Детский журнал мурзилка история создания для детей. Первые детские журналы

Кто такой "Мурзилка" ? November 25th, 2013

Частенько встречаю употребление на интернет-жаргоне слова «мурзилка». Да и вы его наверное не раз слышали уже с современным смыслом. Что оно сейчас обозначает? Обидный вариант слова «виртуал» ? Уточните пожалуйста в комментах …

А мы пока поговорим об истории и происхождении этого слова.

История Мурзилки началась в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс (Palmer Cox) создал серию рисунков о брауни (Brownie) – это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги. Но это была лишь проба перед реальным созданием тех образов, которые в последствии завоюют публику. Так в 1881 году в журнале «Wide Awake» появились именно те самые брауни, которые начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру.

В феврале 1883 года Кокс начал публиковать в нью-йоркском детском издании «St. Nicholas» картинки с брауни , сопровождая стихотворениями о приключениях героев. А через четыре года в свет вышла первая книжка «The Brownies, Their Book», где была собрана коллекция историй про брауни и которая разошлась тиражом в миллион копий. Всего до своей смерти в 1924 году Палмер Кокс создал 15 оригинальных книг о брауни.

Кстати, как таковых имен у брауни Кокса не было – они именовались характерными прозвищами, такими как Китаец, Моряк, Дэнди, Жокей, Русский, Индус, Король, Студент, Полицейский, Канадец и др.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок». Автором этой сказки была известная писательница Анна Борисовна Хвольсон, а иллюстрациями служили рисунки художника Палмера Кокса.

Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898, 1902 и 1915 годах.

В 1913 году в России вышла книга с рисунками Палмера Кокса и русским текстом от Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Анна Хвольсон сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена: Мазь-Перемаз, Дедко-Бородач, Знайка, Незнайка, ловкий Скок, охотник Мик, Вертушка, китаец Чи-ка-чи, индеец Ски, Микробка, американец Джон и т.п. Ну и собственно Мурзилка, от имени которого велся рассказ.

И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на известного нам носовского Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки. Однако у этих двух героев имеются и различия. Мурзилка , например, заправский денди. Фрак или длинное пальто, цилиндр, сапоги с узкими носами, тросточка и монокль – непременные составляющие его каждодневного костюма.

Так что пристрастие Незнайки к вызывающе ярким тонам в одежде неприятно поразили бы утончённый вкус Мурзилки. Но это отличие чисто внешнее. Хотя характер Мурзилки или, как его называют друзья, «Пустой головы» вполне схож с характером его литературного потомка, выписан Незнайка куда более детально и объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен и условен, то у Носова это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Поэтому, наверное, над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.

Итак, имя Мурзилка родилось в 1913 году. Через два года Анна Хвельсон выпускает уже самостоятельное произведение под названием «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», которое было иллюстрировано работами все того же Палмера Кокса, но так как оно не вошло в официальную библиографию брауни, то его можно считать римейком.
Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами.. А еще в руках у него всегда были элегантная трость и монокль. В конце 19 – начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Сам Мурзилка , по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории. Но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.

В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! ПоэтомуМурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала.

Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике » – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс.

Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои – злая волшебница Ябеда-Корябеда , говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка. Все эти персонажи стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.

На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка » прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков.

В 1977 – 1983 годах. в журнале публиковалась «Детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и ее 12 агентов» (автор и художник А. Семёнов) и её продолжения. Зачастую журнал брался за далеко не детские темы. Малышам, лишь недавно научившимся читать, «Мурзилка » рассказывал о покорении космоса, стройке ДнепроГЭСа, Олимпиаде-80 и даже толковала идеологию партии – «Октябрятам о коммунистах».

Журнал «Мурзилка » издается до сих пор. Он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».

Мало кто знает, что своим существованием журнал обязан канадскому художнику и писателю Палмеру Коксу. В конце XIX он выпустил цикл стихотворений про маленький народ «брауни». А чуть позже русская писательница Анна Хвольсон, вдохновившись произведениями Кокса, создала свою серию рассказов, где главным героем выступал Мурзилка – маленький человечек во фраке и с моноклем.

В 1908 году его популярность была довольной большой, и редакторы издания «Задушевное слово» стали выпускать приложение – газету «Журнал Мурзилки».

В двадцатые годы это издание превратилось в самостоятельный журнал, но пришлось отказаться от «буржуазного» образа главного героя. Мурзилка превратился в обычного щенка с добродушной улыбкой, живущего с Петей и постигающего мир. Он летал на воздушном шаре, путешествовал с пионерами, спал в одной клетке с белым медведем и пр.

В тридцатые годы благодаря художнику Аминадаву Каневскому Мурзилка обрел образ, в котором он дошел до наших дней, хотя несколько видоизмененном – желтый щенок в красном берете, полосатом шарфе, с почтальонской сумкой и фотоаппаратом.

В конце тридцатых Мурзилка исчез со страниц издания и появился только в военные годы в виде . Журнал призывал помогать военному делу, рассказывал о подвигах и многом другом. Когда война закончилась – привычный желтый щенок вновь вернулся. В это время на страницах издания стали печатать С. Маршака, С. Михалкова, В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Е. Шварца и др.

В период оттепели тираж журнала вырос до сумасшедших цифр – выпускали около пяти миллионов экземпляров. Вместе с этим появилась талантливых авторов – А. Барто, В. Драгунский, Ю. Казаков, А. Некрасов, В. Астафьев и др. Кроме того, в журнале стал появляться познавательный материал – рубрика «Наши любимые художники», раздел о путешествиях «Вслед за солнышком» и пр.
В семидесятые стали выходить тематические номера, посвященные рекам, сказкам и другим направлениям. Также стали появляться произведения зарубежных авторов - Отфрида Пройслера, Дональда Биссетга, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.

Во время перестройки журналам стал руководить грамотный редактор - Татьяна Филипповна Андросенко. Именно благодаря ей издание не кануло в безызвестность. Тираж упал, типографии отказывались его печатать, но все эти проблемы были решены. Даже стали появляться новые авторы.

В настоящее время «Мурзилка» - современное глянцевое издание, которое не отступило от своих традиций – поиск новых молодых талантливых авторов, высокое качество продукции, познавательные и развлекательные материалы для младших школьников.

«Мурзилка» - популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с 16 мая 1924 года. За 90 лет существования его выпуск не прерывался ни разу. Адресован детям от 6 до 12 лет.

Назван журнал по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом, который очень нравится детям.

Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы с журналом сотрудничали А. Барто, К. Чуковский, C.Маршак, С. Михалков, М.Пришвин, К.Паустовский, Е. Благинина, Б. Заходер, Н. Носов, В. Берестов, Ю. Коринец, Я. Аким, В. Бахревский, И. Токмакова, С. Сахарнов, М. Яснов, С.Козлов. Журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. В настоящее время в журнале публикуются современные детские писатели – С. Белорусец, С. Георгиев, М. Дружинина, Г. Дядина, И. Жуков, В. Злотников, М. Лероев, М. Лукашкина, С. Олексяк, А. Орлова, А. Усачёв, Е. Яхницкая.

«Мурзилка» - это содержательное и полезное детское чтение. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка («Прогулки со словами»), природоведения («Красная книга «Мурзилки»), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры («Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраски и несколько конструкций-самоделок, детские анекдоты, детские считалки.

В 2011 году журнал был занесён в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования.

Официальный сайт журнала - http://www.murzilka.org/

    Мурзилка.-1924.-№1.

  • Мурзилка.-1941.-№5.

  • Мурзилка.-1945.-№05-06.

  • Мурзилка.-1950.-№3.

  • Мурзилка.1960.-№11.

  • Мурзилка.-1965.-№03.

  • Мурзилка.-1966.-№1.

  • Мурзилка.-1967.-№7

  • Мурзилка.-1975.-№7.

История создания журнала «Весёлые картинки».

Прежде, чем приступить к исследованию материала в выбранном нами ракурсе, остановимся на основных этапах истории возникновения данного издания и общей его характеристике. Для адекватного анализа лексико-стилистических особенностей журнала необходимо принимать во внимание также социальный и политический аспект. Понимая то, в каких условиях существовал журнал, и какие исторические события на него повлияли, можно точнее представить особенности языковой игры этого издания.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить с 1956 года на волне «хрущевской оттепели». Идея его появления принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Изначально журнал был задуман им как познавательно-воспитательный. Иван Семёнов же и стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег - известных художников, академиков - Аминадава-Каневского и Алексея Лаптева.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и известный карикатурист Константин Ротов.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий, подписаться на него было очень непросто. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» стал стремительно увеличиваться и в 80-е годы уже достиг 9 150 000 экземпляров.

В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня.

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции стремление к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

Интересно при этом, что «Веселые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто не может содержаться опасной информации.

«Веселые картинки» был также единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала - вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению словВеракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М., 2003. С.23.. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука - фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» Веселые картинки, № 8 1974г. С 6..

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия - то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий - на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал - ярче спектр»Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С.111..

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

История создания журнала «Мурзилка».

Журнал «Мурзилка» существовал почти весь советский период истории страны. Но его предыстория началась гораздо раньше: ещё в XIX веке. В это время на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Одним из тех, кто поддержал это новшество, был художник Пальмер Кокс. Он придумал героев - крохотных сказочных человечков - и стал делать серии рисунков, посвященных их приключениям. Рисунки попались на глаза издателям из Петербурга - Товариществу М.О. Вольфа, которое решило напечатать их. Новый текст заказали детской писательнице Анне Хвольсон. В результате в 1887 году в «Задушевном слове» (детский журнал, основан с 1877 г. в Санкт-Петербурге М. О. Вольфом) впервые была опубликована сказка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На протяжении многих лет по страницам журнала путешествовал маленький человечек - Мурзилка. Его популярность росла. Вскоре издатели «Задушевного слова» открыли сначала специальный раздел «Почта Мурзилки», а с 1908 года целое приложение - «Журнал Мурзилки».

Успех юмористического героя, возможно, обусловил и название советского детского журнала. Однако оставить Мурзилку сказочным персонажем в советском издании было нельзя. «В те дни мрачные противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребёнок с огромным трудом постигает мир. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что разрешалось делать детским писателям, - создавать некоторые необязательные довески к учебникам».Шварц Е. Житие сказочника. М., 1991. С.20. Поэтому силами редакторов журнала Мурзилка был переделан в дворняжку. «Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы - животное всё-таки. В-третьих, он предстал не каким-нибудь аристократом от собак, а рабоче-крестьянским псом, четвёртым щенком в семье своей мамы Жучки».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.15.

Некоторое время журнал оставался без героя, но в 1937 году художник АминадавКаневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, за которым одно время следили сразу почти 6 миллионов детей, - жёлтым, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом через плечо. Как и прежний, дореволюционный, новый Мурзилка был создан для приключений. Авторами «Мурзилки» стали А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Е. Благинина, Л. Воронкова.

«Словно повторяя судьбу «удивительно шустрой собачки», журнал начал менять хозяев».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.18. В 1932 журнал перешёл от «Рабочей газеты» к «Комсомольской правде». В 1934-м его уже выпускало Издательство детской литературы, а с 1959-го вплоть до 1990-го года был «журналом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина для октябрят». С начала 90-х гг. «Мурзилка» - журнал АО «Молодая гвардия». С 1997 года по настоящее время - учредитель и издатель журнала - ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №7»

города Соликамска Пермского края

Детский журнал « Мурзилка» .

Исследовательский проект.

Выполнил :

Кузнецов Алексей

ученик 3 «В» класса

МАОУ СОШ №7

Руководитель работы:

Шишкина Галина Анатольевна

учитель начальных классов

г. Соликамск 2013г

    Введение…………………………………………………………...3-4

    Исторические факты

Общие сведения о журнале « Мурзилка»…...……………………..5

История создания журнала……………………………………….6-7

Как выглядел журнал в прошлом……..……………………………8

Как выглядит журнал в настоящее время……………………...9-10

    Организация и проведение исследования …….……………...11-13

    Заключение…………………………………………………………14

5.Список используемых ресурсов.…………………………………...15

Введение.

На уроках литературного чтения мы знакомимся с произведениями различных писателей и поэтов, а также с их жизнью и творчеством. Главным источником информации при этом являются книги. Скоро мы начнём рассматривать тему

« Детский журнал - Мурзилка». Я люблю читать журналы, но с журналом «Мурзилка» ещё не встречался. Мне захотелось больше узнать о нём. Для этого я составил ряд вопросов по интересующей меня теме:

Как выглядит журнал?

С какого года издаётся?

Кто такой Мурзилка?

Чем он интересен?

Перед собой я поставил цель :

    выяснить - читают журнал « Мурзилка» современные дети.

Задачи:

    научиться пользоваться справочной литературой;

    овладеть навыками проведения исследовательской работы;

    выяснить – имеется журнал « Мурзилка» в библиотеках нашего города и читают журнал современные дети.

Методы исследования:

    изучение литературных источников;

    анкетирование учащихся;

    беседа с библиотекарями.

Значимость работы:

    научить школьников бережно относиться к литературным источникам;

    привить им навыки работы с дополнительными публицистическими источниками;

    расширить знания о журнале.

Ожидаемые результаты:

    узнаем историю создания журнала;

    выясним значимость его для учащихся;

    вызовем интерес к журналу.

2.Исторические факты.

Общие сведения о журнале «Мурзилка».

« Мурзилка» популярный детский

литературно-художественный журнал. Журнал выходит раз в месяц, тиражом 85 000 экземпляров. Издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 88 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В 2012 году журнал занесён в книгу рекордов Гиннесса, как «Мурзилка» - детский журнал с самым длительным сроком издания.

История создания журнала .

История Мурзилки началась в 1879 году, когда канадский художник Палмер Кокс создал серию рисунков о брауни – это самые ближайшие родственники домовых, небольшие человечки, ростом около 90 сантиметров, с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели сделать слуги. Они начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру. В Россию же они попали, благодаря известной писательнице Анне Хвольсон, которая сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена. Так родилось имя Мурзилка.

В 1913 году в России вышла книга с рисунками Палмера Кокса и русским текстом от Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка.

Это был мальчик в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице, в шелковом цилиндре и модных по тем временам штиблетах с длинными носами. А еще в руках у него всегда были элегантная трость и монокль. В конце 19 – начале 20 столетий эти сказки были очень популярны. Сам Мурзилка, по сюжету сказки, постоянно попадал в какие-то смешные истории. Но после 1917 года об этом герое все забыли. В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал.

Как выглядел журнал в прошлом.

В прошлое время это был детский ежемесячный журнал. Он был рассчитан на младших школьников, воспитанников старших групп детских садов. Основной задачей «Мурзилки» было воспитание детей в духе патриотизма, товарищества, уважения к труду. Журнал публиковал рассказы, стихи, сказки, очерки и картинки о труде людей, героическом прошлом Родины. В живой, занимательной и доступной форме рассказывал детям об истории страны, труде, природе, жизни школы и т.д.

В создании и работе журнала участвовали известные деятели литературы и искусства. На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: , , , , , , , , , и другие.

Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители.

Как выглядит журнал в настоящее время.

Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала и в 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки – некое пушистое существо желтого цвета, которое, претерпев некоторые изменения, дожило до настоящего времени. С тех пор символом детского издания «Мурзилка» является желтый пушистый персонаж, в красном берете и шарфе. И детям он очень нравится. В настоящее время в журнале публикуются произведения современных детских писателей, в том числе и зарубежных. Главным отличием «Мурзилки» является качественная детская литература. Здесь печатаются сказки, повести, детские рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают и сами читатели.

Современный «Мурзилка» – полноцветное глянцевое издание, как и прежде, насыщенное интересными, познавательными материалами на темы, которые привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. Многие материалы носят не только информационный характер, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки. Также здесь печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, например: русского языка («Прогулки со словами»), окружающего мира (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры

(«Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея»).

В каждом номере «Мурзилки» есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и несколько конструкций-самоделок.

Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Интересны не только детям, но всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.

3.Организация и проведение исследования.

Материалы и оборудование: анкета с вопросами для детей, ручка.

Наше исследование проводились в МАОУ СОШ№7, г.Соликамска. Методом анкетирования, в котором приняли участие дети 4а, 4б, 3а, 3б, 3в, 2а, 2в классов, мы выяснили, что предпочитают читать современные дети и читают они журнал Мурзилка.

Детям предлагалось ответить на вопросы:

    Какие журналы ты читаешь? (Мурзилка, другие журналы)

Результаты анкетирования мы занесли в таблицу №1.

Кол - во детей

1вопрос

2 вопрос

3 вопрос

да

нет

книги

журналы

журналы и книги

Мурзилка

Другие журналы

каб.20

каб.21

каб.19

каб.29

каб.27

каб.22

итого

6кл.

140 ч.

115 ч.

25 ч.

32 ч.

69 ч.

39 ч.

19 ч.

121 ч.

Вывод.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: всего было опрошено 140 детей – учащиеся начальных классов, из них любят читать – 115 человек, 25 человек читать не любят. В основном дети читают журналы – 69 человек. Журнал Мурзилка знают и читают – 19 человек, остальные дети предпочитают читать другие журналы: « Непоседа», « Человек Паук», « Колобок», « Комиксы», « Винкс», « Ералаш» и другие. Таким образом, современные дети любят читать журналы, журнал Мурзилка читают – 19 человек, что составляет – 13,5 % опрашиваемых детей. Это говорит о том, что Мурзилка непопулярный журнал среди детей.

Имеется журнал Мурзилка в библиотеках нашего города. Цель: выяснить есть журнал в библиотеках нашего города и берут его дети для чтения.

Материалы и оборудование: вопросы для библиотекарей, ручка, блокнот.

Наше исследование проводилось в библиотеках города Соликамска: библиотека МАОУ СОШ №7, библиотека МАОУ СОШ №9, Центральная детская библиотека, библиотека микрорайона Клестовка. Методом опроса мы выяснили – имеется журнал Мурзилка в библиотеках нашего города и берут его для чтения дети.

Библиотекарям мы задали следующие вопросы:

    Есть журнал Мурзилка в библиотеке? (да, нет)

    С какого года выписывается?

    Приходит он в этом году? (да, нет)

    Берут его дети для чтения? (да, нет)

Результаты опроса мы занесли в таблицу №2.

Коптюхова

Лариса

Васильевна

2000 г.

часто

МАОУ СОШ №9

нет

Центральная детская библиотека

Марина Николаевна

1997г.

редко

Библиотека микрорайона Парковый

Марешкина Наталья Александровна

2006г.

редко

ИТОГО

Вывод:

По результатам опроса можно сделать следующие выводы: журнал Мурзилка имеется в библиотеках нашего города с 1997 года, но в этом 2013 году журнал выписывается только в Центральной детской библиотеке. Дети интересуются журналом, но для чтения берут его редко. Таким образом, наши исследования подтвердили, что современные дети журнал Мурзилка читают очень редко или вообще им не интересуются.

4.Заключение.

В ходе работы я получил полезные навыки: научился пользоваться справочной литературой, вести исследовательскую работу, анализировать полученные результаты. Изучая справочную литературу, я узнал о журнале Мурзилка много интересных фактов.

Во время исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что в наше время есть дети, которые не любят читать книги, а также познавательные журналы, к которым относится журнал Мурзилка.

В современное время стало гораздо проще найти нужную информацию, пользуясь при этом такими источниками, как интернет, телевидение, но надо не забывать и о том, что существуют ещё книги и журналы, которые также важны для получения новых знаний.

Своей работой мне хотелось привлечь внимание учащихся и заинтересовать их журналом – Мурзилка, который не только предлагает нам интересные ребусы, головоломки, загадки, поделки, но и учит нас познавать окружающий мир.

5.Список используемых ресурсов.