Отчитка в православной церкви – что это за процедура, и как с ее помощью избавиться от порчи? Отчитка отца германа — от чего помогает, отзывы.

(19 голосов : 4.58 из 5 )

Если Бог за нас, то кто против нас?

  • диакон Андрей
  • проф. А.И. Осипов
  • Экзорцизм * свящ. К. Пархоменко
  • архим.
  • диакон Андрей

Отчи́тка (экзорци́зм) – особый , во время которого , имеющий на это благословение и духовную силу, читает заклинательные на изгнание из человека . В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на , лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падение в обморок и проч. А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.

В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Этот чин может быть совершён лишь в особых случаях, когда злые духи поработили человека, действуют через его тело, говорят его устами.

Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые «отчитки» появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в порядка совершения этого чина.

Для проверки, является ли человек одержимым или психически нездоровым, перед ним ставят несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорят). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли стаканы.

Отчитка может быть использована в редких случаях при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, Святых Христовых Таин и стараться исполнять Божии.

В Евангелиях имеется четыре подробных описания бесоизгнания Спасителем: (), весьма краткие сообщения () () и множество упоминаний и высказываний о том, как Христос справлялся с бесами (); ().

Примечательны воспоминания об известном старце из Псково-Печерского монастыря, архимандрите Адриане (Кирсанове), духовника Донского монастыря иеросхимонаха Валентина (Гуревича):

«В своих беседах незадолго до смерти отец Адриан озвучил удивительную вещь. Он, просматривая свою жизнь, понял, что вся его деятельность по отчитке бесноватых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уверения современного Фомы», как это видно из случая с моим новопросвещенным знакомым. Однако напрасна с точки зрения собственно помощи самим бесноватым.

Не было, - говорил старец, - ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов ().

И эти люди снова появлялись на отчитках… А еще сокрушался:
- Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимаю?

Когда приходится причащать бесноватых, так им и говоришь:

Это ваш крест. Все равно, как бес будет действовать: снаружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спасаются.

Отец Адриан оставил нам это очень важное откровение своих последних дней: сколько он сам претерпел мести от этих изгнанных им бесов, а эти люди не шли в , не каялись по-настоящему, не причащались, и эта демоническая реальность вновь поглощала их.

Лучшим оберегом от порчи и сглаза является вера в Бога. Избавиться от колдовского воздействия помогут молитвы, которые нужно читать в церкви. Ведь это место наполнено особой энергетической силой.

Молитва, прочитанная в церкви, поможет избавиться от порчи

Отношение церкви к порче

Учения православной церкви основываются на Библии. В ней имеется много примеров проявления таких недугов, как одержимость, беснование. Само слово «порча» в Библии отсутствует, а чародейство и колдовство упоминаются как тяжелые грехи.

Поэтому христианская религия считает порчу и сглаз лишь суевериями, а священнослужители утверждают, что верующих людей защищает Бог, и им не стоит бояться порчи. Без Божьей воли ни один колдун не сможет причинить вред человеку.

Православие не отрицает существования бесовской напасти и носителей зла. За такими явлениями, как порча или сглаз, стоят темные силы. Чтобы не попасть во власть демонов и быть под защитой Господа, христианин принимает Крещение и тем самым отрекается от сатаны.

Чтобы вымолить у Бога здоровье и избежать влияния злых духов, используют специальную отчитку и сорокоуст. Для православных людей магическое воздействие неприемлемо, поэтому это единственный способ избавится от сглаза и порчи.

Он также поможет снять любовный приворот и проклятие. Но перед тем как снять порчу в церкви, необходимо ознакомиться с правилами отчитки.

Как молиться

Существует несколько правил, которые не стоит нарушать в период избавления от порчи и сглаза:

При молитве необходимо искренне верить в Бога

  1. Некоторые священники могут отнестись негативно на желание больного провести обряд.
  2. Необходимо искренне верить в Бога.
  3. Если кому-то рассказать о проведенном ритуале, можно опять возвратиться к тому, отчего избавлялись.
  4. Не стоит в дни отчитки давать что-либо в долг.
  5. В церкви нужно вести себя спокойно и умиротворенно.
  6. Свечи зажигать спокойно и без резких движений.
  7. На время снятия порчи в церкви следует придерживаться поста, нельзя конфликтовать и вести себя несдержанно.
  8. Нужно искренне покаяться в своих грехах.

Отчитка

Во время снятие порчи в церкви произносятся особые заклинательные молитвы, направленные на изгнание из человека темной силы. Ее рекомендуют пройти тем, у кого проблемы с учебой, работой, алкоголем, семейной жизнью, со здоровьем. Этот ритуал поможет человеку изменить свою судьбу в правильную сторону, самостоятельно снять порчу и сглаз. Ее принцип заключается в снятии негативной энергетики.

Лучше если отчитка от порчи и сглаза будет проводиться священниками. В этом случае они долгое время читают над больным псалмы и молитвенные тексты. Но такой обряд не всегда возможно провести, поэтому больному приходится отчитывать себя самостоятельно. Нередко одного дня бывает недостаточно, и для качественного снятия негатива приходится повторять процедуру.

Чтобы избавиться от порчи и сглаза, следует три раза подряд по воскресеньям ходить в три церкви и ставить свечки. Причем в первый день посещают одну церковь, на второй заходят в две, а на третий - три. Нужно подойти к иконе своего ангела-хранителя или святого, Божьей матери, Господа или всех святых и поставить свечу, зажженную от других свечек. Следует читать молитвенные тексты:

  • Честному кресту;
  • Отче наш;
  • Михаилу Архангелу;
  • Матроне московской;
  • Живые в помощи;
  • 90 псалом.

Выбор молитвы зависит и от вида порчи. Если у человека проблемы со здоровьем, надо молиться Господу об исцелении, при проблемах с алкоголем - Св. Вонифатию, от одиночества произносят молитву о супружестве, от бесплодия - Св. Захарию и Елизавете. Порча на семью снимается с помощью молитвенного текста Митрополиту Мануилу.

При бесплодии необходимо молиться Св. Захарию и Елизавете

А также поможет отчитка порчи и сглаза с помощью молитвы «Отче наш». Ее читают девять раз, трижды крестятся после каждого прочтения. Если после нескольких недель результата не последовало, надо посетить церковь снова.

Снятие порчи в церкви не обходится без очищения кармы всех родственников. Ведь по наследству может передаваться и проклятие рода, и другие негативные воздействия колдунов. Необходимо самостоятельно произвести отчитку рода до седьмого колена.

Она заключается в отмаливании грехов прямых родственников. Даже если жертва порчи не знает своих дальних предков, необходимо отчитать весь род.

Если отчитка проводится близким или родственником, главным условием успешного результата является вера того человека в Бога и в действенность молитвенных текстов.

Отчитка со святой водой

Использование святой воды является дополнением к основному ритуалу. Над водой читают молитвенные обращения к Богу не менее двенадцати раз. Воду должен осветить священник. Освещенную воду следует пить утром и вечером по три глотка. Ею окропляют одежду, свое жилище и даже посуду. Водой можно умываться, но полотенцем не вытираются.

Каждому человеку может помочь эффективная молитва, которую заказывают для людей, заболевших тяжелой болезнью. Во время сорокоуста упоминают имя человека во время сорока молитв. Главное условие - больной должен пройти таинство крещения.

Сорокоуст — молитва, которая не поможет при сильнейшей порче

Необходимо подать записку с просьбой помолиться о себе или других людях. Сорокоуст о здравии лучше подавать ни в одну церковь, а в несколько, чтобы его влияние было сильнее.

Заказывают его в любой день, кроме периода Великого поста. Записку следует отдавать с утра или поздним вечером. Необходимо разборчиво написать имя того, за кого нужно помолиться. Рядом указывают уточнения. О детях, не достигших семилетнего возраста, пишут «младенец», о военнослужащих – «воин». Если порча слишком мощная, сорокоуст не поможет.

Как защититься от негатива

В первую очередь стоит пройти обряд крещения, в случае если человек не крещен. Необходимо всегда носить нательный крестик, а также:

  1. Осветить свой дом или квартиру.
  2. Регулярно посещать церковь, причащаться не реже 1 раза в 3 недели со всей должной подготовкой.
  3. Найденные в доме посторонние предметы надо уносить далеко о дома и сжигать.
  4. Приобрести специальный оберег и осветить его в церкви.
  5. Не выставлять напоказ свои достижения и заслуги, не посвящать всех подряд в свои дела.
  6. Не стоит постоянно думать о нехорошем влиянии.
  7. Быть добрее к людям, держать свои мысли и тело в чистоте.
  8. Надо стараться не смотреть в глаза недоброжелателю.
  9. Нужно избавиться от вредных привычек.

Любая постигшая человека болезнь - еще не повод думать о наложенной порче.

Господь посылает людям испытания в виде разных бед. И только ему известны истинные мотивы происходящего на земле. Если человек делает добро, регулярно ходит в храм, участвует в Таинствах, он находится под защитой Бога, и ему никто не может навредить.

Вера в Бога, христианская жизнь – это лучший оберег от порчи, т.к. невозможно навредить человеку, который ведет праведную жизнь. Его будут оберегать высшие силы. Но если вы или ваши близкие пострадали от сглаза или порчи, можно избавиться о них с помощью молитвы. Их читают и дома, но церковная молитва – самая действенная, т.к. намоленное место обладает особой энергетикой.

Традиционные способы.

Священнослужители не одобряют обряды по снятию порчи, тем более, если они проходят в церкви. Многие, и не без основания, считают это колдовством, которое для верующих людей должно быть под запретом. Но и у них есть способы вымолить для человека здоровье, избавить его от влияния злых духов – отчитка и сорокоуст.

Эти молитвы могут помочь и избавиться от порчи или сглаза, т.к. их действие объясняется вмешательством в жизнь человека нечисти.

Снятие порчи в церкви – это наиболее действенный и простой метод.

Сорокоуст:

Сорокоуст – это особый церковный обряд, когда священник каждый день молится за определенного человека сорок дней подряд. Такой обряд заказывают после смерти человека, чтобы замолить грехи умершего. Но можно заказать сорокоуст и живому человеку, чтобы искупить грехи, решить проблемы.

Очень часто сорокоуст заказывают для тяжелобольных людей. Это очень сильная постоянная молитва, которая может помочь каждому.

Сорокоуст - строго расписанное действие, выполняемое священником. Все действия и молитвы в нем имеют определенный порядок. Целители уверяют, что он помогает избавиться от сглаза и порчи.

Сорокоуст не помогает:

Если порча очень сильная, то этот обряд не поможет. Как вариант – можно заказать одновременно сорокоуст в трех церквях. Однако и это не является гарантией того, что удастся одолеть одержимость или сильную порчу.

Если священник нарушает распорядок обряда. Сорокоуст – это довольно сложный обряд, который выполняют в течение сорока дней без перерыва. Иногда выполнить все правила бывает сложно, особенно если это городской храм, где проводится множество других обрядов: венчание, крещение, отпевание. И тогда священники, чтобы успеть выполнить все свои обязанности, проводят сорокоуст по сокращенному варианту. Поэтому желательно заказывать его в монастырях или небольших сельских церквях.

Священник – человек не духовный. Все мы люди, подверженные грехам. Как есть плохие врачи или учителя, так и священники могут быть людьми бездуховными. Или же в момент выполнения обряда он будет занят своими мыслями и заботами и не уделит обряду должного внимания.

Отчитка:

Очень популярен и ритуал отчитки. Его применяют при возникновении всевозможных проблем: человек заболел, начал злоупотреблять алкоголем, появились неудачи в личной жизни.

Что же такое отчитка?

Отчиткой называют особый церковный чин, при котором используют заклинательные молитвы, изгоняющие нечистую силу из одержимого человека.

Отчитка нужна только в том случае, если на человека оказывает сильное воздействие вселившийся в него дух. Отчитка может помочь, но пострадавшему нужно будет изменить свою жизнь, а иначе потом может стать еще хуже, чем было. Такое снятие порчи в церкви будет эффективным, если вы готовы и дальше следовать православным традициям.

Обереги.

От сглаза и порчи может защитить оберег. Обычно слово «оберег» у нас связывают с языческими традициями, но есть и оберег, освещаемый в церкви. Он поможет в трудной ситуации и избавит человека от беды.

Традиционный оберег –это святая вода и нательный крест, иконки, о них все знают.

Но есть и такой оберег, как кольцо «Спаси и сохрани». Оно является не просто ювелирным украшением, но и мощным защитником. Раньше этот оберег можно было приобрести только в монастыре. Они пользовались популярностью у паломников. Но уже в начале 19 века их стали продавать и в ювелирных лавках. Перед тем, как использовать его, как оберег, кольцо стоит освятить в церкви.

Еще один традиционный оберег – это ношение пояса или ленты, на котором имеется текст 90-ого псалма («Живый в помощи»). Еще в языческие времена пояс считался мощным оберегом, который защищал от любого магического воздействия. Постепенно народные традиции и христианс тво связались воедино, произведя на свет этот мощный оберег.

Магические действия:

Если вы считаете, что традиционные методы вам не подходят, можно прибегнуть к магическим обрядам, которые также делаются через церковь.

Как снять порчу в церкви?

Об этом и поговорим.

Молитва за здравие.

Чтобы избавиться от порчи и сглаза, нужно ставить свечки за здравие. Это необходимо делать три недели подряд, по воскресеньям.

Важный момент – в первый день нужно побывать в одном храме, во второй – в двух храмах, а на третье воскресенье свечки поставить в трех храмах.

Для снятия порчи свечой, нужно зажигать ее от свечек. Идти со свечой необходимо к иконе своего покровителя. Если вы не найдете ее, можно поставить свечку у иконы Божьей Матери или Иисуса Христа, подойдет и Всех Святых.

Чтобы помощь была действенной, необходимо читать молитвы.

Молитва честному кресту:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. Просьба о помощи и защите при всевозможных напастях и нападках врагов и зла.Утром и вечером ».

90 псалом:

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

Последняя молитва выбирается самостоятельно, исходя из того какая порча была наведена.

*Порча на здоровье– молитва Господу об исцелении.

*Порча на отношения – молитва к Богородице Митрополита Мануила Лемешевского.

*Порча на уход мужа из семьи – молитва к Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову либо Благоверному князю Даниилу Московскому.

*Защита от злых людей – молитва Мученикам и исповедникам Самону, Гурию и Авиву.

*Порча на запой - молитва Мученику Вонифатию.

*Порча на одиночество - молитва девицы о супружестве.

*Порча на бесплодие – молитва Святому пророку Захарию и Елизавете.

Под запретом:

*Нельзя рассказывать священнику, что вы пришли в церковь, чтобы молитвами избавиться от порчи или сглаза. Не все священнослужители могут на это хорошо отреагировать.

*Нельзя кому-то говорить об обряде.

*Во время снятия порчи нельзя одалживать что-либо, особенно если просят дать в долг деньги, спички, соль.

*Нельзя относиться к помощи церкви, как к набору ритуалов. Нужна искренняя вера в Бога и в то, что все обязательно наладится.

Святая вода:

Если необходима помощь для избавления от сглаза и порчи, нужно исповедь и причастие. В трех разных церквях одновременно следует заказать сорокоуст. Также необходимо попросить почитать молебны, освящающие воду, не меньше 12 раз подряд. Этой водой можно окропить дом и одежду. Каждое утро, до завтрака и перед сном, нужно пить эту святую воду, сделав 3 глотка, и думать о том, что вы скоро поправитесь.

Святую воду можно использовать при уборке, добавить в емкость с водой (200 мл) и перемыть всю посуду. Вытирать их не нужно, они должны высохнуть сами. Перед баней можно также попить святой воды и добавить ее в воду для ополаскивания (200 мл). Надо облить себя этой водой с головы до ног и подождать, пока она высохнет, не используя полотенца , и только потом одеваться.

Профессор Алексей Ильич Осипов о так называемых отчитках..

На фоне оккультной моды на боязнь "сглаза" и "порчи" среди части православных распространилось нездоровое отношение к так называемой "отчитке", или чину изгнания злых духов, который воспринимается как некая "православная таблетка" от порчи. На массовые "сеансы" отчитки (невиданные прежде в православной практике) не только рвутся попасть страдающие разными болячками; выкрики страдающих душевными болезнями или одержимых людей со всей тщательностью записываются на магнитофон, "откровениям" демонов посвящаются целые видеофильмы. Насколько безопасны для души эти игры с лукавыми, можно сказать, "диалоги" с бесами?

***

Такого метода лечения, как "отчитка", не существует. "Отчитка" или, правильнее, чин изгнания злых духов, совершается над человеком, который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами. Этот чин должен, совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчитки" появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и для духовного, и для психического здоровья.

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике - крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16:16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364 год) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (Правило 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..." .

Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановления апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем ". В V в. экзорцисты уже не упоминаются . Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы (Григорий Синаит в XIV веке, пишет еп. Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо соблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" , а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ex opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян. 19:13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" .

Исцеление Господом человека, одержимого бесом глухоты и немоты. Икона

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая Таинства покаяния, соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования , поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

***

Читайте также по теме:

  • Охота на бесов - Кирилл Миловидов
  • Козни бесовские (о целесообразности и опасности "отчиток") - иерей Игорь Савва
  • Христианин в языческом мире или о наплевательском отношении к порче – диакон Андрей Кураев
  • Четыре вопроса о сглазе и порче - Александр Моисеенков
  • Суеверие как искушение "бабьими баснями" - Виталий Питанов
  • Ведьмы Злата, Бьярка, Лана и другие - как работает оккультный лохотрон - Максим Степаненко

***

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания ".

"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей " .

"О божественных дарованиях" находим следующее: "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими" .

Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно" (Вопрос 381) .

Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им - дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" (Вопрос 301) .

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом отвечал словами из Евангелия: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5:16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17:21) (Вопрос 673) .

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие" (Слово 30) .

Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются" .

Святитель Игнатий Брянчанинов: "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..."

"Поминайте на молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божий... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" .

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде - так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека - "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализа­ции такой идеи - своего рода психологическая революция человека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира - антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фес. 2:3,8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

Алексей Осипов ,

профессор Московской духовной академии

Православная беседа, № 1, 2000

Использованная литература

1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - М., 1892. -С. 445.

2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия. Богословские труды. Сборник 21. - С. 31.

3. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С.-Пб.,1905. Т. 1. -С. 274.

4. Там же. -С. 72.

5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского. Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1993. -С. 190.

6. Лавсаик. - М., 1992. -С. 126-127

7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. - С. 440.

8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. -С. 263.

9. Там же. -С. 223.

10. Там же. -С. 416.

11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М., 1993. -С. 137.

12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45.

13. Свят. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. - М., 1995. –С. 217-218.

Пользовательского поиска

Вопрос: Что такое вычитка ,в каких случаях она необходима человеку и нужно ли каким то образом к ней готовится?Привожу на ваш вопрос исчерпывающий ответ, данный журналом " Киевский Назарет".Прежде всего, давайте определим, - что же такое «вычитка», или "отчитка"?

Ответ: Вычитка, это особый молебен, имеющий в своем составе специальные заклинательные молитвы на злых духов, которые на протяжении веков слагали святые подвижники, старцы; молебен, имеющий своей целью человека, в котором находится злой дух, бес, освободить от этого насилия, этого одержания, связать демоническую волю и власть благодатью Святого Духа.

Но над кем, когда, кем и как должен совершаться этот чин, этот «молебен», если можно так сказать? Человеку нужна вычитка (отчитка) лишь тогда, когда человек по той или иной причине страдает - или телом (в виде заболеваний), или душой (в виде неприятностей в семье, на работе, в виде неприятных, но закономерных «случайностях» и т.д.). Вот, кстати, некоторые удивительные примеры:

“У меня температура тела всегда была где-то 34 градуса. Странные видения преследовали. В глазах все троилось. Ходила по врачам. Но томографы ведь не видят того, что внутри у меня на самом деле. Помогло только здесь. Однажды перед исповедью бес вышел — сразу почувствовала это облегчение”.

“Я раньше думала, это медицинское заболевание. Только в церкви поставили “диагноз”. Голос начинает кричать во мне, я хочу сдержаться, но не могу. Это чужая, злая сила. Она мешает и в храм ходить, особенно причащаться. Как только начнешь готовиться, обязательно или соседка придет, или телефон зазвонит — и все время уходит на пустые разговоры. Сейчас мне сорок четыре года, а получила я беса двухлетней малышкой... Ничего, мне нужно в вере укрепиться, тогда и исцелюсь”.

«...Однажды жарким летним днем ко мне зашел коллега и быстро глотнул из стоящего на столе стакана. Что с ним началось! Еле добежал до раковины, выплюнул и пробормотал: “Ну и гадость! Что это было?” Это была крещенская вода...»

Интересный факт: до революции в психиатрических лечебницах был незамысловатый, но безошибочный тест. Перед больным ставили десять стаканов воды — девять со святой и один с простой. И если человек раз за разом брал именно простую воду (словно ему подсказывал кто-то), его отправляли не к врачу, а к батюшке. На отчитку, - медицина в данном случае безсильна.

А бывают, к сожалению, случаи из другого разряда: «Батюшка, вычитайте меня, я по ночам храплю», а то и вовсе заявляют: «Батюшка, я была (был) у цыганки (экстрасенса, целителя, «бабки») и она мне сказала, что мне «поделано», вычитайте меня» Многие из прихожан храма прежде годами — безрезультатно — лечились в больницах, экстрасенсов, да у “бабок”. Бес охотно внушал веру в медицину, в достижения науки. Сидя в одном из болящих, он откровенничает: “Мы и “Скорую помощь” изобрели. Прежде перед смертью священника вызывали, соборовали, исповедовали, причащали; теперь зовут врача. А душа нам достается”.

Да, гуманный “эскулап” обычно утешает: ничего мы тебя вылечим. Диагноз скрывает за воровским жаргоном латыни. Так крадутся последние минуты жизни, данные Богом для покаяния. И душа неподготовленной оказывается перед лицом вечности...

И вот приходят такие «искатели «благодати» на вычитку и искушаются: как же так, отчитку прошел, а “не помогло”. Приходят и спрашивают: когда «сеанс» начнется? Такие, чаще всего, потом исчезают из храма. Зато люди из первой категории остаются надолго. И путь исцеления для них — это путь к вере. Путь самого тяжкого труда, который только существует на свете — путь молитвы. Эти беспокойные, дерганые люди потому и остаются, что начинают чувствовать, как умиротворение касается их сердец.

Да, с первого раза “помочь” способна бабка или экстрасенс, тем более что бес им охотно “подыграет”, сделает вид, будто бежал. Но заканчивается это плохо. Сколько подобных историй рассказывали мне болящие про своих знакомых. Из них многие или покончили с собой или попали в сумасшедший дом. А начиналось все иногда с обычной (в нашей теперешней жизни - закономерной) безпечности — пищу, стакан воды не перекрестили — и бес вошел. Такие вот бывают “пищевые добавки”.

Бывает, чаще всего, причиной одержимости смертный грех, и первыми в этом ряду идут неверие, кощунство, убийство (в том числе и как разновидность его - убийство во чреве, аборт), нерадение о своем спасении, не хождение в храм.

Ну а как быть в тех случаях, когда человек не может прийти в храм, например по причине болезни, или из-за длительного далекого отъезда?

В данном случае будем считать, что речь идет о человеке, ведущем церковный образ жизни: регулярно исповедующемся, причащающемся, соборующемся. И здесь помочь могут и родные, или близкие друзья такого человека. Каким образом? Прийти на вычитку, подать о нем записку, соответственно постоять и помолиться за него.

Хотелось бы обратить внимание: без вашего участия, простым «магическим» присутствием на вычитке, ничего в вашем состоянии положительного сделано не будет. Категорически необходимым является ведение полнохристианской церковной жизни: Хождение по воскресным и праздничным дням в церковь; соблюдение постов - среды, пятницы и др. установленных Церковью многодневных постов; чтение утренних и вечерних молитвословий; чтение акафистов, молитв любимым святым, покровителям вашим, и Ангелу-Хранителю; хотя бы (хотя бы!) раз в месяц исповедь и причастие. Поймите, поверьте и смиритесь: без вашего личного обращения к Богу и ваших собственных трудов никакие проблемы в истинном Христианстве, Православии не решаются!

А что же делать с теми из наших родных, кто и страдает, но и веры и желания прийти в храм не имеет?

Кировоградский владыка Нестор в своих воспоминаниях вспоминал об одном случае, произошедшем в его пастырской практике. Случилось ему совершать Крещение над одним шаманом. Да-да, - самым настоящим шаманом. Как после признавался сам шаман, Крещение он принимал ради смеха над Христианством, над Православием. Но когда пришла пора ему совершать свои ритуальные камлания, свершилось нечто странное: духи, десятки лет повиновавшиеся ему, отзывавшиеся на его призывы и не раз реально сопутствовавшие в его делах, вдруг не откликнулись. Напрасно он пытался призывать непокорных, потрясал бубном и выходил из себя - все было тщетно; и вот тут-то он и вспомнил о Крещении!

О, если бы у нас была хоть капелька веры, в поистине безграничную силу молитвы! А представьте к тому же, что молитва эта идет от любящего сердца, что она согласна воле и желанию Господа! Именно такой и была молитва владыки Нестора: она не только обратила неверующего, (хотя и неверующим его назвать было нельзя - он искренне верил в божество, но верил что истина только у него и у его духов, что Православие - ересь и заблуждение), но и соделала его впоследствии служителем алтаря и престола.

Так и мы должны поступать в отношении к нашим родным и близким: не верит? - а ты верь и молись, и ходи в церковь за двоих; мучается? - а ты за него (нее) сходи на вычитку, и постой, и помолись; не постится? - а ты за двоих постись; да и как нам не хватает иной раз простой христианской мудрости, о которой говорил преподобный батюшка Амфилохий Почаевский: «Муж пьёт и бьёт? - А ты молысь, мовчы, ставь закуску и будэ мыр!» Да только куда уж нам с нашей гордостью… Будут виноваты все и отовсюду, но не я!

К стати, - о виноватых. Как удобно и неудержимо приятно найти виноватого! Не стану говорить о редких (к сожалению становящихся все более частыми) случаях, когда человек сам признается в своем колдовстве и злорадно этим хвалится, не о тех речь. Сколь часто мы обвиняем, осуждаем(!) человека, только потому, что нам что-то показалось, или что-то приснилось, или кто-то сказал. Мы никак не хотим понять и принять, что все, что с нами происходит, происходит по воле Божией, и за наши грехи, коих, в сравнении с другими, у нас не меряно! Не колдун или цыганка виноваты, что ты блудишь или воруешь на работе и у соседа, знать не знаешь постов и церкви, и в тоже время ревностно и регулярно посещаешь абортарий: за эти дела, а не из-за колдовства Божия благодать оскорбленно покидает тебя, твой дом и твоих детей, а на Ее месте поселяются болезни, неурядицы, проблемы и скорбный плачь.

И запуганные своими же бесами и подругами-«доброжелателями» мы уже и на вычитку идти боимся: а вдруг бес, выйдя от кого-то, сможет перейти ко мне?

Сможет. Если Вы во время вычитки будете стоять без молитвы, без молитвы о страждущих, стоящих тут же рядом, или, что еще горше - с осуждением их, - да, для Вас это опасение приобретает свой грозный и явный смысл. Так же это опасение реально для людей не носящих нательного крестика, не исповедующихся регулярно и часто, пренебрегающих богослужениями.

А как вообще реагировать на крики одержимых в церкви, на вычитках, на богослужениях?

Молитвой. Святой апостол Павел повелевает нам: «...Непрестанно молитеся.» (1 Фес. 5:17), а тем более мы обязаны совершать это повеление, видя человека страждущего, человека в скорби, боли и печали. Тем более что и многие из нас на себе знают боль и тяжесть этих недугов - а кто же поймет лучше горе и скорбь другого, как не тот, кто несет или нес когда-то такой же крест.

Нужно ли, и можно ли брать детей на вычитки?

Если есть крайняя необходимость, то конечно же и можно и нужно, но тут следует иметь в виду другое: как выше уже рассказывалось, дети страдают в первую очередь от беззаконий своих родителей, и, если мать или отец ведут жизнь, мягко говоря беззаконную, то и вычитка таким несчастным детям будет слабой помощницей, облегчение, если они и будут получать, то лишь в малой степени и на самое краткое время.

*** *** ***

И в заключение хотелось бы сказать вот еще о чем. В первенствующей Церкви вычиткой, отчиткой, экзорцизмом, если хотите, занимался особый институт священнослужителей. Они вели особый, отличительный от всех образ жизни, подымали особые подвиги молитвы и поста. В последующие времена Благодать Божия за оскудение добродетелей иссякала в среде верующих и служащих Всевышнему. Институт, как таковой, самоупразднился. В последующие века получил свое развитие такой институт как «старчество», и уже они в большинстве случаев брали на себя этот не легкий труд. В настоящее время и эта стезя оскудевает и вычиткой решаются заниматься отдельные священники, но и то по особому благословению старца, или своего духовника, или, на крайний случай, правящего архиерея.

К великому сожалению и здесь не обходится без недобросо-вестности, подлогов и шарлатанства, - служат вычитки без благословения; приписывают себе благословения, которых на самом деле им никто не давал; выдают за вычитки простые молебны или соборования и т.д. В итоге - погибают сами и губят веру и души людей. Мне хотелось бы в окончании этого слова привести отрывок выступления Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, произнесенного им на епархиальном собрании Киевского духовенства 6 июня 2002 года.

«Много разговоров идет сейчас о вычитке. Это проблема не только нашей с вами епархии, это проблема всей нашей Церкви. Это проблема не только Украины, но и других православных стран.

Очень хорошо, что у вас, молодых священников, есть ревность, есть готовность действовать, работать. Но не забывайте о том, что враг может вскружить голову вам, еще твердо не устоявшимся в церковно-приходской деятельности, не постигшим еще глубины этой деятельности и не имеющим осторожности, с которой это служение нужно совершать.

У молодого духовенства есть тяготение быть старцем и давать советы, сводить и разводить браки, налагать епитимьи и, особенно, заниматься вычиткой. Среди вас есть несколько человек, которые практикуют вычитку без всякого благословения на то епархиального духовника, без всякого благословения на то правящего архиерея. Это серьезные вещи, играть с этим нельзя. Вы усугубляете заблуждения нашего верующего, скорее даже неверующего народа, что всякая болезнь — это уже одержимость бесовская. К этому все приравнивается: удачи или неудачи, зачесалось левое ухо или правое, даже плохое или хорошее настроение — уже от дьявола. Таким образом, происходит извращение церковного сознания. Да, действительно, бес — реальная сила, бес — разумная сила, темная сила, существующая реально и действующая в рамках попущения Господнего. Но бес — это еще не главное руководство всем церковным народом. И приписывать бесам такие широкие возможности, какие дают им иные священники, не стоит. Что бы ни случилось — все от беса, давай вычитку. Потому что это нравится людям, это доходно… Такое отношение недопустимо как для молодых, так и для пожилых священников. Недопустимо, потому что провоцирует народ и уводит в сторону заблуждения. Это уж воистину — наваждение бесовское. Вычитку нужно делать очень осторожно. Да, есть молитвы Василия Великого, есть молитвы в требнике церковном на изгнание нечистой силы, но, повторяю, приписывать все без разбора от начала до конца бесу — это очень зловредное заблуждение, которое распространяется, главным образом, среди молодого духовенства. Вот это и называется младостарчеством.

Да, наш народ привык иметь духовника, и это очень хорошо. Но всякий священник, если нет персонального опытного духовника, которому верующий человек открывает свою совесть, всякий священник, который поставлен законным образом от законного священноначалия, есть духовник и проводник благодати Божией тем верующим, которые обращаются к нему.

Молодому духовенству нужно почитать старшее духовенство, потому что оно имеет большую эрудицию, имеет уже опыт, который всегда можно позаимствовать, посоветовавшись по любому вопросу, который стал для вас проблемой. Есть у нас прекрасные старшие священники: и умные, и грамотные, и духовные, которые могут дать наставления не только простым верующим, но и пастырям, которые ведут людей, вверенную им паству, к духовному возрождению и вечному спасению. И я прошу молодое духовенство это иметь в виду.

Существуют странные мнения, согласно которым исповедь и причастие становятся второстепенными и необязательными! Важнее их становится вычитка. Я прошу вас сделать выводы из этих замечаний и упорядочить свое отношение к столь серьезному вопросу».