Богословом быть обязан. Невероятные приключения теологии в России

Богословие и смежные предметы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Великобритании степень доктора богословия - англ. Doctor of Divinity (D.D.) - традиционно является самой престижной из докторских степеней степенью «Доктора Университета», примерно соответствующей российской степени доктора наук. Её не следует смешивать со степенью доктора теологии - англ. Theology Doctor, ThD (D.Theol.) - первоначальный докторат, присваеваемый за исследования, и примерно соответствующий российской степени кандидата наук, в данном случае - богословия.

    Далее по важности следуют степени доктора юриспруденции (Legum Doctor) (или доктор гражданского права - Doctor of Civil Law), доктора медицины (Medicinæ Doctor), доктора гуманитарных наук (Litterarum doctor), доктора естественных наук (Scientiæ Doctor) и доктора музыки . Своим высоким статусом степень Divinitatis Doctor обязана традиционной связи британских университетов с христианской церковью. По мере секуляризации университетов в XX веке степень Divinitatis Doctor утрачивает своё прежнее значение, хотя официально всё ещё является высшей докторской степенью в английских университетах в Оксфорде, Кембридже, Дареме , а также в шотландских университетах св. Андрея, Глазго, Абердина .

    США

    В США степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa . В США не существует системы «высших докторских степеней» («higher doctorates»), поэтому высшие степени в академическом богословии - доктор философии и доктор богословия (Doctor of Theology) или доктор священного богословия (Doctor of Sacred Theology).

    Другие докторские степени в области богословия - Doctor of Biblical Studies , Doctor of Practical Theology , Doctor of Ministry .

    Российская империя

    В Российской империи учёные степени в духовных учебных заведениях были учреждены в начале XIX века .

    Доктором богословия мог стать магистр академии. Для получения степени доктора магистр должен был написать сочинение на латинском или русском языке , которое вносилось в конференцию в установленном порядке. Сочинение должно было состоять: «a) или из ответа на одну какую-нибудь из задач, конференцией предложенных к разрешению; b) или из открытия новых способов улучшить которую нибудь из наук к духовной учености относящихся: c) или из произвольно избранного сочинителем содержания, которое может иметь особенное влияние на пользу церкви».

    «Пространство предложенного сочинения достаточным, а достоинство онаго уважительным признается: а) когда сочинитель обдумал избранный им или от конференции назначенный ему предмет со всех возможных сторон: b) когда столько написал об оном, сколько должно было написать; с) когда таким точно слогом изъяснился, какой сроден сущности предмета».

    Устав также определял, что звание доктора не должно даваться за: «a) За переводы. b) За проповеди, разве бы кто постоянным упражнением в сем роде, и чистотой христианского учения, отличился особенно и заслужил общее одобрение. c) За сочинение, без особливого труда выбранные из других книг отечественных, или иностранных». В Уставе были прописаны нравственные требования к претендентам на звание доктора.

    «Никакое совершенство сочинения не должно доставить звания доктора тому, кто чистым и неукоризненным образом жизни не засвидетельствовал о себе вышнего звания быть учителем христианским. Конференция всемерно должна стараться иметь о сем верные сведения».

    Современное использование

    Степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa людям, чьи выдающиеся труды связаны с религией. В большинстве англоязычных университетов студенты, защитившие диссертацию на соискание докторской степени, получают степень доктора богословия (Doctor of Theology), а не Divinitatis Doctor. Согласно мнению Национального научного фонда США, эта степень эквивалентна в настоящее время степени доктора философии .

    В России

    В настоящее время на территории Российской Федерации присвоение учёной степени «доктор богословия» не относится к компетенции Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации .

    В России и на Украине степени доктора богословия присваиваются в следующих образовательных организациях:

    • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity » (в европейской классификации)
    • Славяно-Греко-Латинская Академия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктора богословия англ. Doctor of Theology »
    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - только «Кандидат богословия ».

    Законодательство РФ о богословских степенях.

    11 октября 2015 года в России был принят Паспорт научной специальности по направлению теология, предполагающий защиту кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению . В соответствии с ним будут присваиваться степени кандидатов и докторов только по философским, историческим, филологическим, педагогическим, культурологическим и искусствоведческим отраслям наук. Кандидатов и докторов теологии в соответствии с данным паспортом специальности не присваивают.

    Вместе с тем, согласно Закона об образовании в Российской Федерации, Положений об лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации, Федеральным образовательным стандартам по направлению теология - богословские степени и богословские звания, присужденные и (или) признанные на территории Российской Федерации или за рубежом признаются . Присуждение и (или) признание богословских степеней на территории Российской Федерации законодательно не регламентировано, в связи с чем де-юре и и де-факто признаются богословские степени, присужденные за рубежом и подтвержденные Апостилем , государства выдавшего богословскую степень (Doctor of Divinity и Doctor of Theology). Также де-факто признаются богословские степени выданные образовательными организациями, принимающими защиту богословских степеней в рамках дополнительного образования, однако в рамках действующего законодательства, они могут быть легитимны в статусе почетной степени Honoris Causa по богословию.

    См. также

    Примечания

    1. https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/field/field_document/Degree%20ceremony_201617_web.pdf
    2. Криворученко В. К. // Официальный сайт Московского гуманитарного университета . Автор - доктор исторических наук , профессор кафедры истории

    Преподает

    Магистратура:

    Экзегетика Священного Писания

    Общий педагогический стаж:

    Стаж работы по специальности:

    Библиография

    На русском языке:

    1. Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония // Богословие, философия, культурология. № 4. СПб., 2001. С. 101–117.
    2. Архимандрит Софроний и Давид Бальфур // Церковь и время 2001. № 2 (15). С. 170–183.
    3. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония // Церковь и время 2001. № 3 (16). С. 229–270.
    4. Учение архимандрита Софрония о старчестве // Начало / Журнал Института богословия и философии. СПб, 2001. № 10. С. 84–112.
    5. О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина «Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы» // Альфа и Омега 2001. № 2 (28) и 3 (29).
    6. Подвиг Богопознания // Архимандрит Софроний. Подвиг Богопознания. Письма с Афона к Д. Бальфуру. М., 2002. С. 25–38.
    7. Архимандрит Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое / Предисловие. М., 2001. С. 11–15.
    8. Архимандрит Софроний. Письма в Россию / Предисловие. М., 1997. С. 7–16.

    На английском языке:

    1. I Love Therefore I Am. The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony. New York: St Vladimir"s S. Press, 2002.

    2. The Theology of Archimandrite Sophrony. D. Phil. Thesis. Oxford, 1999.

    3. Monastic life according to Father Sophrony // Sourozh, № 99. London, 2005. C. 29–41.

    4. St Silouan the Athonite and Archimandrite Sophrony // Conomos D. and Speake Gr. (eds.). Mount Athos The Sacred Bridge: The Spirituality of the Holy Mountain. Oxford: Peter Lang, 2005. C. 141–162.

    На французском языке:

    1. L"Archimandrite Sophrony; Esquisse // Buisson Ardent № 10. Pully, 2004. C. 107–126.

    J"aime done je suis: Le legs theologique de 1"archimandrite Sophrony. Пер. Michel Quenot. Paris, 2005.

    1. Архимандрит Софроний. Единство Церкви по образу Святой Троицы // Рождение в Царство Непоколебимое. М., 2001, С. 50–90.

    2. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 51–57 // Церковь и время 2000. №4 (13). С. 328–355.

    Биография

    В 1982 г. окончил 9 классов средней общеобразовательной школы № 116 в Москве и поступил в Московское государственное музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

    В 1986 г. получил диплом преподавателя теории музыки.

    С 1986 по 1988 г. проходил военную службу в армии.

    В 1989 г. совершил паломническую поездку в монастырь Св. Иоанна Предтечи в Великобритании, основанный архимандритом Софронием Сахаровым, по благословению которого был принят в братию монастыря.

    В 1990 г. рукоположен в сан диакона.

    С 1990 по 1991г. проходил курсы английского языка в Кольчестере (Colchester Institute, U.K.), по окончании которых получил следующие сертификаты: Первый Кембриджский Сертификат (Cambridge First Certificate) и Кембриджский Сертификат Квалифицированного владения языком (Cambridge Proficiency).

    В 1992 г. поступил в Оксфордский Университет (Великобритания) на богословский факультет в колледж «Пемброук» (Pembroke Colledge, Oxford).

    1996 г. окончил с отличием полный курс бакалавра (ВА Honours in Theology), продолжил образование в Оксфордском университете и в 1997 получил звание магистра (MA Honours).

    В 1999 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Богословие архимандрита Софрония», получив звание «Доктор богословия» (PHD in Theology).

    В 2001 г. проходил обучение греческому языку в Афинском лингвистическом центре и в 2002 г. в Аристотелевском университете (Салоники, Греция).

    В 2001 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в сан священника.

    Принимал участие и выступал с докладами в различных богословских конференциях: в Международном конгрессе по Свт. Григорию Паламе (Афины, 1998) и др.

    С 2004 г. преподает в Кембриджском Православном Институте, читая курсы лекций по русской религиозной мысли XIX–XX веков и по Новому Завету.

    С 2006 г. зачислен в коллегию Эссекского Университета (Великобритания) накафедру «Психоаналитики».

    С 2006 г. преподает Экзегетику Священного Писания на Кафедре библеистики в МДА.

    Стать доктором теологических (или богословских) наук до недавнего времени в России было невозможно. Конечно, ученые степени присваивались диссертационными учеными советами духовных академий и университетов РПЦ, но никакой юридической силы на территории РФ они не имели.

    Однако в сентябре прошлого года по решению Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России теология стала новой научной специальностью, получив шифр «26.00.01». А 30 мая в системе Минобрнауки был создан первый объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология». И теперь в абсолютно законных рамках можно защитить научную работу по теологии и получить научную степень кандидата или доктора.

    Сейчас в рамках ВАК формируется экспертный совет по теологии. А ранее соглашение о создании объединенного диссертационного совета по теологии было подписано ректорами РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

    В России около 50 государственных и негосударственных вузов имеют аккредитацию по специальности «теология». В этом году будет выпущено около 200 студентов на уровне бакалавриата и примерно столько же магистров. Сколько из них выберут аспирантуру, пока непонятно. Но в диссертационном совете по теологии готовы к приему научных работ.

    У совета есть полномочия принимать к защите работы, их рассматривать и выступать с рекомендацией, - пояснили «Известиям» в совете.

    Споры о том, является теология наукой или нет, ведутся еще с 1991 года, когда правительство сначала включило теологию в перечень научных специальностей, а потом исключило ее.

    Я высказываю личное мнение как доктор философских наук и академик Академии образования, - говорит первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - С моей точки зрения, светской теологии как науки нет и быть не может. Наукой могут быть религиоведение и другие дисциплины, изучающие религию. Я вполне понимаю, например, что Свято-Тихоновский университет успешно несет в массы слово Божие в помощью современных технологий. Но совершенно не понимаю, когда в ядерном университете открывается кафедра теологии. Ломоносов еще в ХVIII веке повторил идею двойственной истины. Смысл ее предельно прост: богословам нечего делать в науке, а ученые не должны заниматься богословием. Каждый должен заниматься своим делом.

    Между тем появление диссертационного совета по теологии облегчит жизнь ученым, чьи работы не вписывались в рамки философии или истории религии.

    Я зампредседателя диссертационного совета по философии религии и религиоведению при РАНХиГС. Религиоведение в России отнесено к философским наукам, а также к историческим, - рассказывает религиовед, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института госслужбы и управления РАНХиГС, заведующий Межвузовской кафедрой религиоведения, этнокультурологии и проблем евразийской интеграции Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета Вильям Шмидт. - И в силу специфики нашего совета, мы традиционно принимали работы, которые шли на стыке наук. Например, культурологии, социологии, политологии, права. Иногда их было тяжело квалифицировать как философские работы, потому что религиозный дискурс указывал на то, что это предметная область теологии. Но теологии-то не было, поэтому кандидатские и докторские возвращали на доработку. А некоторые вообще отклоняли.

    С такой ситуацией Шмидт столкнулся лично, когда в 2000 году в МГУ, а затем в 2007 году в РАГС защищал работу, посвященную наследию патриарха Никона, - кандидатскую и докторскую.

    Некоторые доктора наук выдвинули к ней претензии - они считали, что в работе усилена богословская составляющая. И говорили: «А почему мы должны защищать ее по философским наукам, даже если предметная область - религиоведение?», - вспоминает Шмидт.

    Как подчеркивают эксперты в области теологии и религиоведения, речь идет не только о христианской теологии, но и мусульманской, иудейской, буддистской и др.

    Нет просто теологии - теология всегда конкретна и соответствует той или иной религиозной традиции, - поясняет Шмидт.

    По мнению экспертов, уровень теологов в России сейчас чрезвычайно низкий, поскольку еще не сформированы критерии.

    Олег Смолин считает, что духовные лица вполне могут получать ученую степень. Но не по теологии.

    Мне кажется, что если духовный деятель хочет иметь светскую ученую степень, он может защититься, например, по истории церкви. Или по каким-то другим темам, но в рамках светских наук, а не по теологии, - говорит депутат. - Потому что если, скажем, во время защиты диссертации сойдутся атеист, религиозный деятель и агностик, то, скорее всего, восторжествует формула Канта. А она звучит примерно так: существует три основных доказательства бытия Божия, но ни одно из них с научной точки зрения доказательством не является. Поэтому каждому свое.

    Однако Вильям Шмидт убежден, что это не совсем корректно, поскольку теолог и религиовед - это разные научные специальности. Сегодня дискутируется вопрос о придании теологии статуса научной отрасли.

    Да, у этих наук объект исследования разный. Религиоведение не занимается исследованием проблем Бога. А теология как раз занимается именно этим. Предельный объект теолоогии - это Бог и его проявления в мире. А религиоведение занимается религией как социальным явлением, феноменом, - говорит Шмидт. - Но неспециалистам кажется, что это одно и то же.

    Сейчас в аспирантурах религиозных вузов по специальности «теология» в общей сложности обучается чуть более 50 человек. И теперь у каждого из них есть возможность стать кандидатом наук.

    До начала XIX года стройной общей системы аттестации в православных духовных учебных заведениях Русской Церкви не было и ученые степени присуждались в каждой школе в соответствии со своим уставом. Первая попытка согласования уставов духовных академий с общегосударственными нормами присвоения ученых степеней произошла в года. В результате священнослужителям по единым правилам стали присуждать ученые степени "кандидат богословия ", "магистр богословия " и "доктор богословия ". Первые две из них присваивались выпускникам духовных академий по результатам учебы и полученным знаниям. Степень доктора богословия могла быть присуждена только на основании защиты диссертации.

    В году был принят новый устав духовных академий, а с ним и новый порядок присвоения степеней. Степень кандидата богословия стала присваиваться студентам, окончившим три, а магистерская – четыре курса обучения. Эти степени обозначили лишь разные классы академических дипломов.

    С года наиболее успешно окончившим духовные академии присваивались степени, а остальным - звания "действительный студент ", что было идентично университетским дипломам. Магистерская степень в этом случае была свидетельством получения высшего богословского образования. С года по результатам защиты диссертаций присуждались степени: "доктор богословия ", "доктор церковной истории " и "доктор канонического права ", хотя были и исключения.

    В англоязычном мире

    В ряде православных учебных заведений возникших в англо язычном мире вошла в употребление общепринятая местная система религиозных учебных степеней. Обыкновенно в ходу трехступенчатая система - "бакалавр ", "магистр " и "доктор ", с присовокуплением сферы специализации. Так, на год одна из наиболее значительных православных высших духовных школ англоязычного мира - Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде , штат Нью-Йорк - предлагала три магистрские и одну докторскую программы с четырьмя специализациями: богословие (Theology), пастырство (Divinity), искусство (Arts) и служение (Ministry)

    И стоит ли его искать или лучше, подобно большинству людей, спокойно плыть по течению? Тысячи людей по всему миру всё чаще задаются подобным вопросом. Может быть, ответить на него нам поможет доктор богословия и служитель Церкви адвентистов седьмого дня Феликс Понятовский, который не понаслышке знает, что такое поиск жизненного предназначения.

    - Феликс Климентьевич, вы с самого детства хотели стать богословом и служителем церкви?

    - Нет. Я никогда не мечтал и не думал, что стану богословом. Я родился ещё в Советском Союзе, и моя семья не была верующей. Я учился в обычной школе, и у меня были обычные мечты. Конечно, я мечтал кем-то стать, чего-то добиться в этой жизни, но мечты менялись по мере моего взросления.

    Очень сильно на меня повлиял юношеский романтизм. Я любил читать книги о приключениях, путешествиях и решил нечто подобное воплотить в своей жизни. Но в Советском Союзе далеко путешествовать просто так было невозможно. И я понял, что единственный способ путешествовать - это стать моряком.

    - Вам нравился процесс обучения в мореходке или вы разочаровались в своём выборе?

    - Если говорить о самом учебном процессе, то, как и в любом учебном заведении, есть предметы, от которых ты просто в восторге, потому что они тебя вдохновляют, а есть те, после которых тебя охватывает депрессия.

    Профессия моряка мне очень нравилась. И хотя потом я понял, что она не так романтична, как мне казалось, всё же я любил её.

    Однако к тому времени я стал верующим человеком, ходил в церковь и осознал, что невозможно будет совмещать профессию моряка с моими религиозными убеждениями. Поэтому внутри меня долгое время шла борьба. Я не знал, как правильно поступить: оканчивать это учебное заведение или оставить учёбу прямо сейчас? Сказать по правде, для меня это был весьма непростой вопрос.

    - Откуда возникло желание стать богословом и служителем церкви? Ведь эта сфера деятельности радикально отличается от работы во флоте!

    - В студенческие годы меня заинтересовала Библия. Но я не хотел играть в религию. Я желал стать по-настоящему духовным, верующим человеком. Вот тогда и начались мои поиски Бога. Я стал ходить в церковь, ежедневно читать Священное Писание. Я столкнулся с тем, что многое из прочитанного в Библии мне непонятно. Мне очень хотелось понимать эту книгу глубже, чем большинство людей! Я осознавал, что для этого мне необходимы особые знания или, скорее даже, особое образование. Тем не менее, мечта понимать Библию продолжала расти в моём сердце.

    - Очень интересно! Давайте вернемся к учёбе в мореходке. Чем же закончилась ваша внутренняя борьба?

    - Я всё же решил получить диплом, а уже потом думать, работать мне по специальности или нет. В то время после выпуска было распределение по местам работы. Меня определили в Мариуполь, но я не поехал. К тому времени я уже твёрдо решил, что не буду связывать свою жизнь с профессией моряка, потому что тогда мне придётся идти на компромисс с моими принципами и духовными убеждениями.

    - Это весьма благородное и мужественное решение, но ведь необходимо на что-то жить. Что вы делали дальше?

    - Следующие несколько месяцев я пробовал себя реализовать в небольшом бизнесе. Не всё шло гладко. И тут мне предложили служение пастора в одной небольшой церкви. Я подумал, что это слишком возвышенное и сложное призвание, и у меня ничего не получится. Ведь для этого необходимо очень хорошо знать Библию, уметь проповедовать, общаться с людьми. У меня на тот момент, как я полагал, таких навыков не было. Я был уверен, что смогу продержаться максимум месяц, и на том вся эта затея закончится. Но так получилось, что я совершал пасторское служение на протяжении целого года, после чего мне предложили получить богословское образование в Заокской духовной семинарии. А когда на учёбу направляет Церковь, это означает, что основную часть расходов за обучение она берёт на себя. Я без колебаний принял это предложение. Вот таким образом Бог начал осуществлять мою новую мечту.

    - Это удивительно! Однако быть моряком куда более престижно и финансово выгодно, чем служителем церкви! Насколько тяжело было отказаться от такой заманчивой перспективы из-за религиозных убеждений?

    - Это было непросто. Мой отец, узнав, насколько прибыльна профессия моряка, какое-то время доставал меня вопросами: «Когда ты одумаешься и будешь работать по своей специальности?» Но тогда я уже начал созревать как личность и сумел осознать, что лучше сейчас оставлю эту мечту, чем потом всю жизнь буду мучим угрызениями совести, что пошёл наперекор своим принципам.

    Кроме того, моя первичная мечта - путешествовать по разным странам, увидеть мир - не умерла. Бог помог воплотить её в жизнь даже более удивительным образом, чем я мог представить. Моряки обычно видят мир из иллюминатора своего корабля. Ну, или, в лучшем случае, как туристы, не имея много времени на пребывание в той или иной стране.

    Мне же Бог позволил увидеть мир по-настоящему. В 2008 году Церковь направила нашу семью на учёбу на Филиппины, где мы с супругой получили докторскую степень. Мы находились там целых четыре года. Потом через пару лет после нашего возвращения в Украину я вновь имел возможность поехать на полгода за рубеж. На этот раз в Голландию. Это тоже был потрясающий опыт! Я без сомнений могу сказать, что, если на то будет Божья воля, Он может исполнить любые наши мечты!

    Как найти своё призвание

    1. Прислушиваться к себе.

    Если человек под воздействием внешних факторов выбирает работу, которая ему не нравится, он будет в дальнейшем мучиться всю жизнь. Необходимо прислушиваться к себе и искать работу, которая приносит удовольствие.

    2. Наибольше е удовольствие и удовлетворение приносит работа

    на которой ты можешь не просто заработать деньги, но и послужить другим. Настоящее счастье начинается тогда, когда ты живёшь не только для себя, но и для других.

    3. Необходимо прислушиваться к Богу.

    Нужно читать Божье Слово, Библию, и в молитве просить у Господа, чтобы Он показал, чего Он хочет от нас в нашей жизни. Я уверен, что у Бога для каждого из нас есть план. И если мы последуем этому плану, мы сможем стать по-настоящему эффективными в нашей профессии и достичь максимально высоких целей в жизни.

    Беседовал Олег БОКОВ
    adventist.ru
    Печатается с сокращениями