Структура постоянных органов самоуправления в отряде. О воспитании (Макаренко А.С.)

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Роль самоуправления

Обеспечение включенности ребят в решение значимых проблем и формирование социальной активности, развития лидерства.

Сущность самоуправления

Создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, что обеспечивает включение их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении.

Цель самоуправления

Научить детей через решение проблем выработать необходимые

качества для преодоления сложностей социальной жизни.

Для такого временного объединения как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. В лагере действуют постоянные и временные органы самоуправления, в зависимости от тех задач, которые определяет коллектив.

Сбор - это высший орган самоуправления в коллективе. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде, лагере.

Он проводится тогда, когда возникает необходимость обсудить проблему жизни отряда, коллектива лагеря. На сбор отряда выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел.

Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает их отчеты, анализирует работу отряда, определяет основные направления деятельности, утверждает планы.

Сбор может проходить в различных формах: сбор - диспуты, сбор - «круга претензий», сбор - «круга благодарностей» и т.д.

Органом обще - лагерного детского самоуправления будут встречи «Доброе утро» и «Добрый вечер».

Каждое утро всех ребят собирает ребят на место общего сбора задорная мелодия - начинается программа «Доброе утро». Дежурный вожатый собирает новости о жизни лагеря, дается установка наступившего дня, каждому дается установка высказаться в «свободный микрофон».

Постоянным органом самоуправления, выполняющим решения и организующим работу коллектива, является избранный детьми актив: совет отряда, верховный совет.

Самоуправление в лагере как форма демократии представляет уникальный шанс реализовать детям свои интересы и возможности в коллективе со своими товарищами. Дети и взрослые совместно решают, чем заниматься, какие создавать кружки, клубы, объединения, какие использовать символы и ритуалы, то есть дети учатся жить самостоятельно.



Жить самостоятельно - это значит: сами планируем, сами организуем, сами оцениваем.

Сами планируем

Хотя и план смены заранее составляется с учетом возрастных особенностей детей и включает большое многообразие интересных материалов, он может изменяться с учетом пожеланий детей.

В начале смены вывешивается информация: «План проведения мероприятий смены...» «А как бы вы хотели провести мероприятия?»

Сами организуем

Своим примером педагоги показывают детям, как надо правильно распределять время, работу, когда просить, когда приказать. Зная, что в день самоуправления каждому придется побывать в роли воспитателя, вожатого дети будут внимательно наблюдать за взрослыми. На первом этапе этой самостоятельности детям оказывается поддержка взрослого товарища. Сначала эта помощь, возможно, будет прямой, а потом косвенной.

В течение лагерных смен будут организованы Дни самоуправления. А для того чтобы Дни самоуправления прошли успешно, необходимо научить детей обходиться без помощи взрослых. Но при этом необходимо чтобы все действия детей были под незаметным контролем, чтобы в любую минуту можно было прийти ребенку на помощь.



При распределении должностей на День самоуправления учитываются пожелания детей. Но перед этим дети должны наблюдать за работой тех людей, кого они будут замещать, потом поработать с ними, а уж потом - заменить их.

Сами оцениваем

Дети должны почувствовать ответственность за свои действия и

поэтому взрослые не должны вмешиваться в создавшуюся ситуацию при малейшем промахе ребенка. Дети должны сами ставить себе задачу перед той или иной работой, иногда даже непосильную, но в процессе работы они смогут оценить цену своих сил и возможностей. В процессе проб и ошибок они приобретают неоценимый практический опыт, что имеет грандиозное значение.

Предоставление детям самостоятельности помогает воспитывать у них чувство ответственности за свои поступки, за жизнь своего отряда.

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб, "За" – означал белый боб, "Против" – черный. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью. Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу области (Губернатора), Глав Администраций районов и округов и депутатов в органы государственной власти всех уровней. Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной. Сегодня мы проведем «Выборы лидера школы», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения. - 1этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей. - 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц. - 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования. - 4 этап - голосование и подведение итогов.

Органы самоуправления в лагере

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами на одну смену, и взрослые.

Цели и задачи актива

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Детское самоуправление в летнем лагере.

Особенности организации жизнедеятельности временных коллективов детей младшего школьного возраста.

Проблемы адаптации детей 6-8 лет непосредственно связаны с их возрастными особенностями. Так как дети младшего возраста нуждаются в большом внимании вожатого, в связи с этим крайне важно:

 Уменьшить численность отряда;

 Или увеличить количество взрослых, работающих с группой (на 10 детей – один взрослый).

Следует изменить распорядок дня за счет увеличения времени, отведенного на отдых и внутриотрядные дела.

Необходимо учитывать особенности работоспособности и концентрации внимания таких детей – лучше, если однообразные занятия не будут превышать временного интервала 25-30 минут. Вместе с тем, младшим детям рекомендована частая смена деятельности.

В соответствии с возрастными потребностями у детей 6-8 лет может быть увеличено время на индивидуальные занятия, постольку длительные общегрупповые игры и дела вызывают у них утомление или чрезмерное возбуждение. По этой же причинœе эти мероприятия следует проводить в первой половинœе дня, не нагружать вечерние часы.

Нередки для возраста 6-8 лет ночные страхи и появление энуреза как реакции на стресс. Такие проблемы также требуют вмешательства специалистов – врача и психолога. Воспитатель же может помочь ребенку, рассказав что-то приятное и успокаивающее перед сном, просто побыть рядом в это время. Для преодоления страхов хорошими терапевтическими играми являются игры «в прятки» и «Жмурки», рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх».

За основу работы со страхом можно взять принцип символического отреагирования. В качестве его форм бывают использованы сочинœения – сказки, рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх». Выбор сказки является адекватным, так как «период сказки» существует у детей от 4 до 8 лет, в котором они верят, что сказка является реальностью.

Сказка, являясь фактором социализации, предлагает ребенку смыслы на различных уровнях, выраженные в обобщенной форме, помогает ребенку «открывать мир своего бессознательного», приводит в порядок свои чувства, т. е. Ее терапевтический эффект определœен тем, что она позволяет отреагировать неосознаваемые проблемы, не травмируя ребенка.

У младших детей чаще наблюдается отсутствие навыков общения. Это является барьером для взаимодействия с другими детьми. Навыки такого общения можно сформировать с помощью игры в небольших группах (5-8 человек) или обратиться к детскому психологу за поведенческой психокоррекцией.

Условием для самоактуализации личности каждого ребенка, развития его лидерских качеств, способности повести за собой других Л.И.Маленкова называет такую форму организации взаимодействия в коллективе как детское самоуправление.

Действительно, в практике коллективного воспитания сложились и успешно применяются различные системы детского самоуправления: методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова, Школа самоопределœения А.Н. Тубельского, воспитательная система школы В.А. Караковского, трехуровневая система школьного самоуправления Н.П. Капустина.

На основе указанных систем школьного самоуправления развиваются различные модели детского самоуправления временных детских коллективов. Значительный опыт по организации детского самоуправления в лагере накоплен Всероссийским Детским Центром «Орленок», к методическим материалам которого мы и обратимся. И.Н.Хуснутдинова, методист Методического отдела ВДЦ «Орленок», отмечает, что во временном детском коллективе существует несколько форм органов самоуправления:

1. Дежурный командир. Когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира. Дежурный командир переизбирается каждый вечер в орлятском кругу, на анализе дня или в конце «огонька». При такой системе почти всœе ребята из отряда побывают в позиции лидера, это важно для каждого подростка как признание: «меня выбрали, мне доверяют». Не только малыши, но и старшие ребята большое внимание уделяют атрибутам, в связи с этим у дежурного командира может быть галстук, значок, игрушка-символ, которая вешается на шею (на руку, на рукав). Дежурный командир уходящего дня подходит к любому из ребят в кругу (выбирает) и передает ему атрибут дежурного командира. Заранее можно договориться с ребятами в отряде и соблюдать условие - дважды не выбирать в командиры, а отдавать предпочтение тем ребятам в отряде, кто не был еще в позиции командира.

2. Постоянный командир. Командир, который выбирается в самом начале смены, в оргпериоде, и руководит работой отряда в течении всœей смены. Командир - ϶ᴛᴏ организатор деятельности отряда, владеющий всœей информацией, отвечающий за деятельность отряда. Он готовит вместе с вожатым ежедневный анализ дня, принимает участие в планировании. В оргпериод вожатый сначала объясняет функционал, а потом предлагает кому-либо из ребят в отряде помочь ему и попробовать свои силы).

3. Чередование традиционных поручений. Очень часто в отряде перечень ежедневных дел повторяется. Чтобы всœе дети во всœех группах были включены во всœе виды деятельности, группы меняются поручениями через 3-5 дней по «вертушке» (чтобы распределить время всœей смены, с одной стороны, и дать всœем ребятам возможность проявиться в каждом делœе, с другой). Чередуя поручения, ребята каждой группы в течение смены поработают по всœем направлениям. Состав ребят внутри группы постоянный. В системе ЧТП кроме самого процесса делœения на микрогруппы важно вместе с детьми обсудить и решить, какие именно группы должны быть в отряде, чтобы обеспечить всœе направления его деятельности. Это бывают информационная группа, досуговая, сюрпризная, спортивная, оформительская, дежурная. Досуговая группа занимается подготовкой и проведением дел в отряде, проведением музыкальных и игровых минуток, организует выходы в другие отряды и проведение совместных дел, может стать инициатором организации конкурсов, работать с отрядом младшего возраста͵ организовать творческую часть дежурства по столовой, экскурсию по лагерю, обеспечить досуговую часть в организации поездки.

Обязанности оформительской группы: оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел, выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят своего отряда и младших ребят оформительским умениям, организация конкурса на лучшее оформление комнаты, конкурса газет, изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление отрядного места.

Информационная группа проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты, выпускает листовки, радиопередачи, готовит информацию о событиях в мире для утренних информационных сборов, проводит информационные часы, обеспечивает рекламу, дел, событий и т.д.

Сюрпризная группа готовит сюрпризы-шарады к КТД, другим делам в отряде и лагере, сюрпризы именинникам, дела-сюрпризы, к примеру, концерт-молнию. концерт- сюрприз для малышей; сюрпризы-благодарности дежурным но столовой, сюрпризы сосœеднему отряду; утренние «минутки общей радости» для своего отряда сюрпризы вожатым, сотрудникам лагеря., шоферу, который везет отряд в поездку.

Спортивная группа берет на себя организацию и проведение зарядки, помогает физрукам в проведении спартакиады, мини-спартакиады внутри отряда, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», помогает инструктору по туризму и организации и проведении туристической тропы, похода, может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами.

В обязанности дежурной группы входит подготовка отрядного места к сбору отряда, она отвечает за чистоту и порядок в комнатах, выполнение режима и проведение дел этого дня. Уборку отрядного места и территории, за организацию дежурства по территории, по столовой.

4. Творческие группы , связанные с подготовкой конкретных дел - ϶ᴛᴏ различные микрогруппы по интересам или группы, сформированные «под лидера», или референтные группы.

Микрогруппы по интересам (музыка, спорт, танцы, интеллектуальная деятельность и т.д.). Деятельность таких микрогрупп планируется советом командиров, в который входят командир отряда и командиры микрогрупп, примерно на неделю вперед, при этом определяются не только специфические дела каждой группы, но и формы участия ребят в других видах деятельности, решаются вопросы подготовки отряда к общелагерным делам. Ежедневно происходит конкретное планирование завтрашнего дня советом командиров и каждой микрогруппой. При крайне важности состав таких групп может немного измениться после оргпериода, когда ребята лучше смогут соотнести свои интересы и возможности лагеря.

Группы, сформированные «под дела» или «под лидера» работают, как творческие группы, участие ребят в других делах отряда определяется аналогично группам по интересам. Для педагога данный вариант сложнее, так как организационную деятельность отряда приходится планировать и реализовывать вне рамок этой структуры, но для детей это хорошая возможность реализовать свои желания, способности, добиться успеха и признания.

Группы, сформированные по симпатиям, или референтные группы, не всœегда бывают эффективными в деятельности. Иногда их создают как временные на 4-5 последних дней смены: это помогает эмоционально «удерживать» ребят в предотъездньй период, кроме того, этими же группами готовятся итоговые дела отряда;

5. Игровые модели Для этой системы самоуправления характерно создание детской общности в подражание государственному устройству: с республиками, парламентами, прокурорами, полицией и т.д. Отличительная черта такого самоуправления – преобладание формы над содержанием.

Каждая из описанных форм способствует развитию организаторских качеств (см. Таблицу №1).

Форма Действия педагога Действия детей Педагогический результат
Постоянный командир Обучение алгоритму планирования дня; обеспечение информационного пространства; совместное планирование дня; консультации при планировании дня учитывают интересы всœех членов коллектива; учатся планировать день; владеют информацией по дню, делам; организуют режимные моменты Удовлетворение детских интересов; реализация опыта детей, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления, самостоятельности
Дежурный командир Обучение алгоритму планирования дня; совместное планирование; консультации Владение информацией по дню; учатся планировать день; организация режимных моментов Погружение в активное обучающее пространство; приобретение опыта самоуправления, ответственности за временный коллектив; реализация опыта; самоконтроль; навыки общения; повышение самооценки; приобретение нового организаторского опыта
Игровые модели Создание игровой ситуации, её поддержка; Создание соответствующих структур управления игрой Участие в игре Погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребёнка; активная позиция ребёнка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив
Творческие группы Обучение коллективному планированию; обучение различным вариантам организации и проведения дел; консультации Планирование своей деятельности; умение организовывать подготовительную работу Погружение в активное обучающее пространство через творческую работу; приобретение опыта организаторской деятельности; навыки аналитической работы; самоконтроль; реализация творческих возможностей

Практически всœе системы детского самоуправления опираются на единые принципы:

1. Педагогическое руководство, обеспечивающее целœенаправленное развитие детского самоуправления.

2. Предметность деятельности (есть деятельность - есть орган самоуправления).

3. Единое планирование как основа механизма включения в организацию коллективной жизни всœех участников педагогического процесса.

4. Выборность органов самоуправления.

5. Сменяемость функций руководства и подчинœения, видов деятельности

6. Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот.

7. Участие всœех детей в системе самоуправления (принцип демократизма).

8. Согласие: разногласия бывают лишь до принятия решения, а после - действует правило обязательного выполнения решения всœеми участниками процесса.

Организация самоуправления - достаточно сложный воспитательный процесс. Особенно, если охватываются дети всех возрастов. Модели детского самоуправления существуют во многих образовательных учреждениях, в дополнительном образовании они чаще всего присутствуют в подростковых клубах и в лагерях летнего отдыха. Наш лагерь Колос не стал исключением.

Самоуправление в лагере предполагает самостоятельность детей в организации себя, деятельности, которая происходит на смене, а также самоконтроль результатов этой деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать сложность социальных отношений, сформировать свою социальную позицию, определить свои собственные возможности в развитии лидерских функций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила педагог-организатор МБОУ «ОСОШ №2» СП «УДЮЦ» Шулятикова В.Н. 1 квалификационная категория Особенности детского самоуправления в летнем оздоровительном лагере «Колос»

Цель: создание условий для развития самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Задачи: Возможность самовыражения для каждого ребенка; Развитие лидерских качеств детей; Приобщение к разнообразному опыту социальной жизни через участие в деятельности.

Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления Поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; Взаимную ответственность вожатых перед детьми и детей перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; Взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива к друг другу; Совместную работу вожатского и детского коллективов; Информирование ребят о проблемах, возникающих в процессе подготовки и проведении мероприятий.

Система самоуправления смены Совет смены Службы смены (по 2 чел. о т отряда) Комиссар смены (синий галстук) Комиссар отряда (оранжевый галстук) Дежурный командир отряда - ДКО (красный галстук) Совет дела Отряд

Службы в лагере ЛЭП– любите эти песни. УЮТ – уют и чистота территории. ГРИН – группа информации. ГРУЗД - группа здоровья

Законы смены Поднятой руки Территории Без дыма и огня Песни Чистоты Доброго отношения Галстука Активности Закон О: О Закон законов

Мастерские и секции в лагере

День самоуправления Зарядка «В здоровом теле - здоровый дух». Линейка - «Всё наоборот». Смотр отрядных уголков «Здоровье всему голова». Митинг «За здоровый образ жизни». Костюмированный футбол. Мастер-классы от « Дети-детям »: «Карта желаний», работа с микрофоном, «коллаж – моя профессия». Дискотека. Вечерний огонёк.

Вечерний огонёк

Правила ведения огонька и свечи. Голоса звучат приглушённо. Право голоса имеет только тот человек, у кого в руках символический предмет – талисман. Исполняются тихие лиричные песни. Присутствует весь отряд. Нельзя запрещать или заставлять говорить. После огонька все разговаривают вполголоса. Откровенность и принципиальность - норма разговора.

Традиции и ритуалы огонька и свечи Традиция круга Традиция доброго отношения друг к другу Ритуал зажжения свечи Традиция ведущего Традиция доброго отношения к песне Традиция легенд Традиция сюрпризов Выбор «человека дня»

Типы огоньков: Огонёк – знакомство Огонёк – откровенный разговор Тематический огонёк Огонёк прощания Огонёк - сюрприз

Типы свечек: Свечки знакомства «Карта знакомства, Памятный день» Свечки – откровения «Разговор с игрушкой, Письмо другу» Свечки анализа «Цепочка, Отряд для меня» Свечки адаптации «Расскажи мне о себе, Расскажи мне обо мне»

Спасибо за внимание!


Введение

Глава I. Детское самоуправление: понятие, признаки, типы, принципы, задачи, функции, условия формирования

1.1. Понятие, признаки, типы, условия развития детского самоуправления

1.2. Принципы, функции, задачи самоуправления

Глава II. Органы самоуправления в детском оздоровительном лагере: виды, функции. Работа вожатого по формированию органов самоуправления.

2.1 Виды, функции органов самоуправления

2.2 Формирование органов самоуправления в отряде

Заключение

Введение

Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.

Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе .

Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни .

В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека .

Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:

1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;

2) умение предвидеть результаты своих действий;

3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;

4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;

5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;

6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;

7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития .

Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность .

Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.

Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: детский лагерь.

Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;

2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;

3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические данные в организации детского самоуправлении, можно прийти к выводу, что его многогранность причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности самоуправления ведущих педагогов, возможно определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов лагерного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. Воспитанники должны делать только то, что входит в функционал представляемых ими органов. Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию.

Основное предназначение детского самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Детское самоуправление в системе детского оздоровительного лагеря

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в дополнительном образовании является такой же основной задачей как и в образовательных школах.

Лагерь, как и школа, остается одним из важных факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет ребенок, отдыхающий в лагере, во многом зависит от характера среды, в которой происходит его становление и развитие.

Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей. Инициатива детей возникает не случайно, поскольку она является выходом основной идеи воспитательной системы .(Гребенюк Е.Н. «Самоуправление как механизм развития лидерских качеств»)

В современной лагерной педагогике мы очень много используем анимационных программ, которые в большей степени являются развлекательными, чем образовательными, и вожатый играет роль ведущего, а дети – ведомые. Инициативы, как правило, нет. К концу основного периода вожатый выглядит настолько усталым и вымотанным, что о его работоспособности нечего говорить. Зато ребенку – хорошо. Ребенка покормили, с ним поиграли, помыли, он поучаствовал в каком-нибудь мероприятии, придуманном вожатым или методистом. Да, в этом есть доля творческой самореализации ребенка, но за чей счет? А в чем тогда сущность его социализации, его самопознания? Зачастую, происходит следующее: подготовка к мероприятию – вожатый сам придумал, назначил действующих лиц, а остальные – по принципу «не хотят-не надо».

Мне кажется, в детском лагере, как и в школе, должны создаваться такие условия, при которых любой ребенок должен ощутить себя сопричастным к решению любых задач. Чтобы каждый понимал и учился понимать, что он должен сам себя развлечь. Что каждый ребенок должен учиться активности, развивая в себе интеллектуальные качества и творческий потенциал. Дети, действительно могут и сами придумать номер, организовать дежурство, их нужно только чуть-чуть подтолкнуть к такой деятельности: в управлении коллективом.

Управление коллективом или самоуправление поможет детям научиться, прежде всего, думать, преодолевать трудности формирования коллективизма. Участие детей в самоуправлении лагеря способствует развитию социальной активности и лидерских качеств. Многие ребята, видя свою собственную значимость, как в отряде, так и в лагере, чувствуют себя успешными и никогда не захотят уехать домой.

Самоуправление может быть реализовано при:

1. Наличии личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психологические и социальные потребности: потребности в общении и взаимодействии, в самоутверждении и самореализации, в самоопределении и т. д.

2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность органов самоуправления, для создания которых необходимо:

1. Найти сферы полезной для лагеря и значимой для детей деятельности.

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3. Обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

Формы органов самоуправления и их названия могут быть разнообразными. А структура самоуправления, как правило, включает в себя несколько уровней.

1-й уровень - самоуправление в отряде.

Основой организации самоуправления в лагере служит организация самоуправления в отряде. Самоуправление отряда, как и любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными воспитанниками, выбора ответственных за наиболее важные направления работы.

Каждый ребенок в лагере, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей может выбрать дело по душе.

2-й уровень - общелагерное самоуправление.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Таблица 1.

Направления деятельности органов самоуправления

Культура

Здравохранение

Спорт и туризм

Труд и ЧС

Информация

Цель: самореализация творческого потенциала каждой личности.

Основные направления работы: нравственно-эстетическое и гражданско-патриатическое.

Цель:

физическое развитие и самосовершенствование воспитанников лагеря.

Основные направления работы: туристско-краеведческое, физкультурно-оздоровительное.

Цель:

охрана здоровья воспитанников лагеря.

Основные направления работы : развитие стремления детей к здоровому образу жизни, как одной из главных жизненных ценностей.

Цель:

воспитание трудолюбия и любви к природе.

Основные направления работы: трудовое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности.

Цель: информировать о жизнедеятельности лагеря.

Функции и дела:

- руководит организацией и проведением коллективных творческих дел;

- организует и проводит общелагерные праздники, мероприятия и вечера;

- проводит тематические акции;

Функции и дела:

- организует и проводит общелагерные соревнования, спортивные праздники, мероприятия, походы и экскурсии;

- распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий;

Функции и дела:

- распределяет «зоны заботы» по отрядам и осуществляет постоянный контроль над чистотой в этих зонах;

- организует дежурство;

- проводит лекции, семинары, творческие выступления по профилактике негативного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам);

- организует и проводит общелагерную акцию «Мы за здоровый образ жизни!»;

- проводит «День здоровья»;

Функции и дела:

- организует и проводит КТД общественно-полезного труда;

- разрабатывает графики проведения трудовых десантов;

- организует и проводит мероприятия по закреплению знаний по правилам дорожного движения;

- привлекает детей к активному и осознанному озеленению помещений и территории школы;

Функции и дела:

- выпускает газету лагеря;

- организует и проводит смотры-конкурсы рисунков и плакатов;

- проводит информационные линейки;

- проводит социологические опросы;

- организует участие детей в оформлении проводимых мероприятий;

Таблица 2

Структура самоуправления


Результатом использования детского самоуправления в лагере могут стать:

1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3. Укрепление здоровья воспитанников.

4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

6. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей и подростков.

7. Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.

8. Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

    информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях:

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Саморганизация. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.
Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Таким образом, немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них. Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является решающим для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии детским коллективом.

Библиография

    Из опыта работы Ученического самоуправления «Республика «ШКИД» МАОУ «Гимназия № 12»

    А.С.Макаренко «Теория Коллектива»

    Гребенюк Е.Н. « Самоуправление как механизм развития лидерских качеств»

    Е.В.Богданова «Социально-педагогическая деятельность»

    З.И.Лаврентьева «О самоуправлении»

    В.А.Сухомлинский «Воспитание активно-жизненной позиции у учащихся».