

Я не чувствовала, что живу в какой-то необычной семье. Я не ходила в детский сад. Но гуляла вместе со всеми детьми - во дворе, на обычной питерской помойке. В лучшем случае дедушка брал меня с собой на каток. Это было праздником. Я пошла в школу рядом с домом. Это была школа с французским уклоном. Первого сентября в первом классе я заболела. Это была трагедия. Я так плакала! Пришла в школу числа десятого…

Я не думала, что буду певицей или космонавтом, - просто пришла в школу и стала хорошо учиться. В то время легко было учиться - программа была легче. Занималась активно общественной работой. Мы соревновались с одной девочкой. У нее была спортивная группировка, у меня театральная. Мы ставили спектакли, а они бегали. Спектакли были сильные. Я написала сценарий «Гамлет-78», вроде «Айболита-66». Себе, естественно, отдала роль Гамлета. Все прошло с успехом.

В 70-е годы слава Пьехи, как одной из лучших советских певиц, практически никем не оспаривалась. Правда, долгое время она получала концертную ставку в 47 рублей 50 копеек, что, конечно же, не соответствовало тому месту, которое она занимала в эстрадной иерархии. Зная об этом, ее активно переманивал к себе «Москонцерт», однако Пьеха не хотела уезжать из Ленинграда. К этому городу она очень сильно прикипела. И это несмотря на то, что 1-й секретарь Ленинградского обкома партии Г. Романов явно ее недолюбливал. Ходили слухи, что он как мужчина одно время искал ее благосклонности. Но после того, как она его отвергла, затаил на нее обиду. Был такой случай. Однажды Романов пришел за кулисы к Броневицкому, вытащил рубль и сказал: «Пусть твои ребята сходят в парикмахерскую и постригутся. Они же не стиляги, чтобы выступать в таком виде…

В другой раз сама певица попыталась поговорить с Романовым, когда они случайно встретились за городом. Однако едва наша героиня сделала несколько шагов в направлении секретаря обкома, как тут же перед ней выросли его телохранители. «У товарища Романова сейчас нет времени с вами разговаривать!» - заявили они и не пропустили певицу к своему начальнику.

Сама Пьеха на вопрос о своих высоких покровителях ответила следующим образом: «Покровитель - это тот, кто помогает. Мне всегда помогали простые люди. А высокие покровители… Я могла, может быть, нравиться Брежневу, он мне даже подарил розы в ГДР, в посольстве, и поцеловал в щечку, но на этом все покровительство закончилось. Многие послы многих стран, где я побывала, мне симпатизировали. Я, как мягкая кошка, которую можно погладить, чтобы снять стресс, но не более. Никогда не пользовалась моментом, оказавшись рядом с человеком, правящим этим миром, чтобы что-нибудь у него попросить…

В 1975 году распался брак Пьехи с Броневицким. Почему это произошло? Виной этому было множество причин. Например, нашу героиню буквально выводила из себя патологическая ревность супруга. В 1970 году произошел такой случай. Пьеха отправилась на гастроли по стране, и с нею в группе был Муслим Магомаев. Несмотря на то, что их гостиничные номера были рядом, общались они друг с другом крайне редко. И вот в первую же ночь, когда Пьеха мирно спала в своей кровати, ее внезапно разбудил посторонний шум. Она открыла глаза и увидела как с балкона к ней идет… ее муж Александр Броневицкий. Не говоря ни слова, он принялся осматривать в номере все шкафы, заглянул даже под кровать. «В чем дело?» - только и смогла выдавить из себя потрясенная Пьеха. В ответ она услышала грозный рокот мужа: «Где ты прячешь Магомаева?» Оказалось, что кто-то позвонил Броневицкому и сообщил, что его жена флиртует с известным певцом. И ревнивый супруг тут же примчался в этот город, чтобы лично разобраться с «обидчиком». Можно себе представить чувства оскорбленной женщины.

Сама Пьеха по поводу своих отношений с Броневицким заявила следующее: «Люди, которые мало знали Броневицкого, считали его хамом. Да, характер у него был стервозный, деспотичный, он готов был любыми средствами добиваться аплодисментов. Но хамом он не был. По натуре он был незащищенным, но обрел имидж деспота еще до нашего супружества… Он дрессировал «Дружбу» и меня тоже. Говорил, зная, что разозлит меня: «Ты ужасно некрасивая!» И я искала в журналах фотографии кинозвезд, сравнивала, соображала: может, мне глаза подрисовать, как у Софи Лорен? Грим в основном «слизывала» с Софи Лорен и с Лоллобриджиды, очень они мне нравились. Броневицкий говорил: «Ты сутулая. Как ты ходишь по сцене?» И я присматривалась, как «плавают» балерины. Он кричал, что я два дня подряд фальшиво пою, и я нашла огромный магнитофон-гроб «Весна» и попросила университетских друзей на концертах записывать меня. А потом не поленилась, нашла педагога по вокалу и занималась тайком от Броневицкого. Так что именно Броневицкий меня «родил»…

Но его поклонницы по телефону крыли меня семиэтажным матом и на лестнице писали всякие гадости. Они были фанатично в него влюблены. Вначале я переживала, а потом поняла, что ничего сделать нельзя. Научилась не подходить к телефону или молчать, когда брала трубку. Я довольно быстро уяснила, что если хоть раз отвечу на их языке, то уподоблюсь им. Поэтому делала вид, что не понимаю: «Я плохо понимаю по-русски… Но однажды мне довелось увидеть, как любимый мне изменяет…

Можно сказать, что наш брак с Броневицким был «служебным». Я выросла в католической семье, и мне в голову не приходило позволить себе вторую жизнь при Броневицком, я служила ему верно… А он с головы до ног был в искусстве и на ласку у него не оставалось времени. В день рождения он говорил: «Я тебе деньги дал? Дал. Вот и купи себе что хочешь…

Последние три года мы прожили с ним в довольно прохладных отношениях. Я устала слушать бесконечные «надо, надо, надо» и ушла от него…

После развода с Броневицким наша героиня создала собственный ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Стоит отметить, что Броневицкий воспринял этот поступок своей жены с ревностью: он заявил ей, что ничего у нее без «Дружбы» не получится. Однако… Первое же выступление нового ансамбля Эдиты Пьехи на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 года принесло победу - коллектив был удостоен почетного диплома. А вот «Дружба» через два года после этого распалась.

В 1977 году Пьеха отпраздновала с шумом свое 40-летие. Вот как она сама об этом вспоминает: «В тот день рождения у меня в буквальном смысле слова были настежь открыты двери. Я купила много-много спиртного, было много закусок, были даже поросята, которых из Абхазии привезли. Красивый был праздник, но после него пришлось сделать капитальный ремонт квартиры».

В 1978 году Пьеха стала первой из советских эстрадных звезд, выступивших в Афганистане после апрельского переворота 1978 года. Как вспоминает сама певица: «Как назло, я была знакома с тремя афганскими лидерами - трижды там была и со всеми целовалась, что на Востоке не разрешено. С Тараки я пила вино, хотя он мусульманин, но говорил, что в Америке научился его пить. С Амином, который задушил Тараки, я танцевала, при том, что женщинам не полагается танцевать в мужской компании, мне разрешили: вы из Европы, ладно, танцуйте с нами. Меня спасло то, что у меня было зеленое платье, а у мусульман это священный цвет. С Бабраком Кармалем мы пьянствовали на приеме в советском посольстве. Командующий нашими войсками на БТР приезжал ко мне в гостиницу во время комендантского часа и хотел за мной ухаживать, но я его отправила обратно…

В конце 70-х годов признанных советских певиц с многолетним стажем выступлений на эстраде стала теснить новая яркая звезда - Алла Пугачева. Многим эстрадным примам это, мягко говоря, не очень нравилось, в том числе и Пьехе. Рассказывают такой эпизод. Когда в эстрадной тусовке прошел слух о том, что в очередном концерте «Песня года» Пугачевой будет разрешено спеть две песни, к председателю Гостелерадио С. Лапину явилась разгневанная Пьеха и заявила свой протест. «Я буду исполнять всего одну песню, а Пугачева две?» - возмущалась наша героиня, у которой стаж работы на эстраде в то время исчислялся уже 20 годами. Но Лапин успокоил ее, пообещав, что все будут петь равное количество песен.

Между тем новые изменения произошли в те годы в личной жизни Пьехи. После развода с Броневицким она вскоре вновь вышла замуж: ее новым избанником стал мужчина на семь лет младше ее - полковник КГБ Геннадий Шестаков. Правда и с ним наша героиня не обрела желаемого счастья. Как она сама вспоминает: «Я познакомилась со своим вторым мужем, когда мне было уже под сорок. Мы очень любили друг друга. По крайней мере для меня это было большое чувство… Зато мой директор, Софья Семеновна Лаконь, и ее муж отговаривали меня от этого брака, говорили: «Диточка, вы делаете глупость! Он вам не пара, он же бывший спортсмен!.. Но я их не послушалась. Шесть лет мы были вместе, но однажды я почувствовала, что наши отношения становятся все более прохладными, словно выросла стена. Он сказал: мне надоело быть мужем Эдиты Пьехи - бесплатным приложением к знаменитой певице, я хочу, чтобы это ты была моей женой, потому что это ненормально, когда мужчина не глава семьи. Он, наверное, был прав: ведь я сияла на сцене, а домой приходила усталая, и никто мне уже не был нужен… Со вторым мужем мы причинили друг другу при расставании много боли и обид. Но и сегодня я думаю о нем с теплотой, вспоминаю только хорошее… (Второй брак Эдиты Пьехи распался в 1982 году.)

Непросто складывались отношения Пьехи с дочерью Илоной. После развода родителей девочка вдруг стала плохо учиться, получила «неуд» по поведению в школе. По ее же словам: «Мама меня как-то издубасила. Била и орала: «Я тебя убью, но хамкой не вырастешь!» А у меня был переходный возраст: я курила, хамила… Мы пили портвейн, валялись на диване, сочиняли песни и слушали музыку. Часто тусовались с компаниями на даче.

Но это был вполне здоровый образ жизни - у нас не было ни наркотиков, ни какой-то грязи…

Среднюю школу И. Броневицкая закончила в 1978 году. Отмечу, что на выпускной бал дочь категорически попросила мать не приходить - боялась ажиотажа. Поэтому всю ночь Пьеха со своей университетской подругой просидели в школьном саду, в кустах.

В новогоднюю ночь 1979 года И. Броневицкая вместе со своей мамой впервые появилась на голубых телеэкранах: они спели песню. Однако у самой Илоны это событие не вызвало особого восторга. Позднее она скажет: «Я никогда не была толстой. Я была толстой один миг, когда меня сняли в гадостном «Огоньке». Меня заставили: иди и снимайся. Я была просто никакая. Состояние - желе какое-то. То, что там пело в телевизоре, толстое, - это не я, это абстракция…

Стоит отметить, что после окончания средней школы Илона поступила в театральный институт, рано вышла замуж. Еще учась на втором курсе (1981), родила сына, которого назвали Стасом (если читатель помнит, так Пьеха хотела назвать своего так и не одившегося сына). Жить в трехкомнатной квартире (56 кв. м.) всем вместе оказалось неудобно, и Пьеха сама предложила дочери и ее мужу разъехаться. При этом она помогла молодоженам внести взнос в кооператив, за что те ей были очень благодарны. Однако их совместная жизнь под одной крышей продлилась недолго - через полтора года молодые расстались. После этого Илона обменяла кооперативную квартиру в Ленинграде на такую же в Москве. Вновь вышла замуж. В 1986 году родила второго ребенка - девочку Эрику. Но после десяти лет совместной жизни рассталась и со вторым мужем. В промежутках между этим она сделала попытку стать эстрадной звездой. На конкурсе песни «Ялта-88» заняла 3-е место (Ф. Киркоров был там дипломантом, она - лауреатом). В 1992 году установила рекорд, который до сих пор не побила - 53 сольных концерта за месяц. Именно в то время она активно сотрудничала с питерским композитором Игорем Корнелюком, почему молва и нарекла их мужем и женой. Но это было неправдой. Сегодня И. Броневицкая живет в Москве с третьим мужем Евгением.

В 80-е годы Пьеха продолжала активно выступать на сцене, много гастролировала. К тому времени в ее послужном списке была уже масса наград и достижений: она была награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, французским орденом «За укрепление искусством дружбы», на Кубе ее удостоили титула «Госпожа песня», она объездила с концертами более 20 стран, фирма «Мелодия» выпустила более десяти дисков-гигантов с ее песнями. Среди них были и самые популярные: «Замечательный сосед», «Огромное небо», «Люди, улыбнитесь миру», «Город детства», «Венок Дуная», «Встреча друзей» и др.

В 1988 году Пьехе присвоили звание народной артистки СССР. Отмечу, что в том же году скончался ее бывший муж А. Броневицкий. Чуть позже Пьеха устроила вечер его памяти в концертном зале «Россия».

Что касается личной жизни, то Пьеха после развода с Шестаковым нашла себе нового спутника. Им оказался музыкант из ее ансамбля Александр Соловьев, который был… на 20 лет ее моложе. Правда, с ним она не расписывалась. Прожили они вместе около трех лет, после чего благополучно расстались. Почему? Вот слова самой Эдиты Пьехи: «Это был всего лишь случай в моей жизни, когда от безысходности я приняла ухаживания человека, сразу сказав ему при этом: «Мне приятно, что я не одна, но в один прекрасный день я могу тебе сказать, что мы просто хорошие друзья». Он рассчитывал на большее, и это привело к скорому разрыву, он очень переживал и не мог понять, что мы были в разных «весовых» категориях. Я не искала приключений, это просто благодарность за то, что кто-то подставил свое плечо, когда мне было холодно и одиноко. Никакого романа! Я не заношу его в семейный альбом».

Новый взлет в творчестве Пьехи пришелся на 90-е годы. Она вновь активно гастролирует с концертами, записывается в студии. В 1992 (високосном) году в ее жизни произошло сразу несколько неприятных случаев.

Эдита Пьеха рассказывает: «В Пензенской области машина на полной скорости столкнулась с лосем. Зверюга пробил лобовое стекло, я вся была в мелких порезах, я даже запах его звериный долго помнила. Но обошлось. Потом во время круиза я полезла в бассейн с морской водой на параходе. Был обед, все ушли, а плавать я не умею. Там оказалось метра три глубины. Короче, пошла я успешно ко дну. Но зашел официант, вытащил. Отжал и положил на солнышко. А потом в Кисловодске, во время утренней пробежки, из кустов выехал на лошади горец и достал ба-а-альшущий кинжал. И сказал, что будем меня сейчас грабить и насиловать. Я его уговаривала часа полтора. Я была, как Шехерезада. Даже лучше. Я хвалила его коня - он чуть не растаял. Я хвалила его посадку. Я обещала пригласить его на концерт. Но он не знал «Пьеху-мьеху». Я его попросту заболтала, и он взревел: «Убирайся! Не хочу твоего концерта-марцерта!» Я убралась, а в санатории свалилась в обморок. Вот такой был високосный год».

Однако следующий год принес Пьехе больше радости, чем огорчений. И главное - она встретила новую любовь. Произошло это при следующих обстоятельствах.

В мае 1993 года в концертном зале «Россия» Пьеха участвовала в одном из сборных концертов. После выступления к ней за кулисы пришли двое: директор зала и еще один, неизвестный ей, мужчина. «Эдита Станиславовна, разрешите вам представить вашего давнего поклонника, - обратился к ней директор. - Владимир Петрович Поляков, сотрудник Администрации Президента России». Так наша героиня познакомилась со своим будущим, третьим, мужем.

Как оказалось, Поляков (он родился в 1939 г.) был поклонником таланта Пьехи, еще когда служил в армии и играл в ансамбле Ленинградского военного округа. В 1963 году в Кисловодске (в тех краях он тогда жил) ему удалось пробиться к ней сквозь толпу поклонников и попросить автограф. Однако на тот момент у певицы закончились фотокарточки и она с сожалением развела руками. Однако Поляков не растерялся. «Тогда возьмите мой адрес и пришлите вашу фотокарточку из Ленинграда», - попросил он ее. Пьеха пообещала. И что удивительно - об этом обещании не забыла. Через месяц Полякову пришла ее фотография с надписью: «Володе - Эдита Пьеха». На этом их тогдашнее знакомство и закончилось. Это и понятно - в то время Поляков был уже женат (жена работала бухгалтером), в этом браке у него на свет появились двое дочерей. Через двадцать лет с первой женой развелся. Женился повторно на женщине, которая была на 19 лет его моложе. Но и этот брак распался через десять лет. К тому времени Поляков работал на хорошей должности - помощником руководителя Администрации Президента (отвечал за подготовку важных документов, встречи с послами и т. д.). В 1993 году набрался смелости и пришел за кулисы к Пьехе.

Далее послушаем рассказ самого В. Полякова: «Я встретил Диту в то время, когда для меня уже была предрешена судьба второго брака. Знакомство произошло в концертном зале «Россия». Я тогда работал у Филатова (бывшего главы Администрации Президента) и попросил его: «Можно я приглашу в правительственную ложу Пьеху?» Он: «Приглашай!» Дита подошла к нашему столику, и я весь вечер смотрел на нее. Она заметила и стала интересоваться: «Я вас знаю? Я вас где-то видела?»

Через какое-то время судьба вновь свела их вместе. Пьехе понадобилось дефицитное лекарство, и она позвонила своему новому знакомому - Полякову. Тот, естественно, помог. После этого у них завязался настоящий телефонный роман.

В. Поляков рассказывает: «Звонил главным образом я Дите. Разговаривали о музыке, песнях, событиях в двух столицах. Дита обращалась ко мне всегда на «вы». Но как-то, обмолвившись, сказала: «Ты знаешь, Володя… Я тут же подхватил: «Вот так и впредь - на «ты», это правильно!» И сразу стали как-то ближе друг другу…

Когда мои дочери (они живут в Ессентуках) узнали, что я встречаюсь с Дитой, они сказали: «Главное, папа, чтобы тебе было хорошо…

В начале 1995 года Пьеха и Поляков зарегистрировали свой брак в одном из загсов Санкт-Петербурга. Там же отпраздновали свадьбу. В день бракосочетания Поляков подарил супруге золотой медальон в форме сердечка. Живут они на два дома, так как на предложение мужа перебраться к нему в Москву (у него на Рублевском шоссе двухкомнатная квартира) Пьеха ответила отказом. Причем мотивация была такой: «Куда же я дену свои концертные платья?» Дело в том, что певица вот уже несколько десятков лет собирает платья, в которых она когда-то выступала (у нее в коллекции есть даже платье и туфли, в которых она пела в Париже в 1965 году).

В период 1994–1996 годов Пьеха выпустила в свет три диска-гиганта со своими песнями: «Я вас люблю», «Пьеха знакомая и незнакомая» и «Тем, кто любит Пьеху» (последний диск вышел на Урале и в Москву почти не попал). Стоит отметить, что три песни, записанные на этих дисках, для нашей героини написал ее муж - В. Поляков.

В 1994 году Эдите Пьехе присвоили звание «Почетный гражданин России».

В 1995 году санкт-петербургская парфюмерная фирма «Северное сияние» выпустила духи под названием «Эдита Пьеха». Причем первоначально духи должны были называться «Анна Ахматова», но парфюмеры не успели к 100-летнему юбилею поэтессы сделать упаковку. Стали думать, кто еще достоин, чтобы его именем назвали духи. И единогласно сошлись во мнении - Эдита Пьеха.

В 1996 году Эдите Пьехе был присвоен почетный титул «Живая легенда».

Скандалы Эдиты Пьехи

За последние два года в прессе появилось несколько скандальных происшествий, в которых главным действующим лицом была Эдита Пьеха.

В октябре 1995 года «Экспресс-газета» опубликовала информацию о том, что августовские гастроли певицы в Прибалтике были сорваны из-за того, что Пьеха… была пьяна. Главный администратор Литовского государственного академического театра драмы Я. Жвикайте рассказала: «Я встречала Эдиту Пьеху на вокзале, когда она приехала в Вильнюс. Она мне показалась очень красивой женщиной. Но в тот день Пьеха не выступала, а поехала в Палангу. Зато 18 августа, в день концерта, передо мной предстала другая Эдита Пьеха…

Она приехала в полседьмого. Я подошла к машине, где сидела Пьеха, и поговорила с ней. Я увидела ее в таком состоянии: она едва ворочала языком. Ей трудно было говорить, а не то что петь. Я поняла, что, как главный администратор театра, не могу выпускать на сцену артиста в таком виде… Я попрощалась с ней. Сказала, что должна идти к людям, которые собрались в театре, и сообщить им, что концерт отменяется. Администратору Пьехи пожелала впредь лучше думать, когда готовит выступление. Так мы и расстались…

Наша газета «Республика» деликатно написала, что концерт не состоялся из-за «болезни» Эдиты Пьехи. Слово болезнь они специально взяли в кавычки…

А вот как высказалась по этому поводу противоположная сторона.

Эдита Пьеха: «Иные журналисты, ублюдки, пишут какую-то гадость. Диву даешься, откуда они эти «факты» взяли? Простые люди добрее, умнее. Эти репортеры считают, что если напишут гадость о Пьехе или еще о ком-нибудь, то на этом и заработают. Мне это не нравится. Я считаю, что подобное жлобство не свойственно нашей стране и народу…

ЭДИТА ПЬЕХА: «МЫ С ПУГАЧЕВОЙ РАЗНОГО ЗАСОЛА» - Я вынуждена разрываться между тремя домами: этим, петербургским и дачей. Точнее, маленьким домиком в садоводческом товариществе. Вещи разбросаны между местами обитания, и мне трудно. Тем более я такая рассеянная. Я