Что значит двунадесятый. Можайское благочиние

Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего - например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои - Церковные - праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) - 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви - это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать - празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых - не только самых почитаемых (например, ), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью - праздником - того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта - это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных - каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона «на каждый день года» - изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник.
  • Двунадесятые праздники - 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников . Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году - как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники : Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также - 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники : все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник - праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018-2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Рождество Пресвятой Богородицы

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы - это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы - горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - второй, наряду с Пасхой, - Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса - на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей - для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи - там, в храме, - старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии - в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения - и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами - чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро - и вопреки всем гонениям - христианство стало самой распространенной религией в мире.

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы - престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Для христиан смерть земная - не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми - праздник. А Успение Пресвятой Богородицы - двунадесятый Праздник - один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Двунадесятые праздники - это двенадцать праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств » - .

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные , а по времени празднования - на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих - три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие , то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября . Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября . Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы , 4 декабря . В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово , самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января . Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление , отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне . Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля . Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение .

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа ). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье . В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи - самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным.Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Многие люди, не такие уж и далёкие от церкви, если спросить у них, какие же бывают двунадесятые праздники православной церкви, впадают в ступор.

И правда, что это вообще за дни и что в них празднует церковь?

Да и сколько их вообще?

Двунадесятые праздники в календарном порядке

Хотелось бы для начала уточнить, что календарный год в церкви начинается не с привычного людям первого января, а с первого сентября. Также, согласно Юлианскому календарю (новому стилю), чтобы понять точную дату празднования, нужно прибавить тринадцать дней к дате по старому стилю.

Во многих источниках происходит расхождение в датировании празднования, поэтому в данной статье будут указаны обе.

Православная церковь, в отличие от католической, празднует все двунадесятые праздники, используя дату нового стиля. Но встречаются и исключения, которым более предпочтителен старый стиль. Стоит учитывать это, прежде чем идти на литургию .

Вообще, двунадесятые праздники – это празднества, установленные в честь Сына Божьего — Иисуса Христа. Также в их состав входят праздники, касающиеся Пресвятой Богородицы — Девы Марии.

Примите во внимание: среди них есть как фиксированные, чья дата закрепилась за века, а есть и те, которые зависят от других. К примеру, как минимум три праздника зависят от Пасхи.

Список 12 православных праздников

Перечень праздников в году представлен ниже:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы начинает как календарный год двунадесятых праздников, так и круг богородичных празднеств, и отмечается 8 сентября (21 сентября по нов. ст.). Это, по сути, день рождения Пресвятой Девы Марии у св. Иоакима и св. Анны. Данное событие было запечатлено на одноимённых иконах, а также в Священном Писании.
  2. Вторым в календарном году двунадесятых праздников идёт Воздвижение Креста Господня, которое празднуется 14 сентября (27 сентября по нов. ст.). Это празднество является очень важным для всего христианства, так как примерно в этот день несколько десятков веков назад был обретён крест, который Иисус Христос нёс на Голгофу – величайшая реликвия христианской церкви. После этого практически прекратилось гонение на христиан, и на несколько лет наступило мирное время.
  3. Не менее важным является Введение в храм Пресвятой Богородицы , которое значило, что св. Иоаким и св. Анна признают волю Бога и отдают свою единственную дочь Ему на служение. Данное событие в церкви празднуется 21 ноября (4 декабря по нов. ст.). Так же, как и Рождество, Введение получило своё отражение в иконах, а также в нескольких произведениях литературы.
  4. Одним из самых главных праздников по праву считается Рождество Христово, празднуемое церковью 25 декабря (7 января по нов. ст.). В этот день, согласно Священному Писанию, родился в пещере Господь Иисус Христос. Это событие запечатлено на многих иконах, а в литературе даже отведено отдельное место. Когда отмечается этот праздник, храмы могут проводить свои службы на протяжении целой ночи.
  5. Спустя тридцать лет после своего рождения, Господу было разрешено креститься (ранее нельзя было проповедовать, если проповедник некрещёный). Это событие - Крещение Господне — празднуется в церкви 6 января (19 января по нов. ст.). Оно входит в круг основных празднеств православной церкви, поэтому в этот день служатся специальные литургии.
  6. Ранее на сороковой день после рождения малыша-мальчика родители несли его в храм для того, чтобы посвятить Богу. Так и в жизни Иисуса Христа был такой момент, сейчас празднуемый церковью 2 февраля (15 февраля по нов. ст.). Так как он был первенцем, Иосиф и Мария без раздумий понесли его в храм, где уже около трёхсот лет его ждал старец св. Симеон Богоприимец.
  7. Спустя некоторое время после своего выхода из храма и жизни с обручником Иосифом, к Деве Марии приходит Ангел, который возвещает Ей о том, что Спаситель мира находится в Её утробе.
    Как правило, этот праздник празднуется 25 марта (7 апреля по нов. ст.). Хвалебные кондаки и молитвы произносятся за несколько дней до самого праздника.
  8. В последнее воскресение перед Пасхой церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим , что значило добровольный приход Иисуса Христа на свою погибель.Точной даты празднования нет, это переходящее празднество, зависящее от Пасхи. По-другому этот день называют Вербным воскресением.
  9. Следующий праздник, который также зависит от Пасхи – это Вознесение Господне . Оно празднуется, как правило, через сорок дней и является очень важным для церкви. В этот день Господь вознёсся на небеса. С этого дня прекращается чтение тропаря «Господь воскресе из мертвых…».
  10. Другой, не менее важный праздник – День Троицы («Троица», в народе), по-другому именуемый как Сошествие Святого Духа на Апостолов или Пятидесятница . Отмечается на пятидесятый день после Воскресения Христова. Церковь празднует этот день как память о Святом Духе, сошедший на Апостолов и позволивший нести благую весть на многих языках.
  11. 6 августа (19 августа по нов. ст.) в церкви празднует Преображение Господне – день, когда перед тремя своими самыми близкими учениками, молящимися на горе, появился Иисус Христос.
    В народе этот праздник называется Яблочный Спас. Этот день завершает круг праздников Господа Иисуса Христа.
  12. Завершает календарный круг двунадесятых и богородичных праздников Успение Божией Матери – день, когда Пресвятая Дева Мария мирно уснула и отправилась на небеса к своему Сыну. Как правило, это празднество отмечается 15 августа (28 августа по нов. ст.). Это один из основных праздников, который знает каждый христианин.

Всего праздников у церкви очень много – ежедневно празднуются дни памяти самых разных святых, мучеников, преподобных, священномучеников, но эти двунадесятые праздники – наиболее важные в православном календарном году.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

8 класс

Предмет(ы):

Культурология

Цель урока:

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование:

Презентация, компьютер, проектор

Краткое описание:

Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме «Двунадесятые праздники». В игровой форме повторяется материал по истории праздников, а также происходит знакомство с новым блоком — символикой икон.

Во время обобщающего занятия учащиеся в игровой форме повторят материал по двунадесятым праздникам и познакомятся с иконографией праздников.

Обобщающее занятие факультатива ОПК по теме

«Двунадесятые праздники»

8 класс

Цель: Повторить и обобщить материал по двунадесятым праздникам. Познакомить с символикой иконографии праздников. Знакомство со священной историей Нового Завета через праздники.

Предварительное задание: индивидуальное, каждый ребенок готовит сообщение о какой-то праздничной иконе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока «Двунадесятые праздники». Почему праздники называются «двунадесятыми»? (Их -12. По-старославянски «12» – «дванадесять»)

Это главные христианские праздники, связанные со Священной историей Нового Завета. Мы уже говорили о них. Постараемся сегодня повторить то, что уже знаем. И очень надеюсь, что каждый сможет найти для себя что-то новое.

Для начала, в качестве разминки, несколько вопросов из районной олимпиады. В этом году два человека из нашего класса участвовали в ней. В следующем году, может быть, кто-то тоже захочет принять участие. Эти вопросы из олимпиады прошлого года. (Слайды 2-4)

  • Что такое двунадесятые праздники?

1. Все православные праздники

2. Праздники, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

3. Праздники, посвященные наиболее чтимым иконам

4. Дни памяти прославленных святых

(ответ: 2, т.к. Священная история Нового Завета связана с земной жизнью Спасителя и Богородицы)

  • Какой из праздников не относится к двунадесятым? Почему?

1. Рождество Христово

2. Крещение Господне

3. Пасха

4. Вознесение

(Ответ: 1, т.к. Пасха – Светлое Христово Воскресение – выше всех праздников, Православная Церковь говорит, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств», т.е. как праздник в сравнении с будним днем, так Пасха в сравнении с другими праздниками).

  • Какое событие празднуется в православных храмах каждое воскресение?

1. Пасха

2. Рождество Христово

3. Благовещение

4. Преображение

(Ответ: 1 – Пасха, Светлое Христово воскресение, отсюда и название дня недели)

Игра «Реставраторы» (слайды 5-11)

На заброшенном чердаке была найдена старая-старая книга. Пожелтели, обветшали ее страницы, время безжалостно стерло письмена. Сохранились лишь отдельные слова и фразы. Расскажите, о чем было написано в книге.

(Класс делится на группы, объединяясь по две парты. Учащимся раздаются листы в бумажном варианте. 5 минут на подготовку, один из группы выступает, остальные могут дополнять, Когда группа выступает, проецируется соответствующий слайд презентации).

Иконография праздников

Каждый двунадесятый праздник имеет свою праздничную икону. Мы их видели. Но икона – не просто рисунок, она полна символических деталей. У нас есть ребята, которые готовили небольшие сообщения по иконографии праздников.

Задание для всех: узнать, какому празднику посвящены иконы на слайде презентации. Тот, кто готовил сообщение про икону, назвать свою икону не может. (Кликаем по репродукции иконы (слайды 12-13) , которую узнали ребята, при этом по гиперссылке открывается изображение этой иконы и название праздника. Слово предоставляем учащемуся, готовившему сообщение об этой иконе. Понятно, что при этом иконы дети будут называть не в хронологической последовательности. В данном случае, это не принципиально, поскольку урок обобщающий, и дети уже знают о праздниках. Чтобы вернуться к слайдам 12-13, надо щелкнуть мышкой по большой репродукции иконы. После окончания работы со слайдом 12 или 13, жмем кнопку «далее»)

Рождество Пресвятой Богородицы

Иконография праздника сложилась в X-XIвеках в Византии. Существуют различные варианты композиции. В центре на одре лежит святая Анна. Рядом стоят девицы, держат дары. Внизу слева купают Новорожденную. Иоаким иногда выглядывает из верхней палаты, иногда вместе с Анной и Младенцем сидит внизу справа.

На некоторых иконах изображают ткань, перекинутую от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения.

Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку мы говорили, что интерьер для православной иконографии не характерен.

Введение во храм Богородицы

Предания сохранили подробности того, как Пресвятую Деву Марию привели в храм. В торжестве посвящения участвовало множество родных и близких Иоакима и Анны. Из Назарета все отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного поста с молитвою все пришли к храму. Впереди шли девочки с зажженными свечами в руках. Навстречу вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из пятнадцати ступеней, на каждой ступени, заходя в храм, священники останавливались, чтобы пропеть особую песнь – псалом. Ступени были очень высокими. Но к изумлению присутствующих, трехлетняя Мария легко и быстро преодолела их без помощи других людей. Это было чудом.

Первосвященник взял Ее за руку, но не остановился там, где по обыкновению стояли молящиеся, а повел в Святая Святых, куда сам имел право заходить только раз в год. Почему? Это было сделано по внушению Божию. Здесь, в алтаре храма, в Святая Святых, назначил он юной отроковице место для ежедневной молитвы. Престарелые же родители возвратились домой, славя и благодаря Бога.

На иконе праздника в центре – маленькая фигурка юной Марии, одетая в характерный для богородичной иконографии мафорий. Так одевались замужние палестинские женщины.

Но эта деталь подчеркивает грядущее великое предназначение Божией Матери. Позади святые Иоаким и Анна. Первосвященник Захария склоняется к Ней. На некоторых иконах в верхнем углу помещается сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.

Благовещение Пресвятой Богородице

На иконе праздника изображены Пресвятая Дева и Архангел Гавриил, благовествующий Ей. Детали же отличаются. На одних иконах Пресвятая Дева Мария изображена за чтением Священного писания, на других за пряжею. А на иконе 12 века «Благовещение Устюжское» — просто ровный золотистый фон. Эти детали тоже не случайны. «Благовещенье с пряжей» является наиболее распространенным сюжетом. Его помещают обычно на Царских вратах. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити – символ царского достоинства зарождающегося Младенца. На иконе присутствуют изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.

Отсутствие конкретного места действия на Устюжской иконе тоже символично. Оно подчеркивает таинственность и прикровенность Боговоплощения. Главной здесь становится Благая весть, принесенная Архангелом.

Рождество Христово

Давайте посмотрим на икону праздника. Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с Нею проем пещеры, в которой находятся ясли. В яслях – спеленатый Младенец. Рядом с яслями – вол и осел. Существует несколько толкований присутствия животных. Во-первых, они подчеркивают место, где свершилось событие Рождества. Во-вторых, отражают древнее предание, что Иосиф взял с собою ослика, на котором путешествовала Богородица, и вола, чтобы продать его. В-третьих, это символическое отражение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (Ис.1,3). Есть и такое толкование: вол и осел – два народа – израильский и языческий – которых пришел спасти Христос.

Над пещерой небесный полукруг и Вифлеемская звезда, лучи которой нисходят на Младенца.

Справа и слева помещены фигурки ангелов, пастухов, волхвов.

А Богородицу чаще всего изображают отвернувшейся от Младенца. Почему? Символически это подчеркивает две мысли: Младенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. И второе, Сама Богородица обращается к миру, для которого Она должна стать теперь Заступницей и Утешительницей.

В нижней части иконы – Иосиф Обручник. Перед сидящим в задумчивости Иосифом – пастух. В правой нижней части иконы – омовение Младенца, которое совершают две женщины.

Сретение Господне

Символическое значение этого праздника и в «срете­нии» – встрече – ветхозаветной, уходящей, и новой, при­ближающейся, эпох в истории человечества. В ико­нографии праздника это значение евангельско­го сюжета занимает главенствующее место. Важнейшая деталь композиции иконы – изображение перевитого велумом кивория. Киворий – шатер на колоннах над пре­столом – принадлежность именно христианского хра­ма.

Слева изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, за ней – праведный Иосиф. В руках Иосифа – два птенца горлицы, жертва за Новорожденного. Справа – праведный Симе­он Богоприимец, протягивающий закутанные, в знак особого благоговения, руки к Младенцу, по­зади его - пророчица Анна. Иногда в руках Анны изображают свиток, а Богомладенец нахо­дится на руках Симеона.

Крещение Господне

На ранних иконах в центре помещался Спаситель, окруженный водами, слева – Иоанн Крести­тель, вверху – изображение голубя.

В дальнейшем в композицию иконы стали включать фигуры ангелов.

Река Иордан заключена между двух высоких горок. Горки имеют два значения: они символизируют ступени духов­ного восхождения и показывают, что действие происходит на открытом пространстве.

В самых ранних вариантах иконы среди волн Иорда­на в нижней части можно увидеть аллегорические изоб­ражения бородатого старца и юноши, – они символизируют воды реки и моря, которые по пророчеству псалмопевца побежали вспять.

Иногда композицию иконы дополняет группа людей, готовящихся к Крещению.

Святой Дух в канонической иконографии праздника изображен не просто в виде парящего над Христом голубя. Сначала изображен небесный полукруг, из которого нисходит луч, заканчивающийся небольшим кругом, в центре которого и помещен голубь.

Преображение Господне

Преображение Господне… Господь преобразился, показал Свою Божественную природу. Оно произошло не при большом стечении народа, а только для избран­ных учеников, только после долгого и трудного вос­хождения на вершину горы. И как подтверждение Божественности Иисуса явлены были ученикам два про­рока: от мира умерших – Моисей, от мира живых – восхищенный на небо и не познавший смерти Илия. Ученикам было дано видение не только скрытого пло­тью Божества, но и убедительно доказано, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы.

В центре иконы в круге славы изображен Спаситель в белых ризах. Слева пророк Илия, справа Моисей с книгой в руке. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. В нижней части композиции – гора Фавор с деревьями и апостолы.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

В центре иконы праздника изображен Спаситель, сидящий на молодом осленке. Осленок, по толкованию святых отцов – необузданный народ языческий, а ослица, упоминаемая в Евангелии от Матфея – народ иудейский. Справа – Иерусалим, из ворот которого вышли ликующие жители с пальмовыми ветвями в руках. Дети постилают одежды, срывают пальмовые листья. У древних жителей Иерусалима это знаки почтения при встрече особенно важных людей.

Светлое Христово воскресение (Пасха)

Воскресение Христово – момент непостижимый. Поэтому на общепринятой иконе, посвященной Воскресению Христову, изображено не это, а другое событие, а именно, «Сошествие во ад». Основой для иконографии послужило Священное Предание и апокрифическое Евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Спасителя во ад. Когда Господь умер на кресте, тело Его было погребено в пещере, а душой он спустился в ад, откуда вывел всех праведников, ожидавших Его. До этого момента, согласно православному вероучению, рай был закрыт для человека. Все умершие, и грешники, и праведники, попадали в ад. Конечно, праведники не страдали. Находясь в особом месте, называемом ложем Авраамовым, они ждали пришествия Того, Кто выведет их из ада, сломает все замки и запоры, откроет человечеству путь в Царствие Небесное.

И Господь оправдал эти надежды. Он принес Себя в жертву за всех, кто живет на земле, жил когда-то или родится в будущие времена. Он – наш Искупитель. Он искупает нас от власти греха, дает силы бороться с грехом.

Вознесение Господне

Композиция иконы делится на две смысловые части. В верхней изображен Спаситель. Вокруг фигуры возносящегося Господа круг славы, который поддерживают ангелы. В центре на фоне горы – отпечаток стоп Спасителя. В нижней части те, кто провожает Господа: Богородица с двумя ангелами в белых одеждах по сторонам, ученики. На большинстве икон апостолы не имеют нимбов. Нимб есть только у Господа, Богородицы и ангелов. Это свидетельство того, что апостолы еще не получили Благодать Святого Духа. Он снизойдет в День Святой Троицы, на пятидесятый день после Пасхи.

Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов)

Описание сошествия Святого Духа на апостолов находится в книге Деяний, во второй главе.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каж­дом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4).

В центральной части праздничной иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов – по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине, составленной из фигур дуги, изображены апостолы Петр и Павел. Со­гласно книге Деяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице.

Ответ в том, что икона являет нам не хронологическое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов – начало христианской Церкви как сообщества всех объединен­ных верой и стремлением к спасению людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Апостол же Павел вместе с апостолом Петром именуются Церковью первоверховными. За тот колоссальный труд, который они осуществили для распространения веры христианской.

В нижней части дверь, она указывает на затворенную от внешнего мира горницу. На многих иконах в дверном проеме – старец в короне, держащий в руках двенадцать свитков. Это символическое изображение Космоса, то есть всей Вселенной. В руках у апостолов также свитки, а у апостола Павла – книга.

На некоторых иконах изображают и пресвятую Богородицу. На других – не изображают.

Обосновано и то, и другое. Богородица еще раньше была освящена и просвещена Духом Святым. Поэтому не Нее не сходи Святой Дух в этот день. Но духовное единение, которое было между Пречистой Девой и учениками Иисуса Христа, велит в День рождения Церкви изобразить их всех вместе.

Успение Пресвятой Богородицы

В центре иконы одр с лежащей Богоматерью. Сле­ва и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. В центре иконы за ложем Богородицы – фигура Спасителя. В руках Его фигурка младенца – душа Богородицы, родившаяся в мире духовном.

Спаситель окружен сферой славы, вокруг которой изображены ангелы. Слева и справа помещают палаты. В верхней части иконы на фоне неба изображают апостолов, переносимых к одру Богомате­ри. Это не столько скорбь успения, сколько торжество рождения души в жизнь вечную.

Воздвижение Креста Господня

Согласно Священному Преданию, святая равноапос­тольная императрица Елена по поручению своего сына – равноапостольного Константина Великого – отпра­вилась в Иерусалим на поиски креста, на котором был распят Спаситель. Оказалось, что потомки первых христиан сохранили память о месте, где была Голгофа и гробница Спасителя. Разрушив построенные на святых местах языческие храмы, императрица начала раскоп­ки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский», отрытая отдельно от крестов, а также пещера Гроба Господня. Но на каком из крестов был распят Спаситель? Мимо движется похоронная процессия. И чтобы понять какой крест настоящий, все три креста по очереди кладут с молитвою на умершего. Господь открывает истину, воскрешая покойного.

Именно этот Крест и был торжественно явлен народу 14 сентября 331 года иерусалимским епископом Макарием.

На иконе праздника в центре изображен епископ, держащий в руках Крест. Ему помогают двое служи­телей в светлых одеждах. Слева, справа, иногда и в нижней части иконы изображен народ, среди которого особо выделяются святые равноапостольные Констан­тин и Елена.

Блиц-опрос.

Какой Православный праздник является вашим любимым? Почему?

(Могут ответить желающие, а в случае их отсутствия, по цепочке все ученики класса).

Подведение итогов урока.

Литература

  1. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: «Сатисъ», 2004. – 335 с.
  2. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. – 264 с.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. М., 1993.

Пономарева Елена Александровна

  • 4 Что такое двунадесятый праздник?
  • 5 Какие праздники являются двунадесятыми?
  • 6 Какие праздники называются великими?
  • 7 Как праздновать церковные праздники?
  • 8 Что означает «предпразднство» и «отдание» праздника?
  • 9 Можно ли православным праздновать день святого Валентина?
  • 10 Отмечают ли верующие день своего рождения?
  • 11 Что означает «праздник» 8 марта?
  • Для чего установлены церковные праздники?

    Праздники установлены для воспоминания о благодеяниях Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Отрывая от суеты житейских дел и обращая внимание на духовное, праздники оживляют и углубляют веру, воспитывают дух благочестия, укрепляют в жизни по вере.

    Какой самый большой церковный праздник?

    Пасха - Воскресение Христово - «праздников Праздник и Торжество из торжеств». «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

    Что означает слово «Пасха»?

    Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «переход, избавление». Празднуя ветхозаветную Пасху, евреи вспоминали об освобождении своих предков из египетского рабства и переход в землю обетованную. Празднуя новозаветную Пасху, христиане торжествуют избавление всего человечества от рабства греху и дарование вечной жизни и блаженства через Воскресение Иисуса Христа.

    Что такое двунадесятый праздник?

    Это двенадцать («дванадесять» по-славянски) великих (больших) праздников, посвященных воспоминанию событий, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери, и имеющих судьбоносное значение в истории человечества.

    Какие праздники являются двунадесятыми?

    Это восемь праздников, посвященных Господу и четыре праздника, посвященных Божией Матери (даты даны по старому/новому стилю):

    • Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября),
    • Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14/27 сентября),
    • Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/04 декабря), Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (25 декабря/ 07 января),
    • Крещение Господне (Богоявление) (06/19 января),
    • Сретение Господа нашего Иисуса Христа (02/15 февраля),
    • Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/07 апреля),
    • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) (за 7 дней до Пасхи),
    • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа (на 40-й день по Пасхе),
    • День Святой Троицы (Пятидесятница) (на 50-й день по Пасхе),
    • Преображение Господа нашего Иисуса Христа (06/19 августа),
    • Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

    Какие праздники называются великими?

    Великие праздники:

    • Обрезание Господне (01/14 января),
    • Рождество Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/07 июля),
    • Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) ,
    • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября),
    • Покров Пресвятой Богородицы (01/14 октября).

    Как праздновать церковные праздники?

    В дни церковных праздников нужно свести до минимума все внешние дела, чтобы посвятить себя молитве и духовному переживанию празднуемого священного события.

    Эти дни надо посвящать Богу: по возможности присутствовать в храме на богослужении (желательно исповедоваться и причаститься), после храма дома молиться, читать Священное Писание и творения святых отцов, делать дела милосердия (например, посетить одиноких, больных, заключенных, накормить бедных).

    Без крайней необходимости в в праздничныедни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его.

    Что означает «предпразднство» и «отдание» праздника?

    В церковном праздновании великих праздников следует различать день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

    Днями предпразднства Церковь готовит верующих к достойной встрече праздника молитвословиями и песнопениями в честь наступающего праздника.

    Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни Церковь вспоминает и прославляет событие бывшего праздника.

    Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что оно содержит большую часть молитв и песнопений самого праздника.

    Можно ли православным праздновать день святого Валентина?

    Перенос этого праздника на православную почву не безвреден, так как часто используется как повод для пропаганды разврата. У православных христиан есть свои праздники и дни памяти святых, прославленных Православной Церковью. Имя Валентин в переводе с латинского означает - сильный. Православной Церковью прославлено в лике святых несколько подвижников веры, благочестия и мучеников, отдавших свои жизни за Христа, носящих это имя. Дни их памяти указаны в православном церковном календаре.

    Отмечают ли верующие день своего рождения?

    Да, отмечают. Жизнь - это великий Божий дар. Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Православные верующие в день своего рождения обращаются к Богу с благодарственными молитвами за прожитые годы и стараются в этот день исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Накрывается и праздничный стол для угощения родных, близких и друзей.

    Что означает «праздник» 8 марта?

    Надругательство над религиозными чувствами верующих, так как обычно в этот день уже идет Великий пост и празднование «женского дня» почти всегда приходится на вечернее богослужение в канун первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, когда Церковь вновь вспоминает мученическую кончину Крестителя Христова, причиной которой была женская распущенность, мстительность и коварство.

    Антихристианская направленность «международного женского дня 8 марта» в момент его зарождения была явной. Это позже человеческое стремление к уюту и домашним радостям придало ему привлекательные черты. А первоначально этот день был задуман Кларой Цеткин именно как праздник воинствующих атеисток, соратниц по революционной борьбе, «освобожденных» женщин - освобожденных от долга жены и матери, от целомудрия и стыдливости, от мягкости и добросердечия.