Что происходит на приеме. Какие вопросы задать психологу и какие вопросы задает он

www.сайт сайт психолога Хажилиной Ирины Ивановны на главную

Что происходит на приеме у психолога

Первая консультация

Может случиться так, что вам понадобится помощь психолога… Прежде чем обратиться за консультацией, желательно узнать о том, что вас ждет в кабинете психотерапевта…Я расскажу о том, как я работаю… Со стороны это выглядит так: два взрослых человека доверительно беседуют. Причем, один –больше говорит (это клиент), другой больше слушает и периодически задает уточняющие вопросы (специалист). Удивлены, ждали волшебства, а не просто беседы? Ваше разочарование напрасно. Консультация разительно отличается от просто разговора…Когда клиент приходит на первую встречу происходит следующее:

Вариант №1. Диагностика состояния или проблемы для последующей терапии.

Применяется психологом, если человек находится в состоянии кризиса, вызванного болезнью, стрессом, семейными неурядицами или другими факторами. Психотерапевт, используя профессиональные навыки, старается найти причины происходящего, наметить план дальнейшей работы целью которой, является помощь клиенту по выходу из кризиса. Для чего подробно анализируется история жизни обратившегося (анамнез) На основании собранных данных подбираются подходящие методы психотерапии, определяется необходимое количество сеансов, назначается время.

Вариант №2. Консультирование по конкретному запросу.

Используется специалистом, если клиент хочет получить подсказку психолога, «взгляд со стороны» на волнующую его проблему. Тогда собирается информация только в рамках заданного вопроса. Совместно ищутся способы лучшего использования собственных ресурсов обратившегося, улучшения качества его жизни. Итогом встречи служит оценка проблемы, анализ ее причин, рекомендации по ее разрешению, получение новых полезных знаний и навыков.Консультирование может быть разовым или включать несколько встреч.

Последующие встречи.

Время приема…Тот же кабинет. Те же лица…Что они делают? Иногда беседуют, иногда совершают определенные психотерапевтические процедуры (упражнения, обращение к детскому опыту, драматизация, др.)… Зачем? С определенными целями! Идет психотерапевтический процесс – получение «опыта изнутри». Для возникновения означенного эффекта специалист использует определенные психотерапевтические методы. В результате происходит поиск ответов пациентом в сопровождении психотерапевта через понимание ситуации (инстайт), проживание (с целью очищения от внутренних переживаний), интериоризацию (присвоение полученного опыта). Данное действо растянуто во времени, происходит в течении целого ряда сеансов. Краткосрочная терапия предполагает 5-10-20 встреч, долгосрочная–20-60 и более… Необходимая частота сессии – не реже 1 раза в неделю…Во время сеансов клиент проходит ряд этапов, которые могут наблюдаться, как по очереди, так и параллельно:

№1 Отреагирование «негативных» эмоций . Большинство людей в силу воспитания и социальных норм общества стремятся держать «плохие» эмоции глубоко внутри. Результат – обратный, из-за невозможности выхода наружу эмоциональный «мусор» накапливается, начиная воздействовать на тело. В результате возникают неврозы, психосоматические расстройства. Психотерапия помогает отреагировать накопленные «негативные» эмоции, позволяя человеку освободиться от тяжкого груза.

№2 Самопознание. Загруженный психологическими проблемами человек оказывается словно в Зазеркалье, откуда не знает выхода. Он пытается найти дорогу, но снова и снова попадает в тупик. За время терапии «страждущий» получает новую информацию о самом себе. Начинает осознавать мотивы собственных поступков, учится различать иррациональные мысли, негативные чувства. Знания о себе позволяют ему осознать ошибки, из-за которых он оказался в сложной ситуации. Дают ответ на вопрос, как сделать так, чтобы получить желаемый результат.

№3 Обучение новому поведению .

У любого взрослого человека существуют определенные стереотипы поведения. Иногда они работают, иногда их применение оказывается неэффективным. Психотерапия дает возможность в безопасной обстановке без особого риска попробовать новые варианты поведения. Если «новое поведение» кажется клиенту удачным, он начинает использовать его в реальной жизни.

Результаты психотерапии

Большинство клиентов интересует вопрос: «в чем секрет успешной психотерапии?» Отвечу, перефразируя известную фразу: « нет методов, есть люди» и их отношение к психотерапевтической работе. Все описанные выше процессы приводят к позитивным изменениям в жизни клиента, при обязательном наличии в начале терапии следующих условий:

1) Желание клиента работать над собой . Порою на прием приходят люди, желающие чудесного избавления от одного взгляда проницательного доктора. Подобное, невозможно. Психотерапия – это процесс, при котором клиенту приходится упорно трудиться. Тогда и только тогда возникает желаемый результат.

2) Совместимость психолога и клиента
Психотерапия – иногда очень эмоциональный процесс, поэтому важно чтобы вы чувствовали поддержку со стороны психотерапевта и могли ему доверять. Если это не так, вам может быть сложно двигаться дальше.

3)Высокий профессионализм и личностные качества специалиста.

К сожалению, свои услуги сейчас предлагают не только профессионалы. Поэтому здесь важно не ошибиться в выборе. Вам, точно, не подойдут: люди, окончившие 3-месячные курсы; лица, не имеющие специального психотерапевтического образования; врачи без специального психотерапевтического образования; экстрасенсы и целители, называющие себя психологами и т.п. Вам подойдут или клинические психологи, получившие высшее психологическое и психотерапевтическое образование; или врачи-психиатры, получившие высшее медицинское образование и обязательную психотерапевтическую подготовку.

Ирина Хажилина


К консультациям

Для получения той или иной справки. В первом случае вряд ли стоит лукавить и следует отдаться в руки специалиста, чтобы получить необходимую помощь. Во втором же, как ни странно, при полной непосредственности и открытости можно остаться без желанной работы или без водительских прав. Как избежать такой опасности и не поддаться на провокацию?

Открытые вопросы

При беседе с психиатром важно все, начиная с вашего внешнего вида. Свои вопросы психиатры делят на открытые и закрытые. Открытые вопросы – это обычные вступительные о вашем возрасте, месте проживания, образовании, соседях, друзьях, погоде. На них следует отвечать четко и желательно односложно. Задавая открытые вопросы, психиатр не столько вникает в ваши ответы, как смотрит на вашу реакцию, манеру разговора. Для них важно – многословны ли вы, возбуждены или агрессивны и т.п. Конечно же, в таком случае, как никогда актуальна пословица: «Молчание – золото». Разумеется, что совсем молчать не следует. Нужно ограничиваться ответами «Да», «Нет», «Возможно» и только по существу т.д.

Главное правило - на приеме у психиатра лучше быть спокойным и коммуникабельным, чем взъерошенным и многословным!

Закрытые вопросы. Провокация

Задавая так называемые закрытые вопросы, психиатр уже не только наблюдает за вашей мимикой, реакцией и эмоциональным фоном, а пытается разобраться с вашей психикой, спровоцировать на эмоции, действия. Известные всем вопросы «Чем лампочка отличается от солнца» или «Отличие птицы от самолета» помогут разобраться в ваших умственных способностях.

Часто применяется и прием «тугодума». То есть врач, изображая непонятливость, задает один и тот же вопрос несколько раз или переспрашивает, тем самым пытается вывести человека из равновесия или же поймать на лжи.

Отвечая на закрытые провокационные вопросы лучше всего соблюдать «золотую середину».

Откровенничать и пускаться в длинные рассказы не стоит, как не стоит и замыкаться в себе и просто молчать.

К провокационным вопросам можно отнести и вопрос о суицидальных мыслях. Безусловно, лучше, когда их нет. Опять таки, отвечая, не забывайте о том, что вас могут подловить, задав этот же вопрос во второй раз. Чтобы так не произошло - лучше не врать или хотя бы помнить свои ответы.

Боязнь заработать себе репутацию «психа» и непонимание того, в чем состоит отличие психиатра от психотерапевта, служит для многих людей серьезным барьером, который мешает получить квалифицированную помощь. Между тем, если не обращать внимание на проблемы и не пытаться их решить, они могут лишь усугубиться.

Чем занимается врач-психиатр

Психиатр занимается лечением, диагностикой, экспертизой и профилактикой психических заболеваний, к которым относятся:
- психозы;
- ;
- ;
- навязчивые состояния;
- депрессия;
- маниакальные расстройства.

У психиатра и психотерапевта общим является то, что они врачи. То есть это специалисты, которые имеют высшее медицинское образование и получили специализацию в соответствующей области.

«Душеспасительных» бесед со своими пациентами не ведет. Лечение обычно заключается в применении психотропных лекарственных препаратов, иногда очень мощных. Иногда параллельно с врачом-психиатром может также работать психотерапевт.

Таким образом, психиатр – это врач, который занимается лечением различных психических расстройств, при этом является основным и нередко единственным видом терапии.

Чем занимается врач-психотерапевт

Как правило, психотерапевт с психически людьми, а также с личностями, находящимися в пограничных состояниях. В компетенции этого врача такие недуги, как:
- фобии;
- ;
- болезненные зависимости.

Как и любой врач, психотерапевт вправе проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания, а также назначать лекарства. Впрочем, в большинстве случаев лекарственные препараты не используются.

В психотерапии помощь оказывается разными методами, которые чаще всего основываются на взаимодействии врача и пациента. Основное орудие врача-психотерапевта – беседа.

Врач пытается вместе с обратившимся к нему человеком разобраться в причинах нарушения душевного равновесия, выявив при этом проблемы, спровоцировавшие расстройство. Вместе с тем он помогает в поиске путей решения психологических проблем клиента.

Хороший психотерапевт может также владеть специальными психологическими техниками, к которым относятся гипноз, аутотренинг, психологические игры и даже толкование сновидений.

Таким образом, психотерапевт – это врач, занимающийся лечением пограничных расстройств. При этом медикаментозное лечение может являться только дополнением основной терапии, но ни в коем случае не ее полной заменой.

Отличие психиатра от психотерапевта: краткий вывод

Отличие между психиатром и психотерапевтом состоит в том, что первый работает с пациентами, которые имеют серьезные

Как к любому большому и важному деле, к началу обучения в школе лучше готовиться заранее. Предлагаем Вам ознакомиться с примерными вопросами, которые могу задавать педагоги Вашему ребенку при приеме в школу. Данный тест поможет Вам выявить как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе, при необходимости внести коррективы.

Вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
8. Назови дни недели, времена года.
9. Какое сейчас время года? Чем отличается зима от лета?
10. В какое время года на деревьях появляются листья?
11. Как называется планета, на которой мы живем?
12. Ты хочешь учиться в школе?
13. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
14. Зачем надо учиться?
15. Какие профессии ты знаешь? Что делает врач (учитель, продавец и т.п.)?
16. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

Советы психолога родителям.

Начало обучения в школе - сложная пора, как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине. В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

Будьте готовы проявлять терпение, спокойствие и доброжелательность, потому что из-за больших нагрузок, ребенок может капризничать больше обычного. Стресс который переживает малыш в первые месяцы занятий в школе приравнивается к нагрузкам космонавтов, поэтому он особенно нуждается в вашей поддержке и понимании.
Важно, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новый статус "ученика", необходимо уважительное отношение взрослых ко всему что происходит в школе, как к ответственному, серьезному шагу в жизни ребенка.
Постарайтесь, чтобы в семье достижения ребёнка не сравнивались ни с достижениями старших детей, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Единственный с кем его можно сравнивать это он сам. Каким был и как изменился, вырос, научился и т.д. Показывайте ребенку его личные успехи и достижения, анализируйте ошибки с точки зрения, как это можно сделать по-другому, чтобы в следующий раз все получилось. Это увеличивает его веру в себя и станет залогом адекватной самооценки в будущем.
Не стоит пугать ребенка школой, говорить, что если он будет что-то не так делать то станет «двоечником» или его там накажут. Ребенок должен чувствовать, что родители в него верят, что обязательно помогут, им очень важно и интересно знать, что происходит в его жизни. Обязательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь.
Поощряйте хорошее поведение, а не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом. В этом возрасте дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание - это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Еще до начала занятий организуйте жизнь ребёнка по чёткому распорядку, чтобы потом ему было проще войти в ритм школы.
Больше играйте и разговаривайте с малышом, рассказывайте о себе, как вы учились в школе. Рассказывайте на ночь интересные истории, добрые сказки, это помогают снять напряжение "рабочего" дня, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.

Примеры развивающих мини-игры

Игра: Волшебный рисунок
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, изучение букв, цифр и т.д.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Затем меняетесь, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Вежливое слово
Цель: развитие внимания, координации, вежливости.
Вы просите ребенка выполнить какое-то действие. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть вежливые слова. Например:

Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на правой ноге.
Пожалуйста, подними левую руку вверх!

Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот.

Чтобы Вы не делали, помните главное, именно Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша!

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе

Многие хотят воспользоваться психологической помощью, консультацией, коучингом, но останавливает внутренний страх что глупо будут выглядеть или тупить будут буквально на каждом вопросе – говорить не то, еще что–то в таком духе.

Других останавливает – так как процедуру не понимают и целесообразность. И предпочитают уши друзей под рюмку чая.

Давайте разберем и главное – зачем он это делает?

Кто знает меня давно, в курсе, что я не фанатик классического консультирования психологами, как и популярной психологии, тренингов, вебинаров.

Это не помогает реально улучшить качество жизни.

Узнать что–то интересное, потусоваться – да.

Но не более того.

Давайте вернемся к теме, рассмотрим классический подход вопрос – ответ и для терпеливых в конце статьи вопрос психоТЕХНОЛОГА, а не психолога, на миллион))) а именно вопрос от меня.

Несмотря какой психологической школе, направлению принадлежит психолог работающий на телефоне доверия, или в кабинете некого социального заведения, и даже частные практики (что большая редкость в России) вопросы одни и те же.

Их цель вас вообще узнать.

Заметьте – не помочь! Не решить вопросы, с которыми вы пришли.

К примеру, к психоаналитику можно ходить бесконечно долго и часами изливаться. В рамках обучения в университете сама ходила за собственные деньги ради интереса, а не только слушала курс по психоанализу или теорию личности.

Что это дает?

Психоаналитик будет в рамках теории которую долбил годами и через которую сам проходил не один год (а если 100 раз человек назвать свиньей, то он на 101 раз сам хрюкнет – понимаете, да) искать скрытые сексуальные желание, подавленное возбуждение, страхи и прочую ересь от мамы и папы и затем ими объяснять почему сейчас вот так как есть.

Хоть кого разбери.

И их понять можно – как можно помочь, не зная человека?

Но вот какая загвоздка:

Как бы человек о себе не рассказывал (даже искренне не утаивая не одного факта в биографии и своего отношения к нему, что иногда тяжело дается), что–то да исказится, забудется.

Далеко ходить не надо – у каждого были в прошлом события в жизни, которые, когда происходили пугали и изводили нервы, а сейчас с улыбкой или ровно вспоминаются.

Если до сих пор заводитесь (психуете, боитесь) – то это большая проблема!

Такое любят отыскивать психологи – так как это же много консультаций впереди обещает.

И вторая загвоздка: ну не объективен любой супер – профессионал.

Или рамки его школы здорово ограничивают восприятие.

Или элементарное НЕ умение сосредотачиваться, личное состояние, положение дел и так далее, все это может влиять на качество слушателя.

Элементарно вспомните игру испорченный телефон.

И в жизни то же самое - одна и та же история, пройдя через каждое ухо меняется.

Все мы люди, а не машины, и это естественно, как дышать.

Поэтому и именно поэтому не берусь ни за какую профессиональную помощь человеку без ОБЪЕКТИВНОГО знакомства с ним. А это единственный способ сделать – пройти (нажмите на подчеркнутое слово, чтобы узнать, что это такое).

Вы это можете сделать прям сегодня!

И уже понятно будет почему в жизни происходит ТО, на что человек жалуется и что он хочет изменить, а значит и уровень помощи будет, как небо и земля отличаться от любого психолога - не важно какой школы (от расстановок, векторов, тренингов, ролевых игр на стуле, сказкотерапии и так далее).

Запомните: то какие вопросы задает психолог не важно!

Самое важно почему он их задает. Мы это рассмотрели.

А вот самое ценное – вопрос к себе и мой вопрос к ВАМ! Как я говорю вопрос на миллион.

Когда человек озвучивает что, к примеру, хочет выйти замуж или жениться, похудеть, разбогатеть, бросить курить, разобраться в отношениях с детьми, подняться по карьерной лестнице, купить машину, эффективно управлять людьми у меня один единственный вопрос всего.

Ответ, на который, если будете знать, то сможете добиться того, что заявляете себе, как цель.

Сама себе задаю более жестко, но тут же мы не материмся.

К примеру: зачем вам нужны отношения?

Зачем зарабатывать столько то денег? На что вы их потратите?

Вы удивитесь – но большинство хотелок, которые не как не получаются, без этого ответа.

А также, проверяйте, а ответы вообще с целью согласуются?

И еще: ответ в единственном пункте не принимается. Так как это ответ не есть конечная цель.

А вот когда открывается конечная цель вопроса (а в этом сила и масштаб вопроса – нафига?) – то человека не остановить: он описывает во всех красках совсем иную жизнь, чем имеет сейчас.

Трагикомедия – что мы сами не знаем эти ответы в своих целях, которые ставим будь то пред НГ, или переписываем раз за разом.

Даже к психологу если намерены пойти – задайте себе этот вопрос?

Зачем? Что от него хотите?

Получив ответы – вы будете управлять процессом и Вы ему сможете задавать вопросы, и понимать по его вопросам поможет ли вам специалист, который перед вами или нет.

Слышала по отзывам, что я девушка жесткая, лаконичная и поплакать, пожаловаться, за состраданием не ко мне. Ко мне только за решением вопросов и если есть конкретная цель.

Если ваш ответ не об этом, что я написала о себе на вопрос Нафига? - ищите своего специалиста. Это нормально и умно.

Подводя итоги:

Полезная штука – уметь задавать вопросы.

Мои коллеги не все умеют это делать, вернее они ассы, но для своих целей, а не на вас работают их вопросы.

Если и вы будете тертый калач – то вы получите свою порцию пользы.