Икона Богородицы «Зна́мение» Курская-Коренная. Богоматерь знамение курско-коренная


Курская-Коренная икона Знамение Божией Матери

История Курской-Коренной Чудотворной Иконы Божией Матери
"Знамение"

В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу придти в лес, которым поросли окрестности Курска, разоренной полчищами Батыя, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидя этот источник воды, оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам.

Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной Иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от Иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести Икону в Рыльск. Но сам по неверию или сомнению не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и моление перед Иконой он снова получил зрение. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день Икона была обретена. Но почти сразу обнаружилась с Иконой странность. Она стала исчезать. В первый раз искали ее в городе, но обнаружилась она на месте обретения, при корне дерева. Не раз переносили ее в Рыльск, но всегда Икона таинственным способом, возвращалась к источнику. Поэтому в Коренной пустыни была специально построена часовня, в которой отныне Икона и находилась.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и Икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в Иконе. Тогда разъяренные татары разрубили Икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня.

После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой Иконы, сложил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив следов разрушения и только на едва заметном месте раскола выступило нечто, «аки роса».
Почти триста лет пребывала чудотворная Икона в часовеньке на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев, даруя всем излечение и укрепляя их в православии. Она помогала гражданам Курского края обрести веру в грядущую победу над врагом и обретение свободы.
Однажды некто Мамота, скрываясь от татар, влез на дерево близ часовни. Татары, увидя, хотели его убить. Мамота обратился с молитвою к Богоматери, и вдруг явившаяся на воздухе, как человеческая тень, заслонила его от татар, и они не видали его более.
В многотрудный период возрождения огромную роль сыграла Икона Знамения Пресвятой Богородицы, ее чудотворные действия спасали многих. Слава о ней распространилась по всей Руси. Молва народная о ее чудесах достигла и царского престола. Сам Федор Иоаннович узнал о ней и по его воле в 1597 году Икона была перенесена из пустыни в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад, на котором приписали лики: вверху Господа Саваофа, а по сторонам - пророков, возвестивших воплощение сына Божия от Пречистой Девы Марии.
Особую роль сыграла Икона в период смуты начала XVII века. В 1604 году Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой. Когда он занял престол в Москве и Икону установили в Успенском соборе, то патриарх Московский Иов ощутил влияние чудотворной Иконы и прозрев, понял, что не может венчать Лжедмитрия на царство. Многие на Руси начинали понимать, что на престол входит не настоящий царевич Дмитрий. После успокоения смуты в 1615 году Икона вновь была передана в Курск. И вновь чудотворная Икона оказала свою помощь православным гражданам Курска. Четыре недели польские отряды блокировали Курскую крепость и все четыре недели горожане молились пред чудотворной Иконой. Поляки не выдержали, не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду.
В 1618 году по повелению царя Михаила Федоровича установили обычай совершать с Иконой крестный ход из Курска в Коренную пустынь. Слава ее растет, и ею начинают благословлять войска. Она появляется на полковых знаменах, с нее начинают делать списки, дабы "носить оный в походах православных воинов".

В 1676-м году Икона "Знамение" Богоматери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной Иконы "Знамение" Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять Икону в "большой полк", т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот "большой полк" дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная Икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России.
Серафим Саровский родился в городе Курске. В девять лет он неожиданно тяжело заболел. Мать мальчика Агафия Фотиевна Машнина, вдова строительного подрядчика Исидора Ивановича Машнина, .день и ночь молилась Пречистой Деве Марии о спасении сына, но мальчику становилось все хуже. Однажды проснувшись утром, мальчик рассказал матери, что видел во сне Богородицу, и Она обещала ему исцеление. Через несколько дней, в 9-ю пятницу по Пасхе 1767-ого года, мимо дома проходил крестный ход с чудотворной Иконой Курской-Коренной. Внезапно пошел сильный дождь, и богомольцы, для сокращения пути, свернули во двор дома, где угасал ребенок. Тогда мать вынесла сына приложиться к образу Богоматери и вскоре он поправился.
Так Курская Икона "Знамение" оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная.

С 1806 года, с согласия императора Александра I, предписывалось, чтобы Икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с 9-ой седмицы по Пасхе по 12 сентября.
В 1812-м году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской Иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября 1812-го года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.
В 1860 - 1880 гг. крестные ходы в Курской губернии разрастаются до невероятного масштаба. До 60 тысяч (!) паломников всех сословий - крестьяне, купечество, духовенство, власти - все почитают своим долгом сопровождать переход чудотворной в Коренную пустынь.
Рост революционных настроений, охвативший Россию в конце XIX - начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта (по старому стилю) 1898 г. хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. В 1 час 15 минут ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Один из монахов Знаменского монастыря так вспоминал эти мгновения:
«Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи. От взрыва массивная северная дверь была буквально выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей - погнут и исковеркан. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полу-зонта в нескольких местах был пробит разлетевшимися осколками».
Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери "Знамение" Курской-Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью. Вскоре на место происшествия прибыло все высшее руководство: губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска. Весть о случившимся быстро распространилась по Курску. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием.
Последним российским самодержцем, посетившим Знаменский собор, стал Николай II. Первый раз он был в храме 1 сентября 1902 г., во время проводимых под Курском военных маневров, во второй - 22 ноября 1914 г., когда следовал в Кавказскую армию. Царь был встречен у северных ворот храма торжественной процессией курского духовенства во главе с архиепископом Тихоном, отслужившего краткий молебен. После молебна Николаю II была вручена копия чудотворной Иконы.
Уже в середине октября 1919 года, командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть временно оставлен добровольцами и предложил ему выехать на юг.
Кровавый произвол и беззаконие гражданской войны заставляют духовенство принять трудное решение о вывозе Иконы из Курска. Начинается ее трудный, нерадостный путь в зарубежье. Белгород, Таганрог, Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе "Святой Николай" она отбывает в Константинополь. Потом Греция и Сербия.
В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля. И в первых числах ноября 1920 года. Св. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года. В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен.
В1951 г. митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С 1957 года Икона пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
Она является главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Взято отсюда

Описание иконы
На верхней части иконы - изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах - изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим - пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу - пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже - пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним - пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим - пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

Вчера вечером в главный храм Самарской области Покровский кафедральный собор была принесена величайшая святыня Православия - Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Чудотворная икона будет находиться на самарской земле до 23 сентября. С 17 по 22 сентября - в Покровском кафедральном соборе г. Самары, 23 сентября - в Преображенском соборе г. Тольятти.

Святыню сопровождает Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Далее икона будет доставлена в Курск и Пермь, пребывая по неделе в каждом городе, и после этого отправится за океан.


По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого монгольскими ордами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону. В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению, при этом напавшие разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.

В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В 1615 году царь Михаил Феодорович - первый из династии Романовых - вернул икону на Курскую землю, где по его наказу на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.

В 1676 году чудотворная икона была принесена на Дон для благословения казачьих войск. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова список с иконы.

В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое террористов подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом были произведены разрушения в храме, но икона осталась цела.

Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. Епископ Феофан Курский на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию. В сентябре 1920 года генерал П. Н. Врангель попросил доставить чудотворный образ в Крым. 29 октября 1920 года образ окончательно покинул Россию. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в сербском православном монастыре. С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала П. Н. Врангеля.

В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен. В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. 12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию.

Икона прославлена многочисленными чудесами. Одно из самых известных связано с чудесным исцелением будущего великого святого - преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский, родившийся и выросший в Курске, в 1767 году в детстве тяжело заболел. Родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком, и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.

2. В храме, где находится икона, общественный порядок поддерживается силами Волжского войскового казачьего общества

3. В дни пребывания святыни в Покровском соборе перед ней будут проводиться молебны в 10, 12, 14 и 16 часов.
Сегодня утром перед первым было многолюдно:

4. К началу утреннего молебна в храм приехал Атаман Волжского казачьего войска казачий генерал Иван Кузьмич Миронов

5.

6. Чудотворная икона установлена в цетре храма

7.

8.

9.

10.

11.

12. Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

13.

14.

15.

16.

17.

18. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27. Покровский кафедральный собор

28.

Кур-ская ико-на «Зна-ме-ние» Бо-жи-ей Ма-те-ри — од-на из древ-ней-ших икон Рус-ской Церк-ви. В ХIII ве-ке, во вре-мя та-тар-ско-го на-ше-ствия, ко-гда все Рус-ское го-су-дар-ство ис-пы-ты-ва-ло ве-ли-чай-шее бед-ствие, го-род Курск, ра-зо-рен-ный пол-чи-ща-ми Ба-тыя, при-шел в за-пу-сте-ние. Од-на-жды в окрест-но-стях го-ро-да один охот-ник за-ме-тил ле-жав-шую у кор-ней де-ре-ва ико-ну, об-ра-щен-ную ли-ком к зем-ле. Охот-ник под-нял ее и уви-дел, что изо-бра-же-ние ико-ны по-доб-но иконе «Зна-ме-ние» Нов-го-род-ской. Од-новре-мен-но с яв-ле-ни-ем этой ико-ны со-вер-ши-лось и пер-вое чу-до. Как толь-ко охот-ник под-нял свя-тую ико-ну с зем-ли, тот-час на ме-сте, где ле-жа-ла ико-на, с си-лой за-бил ис-точ-ник чи-стой во-ды. Это про-изо-шло 8 сен-тяб-ря 1295 го-да. Охот-ник не ре-шил-ся оста-вить ико-ну в ле-су и, по-стро-ив на ме-сте об-ре-те-ния неболь-шую де-ре-вян-ную ча-сов-ню, по-ста-вил в ней но-во-яв-лен-ный об-раз Бо-го-ма-те-ри.

Вско-ре об этом узна-ли жи-те-ли го-ро-да Рыль-ска, рас-по-ло-жен-но-го непо-да-ле-ку, и ста-ли по-се-щать ме-сто яв-ле-ния для по-кло-не-ния но-вой свя-тыне.

Ико-ну пе-ре-нес-ли в Рыльск и по-ста-ви-ли в но-вом хра-ме в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Но ико-на про-бы-ла там недол-го, чу-дес-ным об-ра-зом она ис-чез-ла и воз-вра-ти-лась на ме-сто сво-е-го яв-ле-ния. Жи-те-ли Рыль-ска неод-но-крат-но бра-ли ее и от-но-си-ли в го-род, но ико-на непо-сти-жи-мым об-ра-зом воз-вра-ща-лась на преж-нее ме-сто. То-гда все по-ня-ли, что Бо-го-ма-терь бла-го-во-лит к ме-сту яв-ле-ния Сво-е-го об-ра-за.

Еже-год-но в пят-ни-цу де-вя-той неде-ли по-сле Пас-хи ико-на «Зна-ме-ние» тор-же-ствен-но с крест-ным хо-дом пе-ре-но-си-лась из кур-ско-го Зна-мен-ско-го со-бо-ра на ме-сто ее яв-ле-ния в Ко-рен-ную пу-стынь, где она и оста-ва-лась до 12 сен-тяб-ря, а за-тем сно-ва тор-же-ствен-но воз-вра-ща-лась в Курск. Этот крест-ный ход был уста-нов-лен в 1618 го-ду в па-мять пе-ре-не-се-ния ико-ны из Моск-вы в Курск и в вос-по-ми-на-ние ее пер-во-на-чаль-но-го яв-ле-ния.

Осо-бая по-мощь Бо-жи-ей Ма-те-ри через эту ико-ну свя-за-на с важ-ны-ми со-бы-ти-я-ми в ис-то-рии Рос-сии: осво-бо-ди-тель-ной вой-ной рус-ско-го на-ро-да во вре-мя поль-ско-ли-тов-ско-го на-ше-ствия 1612 го-да и Оте-че-ствен-ной вой-ной 1812 го-да.

Чу-до-твор-ная ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри «Зна-ме-ние» Кур-ская-Ко-рен-ная в по-след-ний раз пре-бы-ва-ла на рус-ской зем-ле 14 сен-тяб-ря 1920 го-да в Кры-му, в вой-сках, сра-жав-ших-ся про-тив боль-ше-ви-ков. По-ки-нув Рос-сию в 1920 г., свя-тая ико-на ста-ла «Оди-гит-ри-ей» (Пу-те-во-ди-тель-ни-цей) Рус-ско-го рас-се-я-ния, неот-луч-но пре-бы-вая со все-ми пер-во-и-е-рар-ха-ми Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви за-гра-ни-цей. Ныне она пре-бы-ва-ет в од-ном из хра-мов Но-вой Ко-рен-ной пу-сты-ни под Нью-Йор-ком (США). В кур-ском Зна-мен-ском со-бо-ре хра-нит-ся спи-сок с чу-до-твор-но-го об-ра-за.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как нерушимую крепость и источник чудес, обретя Тебя, рабы Твои, Богородица Пречистая, врагов ополчения повергаем. Потому и молимся Тебе: мир городу Твоему даруй и душам нашим великую милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Почитаемого образа Твоего явление празднуем, люди Твои, Богородительница, им же Ты даровала удивительную победу над противниками городу Твоему. Поэтому с верой взываем к Тебе: «Радуйся, Дева, слава и честь христианская».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная

О, Цари́це Небе́сная! Кто́ изочте́т вели́кое мно́жество чуде́с Твои́х, кто́ исчи́слит во́пли моли́твенных проше́ний, то́ки умиле́нных сле́з, благода́рных воздыха́ний, пролитых пред ико́ною Твое́ю. Ове́яна у́бо вся́ она́ ско́рбию наро́дною, пла́чем угнете́нных и ра́достною хвало́ю уте́шенных. Припа́даху к не́й лю́дие, поне́сшие ага́рянское и́го, пла́каху Москва́ в сму́тное вре́мя, взыва́ше Ку́рск в наше́ствие вра́жеское. Вопия́ше вся́ о́бласть во дни́ смертоно́сных боле́зней и бе́д, и вся́ ско́рби на ра́дость прелага́ла еси́. Те́мже и ны́не благослови́ зе́млю Ру́сскую. Спаси́ от греха́, поги́бели и собла́знов страну́ на́шу. Изле́й благода́ть на тру́д земледельческий и на вся́кое благо́е начина́ние обще́ственное. Помяни́, Пресвята́я Де́во, по и́мени все́х предстоя́щих и моля́щихся и вся́ лю́ди, тре́бующия Твоего́ утеше́ния, по́мощи и милосе́рдия. Ты́ у́бо ве́си та́йная серде́ц на́ших. Те́мже все́м по потре́бе и́х проше́ния испо́лни. Изря́днее же заблу́ждших обрати́ к покая́нию, на́с же все́х умудри́ све́том Ева́нгельския любви́ и до́брых де́л. Архипа́стыри и па́стыри и вся́ ве́рныя в Правосла́вии до сме́рти тве́рды покажи́, в Ца́рство Небе́сное упра́ви и со Христо́м жи́ти сотвори́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Знамение» Курская-Коренная

Кондак 1

Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:

Икос 1

Ангели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем:

Радуйся, благословенная Одигитрие; радуйся, истиннаго Пути Мати.

Радуйся, сквозе пустыню мира сего нас провождающая; радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая.

Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая.

Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; радуйся, изнемогающих всемощное укрепление.

Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; радуйся, странных и сирых Божественная отрадо.

Радуйся, землю обетованную нам приуготовляющая; радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 2

Видехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем милость, не таим благодеяний Твоих, обаче велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божий кто постиже и тайну судеб Его кто повесть? Возводит бо и низводит, смиряет и возносит, поражает и исцеляет, и кто бысть советник Ему? Темже и нас, грех наших ради, смири и царство наше низложи, сыны наша по всему лицу земли разсеяв. К кому убо прибегнем в скорби нашей, к кому руце прострем, аще не к Тебе, Всеблагая. Обаче сердцем сокрушенным вопием Ти таковая:

Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; радуйся, праведный гнев Божий утоляющая.

Радуйся, беззаконий наших очищение; радуйся, грешным Ходатаице прощения.

Радуйся, светильник упования немеркнущий нам возжегшая; радуйся, во исходе и странствовании нашем иконою Твоею нам предтекшая.

Радуйся, вся разсеянныя воедино собирающая; радуйся, омофором Твоим светообразным вся покрывающая.

Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая; радуйся, советы нечестивых разоряющая.

Радуйся, плавающих в житейском море окормляющая; радуйся, попечением Твоим ни единаго же оставляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 3

Силы Тобою деются и благодать от честныя иконы Твоея неоскудно изливается, Преблагословенная Дево, вся подвизая о Тебе вопити: Аллилуиа.

Икос З

Имущи милосердие неизреченное, тамо благодать Твою возсияваеши, Всеблагая, идеже тьма огустевает и скорби преумножаются, темже не оставила еси нас сирых, обаче во иконе Твоей к нам убогим пришла еси, славящим Твое снисхождение и вопиющим сице:

Радуйся, чудес море; радуйся, милости пучино.

Радуйся, благодати приснотекущий источниче; радуйся, исцелений кладезю неисчерпаемый.

Радуйся, естества уставы победшая; радуйся, законы естественныя пременившая.

Радуйся, скорби наша на радость прелагающая; радуйся, плач и стенание в веселие духовное претворяющая.

Радуйся, озлобления и беды на пользу нам обращающая; радуйся, враги наша преславно смиряющая.

Радуйся, чаяния врагов посрамляющая; радуйся, поющия Тя возвеселяющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 4

Бури искушений, на нас находящия, скорбям же и болезням, нас посещающим, егда терпению в нас оскудевати и духу нашему смущатися, притецем ко образу Пречистая Девы и слезы точаще Той, от сердца возопиим: Богоноснеи руце Твои нам простирающи, из глубины зол возведи ны, яко да благодарными усты зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаху древле людие российстии слух явления святаго Твоего образа в дубраве Курстей и текше к нему со тщанием, умильно взываху: "Откуду нам сие, да прииде к нам Мати Господа нашего", узрев же икону Твою, Владычице, при корене древеснем лежащую, и приемше ю, яко сокровище великое, возопиша Тебе, Первообразней:

Радуйся, раю светлейший, древо Жизни израстивший; радуйся, вертограде Божественный, древо Церкви прозябший.

Радуйся, Цвете благовонный, мир весь облагоухаяй; радуйся, крине непорочный, вселенную украшаяй.

Радуйся, лозо благоплодная, вином умиления всех напоившая; радуйся, розго освященная, плоды сладостными род человеческий напитавшая.

Радуйся, кореню домостроительства Божия; радуйся, спасения нашего верх и главизно.

Радуйся, злыя наши страсти из корене посекающая; радуйся, добродетелей сад насаждающая.

Радуйся, добрые обычаи в нас вкореняющая; радуйся, причастники райския жизни быти нас сподобляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 5

Боготочней звезде подобящеся, икона Твоя честная, Госпоже, землю Русскую и грады ея обтекаше, царие сей благоговейно поклоняхуся, царицы любовию ту благоукрашаху, архиереи страхом сретаху, верных же множества, духовно торжествующе, вопияху: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще безбожников безумный совет икону Твою, Пречистая, разорити, от Тебе, Дево, посрамленный, и обретше образ Твой святый, от всякаго действа сокрушительна невредим, монаси и мирстии страхом и любовию возопиша Ти сицевая:

Радуйся, крепосте несокрушимая; радуйся, стено нерушимая.

Радуйся, лютых безбожников совет посрамившая; радуйся, чаяния врагов осуетившая.

Радуйся, хулителей уста заградившая; радуйся, икону Твою святую невредимо сохраншая.

Радуйся, от руки злодейской сия соблюдшая; радуйся, очи Твои от скверных дел человеческих обращающая.

Радуйся, лица Твоего Пречистаго от нас, убогих, не отвращающая; радуйся, из руки диаволи грешныя исхищающая.

Радуйся, прощение кающимся возсиявающая; радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 6

Проповедует мир весь милости, от иконы Твоея изливаемыя, Всецарице! Отнелиже бо изшла еси тою из земли Русския, несть град, ниже весь, в нихже не бе являема сила Твоя. Темже от всех язык спасеннии и Тобою вопиют благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияй нам паки свет упования, Богородице Пречистая, зарю спасения миру возвестившая во Твоем рождестве. Не предаждь нас до конца в руце врагов наших и советы нечестивых и лютых отступников скоро разори. Да будет и страна наша Российская, якоже древле дом Твой, да процветет в ней благочестие, святыя обители и храмы да благоукрасятся, людие же, от лютых безбожников избавльшеся, да торжествуют с веселием, славяще Твое заступление и зовуще Ти таковая:

Радуйся, любовию Твоею всему миру возсиявшая; радуйся, из уст Божественных Сына Твоего всыновление рода человеческаго приявшая.

Радуйся, Мати Божия и Мати христианом; радуйся, недугов отъятие и Целительнице раном.

Радуйся, в темницах сущих незаходимый Свете; радуйся, узников отрадо и пространство клетей.

Радуйся, за правду гонимых дерзновение; радуйся, за веру страждущих тернение.

Радуйся, мучеников венчание; радуйся, мучителей грозное воздаяние.

Радуйся, связнем узы разрешающая; радуйся, телом и душою плененных свобождающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 7

Хотящу праведному Судии и Богу человеки, Того забывающия, вразумити, попусти бранем велиим на земли воздвигнутися. Языцы бо смятошася и царства поколебашася. Смерть и ужас по лицу земли проидоша, плач и стенание воздух огласи. Тогда убо вси, иже на Тя упование возложиша, Богородице, ко образу Твоему усердно притекаху и, от Тебе единыя спасения чающе, Богу, давшему Тя людем Заступницу, вопияху: Аллилуиа.

Икос 7

Новые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честныя, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом, воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в нейже образ Твой, Всецарице, пребываше, невредиму: вси же в ней молящиися, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая:

Радуйся, Державная Воеводо; радуйся, на Нюже уповают вси народи.

Радуйся, Церкве Столп и Утверждение; радуйся, всякия святыни защито и ограждение.

Радуйся, победо, мир побеждающая; радуйся, и неимущия упования спасающая.

Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся, безпомощных помоще и надеждо ненадежных.

Радуйся, сатану под нозе наша сокрушающая; радуйся, огню и стихиям повелевающая.

Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 8

Странное и страшное знамение явила еси, Всесвятая, егда домом разрушаемым, храмину малую, юже освятила еси прежде иконы Твоея пребыванием, сохранила еси невредиму, старицу же и сына ея, в той крыющихся, целых представила еси. Тем же вси, зрящия и слышащия сия, ужасахуся ужасом, страхом вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир любовию Твоею Богоподобною объемлеши, Приснодево, ближняя и дальняя посещающи и всю поднебесную во иконе Твоей приснопоклоняемей обтекающи. Тем же от восток даже до запад шествие Твое бысть, да вси невозбранно к той припадают, Тебе же Первообразней припевают сицевая:

Радуйся, всех радостей Радосте; радуйся, Чаше неупиваемая сладости.

Радуйся, нынешняго века скорбнаго утешение; радуйся, будущия жизни наслаждение.

Радуйся, веселящихся на небеси нас ради оставляющая; радуйся, к земли многоскорбней и многобедствующей приникающая.

Радуйся, со иконою Твоею благодатными стопы невидимо в домы наша входящая; радуйся, благословение и радование тем приносящая.

Радуйся, келии монашеския образом Твоим честным освящающая; радуйся, клети убогия паче палат царских тем украшающая.

Радуйся, храмы Божии Ликом Твоим Пресвятым облистающая; радуйся, в жилищах чтущих Тя незримо пребывающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 9

Всяк возраст и всяк чин притекает к Тебе, Богоневесто Владычице, всем бо простерты суть Богоноснеи Твои руце, всем вся подаеши независтно, вся светлиши и утешаеши, Всецарице. Темже, о Тебе веселящеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя увядоша и ритори благоглаголивии изнемогоша, по долгу Тя прославити хотящии, Марие Богородице, недоумеет бо всяк ум благохвалити Тя по достоянию, обаче аще мы умолкнем — камение возопиют. Темже, аще и недостойнии суще, бренными усты дерзаем взывати Ти таковая:

Радуйся, пророков огнедохновенный глаголе; радуйся, апостолов проповеде неумолкаемая.

Радуйся, преподобных сердечное пение; радуйся, исповедников крепосте и дерзновение.

Радуйся, молчальников тайнолепная беседо; радуйся, риторов и Богопроповедников златыя уста.

Радуйся, на страсти подвизающихся превознесенная наградо; радуйся, всех праведников Божественная отрадо.

Радуйся, матерей славо и девства похвало; радуйся, старцев покое и юных Водительнице.

Радуйся, Адама смертнаго Дщи, Богу же Родительнице; радуйся, славою неизреченною близ Бога сияющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 10

Спастися миру тепле помолися, Богородице, помощи бо Твоея требует, сетям лукаваго, по всему лицу земли распростертым, языком же шатающимся и бурям напастей, на Церковь Божию воздвигаемым; темже, якоже в Кане Галилейстей иногда, рцы слово к Сыну Твоему и Богу, да воду искушений же и скорбей в вино умиления и веселия Божественнаго претворит, да поем Ему выну: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необорима нам буди, Всенепорочная, сопротив ополчений видимых и невидимых враг, державно по нас поборающи, любовию вопиющих Ти таковая:

Радуйся, Богоноснеи руце Твои о нас к Богу присно воздвигающая; радуйся, духов злобы под нозе наша покоряющая.

Радуйся, князя тьмы хитросплетенные советы посрамляющая; радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая.

Радуйся, уныние от нас отгоняющая; радуйся, треволнения житейския смиряющая.

Радуйся, бурем напастей повелевающая; радуйся, обуреваемых благодатно окормляющая.

Радуйся, из глубины зол извлачающая; радуйся, погибающим длани милостивно простирающая.

Радуйся, нози наша на пути спасения наставляющая; радуйся, руце наша во бранех укрепляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 11

Пения наша, якоже Сын Твой вдовичу лепту, приими, Всесвятая, и подаждъ нам всегда Тебе сия приносити, живот наш в мире управляющи и грехом прощение дарующи, яко да в небесныя обители вшедше, воскликнем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светообразный омофор Твой, Всеблагая, над землею нашею невидимо простри, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:

Радуйся, воистину в Солнце облеченная; радуйся, венцем от звезд увязенная.

Радуйся, рясны златыми преиспещренная; радуйся, красото неизреченная.

Радуйся, Светлосте, денницы светлейшая; радуйся, теплото, солнца любезнейшая.

Радуйся, зарнице будущаго века; радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.

Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая; радуйся, неверия тьму просвещающая.

Радуйся, во оружия света нас облекающая; радуйся, Святыне, цветы всех добродетелей благоухающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 12

Благодать возблагодать от иконы Твоея прияхом, Богородице Пречистая. Никтоже бо, притекаяй к той с верою, тощь отходит, но кийждо по потребе своей дар Божественный приемлет и радостию венчается, вопия к Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, величаем Тя, поклоняем Ти ся, Госпоже Пречистая, сытости похвал Твоих отнюдь не знающе, и припадающи пред честным Твоим образом, умильно взываем Ти сице:

Радуйся, душ наших сладчайшая весно; радуйся, сердец наших светлейшее утро.

Радуйся, высото недомышляемая; радуйся, славо неувядаемая.

Радуйся, блаженство нескончаемое; радуйся, благосте неизсякаемая.

Радуйся, веселие неизреченное; радуйся, воистину едина Преблагословенная.

Радуйся, превыше всей твари Превознесенная; радуйся, в житии сем нас заступающая.

Радуйся, в час смертный верныя сретающая; радуйся, яко и на Страшнем Судищи спасаеши на Тя уповающия.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати и Мати всем христианом, Сына Твоего и Бога любовию подражающи, вопиеши к нам милостивно: не бойся, малое стадо, Аз есмь с вами и никтоже на вы! Темже Ти любовию припадающе и со слезами благодаряще, велегласно зовем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангели удивишася …» и кондак 1-й «Избранной Воеводе …».

Молитва первая

О, Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царица наша преблагая, надеждо наша, Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о, Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

История чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» началась очень давно — на исходе XIII столетия, когда эпоха татарского ига опустилась на Русь.

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери совершилось именно в те времена. 1295 год. Курск прекратил свое существование полувеком ранее, во время нашествия Батыя. Сожженный и разграбленный, он зарастал подлеском. Местные жители прятались по лесам, ожидая со дня на день новых бед. Земледелием в ту пору занимались мало, пробавляясь бортничеством и охотой. Охотник-то и набрел случайно на «древо вяз», у корней которого лежала неведомо откуда взявшаяся икона Божией Матери.

В «Сказании о чудотворной Знамения Пресвятыя Богородицы иконе, называемой Курскою» об этом событии говорится так:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности города Курска по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону „Знамения“ Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей повыше упомянутого места на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Здесь образ находился довольно долго, покуда в 1385 году не напали на «русскую украину» крымские татары. Обнаружив уединенную лесную часовню, они решили сжечь ее. Однако шальное намерение это не столь просто было воплотить: часовня не горела. Татары приступили с угрозами к некоему священнику Боголюбу, видя причину своего неуспеха в его «волхованиях». Священник сказал, что никаким волшебством он никогда не занимался, а что гореть часовне не дает, по-видимому, чудотворная икона, находящаяся в ней. За свою честность иерей поплатился: икону татары вынули из часовни и разрубили пополам, самое здание сожгли, а Боголюба взяли в плен.

Несколько лет томился священник в плену у крымцев, пока, наконец, его не выкупил русский посланник, прибывший к крымскому хану по какому-то поручению великого князя. Вместе с посольством Боголюб возвратился на родину, и первой его мыслью было отыскать две половины разрубленной иконы. Это ему удалось. И более того: части иконы срослись, едва только он приложил их друг к другу.

Священник отправился в Рыльск и рассказал согражданам о совершившемся чуде. Жители города весьма обрадовались и попытались перенести Коренной образ в Рыльск. Однако эта попытка была столь же неудачна, как и прежняя, столетней давности, когда икону «вытребовал» себе князь Рыльский Василий Шемяка. Образ Пресвятой Богородицы не остался в Рыльске, вернувшись буквально через несколько часов к месту своего обретения. Несмотря на это, были предприняты еще несколько неуспешных попыток поместить чудотворную икону в городе. Но Матерь Божия ясно выказала иное намерение: оставить до времени Свою икону там, где она явилась. И икона всякий раз исчезала из Рыльска, обретаясь потом на берегу тихой Тускари.

Путешествия Курской Коренной иконы Божией Матери

Впервые образ Божией Матери надолго покинул свою скромную часовенку в 1597 году, когда царь Феодор Иоаннович повелел принести его в Москву. Собственно, этот выезд и положил предел постоянному пребыванию Коренного образа на месте его явления. Хотя по царскому указанию здесь должен был устроиться монастырь, но саму икону вскоре поставили все-таки в Курске, незадолго до того восстановленном, где она находилась вплоть до изъятия ее в 1604 году Лжедмитрием I.

После десятилетнего отсутствия Коренная икона Божией Матери вернулась в , основанный курянами по обету после достопамятной польской осады 1612 года. В 1618 году состоялся первый в «пустыньку, что на корню». Так появилась традиция переносить икону на малое время из Знаменского монастыря в .

В Курске Коренная икона мирно пребывала до конца XIX века. А спустя двадцать лет империя рухнула, рухнула вся русская жизнь, что отразилось и на судьбе чудотворной. В 1918 году образ и список с него среди бела дня были похищены из Знаменского собора. В Курске тогда хозяйничали большевики, и поиски иконы велись вяло.

По легенде иконы обнаружились случайно в колодце, выкопанном, по преданию, самим преподобным Феодосием Печерским... И вот, как раз в день памяти преподобного Феодосия Печерского, в четверг Фоминой недели, 3 мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара... Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянных иконы Знамения Божией Матери без риз.

В середине октября генерал Кутепов сообщил местному архиерею, что город может быть оставлен Добровольческой армией, и предложил ему, а также другим лицам духовного звания выехать на юг. Решено было вывезти и Курскую Коренную икону — сначала в Обоянь, а если ситуация на фронтах обострится, то и далее. 31 октября 1919 года Коренная икона покинула Знаменский монастырь.

Вместе с Белой армией икона отступала к южным окраинам России — через Белгород, Таганрог, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбыла в Салоники.

Чудотворный образ еще раз возвращался в Россию — 14 сентября 1920 года он, по усердной просьбе генерала Врангеля, прибыл в Крым. Однако Белое движение уже агонизировало, и в конце октября икона на десятилетия покинула русский берег.

Следующую четверть века она находилась в Югославии. Когда в 1944 году бомбежки Белграда стали непрерывными, а советские войска вплотную приблизились к нему, икону вывезли сначала в Вену, а потом в Мюнхен. На пять лет задержалась икона в Европе, а в начале февраля 1951 года она была доставлена в Новую Коренную пустынь — монастырь, устроенный в США в бывшем имении князей Белосельских-Белозерских.

Сейчас икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная находится в Знаменском синодальном храме Нью-Йорка. В 2009 году, ранней осенью, она впервые после долгого перерыва побывала в России.

Икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» Курская-Коренная

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная .

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую - в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь - Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» - 8 марта (21 марта по новому стилю).

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда - Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.

Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября - в день обретения, 27 ноября - в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе .

Описание иконы

На верхней части иконы - изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.