Антверпен тициан вечеллио, жак фуке, ян ван эйк. Жан Фуке

В книжных миниатюрах на религиозные, исторические, светские темы ("Часослов Этьена Шевалье", 1450-1455, Музей Конде, Шантийи, и другие собрания; "Большие хроники короля Франции", 1458, Национальная библиотека, Париж; французский перевод "Жизни знаменитых мужчин и женщин" Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен; "Иудейские древности" Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха "Мадонна с младенцем", около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Исключительно правдивы и очень характерны выполненные Фуке портреты (короля Франции Карла VII, канцлера Гуллиаме Жювенеля дез Юрсен, обе картины в Лувре, Париж).

Картина Жана Фуке "Мадонна с младенцем".
Религиозный образ Мадонны с младенцем на троне изображает также и более земной сюжет. Распространено мнение, что Мадонна на самом деле – это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке. Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Аньес Сорель (Agnes Sorel) (около 1422 – 9 февраля 1450), возлюбленная французского короля Карла VII, первая официальная любовница при дворе французских королей. Происходила, по-видимому, из небогатых дворян. Была фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии, жены короля Рене Анжуйского, на сестре которого, Марии Анжуйской, был женат Карл VII. Ее связь с королем началась в 1444 году. В 1445 родился ее первый ребенок, после чего Аньес близко сошлась с королевой Марией, став ее фрейлиной. Современники единодушно называли ее прекраснейшей из женщин (даже папа Пий II оставил восхищенный отзыв о ее внешности). При дворе Аньес Сорель ввела в моду облегающие платья, низкие декольте, обнажавшие одну грудь. В 1448, когда у нее уже было трое детей от короля, она удостоилась от своего возлюбленного титула «Прекрасной Дамы» (игра слов; на французском языке Dame de Beaute означает также владелицу замка Боте-сюр-Марн). Фаворитке короля Карла VII были подарены замки, земли; она получала огромные денежные доходы. Умерла она после родов четвертого ребенка.

Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес Сорель патриоткой, вместе с героиней Жанной д"Арк, способствовавшей освобождению страны от англичан. Авторы подобных легенд относят дату рождения Аньес Сорель к первому десятилетию 15 века, а поворот короля от светских удовольствий к воинским подвигам приписывают ее влиянию. Эти предания, в частности, отражены в поэме Вольтера «Орлеанская девственница». В середине 15 столетия, один из крупнейших французских живописцев того времени, Жан Фуке, известный своими миниатюрами, совершил путешествие в Италию, где он должен был видеть работы Пьеро делла Франчески и других ренессансных художников. Необходимо отметить, что острое внимание Жана Фуке к деталям восходит к северным художникам, таким как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны Мадонны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.


1. Жан Фуке. «Этьен Шевалье со святым Стефаном», ок. 1450. Картинная галерея, Берлин (левая створка Меленского диптиха). 2. «Богоматерь с младенцем». Королевский музей изящных искусств, Антверпен (правая створка)

Портрет изображает королевского казначея Этьена Шевалье, в молитве перед Богородицей, в образе которой, вероятно, изображена недавно умершая любовница короля.

Реализм ван Эйка быстро получил мировое признание. В Италии Бартоломео Фацио в 1455-56 годах превозносил фламандского живописца как «принца художников нашего века». Также и во Франции, где бургундское искусство было уже хорошо известно, новый стиль быстро завоевал признание под именем la nouvelle pratique . Следы этого влияния чувствуются в работе Ангеррана Картона, а также в знаменитой «Пьете из Вильнев-лез-Авиньон» (см. илл. с. 43), написанной ок. 1470 года анонимным южнофранцузским художником.

Неизвестный художник (Ангерран Картон?), «Пьета из Вильнев-лез-Авиньон», до 1457, Лувр

Донатор, чье лицо изображено реалистично, показан коленопреклоненным, с молитвенно сложенными руками в левом нижнем углу «Пьеты». Его белые одеяния, а также атрибут в виде восточной архитектуры (иерусалимский Храм Гроба Господня) на золотом фоне, дают возможность предположить, что он совершил паломничество в Иерусалим.

Художник предал мощное драматическое выражение горя участникам группы Снятия с Креста, и интенция по введению донатора в их группу кажется достаточной очевидной. Однако, взгляд и жест донатора (пока) не производят никакого впечатления собственно на святых персонажей, так что языком тела он остается вне их нарратива. Хоть и являясь частью картины, донатор поэтому кажется каким-то образом изолированным внутри её. Его взгляд задуман быть направленным прямо на развивающиеся события, но вместо того, чтобы выполнить требование своего заказчика, художник нарисовал его смотрящим скорее не на центр композиции, а диагонально наружу от него.

Аналогично этому изображен взгляд Этьена Шевалье в картине, выполненной Жаном Фуке по заказу Шевалье - вероятно, в 1451 году, после возвращения из Италии в Тур (где он провел большую часть своей жизни, работая в одной из французских королевских резиденций). Шевалье изображен на левой створке диптиха (сейчас в Берлине), обычно известного как «Меленский диптих», в честь места рождения донатора.

Шевалье, высокопоставленный чиновник при дворе Карла VII и Людовика XI , показан в простом, но элегантном красном одеянии. Его длинные тонкие руки, чья бледная, немного вялая кожа так сильно контрастирует с коричневатым цветом его лица, сложены в молитвенном жесте.

Его портрет - парный изображению Богоматери на правой створке диптиха. В отличие от донатора, она изображена в анфас, идеализованная как архаический объект поклонения. Этьен Шевалье позирует в три четверти, поэтому его взгляд, хотя и повернутый к Деве, проходит мимо нее. Здесь также цель портрета - показать донатора - вступает в конфликт с желанием донатора быть частью святой мизансцены картины.

Анонимный художник. Портрет Агнес Сорель, 16 век, частное собрание. Агнес назначила Шевалье своим душеприказчиком, что однозначно свидетельствует о близких отношениях между ними.

По преданию, Дева здесь изображена с чертами лица Агнес Сорель, фаворитки Карла VII . Богато одетая в горностаевую мантию и жемчужную корону, с выбритым лбом, согласно придворной моде того времени, Дева смиренно опускает глаза и предлагает свою грудь Младенцу. Позади ее трона находится толпа красных и синих путти-ангелочков вперемешку.

Портрет Этьена Шевалье сходен, в некоторых аспектах, с . Фуке тоже получил заказ написать чиновника, который поднялся из неаристократических слоев до высших позиций в феодальном абсолютистском государстве, и чье желание создать себе мемориал выдает его потребность в борьбе за социальный статус с нобилитетом. В то же время, диптих мог быть приношением по обету, ex voto , сделанным в знак его благодарности за назначение канцлером (Trésorier) Франции в 1451 году. Возможно, он был предназначен быть напоминанием о уважаемой фаворитке короля, которая умерла 9 февраля 1450 года.

Жан Фуке. "Часослов Этьена Шевалье". Ок. 1452-1460 гг. Книжная миниатюра: разворот с изображением Этьена Шевалье и святого Стефана коленопреклоненными перед Богородицей

В то время, как ван Эйк нашел «прогрессивное» решение проблемы интеграции в духовное и повествовательное единое целое сюжета «донатор поклоняется Богоматери», Фуке, который был главным придворным художником много лет, хотя и не являлся официальным peintre du roi до 1475 года, показывает Шевалье и святого Стефана, его тезоименитного патрона, в едином силуэте.

Чистота контуров и четкие большие участки цвета подчеркиваются светлым фоном мраморных стен и пилястр, на которых имя донатора повторяется во фризообразном узоре. Новаторский шаг Фуке от нидерландского донаторского портрета состоит в уменьшении сложности субъекта ради минимума чистых, экспрессивных компонентов.

Скомпрессованные многочисленные детали-аллюзии в композициях ван Эйка контрастируют с простой, лапидарной символикой Фуке: камень, лежащий на молитвеннике в кожаном переплете с золотым обрезом, например, очевидный знак интереса художника к геологии. Как и рана на тонзуре святого, откуда кровь капает на воротник его далматика, камень обозначает вид мученичества святого патрона. В Часослове, сделанным для Шевалье (1452-60), ныне в музее Конде в Шантильи Фуке сделал миниатюру с побиением камнями святого Стефана.

Часослов Этьена Шевалье. Побиение святого Стефана камнями

Жан Фуке. Автопортрет. Лувр. Небольшой медальон был одним из нескольких, украшавших несохранившиеся наружные створки диптиха. Это старейший автопортрет с подписью художника в западном искусстве.


Жан Фуке.Богоматерь с младенцем. ок. 1450.Холст, масло. 91 ; 81 см
Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Жан Фуке.Этьен Шевалье и святой Стефан. ок. 1450
Холст, масло. 91 ; 81 см Берлинская картинная галерея, Берлин

Жан Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.

После пребывания в Италии Фуке вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (в 1461 году) и Людовика XI. В 1475 году получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.

Сегодня мы посмотрим его Миленский диптих.Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка - в Берлине, правая - в Антверпене.Сначала рассмотрим Мадонну.

Заказчиком картины являлся Этьен Шевалье (1410-1474), королевский казначей. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти.

Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея - это знак того, что его мольбы были услышаны. Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр-Дам. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.

«Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне. Этьен одет в праздничный, подбитый мехом, наряд, с модными в то время широкими плечами. Он служил сначала секретарем у Карла VII, потом нотариусом и налоговым ревизором. В середине века он отвечал за финансы королевства. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком.

На самом деле Жан Фуке изобразил в виде мадонны фаворитку Карла VII Аньес Сорель. По отзывам современников, она была одной из самых красивых женщин своего времени. Красота Аньес пленила французского короля, как только он ее увидел.Спустя некоторое время ему удалось добиться благосклонности девушки.

В возрасте 20 лет она впервые появилась при французском дворе, и сорокалетний король влюбился в неё до беспамятства. Об этом свидетельствует придворный хронист Шастилье. А Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, писал в своих мемуарах:

"Во время трапезы, в постели, на королевском совете - она всегда должна была быть вместе с ним."

Дама де Боте была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она участвовала в политической жизни страны, приближая ко двору талантливых людей. Одним из них был Этьен Шевалье. Он сделал блестящую карьеру, быстро пройдя путь от секретаря, затем финансового советника до королевского казначея. Этьен Шевалье стал другом Карла VII и его сына Людовика XI.

Именно Шевалье после смерти Аньес Сорель заказал Жану Фуке диптих, на правой створке которого была изображена его покровительница в образе богоматери. Самого заказчика художник запечатлел коленопреклоненным на левой створке вместе с его святым покровителем.

Аньес Сорель родила королю троих девочек, и в благодарность за это монарх подарил ей свой замок, расположенный в месте, которое называлось Боте-сюр-Марн - «красота на Марне». Вместе с поместьем Аньес получила дворянский титул Дамы де Боте, соответствующий ее пленительной внешности. Ее связь с королем продолжалась почти двадцать лет. Аньес Сорель умерла от родов в 1450 году.

Супруга Карла Мария была занята воспитанием четырнадцати детей - набожная и с лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху.

Нидерландский историк, критикуя «Меленский диптих» за опасное сближение религиозного и эротического чувств, отмечал его высокие живописные достоинства.Правая створка диптиха исполнена в сине-бело-красных тонах - гербовых цветах короля. И это действительно так, ведь создатель этого произведения - крупнейший французский художник XV века. Имя Жана Фуке было заново открыто лишь немногим более ста лет тому назад.

Работа, состоящая из двух частей и известная сегодня под названием «Меленский диптих», была создана примерно в 1450 году по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Это одно из самых загадочных произведений искусства XV века, причем интрига связана как с сюжетом, так и с судьбой работы, хранившейся в соборе города Мелен (отсюда ее название) и разделенной в 1775 году.

Мадонна с Младенцем. Створка Диптиха из Мелена, Жан Фуке, 1450-е.

По мнению большинства исследователей, на правой створке диптиха в образе Мадонны изображена Аньес Сорель, любовница французского короля Карла VII, чьей красотой был покорен даже папа Пий II. На ее счету - трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой, обремененной воспитанием четырнадцати детей. А также, что важнее для предмета нынешней выставки, мода на смело декольтированные платья с открытой одной грудью и умение составить протекцию людям честным, умным и честолюбивым, таким, как Этьен Шевалье. О его внешности можем судить по левой створке диптиха (иллюстрация ниже): молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем. По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.


Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха, Жан Фуке, 1450.

Справка Артхива. Жан Фуке (ок. 1420−1481) родился в городе Тур в долине Луары, и после обучения в Париже и пребывания в Италии вернулся в родной город, который во второй половине XV века был значительным культурны центром, резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI. Фуке, выдающийся портретист и мастер миниатюр, один из первых представителей французского Возрождения, работал при дворах упомянутых королей, причем с 1475 года официально значился «королевским живописцем».

Меленский диптих всегда вызывал споры. Под сомнение ставят личность героини, послужившей прообразом Мадонны. Имеются предположения о том, что художник изобразил свою супругу Катерину, умершую в 1452 году. Оппоненты этой версии упоминают тот факт, что Шевалье являлся душеприказчиком Аньес Сорель, а также обращают внимание на сходство обликов на картине и скульптурного памятника на могиле Аньес в церкви святого Урсуса в городе Лош (Франция).

Исследователей продолжает волновать изобразительная манера художника, от необычного эффекта из-за колористического решения створки с Мадонной (хотя художник использовал гербовые цвета короля), до смелой трактовки образа Богородицы. «Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность»... Так отзывался о Мадонне Фуке известный нидерландский философ Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga) в своей книге 1919 года.


Фрагмент скульптуры на могиле Аньес Сорель. Источник фото - daysontheclaise.blogspot.com


Правая створка диптиха, на выставке в музее Прадо (источник фото - jahartwick.blogspot.com).

Согласно завещанию Этьена Шевалье, для которого Фуке создал не одну работу, диптих всегда должен был находиться в соборе Нотр-Дам города Мелен над его гробницей. Так оно и было на протяжении столетий, однако в 1775 году воля почтенного гражданина была нарушена: для реставрации Собора требовались средства, и работу разъединили и продали по частям.

Правую панель приобрел мэр Антверпена, и теперь она хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). По поводу левой панели имеются сведения о том, что она пополнила коллекцию германского поэта Клеменса Брентано (Clemens Brentano) в 1896 году: он мог узнать манеру Фуке по миниатюрам художника, имевшимся в собрании его брата. В настоящее время работа хранится в Берлинской картинной галерее. Оригинальные рамы работ, также представляющие собой произведения искусства, украшенные жемчугом, были утрачены.

Из-за исторических перипетий разделенного после 1775 года диптиха был позабыт факт о том, что изначально две части составляли единое целое. Сомнения разрешились благодаря современным технологиям: было установлено, что обе работы написаны на дубовых досках из одного ствола, срубленного примерно в 1446 году.


Гийом Ювенал де Юрсен, Жан Фуке, 1460.

В Берлине диптих Жана Фуке будет подан в сопровождении весьма примечательных работ: от портрета, не вызывающего сомнений в авторстве Фуке, и работ Яна Ван Эйка, Петруса Кристуса и Рогира ван дер Вейдена до известного портрета из венского музея, об авторстве которого уже 40 лет ведутся дебаты.


Автопортрет Жана Фуке был одним из медальонов, украшавших раму створки. Его привезут на выставку в Берлин из парижского Лувра.


Портрет феррарского придворного шута Гонеллы (1442, приписывается Жану Фуке, однако вопрос об авторстве остается открытым. Собрание музея истории искусств, Вена).

Жан Фуке написал Деву Марию - сплошную загадку. Но она потрясающе прекрасна, такой современной, индивидуальной к тому же красотой. Она не похожа на образы мадонн Средневековья, её высокая грудь - не грудь кормящей матери.
«Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность» - историк Йохан Хёйзинга видел в ней дуновение декадентской безбожности.
Этому образу, выходящему за рамки канонов, ищут объяснение.
Вероятней всего в виде Богородицы на картине изображена Агнесса Сорель — возлюбленная короля Карла VII, умершая в 1450 г. К этому склоняется большинство и вот ее портрет, можете сравнить.

Портрет Агнессы Сорель работы Жана Фуке


Меленский диптих
Жан Фуке
Дата: c.1450

А придворный художник Фуке, конечно, мог ее отобразить по просьбе заказчика и видя в ней почти совершенный образ. И тогда объясняется явная эротичность девы Марии. Даже папа Пий II был покорен ее красотой.
"Самой красивой на свете из всех красавиц" считал её летописец Жан Шартье. Оливье де Ла Марш признавался: "Она самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видел".

Не удивительно, что сорокалетний король, увидев впервые юную Агнессу Сорель, влюбился в нее без памяти.
Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой.

Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь; её поведение и открытое признание связи с королём часто вызывало негодование, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте.

У Фуке дева Мария - средневековая светская дама, одета по моде - в смело декольтированные платья с тугим корсетом, подчеркивающим ее стройную фигуру. Она с нежностью смотрит на ребенка.

На счету Агнессы — трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой. Супруга Карла Мария была занята воспитанием четырнадцати детей — набожная и с «лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху».

Вот она:

Мария Анжуйская, жена Карла VII

А еще у Агнессы было умение составить протекцию людям честным, умным и честолюбивым, таким, как Этьен Шевалье.

Это знаковая фигура, вот он, в красном, коленопреклоненный. Он заказчик диптиха и написан под собственным именем. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком, неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком.

По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.

Диптих - шедевр, который разъединен и хранится в разных городах: левая створка — в Берлине, правая — в Антверпене. Специалисты давно предполагали, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба, срубленного ок. 1446 года.
Диптих получил название Меленского по городу Мелен, в соборе Нотр-Дам которого он находился. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.

«Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне.

С 15 сентября 2017 года до 7 января 2018 года воссоединенный диптих можно увидеть в Берлине.