Данную тему я выбрала, потому что. Почему идет дождь Исследовательская работа почему идет дождь

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Исследовательская работа учащихся 1 класса

ОУ «СОШ №4 города Красноармейска Саратовской области»

учебно-исследовательская конференция учащихся

«СТАРТ В НАУКУ»

«ВСЕГДА ЛИ ДОЖДЬ - БЛАГО?»

Работу выполнили учащиеся 1 класса

МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска

Саратовской области»

Овсянникова Олеся

Терентьев Данила

Научный руководитель

Седова Оксана Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска

Саратовской области»

г. Красноармейск

  • Введение ……………………………………………………………… .3 — 4
  • Что такое дождь и как он образуется? ………………………………… .. 5
  • Какие дожди бывают? ……………………………………………….. .6 — 7
  • Влияние дождя на человека и природу …………………………….. . 8 — 9
  • Когда дождь - это плохо …………………………………………………10
  • Кислотные дожди: как с ними бороться …………………………… 11 — 12
  • Правила поведения при дожде …………………………………………. .13
  • Заключение ……………………………………………………………….. 14
  • Список ресурсов …………………………………………………………. 15
  • Приложение ……………………………………………………………….16
  • Введение

    Музыка дождя нежна, мелодична,

    Шелестит скользя, иногда ритмична,

    Барабана дробь отбивает рьяно,

    То целует нас, морося туманно.

    Музыка дождя нежно слух ласкает.

    Мысли, словно птиц, собирает в стаи.

    Манит нас ко сну, дарит сновиденья,

    Чтоб в душе у нас не было смятенья…

    (И.Лысикова)

    Объектом внимания нашего исследования стало одно из природных явлений - дождь.

    Осенью, весной и летом мы ежедневно слушаем прогноз погоды, чтобы узнать, будет сегодня дождь и стоит ли брать с собой зонт, чтобы спрятаться от дождя и не промокнуть. Многие из нас любят гулять под дождём, засыпать под шум дождя, а другие, наоборот, при первых каплях дождя стараются спрятаться дома, не переносят слякоть и сырость, которую приносят дожди

    Мы много наблюдали за дождем раньше и у нас возникли вопросы, на которые постараемся ответить в своей исследовательской работе. Что такое дождь? Как он образуется? Каким бывает? И всегда ли дождь - благо?

    Тема нашей работы: «Всегда ли дождь - благо?»

    Актуальность : мы считаем, что дождь может приносить не только пользу, но и вред окружающей природе.

    Цель нашего исследования : узнать как можно больше о данном природном явлении.

    Для достижения данной цели мы поставили перед собой задачи :

    • Изучить способ образования дождя.
    • Узнать, какие дожди бывают?
    • Выяснить, как люди относятся к дождю?
    • Каких дождей не должно быть на Земле?

    В своей работе мы использовали следующие методы :

    • Чтение специальной литературы (справочники, энциклопедии, художественные книги).
    • Использование Интернет-ресурсов с помощью взрослых.
    • Проведение опросов.
    • Проведение опытов.
    • Составление памяток-правил, буклетов.

    Для выполнения этих задач мы проделали следующую работу :

    • собрали материал о том, что такое дождь и как он образуется;
    • собрали информацию о видах дождя;
    • провели опрос среди родных, учащихся и педагогов школы;
    • провели опыты с целью: узнать, как образуется дождь и как дождь может навредить природе;
    • собрали стихи, загадки, поговорки, рисунки о дожде;
    • составили памятки правил поведения во время дождя.

    Что такое дождь и как он образуется?

    В словаре Ожегова С.И.:

    Дождь - 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

    В словаре Даля В.И.:

    Дождь - вода в каплях или струями из облаков.

    Одним словом, дождь - это, прежде всего, вода.

    На Земле много океанов, морей, рек, озер, прудов и просто лужиц. Солнце нагревает в них воду. Вода испаряется, превращаясь в невидимый пар. Этот пар вместе с теплым воздухом поднимается все выше, туда, где всегда холодно. Там, в высоте, пар превращается в крохотные капельки воды. Когда капель набирается слишком много, они становятся облаком. И вот уже облака плывут над землей, не в силах удерживать в себе влагу. Тогда проливается дождь.

    В классе мы провели опыты «Превращение воды в пар» и «Образование дождя». (Приложение №1) Сначала мы налили в блюдце воду и оставили её на несколько дней. По истечении двух дней мы заметили, что блюдце стало сухим. Где же вода? Испарилась!

    Затем в течение урока мы самостоятельно «создавали» дождь, наблюдая, как вода собирается в тучке (обычной губке) и проливается дождем обратно в блюдце. Теперь мы можем самостоятельно вызвать дождь в домашних условиях!

    Какие дожди бывают?

    Дожди классифицируют по двум основным признакам:

    • интенсивности;
    • продолжительности.

    По интенсивности:

    Мало кто знает, но туман тоже можно условно отнести к дождю. Во время тумана мельчайшие частички воды не только испаряются с поверхности земли, но и оседают вниз с облаков. Диаметр капель при этом составляет до одной десятой миллиметра. Остальные же типы дождя можно выделить следующим образом:

  • Морось - до 0,3 мм;
  • Мелкий - до 1,3 мм;
  • Средний - до 1,5 мм;
  • Сильный - до 2 мм;
  • Очень сильный - до 3,5 мм.
  • По длительности различают следующие виды дождя:

  • Кратковременный - не более трех часов;
  • Периодический - повторяется периодами с перерывами на протяжении суток;
  • Ливневый - сильная интенсивность дождя с каплями до одного сантиметра;
  • Затяжной - может проходить без остановок на протяжении суток и более.
  • Кроме этого в народе известны следующие виды дождей:

    • «Слепой» - так называют летний дождь без облаков. Он идет при солнце: его слышно, но не видно. Только по следам на земле и воде догадаешься. Лужи и реки отзываются слепому дождю большими пузырями. Их и называют “дождевые пузыри”.
    • «Грибной» - мелкий теплый летний дождь. Бьет прямо в землю! Грибник парит. В воздухе словно дымком попахивает. Песенка грибного дождя самая короткая. Слушают грибы и растут. Под песню!
    • «Спорый» - скорый, быстрый дождь. Всегда льется сильно, отвесно, приближаясь с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Словно стеклянный звон раздается от стука капель. По высоте этого звона догадываешься, набирает дождь силу или стихает.
    • «Обложной» - дождь в виде довольно крупных капель. Его не переждать - дождь может идти часами, сутками, иногда неделями. Такой дождь для многих людей самый нелюбимый - от него никуда не скрыться: серая пелена облаков захватывает огромные пространства, иногда тысячи километров.

    Не меньший интерес представляют необычные виды дождей:

    • «Экзотические» - чудесные, загадочные. Дожди, которые вместе с водой обрушивают на поверхность различные предметы: монетки, плоды, зерно и даже рыб, пауков, медуз, лягушек.
    • «Цветные» - когда капли бывают окрашены в разные цвета: голубой, красный. Как такое возможно?
      Ветер поднимает высоко в небо пыльцу растений, а пигмент, содержащийся в пыльце, окрашивает дождь в разные цвета.
    • «Звездный» - это звездопад, а точнее метеорные тела, которые влетают в атмосферу нашей Земли и развивают скорость до десятков километров в секунду. При трении о воздух они разогреваются и начинают светиться, а затем разрушаются. Такое явление можно наблюдать ночами, кажется, что падают звёзды. Люди часто загадывают желания при виде падающих звёзд.

      Влияние дождя на человека и природу

    Дождь - прекрасное и завораживающее природное явление, которое не только красиво выглядит, но и обладает потрясающей энергетикой, что способствует сбалансированию всех систем человеческого организма. Кроме того, эта стихия может иметь влияние на формирование некоторых черт характера людей.

    Известно, что сырая дождливая погода имеет отрицательное влияние на людей с ослабленной иммунной системой: появляется уныние, организм начинает немного хандрить и т.д.

    Моросящая же погода обычно вызывает сонливость, депрессию и пессимистические настроения.

    Зато, люди с романтической натурой при дожде получают некоторую одухотворённость, вдохновение к творчеству и общий настрой на позитив.

    Ещё существует мысль о том, что весенний дождь является наиболее полезным для человека. Именно в эту пору годапри дожде у большинства людей повышается настроение, появляется много идей и фантазий в творческой жизни, общее состояние становится оптимистическим.

    Изучив данную информацию, мы решили провести опросы (Приложение №2) среди родных, одноклассников, учащихся и педагогов школы на тему «Мое настроение во время дождя».

    Выяснили, что из 48 человек: у 24 - настроение ухудшается, у 17 - улучшается и у 7 - становится романтичным.

    На вопрос «Дождь для природы это…» из 48 человек: 46 - ответили «благо» и 2 человека считают, что это «вред».

    Словом, значение дождя для природы велико. Дождь орошает, увлажняет, питает, умывает все вокруг.

    Самым дождливым местом на Земле признано считать гору Вайалеале, которая находится на острове Кауаи, входящим в группу Гавайских островов. Здесь дождь настолько обыденное явление, что засушливая погода кажется чудом. Не будь Вайалеале горой, то за год она покрылась бы водой, слой которой соответствовал бы четырехэтажному дому. Этой местности принадлежит и рекорд самого продолжительного дождя - 350 дней.

    Пустыня Атакама в Чили не может похвастаться большим количеством осадков. По данным синоптиков, дождей здесь не бывает годами! При таком климате некоторые районы этой пустыни напоминают поверхность Марса и очень-очень опасны для человека и вообще любых живых существ.

    Представьте только на миг, что если бы никогда не было осадков? Высохли бы реки, озера, моря. Сгорели бы под солнцем растения. Не стало бы насекомых, птиц, животных, само собой - рыб, а в конечном итоге - и самого человека. Так что не всегда стоит хмуриться и сердиться, если на смену ясной погоде приходит ненастье, и за окном льет, как из ведра. Ведь влага - это благо!

    Когда дождь - это плохо

    Влага для природы - необходимость. Но не все дожди приносят пользу.

    Если дождь будет длиться дольше, чем обычно, растения не только напитаются влагой, но даже пресытятся ею, могут загнить. А слишком сильный и долгий дождь может вызвать потоп, что тоже принесет только вред окружающей природе.

    Есть также дожди, которых на Земле быть не должно! Это радиоактивные и кислотные дожди. Появились они из-за хозяйственной деятельности человека и загрязнения окружающей среды.

    Радиоактивные осадки - одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Возникают в результате испытания ядерного оружия, ядерного взрыва или аварии на атомной электростанции. Последствия после них необратимы - заболевания внутренних органов, поражения кожных покровов, генетические мутации.

    Кислотные дожди.

    В самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди. Почему?

    Есть две причины: естественные и искусственные.

    Естественные причины: извержение вулканов, молнии, грозы.

    Искусственные: промышленное производство, выхлопы автомобилей, самолетов загрязняют воздух вредными газами, которые, соединяясь с капельками воды, образуют кислоту. И на землю выпадает кислотный дождь, приносящий всему живому на Земле только вред. Кислотные дожди уничтожают растения, урожаи, губят рыбу в водоёмах.

    Кислотные дожди: как с ними бороться

    В классе мы провели опыт «Воздействие кислотного дождя на растения».

    Взяли лист комнатного растения и капнули на него несколько капель серной кислоты, которая входит в состав кислотных дождей. Через пять минут на листочке появились бурые точки. Растение получило ожог! (Приложение № 3)

    В настоящее время кислотные дожди - проблема для многих стран мира.

    В России наиболее высокие уровни выпадения кислотных дождей наблюдаются в густонаселенных и промышленных регионах страны - в Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Западном, Уральском, а также в больших городах - Москва, Санкт-Петербург, Омск, Норильск, Красноярск, Иркутск и других, насыщенных энергетическими установками и автотранспортом.

    За последние пять лет, согласно исследованиям, наблюдается неизменное повышение кислотности дождей.

    Чем это опасно?

    Ученые отмечают, что последствия кислотных дождей очень многомерны, и опасны как для людей и животных, так и растений . В числе главных специалисты называют следующие эффекты:

  • Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ , в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. Кроме того, в результате таких процессов вода становится непригодной для использования человеком.
  • Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений . При постоянном воздействии воды с повышенной кислотностью, деревья погибают.
  • Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям . Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.
  • Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животным. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей, облысения и разной степени ожогов на коже.
  • Как бороться с кислотными дождями?

    Бороться с самими осадками практически невозможно . Необходимо бороться с причинами такого явления . Знание проблем позволит повысить экологическую безопасность населения Земли.

    Правила поведения при дожде

    • Постарайтесь по возможности оставаться дома или в укрытии.
    • Используйте средства индивидуальной защиты: зонт, плащ, сапоги.
    • В случае намокания одежды и обуви незамедлительно снимите их и согрейтесь.
    • Перед выходом на природу узнайте прогноз погоды на ближайшие дни.
    • Если вы попали в дождь на природе, постарайтесь быстро разбить лагерь в безопасном месте, надежно закрепите палатки, накройте их непромокаемой тканью, обустройте водосточные канавки вокруг палаток.
    • В дождливую погоду не разбивайте лагерь в русле или на берегу горной реки.
    • Если вы попали под кислотный дождь, чтобы предотвратить последствия, срочно примите душ.

    Заключение

    Исследуя данное природное явление, мы сделали следующие выводы:

    • Дождь - одно из уникальных природных явлений, которое существует в природе.
    • Узнали, как образуется дождь, и теперь самостоятельно можем «вызвать» дождь в домашних условиях.
    • Все дожди различаются по интенсивности и продолжительности, а также бывают «необычные» — экзотические, цветные и звездные.
    • Узнали, где находится самое дождливое место на планете и где дождей не бывает годами.
    • Все должны следить за экологией и тогда на Земле не выпадут опасные дожди.
    • Люди по-разному относятся к дождю, но едины во мнении, что дождь - это тоже хорошая погода!

    Список ресурсов

    Интернет-ресурсы

    http://odogde.ru Дождь и интересное о дожде

    http://nplit.ru Занимательная климатология

    Печатные ресурсы

    Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений, — М., 2004

    Мои первые научные опыты, «Издательская группа «Контэнт», 2003»

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.

    Танасейчук В. Экология в картинках. — М., «Детская литература», 1989

    Уоллард К. Занимательная книга вопросов и ответов для умников и умниц. «Клуб семейного досуга», 2010.

    Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. ЭКСМО, 2004.

    Другие ресурсы

    Большая электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

    Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

    Файлы:
    Размер файла: 909824 байт.

    Надежда Богданова
    Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 10 »

    Копейского городского округа

    (МДОУ «ДС № 10» )

    ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ :

    «Почему идет дождь

    Участник проекта :

    Шполянская Екатерина – 5 лет

    Руководители проекта :

    Богданова Надежда Геннадьевна-воспитатель

    Шполянская Ирина Валерьевна– мама

    Копейск, 2018 год.

    Введение

    Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя . Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы. Мне очень интересно, почему идёт дождь ? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём ? Почему дождь бывает разный ? Нужен ли дождь ?

    Цель и задачи.

    Цель исследования :

    Выяснить, как образуется дождь .

    Задачи исследования :

    Объяснить, что такое дождь , и почему он идет ?

    Найти рассказы о дожде , о природных явлениях.

    Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя .

    Какие бывают дожди .

    Объектом исследования : является дождь

    Предметом исследования : образование дождя .

    Гипотеза исследовательской работы .

    Гипотеза моего исследования : что будет если не будет дождя ?

    Методы исследования :

    1. Наблюдение

    2. Проведение опытов.

    Оборудование : для опытов вода, стакан для воды, блюдце, вата.

    Результат.

    Мои выводы.

    На основе проведенных опытов я узнала, что вода проходит два состояния : жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём .

    Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – это обычная вода , которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.

    Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе» . Дождь образуется , когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

    После наблюдении и опытов моя гипотеза подтвердилась если не было бы дождя – высохли бы реки , моря и озера, и всё живое бы погибло.

    Публикации по теме:

    Детский исследовательский проект «Мой родной Нижневартовск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №61 «СОЛОВУШКА» Название номинации:.

    Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

    Детский исследовательский проект «Почему море не замерзает?» (старшая группа) Однажды я была свидетелем беседы мамы с сыном когда они собирались идти домой из сада. Речь шла о прогулке по берегу моря для того чтоб.

    Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.

    Детский исследовательский проект «Что такое дрожжи?» Я Исследователь – «Что такое - дрожжи?» Орлова Вероника, 6 лет Я очень люблю кушать пирожки, булочки, ватрушки и хлеб. Мне стало интересно.

    Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь цветным карандашом.

    Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.

    Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа №6»

    Областной заочный конкурс исследовательских работ и творческий проектов младших школьников

    «Первые шаги в науку»

    Город Корсаков

    Школа № 6

    Класс _ 2-б

    Направление: естественнонаучное

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Тема: « Почему идёт дождь? »

    Содержание


    Введение

    3стр.

    Основная часть

    1. Первоисточники о дожде.

    4стр.

    1. Опрос

    1. Дождь как природное явление

    2. Виды дождей

    3. Интересные факты о дождях

    5 стр.

    6стр.

    9стр.

    10стр.


    1. Практическое исследование
    опыт №1

    Опыт №2


    11 стр.

    12 стр.


    Заключение

    13 стр.

    Список литературы

    14 стр.

    Приложение

    15стр.

    Введение.

    Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдал за дождём и у меня появились вопросы, на которые постарался ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём?

    Цель исследования:

    Узнать почему идёт дождь?

    Задачи исследования:

    1.Познакомиться с первоисточниками о дожде(библия).

    2. Проанализировать научную литературу о дожде, как природном явлении.

    3. Познакомится с видами дождей и интересными фактами о дожде.

    4. Проверить полученную информацию путем проведения опыта образования дождя.

    5. Сделать вывод.

    Объект исследования: дождь.

    Предмет исследования: круговорот воды в природе.

    База исследования: ученик 2-б класса Давыдов Михаил, его мама.

    Гипотеза исследования.

    Предположим, что дождь идет потому что облака состоят из воды

    Методы исследования.

    2.Проанализировать научную литературу.

    3.Провести опыты.

    4.Сравнить результат.

    1. Первоисточник о дожде.

    В Библии описана история о потопе. Бог наказал людей за грехи – наслал на землю потоп. Дождь лил с неба непрерывно сорок дней. Вода затопила землю и всё живое погибло. Потом дождь прекратился, вода сошла и жизнь возобновилась.

    2. Опрос.

    Я задал вопрос: " Почему идёт дождь?" разным людям и получил такие ответы:

    Папа – дождь идёт сверху, потому что вода скапливается наверху;

    Мама – дождь идёт из тучи; бывает разный – грибной, ливень, морось, ледяной;

    Бабушка – дождь – это вид осадков; обычно бывает в теплое время года; осенью идёт особенно сильный, проливной.

    Не получив нужную информацию я обратился к научной литературе.

    3. Изучение научной литературы

    а) В толковых словарях даются следующие определения слова ДОЖДЬ:


    • Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (словарь Ожегова);

    • Вода в каплях или струями из облаков. (словарь Даля);

    • Один из видов атмосферных осадков, образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух, падает из так называемых дождевых облаков или туч темно-серого цвета без определенных очертаний (словарь Брокгауза и Ефрона).
    б ) Я знаю, что дождь – это вода. Вода нужна растениям, животным, людям. В поиске в интернете я задал свой вопрос и на сайте"Всё для детей", в разделе почемучка нашел научное объяснение:

    На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Когда капель становится много, они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не прольются на землю дождём.

    Прошёл дождь. Выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю дождём.

    Такое явление в природе называется – круговорот воды в природе.

    Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.
    Под воздействием солнечной энергии жидкая вода и лед испаряются, превращаясь в водяной пар. В атмосфере из водяного пара образуются облака. Ветры переносят облака над океанами и с океанов на сушу. Благодаря действию силы тяжести из облаков выпадают осадки, которые питают реки, озера, ледники, увлажняют почву. Под ее влиянием вода течет с более высоких мест в более низкие, возвращаясь реками и ручьями обратно в океан. Часть выпавшей на поверхность влаги просачивается вглубь земли, пополняя подземные воды.

    Так совершается вечный круговорот воды в природе. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. При этом полный обмен воды в реках происходит всего за 19 дней, в болотах - за 5 лет, а в озерах - за 17 лет. Дольше всего - на 10 000 лет - вода задерживается в ледниках.

    Вывод: Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром.

    4.Оказывается дожди бывают разные:

    Проливной

    Косой (косохлёст)

    Ситничек(мелкий дождь, как из сита)

    5.Интересные факты о дожде.

    В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.

    В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.

    Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год.

    Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха.

    В 1940 году в г. Мещеры (Россия) с первыми каплями дождя посыпались серебряные монеты времен Ивана Грозного.

    В 1954 году над английским городом Бирмингемом прошел дождь из лягушек. В 1973 году такой дождь выпал во Франции, а в 1974 году в Туркмении.

    В августе 1963 года возле посёлка Деинау выпал дождь из мелких лягушек, а через 2 года – из маленьких рыбок и лягушек.

    В 1818 и 1847 годах в Каоре на юге Франции выпал редкостный дождь с пауками.

    В 1954 году в США в городе Давенпорт выпал голубой дождь и окрасил город в голубой цвет.

    6.Практическое исследование

    Чтобы наблюдать образование дождя, я провел такой опыт в домашних условиях:

    для этого мне потребовались:

    кастрюля; стеклянная крышка; плита; вода.

    Ход опыта №1:

    Наливаю воду в кастрюлю, прошу взрослых поставить её на плиту и вместе ждём, когда вода закипит.

    Сначала мы наблюдаем – вода закипела, и образующийся пар поднимается вверх и рассеивается.

    Вывод: при воздействии высокой температуры вода переходит в газообразное состояние, данное явление называется – испарением.

    Ход опыта №2:

    Когда вода закипела, накрываю кастрюлю крышкой.

    Когда накрыли кастрюлю стеклянной крышкой – на крышке образовались капли воды. По мере их накопления они увеличивались и падали назад в воду. Из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией .

    Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и снова превращается в воду.

    Заключение.

    На основании анализа изученной литературы и проведённого опыта, я увидел, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар, поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, конденсируется в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём. Гипотеза подтвердилась.

    Список литературы:

    "Круговорот воды в природе "

    http://scienceland.info/

    Иллюстрированный энциклопедический словарьФридрих-Арнольд Брокгауз, Илья Ефрон,ООО "Издательство "Эксмо" 2010 г. Москва

    Энциклопедия младшего школьника 1 – 4 кл. Безкоровайная Е.В. и др. ООО "Издательство "Эксмо" 2014 г. Москва

    Моя первая священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского Издание товарищества М.О. Вольф С.-Петербург – Москва 1899г. (Обл. Целищев Геннадий Дмитриевич, 1991г.)

    Детская Библия. Библейские рассказы в картинкахБ.Арапович, В.Маттелмяки Российское Библейское общество, Москва 1993г.

    Приложение:

    1. Видеоролик на электронном носителе.

    2. Презентация по проекту на электронном носителе.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Выполнила: ученица 1Б класса МБОУ СОШ №26 Вилькер Екатерина Научный руководитель: Арестова С.В.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Тема: Почему идёт дождь? Проблема: Вы, наверно, замечали, что когда небо становится серым, и белые облака превращаются в тяжелые тучи, через какое-то время начинается дождь. Но откуда же берется этот дождь? Гипотеза исследования: возможно, что когда капает дождь, получаются лужи, которые впитываются в землю, а из земли капли летят в небо. И когда тучки сдвигаются вместе, каплям некуда деться и они начинают падать на землю.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Цель: выяснить,что такое «дождь» и откуда он берется. Задачи: Познакомиться с водой из истории Земли. Узнать, что изучает наука «гидрология». Выяснить, что такое «дождь» и откуда он берется Ознакомиться с физическими свойствами воды и провести опыты и наблюдения над дождевой водой и снегом. Методы исследования: Подумать самостоятельно; Использовать энциклопедии (книги, интернет); Спросить у взрослого; Наблюдение; Провести опыты.

    4 слайд

    Описание слайда:

    О воде из истории Земли В истории нашей планеты вода имеет очень важное значения. Она играет важную роль в жизни растительного и животного мира Земли. Без воды жизнь невозможна, но вода может существовать без жизни. Поэтому наши предки считали, что вода появилась на Земле раньше, чем зародилась жизнь. Дождь это - осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. Наблюдая, как идет дождь, первобытный человек считал, что вся вода находится на небе. По другим наблюдениям вода появилась из-под Земли, где, по поверьям, располагались обиталища духов и богов. Отсюда почитание источников, морей, озер и других водоемов.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Водным божеством у древних славян был Водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого старика с рыбьим хвостом. Богом моря у древних греков был Посейдон.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Древние римляне почитали бога моря Нептуна Чтобы повлиять на погоду, то есть, чтобы дождь шел, когда это было необходимо, древние люди молились и приносили жертвы богам-громовержцам: греки и римляне – Зевсу Древние славяне – Перуну

    7 слайд

    Описание слайда:

    Наука «гидрология» и понятие «круговорота воды в природе». Исследованием круговорота воды в природе, влиянием на него деятельности человека, занимается наука – Гидрология. Больше половины поверхности нашей планеты покрыты водой. Водная оболочкой земли называется – гидросфера. Ее делят на следующие части: 1. воды мирового океана; 2. воды суши; 3. подземные воды. Вода движется и объединяется с помощью мирового круговорота воды. Мировой круговорот – это перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Солнечные лучи согревают землю и водоемы. В результате чего, вода начинает испарятся и подниматься высоко вверх в виде пара. Наверху холодно, поэтому пар начинает охлаждаться и вновь превращаться в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда. Когда таких капелек собирается очень много, возникает облако, которое мы видим на небе. Облака бывают разной формы и цвета. Ветер переносит их. Когда мелкие водяные капельки слились в большие дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе, они начинают падать вниз в виде дождя.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Вода из водоема побывала высоко в небе в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе. Если вверху очень холодно, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в ледяные шарики, которые будут падать на землю в виде града. Снег образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капли воды. Если снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Свойства воды Из школьного курса мы знакомы со свойствами воды: Вода прозрачна; Вода бесцветна; Вода является растворителем; Вода не имеет запаха; Вода течет (свойство – текучесть); Вода при нагревании расширяется; Вода при охлаждении сжимается.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Опыт. Как происходит круговорот воды в природе. Для этого мы налили воду в кастрюлю, накрыли крышкой и поставили на включенную плиту. Когда вода закипела, часть ее испарилась и осела на крышке. Мы потрясли крышку, и капли упали обратно в кастрюлю.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение. С помощью микроскопа мы рассмотрели дождевую воду, воду из лужи и талый снег.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение 1. В октябре 2013 года мы собрали дождевые капли в блюдце. Мы держали блюдце навесу, высунув руку с балкона второго этажа, чтобы в емкость не могли попасть посторонние предметы. В микроскопе мы увидели чистую каплю дождевой воды.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение 2. Нам стало интересно, как выглядит дождевая вода близко к земле. Для того, чтобы это проверить, в ноябре 2013 года мы поставили во дворе на землю пустую баночку. Когда дождевая вода в нее набралась, мы внимательно ее рассмотрели. На вид она бала практически чистой. Только небольшая травинка попала в баночку. Когда мы посмотрели, казалось бы, чистую дождевую каплю в микроскоп, то увидели, что в ней присутствуют посторонние частички. Это были какие-то «лохмотья», похожие на слизь. Также мы разглядели несколько палочек.

    15 слайд

    Описание слайда: Описание слайда:

    Наблюдение 5. В баночке, где растаял грязный снег, мы увидели грязную мутную воду. На дне осел песок. Талый снег из этой баночки имел неприятный запах. Когда мы посмотрели каплю из этой баночке под микроскопом, то увидели большое количество слизи, мелкие камушки, а также много движущихся в разные стороны мелких микроорганизмов круглой формы.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Вывод. Таким образом, мы познакомились с представлениями древних людей о воде и увидели, как они понимали механизм круговорота воды в природе. Также мы познакомились с наукой «Гидрологией» и узнали, что она изучает. Изучили, как происходит круговорот воды в природе. Провели опыты с дождевой водой и снегом. И пришли к выводу, что в лужах и снеге содержатся бактерии. Поэтому нельзя брать снег в рот и мочить руки в луже, чтобы бактерии не попали к нам в организм. Гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования, подтвердилась частично. Мы узнали, что вода из водоемов и земли поднимается вверх в виде пара под воздействием солнечных лучей.

    Окулова Елена

    Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?

    В своей исследовательской работе я ставила перед собой цель : узнать как можно больше о данном природном явлении.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ №3»

    Г. Краснокамска

    Ученица 4 «В» класса.

    Руководитель : Кондрашина А.А.

    Учитель начальных классов.

    Консультант: Окулова Л.Ю.,

    Мама

    2010 год

    1. Введение
    1. Результаты исследований и их обсуждение.
    1. Что такое дождь?
    2. Как он образуется?
    3. Какие бывают дожди?
    4. Нужен ли дождь?

    IV. Заключение

    I. Введение

    Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?

    В своей исследовательской работе я ставила перед собой цель : узнать как можно больше о данном природном явлении.

    1. Описание методики сбора материала и методы обработки собранного материала.

    Для того, чтобы больше узнать об удивительном природном явлении – дождь, мне пришлось обратиться к разным источникам массовой информации: словари, ТВ, интернет, специальная литература. В ходе сбора материала я посетила все библиотеки нашего микрорайона, вспомнила свойства воды, просмотрела специальный фильм о видах дождей. Самым увлекательным для меня были опыты, которые я проводила вместе с родителями дома.

    Работа проводилась по такому плану :

    1. Что такое дождь?
    2. Как он образуется?
    3. Какие бывают дожди?
    4. Каких дождей не должно быть на Земле?
    5. Нужен ли дождь?

    III. Результаты исследований и их обсуждение.

    1. Что такое дождь?

    Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».

    2. Как он образуется?

    1. А почему идет дождь?
    2. Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем ?

    На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот легкий пар вместе с теплым воздухом поднимается от земли все выше и выше - на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

    Но вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.

    Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.

    В домашних условиях мы можем наблюдать образование дождя. Я провела такой опыт:

    Требуется:

    Маленькая кастрюлька

    Металлическая крышка

    Газовая плита

    Вода

    Ход опыта:

    1. Налей воды в кастрюльку, попроси взрослых поставить её на плиту.
    2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой.

    Результат:

    На крышке образовались капли воды. Потряси крышку, и попадают капли «дождя».

    Это потому…

    …что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

    Вывод:

    3. Какие бывают дожди

    Самый сильный дождь называется ливнем. Ливни выпадают из кучево-дождевых об лаков толщиной несколько километров. Та кие ливни бывают очень интенсивными, но непродолжительными, как и жизнь самих этих облаков.

    Капли дождя пада ют на землю со скоростью, примерно - 6,5 м/с (ускорение, вызванное силой притя жения, с учетом трения их о воздух).

    Самый мелкий дождь - морось. Капельки мороси равны всего 0,10-0,25 мм, они выпадают из облаков с рваным основа нием, а крупные капли мороси могут образо вываться в облаках, принесенных теплым фронтом.

    Обложные – в виде довольно крупных капель дождя, продолжаются иногда несколько дней и выпадают из слоисто – дождевых облаков.

    Но бывают, совсем особенные,летние дожди, ко роткие, весёлые. Идут они удивительным образом - с ясного неба, при свете яркого солнца! Туч на не бе нет, только висит в воздухе лёгкая белая дымка.

    Это водяной пар. Он низко над землёй попал в холодный поток воздуха, превратился в капельки воды, они начали быстро сливаться, тяжелеть и падать на землю редкими крупными каплями.

    Он быстро проходит, этот дождь. Сияет солнце, и нет больше в воздухе белой дымки, она проли лась на землю «слепым дождичком» - так почему-то называют этот летний дождь без облаков.

    Ещё иногда, мелкий, летний дождь называют «грибным дождиком».

    А еще бывают осенние дожди. Их называют «мокрыми дождями». Эти дожди сопровождаются сильным ветром, они продолжительные, ненастные.

    Обычно количество выпавших осадков из меряют в миллиметрах.

    Чтобы представлять, что означают эти цифры, знайте, что когда говорят «выпало 100 мм осадков», это означает, что на площадь 0,4 га выпало 40 451 литров воды.

    4. Каких дождей не должно быть на Земле

    Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.

    Кислотные дожди

    В природе много веществ, среди них есть кислоты. Из–за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождем. Это так называемые кислотные дожди. От них страдают растения и все живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

    Радиоактивные дожди

    Радиоактивные осадки - одно из наиболее опасных последствий загрязнения атмосферы человеком. Они представляют собой пыль и ка пельки атмосферной влаги, содержащие ра диоактивные атомы. Такие атомы образуются в ходе испытания ядерного оружия или аварии на атомной электростанции.

    Самые тяжелые частички из пылевого ра диоактивного облака оседают на землю в пер вые часы или минуты после взрыва. Более лег кие задерживаются в атмосфере на длительное время. Они могут переноситься ветром на боль шие расстояния, иногда за десятки тысяч ки лометров. После долгого путешествия в атмосфере радиоактивные атомы, их еще называют радионуклиды, возвращаются на поверхность земли вместе со снегом, дождем или туманом.

    Радиоактивная пыль оседает на почве, по падаем в водоемы, загрязняет жилые дома, предприятия, дороги. Она попадает на поверх ность растений, кожу животных и человека.

    Радионуклиды, попавшие на кожу челове ка, можно смыть водой, однако они проникают внутрь организма вместе с водой, которую мы пьем, воздухом, которым мы дышим, пищей, которую мы едим. Радиоактивные атомы излу чают большое количество энергии в виде электромагнитных волн и заряженных час тиц. Радиация разрушает живые клетки, и прежде всего их генетический аппарат, ослаб ляя защиту организма от различных болезней.

    Радиоактивные осадки, как и другие виды загрязнений, вызванных деятельностью чело века, стали в настоящее время нежелательной реальностью для многих жителей России. Зна ние проблем, порождаемых радиоактивными осадками, позволяет повысить экологическую безопасность населения. Особенно это важно в районах, пострадавших от аварии на Черно быльской атомной станции, и в других райо нах нашей страны с большим радиоактивным загрязнением.

    Каждый человек должен беречь свою землю!

    5. Нужен ли дождь?

    А что, если бы никогда не было осадков?

    Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Вот почему не надо морщить лоб и сердиться, когда на смену ясной погоде приходит ненастье и по чистому небу начинают плыть серые дождевые тучи. Они несут влагу и работают на нас.

    IV. Заключение

    Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – одно из удивительных явлений, которое существует в природе. Теперь я знаю, почему идёт дождь, какие дожди бывают и, что дождь очень нужен нашей планете. Только люди должны следить за экологией Земли и тогда не выпадут опасные дожди.

    Своими исследованиями поделилась с учащимися своего класса. Считаю, что они заинтересовались моей темой, им было интересно слушать мой материал.

    V. Список использованной литературы

    1. Карагод С.«Энциклопедия явлений природы»

    2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., 1997

    3. Цветкова И.В. «Экология для начальных классов». «Академия развития» 2007

    4. Я познаю мир: Экология.; - М.,1999

    исследовательская работа « Дождь»

    Руководитель: Кондрашина Анна Александровна, учитель начальных классов,

    МОУ « СОШ №3» г. Краснокамска,

    Подготовила: Окулова Лена, ученица 4 «В» класса.

    Название работы : «Дождь».

    Учебный предмет: природоведение, 3 класс, учебник «Мир вокруг нас» Плешаков А.А.

    Тема: Вода. Свойства воды .

    Проблемный вопрос: Правда ли, что дождь, для того, чтобы упасть на землю, поднимается с поверхности земли?

    Исследовательские вопросы

    1. Что такое дождь?
    2. Как он образуется?
    3. Какие бывают дожди?
    4. Каких дождей не должно быть на Земле?
    5. Нужен ли дождь?

    Цель работы:

    1. узнать как можно больше о данном природном явлении.

    Форма защиты – презентация.

    Тезисы работы:

    1. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?
    2. Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.
    3. Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжитель ности.
    4. Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на Земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.
    5. Дождь - это тоже хорошая погода!