Занятие на тему «Рыбы» в средней группе. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Аквариумные рыбки Развитие речи аквариумные рыбки средняя группа

Рогачева Майя Петровна

воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «рыбы». Учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать. Закреплять понятия «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь. Учить составлять рассказ по схемам.

Материал и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Лист белой бумаги и полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Карточки с изображением разных видов корма.

Ход занятия в средней группе

Часть 1. Аквариум

Дети подходят к аквариуму; рассматривают его и выясняют, что в нем есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

П. Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

Д. В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.

П. Зачем на дне нужен песок? Камушки?

Д. В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.

П. Зачем в аквариуме нужны растения?

Д. Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.

П. Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

Д. Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.

П. А теперь давайте обустроим каждый свой аквариум.

Дети садятся за столы.

Часть 2. Обустраиваем аквариум.

Перед каждым ребенком на столе лежат лист белой бумаги и набор полосок, которые они должны расположить на листе. Вспоминая «этажи» аквариума, дети располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые) полоски на белом фоне.

У детей должен получиться вот такая модель аквариума:

П. Из скольких частей («этажей») состоит наш аквариум?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.

П. Что это за этажи?

Д. Песок, камни, растения, вода, растения, вода, воздух.

Педагог показывает свою модель аквариума, в которой растения расположены на поверхности воды.

П. Сколько частей («этажей») в моем аквариуме?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.

П. Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог поместил плавающие растения сверху воды.) А у кого-нибудь есть другие модели аквариума?

Д. Других моделей у нас нет.

П. Сколько различных частей в аквариуме?

Д. Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять различных частей.

П. Почему вы так считаете?

Д. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растения и это растения (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть расте-ния на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

Примечание. Если дети затрудняются самостоятельно обустроить аквариум, педагог предварительно проводит беседу такого рода.

П. С какой полоски начнем обустраивать аквариум?

Д. С голубой. Она обозначает воду.

П. Какая она по величине?

Д. Небольшая. Меньше белой.

П. Как вы это определили?

Д. Над ней на белом листе осталось много свободного места.

П. А что есть на верхнем этаже аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом?

Д. Вверху воздух. Они им дышат.

П. Итак, сколько в аквариуме мы определили основных частей? Какие?

Д. Внизу голубая полоска и вверху белая. Две части.

П. Обустройте аквариум с помощью полосок бумаги и сосчитайте, сколько теперь стало частей («этажей») в аквариуме.

Часть 3. Рыбы

П. А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок. (Дети вновь подходят к аквариуму) Как они называются?

Д. Гуппи, меченосцы...,

П. Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?

Д. Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и потому незаметные.

П. Какие рыбки ярче: те, что больше, или те, что меньше?

Д. Маленькие яркие, а большие неприметные.

П. У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?

Д. У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.

Педагог объясняет, что среди рыб есть папы и мамы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками - самцы, а большие, серень-кие, незаметные - самочки.

П. Чем покрыто тело рыбки?

Д. Тело рыбки покрыто чешуйками.

П. А чем покрыто тело кошки? Птицы?

Д. У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы - перьями.

Педагог прикрепляет графические схемы строения рыбки (рис. а, б).


II. Как и с помощью чего передвигается рыбка?

Д. Рыбка плавает. У неё есть плавники, они и в воде.

П. Как передвигаются птицы? Кошки?

Д. Птицы летают, ходят. У них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает- у неё лапы.

Педагог выставляет ещё одну карточку (рис. в).

П. Где живут рыбы?

Д. Они живут в воде, У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.

Педагог выставляет карточку с изображением воды (рис. г) и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным в воде. Показывает жабры на рисунке. Если в аквариуме живут крупные рыбы, то дети рассматривают их жабры, наблюдают, как рыбы дышат, как у них поднимаются и опускаются жаберные крышки. Рассказывают об увиденном.


П. Чем рыбы питаются? Посмотрите на рисунок.


Корм для аквариумных рыбок:

а – лист салата; б – личинки мотыля; в – сухой корм; г – каша; д – хлеб; е – яичный желток; ж – мясной фарш; з – сухое молоко

Д. Они едят сухой корм, крутую кашу (манную, гречневую, пшенную), салат, белый хлеб, мотыль - личинки комара, яичный желток, порошок сухого молока.

П. Кто доедает корм за рыбками и таким образом помогает чистить аквариум?

Д. Моллюски (улитки). Они едят то же, что и рыбки, а кроме того, питаются водорослями.

П. А теперь давайте составим меню для рыбок на семь дней из пяти видов корма так, чтобы каждый день рыбки получали только два вида корма, но при этом питание их было разнообразным.

Часть 4. Покормим рыбок

Дети садятся за столы. У каждого набор карточек с изображением видов корма для аквариумных рыбок.

П. На сколько дней составляем меню?

Д. На неделю. Значит, на семь дней.

П. Назовите, какой корм изображен на карточках?

Д. Хлеб, каша, мотыль, сухой корм, желток яйца.

П. Сколько всего видов корма у каждого из вас?

Д. Один, два, три, четыре, пять. Всего пять видов,

П. Сколько видов корма можно давать каждый день?

Д. Два вида.

П. Составьте меню для рыбок на неделю.

Дети составляют наборы с помощью карточек, педагог проверяет правильность выполнения задания каждым ребенком. Затем выставляет меню на фланелеграф. Например, понедельник - хлеб, мотыль; вторник - каша, сухой корм; среда - хлеб, желток; четверг - желток, каша; пятница - хлеб, каша; суббота - сухой корм, хлеб; воскресенье - желток, мотыль.

П. Посмотрите на карточки и расскажите все, что вы узнали сегодня о рыбах.

Дети составляют рассказ по опорным карточкам (рис. а, б, в, г, д).

Тема: «Аквариум»

Образовательные области:

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Цель :

1 Развивающая:

Развивать способность организации действия;

Формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

Выбирать материал, инструменты, способ для получения результата;

Формировать умения детей вступать в коммуникации во время работы;

Осуществлять рефлексию в понятийной паре цель – результат.

2 Образовательная:

Обогащать и систематизировать знания детей через познавательно исследовательскую деятельность;

Уточнить имеющиеся представления у детей о рыбах;

Научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути её решения;

Активизировать и обогатить словарь детей.

3 Воспитательная:

Содействовать формированию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы.

Формы и методы работы:

Сюрпризный момент

Художественное слово

Беседа

Мастерская

Словарная работа: чешуя, водоросли, аквариум, плавники,

Ход НОД:

Приветствие.

Организационный момент. Ребята возьмитесь за руки, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Катина сестра Снежана. Послушаем внимательно, что она хочет нам сказать.

Мы с Катей на выходных ходили в зоомагазин. Там мы видели много разных аквариумов и с интересом рассматривали их. Придя домой, нам захотелось своими руками сделать аквариум. В итоге у нас получился вот что (показывает аквариум). Катя предложила отнести его в группу. Мы его дарим Вам и детям. Думаю, что он вам пригодится (дарит и уходит).

Спасибо, Снежана, какой интересный аквариум у вас получился.

(Дети садятся полукругом на стульчики)

Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (Водоросли, камешки, песок, ракушки, морскую звезду и т.д.)

Кто же может жить в аквариуме? (выслушивает предположения детей)

Послушайте загадку и отгадайте её.

У родителей и деток, вся одежда из монеток. (Рыбка)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

Молодцы. Конечно же рыбка.

(Показываю видео или картинки с аквариумными рыбками.)

Ребята, посмотрите, какие красивые аквариумные рыбки. Вы узнали их? А как они называются? (Золотая рыбка, петушок, рыбка клоун, бабочка и т. д.)

Молодцы. Подойдите пожалуйста к столу. У меня есть «волшебные картинки», посмотрите на них внимательно и скажите, что с ними можно сделать? (составить картинку).

Попробуйте составить картинку. Что получилось? (получилась рыбка).

Словесная игра (индивидуальная работа по активизации словаря)

  • Что есть у рыбки? (называют части тела рыбы);
  • Чем покрыто тело рыбки? (Чешуёй)
  • Что рыбке помогает плавать? (Плавники, хвост)

- (Чешуя, а хвост вместо руля)

  • Что умеет делать рыбка? (плавать, нырять, шевелить плавниками, хватать корм, смотреть, поворачиваться и т.д.);
  • Все ли рыбки одинаковые? (Все рыбки разные)
  • Где живёт рыбка? (В воде)

Давайте с вами превратимся в рыбок.

Физминутка «Рыбки».

Рыбки плавали, плескались,

В чистой светленькой воде.

То завьются, разовьются,

То зароются в песке.

Отдохнули!? Ребята мы сейчас были кем? (Рыбками)

Нам было весело, мы играли, плавали, резвились. А в нашем аквариуме никто не живёт, не плавает.

Что же делать?(Один из детей предлагает заселить аквариум рыбками)

Давайте поселим рыбок в аквариум.

Что мы можем сделать, чтобы появились рыбки? (предположения детей)

А у вас есть рыбки? (предположения детей) Где мы их возьмём? (Мы можем сделать сами).

Конечно, мы можем сделать сами. А как? (своими руками) Хорошо ребята, я согласна с вами.

Как будет выглядеть наша рыбка? (предположения детей)

(На столе заготовки силуэты рыбок и другого материала)

Подойдите к столу и выберите все, что вам необходимо для работы. Обратите внимание на семена, пёрышки, пуговицы и т. д. (продуктивная деятельность детей по изготовлению рыбок.)

Вопросы, направленные на выстраивание замысла. (индивидуально)

Что ты хочешь сделать?

Для чего ты это будешь делать?

Как выглядеть твоя рыбка?

Для чего ты это берешь?

Вопросы, направленные на анализ реализации.

Что ты сейчас делаешь?

Что ты уже сделал?

У тебя получается? В чём трудность? (тебе нужна моя помощь?)

Вопросы рефлексии в соответствии реализации замысла.

Что ты хотел сделать?

У тебя получилось?

А ты такую рыбку хотел сделать?

Общий вопрос.

Для чего мы делали рыбок? (чтобы заселить аквариум)

Возьмите свои рыбки и подойдите к нашим гостям они вам помогут.

(дети с воспитателем заселяют рыбок в аквариум) играет музыка

Итог.

Ребята, полюбуйтесь, что у нас получилось!

Мы с детьми другой подгруппы сделаем еще разных рыбок и пополним наш аквариум.


Задачи. Обогащать опыт содержательного познавательного обще­ния. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверс­тниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Ак­тивизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «щ».

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: акула, де­льфин, кит, морская звезда, морская черепаха. Элементы костюмов рыбака и путешественника: удочка, ведро, шляпа, рюкзак, панама и т. п. - по усмотрению воспитателя. Наборное полотно.

Я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

бежит ко мне!..

Воспитатель задает вопросы:

Ребята, а вы видели когда-нибудь море? Где?

Какое море? (Соленое, глубокое, синее и т.п.)

Что вас больше всего удивило и поразило?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делится своим впечатле­нием: «Мне больше всего запомнилось, как вели себя рыбки в море. Когда я плыла, они плыли за мной. А когда я останавливалась, рыбки подплывали близко-близко, как будто хотели сказать: плыви дальше!»

Что вы делали на берегу моря?

Каких морских животных вы знаете? (После ответов детей вы­ставляются картинки.)

Затем педагог предлагает детям отгадать загадку об обитателях моря: «В воде живет, нет клюва, а клюет. Кто это?» Затем спрашивает

Каких рыб вы знаете? Какие рыбы живут в море? (Акула, морс­кой конек, электрический скат и т. п.)

Дети могут назвать кита и дельфина. Тогда педагог напоминает, что эти животные - не рыбы. Они, как и рыбы, живут в воде, но ды­шат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Кто детеныши у кита и дельфина? (Китенок и де­льфиненок.) Читает стихотворение Б. Заходера «Кит»

Всю жизнь в воде проводит КИТ,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему — спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

Затем воспитатель продолжает:

Я вам расскажу удивительную вешь: есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов, а иногда даже больше. А еще есть животное, которое живет в море, а его родствен­ница живет в пустыне. «Панцирь каменный - рубаха. А в рубахе … (черепаха)».

Как вы думаете, кто самый главный в море? Почему вы так ду­маете? (Рассуждения детей.) Вы правильно назвали гигантов моря - акул и китов. Но, оказывается, самые главные в море - крошечные водоросли, которые плавают в воде и кормят многочисленные стаи рыб, рачков, креветок. Без них не могли бы прокормиться морские гиганты.

Босые пятки обжигает мне песок

Тень со мной играет в прятки.

Скок на камень,

В море - скок!

На шестах повисли сети,

В них, как рыба, бьется ветер.

У сетей сидит рыбак

С длинной трубкою в зубах.

Подошел я и спросил:

Кто же море посолил?

Почему всегда-всегда В нем соленая вода?

Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил рыбак?» Выслушивает рассуждения детей и читает стихотворение дальше.

Если б в море стала сладкою вода.

То случилась бы огромная беда

Ведь тогда до дна могли бы

Воду в море выпить рыбы.

Воду пили бы киты,

Раздувая животы.

Пили, пили бы дельфины,

Выгибая жадно спины /…/

И тогда бы в самом деле

Появились в море мели.

И совсем бы не смогли

Плыть по морю корабли.

Воспитатель предлагает детям поиграть в это стихотворение. Кто- то будет рыбак. У рыбака - удочка, ведро для рыбы, шляпа от сол­нца. А кто-то будет путешественником. Он идет с рюкзаком. У него на голове панама от солнца. Он спрашивает рыбака: «Почему море соленое?» А рыбак отвечает ему.

Разыгрывается сценка. На роль рыбака воспитатель назначает «сильного» ребенка. Игра повторяется 2 раза. Дети импровизиру­ют. В случае необходимости воспитатель подсказывает слова роли.

Затем дети играют в игру «Море волнуется». Роль ведущего выпол­няет воспитатель вместе с кем-то из детей. Это наблюдатели. У них как будто есть бинокли. Все остальные дети - море, морские волны. Волны ходят по морю, накатываются на берег с шорохом: «щ-щ-щ-щ».

Водящий говорит:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура, замри!

На последние слова дети замирают в разных позах. Наблюдатели выбирают лучшую морскую фигуру. Этот участник становится на­блюдателем, и игра повторяется еще раз. Воспитатель предлагает по­играть в эту игру после занятий.

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря».

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

Доминирующая область : познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. ООД проводится воспитателем и учителем-логопедом.

Обучающие задачи : расширять представления об особенностях внешнего вида рыб; учить согласовывать имена существительные с числительными, образовывать родственные слова; упражнять в счёте предметов в пределах пяти, сравнивать группы предметов по количеству и уравнивать их; закреплять представления о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги, составлять образ предмета из геометрических фигур на плоскости; закреплять навыки рисования ватными палочками.

Развивающие задачи : развивать эстетическое восприятие окружающих предметов и объектов природы, зрительное внимание, память, навыки диалогической речи, мышление, воображение.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Оборудование : магнитная доска, мольберт, магнитофон.

Демонстрационный материал : изображение аквариума на бумаге формата А 2; аудиозапись «Звуки природы. Вода»; предметные картинки: рыбки, улитка, водоросли.

Раздаточный материал : счётный материал – рыбки; геометрические фигуры; изображения квадратных и круглых аквариумов; силуэты рыбок, гуашь, ватные палочки, салфетки, клеенки, ёмкости с водой.

Предварительная работа : рассматривание рыбок в аквариуме; беседа «Кто живёт в аквариуме», чтение стихов и рассказов о подводных обитателях водоемов.

Ход деятельности

1. Рыба и её строение
Логопед предлагает детям сложить лежащие на столах разрезные картинки «Рыбы». Дошкольники выполняют задание, рассматривают вместе с педагогом получившихся рыб и называют тех, которые заинтересовали. Детям предлагают ответить на вопросы: Чем отличаются рыбы? Какие части тела есть у всех рыб? Как передвигаются рыбы? Для чего им плавники? Что такое жабры? Чем покрыто туловище рыб? Где живут рыбы? Затем педагог обобщает ответы.

2. Речевые игры
Семейка слов
Словарь: рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбак, рыбачить, рыбалка, рыбный, рыбина.

Дошкольники встают в круг. Логопед предлагает им, передавая мяч по кругу, назвать слова, родственные слову «рыба». При затруднении детям задают вопросы: Как можно назвать маленькую рыбу? Как называют человека, который ловит рыбу? Что делает рыбак? Куда ходит рыбак? Какой суп варят из рыбы? Как можно назвать большую рыбу?

Педагог поясняет, что названий рыб великое множество, но детки у всех называются мальками.

Назови ласково
Словарь: рыба, чешуя, хвост, трава, улитка, вода, песок, ракушка, камни, глаза, усы.

Логопед предлагает поиграть. Бросая мяч каждому из детей, он называет слово, а они в ответ называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова и возвращают мяч.

3. Двигательная пауза
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Дети стоя имитируют кистями рук движения рыбок в воде .)
Лежало большое бревно на песке. (Разводят руки в стороны .)
Сказала одна: «Нырять здесь легко». (Выполняют наклоны вперёд с движением рук вперёд и в стороны .)
Вторая ответила: «Здесь глубоко». (Приседают, обхватывая руками колени .)
Третья сказала: «Мне хочется спать». (Поднимаются, складывают ладони вместе под ухом .)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Кладут скрещенные руки на плечи и потирают их .)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Кистями рук имитируют пасть крокодила .)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Дети разбегаются и садятся за столы .)


4. Упражнения «Рыбки в аквариумах»
Количество предметов - воспитатель предлагает детям сосчитать лежащих перед ними рыбок и задаёт вопросы: Сколько всего рыбок? Они одинаковые или разные? Чем отличаются рыбки? Дети отвечают, что у них 5 больших и маленьких рыбок. Внимание дошкольников привлекают к изображениям квадратного и круглого аквариумов, уточняют их форму и предлагают положить маленьких рыбок в квадратный аквариум, а больших рыбок - в круглый, сосчитать и уравнять их количество. Детей подводят к выводу о том, что для уравнивания количества рыбок в двух аквариумах можно убрать одну рыбку. Дети пересчитывают рыбок в двух аквариумах.

Заполни аквариум - дети заполняют пустой аквариум на доске по следующей инструкции педагога: красная рыбка в верхнем левом углу; черепаха в нижнем левом углу; жёлтая рыбка в правом верхнем углу; зелёные водоросли в правом нижнем углу; улитка в центре аквариума.

Рыбки из геометрических фигур - перед детьми на подносах треугольники, овалы и круги. Педагог предлагает назвать эти геометрические фигуры, а затем выложить из них рыбок. Дошкольники выполняют задание, рассматривают получившихся рыбок и приходят к выводу о том, что выложить их можно по-разному, например, из овала, треугольника и круга; из четырёх треугольников.

6. Рыбка и её друзья
На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум )

Детям предлагается отгадать загадку. Затем воспитатель привлекает внимание дошкольников к мольберту, на котором расположен большой нарисованный аквариум. Выяснив, что в нём только одна рыбка, и поэтому ей грустно, дошкольники принимают решение нарисовать для неё рыбок-друзей.

Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавала, ныряла (Дети держат ладони вертикально .)
В чистой, солнечной воде. (Выполняют встречные плавные волнообразные движения кистями рук .)
То сожмётся, разожмётся, (Раздвигают и сдвигают пальцы обеих рук .)
То зароется в песке. (« Раскапывают» кистями рук «песок» .)

7. Закрепление материала
Раскрашиваем силуэты рыбок (воспитатель обращает внимание детей на белые бумажные силуэты рыбок, лежащие на столах ). Дошкольникам предлагают раскрасить их при помощи ватных палочек. После подготовки красок они раскрашивают рыбок под звуки льющейся в ручье воды, а затем «запускают» их в аквариум (прикрепляют с помощью двустороннего скотча ).

Представления детей о ситуации закрепляют с помощью вопросов : Какие рыбки у вас получились? Сколько теперь рыбок в аквариуме? Как вы думаете, рыбка довольна? Почему изменилось её настроение?

Анна Семёнова, воспитатель
Екатерина Крюкова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 59 г.о. Салават
Республики Башкортостан