Александрийская гимназия. Александрийская богословская школа

Еврейская философия в ее современном, классическом виде зародилась в Александрии приблизительно в II веке н.э. в результате тесных связей с соседями - греками.

Первое важное свидетельство ее - "Книга премудрости", посвященная разоблачению языческих культов и нравов и восхвалению мудрости. Эта книга проникнута возвышенным монотеизмом - единобожием в высшем смысле слова! - и неколебимой верой в "личностного" Бога, что соответствует духу иудаизма. Однако воздействие греческой философии на автора не вызывает сомнений. "Премудрость" этой книги - совсем не то, что "мудрость" Книги притч; здесь мудрость становится началом объективным и играет роль посредника между Богом и миром, "проникая во все и пронизывая все" . Мудрость как бы отделяется от Бога и от человека, начинает как бы "гулять сама по себе", что уже явно выходит за рамки еврейских представлений в их чистом, изначальном виде: понимается в духе стоической философии как мировой дух или всеобъемлющий разум (Логос).

Еще более ощутимо греческое влияние в утверждении, что мир был создан не ex nihilo (из ничего), а из некой бесформенной материи. Прямо противоположна учению Талмуда, но зато родственна платоновской философии идея о том, что душа попадает в тело, уже пройдя через предшествующее существование, и поэтому томится в теле, как узник в неволе.

Вообще надо отметить и то, что во времена Платона и его учеников (пятое столетие до новой эры) наука о происхождении мира и его основах превратилась из области, которой занимаются ради чистого и бескорыстного любопытства в коммерческую науку - греческие философы начали как раз тогда зарабатывать деньги своим умением рассуждать и решать мировые вопросы. Поэтому у того же Платона много разных идей об одних и тех же вещах, каждая из которых теперь считается классикой, но между собой они не очень срастаются, откровенно говоря: они подходили к разным объяснениям, как съемные, взаимозаменяемые детали. Потом, когда за дело взялись схоласты - чисто коммерческие философы, способные вывести любую мысль из любой посылки и предпосылки - это направление приняло совсем забавный характер, но с еврейской философией во мнениях несколько разошлось, поскольку беспринципность плохо уживалась с той строгой системой понятий и рамок, которую дает уму Тора. Но здесь мы немного забежали вперед - будемте придерживаться линии событий, которые и составили историю еврейской философской мысли в ее соударениях и пересечениях с так называемой "главной линией идеалистической философии в античные времена", которую и представляет Платон в полный рост.

Крупнейшим и самым известным представителем александрийской школы еврейской философии был Филон (ок. 25 г. до н.э. - 40 г. н.э.). Он первым поставил задачу примирить воззрения Торы с греческой философией. Большую часть обширных сочинений Филона составляют комментарии, нечто вроде самодельного мидраша к Священному Писанию. Он наивно пытается обнаружить в Торе все те представления, которые он заимствовал у греков, в частности, у того же самого старика Платона. Для этой цели Филон прибегает к методу аллегорического, иносказательного толкования. Для Филона все в Торе, начиная от имен и дат и кончая историческим повествованием и религиозно-нравственными предписаниями, - иносказание. Это не значит, что Филон отрицает исторический характер событий, описанных в Торе, или обязательность ее заповедей. Он лишь утверждает, что все содержание Торы призвано не столько руководить каждодневным поведением человека, сколько внушать ему возвышенные философские идеалы, что для Филона означает те представления, которые привлекли его к современной греческой философии.

Например, Исход, по его мнению, описан в Торе не для того, чтобы Израиль помнил в каждом поколении как произошедшие лично с каждым евреем беспримерные в мировой истории акты чудесного спасения, которые совершил ради него Превечный, а как проповедь о спасении от душевных волнений. И так далее - то есть Филон советовал свободно размышлять над Торой, чтобы она - и в этом ее высший, по его мнению, смысл - навевала высокие думы и красивые ассоциации. Заповедь о Шаббате должна напоминать человеку не о Творении и Исходе, а о важности почитания мистического числа "семь". Ясно, что кто так думает, субботу соблюдать едва ли будет на самом деле, зато сможет сказать о ее космической важности массу интересного и завлекательного: только кому он все это будет говорить, если субботу забудут и не будут соблюдать? То есть - слово отделяется от дела и от того, что оно вообще называет - и превращается в некую "самоходную" единицу. Это важное - но столь же вредное для еврейского образа жизни нововведение Филона Александрийского. Однако не единственное - что интересно:

Важнейший вклад Филона в историю философско-религиозной мысли (ничего общего не имеющей с иудаизмом) - его концепция логоса (того самого отдельно взятого, "самого по себе разгуливающего по миру" слова. Развивая идею "Книги премудрости", Филон пришел к новому пониманию греческого логоса. Он трактовал логос как особую личность, "второго бога" или "сына бога", которая является инструментом божественного творения и откровения и орудием имманентной деятельности Бога в универсуме. Логос, в понимании Филона, стоит несомненно ниже самого Бога. Он отнюдь не тот Логос-Слово, который, согласно христианской теологической догме, "сотворил плоть. Скорее Филон просто перепутал одно из имен-обозначений Вс-вышнего в арамейском переводе Торы ("Слово") и его суть - перепутал и "раздвоил" имя и понятие, для евреев совершенно единые. Перепутал - и путаницу эту зафиксировал, из-за чего потом в философии всех эпох было столько недоразумений: Сам Бог в системе Филона не только бесплотен, но и лишен любых атрибутов и свойств. Это чистое бытие, относительно которого ничего нельзя утверждать. Бог - абстрактное, статичное, вечно неизменное и равное себе духовное начало. Таким путем Филон пытался примирить платоновскую тенденцию, удаляющую Бога как можно дальше от зримого мира, с воззрением Торы, утверждающей личную связь Бога с миром.

Концепция логоса, развитая Филоном, как указано выше, глубоко чужда иудаизму. Еще бы! Библейский Бог - это живой Бог, а не безличное начало греческой метафизики. Для исполнения Своей воли Он пользуется посредником, но, конечно. Сам отнюдь не бездействует. Представление о логосе как о "втором боге" нарушает абсолютный монотеизм еврейской традиции. Неприемлем для иудаизма и аллегорический метод Филона, сводящий Тору до положения хрестоматии по греческой метафизике. Если учителя Талмуда иногда и прибегали к аллегории в интерпретации Торы, они никогда не упускали из вида, что, в первую очередь. Тора является откровением Воли Творца, в не руководством к экзальтированному созерцанию Божества. Кроме того, при таком аллегорическом толковании Тора в своей повествовательной части лишается той национально-исторической значимости, которую она имеет для еврейского народа и его судьбы. Все это объясняет, почему Филон не оказал значительного влияния на развитие еврейской мысли. Его сочинения, однако, тщательно штудировали отцы церкви, которые нашли в них подходящий материал для того синтеза иудаизма с греческим мировоззрением, который стал называться христианской теологией.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Исследователь жизни Оригена, Даниэлу, говоря об александрийской школе, считает, что надо различать три понятия, которые часто смешиваются при произнесении этого имени. Во-первых, по примеру частных школ языческих философов, христиане также открывали свои частные школы, в которых они объединяли жаждущих духовного просвещения; во-вторых, известная группа мыслителей, независимо от систематического преподавания, распространяла в Александрии свои учения, что и могло бы быть названо «александрийской школой», в настоящем смысле этого слова; наконец,

в-третьих, надо указать на то специальное духовно-просветительное учреждение, в котором христианская доктрина препо­давалась лицам, желающим присоединиться к христиан­ству и в нем проходившим подготовительное изучение христианства перед принятием крещения.

Архим. Киприан (Керн). Курс по патрологии, читанный в Парижском Богословском Институте. Глава XVII

Александрийское огласительное училище II-III вв.

Руководители:

Коптские источники сообщают, что сам апостол Марк назначил первого ректора - Иуста, которого на этом посту сменили Евмений и Маркианий.

Затем (достоверно):

После смерти Дидима (313 - 398 гг.), школа перестает существовать.

Родон (еще недолго)

История школы

До Пантена (180-191 гг.), Христианское училище в Александрии ничем не отличалось от других подобных шклол, существовавших при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращавшихся в христианство и подготовки будущих пастырей Церкви.

Из огласительного училища в философско-христианскую школу это заведение преобразовалось позднее половины II-го века.

Тогда же произошло разделение школы на два направления:

  1. экзотерическое
    было доступно всем
  2. эзотерическое
    было доступно только философски образованным христианам.
    Главным предметом обучения являлось, конечно, Священное Писание, но само его изучение, соединялосьс предметами языческими (философия и пр.).

Школа развивалась при Клименте, Оригене, Иракле, Дионисии...

Затем был ложный период арианских споров

После смерти Дидима (395 г.) школа пребывала в состоянии упадка, причиной которого отчасти явилось невнимание к изменению богословских авторитетов.

Наследовавший Дидиму катехет Родон оставил эту школу в 405 г. и удалился в Сиду, отчасти из-за того, что понимал ее бесплодность и упадок, отчасти потому, что епископскую кафедру в Александрии занимал в это время св. Феофил (385-412), явный противник Оригена, язычества и греческой культуры, кот. не мог терпеть занятия теологией.

Школа пала сама собою, незаметно для всех.

Возможно, в виде начальной ступени (тривиума) еще существовала во времена св. Кирилла, но окончила свое бытие во времена арабского нашествия.

Отличительная черта богословия александрийцев

Основное место в Александрийской школе занимало аллегорическое толкование Священного Писания.

Причина тому - развитие исповедания александрийцами принципа усвоения христианством элементов античной культуры, в частности, философии.

Вообще иносказательный способ имеет след. историю:

  1. Аристобул (II в. до н.э.) вместе со своими последователями усвоил аллегорический метод толкования древних текстов, впервые разработанный греческими философами.
    (Платоники и стоики различали «слово внутреннее» и «cлово произнесенное»)
  2. Впервые этот способ иносказательного истолкования в отношении к книгам Священного Писания был применен знаменитым Филоном Александрийским (20-е гг. до н. э. - 50-е гг. н. э.).
  3. «Послание св. ап. Варнавы » (ок. 70 г.). - первый памятник христианской письменности, в котором используется этот метод истолкования,
    VII-XVI главы представляют собою применение этого способа к истолкованию евангельских событий, иносказания к которым автор находит в Пятикнижии Моисея.
  4. Пантен, Климент, Ориген развивают традицию аллег. толкования.
  5. После Оригена в своем чистом и полном виде оно развивалось не очень долго и в довольно узком кругу непосредственных учеников Оригена и преемников его в звании катехета - Дионисия Великого, Пиерия и Феогноста.
  6. В конце III - начале IV вв. школа переживала постепенное освобождение от оригеновского наследия и избирая для себя то направление, которое несколько позже привело к появлению никейского богословия.
  7. В 295 г. Александрийскую школу возглавил Петр и с этого времени в богословии александрийской школы и обозначилось стремление очиститься от языческих философий и иносказаний, что своей деятельностью укрепил Ахилла, ставший катехетом в 312.
См. также:

Святоотеческое учение о человеке (доникейская антропология): александрийское богословие // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

Эта знаменитая школа

образовалась в Александрии (Египет), которая была несколько

столетий великим престолом учености и философии. Знаменита своей

библиотекой, носящей название "Александрийской", созданной

Птолемеем Сотером, умершим в 283 году до Р.Х., в самом начале его

царствования; библиотекой, которая когда-то гордилась 700 000

свитков или томов (Аул Геллий); своим музеем, первой подлинной

академией наук и искусств; своими всемирно известными учеными -

такими как Евклид (отец научной геометрии), Аполлоний Пергский

Никомах (арифметик); астрономами, физиками, анатомами - такими

как Герофил и Эразистрат, врачами, музыкантами, художниками и

т.д.; она стала еще более знаменитой благодаря своей

Эклектической, или Нео-Платонической школе, основанной в 193 году

н.э. Аммонием Саккасом, учениками которого были Ориген, Плотин и

многие другие, прославленные теперь в истории. Известнейшие школы

гностиков свое начало взяли в Александрии. Филон Иудей, Иосиф,

Ямблих, Порфирий, Климент Александрийский, Эратосфен Астроном,

Ипатия, дева-философ, и бесчисленное количество других звезд

второй величины - все принадлежали, в разные времена, к этим

великим школам и помогли превратить Александрию в один из

наиболее справедливо прославляемых оплотов учености, когда-либо

Отличное определение

Неполное определение ↓

Александрийская школа

По целому ряду текстов и свидетельств мы можем утверждать, что в отличие от Афин Александрия постоянно культивировала платонизм, причем не только язычники, но и христианские писатели находились под его влиянием. Достаточно упомянуть Евдора Александрийского, Аммония, учителя Плутарха, перебравшегося в Афины из Александрии в середине I века н.э., Аммония, учителя Плотина, а также старшего современника Плотина христианина Оригена (которого не следует отождествлять с соучеником Плотина у Аммония т.е. Оригеном-язычником), чтобы утверждать наличие платонизма в Александрии в первой половине I и в первой половине III века, то есть тогда, когда об Афинском платонизме сказать нечего. В IV веке в Александрии философию Платона и Аристотеля преподает Гипатия, которая также составила комментарии к Аполлонию, Диофанту и Птолемею, т.е. была профессиональным математиком и астрономом. Гипатия была растерзана толпой фанатиков-христиан в 415 году. Ее учеником был Синесий Киренский, ставший епископом Птолемаиды в 410 году. Его сочинения (трактат «О сновидениях» и гимны) представляют собой смешение христианства и платонизма, затронутого влиянием Плотина и Порфирия.

Развитой постямвлиховский платонизм культивируется в Александрии начиная с Гыерокла, ученика Плутарха Афинского. Согласно свидетельству Дамаския («Жизнь Исидора», 54), Гиерокл отличался великолепным языком и богатством мыслей, чем приводил в восхищение своих слушателей, соперничая едва ли не с самим Платоном. Гиерокл толковал платоновские диалоги (в частности, «Горгия»), но до нас дошел только его комментарий к пифагорейским «Золотым стихам», а также сведения о его трактате «О провидении». Комментарий к «Золотым стихам» представлял собой введение в философию, поэтому он носит элементарный характер. Гиерокл подвергся преследованию и изгнанию за приверженность к язычеству, но, вернувшись через некоторое время в Александрию, он продолжал преподавание платоновской философии.

В Афинах же, но уже у Сириана, учился Гермий, от которого дошла запись толкований Сириана на платоновского «Федра», а у Прокла учился сын Гермия Аммоний (родился до 445 года, умер между 517 и 526). Он был знаменит своими толкованиями Аристотеля (до нас дошел единственный текст, написанный самим Аммонием, комментарий к трактату «Об истолковании»; изданные его слушателями и носящие имя Аммония комментарии к «Введению» Порфирия и к аристотелевским трактатам «Категории», «Аналитика Первая»; а также комментарии Аммония на «Метафизику» и на «Введение» Никомаха, записанные его учеником Асклепием), но читал также тексты Платона: его толкования Платона слушал Дамаский между 475 и 485 годами; толкование «Горгия» значительно позднее слушал Олимпиодор; о комментариях Аммония к «Теэтету» упоминает Асклепий. И хотя слава Аммония основывалась на его комментариях к Аристотелю, есть все основания предполагать, что при нем в Александрии преподавался развитой курс платоновской философии в духе афинской школы, хотя, может быть, немногие из его учеников достигали вершин - «Парменида» и «Тимея». Вероятно, непосредственным преемником Аммония был Евтокий, читавший курс по «Органону» Аристотеля.

Учеником Аммония был также Иоанн Филопон (или Иоанн Грамматик, что свидетельствует о том, что он не был профессиональным преподавателем философии), от которого дошли издания комментариев Аммония на Аристотеля («Категории», «Аналитика I и II», «Метеорологика», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Физика»), переиздание комментария на «Введение» Никомаха, знаменитое сочинение «Против Прокла по вопросу о вечности мира», сочинение «Против Аристотеля», известное нам благодаря цитатам и критике Симпликия, а также поздний трактат «О творении мира», посвященный Сергию, патриарху антиохийскому в 546-549 годах.

Иоанн Филопон - фигура чрезвычайно интересная и важная, во-первых, потому, что он был христианином, причем, вероятно, был крещен еще в самом нежном возрасте; во-вторых, потому, что в его развитии мы наблюдаем два периода. Первый представлен комментариями к Аристотелю в духе Аммония: для этого периода свойственно традиционное для позднего платонизма представление о структуре универсума, в целом ряде моментов объединяющее Платона и Аристотеля (вышебытийное единое, ум-демиург, являющийся и производящей, и целевой причиной, трансцендентные умы, рациональные души, сфера небесная, сфера подлунная, четыре элемента, материя). Второй период, начинающийся с 529 года (т.е. времени появления эдикта Юстиниана о закрытии философских школ, что и послужило поводом для декларации новых взглядов), характеризуется упрощенной схемой универсума (личный бог-ум есть высший уровень иерархии, творение мира - результат свободного божественного изволения, мир не является больше божественным) и противопоставлением Платона и Аристотеля. Новая установка Иоанна Филопона прежде всего проявляется в сочинении «О вечности мира», которое было написано в 529 году, в переделке уже составленных комментариев - к «Физике» прежде всего, в сочинении «Против Аристотеля». Впоследствии, вероятно под влиянием монофизитов, почитавших Аристотеля, Иоанн Филопон смягчается в своем его неприятии, о чем можно судить по сочинению «О творении мира» («Семь книг толкований на творение мира по Моисею»).

Но это уже не имело никакого отношения к развитию Александрийской школы и потому не входит в задачу данного изложения, тогда как критическое отношение Иоанна Филопона к Аристотелю задевало интересы платоновской школы и потому вызвало резкую критику другого ученика Аммония (учившегося также у Дамаския и вместе с ним покинувшего Афины после 529 г.) - Симпликия. До нас дошли его комментарии к сочинениям Аристотеля «Категории», «О небе», «Физика», а также комментарий к «Руководству» Эпиктета. В комментарии к трактату «О небе» Симпликий называет Филопона новичком, представителем новомодной болтовни (под которой разумеется христианство), чей платонизм поверхностен, в силу чего он не может понять и глубокой согласованности учений Платона и Аристотеля; душа Филопона, согласно Симпликию, одержима не разумом, а страстьми и воображением; то, что он так многословно излагает, не представляет интереса для знатоков, а предназначено для непросвещенной публики, имеет своей целью дерзостно привлечь к себе внимание и продиктовано пустым и бессмысленным честолюбием. Нападки Филопона на Аристотеля Симпликий сравнивает с акцией Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской.

Симпликий остается непоколебим в своей приверженности к язычеству, что поддерживалось исключительной и искусственной атмосферой кружка неоплатоников в Харране близ Эдессы - последнего оплота просвещенного язычества. О том, насколько хорошо была оснащена эта маленькая философская школа всеми необходимыми текстами - источниками языческой премудрости, можно судить по тому же Симпликию, в частности, по его комментарию к «Физике» - одному из важнейших источников наших сведений о ранней греческой мысли.

Однако языческая философия развитого платонического толка еще некоторое время могла развиваться и в Александрии. Об этом можно судить по комментариям еще одного ученика Аммония профессора философии в Александрии - Олимпиодора. Олимпиодор родился до 505 года и, во всяком случае, преподавал в 564 году. До нас дошли его комментарии как к Аристотелю (к «Категориям» и «Метеорологии»), так и к Платону (к «Алкивиаду I», «Горгию», «Федону»), что свидетельствует о том, что Олимпиодор вел занятия с продвинутыми слушателями. Из комментария к «Горгию» мы можем заключить, что слушатели Олимпиодора были христианами, а Олимпиодор при этом не скрывал своей принадлежности к язычникам: „Нужно заметить, что и мы [= платоники, философы-язычники] знаем, что первая причина, бог, - един, то есть мы знаем, что нет множества первых причин". "Философы полагают, что есть единое начало всего и единая первейшая надмирная причина". "И не думайте, будто философы почитают камни и изображения как богов: просто мы, живя с опорой на ощущения, не можем подступиться к бестелесной и невещественной силе, и изображения были придуманы ради напоминания о тамошнем, то есть ради того, чтобы, взирая на них и им поклоняясь, мы приходили к мысли о бестелесных и невещественных силах".

Однако развитой языческий платонизм Олимпиодора уже не нашел для себя продолжателей: Элиас (Илия), и Давид, преподававшие философию в Александрии во второй половине VI века, были христианами. Об этом свидетельствуют их имена и отдельные пассажи в их сохранившихся текстах. Это же - вкупе с отсутствием каких бы то ни было упоминании об их курсах платоновской философии - заставляет нас предположить, что обучение философии в Александрии сводилось в это время к элементарным курсам по логике Аристотеля.

От Элиаса, вероятнее всего непосредственного ученика Олимпиодора, дошли «Введение в философию», комментарий к «Введению» Порфирия, комментарий к «Категориям», комментарий к «Первой Аналитике» (начало - по-гречески, значительная часть - в переводе на армянский). От Давида (которого ни в каком случае нельзя смешивать с Давидом Непобедимым, учеником Месропа Маштоца и Саака Партева, армянином, учившимся греческой философии во второй четверти V века) дошли комментарии к «Введению» Порфирия и (в армянском переводе) к «Аналитикам». Помимо «Органона» Давид комментировал «Физику». К этой же традиции Элиаса-Давида принадлежит еще один комментарий к «Введению» Порфирия.

Примечательно, что в этих написанных христианами текстах упоминаются учения о вечности материи, божественности небесных тел, а также идет речь об иррациональных духах-мстителях и нимфах-долгожительницах без высказывания к этим представлениям собственного отношения. Создается впечатление, что философские представления и религиозная истина у Элиаса и Давида разведены и не согласуются между собой.

По-видимому, последним представителем александрийской школы был Стефан Александрийский, от которого дошел фрагмент комментария к третьей книге «О душе» Аристотеля, а также комментарий к трактату «Об истолковании». Стефан безусловно признает христианское вероучение и авторитет Библии и вместе с тем излагает языческие учения о вечности мира ("согласно Аристотелю"), о пятой сущности ("согласно некоторым"), о предсуществовании человеческой души и разумном характере небесных тел (не высказывая своего отношения к этим вопросам). Эта сдержанность Стефана объясняется тем, что он-в отличие от Иоанна Филопона - был профессиональным философом и как таковой был связан существующей школьной традицией. После восшествия на трон императора Ираклия (в 610 году) Стефан обретается в Константинополе и становится профессором императорской Академии, где (согласно позднему свидетельству) преподает платоновскую и аристотелевскую философию, квадривиум, алхимию и астрологию. Так языческая образованность постепенно ассимилируется христианством, и начинается ее бытование в Средние века.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Бывший по своему положению центром тогдашних всемирных сообщений. Это было в то время, когда греческая культура распространилась по всему основанному Александром Великим и распавшемуся после его смерти на части государству. Период времени, в который греческая поэзия и наука были здесь развиваемы, называется по некоторым особым, отличающим его чертам Александрийским веком. Его можно подразделить на два главных периода: первый (Александрийский век в более тесном смысле) охватывает время царствования Птолемеев с 323-30 года до н. э. (эллинистический Египет); второй продолжается от прекращения династии Птолемеев до покорения Александрии арабами - 30 год до н. э. - 640 год н. э. Первым греческим владетелем, стремившимся создать для греческой науки и греческого образования широкое основание и новое убежище, был Птолемей Сотер ; он собрал туда многих учёных и положил основы Александрийской библиотеки и Александрийского музея . Значительно больше двинул эти занятия вперёд создавший знаменитую Александрийскую библиотеку в больших размерах его наследник, Птолемей Филадельф . К Александрийской школе принадлежали греки , египтяне , евреи , а впоследствии и римляне .

Грамматика и литература

Самое большое значение имели грамматики , поэты - меньшее. Первые были не только учителями и исследователями языка, но и филологами и литераторами , объяснявшими не только слова, но и содержание - словом, энциклопедистами . Таковы: Зенодот Эфесский , образовавший первую грамматическую школу в Александрии, Эратосфен Киренский , Аристофан Византийский , Аристарх Самофракский , Крат Малосский , действовавший в другой столице учености - в Пергаме , Дионисий Фракийский , Дидим Халкентер , Аполлоний Дискол и многие другие. Их главная заслуга состоит в том, что они собрали, исследовали, оценили и сохранили для следующих поколений доступные им памятники культуры и литературы. Самые известные из поэтов, писавших большею частью тоже в самой Александрии, были: Аполлоний Родосский , Арат , Никандр , Евфорион , Каллимах , Феокрит , Филит Косский , Фанокл , Тимон Флиазийский и семь - называемых александрийским семизвездием - трагиков, в том числе Александр Этолийский и Ликофрон .

Александрийский век со своим энциклопедическим образованием существенно отличался по духу и характеру от древнегреческой жизни. При внимании, которое было посвящаемо изучению языка, правильность, чистота и изящество этого последнего сделались естественно предметами главного старания, и действительно, многие александрийцы отличались в этом отношении. Но большинству этих сочинений недоставало духа, одушевлявшего прежнюю греческую поэзию, точно так же как и столь важного общения с настоящею национальною публикою; зато техника была в высшей степени выработана и тонка, композиция искусно рассчитана, форма отменно изящна; критика и изобильная ученость, прилежание и навык должны были заменить то, что прежде давал гений. Этот последний проявлялся только у немногих, которые поэтому и кажутся особенно великими для своего времени; другие производили то, что может быть произведено критикою и изучением, их часто искусно обдуманные и заботливо обработанные сочинения слишком трезвы, лишены духа и жизни. Чувствуя недостаток в оригинальности, но признавая её достоинство и стремясь к ней, они незаметно дошли до предела, где всякая поэзия исчезает. Их критика выродилась в мелочность, их искусство - в искусственность. Они стремились к необыкновенному, к новому, и старались добиться этого ученостью. Поэтому большая часть александрийцев была одновременно поэтами и грамматиками, в большинстве случаев - бездушными и холодными рифмоделами.

Философия

Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам . Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами . Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и - в противоположность им - скептики . Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники . Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой , они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством , поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте . Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма ; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии . Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против

В первые 2 века земного бытия Церкви вряд ли можно говорить о достаточно четко оформившихся бо­гословских течениях. Появление Александрийской и Антиохийской школ изменяет ситуацию.

Александрийскую школу можно рассматривать прежде всего какобразовательное учреждение и в меньшей степени как богословское направление. Оба этих аспекта дея­тельности данной школы опреде­ляются спецификой исторического развития христианства в Александ­рии - ведущем культурном центре Римской империи, где наиболее ин­тенсивно происходил процесс слия­ния и смешения различных культур­ных традиций и мировоззрений, ха­рактерный для эпохи эллинизма и поздней античности. Наличие здесь мощной иудейской диаспоры (пред­ставляющей т. н. эллинизированный иудаизм), сильных и разветвленных философских школ (среди к-рых можно выделить школу зарождаю­щегося неоплатонизма) и значительного чис­ла ученых, приезжавших работать в Мусейоне, ставили Александрий­скую Церковь в особые условия, тем более, что среди новообращенных в христианство было значительное число людей образованных. Поэтому не случайно именно в Александрии появляется «огласительное училище» или «катехизическая школа»; возникнув первона­чально как школа, предназначенная для наставления язычников и «огла­шенных» в основах христ. веры, она постепенно превратилась в своего рода богословскую Академию.

Возникновение и начальный этап существования школы практически не освещаются письменными источ­никами, но, по преданию, основана она была ап. Марком. Преемственность руководителей (дидаскалов) этого училищаща наблюда­ется с кон. II в., хотя хронология их деятельности далеко не всегда уста­навливается точно. Первым из извест­ных нам дидаскалов Александрий­ской школы был Пантен (кон. II в.), не только яркий наставник, но и та­лантливый проповедник и миссио­нер; за ним следуют: Климент Александрийский (ок. 200 - 202/03), Ори-ген (203-231), св. Иракл (231-232) и св. Дионисий (232-264/65) (зани­мавшие позднее Александрийскую кафедру), Феогност (265-280), Пие-рий (ок. 280 - нач. IV в.), сщмч. Петр, еп. Александрийский (ум. 311). Наивысшего рас­цвета Александрийская школа до­стигла при Оригене, к-рый привлек к себе множество учеников. Дида-скалы школы пользовались боль­шим влиянием в Александрийской Церкви и иногда имели помощников (наподобие ассистентов при профес­сорах); по крайней мере, такой по­мощник (в лице Иракла) упомина­ется у Оригена. Программа обучения в школе периода ее расцвета вклю­чала, вероятно, 3 этапа: круг обще­образовательных предметов; фило­софию, где изучалась совокупность философских систем; богословие, в к-ром центральное место занимала экзегетика, но, возможно, препода­вался также и курс своего рода «сис­тематического богословия». Полный срок обучения продолжался скорее всего 5 лет, причем изучение наук находилось в тесной связи с воспи­танием («гносис» не отделялся от «практики»). При Клименте и Ори­гене школа имела и ярко выражен­ный миссионерский характер: обра­зованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.

С выдвижением К-поля в качестве главного культурного центра позд­ней Римской (Византийской) импе­рии Александрийская школа посте­пенно приходит в упадок (в кон. IV -нач. V в.). «Дочерним ин­ститутом» Александрийской школы стало уч-ще, основанное в Кесарии Палестинской Оригеном, перенес­шим свой богатый опыт преподава­ния на палестинскую почву (после 231); в этой школе получил образо­вание и христ. воспитание св. Григо­рий Чудотворец, сообщающий мно­го ценных сведений о ней в своей «Благодарственной речи Оригену». В целом Александрийская школа как богословское направление опре­делила мн. сущностные черты всего последующего правосл. богословия. К ней примыкают каппадокийские св. отцы. Влияние тайнозрительного богословия, характерного для ряда ее представителей, несомненно, ощу­щается в «Ареопагитиках», в творе­ниях прп. Симеона Нового Богослова (ок. 949-1022) и поздневизант. исихастов; основные богословские и ми­ровоззренческие постулаты этой школы получили развитие в творче­стве прп. Максима Исповедника (ок. 580-662).

(Богословские школы Древней Церкви // ПЭ)

Первым известным нам начальником Александрийского училища был Пантен. Сведения о нем сохранены у Евсевия Кесарийского: «В это время там обучением верующих руководил человек, известный своей образованностью, по имени Пантен. По древнему обычаю, в Александрии имеется училище, где преподается Священное Писа­ние. Оно существует и доныне, и мы слышали, что им ведают люди сильные в слове и ревностные в изучении божественного. В то вре­мя, говорят, особенно блистал упомянутый муж, воспитанный в пра­вилах стоической философии. Он, по рассказам, проявлял такое горячее рвение к Слову Божию, что являлся смелым проповедником Христова Евангелия у язычников на Востоке и доходил даже до земли индийцев... Пантен многое улучшил в александрийском учи­лище; он руководил им до смерти, поясняя и письменно, и в живой беседе сокровища божественных догматов» (Евсевий Памфил. Церк. ист. 5, 10).

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Преемником Пантена на посту ректора Александрийского учили­ща был Тит Флавий Климент. О его жизни известно немногое. Пред­положительно, он родился в Афинах, в языческой семье, около 150 г. После своего обращения в христианство он путешествовал в юж­ную Италию, Сирию и Палестину, где слушал уроки выдающихся христианских учителей. Поиск учителя привел Климента в Алек­сандрию, где он поступил в огласительное училище, которым тогда руководил Пантен. Поступив в училище, Климент сделался ближайшим учеником и сподвижником Пантена. После смерти учителя он стал его преем­ником на посту начальника Александрийского училища.

О деятельности Климента в Александрии не известно ничего. В начале III в., когда началось гонение Септимия Севера на христиан, Климент был вынужден покинуть Египет. Вместе со своим учени­ком Александром, впоследствии епископом Иерусалимским, он бе­жал в Каппадокию. Климент умер не позднее 215 г.

Климент считал своей главной задачей изложить христианское вероучение на языке образованных эллинов своего времени. Он об­ладал глубокими познаниями в античной философии, поэзии, мифо­логии, археологии и литературе. Он прекрасно знал Священное Писание и сочинения раннехристианских авторов, а также еретиков I -II вв. Климент стремился превратить хрис­тианское богословие в философскую систему с научными основани­ями. Он доказывал, что христианская религия и языческая филосо­фия не враждебны, но взаимно дополняют одна другую. В дохрис­тианской учености тоже присутствовало семя Логоса, и христиане имеют право использовать все накопленное античностью. Климент развивает темы ранних апологетов, в особенности Иустина Филосо­фа.

Климент задумал монументальную философскую трилогию «Протрептик» - «Педагог» - Дидаскал». Основная идея всех трех частей - показать постепенное восхождение христианина к истин­ному «гнозису» (знанию) под руководством Логоса. Божественный Логос (Христос) выступает в первой части как «увещатель», обли­чающий язычество и призывающий обратиться к истинной вере, во второй - дак «педагог» (букв, детоводитель), постепенно ведущий уверовавших во Христа к нравственному совершенству, в третьей - как «дидаскал» (учитель), открывающий «посвященным» тайны истинного гнозиса. Климент написал первую и вторую части; третья часть дошла до нас под названием «Строматы» (букв, ковры, лоску­ты), отражающим.ее несистематический характер.

«Увещание к эллинам» является первым крупным философс­ким произведением Климента; оно адресовано язычникам и темати­чески примыкает к апологиям II в., содержащим полемику с язычес­кой мифологией и защиту христианской веры. Непосредственным продолжением «Увещания к эллинам» яв­ляется «Педагог», состоящий из трех книг. Он адресован тем, кото­рые отвергли идолопоклонство и приняли христианскую веру. Климент учит христиан удаляться от порочной жизни своих языческих современников. Он, однако, далек от ригоризма, свойственного некоторым раннехристианским писателям (например, Тертуллиану в его поздних трактатах): он не заставляет читателя отвергать достижения культуры и науки, отре­каться от мира и давать обет нищеты. Напротив, жизнь мира долж­на быть наполнена христианским духом. В «Педагоге» много цитат из Платона, Плутарха, стоиков и других античных авторов. Трактат заканчивается гимном Христу, представляющим собой, вероятно, хва­лебную молитву Александрийского училища.

Он создал «Строматы» - восемь книг, объединенных главной темой взаимосвязи христианской религии с греческой фи­лософией, а в более широком плане - вообще со светской ученос­тью. В 1-й книге Климент защищает философию от мнения, соглас­но которому она не имеет ценности для христианства. Во 2-й книге Климент защища­ет истинную веру против философов. Он доказывает, что лучшие умы античности были связаны с иудейской ветхозаветной традици­ей: Платон, например, был подражателем Моисея. Книги 3 - 7 по­священы опровержению еретического гнозиса, которому противопо­ставляется истинно христианский гнозис с характерными для него нравственным совершенством, чистотой и любовью к Богу. В конце 7-й книги Климент указывает, что он не ответил на все вопросы христианской жизни, и обещает написать новую часть или другое произведение. Так называемая 8-я книга, однако, не является про­должением 7-й: она представляет собой собрание отдельных мыс­лей, использованных в предыдущих книгах. Вероятно, эти фраг­менты не предназначались автором для публикации: они были со­браны после его смерти.

ОРИГЕН

Центральной фигурой в богословской жизни христианского Во­стока IIIв. был, несомненно, александрийский пресвитер Ориген - «выдающийся педагог и ученый ранней Церкви, человек незапят­нанного характера, энциклопедической образованности, один из са­мых оригинальных мыслителей, которых когда-либо видел мир», и в то же время богослов, допустивший серьез­ные догматические ошибки, повлекшие за собой его последующее осуждение. Оригена «поистине можно назвать основателем христи­анского богословия, - считает протоиерей Иоанн Мейендорф. - В то время как Иреней, Игнатий, Тертуллиан и Киприан были цер­ковниками, которым приходилось иметь дело с насущными бого­словскими проблемами, диктуемыми конкретной обстановкой, Ори­ген был великим христианским философом, впервые предприняв­шим попытку систематического объяснения христианства в катего­риях эллинской мысли. По размаху своей литературной и учительской деятельности Ориген несравненно превзошел Климента. Ориген родился около 185 г., вероятнее всего, в Александрии. Его отец, Леонид, давший ему об­разование в области Священного Писания и светских наук, мучени­чески скончался в гонение императора Септимия Севера в 202 г. Юный Ориген горел желанием разделить судьбу отца и хотел последовать за ним в темницу, но мать старалась воспрепятствовать его намерению. После смерти отца шест­надцатилетний Ориген остался один с матерью и шестью меньшими братьями. Имущество их было конфисковано, и Ориген начал добы­вать пропитание уроками грамматики. Своими необычайными спо­собностями и ревностью о вере он быстро снискал известность в кругах христиан. Поскольку в Александрии после начала гонений не оказалось никого, кто был бы способен исполнять обязанности огласителя, епископ Димитрий возложил это служение на юного Оригена. В 18 лет он стал главой Александрийского огласительного училища, сменив на этом посту Климента, бежавшего в Палестину. Евсевий так же сообщает, что Ориген, поняв евангельские слова о скопцах, «которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19, 12), в буквальном смысле поторопился осуществить эту запо­ведь на деле. Евсевий называет самооскопление Оригена «детским проступком», свидетельствующим «о душе юной, незрелой и в то же время глубоко верующей и стремящейся к самообузданию». В случае с Оригеном следует помнить, что в своей аскетической практике, так же как и в богословских исканиях, он был одним из первопроходцев, ценой собственных ошибок прокладывавших путь последующим поколениям христиан. Ориген одним из первых по­пытался осуществить на деле идеал «истинного философа», кото­рый впоследствии (вIV-Vвв.) воплотился в христианском мона­шестве.

Учительская деятельность Оригена в Александрии прерывалась случайными, иногда довольно продолжительными поездками. Око­ло 212 г. он путешествовал в Рим. Там он познакомился с пресвитером Ипполитом, одним из наиболее извест­ных западных богословов IIIв., произнесшим в его присутствии проповедь. Около 215 г. или немного ранее Ориген был послан епископом Димитрием в Аравию для переговоров с правителем этой области. Оттуда он по приглашению матери Септимия Севера поехал в Антиохию и затем вновь вернулся в Александрию. В 216 г., во время гонения импера­тора Каракаллы, Ориген нашел убежище в Палестине, где он по просьбе епископов Феоктиста Кесарийского и св. Александра Иеру­салимского проповедовал в храме и изъяснял Священное Писание. Однако епископ Димитрий Александрийский был недоволен попу­лярностью Оригена в Палестине и послал за ним своих диаконов вместе с письмом, в котором упрекал палестинских епископов в том, что они позволили Оригену-мирянину - проповедовать в своем присутствии. Ориген вернулся в Александрию и продолжил обычные занятия.

В период между 215 и 220 гг. Ориген начал создавать свои круп­ные экзегетические сочинения. Около 231 г. Ориген отправился по церковным делам в Грецию. Проезжая через Палестину, он принял в Кесарии от рук епископов Феоктиста и Александра пресвитерскую хиротонию. Что побудило палестинских иерархов рукоположить Оригена вопреки канонам, запрещавшим хиротонию клириков из чужой епархии, остается не­известным. Можно предполагать, что к этому моменту Ориген уже был в конфликте со своим правящим епископом. Во всяком случае, как только весть о рукоположении Оригена дошла до Димитрия Александрийского, он созвал собор, на котором отлучил Оригена от Церкви. На другом соборе Димитрий лишил Оригена священства. Александрийский епископ мотивировал свои прещения тем, что Ориген, будучи скопцом, не вправе исполнять священническое слу­жжение. После смерти Димитрия в 232 г. Ориген вернулся в Александрию, однако новый епископ Иракл подтвердил прещения, наложенные его предшествен­ником. Собор в Риме поддержал решение александрийских еписко­пов, тогда как епископы Палестины и Аравии, кажется, игнорирова­ли их. Оригену не оставалось ничего, кроме как навсегда оставить Александрию и пересилиться в Кесарию Палестинскую.

Здесь он основал по образцу Александрийского училища богословскую школу, которой руководил в течение 20 лет до своей смер­ти. Курс обучения в Кесарийском училище был примерно таким же, как и в Александрийском. В этот период у Оригена учился св. Гри­горий, впоследствии епископ Неокесарийский, написавший в его честь «Благодарственную речь». В ней св. Григорий называет Оригена «мужем, который по внешнему виду и по общему мнению - чело­век, но для тех, кто может проникать своим взором в глубины его внутренних качеств, он уже наделен высшими преимуществами, ко­торые приближают его к Божеству». Св. Григорий благодарит Ори­гена за то, что последний обратил его из язычества к истинной вере, обучил всем наукам, внушил любовь к Священному Писанию.

Известность Оригена в последний период его жизни была на­столько велика, что каждая его лекция записывалась стенографами. Епископ Кесарии Каппадокийской Фирмилиан неоднократно при­глашал Оригена в свой город для проповеди или сам приезжал к нему в Кесарию Палестинскую. Около 244 г. Ориген путешествовал в Аравию, где противостал епископу Бериллу, впавшему в монархианскую ересь (Там же, 6, 33).

Во время гонения на христиан императора Декия (251 г.) Ори­ген был арестован и подвергнут истязаниям. Ориген был освобож­ден из-под стражи, однако пытки и тюремное заключение разруши­ли его здоровье, и он умер около 253 г. в Тире. Значение Оригена для христианского богословия трудно пере­оценить. В своих произведениях он разрабатывал триадологические и христологические вопросы в тех аспектах, в каких они рассматри­вались богословской мыслью в течение многих последующих столе­тий. Он заложил фундамент богословской терминологии, которой после него пользовались все крупные церковные писатели. Он сфор­мулировал основополагающие принципы библейской экзегетики, и все позднейшие комментаторы Ветхого и Нового Заветов в большей или меньшей степени шли по его стопам. Он предпринял беспреце­дентную в ранней Церкви попытку критико-текстологического срав­нительного анализа греческих переводов Библии. Аскетические сочинения Оригена ока­зали огромное влияние на развитие монашеской письменности.

Однако в своем богословском дерзновении Ориген иногда выска­зывал частные мнения, не согласующиеся с православным Предани­ем и заимствованные им из чуждых христианству учений. Так, например, в сочинениях Оригена можно найти следы античного уче­ния о предсуществовании душ. Он был сторонником теории «апокатастасиса» - восстановления всей твари в ее первоначальном состо­янии после кончины мира. В триадологии Оригена усматриваются признаки субординационизма. Высказанные им спорные мнения Ориген не выдавал за общецерковное учение, и, возможно, он от­рекся бы от них, если бы при его жизни Поместный или Вселенский Собор указал на их ошибочный характер. Такого, однако, не про­изошло, поскольку богословская мысль его времени еще не доросла до той догматической проблематики, которую он затрагивал в своих сочинениях. Церкви понадобилось три столетия, чтобы осмыслить Оригена, оценить его сильные и слабые стороны и вынести над ним свой суд.

Споры об Оригене начались еще при его жизни и продолжались после его смерти. Есть основания предполагать, вопреки Евсевию, что Ориген был отлучен Димитрием Александрийским не только по дисциплинарным мотивам, но и за свои догматические заблужде­ния. На это косвенно указывает сам Евсевий, когда говорит, что Ориген «писал письма к Фабиану, епис­копу Римскому, и многим другим епископам, о своем православии» (следовательно, в его православии сомневались).

Полный список творений Оригена, составленный Евсевием Кеса-рийским в качестве приложения к «Апологии Оригена» две тысячи наименований. Святой Епифаний Кипрский (Панарион, 64, 63) исчислял трактаты Оригена цифрой в шесть тысяч. Блаженный Иероним пишет, что Ориген «сказал тысячу и более бесед в Церкви, издал, кроме того, бесчисленное множество комментариев... Кто из нас может столько прочитать, сколько он написал?». Ориген был одним из самых плодовитых писателей за всю историю Церкви. Лишь ма­лая часть его литературного наследия сохранилась, но и она состав­ляет семь объемистых томов в Патрологии Миня.

св. Григорий Чудотворец

Согласно блж. Иерониму Стридонскому он первоначально носил имя Феодор.Евсевий Кесарийский, со­общая о том, что к Оригену в Кеса­рию Палестинскую стекалось много учеников из разных мест, отмечает, что из них он знает как наиболее вы­дающихся Феодора. Перемена имени была связана, ве­роятно, с крещением. Святитель происходил из знатной и богатой се­мьи: мать хотела дать ему такое об­разование, какое получали дети бла­городного происхождения. Первоначальное воспитание его было языческим. В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову» , однако внешне его жизнь не измени­лась. Закончив образование в шко­ле грамматика, Григорий по желанию ма­тери поступил в школу ритора. Для со­вершенствования образования он вместе с братом Афинодором отпра­вился в г. Верит (Бейрут), где на­ходилась крупнейшая юридическая школа на Востоке Прибыв в Ке­сарию Палестинскую, братья захоте­ли послушать Оригена, к-рый в это время основал здесь школу наподо­бие александрийской.

Встреча с Оригеном определила дальнейшую жизнь Г. Ч. Заметив да­рования братьев, Ориген решил сде­лать их своими учениками и убедил их в пользе философии. Следующей ступенью обучения была этика, при­чем Ориген стремился соответст­венно наставлениям сформировать характер и образ жизни Г. Ч., заста­вив его полюбить христ. добродете­ли (Ibid. 115-149). От изучения язы­ческих философов он постепенно подвел ученика к библейскойэкзе­гетике. «Для меня не было ничего запретного...- говорил Г. Ч.,- но я имел возможность получить знание о всяком учении, и варварском и эл­линском... и божественном и челове­ческом».

По окончании 5-летнего обучения в Кесарии Палестинской Г. Ч. вмес­те с братом Афинодором возвратил­ся на родину. Вскоре он получил письмо от Оригена, в к-ром тот убеждал его направить свои даро­вания и знания на служение хрис­тианству и заняться внимательным изучением Свящ. Писания. В Неоке­сарии он принял решение удалить­ся от шума площадей и от всей го­родской жизни и в уединении пре­бывать с собой и через себя с Богом, однако ок. 245 г. он был поставлен Федимом, еп. Амасийским, во епископа Неокесарийского. Согласно свт. Григорию Нис­скому, он сначала не желал при­нимать посвящение, боясь, чтобы «заботы священства, как некоторое бремя, не послужили ему препят­ствием в любомудрии». Поэтому Федим после долгих усилий, «нис­колько не обращая внимания на рас­стояние, отделяющее его от Григо­рия (ибо он находился от него на расстоянии трех дней пути),- но воззрев к Богу и сказав, что Бог в час сей равно видит и его самого и того, вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу, хотя он и не присутствовал телом, назна­чает ему оный город, который до того времени был одержим идоль­ским заблуждением». ним полагал, что не может противиться такому, хотя и необычному, назна­чению. После этого над ним было со­вершено все, что требовалось по за­кону для посвящения во епископа. Через нек-рое время Г. Ч. получил в откро­вении тайноводственное учение, по к-рому он проповедовал слово Божие в церкви. Проповедь имела такое воздействие, что если до него в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни он тщательно разыскивал по всей окрестности, не остался ли еще кто-либо чуждым вере, и узнал, что оставшихся в старом заблуждении более 17 чел. Из последующей жизни Гртгория из­вестен факт его участия вместе с братом Афинодором и др. учени­ками Оригена в IАнтиохийском Со­боре противПавла I Самосатского (264 г.). По свидетельству блж.Феодорита, еп. Кирского, «из собравшихся пер­венствовали Григорий Великий, зна­менитый, совершивший ради оби­тающей в нем благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его». Умер святитель в царствование имп. Авре­лиана между 270 и 275 гг. Наимено­вание «Чудотворец» утвердилось за ним сVв. До этого святитель именовался либо как Гри­горий Великий, либо просто как Григорий. Влия­ние Г. Ч. на религ. жизнь понтийской страны засвидетельствовано свт. Ва­силием Великим, к-рый сообщает, в частности, что неокесарийцы до 2-й пол.IVв. «не прибавляли ни действия, ни слова, ни таинствен­ного какого-либо знака сверх тех, ка­кие он оставил». По словам свт. Василия, мес­то Г. Ч. - среди апостолов и проро­ков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни еван­гельской... подобно какому-то свето­зарному великому светилу озарял Церковь Божию».

Лит. деятельность Г. Ч. не была обширной, что во многом объясняется характером и условия­ми его епископского служения. Вы­яснение подлинного объема насле­дия Г. Ч. затруднено отсутствием подробного перечня его трудов в древних памятниках (напр., у Евсевия Кесарийского), а также рукопис­ных сборников творений.