«Боже, Царя храни». Как появился российский монархический гимн

В 1833 году князь Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время Его визита в Австрию и Пруссию, где Императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому Ему музыканту, сочинить новый гимн. И в 1833 году, к гимну "Боже, царя храни!" русский композитор А.Ф. Львов (1798–1870) написал другую мелодию. Это было сделано по указу царя, которому не нравилось, что русский гимн звучит на мелодию английского.Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова.

23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Выслушав новый гимн, император подошел к А.Ф. Львову, обнял его, и крепко поцеловав, сказал:

"Спасибо, спасибо, прелестно; ты совершенно понял меня".

Другой очевидец исполнения записал почти те же слова императора:

"Лучше нельзя, ты совершенно понял меня".

Государь, несколько раз повторив: "C"est superbe!" ("Это великолепно!" - фр.), приказал Бенкендорфу сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение в приказе 4 декабря 1833г. Глубоко растроганный государь пожаловал А.Ф. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом.

Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды.

«Боже, царя храни» — государственный гимн Российской империи с 1833 по 1917 годы. Был написан по поручению Николая I после его визита в 1833 году в Австрию и Пруссию, там императора приветствовали звуками английского гимна. Впервые «Боже, царя храни» был исполнен в декабре 1833 года и в конце месяца — 31-го числа стал официальным гимном Российской империи. Историю создания гимна напомнит Марина Максимова.

Среди определений гимна можно найти и такие: гимн — символ государства, отражающий мировоззренческий и духовный настрой общества, или гимн — краткое изложение национальной и державной идеи народа. Историки утверждают, что в XIX веке потребность в новом, официальном государственном гимне Российской империи стала очевидной. Гимн должен был открыть новый этап развития России как самодостаточной великой державы. Главная песня страны, положенная на иностранную музыку, уже не соответствовала идеологическим постулатам своего времени.

Впервые в России задумались о собственном гимне в конце XVIII века после побед в русско-турецких войнах, затем было знаменитое взятие Измаила, наконец, новый патриотический порыв охватил Россию после победы над Наполеоном. В 1815 году Василий Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», посвященное Александру I, которое начиналось со слов: «Боже, Царя храни!». И именно это произведение, положенное на музыку английского гимна (God Save the King), использовали в качестве российского гимна с 1816 по 1833 год — целых 17 лет. Это произошло после заключения в 1815 году «Четверного союза» — России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Было предложено ввести единый гимн для участниц союза. В качестве музыки был выбран один из старейших гимнов Европы — God Save the King.

17 лет гимн Российской империи исполнялся на музыку британского гимна


Однако Николая I раздражало, что российский гимн пелся на британскую мелодию, и он решил положить этому конец. Согласно одним данным, по указанию императора состоялся закрытый конкурс на новый гимн. Другие источники утверждают, что никакого конкурса не было — создать новый гимн было поручено талантливому композитору и скрипачу из окружения Николая I — Алексею Львову.

Львов вспоминал, что задача показалась ему очень трудной: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды». Такие условия пугали Львова, позже он говорил, что проходили дни, а он ничего не мог написать, как вдруг в один вечер, вернувшись домой поздно, он сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Затем Львов обратился к Жуковскому с просьбой написать слова к уже готовой музыке. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам;

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Гимн «Боже, царя храни» состоял всего из 6 строк


Очевидцы говорят, что Николай I был в восторге от нового гимна. Император похвалил Львова, сказав, что тот «абсолютно его понял» и подарил ему золотую табакерку с бриллиантами. Впервые публично гимн был исполнен в Москве в Большом театре 6 декабря 1833 года. Вот как описывает один московский очевидец этот памятный театральный вечер: «Едва раздались слова напева «Боже, царя храни!», как вслед за представителями знати поднялись со своих мест все три тысячи зрителей, наполнявших театр, и оставались в таком положении до окончания пения. Картина была необыкновенная; тишина, царствовавшая в огромном здании, дышала величественностью, слова и музыка так глубоко подействовали на чувства всех присутствовавших, что многие из них прослезились от избытка волнения».

Впервые в официальной обстановке «Боже, царя храни» был исполнен в Петербурге во время открытия на Дворцовой площади Александровской колонны. После этого гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях.

В качестве гимна произведение Жуковского и Львова просуществовало до отречения Николая II от престола — 2 марта 1917 года.

Прослушать:
http://www.youtube.com/watch?v=emNUP3EMu98&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=3qUFErfzIMc

Александр Булынко
ГИМНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Историческая справка-эссе

Слова Государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни» были написаны в 1815 году великим русским поэтом, основоположником романтизма и переводчиком Василием Андреевичем Жуковским (1783 - 1852).
Текстовая часть гимна содержала всего шесть строк:

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все ниспошли!
(1815)

Эти шесть строк первого российского гимна являлись частью стихотворного произведения В.А. Жуковского «Молитва русских» (см. ниже).
Первоначально в качестве музыкального сопровождения к тексту первого российского государственного гимна была выбрана музыка гимна Британии - «God save the King» («Бог, храни Короля»), написанная англичанином Генри Кэри в 1743 году.
В таком виде он был утверждён указом императора Александра I от 1816 г. об исполнении этой мелодии при встречах императора на торжественных приемах и в такой версии гимн просуществовал до 1833 г.
В 1833 году император Николай I посетил Австрию и Пруссию с визитом, во время которого его чествовали звуками английского гимна-марша. Царь терпеливо выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и заметил сопровождавшему его в этой поездке князю Алексею Фёдоровичу Львову о недопустимости такой ситуации.
По возвращении в Россию Николай I поручил Львову сочинить музыку нового государственного гимна.
Князь Алексей Фёдорович Львов (1798-1870) был выбран в качестве автора музыки неспроста. Львов считался крупным представителем русского скрипичного искусства 1-й половины XIX в. Уроки скрипичного мастерства он получил еще в 7-летнем возрасте у Ф. Бёма, а композиции обучался у И.Г. Миллера.
Образование он получил инженерно-техническое, закончив в 1818 году Высшее Императорское училище путей сообщения (ныне - МИИТ). Затем он работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. С 1826 года он флигель-адъютант при дворе Императорского Величества.
Не имея возможности из-за своего служебного положения (что было запрещено специальным указом императора) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный скрипач-виртуоз.
Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова, как солиста и участника струнного ансамбля.
Позднее в 1837 Львов был назначен директором Придворной певческой капеллы, и прослужил в этой должности до 1861 г. С 1837 по 1839 гг. капельмейстером капеллы являлся великий русский композитор М.И. Глинка.
Кроме музыки российского гимна князь Львов является автором опер «Бианка и Гвальтьеро» (1844), «Ундина» (1847), концерта для скрипки с оркестром, православных церковных песнопений, таких как «Иже херувимы», «Вечери Твоея тайныя» и прочих музыкальных произведений, а также ряда статей по скрипичному мастерству.
А в том 1933 году 35-летний князь Алексей Львов, выполнив госзаказ императора Николая I, стал автором музыки ко второму варианту государственного гимна Российской Империи. Слова к нему также были взяты из стихотворения В.А.Жуковского, но при этом 2 и 3 строки были изменены А.С. Пушкиным, которого также следовало бы считать соавтором этого произведения.
Новый гимн впервые был исполнен 18 декабря 1833 года и просуществовал до Февральской революции 1917 года.
В нем также всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии.
Текстовая часть этого произведения является самым коротким государственным гимном за всю историю человечества. Эти слова легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды.
В период с 1917 по 1967 гг. это произведение нигде публично не исполнялось и для широкой аудитории прозвучало лишь в фильме «Новые приключения неуловимых» режиссера Эдмонда Кеосаяна (Мосфильм, 1968). http://www.youtube.com/watch?v=Jv9lTakWskE&feature=related
С 1917 по 1918 гимном страны была мелодия французской песни рейнской армии «Марсельеза». Слова, которые не являются переводом французской песни, написал П.Л. Лавров, музыка Клода Жозефа Руже де Лиля.
С 1918 по 1944 официальным государственным гимном страны являлся «Интернационал» (слова Эжена Потье, музыка Пьера Дегейтера, русский текст Аркадия Коца).
Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б).от 14 декабря 1943 года был утвержден новый гимн СССР (слова С.В. Михалкова при участии Г.А. Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова). Впервые этот вариант гимна был исполнен в ночь на 1 января 1944. Официально использовался с 15 марта 1944 г. С 1955 г. этот вариант исполнялся без слов, поскольку в его тексте упоминось имя И.В.Сталина. Однако официально старые слова гимна отменены не были, поэтому во время зарубежных выступлений советских спортсменов иногда исполнялся гимн со старыми словами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 был утверждён новый текст гимна, автором текста которого являлся тот же С.В. Михалков.
27 ноября 1990 года при открытии II Внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР была исполнена и единогласно утверждена в качестве Государственного гимна Российской Федерации мелодия «Патриотической песни» М.И.Глинки. Она оставалась гимном России до 2000 г. Этот гимн исполнялся без слов, поскольку общепризнанного текста для «Патриотической песни» не существовало.
С 2000 г официальный гимном России является государственный гимн с музыкой Александра Александрова, написанный им для «Гимна партии большевиков». Очередной вариант текста принадлежит все тому же Сергею Михалкову.
Но это, как говорится, другая песня…

В заключении надо отметить, что все монархические движения России до сих пор своим гимном считают "Боже царя храни".

По материалам Свободной энциклопедии «Википедия» и других Интернет сайтов.

================================================

Государственный гимн Российской империи
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ
(А.Ф. Львов – В.А. Жуковский)

Боже, Царя храни
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя храни!
(1833)

Василий Андреевич Жуковский
МОЛИТВА РУССКИХ

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя, Царя храни!

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли! Дай на земли!
Гордых смирителю,
Славных хранителю,
Всех утешителю - все ниспошли!

Перводержавную
Русь православную,
Боже, храни! Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное!
Все ж недостойное прочь отжени!

Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже, храни! Боже, храни!
Воинам-мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям долгие дни!

Мирных воителей,
Правды блюстителей
Боже, храни! Боже, храни!
Жизнь их примерную
Нелицемерную,
Доблестям верную воспомяни!

О, Провидение!
Благословение
Нам ниспошли! Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение дай на земли!

Будь нам заступником,
Верным сопутником
Нас провожай! Нас провожай!
Светло-прелестная,
Жизнь поднебесная,
Сердцу известная, сердцу сияй!
(1815)

========================================

Эдуард Лейтман
GOT, SAVE THE TSAR

Перевод на английский гимна
"Боже, Царя храни!"

God, save the tsar of us
Sovereign, vigorous!
Reign for the glory of,
Always defend beloved,
Orthodox rigorous.
God, save the tsar of us!

Эдуард Лейтман
THE RUSSIAN PRAYER

Перевод на английский стихотворения
В.А.Жуковского "Молитва русских"

God, save the tsar of us
Sovereign, vigorous!
Reign for the glory of,
Always defend beloved,
Orthodox rigorous.
God, save the tsar of us!

Save, God, for us the tsar!
Let him to be the star
On Russian earth.
Insolence we’ll defeat.
Weak ones ’ll get a treat.
Living for all ’ll be sweet.
God, make us mirth!

Sovereign first of all
Of Orthodox as called
Save Russia, God!
Realms with powers
Where wealth flowers
From what’s not ours
Help us to guard!

Oh, worldly providence,
Your highest prominence,
Bring us the mirth!
Being of good repute
With happy life pursuit
On a demure route
Bless us on earth!

Гимн Российской империи

Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. Гимн генетически восходит к молитве и встречается в сакральной поэзии многих народов всех времен.

В настоящее время гимн, наряду с флагом и гербом, является одним из национальных символов государств.

Из истории европейских гимнов

Первым широко известным в Европе национальным гимном (но не официальным) является британский «God save our Lord the King» («Боже, храни короля»). Затем в подражание ему появились гимны других европейских стран. Первоначально большинство из них пелось на музыку британского гимна (например, российский «Боже, царя храни!», американский, гимн Германской империи, швейцарский и другие - всего около 20 гимнов). Затем гимны стали утверждаться монархами или парламентами, и поэтому почти каждый гимн получил собственную мелодию. Но гимн Лихтенштейна, к примеру, до сих пор поётся на музыку английского гимна.

Гимны Российской империи

В Российской империи было три известных гимна: «Гром победы, раздавайся!» , «Молитва русских» и «Боже, царя храни!» .

«Гром победы, раздавайся!»

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. закончилась победой русских и заключением Ясского мира между Россией и Османской империей. В результате этого договора за Россией закрепилось всё Северное Причерноморье, включая Крым, а политические позиции на Кавказе и Балканах значительно усилились. На Кавказе восстановилась граница по реке Кубань.

Измаил был крепким орешком: ни генерал-фельдмаршал Н.В. Репнин, ни генерал-фельдмаршал И.В. Гудович, ни генерал-фельдмаршал Г.А. Потёмкин не смогли его «разгрызть». А вот А.В. Суворов – смог!

Д. Доу "Портрет А.В. Суворова"

Сначала он внимательно осмотрел крепость, объехав её на невзрачной лошадке и неприметно одевшись, чтобы не привлекать к себе внимания турок. Крепость оказалась очень надёжно защищённой. «Крепость без слабых мест», — сказал он после осмотра. Тогда Суворов начал обучение солдат взятию крепости: учил их быстро ставить лестницы, штурмовать противника. Но он же отмечал позже, что «на штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни».

Штурм крепости Измаил А.В. Суворов начал ранним утром 22 декабря 1790 г., к 8 утра заняв все укрепления и поборов сопротивление на улицах города к 16 часам.

Поэт Г. Державин в честь взятия Измаила написал стихи «Гром победы, раздавайся!» , которые стали неофициальным русским гимном конца XVIII- начала XIX вв.

А. Кившенко "Взятие Измаила"

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!

Припев:
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!

Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздаётся,
Днесь в подсолнечной везде,
Зависть и вражда мятется
И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.

Зри, премудрая царица!
Зри, великая жена!
Что Твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Оживляются одной.

Музыку гимна написал О. А. Козловский, белорусский композитор и органист.

Осип Антонович Козловский (1757-1831)

О.А. Козловский

Родился в дворянской семье в поместье Козловичи близ г. Пропойска (ныне г. Славгород) Могилёвской губернии. Музыкальные способности проявились рано, и мальчика отправили учиться музыке в Варшаву, где он в костёле св. Яна получил музыкальное образование и практиковался как скрипач, органист и певчий. Одно время его учителем был Михаил Огиньский, композитор и политик, больше всего известный у нас как автор знаменитого «Полонеза», участник восстания Костюшко и дипломат Речи Посполитой.

Вступив в 1786 г. в формирование русской армии, Козловский участвует в русско-турецкой войне офицером, а после войны получает в Петербурге признание как композитор: пишет «Российские песни», ему поручают оформление официальных торжеств. В 1795 г. О.А. Козловский по заказу графа Шереметьева пишет оперу «Взятие Измаила» на текст П. Потёмкина. В 1799 г. его назначают «инспектором музыки» императорских театров, а в 1803 г. он получает должность «директора музыки» и фактически становится руководителем музыкальной и театральной жизни Петербурга. Затем он пишет мелодраму «Жнеи, или Дожинки в Залесье», трагедию «Эдип в Афинах», «Requiem» и другие серьёзные музыкальные произведения: инструментальные, хоровые и симфонические, две комические оперы и др. Праздничная кантата «Слава тебе, Боже», написанная в 1814-1815 гг., посвящена победе над Наполеоном. Она впервые прозвучала в день коронации Николая I. Его творчество пользовалось большой славой в России. Козловский - автор праздничного полонеза «Гром победы, раздавайся», который стал гимном Российской империи (1791-1816).

«Молитва русских» («Молитва русского народа»

Это был первый Высочайше утверждённый государственный гимн России с 1816 по 1833 год.

В 1815 г. первые две строфы стихотворения В.А. Жуковского были напечатаны в журнале «Сын отечества», назывались они «Молитва русского народа». Музыкой гимна стала мелодия британского гимна композитора Томаса Арна.

В конце 1816 г. Александр I издал указ, устанавливающий порядок исполнения гимна: он должен был исполняться при встречах императора. Оставался государственным гимном России до 1833 г.

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордыхъ смирителю,
Слабыхъ хранителю,
Всѣхъ утѣшителю-
Всё ниспошли!

Перводержавную
Русь Православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
Въ силѣ спокойное!
Всё-жъ недостойное
Прочь отжени!

О, Провидѣніе!
Благословеніе
Намъ ниспошли!
Къ благу стремленіе,
Въ счастьѣ смиреніе,
Въ скорби терпѣніе
Дай на земли!

История создания гимна «Боже, царя храни!» (1833-1917)

В 1833 г. А. Ф. Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Тогда у императора и появилась идея создания Российского гимна — мелодию монархической солидарности он выслушивал без энтузиазма. По возвращении император поручил Львову сочинить новый гимн. Николай I ценил творчество Львова и доверял его музыкальному вкусу.

Слова гимна были также написаны В.А. Жуковским, но 2 и 3 строки написал А.С. Пушкин. Впервые гимн был исполнен 18 декабря 1833 г. под названием «Молитва русского народа», а с 31 декабря 1833 г. стал официальным гимном Российской империи под новым названием «Боже, царя храни!» . Этот гимн просуществовал до Февральской революции 1917 г.

Боже, Царя храни!

Сильный, Державный,

Царствуй на славу, на славу намъ!

Царствуй на страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Рукопись В.А. Жуковского

Всего шесть строк гимна и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор.

Музыку к новому гимну написал композитор А.Ф. Львов.

Алексей Фёдорович Львов (1798-1870)

П. Соколов "Портрет А. Львова"

А.Ф. Львов – русский скрипач, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель. В 1837-1861 гг. руководил Придворной певческой капеллой (сейчас это Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга - концертная организация Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России, основанный в XV в., и симфонический оркестр. Имеет свой концертный зал).

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга им. М.И. Глинки

Родился А.Ф. Львов в 1798 г. в Ревеле (ныне Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Ф. П. Львова. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов. В 1818 г. окончил институт путей сообщения, работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, но занятий на скрипке не оставлял.

С 1826 г. - флигель-адъютант.

Из-за своего служебного положения Львов не имел возможности выступать в публичных концертах, но, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, он прославился как замечательный виртуоз. Но во время путешествий за границей он выступал и перед широкой аудиторией. Он имел дружеские отношения со многими европейскими исполнителями и композиторами: Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, которые высоко ценили его исполнительское мастерство. Он написал книгу о началах скрипичной игры и приложил к ней собственные «24 каприса», которые до сих пор имеют художественно-педагогическое значение. Писал он и духовную музыку.