Кондратий федорович рылеев. Краткая биография рылеева, поэта, общественного деятеля, декабриста

Рылеев Кондратий Федорович

18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, - 13(25).7.1826, Петербург

Русский поэт-декабрист.

Родился 18 сентября (29 н.с.) в с.Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе (1801 - 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.

Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815).

Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: "Любовь к Отчизне" (1813), "Князю Смоленскому" (1814).

С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в Петербург (1820).

Служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.

В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом "Вольного общества любителей российской словесности". Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821 - 23), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".

Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. КазнЕн в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.

Литературную известность принесла Рылееву сатира "К временщику" (1820) - гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821. В 1823-25 Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах "Полярная звезда". В 1821-23 Рылеев создал цикл исторических песен "Думы" (отдельное изд. 1825): "Олег Вещий", "Мстислав Удалый", "Смерть Ермака", "Иван Сусанин", "Петр Великий в Острогожске", "Державин" и др. Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.

Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева - поэма "Войнаровский" (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей.

Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Рылеева выше его "Дум", в "Полтаве" он спорит с концепцией истории, выраженной в "Войнаровском". В незаконченной поэме "Наливайко" (отрывки опубликованы в 1825) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеев явилось стихотворение "Я ль буду в роковое время..." ("Гражданин"). В агитационно-сатирических песнях ("Ах, где те острова...", "Царь наш, немец русский...", "Уж как шел кузнец...", "Ах, тошно мне и в родной стороне..." и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.

В небольшом творческом наследии Рылеева четко проявляются установки гражданского романтизма, его тенденциозность, агитационность, воспитательное воздействие на поколение. Именно Рылеев создает, начинает в русской поэзии тему поэта-гражданина (дума «Державин», посвящение поэмы «Войнаровский»).Для самого Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826) понятия «Поэт» и «Гражданин» всегда были синонимами. Будущий декабрист с юных лет выделялся независимостью, смелым и непокорным духом, чувством товарищества, рано пробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная война воспламенила патриотизм Рылеева. В своих ранних стихотворениях он восхищается мощью России, воспевает Кутузова. Вначале Рылеев стоял на позициях конституционализма, но после встречи с Пестелем в 1824 году осознал необходимость республиканского строя. Сразу после восстания он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Он был одним из пяти казненных декабристов. Продолжая вместе с другими поэтами-декабристами традиции, восходящие к Радищеву, Рылеев смотрит на искусство как на трибуну агитатора и на поэта как на бойца. Он и в дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин. Рылеев ценил в своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух.

В своих стихах Рылеев рисует образ истинного поэта. Каков же он? Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и неутомимый проповедник добра, бесстрашный общественный борец, народный вождь. Его всегдашний удел - «борение с толпой врагов и с предрассудками и завистью докучной» («Послание к Н. И. Гнедичу»). Подлинный поэт призван воспевать великие «деяния предков» («Рогнеда»), славить героические подвиги во имя отечества, вызывающие восторг и трепет внуков («Гражданское мужество»). Истинный поэт – вещий провидец будущего («Боян»). Подлинный поэт с презрением отвергает ложь и избирает лишения во имя истины. Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении «К временщику» (1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца, организатора военных поселений. Вынося деспотичному фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец – подлец. Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта, Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по тому, что он сделал для народа:

Когда во мне нет доблестей прямых, Что пользы в сане мне и почестях моих? Не сан, не род - одни достоинства почтенны; Сеян! и самые цари без них - презренны, И в Цицероне мной не консул - сам он чтим За то, что им спасен от Каталины Рим...

Наиболее значительным из произведений Рылеева, в которых проявилась гражданственность его поэтический позиции, является стихотворение «Гражданин», написанное в 1824 году, накануне восстания декабристов. произведение - призыв к сердцу, разуму, совести молодых современников поэта. Это социально-политическая речь общественного трибуна, построенная на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени с «хладною душой» и «хладным взором» гражданину с «кипящею душой». Оно направлено против колеблющейся трусливой молодежи, безразличной к неизбежно надвигающимся событиям. Рылеев считает, что истинный Гражданин не может в тяжелое для страны время оставаться равнодушным к судьбе Отчизны:

Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. стихотворение «Гражданин» - это поэтический манифест Рылеева, в котором он определяет свою задачу поэта и гражданина - бороться «за угнетенную свободу человека». Это вершинное произведение декабристской лирики.

8. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика, сочетание традиции и новаторства .

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Грибоедов говорил также, что стремится изображать «натуру событий», которая была для него одновременно источником и предметом искусства. Но при этом он не ставил своей целью копирование действительности, натуралистические образы он называл карикатурами: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, силой искусства преображающего «натуру событий», умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов и в области литературного языка. Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. С одной стороны, он стремился уйти от гладкого, обезличенного языка светских любовных комедий, которым писали модные в те времена драматурги. С другой - старался избавить свой стих от тяжеловесных приемов старинной книжной речи. Своей художественной задачей Грибоедов считал обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи. Поэтому в «Горе от ума» он широко использовал разговорный язык и, кроме того, наделил каждого из своих персонажей своей особой речевой характеристикой. Так, речь Скалозуба насыщена военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми воинскими выражениями: «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В ней звучит то романтическая чувствительность, пламенная страстность, то жесткая сатира, обличающая пороки фамусов-ского общества. При этом он способен точно и выразительно лишь двумя-тремя словами обнажить низкую сущность представителей этого общества. Герой тонко чувствует своеобразие и богатство родного языка. Будучи человеком высокой культуры, он редко прибегает к иностранным словам, сознательно делая это своим принципом: «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Подобного вовсе не скажешь о речи барской Москвы, в котором проступает чудовищная смесь французского с нижегородским. Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем представители дворянства не владеют своим родным языком. Стих комедии, так же как ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью. Используя привычный шестистопный ямб, он в то же время перемежает его другими размерами - от одностопного до пятистопного. Благодаря этому его стих становится легким, красочным и многообразным. Сама стихотворная форма в «Горе от ума» несет много нового. Здесь автор добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге и вместе с тем является необыкновенно четким и выразительным. Вольная манера письма Грибоедова подготовила переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Сочетание традиции и новаторства .

В пьесе четко прослеживаются традиции классицизма , но в то же время автор как бы подшучивает над этими строгими канонами, чувствуется легкая ирония. Комедия написана в стихах, что очень характерно для произведений классицизма, но уже здесь есть отличие в использовании стихотворного размера: комедия Грибоедова написана разностопным ямбом. Также выполнено главное правило классицизма - единство места, времени и действия. Действие комедии происходит в Москве, в доме Фамусова, а время действия - один день. Мы можем говорить и о единстве действия: сюжет комедии построен на основе одного конфликта, участниками которого являются Чацкий и фамусовское общество. Но есть основание говорить еще об одном конфликте: любовной драме Чацкого и разочаровании Софьи в Молчалине , но в этом уже заключается новаторство Грибоедова, потому что обе эти личные драмы тесно вплетены в основной конфликт комедии. А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Полковник Скалозуб; тихий, скромный, всем угождающий Молчалин; Тугоуховские, глухие к чужому горю; Репетилов, человек, который не живет, а лишь репетирует свою жизнь, -. вот несколько примеров таких героев. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, - все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения. С другой стороны, Грибоедов привносит много нового, создавая произведения смешанного стиля. Он вводит в комедию романтического героя , “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма Противостояние Чацкого, образованного, передового человека, и патриархального, не принимающего ничего нового московского общества - вот конфликт произведения, который лишь усугубляется любовной драмой. Горечь и досада оттого, что Софья выбрала другого, менее достойного для роли жениха - Молчалива, озлобляют Чацкого и настраивают против всего фамусовского общества. В своеобразии конфликта и заключается новаторство Грибоедова. Чацкий открывает галерею “лишних” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. В Чацком, конечно, все качества “лишних” людей выражены слабее, это и понятно, ведь Грибоедов первым поднял эту проблему, а его преемники развивали и дополняли образ “лишнего” человека согласно времени и эпохе. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи . Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.

1795 - 1826

Рылеев Кондратий Фёдорович (18(29).09.1795-13(25).07.1826), поэт, декабрист. Родился в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии (ныне Гатчинский район Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной. Ф. А. Рылеев - командир Эстляндского егерского батальона, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, подполковник в отставке. Мать Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824) с 1800 г. вместе с сыном жила в имении села Батово Петербургской губернии, которое купила у своего богатого родственника генерал-майора П. Ф. Малютина, в дальнейшем имение унаследовал К. Ф. Рылеев.

В январе 1801 г. К. Рылеев был зачислен в «подготовительный класс» 1-го кадетского корпуса - «рыцарскую академию», привилегированное учебное заведение, основанное в 1732 г. под названием Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В феврале 1814 г. - выпущен прапорщиком в 1 конную роту 1 резервной артиллерийской бригады. Принял участие в заграничных походах, побывав в Польше, Пруссии, Саксонии, Баварии, Франции и Швейцарии.
Патриотическое воодушевление побуждает К. Рылеева взяться за перо, и он пишет оды «Любовь к отчизне» (1813) и «Князю Смоленскому» (1814), прозаическую «Победную песнь героям» (1813) и др. Молодой поэт славит героя-патриота, жертвующего всем ради отчизны. Меняясь, обогащаясь, этот образ будет жить во многих стихах поэта-декабриста.
После возвращения в Россию К. Рылеев был командирован вместе с конно-артиллерийской ротой в Острогожский уезд Воронежской губернии, где оставался несколько лет. Пребывание - очень существенный этап в его биографии. Рылеев был назначен квартирьером от 11-й конноартиллерийской роты. Он расположился в слободе Подгорное, верстах в тридцати от батарейного штаба, находившегося в слободе Белогорье. Летом он чаще находился в Белогорье при штабе, в зимнее же время - преимущественно в Подгорном. Его должность квартирьера была связана с постоянными поездками то в Острогожск, то в Воронеж. В губернском центре Рылеев посещал комиссариатские склады. Здание Комиссариатской комиссии, где нередко бывал Рылеев, ныне занимает Художественный музей им. И. Н. Крамского .
В Подгорном Рылеев познакомился с семейством местного помещика М. А. Тевяшова. Одна из его дочерей, Наталья Тевяшова, стала женой поэта.
Наиболее ранние стихотворения поэта предназначались для Н. М. Рылеевой: послание «Резвой Наташе», «Наталье Михайловне Тевяшовой…», датированное 26 августа 1817 г. До конца этого же года появляются многочисленные поэтические признания в любви, мадригалы, посвящения, выдержанные в духе «лёгкой поэзии»: «Наташа, Амур и я», «Мечта», «Триолет Наташе», «Мотылёк» и др.
Острогожский период в жизни Рылеева был решающим в развитии его дарования как поэта, в становлении поэтического стиля. Здесь он много читал, познакомился с рядом прогрессивно настроенных дворян, видел многие отрицательные стороны тогдашней русской жизни. По личным обстоятельствам и разочаровавшись в военной службе, в 1818 г. Рылеев уходит в отставку.
Отправляясь в конце лета 1819 г. в Петербург, поэт не прожил там и полугода. С молодой женой он гостит у своей матери в селе Батово, под Петербургом, сближается со многими столичными литераторами. В журналах «Благонамеренный» и «Невский Зритель» публикуются его первые произведения - элегии, эпиграммы, романсы. В феврале 1820 г. Рылеевы возвращаются в Воронежскую губернию, где в Подгорном 23 мая 1820 г. у них родилась дочь Анастасия. В ноябре 1820 г., после девятимесячного пребывания в Острогожском уезде, К. Рылеев вновь приезжает в Петербург, на этот раз один, чтобы прочно обосноваться там, подготовить почву к переезду в столицу всей семьи.
В «Невском Зрителе» за 1920 г. была напечатана ода «К временщику». Она была известна ещё его острогожским друзьям. Рылеев спешит сообщить в письме к М. Г. Бедряге: «Моя сатира «К временщику» печатается в 10 книге «Невского Зрителя». Многие удивляются, как пропустили её…» (Рылеев К. Ф. ПСС, 1934. С. 455). Эта сатира на графа Аракчеева принесла Рылееву не только известность, но и славу.
С января 1821 г. Рылеев становится заседателем от дворянства в Петербургской палате уголовного суда. В апреле его принимают в члены «Вольного общества любителей российской словесности», а уже в мае он снова в дороге, на пути в ставшее родным Подгорное. Живя там, он бывает не только в Сагунах, Белогорье, у соседних помещиков, но и в Острогожске, Воронеже.
В июле-августе 1821 г. поэт создаёт на воронежской земле ряд оригинальных произведений: «Пустыня (К М. Г. Бедряге)», «Давно мне сердце говорило…», «К Косовскому», «К. С.», «Наш хлебосол-мудрец…», «На смерть Полины молодой…», «Когда от русского меча…» и др. Рылеев переживает полосу творческого подъёма. Именно в это время он приступает к созданию поэтического цикла своих знаменитых «Дум». Материал для них поэт черпал не только из трудов историков, но также и из устных преданий местных старожилов. Первая дума «Курбский» была опубликована в журнале «Сын Отечества» с пометкой: «Острогожск, июня 20 1821». Произведения Рылеева отражают героическое прошлое русского народа. Это относится не только к думе «Богдан Хмельницкий», к поэме «Войнаровский», но и ко многим незавершённым и неосуществленным замыслам («Наливайко», «Палей», «Мазепа» и др.). «Исповедь Наливайки», опубликованная в «Полярной звезде» за 1825 г. произвела невиданное до того впечатление на передовых людей России. Декабрист Беляев писал, что «Наливайко», «Войнаровский» «были знакомы каждому и повторялись во всех дружеских и единомышленных кругах». Дума (1823) - навеяна Рылееву воспоминаниями жителей, в памяти которых сохранилось немало преданий о Петре I и его пребывании в Воронежской губернии. В 1821-1823 гг. «Думы» печатались в ряде журналов и в альманахе «Полярная звезда», а в 1825 г. изданы отдельным сборником. В этот же период Рылеевым написана «Записка о нуждах жителей г. Острогожска и его уезда» (Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956. С. 295-296). Литературовед А. В. Никитенко в своих воспоминаниях писал: «Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев. <…> Он с первого взгляда вселял предчувствие того обаяния, которому вы неизбежно должны были подчиниться при более близком знакомстве…».
Своими думами, поэмами, гражданской лирикой Рылеев вписал бессмертную страницу в историю русской поэзии. И далеко не последние строчки, принадлежат «острогожскому» материалу. Нити острогожско-воронежских связей глубоко и прочно вплетаются в петербургский период жизни и творчества Рылеева. С осени 1821 г. Рылеев с семьёй живёт в Петербурге, снимает квартиру. Постепенно он становится своим человеком в литературных кругах столицы, приобретает всё больше среди друзей и знакомых политических единомышленников, многие из которых являются членами тайного общества. Летом 1822 г. Рылеев совершает большую поездку по Украине.
В 1823 г. Рылеев с головой уходит в литературную и политическую деятельность. В октябре он принят в члены Северного общества. После отъезда С. П. Трубецкого в Киев (конец 1824) заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Его взгляды становятся всё более последовательно революционными.
С переходом Рылеева из Петербургской палаты уголовного суда в Российско-Американскую компанию (весна 1824 г.) и переездом в новый дом на Мойке у Синего моста, № 72 (в 1975 г. на нём укреплена мемориальная доска) квартира Рылеевых превращается в своеобразный штаб Северного общества. Наталья Михайловна чувствовала себя довольно растерянно в этом многолюдье. Её не покидали тревожные предчувствия. В феврале 1824 г. Рылеев был вынужден драться с князем К. Я. Шаховским на дуэли из-за своей сестры А. Ф. Рылеевой (поэт был легко ранен). В июне умерла мать поэта, в сентябре скоропостижно скончался сын Рылеевых Саша, которому едва исполнился год.
Отъезд Рылеевых из Петербурга в конце сентября 1824 г. походил на бегство. Придонские просторы степей оказывали целительное действие на Кондратия Фёдоровича, вливали в него силы для жизни и борьбы. В декабре он снова в Петербурге. Пошёл год 1825…. Год взлёта, расцвета всех духовных сил Рылеева, яростного поэтического труда, активных политических действий. В редкие минуты передышек поэт мечтал о тихом Подгорном, где так хорошо ему работалось, вольнее дышалось. «Петербург тошен для меня, - писал Рылеев 12 мая 1825 года А. С. Пушкину , - он студит вдохновение: душа рвётся в степи; там ей просторнее, там только могу сделать что-либо достойное века нашего, но как бы на зло железные обстоятельства приковывают меня к Петербургу» (Рылеев К. Ф. Стихотворения, 1956. С. 306). Конечно, это сам Рылеев «приковывал» себя к Петербургу. Не мог он безмятежно предаваться в тиши уединенья радости творчества, когда «дух времени» и «предназначение века» требовали прямого гражданского участия в борьбе «за угнетённую свободу человека», поглощая все его силы, всю жизнь.

Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Рылеева, всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Рылеев настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землёй и т. д. Вместе с тем Рылеев боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Рылеев сложил свои полномочия; «диктатором» был избран кн. Трубецкой, но Рылеев всё-таки был на Сенатской площади. Его арестовали 14.12.1825 г. и доставили в Петропавловскую крепость. Он был казнён 13 июля 1826 г. Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на о. Голодае. В 1939 г. на месте казни установлен памятный знак, но останки декабристов не найдены.
3 июля 1826 г. в предсмертном письме к жене Рылеев писал: «Ты не оставайся здесь (в Петербурге) долго, а старайся кончить дела и отправляйся к почтеннейшей матушке» (Рылеев. ПСС, 1934. С. 519). 3 января 1827 г. Н. М. Рылеева получила из Петропавловской крепости вещи своего мужа. А уже 2 февраля в Подгорное были отправлены дворовые люди с поклажей. 3 марта отправилась туда и Н. М. Рылеева с дочерью. В Подгорное Н. М. Рылеева привезла уцелевшую часть архива мужа, немало книг и журналов из его библиотеки. У вдовы поэта также хранились «острогожские» рукописи Рылеева, затем у дочери (в настоящее время находятся в Пушкинском Доме).
С 1829 по 1832 гг. вдова поэта жила в Петербурге ради образования дочери. В 1833 г. она вновь, и на этот раз надолго, уезжает в Подгорное. В октябре 1833 г. Н. М. Рылеева вновь вышла замуж за острогожского помещика, поручика в отставке Г. И. Куколевского, переселившись в его имение Судьевку, верстах в 12 от Подгорного. Умерла Н. М. Рылеева-Куколевская 31 августа 1853 г.
Дочь Рылеева, Анастасия Кондратьевна (23.05.1823, с. Подгорное Острогожского уезда Воронежской губернии - 26.05.1890, с. Кошелевка Тульской губ.) окончила Патриотический институт в Петербурге. 31 августа 1842 г. вышла замуж за Ивана Александровича Пущина. У А. К. и И. А. Пущиных были дети: три дочери - Анна, Наталья (в замужестве Денисьева), Софья (в замужестве Оргасова) и сын - Николай Иванович Пущин. Анастасия Кондратьевна выступила издательницей отцовских произведений: «Сочинения и переписка К. Рылеева» (СПб., 1872, 1874).
«Притягательная сила» ощущалась современниками в поэзии Рылеева. Ещё большую значимость приобрела она после казни автора. Несмотря на все запреты, - писал А. И. Герцен, - «произведения Рылеева можно было найти в руках молодых людей в самых отдалённых областях империи. Не было ни одной благовоспитанной барышни, которая не знала бы их наизусть, ни одного офицера, который не носил бы их в своей сумке, ни одного поповского сына, который не снял бы с них дюжину копий».
Воронежская губерния не являлась исключением. Некоторые из когда-то многочисленных списков сохранились до нашего времени. В Воронежском Доме-музее И. С. Никитина хранится обширный рукописный сборник, в котором содержатся копии дум Рылеева, относящиеся к 1823 г. («Олег Вещий», «Наталя Долгорукая», «Рогнеда», «Иван Сусанин»). Воронежский областной архив располагает редкими списками рылеевских произведений, сделанных в 1828 г., когда имя «государственного преступника» Рылеева находилось под строжайшим запретом.
М. Де-Пуле, воронежский публицист и общественный деятель, констатировал: «В конце 30-х и в начале 40-х гг. вдова и дочь Рылеева жили ещё в Острогожском уезде, и поэтому память о Рылееве едва ли где была так свежа как здесь: мы сами в наши гимназические годы немало встречали лиц, лично его знавших…». (Русский архив. 1877. Кн. II. C. 438).
Поэт И. С. Никитин с благоговением относился к Рылееву. Он переписывал в особую тетрадь почти все произведения поэта-декабриста.
В 1863 г. бывший острогожский предводитель дворянства Е. А. Фирсов передал в дар чертковской библиотеке в Москве ценное собрание автографов Рылеева, которые были частично опубликованы в 1872 г. В. И. Бартеневым в сборнике «ХIХ век», а также ценные воспоминания о Рылееве декабриста Е. П. Оболенского. В Воронеже эти материалы были известны ещё в 1860-е гг., в варианте более подробном, чем в сборнике. Тексты находились у тогдашнего воронежского губернатора Д. Н. Толстого, в конце ХIХ - начале ХХ в. они были переданы в Воронежский губернский музей, а впоследствии опубликованы воронежским литературоведом А. М. Путинцевым. («Всемирный вестник». 1905. Кн.VII).
В 1937 г. одна из улиц г. Воронежа стала носить имя Рылеева, в 1950-е годы именем Рылеева названа одна из улиц г. Острогожска.

Рылеев К. Ф. Полное собрание сочинений. / К. Ф. Рылеев; ред., вступ. ст. и коммент. А. Цейтлин. - М.-Л. : Academia, 1934. - 908 с., л. ил: порт. - Библиогр. : С. 852-867. - Указ. : 873-896.
. Рылеев К. Ф. Стихотворения. / ред., подгот. текста, примеч. А. Г. Цейтлина. - Л. : Советский писатель, 1956. - 415 с. - (Библиотека поэта. Малая серия. 3-е изд / осн. М. Горьким).
. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворения / К. Ф. Рылеев; вступ. ст. В. Г. Базанова и А. В. Архиповой. - Л. : Советский писатель, 1971. - 480 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.).
. Рылеев К. Ф. Думы / К. Ф. Рылеев; изд. подгот. Л. Г. Фризман. - М. : Наука, 1975. - 254 с., л. ил. - (Литературные памятники).

Дело К. Ф. Рылеева // Восстание декабристов: материалы. Т. 1 / под ред. А. А. Покровского. - М.-Л., 1925. - С. 156.
. Литературное наследство. Т. 59: декабристы-литераторы: [в 2 кн]. Кн. 1 / АН СССР; гл. ред. А. М. Еголин. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - 805 с. - Из содерж.: Воспоминания о Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818) / публ. А. Г. Цейтлина. - С. 237-250 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» / публ. Ю. Г. Оксмана. - С. 251-256.
. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собрание сочинений в 30-ти т. Т. VII / А. И. Герцен. - М., 1956. - С. 198.
. Удодов Б. Т. К. Ф. Рылеев в Воронежском крае / Б. Т. Удодов. - Воронеж: Изд.-во ВГУ, 1971. - 94 с.
. Афанасьев В. В. Рылеев: Жизнеописание / В. В. Афанасьев. - М. : Мол. гвардия, 1982. - 320 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 6).
. Антюхин Г. В. «Погибну я за край родной» // Литературное былое: кн. очерков о лит. прошлом и памят. местах Воронеж. края / Г. В. Антюхин. - Воронеж, 1987. - С. 24-29.
. Декабристы в воспоминания современников / сост., ред., вступ. ст. и коммент В. А. Фёдорова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 508 с. - Из содерж.: Кропотов Д. А. Несколько сведений о Рылееве. - С. 74-78 ; Из воспоминаний о К. Ф. Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818 гг.). - С. 79-86 ; Из воспоминаний профессора А. В. Никитенко о К. Ф. Рылееве. - С. 86-87 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» (записи М. И. Семёвского в 1869 г.). - С. 87-89.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е, доп, испр. - Воронеж, 2009. - С. 463.
. Котляревский Н. А. Декабристы / Н. А. Котляревский. - СПб. : Летний сад, 2009. - 479 с. - Из содерж.: Рылеев. - С. 319-463.

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.

Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.

Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петер­бурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.

С 1814-15 находился за границей в составе артилле­рийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально зара­зился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освобо­дившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.

С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой остро­гожской интеллигенции, злейшего раз­гула крепостников и произвола властей.

В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеев­ский режим.

В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика На­талье Михайловне Тевяшевой.

В 1820 пере­ехал в Петербург.

В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших про­тив жестокой эксплуатации их помещи­ком).

В октябре 1823 он был принят в Север­ное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.

В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую ком­панию» в качестве правителя ее канцеля­рии. Работая в этом, уже не государствен­ном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.

В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совмест­но с А. Бестужевым альманах «Поляр­ная звезда».

В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществлен­ные, служили распространению передо­вых идей и вместе с тем имели в виду ма­териально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напеча­таны произведения Жуковского и Пуш­кина , Грибоедова и Крылова , Баратынско­го и самого Рылеева, Вяземского , Давы­дова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.

На основе наблюдений над русской дей­ствительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республи­канский образ правления, за освобожде­ние крестьян, свободу книгопечатания, от­крытое судопроизводство, личную безопас­ность.

В Северном обществе он занял ве­дущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской ра­велине Петропавловской крепости. На оло­вянной тарелке он, по преданию, напи­сал в тюрьме четверостишие, свидетель­ствующее о стойкости борца за свободу:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдит­ся сих цепей,

Когда ношу их за отчиз­ну?»

Повешен в числе пяти руководителей восстания.

В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое об­щественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образо­ванных людей в круг своих идей.

Творче­ский путь Рылеева-поэта характерен для боль­шинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общест­венной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолго­временности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободитель­ным движением на его дворянском эта­пе, он начинает с увлечения анакре­онтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отно­шений

«К другу» ,

«К Делии» ,

«Счаст­ливая перемена» - 1820;

«Заблуждение» ,

«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.

«К К - му» - 1821,

«Я не хочу любви твоей...» - 1824.

Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал граждан­ского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Фор­мула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго сле­довал определившемуся пониманию поэ­зии и поэта.

Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торже­ственные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -

«А. П. Ермолову» (1821)

«Граждан­ское мужество» (1823),

«На смерть Байро­на» (1824).

Гораздо значительнее сатириче­ские оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -

«Я ль буду в роковое время

Позорить Гражданина сан...».

Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбеж­ность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную де­кабристскому движению силу-обществен­ную пассивность большинства образован­ного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борь­бы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распростра­нение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.

Изначальная связь с традицией психо­логического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансфор­мацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бесту­жеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.

В литературе психологического роман­тизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ран­ние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет по­литические агитационные песни, рассчи­танные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального по­ложения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).

Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.

Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопостав­лена романсу Нелединского-Мелецкого , на­чинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева по­лучили широкое распространение, про­никли в народ, стали явлениями фоль­клора, содействовали формированию ана­логичных произведений в последующие десятилетия.

Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы ска­залось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича

(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:

«Войнаров­ский» , 1822-24;

незаконченные -

«Наливайко» , 1824-25;

«Гайдамак» ,

«Палей» ,

«Партизаны» - все три 1825) - произве­дения гражданского романтизма, проник­нутые пафосом революционного патрио­тизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собра­ния старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского по­эта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Бай­рона и южных поэм Пушкина.

Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отли­чаются только объемом: дума - неболь­шая поэма, «Войнаровский» - разверну­тая дума. Большинство дум - обрамлен­ный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими крас­ками, без светотеней, без полутонов. Внут­ренний мир их обнаруживается в кон­фликте с окружающей средой, в столкно­вении с тиранией. Поступки героев иллю­стрируют их неизменный облик. Любов­ный конфликт отсутствует или только слег­ка намечен. Герои раскрыты в их безза­ветном служении делу борьбы за освобож­дение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею за­хваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утвержде­ние единства интересов личности и общест­ва на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой лич­ность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социаль­но неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», кон­кретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная исто­рическая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его рево­люционного мировоззрения и роста даро­вания. Усиливалась политическая острота его произведений.

Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабрист­ские по своему содержанию. Думы, особен­но ранние, весьма несовершенное осуще­ствление принципов гражданского роман­тизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.

В «На­ливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.

Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобож­дается от метафоричности, синтаксис ста­новится более сжатым, уменьшается чис­ло славянизмов, чаще встречаются мест­ные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Суса­нина». Но гораздо благосклоннее воспри­нял он «Войнаровского».

«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несрав­ненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бе­стужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психоло­гического романтизма (Веневитинов, Ба­ратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осо­знание причин общественной пассивно­сти большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю,

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельно­сти, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда от­мечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).

Умер - , Петербурге.

Константин Федорович Рылеев является одним из самых известных российских писателей, а также членом движения декабристов.

Рылеев был сыном дворянина, который владел имением в губернии Петербурга. Константин Федорович получил свое образование в 1 кадетском корпусе этого города. После корпуса Рылеев стал офицером артиллерийского полка и принимал участие в заграничных походах российской армии периода 1814- 1815 годов. Поговаривают, что в Париже Рылеев однажды посетил гадалку, которая предсказала ему, что его повесят.

В 1819 году поэт женится по любви на дочери богатого помещика, переезжает жить в Петербург, где начинает работать в суде. Современники Рылеева были настроены либерально, но сам поэт пытался облагородить гражданскую службу, показать ее пользу и благо для народа. Во время службы в суде он очень много помогал простым и обездоленным людям. Весной 1824 года Рылеев переезжает в казенный дом на Мойке, ведь теперь он работает секретарем американско - российской канцелярии.

Рылеев в литературе

Для творчества Рылеев был характерен патриотизм, романтический настрой, равенство людей, он высоко ценил простых российских граждан. В своих политических взглядах поэт был ярко выраженным романтиком и утопистом. Сослуживцы поэта вспоминали, что он выступал за равенство и был инакомыслящим. Эти мотивы были основными в его творчестве.

Рылеев не был эстетом в поэзии и воспевал простые человеческие добродетели («Я не поэт, я гражданин»), герои автора были неутомимыми борцами за свободу. В 1819 году его начали печатать в разных изданиях, но больше всего он прославился стихотворением «К временщику», где явным образом обличал А. А. Аракчеева. Рылеев является автором сборника «Думы», где в стихах рассказывает события из русской истории, а дума про «Ермака» впоследствии стала народной песней, также пишет поэмы «Войнаровский», «Наливайко». Он состоял в вольном Обществе любителей словесности, Обществе соревнователей просвещения и благотворения. С 1823 года по 1825 поэт вместе со своим товарищем, поэтом и декабристом А. А. Бестужевым занимается изданием популярного литературного альманаха «Полярная Звезда», в котором они печатали творения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и другие.

В конце 1823 года Пущин принял Рылеева в Северное общество, поэт быстро становится его активистом. А с конца 1824 года Рылеев фактически начинает возглавлять Северное общество. По своим взглядам и убеждениям Рылеев выступал за то, чтобы Россия стала республикой без конституционной монархии, но в спорах с декабристами по этому поводу не участвовал. Рылеев полагал, что сам народ с помощью Учредительного собрания должен решать судьбу России, кто и как будет ею управлять. А задача декабристов - это лишь добиться созыва такого собрания. Также поэт предлагал гуманно устранить царскую семью - с помощью морского флота отвезти ее в дальние края. Рылеевым была принята попытка основать филиал Северного общества в Кронштадте, но она не удалась.

В феврале 1824 князь К. Я. Шаховский ранил Рылеева на дуэли. Рылеев вызвал князя на дуэль, вступившись за честь сестры. В сентябре 1825 года Рылеев принял просьбу своего кузена К. П. Чернова стать его секундантом на, впоследствии шумной, дуэли с В. Д. Новосильцевым. На дуэли оба участника погибли.

Дальше умирает царь Александр Первый, что застает врасплох членов Северного общества, которые стремятся избежать слухов об убийстве царя и решают устроить революцию во время его смерти. Сам Рылеев стал инициатором и лично готовил восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

В те дни, когда новый царь еще не взошел на престол, Рылеев болел ангиной, но проводил собрания общества у себя дома. Его товарищи приходили под предлогом проведывания больного. Поэт вел воодушевительные беседы с товарищами, но лично не мог участвовать в восстании, ведь он был штатским. 14 декабря Рылеев был на Сенатской площади. Но вскоре ушел и весь день ездил по городу, стремясь найти поддержку в полках и узнавая о новых событиях. В тот же день вечером Константин Рылеев был арестован. Его приговорили к смертной казни и повесили 13 июля 1826 года. У него осталась жена с двумя маленькими детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Рылеева Кондратия Федоровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.