Почему в Рождество до первой звезды нельзя есть? "до первой вечерней звезды нельзя".как правильно провести рождественский сочельник.

Елочный торг. Г. Манизер. 1870-е годы. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Почему христиане соблюдают пост до первой звезды в Рождественский сочельник, что такое вертеп и колядки и почему в праздник наряжают елку — сайт рассказывает о традициях Рождества.

Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.

Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале сайт.

История праздника

Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.

Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).

Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.

Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.

Елка на Руси и в СССР

Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.

Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.

К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.



В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).

В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Рождественские традиции

Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

Рождественские угощения

Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.

В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.

Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.

15.12.2014

Пост перед наступлением Рождества - время, которое предназначено для спокойных размышлений и молитв, для подготовки к одному из самых радостных праздников в христианской религии.

Однако некоторые, тщательно соблюдая запрет на вкушение пищи до появления на небе первой звезды, не могут дать ответ на вопрос, почему так принято делать. Не только верующим, но и любителям истории, а также всем, кто интересуется традициями и обычаями, будет интересно узнать, как появилось это строгое христианское правило.

Для выяснения обстоятельств его возникновения придется обратиться к библейским сказаниям. А они повествуют о том, что Иосиф и Мария незадолго до предполагаемого срока родов отправились в Вифлеем. Причиной послужила предпринятая властями перепись населения. Поскольку Иосиф был родом из Вифлеема, он отправился туда, и жена его пошла с ним.

Не найдя пристанища в Вифлееме, пара долго блуждала в поисках места, где можно было бы отдохнуть. Все это время они ничего не ели. Наконец они обнаружили пещеру, где и укрылись. Там-то через некоторое время родился Христос. О появлении на свет Божественного Младенца возвестила рождественская звезда. Таково предание...

С тех самых пор христиане в память о страданиях матери Христа соблюдают пост строго до появления первой звезды. Таким образом они могут сильнее проникнуться переживаниями и чувствами, предвещающими рождение Иисуса. Возникает некая мистическая общность с Марией и ее Сыном, более полно ощущается связь между теми далекими событиями и современностью.

Христианские священники рекомендуют соблюдать пост в целях телесного и духовного очищения, избавления от греховных мыслей. Появление звезды на небосклоне символизирует момент рождения Иисуса. Теперь можно радоваться и вкушать пищу: вскоре после появления Вифлеемской звезды в пещеру к Марии и Иосифу пришли волхвы, принесшие с собой дары.

Правда, первая пища должна быть еще постной: это кутья и узвар. Время пировать придет чуть позже. В наше время не только верующие, но и многие люди, придерживающиеся атеистских убеждений, стараются соблюдать старинный обычай. Во-первых, это уважение к своей истории и народной памяти, а во-вторых, строгий пост действительно очищает организм и просветляет голову.

Как и во многих старых обычаях, в этом заложена глубокая мудрость. Правда, тем, кто имеет проблемы со здоровьем, лучше от поста воздержаться, а вот остальные могут попробовать выдержать его - возможно, это изменит не только многие мысли, но и какие-то жизненные цели.

Рождественский сочельник – это день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ведь Сочельник – это торжественное застолье с неизменно определённым ритуалом, как в части организации, времени и порядка проведения, так и в части блюд и пищи.

Традиции сочельника

Издавна на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций.

В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол – соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге.

Другая традиция – колядки. Из небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Парни «рядились» - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.

Именно в Рождественскую ночь, по народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.

Различные обряды гадания по башмачку, по зеркалу, по пеплу, по кольцу, по луковице или по собачьему лаю канули в лета, с укоренением христианства.

Не зря говорится, что в Рождественскую ночь сбываются желания.

Так может не стоит возрождать глупые языческие гадания, а просто, в ночь перед Рождеством, посмотреть на небо и попытаться увидеть падающую звезду. И если вам повезёт, и падающую звезду вы увидите в эту Рождественскую ночь, попросите у родившегося Христа исполнить ваше заветное желание.

Не упустите это время, иначе вам придется ждать ещё целый год. В ночь на Рождество чаще всего случаются чудеса!

На столе в Рождественский сочельник должно быть двенадцать постных блюд – по числу первых апостолов. К трапезе следует приступать вечером, после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питьё не употребляются.

Лишь на следующий день, в сам праздник Рождества Христова, 7-го января, после торжественной Литургии, разрешаются мясные блюда.

После Сочельника начинаются Святки. Продолжающиеся вплоть до Крещения (19 января) две недели зимних праздников.

Блюда на Рождественский сочельник

Первое обязательное блюдо в Сочельник это сочиво – хлебное зерно, размоченное в воде, меду, бульоне или подливке. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже, преимущественно, пшеница, а у людей зажиточных – рис.

Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба, желательно в целом виде (можно заменить отварной), и густой взвар из целых или половинок разных фруктов (груш, яблок, слив, абрикосов, инжира, айвы, изюма). Взвар отличается от обычного компота более высокой концентрацией. Кроме взвара варят и ягодный кисель.

Полное меню Сочельника следующее:

1. Сочиво.
2. Рисовая или пшеничная кутья с изюмом.
3. Печеная или вареная целая рыба.
4. Взвар или компот из целых плодов или кислый ягодный кисель.

Количество блюд можно расширить до двенадцати, и остальными блюдами могут быть орехи, овощи, постные пироги и пряники. Символика такого стола – рождение Иисуса Христа. Размоченное в воде зерно – как символ начала жизни, прорастание. Компот из целых плодов или плоды, переработанные в жидкий кисель – символизируют полное созревание жизни и окончание её.

Эти два блюда – первое и последнее – являются символами рождения и смерти.

А все вместе блюда являются напоминанием о зернах и плодах, принесённых Христу волхвами в день Его Рождения.

Трапеза в Рождественский Сочельник является символическим ритуалом рождения Иисуса Христа.

Это должен быть тихий и скромный предпраздничный ужин, который следует проводить в семейном кругу, без долгих посиделок за столом и пустых разговоров. Празднование Рождества начнётся на следующий день.

Рецепты приготовления ритуальных блюд для Рождественского Сочельника

Сочиво

Ингредиенты:
- 150 граммов мака;
- 150 грамм грецких орехов;
- 1,5 стакана зерен пшеницы;
- 5 столовых ложек мёда.
Приготовление. Очищенную пшеницу сварить на воде в виде жидкой каши. По вкусу подсластить. Размолоть в кофемолке мак, тщательно перемешать его с мёдом и добавить в остуженную кашу.

Кутья пшеничная

Ингредиенты:
- 250 грамм пшеницы;
- 100 грамм мёда;
- 150 грамм инжира;
- 150 грамм мёда.
Приготовление. Сварить очищенные зерна пшеницы. Отдельно сварить инжир с изюмом. Всё перемешать, добавив мёд.

Кутья рисовая

Промыть рис, залить водой и довести до кипения. Затем откинуть на сито, подержать под холодной водой и снова поместить в кастрюлю. Добавить в кастрюлю большое количество воды и варить до готовности. Снова откинуть на сито, остудить.
Две ложки сахара развести в небольшом количестве кипяченой воды, до растворения. Добавить сироп в готовый рис. Туда же добавить и предварительно вымытый, ошпаренный и высушенный изюм без косточек.
Всё перемешать. Строгих пропорций в выборе ингредиентов нет – всё берется по вкусу.

Печеная холодная рыба

Свежие караси выпотрошить, оставить лишь икру, и запекать (время от времени следует поворачивать с боку на бок). После пропекания рыбы, сделать с боков надрезы, и печь до готовности. Подавать в холодном виде.

Взвар из сухофруктов

Ингредиенты:
- 1 литр воды;
- 500 грамм сухофруктов;
- 1 стакан сахара;
- корица.
Приготовление. Сухофрукты вымыть, поместить в кастрюлю, добавить корицы и залить водой. Довести до кипения и накрыть крышкой. Варить на небольшом огне до готовности. Когда остынет, фрукты вынуть, а в сок добавить сахар, довести до кипения, снять с огня и снова добавить туда фрукты. Пить можно и в горячем, и в холодном виде.

Кисель

Ингредиенты:
- 125 грамм сочных ягод;
- 125 грамм сахара;
- 30 грамм крахмала;
- 800 грамм воды.
Приготовление. Сочные ягоды (малина, земляника, ежевика, смородина, черника, голубика, брусника или клюква) вымыть и отжать из них сок.
Сварить выжимки и процедить, добавить в отвар сахар и довести до кипения.
Залить водой крахмал, размешать и добавить в кипящий сироп.
Помешивая, добавить в сироп и сок. Сразу после закипания быстро охладить. По вкусу можно добавить и лимонную кислоту.

Приметы на Рождественский сочельник

Метель в канун Рождества – к ранней листве.

Снежная погода на Сочельник – к хлебному урожаю в новом году.

Крестьянские дети в рождественский сочельник залазили под стол и «цыкали», как цыплята – чтобы куры хорошо водились.

Жадность и скупость совершенно не для этого времени – это время подготовки к великому празднику, заготовки покупок и подарков.

Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце – на лето.
После наступления Сочельника, после вечерней церковной службы в этот день, заниматься хозяйственными делами нельзя. Оно и понятно – ведь вот-вот уже наступит один из самых главных праздников, который празднуется в течение трех дней!

Рождество Христово - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом для журнала «Начало» рассказал в интервью Юлии Коминко наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

Зачем Литургия служится ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения? Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды », и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в данной статье.

Часть І. Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений

И первый вопрос в связи с этим - зачем нужны такие долгие службы?

История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога (Деян. 2,44) . Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно – пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах.

Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания.

В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину – разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало (разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются).

За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее?

Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен».

Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу.

Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении.

Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен…

А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях?

С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном.

Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня.

В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально.

В этом году, слава Богу, было полегче.

Что особенно впечатлило в этот раз - физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники.

И это - основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем.

Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли.

Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, - к сожалению, меньшинство. А основная масса - это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий.

А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость - прославлять Бога!

В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…

- Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нём, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим.

А разве у слова «все » есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Скачайте в PDF-формате текст службы: «Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией»

Вконтакте

Москва, 6 января. Православный мир готовится к встрече Рождества. Сочельник - самый строгий день рождественского поста. До первой звезды нельзя есть ничего. Об истории и традициях праздника в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал священник Русской православной церкви иерей Николай Конюхов.

- Отец Николай, расскажите о традиции поститься до первой звезды. Как она появилась?

Николай Конюхов : К любому празднику, тем более такому великому, как Рождество, требуется подготовка. Мы к любому событию готовимся, будь то свадьба, день рождения, экзамен. Поэтому когда православный мир встречает пришествие Спасителя, конечно, человек не может после гуляний, веселья, прийти на праздник неподготовленным. И подготовка наша выражается в том, что мы постимся. Пост - это некий путь, ведущий нас к празднику. И когда остается всего несколько дней до самого события, человек замирает. Он старается отказаться от всего привычного - от вкусной пищи, развлечений, любимого сериала вечером - и готовится целиком и полностью, сосредотачивается, чтобы не упустить важный момент. Потому что если человек рассеян, то Рождество может промчаться мимо как поезд в метро, и он даже не заметит. И поэтому человек максимально сосредотачивается. В частности, не ест ничего до первой звезды. Что это означает?

Звезда - это символ в христианстве, в православной церкви. Звезда символизирует свечу, которую выносят в центр храма после богослужения, в сочельник, и первый раз поется тропарь Рождества Христова. То есть скоро уже начинается праздник. И до этой первой звезды ничего не разрешалось есть, то есть до дня 6 января, а после этого разрешалось вкушать только сочево, поэтому и называется сочельник. Это блюдо из пшена и сухофруктов, которое вкушали, чтобы максимально подготовиться к рождественской службе.

- Что обязательно должен сделать верующий перед Рождеством?

Николай Конюхов : Перед Рождеством и в само Рождество верующий должен понимать, что праздник - это два момента. Первый - смысл самого праздника, второй - традиции, внешнее. Прежде всего, человек должен подготовиться в духовном плане - пройти рождественский пост, постараться примириться со своими родными и близкими. Постараться максимально подготовиться к богослужению и прийти исповедовавшись и причастившись на сам праздник.

Елка, подарки, Санта-Клаус - это, конечно, все замечательно, но в первую очередь Рождество - это праздник рождения Христа в мир. И было бы странно, что в день рождения Христа мы к нему не придем в гости, в его дом, в церковь, и ограничимся лишь поеданием вкусной еды у себя дома. Поэтому есть самая главная часть, смысловая, богослужебная. Каждый православный человек, подготовившись, должен участвовать в богослужении.

Есть некие традиции, связанные как раз с рождественской елкой, с тем, что Рождество - это детский праздник радости, поскольку Христос рождается, дети видят этого бога-младенца и приходят, чтобы поклониться Христу, порадоваться вместе с ним. И взрослые дарят детям подарки. А дети приносят Христу свои подарки. Это хорошее поведение, удачное окончание учебного полугодия, некая детская чистосердечная любовь и радость.

Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.