Что находится в доме книжке на арбате. Дома-книжки на Новом Арбате: как изменится символ советского времени

Столичная мэрия готова продать три из четырех высоток. Смогут ли офисные здания на Новом Арбате превратиться в гостиницы? В этом вопросе разбирался проект "РБК-Недвижимость".

Фото: depositphotos.com/Laures

Три из четырех знаменитых домов-книжек на Новом Арбате Москвы по предложению столичных властей могут превратиться в гостиницы в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018г. По расчетам аналитиков рынка недвижимости, для этого необходимо, чтобы уровень гостиниц соответствовал 3-4 звездам.

Столичная мэрия готова уже в этой осенью продать два здания (Новый Арбат, 11 и 15) одним лотом. Позже инвесторам предложат еще одно здание (Новый Арбат, 21). Четвертое здание (дом 19) занимает Совет Федерации, и оно на торги выставляться не будет.


Пересечение улицы Большая Молчановка с Арбатским переулком

Насколько заинтересованы инвесторы в покупке зданий под гостиницы, разбиралась редакция "РБК-Недвижимости".

Как ранее сообщала первый заместитель руководителя департамента городского имущества Екатерина Соловьева, стоимость зданий в начале улицы (Новый Арбат, 11 и 15) оценивается в 108 млн евро (135 млн долл., или 5,397 млрд руб.). Летом власти Москвы называли сумму в 3-3,5 млрд за каждое здание. Чиновники отмечали, что эта стоимость учитывает обременение - наличие арендаторов.


Бывшая Собачья площадка (Фото: архив Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ))

Как рассказал "РБК-Недвижимости" источник в управляющей компании одной из высоток, городу в стилобатной части зданий, общая площадь которой с подвалами составляет порядка 60 тыс. кв. м, принадлежит не более 5%, а в наземной части первых двух зданий (11 и 15) - порядка 50%. У всех остальных площадей есть разные собственники. Изначально предполагалось, что город сам будет решать, куда и каким образом переселять арендаторов. Но теперь это предлагают сделать новому собственнику, если он купит здания.

Что думают консультанты рынка недвижимости

По словам руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марины Смирновой, неудивительно, что стоимость зданий снизилась, поскольку нет ясности, как она изначально определялась. И нет понимания, как велики обременения и расходы по их снятию.

"С одной стороны, 1 тыс. евро за 1 кв. м в центре - недорого, но с учетом обременений расходы покупателя могут существенно возрасти. Для обустройства гостиниц по современным стандартам нужно вложить еще порядка 1 тыс. долл. на 1 кв. м - на установку центрального кондиционирования, спринклеров, отделку и оборудование гостиниц. В целом с учетом покупки и этих инвестиций общая сумма получится порядка 225 млн долл.", - разъяснила Марина Смирнова .


Собачий переулок у перекрестка с Серебряным переулком (Фото: архив Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ))

При хорошей загрузке гостиницы (65% в год) и с учетом средней стоимости номера 125 долл. в сутки совокупный денежный поток может составить 20-22 млн долл., то есть даже эти затраты в 225 млн долл. окупятся не менее чем через десять лет, подсчитала эксперт.

Заместитель директора департамента по развитию направления гостеприимства компании CBRE Станислав Ивашкевич считает, что для реконструкции зданий под гостиницы необходимо вложить еще столько же. В своих прогнозах он еще более пессимистичен. По его подсчетам, в текущих рыночных условиях вложения будут окупаться в течение 15 лет.


Проспект Калинина (Фото: архив Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ))

"Для того чтобы инвестору было интересно выкупать эти два объекта и делать в них гостиницы, нужно, чтобы цена продажи 1 кв. м составляла порядка 1 тыс. долл. Это примерная стоимость новой "коробки", которую можно построить в том же объеме, если бы домов-книжек не было. С таким предложением инвестор мог бы приобрести эти здания, если бы там можно было разместить апарт-отели", - уверен он.

При этом эксперт указывает, что пока неизвестны технические параметры зданий: может быть, там вообще невозможно разместить гостиницу. На сегодняшний день самое оптимальное использование - работа этих зданий в текущем режиме, говорит он.

История Нового Арбата

Новый Арбат проложили в 60-е гг. XX в. как магистраль, соединяющую центр с западом города. Это чуть ли не единственная прямая улица, которая доходит до центра Москвы. Идеологически она должна была соединять Дворец Съездов и здание Стран экономической взаимопомощи (Сейчас это здание мэрии Москвы), рассказывает генеральный секретарь DOCOMOMO Россия Николай Васильев.


Кадр из фильма (Фото: архив Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ))

Он отмечает, что магистраль была отголоском еще сталинского Генерального плана города, но все здания вдоль магистрали возводились уже в другом жанре. Новый Арбат и здания строились под руководством Михаила Васильевича Посохина. Исчезли улица Молчановка, Собачья площадка и ряд переулков. С правой стороны стоят жилые дома и кинотеатр Октябрь, с левой - стилобат, над которым возвышаются здания-книжки.

"Это была еще модернистская идея - поставить "вставную челюсть" с рядом четких зубов по одной линии. Новая архитектура задавала другой масштаб и своей высотностью и монотонным фасадом. Предполагалось, что вдоль новоарбатских зданий мы или гуляем, или едем. Новый Арбат потихоньку меняется, но остается главное - магистраль остается парадной. Как только вы въезжаете со стороны Кутузовского проспекта, уже видите некий коридор, который упирается в Кремль", - объясняет москвовед.

Елена Лыкова

В четверг, 19 апреля, генеральный директор компании-девелопера Валентина Становова представила проект обновления дома на Новом Арбате, 15. По ее словам, узнаваемая в Москве по форме «книжка», построенная ровно полвека назад, получит современное содержание.

Новаторский проект Михаила Посохина 1960-х годов сразу стал флагманом советского модернизма. Тогдашний Калининский проспект, а ныне - Новый Арбат, отражал дух времени: здесь появились первый салон красоты, магазины парфюмерии и своеобразные здания стали знаком этой одной из центральных улиц, - отметила она. - Как и тогда, Новый Арбат сейчас становится полем для экспериментов. Мы долго ломали голову - как интегрировать современное инженерное оборудование, как объединить тот дух и нынешние технологии безопасности.

Сроки для проектирования, по ее признанию, были очень сжатыми.

Да и каждый специалист знает, что реконструировать сложнее, чем строить заново, - добавила она.

В итоге было решено, на Новом Арбате появятся гостиница и апартаменты. Уникальное здание станет еще одним туристическим символом Москвы.

Инвестор уловил нынешний тренд по созданию новых центров притяжения в мегаполисе, по переосмыслению функции старых зданий и сохранению их уникальности. В то же время столичные власти и туристы говорят о необходимости открытия современных отелей в центре Москвы.

Как рассказала руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер, мини-отели и крупные гостиницы стали скучны на московском рынке. Продукт, который мог бы сочетать в себе последние технологии, отличаться качеством и быть в итоге доступным для потребителем, давно ждет своей реализации.

Четыре года гостиницы принимают все больше и больше постояльцев, - сказала она о необходимости строительства новых зданий.

В 2017 году московские качественные отели установили шестилетний рекорд по загрузке: 74 процентов номеров было занято.

Рост загрузки отелей и увеличение их доходности свидетельствуют о том, что на рынке существует ниша для выхода гостиниц уровня 4 и 5 звезд.

В реализации проекта на Новом Арбате поучаствовала международная компания. Ее президент Юджин Стааль признался, что давно хотел реализовать необычный проект в нашем мегаполисе.

Москва всегда была в моем сердце, и любовь к российской столице заставляла возвращаться меню сюда снова, - признался он. - Я удивлен тому прогрессу, которого достиг город в плане архитектуры, своего градостроительного развития, жизненного уклада.

По его словам, появление отеля на 300 номеров на Новом Арбате - это своего рода открытие дверей для одного из мировых представителей гостиничного бизнеса. Юджин Стааль выразил надежду на плодотворное сотрудничество со всеми участниками проекта в Москве. Он также рассказал, что в проекте предусмотрены различные виды активности, в здании будут проходить различные события, встречи и мастер-классы.

Другую часть дома-«книжки» займут сервисные апартаменты. Их построят по нью-йоркским образцам. Полный объем инвестиций в проект составляет 6,4 миллиарда рублей. Ориентировочное открытие намечено на лето этого года. Номерной фонд подготовят к размещению болельщиков Чемпионата мира по футболу. Отель будет соответствовать требованиям ФИФА. В настоящее время ведутся переговоры с двумя европейскими ассоциациями по размещению голландских и датских фанатов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Гуляев, руководитель Департамента спорта и туризма города Москвы:

Москве есть что предложить туристу на любой вкус и кошелек - от пятизвездочных гостиниц до бюджетных и при этом качественных хостелов. Новые гостиницы появляются ежегодно и в полной мере удовлетворяют растущий туристический поток. Москва готова принять всех в любое время года, готова удовлетворить самого взыскательного и искушенного туриста. И для тех, кто давно хотел познакомиться с Россией - гостеприимной, самобытной, древней и современной одновременно, - осталось сделать последний шаг на пути к Москве настоящей - купить билет и приехать в наш город.

СПРАВКА

"Дом-книжка" на Новом Арбате, 15 - это 26-этажное здание площадью 28,9 тысячи квадратных метров, оно было построено в 1968 году и долго находилось на балансе мэрии Москвы. Затем оно было продано на аукционе. Внешне здание напоминает раскрытую книгу, поэтому получило такое название.

На Новом Арбате начали распродавать знаменитые «дома-книжки». Как ими распорядятся новые хозяева?

На Новом Арбате продан один из четырех знаменитых «домов-книжек». Его владельцем стала одна из структур группы компаний « Capital Group ». Здание реализовано московской мэрией с условием, что оно будет перепрофилировано под апарт-отель к ЧМ-2018 по футболу. Думается, с этой сделки начинается совсем другая история Нового Арбата — история коммерциализации и смены функционала. Давайте вспомним, каким был Новый Арбат, и представим, каким он может стать в будущем.

Шикарно, как на набережной в Гаване

Первые попытки перепланировать территорию Нового Арбата делались еще в 1920 году. Тогда все обсуждали проект русского конструктивиста Константина Мельникова, предложившего свое видение Арбатской площади и расположенных рядом переулков. Но окончательно судьба этого знакового для Москвы места была решена в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. В нем была запроектирована широкая магистраль, которая от Воздвиженки, через Кутузовский проспект вела к западным окраинам столицы.

Правда, воплотить в жизнь грандиозный замысел тогда не удалось. Дело в том, что как раз в это время расширялась и застраивалась пафосными сталинками главная улица столицы — Тверская. И «двойную» нагрузку город не потянул бы. Кроме того, вмешалась война, которая окончательно спутала все градостроительные планы.

К проекту вернулись в начале 60-х. Тогдашний лидер страны, Никита Хрущев, много ездил за рубеж. Он был очень впечатлен увиденной на западе архитектурой. Особенно сильно его поразила Куба и набережная в Гаване, застроенная белоснежными высотными гостиницами. Генсек загорелся идеей построить что-то подобное у нас. Это должна была быть своеобразная набережная, напоминающая, что Москва, по сути, — порт пяти морей. Именно тогда и был реанимирован проект широкого проспекта, соединяющего Арбатскую площадь и Садовое кольцо, — Нового Арбата.

Специалисты в области градостроительства отмечают, что были и объективные причины обязательного появления новой магистрали. В начале 60-х годов потребовалось разгрузить Старый Арбат от огромного количества транспорта, который по нему ходил. И новая трасса, которая должна была стать частью проспекта Калинина, оказалась как нельзя кстати.

«Вставная челюсть Москвы» стала ее ярким символом

Реализовывать проект начали в 1963 году. За дело взялись видные архитекторы: авторский коллектив в составе Михаила Посохина, Алексея Гутнова, Зои Харитоновой, Татьяны Малявкиной, Олега Баевского. В разные годы над проектом также работали А. Мдоянц, В. Макаревич, Б. Тхор, Ш. Айрапетов, И. Покровский, И. Попова, А Зайцева.

Главной достопримечательностью новой улицы должны были стать (собственно, и стали!) четыре 26-этажных «дома-книжки», где должны были обосноваться советские министерства и ведомства. Дома и правда были похожи на раскрытые книги в твердой обложке.

Оригинальной архитектурной находкой стало то, что все четыре здания «водрузили» на единое основание — стилобат. В стилобате, состоящем из двух подземных и двух наземных этажей, размещались вестибюли административных зданий, магазины, кафе, рестораны.

Внутри основания был проложен 800-метровый тоннель, чтобы грузовой транспорт мог подъезжать к торговым точкам и заведениям общепита, не беспокоя пешеходов на второй по значению улице столицы.

На противоположной стороне проспекта было запроектировано пять 24-этажных каркасно-панельных жилых домов.

Правда, для того, чтобы «прорубить» магистраль внутри жилых районов, пришлось уничтожить часть ценной исторической застройки: исчезла улица Молчановка, Собачья площадка, множество арбатских переулков. И тут, безусловно, не обошлось без критики со стороны коренных москвичей.

В то время Новый Арбат именовался в городском фольклоре не иначе как «вставная челюсть Москвы». Так метко окрестил четыре здания на едином стилобате писатель Юрий Нагибин. Они действительно чем-то напоминали челюсть с вставными зубами. Приклеилось к зданиям и ироничное прозвище «Посохинские сберкнижки».

Между тем сейчас, по прошествии десятилетий, «дома-книжки» воспринимаются как один из ярких символов Москвы — наряду с Кремлем, Тверской и сталинскими высотками.

Количество архитектурных изысков зашкаливало

Вряд ли кто-то сейчас станет спорить с тем, что «дома-книжки» сформировали уникальный городской ансамбль.

…Новым Арбатом и сейчас хочется любоваться. Стремительный размах двух фасадов-«крыльев» создает ощущение легкости всего сооружения, которое как бы вырастает из массивного стилобата.

Фасады украшают выразительные ленты сплошных горизонтальных окон, намекающих на славные традиции конструктивизма.

Два средних этажа имеют несколько другую высоту и другой рисунок оконных переплетов. Так сделали намеренно, чтобы «разбить» некоторую монотонность фасадов. Вестибюль первого и второго этажей отделен от многочисленных магазинов вертикальными стенами — диафрагмами.

Восемь скоростных лифтов способны поднимать на нужную высоту в общей сложности 130 человек.

Холл, в котором расположены эскалаторы, имеет выход на крышу стилобата, где архитекторы изначально планировали расположить «зеленые» зоны и спортивные мини-площадки для сотрудников, которые будут трудиться в этих зданиях.

Надо сказать, что для того времени, в смысле строительных технологий, высотки были новаторскими: это были сборно-каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которые можно было мыть, что немаловажно на оживленной магистрали.

В домах-книжках были использованы новые технологии утепления, которые потом перекочевали в массовое строительство.

Сколько сто ит апарт-отель построить

Время, как известно, штука неостановимая. Наступили 2000-е годы. И встал вопрос о модернизации когда-то супер-современных, а теперь стремительно стареющих зданий. Московские власти активно взялись за поиски инвестора, который смог бы взвалить на себя эту ношу.

В 2015 году два «дома-книжки» впервые были выставлены на торги. Предполагалось, что новые инвесторы возьмутся за перепрофилирование «домов-книжек» под апарт-отели. Это было бы кстати, ведь грядет Чемпионат мира по футболу-2018.

На старте «дома-книжки» были оценены в 5,4 млрд руб. Но желающих приобрести сразу два здания за такую цену не нашлось. Все осложнялось тем, что дома продавались с обременением. Как выяснилось, площади в них лишь примерно на две трети принадлежат Московской мэрии, остальные помещения имеют других собственников. И решать вопрос с собственниками предлагалось самому инвестору. В связи с этим расходы покупателя сильно возрастали.

В итоге уже к весне покупатель на одну из «книжек» все-таки нашелся - это структура компании Capital Group —«Апарт Груп». Дом-книжка по адресу: ул. Новый Арбат, дом 15, — была приобретена за 2,4 млрд руб.

Теперь хозяину предстоит коренная модернизация здания, в котором предполагается сделать апарт-отель. По оценкам экспертов, в реконструкцию придется вложить чуть ли не еще одну стоимость здания (в печати фигурировала даже цифра 6,5 млрд руб. с учетом стоимости дома на аукционе). Ведь нужно будет сделать центральное кондиционирование, современный ремонт, поменять коммуникации, добавить всю необходимую инфраструктуру.

«Дома-книжки» морально устарели?

Как рассказал «РИА Недвижимость» директор по развитию строительных проектов компании Capital Group Павел Корнилов, здания постараются «обновить» так, чтобы вернуть им советский шик.

По его словам, изначально архитектурные решения «домов-книжек» были очень интересными, но впоследствии дома сильно пострадали от так называемых «евроремонтов».

Задача проекта — вернуть зданию первоначальный вид. Инвесторы планируют, применив BIM-технологии, грамотно расположить внутренние инженерные коммуникации и тем самым увеличить полезные площади здания.

Очевидно, будут применены и современные утеплители из пенополиуретана последнего поколения. Вопрос о навесных фасадах пока остается открытым.

— «Дома-книжки» настолько оригинальны и уникальны, что ни о каком «устаревании» архитектуры не может идти речь, — резюмирует спикер.

На финише «дом-книжка» должен превратиться в многофункциональный комплекс, в котором разместится жилье, офисы, гостиницы и вся необходимая инфраструктура.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: pastvu.com, kommersant.ru, kvar-dom.ru, moslenta.ru

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Архитектурный ансамбль комплекса зданий СЭВ на улице Новый Арбат, 36 состоит из административного корпуса, зала для проведения конференций и гостиницы «Мир». Строения связаны друг с другом при помощи двухэтажного стилобата (цокольного этажа).

Территория, на которой разместился комплекс, занимает площадь порядка 4,5 гектаров и находится в непосредственной близости от Москвы-реки и .

Время строительства комплекса приходится на период с 1963 по 1970 годы, когда в Москве проводилась генеральная реконструкция центральных городских районов.

В возведении зданий, помимо Советского Союза, участвовали и другие участники Совета Экономической Взаимопомощи, среди которых ГДР, Монголия, Чехословакия, Польша, Венгрия, Болгария и Румыния.

Доминантой архитектурного ансамбля стал 31-этажный административный корпус. Сооружение выполнено в виде двух изогнутых плоскостей, которые объединены между собой центральной стелой. Такая форма строения стала причиной того, что в народе здание СЭВ на Новом Арбате стали называть не иначе как «дом-книжка».

Общественная зона представлена цилиндрическим по форме залом для проведения конференций, рассчитанным на 1000 посадочных мест.

Завершает ансамбль зданий СЭВ в Москве 11-этажный гостиничный комплекс «Мир», являющийся отдельным объектом.

Художественный образ комплекса, со слов авторов проекта, создавался на основе органической сопоставимости цветовой гаммы, ощущения ритмичности объектов, баланса светотени и контрастности зрительного восприятия.

Акцентирующим декоративным элементом здания СЭВ на Новом Арбате стало мозаичное панно, установленное на фасаде конференц-зала. Оно было выполнено венгерскими мастерами по эскизам советского художника Григория Ивановича Опрышко.

Следует отметить, что при проектировании главного корпуса закладывалась система так называемого гибкого планирования, что позволяло, в случае необходимости, проводить перепланировку помещений уже во время эксплуатации здания под возникающие нужды. Такой принцип широко используется в современной градостроительной архитектуре.