Соня
"Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее".
Соня являет собой образ, который трудно подвести под один из архетипов. У нее хватает характерных признаков, позволяющих отнести ее к категории «добрых жен» (молчаливость, самопожертвование, скромность, верность любимому человеку до конца, покорность, рассудительность, добронравие) и «злых» (притворство, уныние и тоска от общения с ней, ненужная жертва). Поэтому ее можно назвать чем-то средним между этими двумя архетипами. Но все-таки Соня более относится к персонажу, который не вызывает ни у автора, ни у читателя положительных эмоций. Почему?
Л. Толстой описывает ее один-единственный раз: подчеркивая ее красоту, грациозность, сдержанность, он буквально одним штрихом снимает обаяние. «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшей ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрой и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не оформившегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору». Далее, описывая поведение Сони в гостиной, Л. Толстой дважды подчеркивает ее «притворную улыбку », что указывает все-таки на принадлежность ее к «злому» архетипу.
Соня тяготеет к лагерю «мертвых»: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Она - «пустоцвет».
Толстой наделил эту, в общем, неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы . Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе, рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь .
Соня самоотверженна, имеет чувство собственного достоинства, выдержку, чувство долга. Но в ней нет жизненной игры , порыва. Николай Ростов женится не на ней, а на Марье. Естественное, искреннее самопожертвование и любовь княжны Марьи в корне отличается от расчётливого поведения Сони. Цель княжны -- счастье другого человека, цель Сони -- собственное счастье.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! -- говорил Николай сам с собою, смотря на Марью. -- Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представлялось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил”.
Соня влюблена в Николая и остается верной этой любви до конца. Почему же Соня так верна Николаю? Почему не хочет освободить его от слова, данного ей в детстве по глупости. Она просто не хочет его от себя отпускать ни за что. Можно согласиться, что она мстит, но мстит несознательно . Чувство благодарности, привитое ей в детстве, требует компенсации за эту благодарность.
Но можно ли назвать счастливой Соню, и почему она осталась жить в доме Ростовых после женитьбы Николая? Ведь все, включая и его самого, тяготятся ею. Никому не нужна эта напрасная жертва . Она всю жизнь была жертвой, иногда играла в нее, но все равно была ею. Уроки, усвоенные в детстве, она продолжает использовать и теперь. Она не знает, как жить по-другому, она не сумела построить свою судьбу, потому что слишком много думала о других и надеялась на их великодушие. Других моделей поведения у Сони нет. Да и идти ей собственно некуда.
Тут со мной произошла забавная история. Одна молодая сотрудница – ей 25 лет - стала меня спрашивать, какая из книг у меня любимая.
На такой вопрос трудно ответить. Я стала вспоминать, какую из книг любила в разные годы, в том числе, вспомнила про «Войну и мир», которую я не раз перечитывала когда-то. А первый раз я ее прочла залпом и читала чуть ли не всю ночь – уж так было интересно.
Тут девушка меня спрашивает: «А за кого вышла замуж Соня? А с Наташей что было? Я дочитала только до того момента, когда князь Андрей умер, расплакалась и больше не читала. Ну, расскажите! Интересно!».
Я несколько прибалдела от такой простоты. Да неужели она фильм Бондарчука не смотрела? Не смотрела. А английский сериал, который этой зимой показывали? Не смотрела.
Вот кстати, результат гордого: «Я не смотрю телевизор!». Не смотришь – и что знаешь?
Я девушке сказала, что принципиально не стану ничего рассказывать, а она пусть возьмет книгу и дочитает сама.
Пришла я домой и рассказала эту историю Андрею. А он меня спрашивает: «А, действительно, за кого вышла замуж Соня?». Тут мне стало совсем нехорошо.
Мы же с ним учились в одном классе, и Зоя Николаевна – наша учительница литературы – заставляла нас писать сочинения по каждому из героев, а потом мы их зачитывали в классе.
Я прекрасно помню, что про Соню писала Алка Полковникова, и что в сочинении она доказывала родство душ Сони и Долохова.
Я про Болконского писала…
И Андрей сочинение писал, причем, я уверена, что роман он читал весь, т.к. всегда отличался сознательностью, да и папа у него был филолог и специализировался по Гоголю. Он читал лекции, очень интересные, и брал на них сына. Наверняка, он и про "Войну и мир" лекцию читал. К тому же "Войну и мир", в том числе, снимали рядом с жомом, где Андрей жил, пока им не дали квартиру в Измайлово, и он эти съемки помнит.
А фильм Бондарчука нас водили смотреть в «Весну». Это был один из первых кинотеатров в нашем районе. В детстве поход в кино был событием. В фойе играл настоящий оркестр и пела певица, а плюшевые желтые шторы на высоких арочных окнах казались мне очень красивыми.
Потом «Первомайский построили», а «Весна» захирела и перебивалась показом фильмов по книгам, входящих в школьную программу.
А теперь и «Первомайский» прикрыли – сегодня людям ничего не нужно.
Но «Войну и мир» многие видели и до того, поэтому одноклассники вели себя плохо. Например, Наташка неизвестно зачем меня сильно ущипнула, я от неожиданности крикнула, а показывали как раз сцену родов княжны Лизы. Нас с подругой выгнали из зала… Вот это Андрей помнит (как и остальные одноклассники-змеи), а что было в фильме, не помнит.
Более того, он зимой сидел рядом со мной на диване и смотрел английский сериал, и мы с ним обсуждали актеров, а потом я еще пост большущий про фильм писала, а он его выкладывал.
И ничего не помнит. Правда, он одновременно писал статью или во что-то играл, но что-то же должно было запомниться?
Выяснились ужасные вещи: Андрей вообще не знает, кто такая Соня!
«А что ты помнишь?» - «Ну, тот, в очках…и князь Андрей!» - «А фамилия князя?» - «Э…» - «Еще что помнишь?» - «Ногу там отрезали» - «Кому?».
Молчит. Подозреваю, что думает, что Болконскому, но боится сказать.
Конечно, я тоже не помню многого из школьной программы. Почти ничего не помню из математики, химии, физики.
Так из математики помню только то, что было до 9 класса, из физики могу воспроизвести разве что законы Ньютона, и то путаюсь. А из химии помню только, как устроена система Менделеева и основные классы веществ.
Может, не помнить «Войну и мир» - это нормально? Хотя ведь про это химию с физикой кино не показывают.
А про Соню я подумала, что зря Наташа назвала ее пустоцветом. Роман заканчивается на самом счастливом моменте в жизни Ростовых-Болконских: все еще молоды, здоровы, много детей.
А ведь Толстой в романе описал многих своих родных. Не у всех есть прототипы, но у Сони есть. Это Ергольская, Татьяна Александровна, троюродная тетка писателя. Когда умерла мать Толстого, именно Ергольская - старая дева - воспитывала сирот. И не ей ли мы обязаны тем, что самый младший из детей, Левушка-ревушка, как его дразнили братья, стал великим писателем?
Но Толстой думал по-другому. Соня – пустоцвет. А вот свою умершую маму, которой он не мог помнить по малолетству, Лев Николаевич боготворил, регулярно посещал ее могилу, и даже был там незадолго до своей смерти.
Со справедливостью и благодарностью в мире всегда плохо дело обстояло.
Жертвовать собой для счастья других
было привычкой Сони.
Л. Н. Толстой. Война и мир
Что такое пустоцвет? "Пустой" цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.
А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь - крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав "Войну и мир", быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.
Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня - племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме - при всей доброте Ростовых - незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.
Наташа - всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, - уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же - в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь... Девушк....